ГАЗ-2169 «Комбат» (ГАЗ-3120)
- Статья опубликована 25.01.2015 05:32
- Последняя правка произведена 14.11.2015 19:33
ГАЗ-2169 «Комбат» создавался в качестве преемника легендарного советского вездехода ГАЗ-69. Именно поэтому его создатели избрали ретро-дизайн его кузова, очень похожий на дизайн «газика», а так же добавили номер 69 в окончании индекса этого автомобиля.
В качестве силового агрегата на «Комбате» был использован дизель объёмом 2 литра, оснащённый турбонагнетателем. Его обозначение было ГАЗ-561 и выпускался он на заводе по лицензии компании Steyr. Этот мотор имел несомненное преимущество перед своими конкурентами, потому что его крутящий момент на пониженных оборотах составлял 250 Нм при 2000 об/мин.
В принципе, газовские конструкторы так и не продвинулись дальше опытного образца, который был оснащён тремя дверьми – одной откидной задней и двумя боковыми, а так же жёсткой крышей изготовленной из пластика. В таком виде внедорожник был выставлен в 2000 году на Московском автошоу «MИMС-2000».
ГАЗ-3120 «Комбат»При создании этого экспериментального автомобиля конструкторы не стали разрабатывать оригинальное шасси, а взяли платформу от другого опытного автомобиля – «Атамана». Кроме того, от него позаимствовали переднюю пружинную и заднюю рессорную подвески, двигатель, пятискоростную трансмиссию, оснащенную двухступенчатой раздаточной коробкой с цепью Морзе. По сравнению с базовым вездеходом «Комбат» стал несколько короче, так его длина составила 4 300 миллиметров, а колёсная база 2 350. Клиренс новинки равнялся 215 миллиметрам. Представленный на московской выставке образец имел полностью изготовленный из пластика кузов, который не ржавел, был очень лёгок и достаточно прочен.
В 2000-х года на ГАЗе началась серьёзная реорганизация производства и некоторые проекты, в том числе и ГАЗ-2169 пришлось свернуть из-за недостатка у предприятия финансовых средств. Проект вернули к жизни только в 2002 году, когда он получил новый индекс ГАЗ-3120 и полностью закрытый пластиковый кузов. При этом обновлённый «Комбат» поменял свой окрас, из вишнёвого стал фиолетово-синим.
Новинка могла преодолевать броды максимальной глубиной до 0,6 метра, а так же подъёмы до 30 градусов. Модернизированный автомобиль планировалось комплектовать дизельными и бензиновыми четырехцилиндровыми двигателями, а за дополнительную плату – пяти-шестицилиндровые силовые агрегаты. Благо запчасти на ГАЗ можно приобрести без особых проблем. Конструкторы ГАЗа объединили коробку передач с раздаточной коробкой. Они имела блокируемый межосевой дифференциал.
Не смотря на то, что ГАЗ-2169 «Комбат» весьма положительно оценивался на международных автовыставках, а так же на то, что ему был присуждён приз журнала «За рулём», в серию он так и не пошёл. Был выпущен лишь один опытный экземпляр и несколько его модификаций.
Технические характеристики ГАЗ-2169:
Габаритные размеры: | |
Длина, мм | 4300 |
Ширина, мм | 1870 |
Высота, мм | 1900 |
Колесная база, мм | 2350 |
Дорожный просвет, мм | 215 |
Колея колес — передних / задних, мм | 1560 /1560 |
Двигатель: | |
Модель двигателя | ГАЗ-5601 |
Тип | Р-4, дизель с охладителем наддувочного воздуха |
Рабочий объём, л | 2,134 |
Мощность, кВт (л.с.) / об. / мин. | 81 (110) / 3800 |
Крутящий момент, Нм (кгс.м)/об./мин. | 250 (25,5) / 2000 |
Максимальная скорость, км / ч | 130 |
Тип кузова | 3-х дверный с закрытым пластиковым или металлическим кузовом |
Колесная формула | 4х4 |
Минимальный радиус поворота,м | 5,1 |
Глубина преодолеваемого брода,м | 0,6 |
Пассажировместимость | 5 человек (включая водителя) |
Масса автомобиля: | |
Снаряжённая, кг | 1650 |
Полная, кг | 2200 |
Полезная нагрузка, кг | 550 |
Шины: | |
Стандартные | 225/75R16 |
По заказу | 245/75R16, 265/70R16 |
ГАЗ-2169 «Комбат»: путем былой славы
В 2000 году на Московском автосалоне был представлен автомобиль, заставивший учащенно биться сердца многих россиян. А все потому, что внедорожник ГАЗ-2169 «Комбат», о котором идет речь, был выполнен по мотивам культового «шестьдесят девятого».
