Со дна Байкала подняли почти сто автомобилей, трактор и самолет. ФОТО+ВИДЕО | Екабу.ру
Почти сто автомобилей, два десятка лодок, несколько снегоходов, трактор и даже два летательных аппарата достали спасатели со дна Байкала в ходе операции по очистке озера. Доставать транспортные средства профессиональным водолазам помогали местные дайверы-любители.Как отмечают в МЧС, в основном в Байкале тонут автомобили рыбаков, которые выезжают на тонкий лед.
В Сибири прошла масштабная операция под подъему затонувших в Байкале транспортных средств «Хрустальная глубина». За 15 лет дно озера превратилось в настоящее кладбище техники: по данным спасателей, в нем утонуло 163 автомобиля, 30 лодок, 14 снегоходов, 5 мотоциклов, трактор и даже два летательных аппарата — вертолет и самолет. Об этом сообщается на сайте ГУ МЧС России по Иркутской области.
«Из них силами наших спасателей было поднято со дна 92 автомобиля, 18 лодок и катеров, 6 снегоходов, 2 мотоцикла, оба легкомоторных воздушных судна и трактор,
— рассказал начальник Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России Семен Белокуров. — Перед началом экоэкспедиции мы составили подробную карту оставшихся в озере объектов».
К чистке дна Байкала спасатели готовились заранее: сначала обследовали дно с помощью специального телеуправляемого подводного аппарата и локаторов. После этого закрепили на найденных автомобилях, катерах и воздушных судах накачиваемые воздухом понтоны, с помощью которых и подняли их на поверхность. После этого всех «утопленников» тросом отбуксировали на берег.
После подъема затонувшего транспорта спасатели вместе с полицией ищут собственников или их родственников и предлагают им забрать транспортное средство.
В региональном управлении МЧС «Газете.Ru» рассказали, что тел погибших в автомобилях не было — их спасатели достают сразу после того, как машина уходит под воду. Достать же сам автомобиль после происшествия бывает затруднительно, потому что большая часть таких инцидентов происходит в зимнее время.
«Обычно тонут автомобили рыбаков, которые выезжают на лед в районе мысов, где хороший клев, но лед очень непрочный. Поэтому тела достать удается, а вот поднять затонувшую машину зимой сложно: спасатели не могут выехать на лед, ведь они тоже могут провалиться», — сказали в пресс-службе МЧС.
В ведомстве также отметили, что операции по очистке Байкала проводятся регулярно, причем участвуют в них не только профессиональные спасатели. «Обычно нам помогают дайверы-любители, они обследуют дно около берега и в районе пирсов, поднимают мусор. На берегу тоже работают активисты. У нашего спасательного отряда эта операция уже стала своего рода традицией — начиналось все с учебных погружений в Байкал, в ходе которых водолазы заодно находили и поднимали утонувший транспорт», — сказали в МЧС.
Источник: gazeta.ru
Не пропустите:
Вокруг Байкала на велосипеде
Загадки озера Байкал
Искусство на озере Байкал
Спасатели и волонтеры достали со дна Байкала сотни объектов :: Новости :: ТВ Центр
Уникальная экологическая экспедиция прошла на самом глубоком озере мира — Байкале. В операции по очистке водоёма приняли участие 800 человек. Спасатели и волонтёры составили подробную карту затонувших объектов, которые несли экологическую опасность для водоёма. С помощью подводного аппарата со дна удалось достать 92 автомобиля, 18 лодок и катеров, а также два мотоцикла, шесть снегоходов, трактор, вертолет и даже самолет.
Специальные понтоны без труда поднимают с пятиметровой глубины автомобиль. Считанные минуты и остов, утонувшей три года назад «Тойоты», показывается на поверхности Байкала. Дальше его тросами, что заранее закрепили водолазы, вытягивают на берег для дальнейшей транспортировки и утилизации.
Путин поручил ликвидировать ущерб экологии Байкала
Видно, что машина сильно повреждена. В марте 2013 двое мужчин отправились на ней рыбачить, говорят сотрудники МЧС. До берега не доехали 300 метров. Ушли под лед. Спастись не удалось никому. Тела достали сразу. А вот машину извлекли только сейчас. И это далеко не единичный случай. За пять лет в Байкале затонуло более 200 транспортных средств. Автомобили, мотоциклы, лодки и даже трактора. Их поиском и извлечением из воды сейчас и занимаются сотрудники байкальского поисково-спасательного отряда в рамках экологической экспедиции.
«Это идет в защиту экологии озера. Потому что вы ясно понимаете: автомобиль с топливом, с маслом. То есть в любом случае, если он будет долго лежать, все это прогниёт, проржавеет и будет вытекать в озеро», — рассказал заместитель начальника Байкальского поисково-спасательного отряда Михаил Сукманов.
На вооружении – только лучшие специалисты. Профессиональные водолазы. Это там, где нельзя отработать техникой. Она задействована тоже самая современная. Затонувшие машины на дне Байкала ищут, в том числе и с помощью телеуправляемого подводного аппарата «Фалькон».
«Аппарат очень удобный. Очень сильно нам помогает. Потому как самый лучший вариант — это когда водолазов просто не используют. Это наиболее безопасно», — отметил спасатель III класса Байкальского поисково-спасательного отряда Андрей Либе.
Каких-то конкретных планов, когда может закончиться эта экологическая экспедиция, в байкальском отряде не строят. Все, во-первых, зависит от погоды. Во-вторых, не все случаи ухода транспортных средств под лед регистрируются официально. Да и люди как ездили зимой и весной по неутвержденным МЧС маршрутам, так и будут. Надеясь, что лед все-таки выдержит.
