ГАЗ Тигр — ВикиВоины — энциклопедия о военной истории
Тигр
Классификация:
Бронеавтомобиль
Боевая масса:
7,2 т
Компоновка:
Переднемоторная
Экипаж:
2 человека
Десант:
11 человек
Производитель:
РоссияГоды эксплуатации:
2005 г. — настоящее время
Основные операторы:
РоссияДлина корпуса:
5700 мм
Ширина корпуса:
2300 мм
Тип брони:
STANAG 4569
Калибр и марка пушки:
30-мм пушка 2А72
20-мм пушка
Другое вооружение:
30-мм АГС-30Различные ракетные, зенитные и противотанковые комплексы
Тип двигателя:
Cummins B205
ЯМЗ-5347-10
ГАЗ-562
Скорость по шоссе:
160 км/ч
Скорость по пересечённой местности:
80 км/ч
Тип подвески:
Независимая торсионная
Преодолеваемый брод:
1,2 м
Пользователи:
«Тигр» — российский многоцелевой автомобиль повышенной проходимости, бронеавтомобиль, армейский автомобиль-внедорожник. Производится Группой ГАЗ (ОАО «ГАЗ», Россия) на Горьковском автомобильном и Арзамасском машиностроительном заводах, с двигателями ЯМЗ-5347-10 (Россия), Cummins B-205. Некоторые ранние образцы оснащались двигателями ГАЗ-562 (лицензионный Steyr), Cummins B-180 и B-215.
ГАЗ «Тигр» — российская альтернатива американскому «Хаммеру»

ГАЗ Тигр
Автомобиль ГАЗ-2330 «Тигр» — это российская разработка многоцелевого внедорожника, предназначенного в основном для армии. Однако кроме армейской бронированной модификации, существуют и гражданские варианты данного внедорожника. Производится на знаменитом ОАО «ГАЗ» и оснащается российскими и зарубежными двигателями.
Как создавался автомобиль ГАЗ «Тигр»
История появления «Тигра» началась с размещения заказа компанией Bin Jabr Group Ltd (BJG) из ОАЭ, которая договорившись с дочерней компанией ОАО «ГАЗ» (ЗАО «Промышленные компьютерные технологии») выделила на изготовление и разработку военного автомобиля около 60 000 000 долларов. Данные автомобили предназначались для компании, которая принадлежит королю Иордании, Абдуле II. Располагая такими огромными средствами, российские конструкторы смогли построить несколько прототипов автомобиля Tiger HMTV уже в 2001 году на выставке вооружения IDEX-2001.
Данные автомобили очень понравились заказчику, однако контракт на поставки автомобилей так и не был подписан. В 2005 году арабо-иорданская фирма Advanced Industries of Arabia начала производить свои машины, которые практически полностью копировали горьковские разработки. Вероятнее всего, подсчитав риски и затраты, арабы предпочли забрать все чертежи и выпустить автомобиль под своим брендом, чтобы не зависеть от российских партнёров.
У ОАО «ГАЗ» остались все технические документы и полностью готовый к серийному запуску автомобиль, обладающий выдающимися внедорожными характеристиками. Уже в 2002 году было собрано несколько опытных экземпляров, которые и были представлены общественности на МIMS-2002 под наименованием ГАЗ-233034 «Тигр».
В этом же году два автомобиля ГАЗ-233034 получил московский СОБР, чтобы ежедневной эксплуатацией проверить заявленные характеристики нового автомобиля. Вскоре после этого новым внедорожником сильно заинтересовались в МВД, которое и сделало первый массовый заказ на новинку. Производство «Тигров» было перенесено на Арзамасский машиностроительный завод, где оно размещается и сейчас.

Милицейский ГАЗ
Сейчас арзамасский завод входит в сферу управления ООО «Военно-промышленная компания» и выпускает следующие модификации автомобилей «Тигр»:
- СПМ-1 (специальная полицейская машина), имеющая 3 класс защиты и известная под индексом ГАЗ-233034;
- СПМ-2, имеющий 5 класс защиты;
- Армейский вариант бронированного «Тигра», который известен как ГАЗ-233014;
- Командно-штабная машина или КШМ Р-145БМА;
- ГАЗ-233001 «Тигр», представляющий из себя небронированный внедорожник в пятидверном исполнении.