Благодаря борьбе за жизнь, или, выражаясь мягче, за место под солнцем, в которую на стыке веков был втянут Горьковский автозавод, появился уникальный ностальгический внедорожник ГАЗ-2169 «Комбат». Была ли машина обречена на успех, пойди она в серию, – вопрос, но что ей гарантировалось с момента появления, – это внимание общественности. Да и как могло быть иначе, если идейным вдохновителем для «газовского комбата» послужил легендарный ГАЗ-69, облик которого был впитан с молоком матери миллионами жителей нашей страны. Кстати, сочетание цифр «2169» недаром фигурировало в индексе новинки. Таким образом подчеркивались современность (21 век) и преемственность модели.
Понятно, что копирование оригинала совершенно не актуально. Более того – унизительно. Поэтому создание римейка задача не из простых. Впрочем, судя по популярности современных «Жуков» и особенно «Мини», она вполне осуществима. К счастью, создатели ГАЗ-2169 не стали перелопачивать стилистику оригинала. И это позволило сохранить художественный лейтмотив. Даже несмотря на изменение масштаба. «Комбат» прирос габаритами по сравнению с «шестьдесят девятым» в длину и ширину. С 3850 до 4300 мм и с 1750 до 1870 мм соответственно. Знакомый до боли облик не смогли завуалировать даже несуразные детали.
Такие, например, как вычурные сдвоенные блоки головной оптики или нелепый передний бампер. Кузов у «стендового» ГАЗ-2169 был выполнен по каркасной технологии из пластика, при которой каркас, выполненный из металлических профилей и труб прямоугольного сечения, обшивался пластиковыми панелями. «Конвейерный» вариант должен был быть металлизирован. А жаль, ведь тогда бы он лишился существенных достоинств: абсолютной коррозионной стойкости и незначительной массы. К тому же жизнеспособность композита была подтверждена практикой. Скажем, на примере серийной гэдээровской малолитражки «Трабант». Или нашего мелкосерийного «Канонира». Как бы то ни было, у серийного внедорожника пластиковыми планировалось оставить передние крылья, съемную верхушку дверей со сдвижными стеклами и крышу с «газелевским» вентиляционным люком. Кстати, здесь стоит упомянуть, что первоначально ГАЗ-2169 «Комбат» был представлен с открытым кузовом. А впоследствии внедорожник обзавелся крышей. И «гостовским» индексом ГАЗ-3120.
«Комбат» – это дитя ускоренного, полностью компьютерного проектирования. И все равно удивительно, что период от компоновки до «живого» выставочного образца составил всего два месяца. Что же представлял собой этот «вундеркинд»? Ходовая часть – рама с передним и задним мостами, подвеской и другими узлами – были позаимствованы у внедорожного автомобиля «Атаман», который был запущен в разработку на несколько лет раньше. Рама, укороченная в месте соединения лонжеронного и трубчатого участков, определяла колесную базу в 2350 мм, что всего на 50 мм превышало показатель «прародителя». Подвеска применялась «атамановская» без изменений, т.е. зависимая, пружинная, на продольных рычагах с тягой Панара спереди и рессорная сзади. Впрочем, в перспективе сзади планировалось устанавливать рессоры от «Волги» в кузове универсал, так как для пассажирского автомобиля грузовые рессоры были слишком жесткими. Редукторы ведущих мостов применили стандартные, с передаточным числом 5,125. А коробка передач использовалась «волговская», 5-ступенчатая. Правда, немного доработанная. Она жестко соединялась в одном блоке без каких либо приводных валов с опытной 2-ступенчатой раздаточной коробкой, в которой был применен цепной привод. Так как полный привод на «Комбате» был постоянным, в раздаточной коробке использовался межосевой дифференциал с принудительной блокировкой.
У первого «Комбата» в качестве приводов использовались шарниры равных угловых скоростей от «Атамана». Но конструкторы склонялись к варианту с крестовинами в приводе (который тоже использовался для «Атамана») в силу его лучшей «живучести» на бездорожье. Плюс к тому, с помощью гидроусилителя руля сопротивление крестовин в приводе водителем практически не ощущалось. И еще этот вариант обеспечивал автомобилю радиус разворота всего 5,1 метра. К слову, рулевое колесо у машины было весьма скромного диаметра, однако упомянутый усилитель сводил все муки управления на нет. На «Комбат» был установлен дизельный силовой агрегат ГАЗ-5601 с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха, сделанный по лицензии австрийского Steyr. И хотя моторный отсек был сконструирован таким образом, что в нем помещался любой из выпускаемых на тот момент бензиновых двигателей, вплоть до V-образной «восьмерки», конструкторы машины в первую очередь сделали ставку на лицензионные двигатели Steyr. Впрочем, этот мотор мощностью 110 л.с. был откровенно слабоват для двухтонного автомобиля. Чтобы ускорить процесс подготовки к производству и уменьшить стоимость автомобиля, создатели старались по максимуму использовать светотехнику и другие элементы от серийно выпускаемых машин. С учетом двухдверной сущности автомобиля, в нем использовались передние сиденья от «Нивы». Однако на перспективу на складные кресла был сделан заказ фирме, которая в то время изготавливала сиденья для седана ГАЗ-3111.
Салон «Комбата» получился довольно широким. Даже сзади, не говоря о передних креслах, были установлены полноценные сиденья, обеспечивающие комфортное пребывание на борту. Удивительно, но пространства для ног задних пассажиров у машины было с избытком. Впрочем, места для багажа из-за этого осталось совсем мало. Цена «Комбата» планировалась на уровне 12–15 тыс. долларов. Многие посетители выставок, где экспонировался перспективный внедорожник, реагировали на такую стоимость довольно спокойно. А некоторые даже считали, что для машины такого класса она низкая.
Что в итоге? Вся техническая документация была передана в опытно-промышленное производство, где должны были быть собраны опытные образцы в металле в количестве трех экземпляров для прохождения полного цикла испытаний. Но, как часто бывает, в серию автомобиль не пошел, удостоившись лишь роли выставочного шоу-стоппера. А жаль!
Хочу получать самые интересные статьи
ГАЗ-2169 «Комбат»: дизайнерский внедорожник, не попавший в серию
Мало кто знает, что у легендарного советского джипа ГАЗ-69 есть преемник, причем сравнительно молодой. Разработка вседорожника ГАЗ-2169, получившего название «Комбат», началась в конце 90-х, а впервые автомобиль был представлен публике в 2000 году.
Созданный на платформе «Атамана», «Комбат» обладал классической для газовских внедорожников «внешностью». Машина выглядела замечательно и производила впечатление современного автомобиля, вместе с тем напоминая о славном прошлом Горьковского автозавода. Посетители выставок и журналисты автомобильных изданий расхваливали удачный и уместный ретростиль ГАЗовской новинки. «Комбат» мог похвастать 110-сильным турбодизелем, механической «пятиступкой» и двухступенчатой «раздаткой». По сравнению с «Атаманом», двухдверный «Комбат» стал немного короче (длина сократилась до 4300 мм). Проходимость автомобиля осталась весьма высокой: ГАЗ-2169 уверенно передвигался по пересеченной местности, мог одолеть брод глубиной до 60 см. и подъем крутизной до 30 градусов.
Особенно стоит отметить замечательный интерьер салона – конструкторы и дизайнеры ГАЗ постарались на славу. Для 2000 года он выглядит очень современно и продуманно.
В 2000-м году разработка «Комбата» была свернута из-за финансовых проблем у производителя, однако двумя годами позже ГАЗ вновь вернулся к этой машине, присвоив ей новый индекс (ГАЗ-3120) и выкрасив выставочный образец в вишневый цвет. К сожалению, на этом история модели завершилась. В серийное производство «Комбат» так и не поступил.