Данные автомобили хорошо зарекомендовали себя на службе в полиции и армии.
Гражданские версии автомобиля ГАЗ «Тигр»

Гражданский внедорожник ГАЗ
Первые гражданские версии автомобиля ГАЗ «Тигр» были выпущены небольшой партией в 2008 году. По аналогии с американским военным внедорожником «Хаммер», владельцами первых гражданских «Тигров» стали известные российские певцы, актёры, режиссёры и политики. Некоторые были куплены крупными бизнесменами.
В 2009 году ГАЗ «Тигр» был выпущен более массовым тиражом, в этом же году арзамасский завод запустил серийное производство гражданской модели «Тигра». Автомобиль выпускался в двух комплектациях, обычной и «люксовой». Что касается второй модификации, то по сравнению с гражданской версией «Хаммера» она явно проигрывает в уровне комфорта.
В 2014 году один автомобиль ГАЗ «Тигр» получили луганские ополченцы, его торжественно подарил бывший владелец – Владимир Жириновский.
В 2006 году арзамасский завод взял курс на гражданский рынок мощных внедорожников, и представил на московском автосалоне новую версию «Тигра» — «Тигр-2». Директор завода В. Шупранович заявил, что новый внедорожник готов для выхода в серию.
Базу нового внедорожника решили оставить без изменений, она практически полностью копирует базу военного автомобиля, даже система подкачки шин такая же. На «Тигр-2» ставились два мотора:
- Турбодизель Steyr, который не получил широкого распространения;
- Cummins B205 – самый популярный двигатель на всех модификациях ГАЗ «Тигр».
Последний двигатель позволяет тяжёлому автомобилю развивать скорость до 160 км/ч. Внимательно осмотрев салон, можно заметить, что производитель ради экономии решил установить некоторые детали от «Волги» и «Газели», что неприемлемо для гражданского внедорожника такой ценовой категории. В целом, внешний вид ГАЗ «Тигр-2» напоминает американский гражданский внедорожник «Хаммер-2», хотя по уровню оснащения он до него не дотягивает.

Хаммер комфортабельнее Тигра
Вес гражданского автомобиля «Тигр-2» снижен до 3 500 килограммов, для того чтобы он мог «вписаться» в легковую категорию «В». Заявленный расход топлива равен 15 литрам, что вызывает большие сомнения. Возможно, по трассе так и есть, но по бездорожью «Тигр-2» должен расходовать не меньше 20 литров. Цена на «Тигр-2» планировалась в эквиваленте 120 000 долларов, что сделало его неконкурентоспособным в сравнении с более комфортабельными и проверенными внедорожниками зарубежного производства.
ГАЗ-СП46 «Тигр» — парадный автомобиль российской армии
В 2007 году автомобили «Тигр» решили использовать в качестве легкового парадного автомобиля. Для этого ГАЗ «Тигр» был доработан в соответствие с требованиями, предъявляемыми к парадным автомобилям.
Парадный «Тигр» получил кузов типа «кабриолет» с двумя дверями, эргономика которых рассчитана на облегчённый вход и выход главнокомандующего парадом. Кабриолет оснащён съёмной крышей.
В отделке салона использовались только натуральные материалы высшего класса, сиденья имеют кожаную отделку. Для того, чтобы принимающий парад мог спокойно стоять во время движения автомобиля, парадный «Тигр» оборудован специальным поручнем, который может регулироваться по высоте. В багажнике находится аппаратура спецсвязи для парада и запасное колесо (которое вынимается во время парада).

ГАЗ Тигр на параде
Так как для парадного автомобиля необходимо было обеспечить плавность хода, в качестве АКПП была выбрана Allison Transmission серии 1000, именно такой АКПП оснащаются «Хаммеры» Н-1. Двигатель на ГАЗ-СП46 «Тигр» устанавливается стандартный Cummins B. Вес парадного автомобиля значительно снижен, но он всё равно тяжелее, чем гражданские модификации (4 750 кг).
В 2008 году парадные модификации были продемонстрированы Министру обороны, в результате чего было куплено 3 автомобиля, которые были отправлены в Ленинградский военный округ, для участия в последующих Парадах Победы.
Полицейские и военные модификации ГАЗ «Тигр»
ГАЗ-233034 «Тигр» или специальная полицейская машина-1 (СПМ-1) является автомобилем, сделанным по заказу МВД РФ. Её предназначение заключается в использовании её в качестве оперативной машины или транспортного средства в следующих ситуациях:
- При проведении контртеррористических операций;
- Для выполнения специальных задач по территориальной обороне;
- Поддержка и содействие ФПС РФ;
- Транспортировку личного состава при крайней необходимости совершения внезапного марш броска.
Для защиты экипажа от воздействия огнестрельного оружия или взрывных устройств различного типа в данном автомобиле используется бронирование 3 класса бортов и кормы. Лобовая броня значительно толще и соответствует 5 классу. Крыша машины имеет два прямоугольных люка, которые не оснащены креплениями для пулемётов. В более ранних моделях огонь можно было вести через специальные бойницы, которые располагались в дверях и корпусе автомобиля. На более поздних моделях бойницы были заменены на бронированные стёкла, которые открывались во время подготовки к стрельбе.

ГАЗ на полосе препятствий
В салоне могли разместиться 9 человек, 7 из которых являлись бойцами специального отряда. На ГАЗ-233034 «Тигр» может устанавливаться радиостанция и блокатор радиоуправляемых бомб.
На базе автомобиля СПМ-1 был разработан спецавтомобиль «Абаим-Абанат». Его отличие от базовой модели заключается в наличии специальной лестницы, которая управляется водителем автомобиля, и трех специальных щитов, которые должны быть установлены на конце лестницы. Данный автомобиль может обеспечить проникновение специальных отрядов сразу на второй или третий этаж.
Вторая модель специальной полицейской машины (СПМ-2) имеет 5 класс брони. По своим основным характеристикам этот автомобиль ничем не отличается от СПМ-1.
В 2011 году на авиасалоне был представлен мобильный противотанковый ракетный комплекс «Корнет ЭМ», который был смонтирован на шасси СПМ-2. Производитель посчитал, что мощное шасси «Тигра» справится с транспортировкой противотанкового комплекса, а брони 5 класса будет достаточно для защиты обслуживающего персонала.
Сейчас данный комплекс проходит испытания на полигонах. Существуют две модели противотанкового ракетного комплекса:
- «Корнет-Д»;
- «Корнет-ЭМ».
Так как точная информация об этих комплексах засекречена, можно только догадываться, чем они отличаются друг от друга. Предполагается, что вариант «Д» — это комплекс, разработанный для Российских Вооружённых Сил, а вариант «ЭМ» предназначен для продаж за границу.
В 2010 году президент России Д. Медведев лично протестировал броневик «Тигр», который называется «проект-420». Данный автомобиль отличается двигателем Dodge Cummins ISB объёмом 5,9 л, мощность которого составляет 420 л. с. Такими двигателями оснащались пикапы Dodge Ram. Благодаря такой мощности, динамические качества автомобиля были повышены на 35 процентов, а максимальная скорость увеличена на 20 км/ч.
В 2010 году на выставке «Интерполитех-2010» был представлен обновлённый «Тигр», получивший название «Тигр-М». Он получил отечественный дизельный двигатель ЯМЗ 5347-10, новую систему вентилирования воздуха, улучшенные дверные замки и множество других усовершенствований. Число мест в салоне автомобиля было увеличено до 9. В настоящее время «Тигр-М» поставляется армии РФ.
«Тигр-6А» — это автомобиль, который предназначен для перевозки командного состава, который передвигается в условиях военных действий. Он отличается усиленной бронёй, которая соответствует классу «6А».
Кроме этих моделей, существует множество других модификаций ГАЗ «Тигр», которые предназначены для решения конкретных боевых задач. Например, существует автомобиль специальной и космической связи, который сделан на базе СПМ-2. Интересными моделями также являются «Тигр-антиснайпер» и «Тигр» МК БЛА-01, который является мобильным комплексом беспилотников.
Безусловно, ГАЗ «Тигр» смог занять свою нишу в армии, заменив собой лёгкие УАЗики, которые были не в состоянии выполнять некоторые сложные боевые задачи. В гражданском сегменте ГАЗ «Тигр» не смог конкурировать с более комфортабельными иномарками подобного класса.
Бронеавтомобиль ГАЗ-2330 «Тигр» | Военное оружие и армии Мира
Одной из современных тенденций развития легких бронированных машин стало создание многоцелевых бронеавтомобилей. Свой образец такой машины предложил Арзамасский машиностроительный завод.