Материал подготовил Сергей Перелесов
Автор: ПолитРоссия
ГАЗ-2169 «Комбат» — Треп — Конференция ГАЗ-69
ГАЗ-2169 «Комбат» — Треп — Конференция ГАЗ-69 Перейти к публикацииИгорь и Петр 2
- Мастер
- Газонщики
- 2
- 168 публикаций
- Пол:Мужчина
- Город:Саратов
Гость Лесничий
Гость Лесничий
- Guests
Алекс 3 264
- Мастер
- Газонщики
- 3 264
- 1 481 публикация
- Пол:Мужчина
- Имя:Алекс
- Город:Жуковский
Драйвер 370
- Мастер
- Газонщики
- 370
- 859 публикаций
- Пол:Мужчина
- Город:г.Москва,деревня Тушино
- Интересы:Активный отдых на природе,побродить с ружьишкой по лесу,клею модельки
Гость Лесничий
Гость Лесничий
- Guests
Колпакоff 6 058
- Мастер
- Газонщики
- 6 058
- 550 публикаций
- Пол:Мужчина
- Имя:Евгений
- Город:Калининград
Алекс 3 264
- Мастер
- Газонщики
- 3 264
- 1 481 публикация
- Пол:Мужчина
- Имя:Алекс
- Город:Жуковский
Гость Лесничий
Гость Лесничий
- Guests
Колпакоff 6 058
- Мастер
- Газонщики
- 6 058
- 550 публикаций
- Пол:Мужчина
- Имя:Евгений
- Город:Калининград
speedoff 2 974
- Мастер
- Газонщики
- 2 974
- 3 315 публикаций
- Пол:Мужчина
- Город:С
Колпакоff 6 058
- Мастер
- Газонщики
- 6 058
- 550 публикаций
- Пол:Мужчина
- Имя:Евгений
- Город:Калининград
speedoff 2 974
- Мастер
- Газонщики
- 2 974
- 3 315 публикаций
- Пол:Мужчина
- Город:С
plotny69 512
- Мастер
- Газонщики
- 512
- 496 публикаций
- Пол:Мужчина
- Имя:Александр
- Город:Ставрополь
- Интересы:Альпинизм,фотография,ГАЗ-69
Midved 219
- Мастер
- Газонщики
- 219
- 802 публикации
- Пол:Мужчина
- Город:Королев Моск обл
Alex52 1 210
- Мастер
- Газонщики
- 1 210
- 876 публикаций
- Пол:Мужчина
- Город:Нижний Новгород
- Интересы:Авто, техника, философия, история религии, спорт.
speedoff 2 974
- Мастер
- Газонщики
- 2 974
- 3 315 публикаций
- Пол:Мужчина
- Город:С
UnDying TiTo 0
- Мастер
- Газонщики
- 0
- 220 публикаций
- Пол:Мужчина
- Город:СПб, Парголово
Гость ugaraz
Гость ugaraz
- Guests
supostat_su 46
- Мастер
- Газонщики
- 46
- 115 публикаций
- Пол:Мужчина
- Город:Тюмень
2000 | |
основные | |
---|---|
расположение руля | слева |
количество дверей | 2 |
конструкция | рамная |
геометрия | |
габариты | |
длина | 4 300 мм |
ширина | 1 870 мм |
высота | 1 900 мм |
колёсная база | 2 350 мм |
двигатель | |
название | ГАЗ-561 Турбо (лицензия Steyr) |
тип | Поршневой |
расположение | спереди, продольно |
цилиндры/клапаны | l4/2 |
объем | 2 134 см³ |
мощность | |
мощность | 110 л.с. |
в диапазоне от | 3 800 об/мин |
топливо | дизель |
турбонаддув | есть |
охлаждение | жидкостное |
Газораспределительный механизм | SOHC |
трансмиссия | |
привод | полный |
коробка передач | МКПП 5 |
подвеска и рулевое управление | |
передняя подвеска | |
тип упругого элемента | пружинная |
тип направляющего аппарата | зависимая |
амортизаторы | |
регулируемость | нет |
задняя подвеска | |
тип упругого элемента | рессорная на продольных полуэллиптических рессорах |
тип направляющего аппарата | зависимая |
амортизаторы | |
регулируемость | нет |
электрика | |
напряжение бортовой сети | 12 V |
эксплуатационные характеристики | |
Система «старт-стоп» | нет |
тормозная система | |
ABS | нет |
передние тормоза | |
описание | Гидравлические, с вакуумным усилителем |
тип | дисковые |
материал | металл |
перфорированные | нет |
задние тормоза | |
описание | Гидравлические, с вакуумным усилителем |
тип | барабанные |
материал | металл |
перфорированные | нет |
колёса и диски | |
материал дисков | алюминиевый сплав (литьё) |
передние | ?J × 16 225/75 R16 |
задние | ?J × 16 225/75 R16 |
5 редких внедорожников ГАЗ, которые так и не были запущены в серийное производство
В начале 1990-х автозавод ГАЗ столкнулся с падением спроса на грузовые модели. В то время, особой популярностью пользовались «легковушки». В качестве решения проблемы руководство Горьковской компании решило подогреть интерес покупателей, и выпустить линейку легких грузовых машин с рамной конструкцией. Однако ситуация от этого не изменилась, и положение не исправилось. А ведь все действительно могло быть по-другому. Вот 5 редких внедорожников ГАЗ, которые так и не были запущены в серийное производство.