Поразительное обстоятельство: разработка новой легкой бронированной машины, столь необходимой Российской армии, началась по инициативе иностранного заказчика. Заказ на создание бронированного автомобиля был размещен руководством вооруженных сил Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) в конце 1990-х годов.
ПОЯВЛЕНИЕ НА СВЕТ
Автомобиль разрабатывался группой конструкторов ГАЗа под руководством А. Г. Масягина с использованием опыта эксплуатации внедорожников «Хаммер» в армии ОАЭ. В итоге был разработан опытный автомобиль — специальное транспортное средство «Тигр» (ГАЗ-2975). В 2000 году опытные образцы автомобилей и документация переданы заказчику — компании «Бин Джабер Груп» (ОАЭ). С использованием этих прототипов позже в ОАЭ совместно с фирмой «Рено» был создан автомобиль AR-17 Nimr. А у ГАЗа остался задел — разработанный и готовый к серийному производству автомобиль. На ГАЗе были собраны несколько автомобилей второй серии — с иными внешностью и интерьером. Именно они под названием ГАЗ-233034 «Тигр» впервые были продемонстрированы в России на показе техники на полигоне ЦНИИ-21 МО России в Бронницах в августе 2002 года.
КОНСТРУКЦИЯ
Автомобиль «Тигр» предназначен для перевозки людей и различных грузов по дорогам и бездорожью. Представляет собой шасси рамной конструкции, несущее на себе кузов и основную часть агрегатов. Кузов автомобиля цельнометаллический однообъемный пятидверный с грузовым отсеком, рассчитан на перевозку четырех человек и до 1500 кг груза (бронированный трехдверный однообъемный, рассчитан на перевозку 6-9 человек и 1200 кг груза — для армейского и полицейского вариантов машины). Грузовой отсек отделен от пассажирского перегородкой, оборудован сиденьями, на которых можно дополнительно разместить 2-4 человек.
На сварной раме высокой жесткости смонтированы независимая торсионная двухрычажная подвеска всех колес с гидравлическими амортизаторами (передняя подвеска дополнительно оснащена стабилизаторами поперечной устойчивости), силовой агрегат (дизельный двигатель, системы двигателя, сцепление с пневмогидравлическим усилителем, пятиступенчатая механическая коробка передач, двухступенчатая раздаточная коробка с межосевым дифференциалом с электропневмоприводом блокировки), два моста с самоблокирующимися дифференциалами повышенного трения, колесные редукторы, колеса с шинами для движения по труднопроходимой местности.
Рабочая тормозная система — гидравлическая, двухконтурная с разделением на контуры по осям, с пневмоусилителем, передние и задние тормозные механизмы — барабанного типа. Стояночная тормозная система — трансмиссионный тормозной механизм барабанного типа с механическим приводом, установленный на вторичном валу раздаточной коробки. Машина оснащена системой регулирования давления воздуха в шинах с электронным управлением, предпусковым подогревателем и электрической лебедкой.
Корпус бронированных вариантов «Тигра» сваривается из термообработанных бронелистов толщиной 5 мм (7 мм у СПМ-2), после чего он подвергается отпуску для снятия внутренних напряжений. Бронированная машина тяжелее обычной, со стальным кузовом, на 700 кг.
Бронированный кузов получился настолько прочным, что можно было вполне обойтись и без отдельной рамы, как на бронетранспортерах. Но в целях унификации бронированный кузов сделали съемным. Таким образом, на одно и то же шасси можно устанавливать разные кузова: закрытые пассажирские, бронированные, с грузовой платформой.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГАЗ-2330 «ТИГР»
- Снаряженная масса, т: 53
- Вместимость, чел.: 2-10
- Габаритные размеры, мм:
— длина: 4610
— ширина: 2200
— высота: 2000
— клиренс: 400 - Макс, скорость движения, км/ч: по шоссе: 140
- Преодолеваемые препятствия:
— угол подъема, град.: 45
— глубина брода, м: 1,2
Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь
6112технические характеристики и отзывы :: SYL.ru
ГАЗ «Тигр» предназначен в первую очередь для использования в зоне боевых действий. Перед конструкторами стояла задача сделать маневренное бронированное транспортное средство, которое могло бы иметь достаточную бронезащиту, не теряя при этом в динамике. Похоже, этот замысел удался.

Теперь кроме военного появился ГАЗ «Тигр» гражданский, отличающийся от армейского прототипа в первую очередь меньшей массой. Но сначала немного подробнее об истории создания вездехода «Тигр» (ГАЗ).
Происхождение и история создания
Всё началось с того, что армейский автомобиль понадобился вооружённым силам Иордании. Покупать и обслуживать в дальнейшем американские «Хамви» или «Хаммеры» руководство страны посчитало слишком дорогим удовольствием, после чего сам король Абдулла Второй учредил специальное предприятие, которое было обязано создать такую машину.
Ещё одно предприятие из ОАЭ с той же проблемой обратилось за помощью в Россию, да не куда-нибудь, а на Горьковский автозавод. Попросили сделать для начала три опытных броневика с разными кузовами. Делать гражданский вездеход никто не собирался, но…
Там, где «Хаммер» не пройдёт
Иордания и ОАЭ — это страны, которые фактически лежат посреди пустыни, и условия там соответствующие. «Хаммеры» часто там ломались. Тем не менее компоновку американской машины было решено взять за основу нового броневика. Подключив к работе ещё несколько предприятий, удалось выполнить заказ на «Тигр» (ГАЗ) раньше намеченного срока.
При создании автомобиля использовались узлы и агрегаты бронированных машин «Водник» и БТР-80. Самому новому вездеходу присвоили обозначение Газ-2975 «Тигр».
Первые опытные «Тигры» продемонстрировали широкой публике на одной из оружейных выставок в 2001 году. Заказчики по достоинству оценили новый российский броневик. Через 4 года Иордания открыла собственное производство подобной техники, а наши машины приобретать не стала. Однако новинкой заинтересовались представители силовых структур.

На заводе ГАЗ переработали машину «Тигр» с учётом пожеланий силовиков. В 2002 году это была уже другая машина с изменившимся обозначением — Газ-2330 «Тигр». Партию бронеавтомобилей направили в Москву на испытания. Впоследствии ГАЗ заключил контракт с МВД России на поставку специальных машин.
Дальнейшее развитие
На параде в честь 70-летия победы в Великой Отечественной войне мы все увидели новый «Тигр». Теперь он не только способен перевозить десант и грузы, но и нести различное вооружение, в том числе противотанковое. Кроме того, в настоящее время появились внедорожники «Тигр» полицейского и гражданского назначения. Всего у внедорожника пять основных модификаций.
Специально для гражданского использования в настоящее время разрабатывается модель ГАЗ-3121 «Тигр-2», которая должна вытеснить с нашего рынка американские внедорожники подобного типа.
Дорожный просвет внедорожника «Тигр» больше, чем у любой другой машины такого же класса. Снаряжённая масса бронеавтомобиля равна 6-7 тоннам. Машина в армейском варианте имеет два бензобака на 68 литров, что обеспечивает неплохой запас хода, а в условиях боевых действий это не менее важно, чем высокая проходимость или наличие бронезащиты. Надо отметить, что многие качества армейских вездеходов были проверены в ходе конфликта в Южной Осетии в 2008 году.

В настоящее время на вооружении вооружённых сил и спецслужб России и некоторых других стран состоят около 200 модификаций «Тигра». На асфальте машина развивает до 160 км/ч.
Особенности конструкции
Корпус машины закреплён на раме сварной конструкции. От БТР-80 машина унаследовала двухтрубные амортизаторы и пару поперечных рычагов, на которых закреплена торсионная подвеска. У неё есть как достоинства, так и недостатки, включая снижение плавности хода и трудоёмкий ремонт. Зато такая система выдерживает высокие нагрузки на ходовую часть.
Армейский вариант «Тигра» не имеет традиционного для внедорожников кузовного каркаса. Бронекорпус крепится непосредственно к сварному шасси. Даже гражданская модификация многое способна вытерпеть благодаря большому запасу прочности. Только у этого есть оборотная сторона: высокий уровень потребления горючего.

Автомобиль имеет систему регулирования давления в шинах, благодаря чему его проходимость сравнивается с таковой у гусеничных машин. Под капотом броневика находится турбодизель американского производства мощностью 180 л.с. Есть также модели с моторами, произведёнными в Ярославле. В конструкции мостов применены главные передачи с самоблокирующимися дифференциалами, ещё одно «наследство» БТР.