ГАЗ-2308 «Атаман»
Пятиметровый пикап повышенной проходимости ГАЗ-2308 «Атаман» был разработан в 1995 году. Начиная с 1996 года ГАЗ изготавливал «Атаманы» небольшими партиями для отработки конструкции. На конвейер внедорожник ГАЗ-2308 с полным приводом и кузовом пикап должен был встать в ноябре 2000 года.
Однако в связи с тем, что 2000 году на ГАЗе началась крупная реорганизация (ОАО «ГАЗ» был приобретён компанией «Базовый элемент» Олега Дерипаски), в серийное производство автомобиль так запущен и не был. Один из пикапов Атаман, находясь в опытной эксплуатации, даже некоторое время работал в нижегородском аэропорту в качестве автомобиля сопровождения.
ГАЗ-230810 «Атаман-Ермак»
На основе 2308 еще на этапе проектирования конструкторы ГАЗ предполагали выпустить около 20 модификаций. На деле же, таковых появилось только две. Первой из них был ГАЗ-230810 «Атаман-Ермак». Данная модель вышла в кузове универсал с 5-местной кабиной. Прототип был впервые представлен на выставке в 1999 году. Тогда, производство модельного ряда ограничилось всего тремя экземплярами.
Помимо обычного пикапа и большого универсала, одной из версий, был пикап ГАЗ-230812. Он имел двойную кабину, закрытый кузов и распашные боковые двери.
ГАЗ-3106 «Атаман-II»
К Московскому автосалону 2000 года ГАЗ подготовил новую версию «Атамана» — ГАЗ-3106 «Атаман-II». Кроме того, с первой модели «Атамана» была использована пружинная подвеска, тормозная система, ведущие мосты и колес. Однако автомобиль получил совершенно другой кузов — был создан в качестве настоящего SUV.
Внедорожник имеет настолько большие габариты, что в нем устанавливают 3 ряда сидений, на которых, может располагаться 7 пассажиров.
Данный прототип оказался слишком дорогим в производстве и эксплуатации, и проект закрыли спустя год после презентации.
ГАЗ-3106
В 2004 году «ГАЗ» представил новый автомобиль под уже знакомым индексом. Внедорожник должен был занять промежуточное положение на рынке между Chevrolet Niva и UAZ Patriot.
По конструкции автомобиль представляет собой традиционный внедорожник. Кузов крепится на раме обе подвески полностью зависимые, однако вместо рессор установлены пружины. Сама же конструкция рамы и подвесок заимствована у экспериментальной модели «Атаман». На 3106 предполагалось устанавливать обширную гамму двигателей: отечественные ЗМЗ и импортные Sreyr. Планировалось производство трёхдверной версии и пикапа. Автомобиль полноприводный, причём привод постоянный полный.
Несмотря на все усилия и старания, в очередной раз цена оказалась слишком высокой, и заводу ГАЗ пришлось отказаться от идеи пустить модель в серийное производство. В 2005 году проект был снова заморожен.
ГАЗ-2169 «Комбат»
Одновременно с разработкой второго «Атамана» на Горьковском автозаводе велась работа над ГАЗ-2169 «Комбат». ГАЗ-2169 «Комбат» должен был стать наследником и развитием легендарного ГАЗ-69. Отсюда такой «ретро-стиль» и окончание в нумерации модели. Внедорожник создан на шасси автомобилей семейства «Атаман». Под капотом разместился 2,1-литровый турбодизель (110 л.с.), сочетающийся с пятиступенчатой «механикой». Естественно, у внедорожника был постоянный полный привод с понижающей передачей и блокировкой межосевого дифференциала.
Как и в случае с «Атаманом», проект был свернут в ходе реорганизации «ГАЗа» в начале 2000-х. В серию автомобиль не пошел, ограничившись ролью шоу-стоппера на нескольких выставках, так как он был выполнен в стиле узнаваемого большинством ГАЗ-69.