Двигатель
ГАЗ «Тигр» оснащён обычно дизелем Commins B-180 либо Commins B-215, мощностью 180 и 215 л.с. соответственно. Моторы шестицилиндровые, с рядным расположением «горшков». Также на броневик устанавливается разработка Горьковского завода – двигатель ГАЗ-562 и упомянутый выше ярославский ЯМЗ-534, имеющий более высокую мощность.
Противотанковый комплекс «Корнет-Д»
Представляет собой установку из 4-8 ПТУР на шасси ГАЗ 2330 «Тигр». Ракетный противотанковый комплекс поставляется в российскую армию и за рубеж. Кроме наземной техники «Корнет-Д» может уничтожать вражескую авиацию, однако лучше всего с этим справляется специальная установка «Комар».

Мирная модификация
Тяжёлое бездорожье — это естественная среда обитания «Тигра». Поэтому неудивительно, что ГАЗ «Тигр» (гражанская версия) может пригодиться некоторым невоенным службам или простым гражданам, любящим активный отдых. Автомобиль с поистине феноменальной геометрической проходимостью даст фору известным «шишигам» и «козликам». Почему бы и не приспособить гражданский ГАЗ 2330 «Тигр» для нужд не только военных, но и мирных?
Такие варианты уже есть. Первые из них остались в гаражах известных людей России, политиков и артистов. Для военной машины у «Тигра» приемлемые эргономика и обзорность, но по большому счёту покоряется внедорожник только опытному водителю. Каждый ли знает, что у него в коробке скоростей не 4 передачи, а все 6? Вот-вот, а на схеме нарисованы четыре. Впрочем, тому, кто водил грузовики серии ГАЗ, в кабине внедорожника будет вполне удобно, потому что рулевое управление и приборная панель в ГАЗ «Тигр» (гражданский) практически перенесены оттуда.

В городе управлять такой машиной несколько непривычно, но разгон у нее для своей массы неплохой. Стоит учесть и большой радиус поворота. Двигаться по трассе он может не медленнее, чем многие легковушки. Пятидверный кузов вмещает четырёх человек. Часто отдельные богатые граждане заказывают переделку военной машины в нечто эксклюзивное, с дорогим кожаным салоном и прочими радостями. Производится машина ГАЗ «Тигр» (гражданская версия) небольшими партиями.
Будущее «Тигра»
В ОМОНе машину очень любят. Оперативно перевезти стражей порядка в неспокойное место, защитив их от пули и фугаса, снеся при этом баррикаду — это то, что нужно во время хорошей заварушки. Броня с успехом противостоит бандитским атакам: даже если ушлый уголовник раздобудет СВД с бронебойными пулями, ему это не поможет. А кузов скрывает с десяток полицейских в полном боевом оснащении. Целый мобильный отряд!
Однако есть и претензии. Качество исполнения некоторых деталей не всегда бывает приемлемым, хоть в целом вездеход получается как практически «неубиваемый» танк на колёсах. Зато запас хода даже при прожорливости движка впечатляет: он равен 700 километрам!
Так что пока перспективы очевидны: армия, полиция, спасательные службы. Очень уж специфичная машина получилась, не терпит слабаков и ротозеев за рулём.
2006 ГАЗ 2330 «Тигр» — 5.9 л / 205 л.с.
ГАЗ-2330 «Тигр» — российский многоцелевой автомобиль повышенной проходимости, бронеавтомобиль, армейский автомобиль-внедорожник. Производится на Арзамасском машиностроительном заводе, с двигателями ЯМЗ-5347-10 (Россия), Cummins B-205. Некоторые ранние образцы оснащались двигателями ГАЗ-562 (лицензионный Steyr), Cummins B-180 и B-215.
История создания
Непосредственным заказчиком многоцелевого транспортного средства выступала фирма Bin Jabr Group Ltd (BJG) из ОАЭ, выделив на разработку и изготовление опытных образцов 60 миллионов долларов США. Конечным заказчиком являлась компания King Abdullah II Design and Development Bureau (KADDB) иорданского короля Абдулы II[2]. Главным исполнителем и координатором проекта стала дочерняя фирма Горьковского автозавода (ОАО «ГАЗ») ЗАО «Промышленные компьютерные технологии» (ПКТ). Первые образцы Tiger HMTV были представлены в Абу-Даби на Международной выставке вооружения IDEX-2001.
Автомобили заказчику понравились, но в результате контракт на поставку Тигра так и не был подписан, однако в Иордании в Аль Дулайле совместное арабо-иорданское предприятие Advanced Industries of Arabia (AIA, 80 % акций у BJG) начала с июня 2005 года производство идентичных бронеавтомобилей Nimr в различных исполнениях.
Так у ГАЗа остался задел — разработанный и готовый к серийному производству автомобиль. На ГАЗе были собраны несколько автомобилей второй серии — с иной внешностью и интерьером. Именно они под названием ГАЗ-233034 «Тигр» были представлены на МIMS-2002.
После того, как в конце того же года два опытных образца автомобиля поступили в московский СОБР в опытную эксплуатацию, машиной заинтересовалось руководство МВД РФ и выступило заказчиком «Тигров». Серийное производство автомобилей «Тигр» было организовано на Арзамасском машиностроительном заводе (АМЗ), где осуществляется и по сегодняшний день. На Горьковском автозаводе автомобили «Тигр» больше не выпускаются.
В настоящее время на ОАО «АМЗ» (входит в периметр управления ООО «Военно-промышленная компания») серийно производятся следующие модели автомобиля «Тигр»:
- ГАЗ-233034 — СПМ-1 «Тигр» уровень баллистической защиты по 3 классу;
- ГАЗ-233036 — СПМ-2 «Тигр» уровень баллистической защиты по 5 классу;
- ГАЗ-233014 «Тигр» — армейский вариант бронированного автомобиля;
- КШМ Р-145БМА «Тигр» — командно-штабная машина;
- ГАЗ-233001 «Тигр» — автомобиль повышенной проходимости в небронированном пятидверном корпусе
Конструкция
Автомобиль предназначен для перевозки людей и различных грузов по дорогам и бездорожью. Представляет собой шасси рамной конструкции, несущее на себе основную часть агрегатов и кузов. Кузов автомобиля цельнометаллический однообъёмный пятидверный с грузовым отсеком, рассчитан на перевозку четырёх человек и до 1500 кг груза (бронированный трёхдверный однообъёмный, рассчитан на перевозку 6—9 человек и 1200 кг груза — для армейского и полицейских вариантов машины). Грузовое отделение отделено от пассажирского перегородкой, оборудовано сиденьями, на которых можно дополнительно разместить 2—4 человека.
В стандартную комплектацию автомобиля входят: гидроусилитель руля, независимая торсионная подвеска всех колёс с гидравлическими амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости, раздаточная коробка с возможностью блокировки межосевого дифференциала, с самоблокирующимися межколёсными дифференциалами повышенного трения, колёсные редукторы, автоматическая подкачка шин с электронным управлением, предпусковой подогреватель, электрическая лебёдка.
На ГАЗ-233001 «Тигр» дополнительно могут быть установлены: кондиционер; аудиосистема; электростеклоподъёмники; дополнительный отопитель; независимый отопитель; Антиблокировочная система.
Блокировка межосевого дифференциала включается кнопкой на панели, а понижающий ряд трансмиссии включается рычагом. Межколёсные дифференциалы — кулачковые, самоблокирующиеся. Позаимствованы у БТР, как и сама подвеска колёс на сдвоенных поперечных рычагах. Кроме этого, у БТР взята ещё и централизованная система подкачки колёс.
Корпус бронированных вариантов «Тигра» сваривается из термообработанных бронелистов толщиной 5 мм (7 мм у СПМ-2), после чего он подвергается отпуску для снятия внутренних напряжений. Бронированная машина тяжелее обычной, со стальным кузовом, на 700 кг. Бронированный кузов получился настолько прочным, что можно было вполне обойтись и без отдельной рамы как на бронетранспортёрах. Но в целях унификации бронированный кузов сделали съёмным. Так что на одно и то же шасси можно устанавливать разные кузова — закрытые пассажирские, бронированные, с грузовой платформой. «Тигр» может перевозить полторы тонны груза.
Двигатель Cummins B205, шестицилиндровый рядный, с турбонаддувом 205 л.с./150 кВт, производства американской корпорации CUMMINS INC.
Стоимость гражданского «Тигра» составит от 100 до 120 тысяч долларов, в зависимости от модификации.