«Лед Байкала не статичен. Он двигается. Байкал дышит. Уровень Байкала гуляет. Происходят землетрясения. Подвижки льда постоянные. Поэтому образуются в совершенно неожиданных местах, могут образовываться трещины. Они могут быть небольшие, так и огромные — до нескольких метров», — пояснил Андрей Либе.
И надеяться на авось не стоит, учитывая, что на кону может оказаться твоя собственная жизнь. Примеров достаточно.
Александр Панюшкин, Дмитрий Поляков, «ТВ Центр».
Кто должен доставать со дна Байкала утонувшую технику — Российская газета
Ежегодно под лед Байкала уходит с десяток автомобилей — рыбаки и пьяные лихачи регулярно пренебрегают предупреждениями МЧС и выезжают за границы разрешенных переправ. Но до сих пор, как выяснилось, никто не занимался подъемом машин в обязательном порядке. Теперь ответственный найден — суд обязал заняться этим администрацию Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей.
Судебный иск инициировала Западно-Байкальская межрайонная прокуратура. Проводя очередную проверку, сотрудники ведомства выяснили, что единого органа, который бы отвечал за учет и подъем утонувших машин, не только в Байкале, но и на других водоемах в регионе нет.
— Мы запрашивали данные о количестве провалившихся под лед машинах, и оказалось, что единой базы данных не существует. Пришлось запрашивать МЧС, ГИБДД, местные администрации, уточнять сведения о владельцах авто и затем сводить полученную информацию воедино, — рассказал западно-байкальский межрайонный прокурор Алексей Калинин.
Оказалось, что поднимают лишь часть утонувших машин: либо очень дорогие — об этом хлопочут сами владельцы (если, конечно, остались в живых), либо те, в которых погибли люди (в рамках доследственной проверки). Все остальное остается на дне. Только за последние три года в Байкале, реках Ангаре и Селенге затонули 42 авто, из них 35 в озере Байкал. Так и не были подняты 30 из них.
— Мы изучили законодательство и пришли к выводу, что заниматься этим должно ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей». Хотя само учреждение считает, что его обязательства распространяются только на линии судоходства. По нашему мнению, закон распространяет их ответственность на весь водный объект. Мы, конечно, учли, что автомобили, много лет пролежавшие на дне, становятся в каком-то смысле частью его ландшафта: обрастают водорослями, в них поселяются придонные животные, поэтому добивались подъема только тех машин, что утонули сравнительно недавно, — пояснил позицию прокуратуры Алексей Калинин.
Суд встал на сторону надзорного ведомства. Но администрация внутренних водных путей не намерена сдаваться.
— Мы будем подавать апелляцию на решение суда, потому что согласно Кодексу внутреннего водного транспорта мы обязаны поднимать затонувшие суда и другое имущество только в том случае, если оно мешает судоходству или наносит значительный ущерб экологии. А что такое значительный ущерб? Скажем, если утонет баржа с плутонием. А 20 литров бензина на тысячи кубических километров воды — это не ущерб, — заявил первый заместитель руководителя — капитан Байкало-Ангарского бассейна ВВП Иван Черных.
Пока же Байкал остается без ответственного за его очистку. Конечно, волонтеры периодически поднимают машины и прочий мусор со дна. Например, водолазы Байкальского поисково-спасательного отряда в порядке добровольной помощи каждый год собирают мусор, в том числе крупногабаритный. За 15 лет спасатели подняли на поверхность 92 автомобиля, 18 лодок и катеров, 6 снегоходов, 2 мотоцикла, два легкомоторных воздушных судна и трактор.
Если суд все-таки обяжет администрацию Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей заниматься организацией этой работы, то обязанность разыскивать владельцев также ляжет на это ведомство. Оно также сможет взыскивать с собственников плату за подъем их имущества.
Кстати
Большая часть подъемных работ приходится на зиму. На толстом льду можно установить подъемные механизмы, летом приходится использовать понтоны со сжатым воздухом. Подъем авто — это сложная операция и занимает несколько часов. Перед экспедицией спасатели составляют подробную карту оставшихся в озере объектов, устанавливают координаты. Затем с помощью телеуправляемого подводного аппарата Falcon и локаторов бокового обзора осматривают объект, крепят понтоны, если Байкал еще не замерз, или цепляют кран, если лед встал. Поднимают автомобиль на поверхность, катером или судном на воздушной подушке буксируют к берегу, где «КАМАЗом» вытягивают на сушу.
Водолазы Байкальского поисково-спасательного отряда в порядке добровольной помощи каждый год избавляют озеро от мусора, в том числе утонувших автомобилей. Фото: Пресс-служба Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России
92 автомобиля, 14 снегоходов, вертолет и самолет подняли спасатели со дна озера Байкал
Сентябрь — время генеральной уборки. Так решили сотрудники Байкальского поисково-спасательного отряда. И это вполне логично — основной поток туристов спал, а температура воды еще позволяет делать погружения на дно. Сказано сделано, в начале месяца началась экологическая экспедиция «Хрустальная глубина», посвященная сохранению уникальной экосистемы Байкала. Вы даже не пердставляете, сколько всего хранится на дне озера и вокруг.
Около 800 человек – сотрудники МЧС России, представители администраций муниципальных образований школьники и волонтеры убрались в местах популярных у туристов. Собрали и вывезли более 600 мешков с бытовым мусором. И это далеко не все. Водолазы очистили дно озера в районе пирсов и стоянок судов. Доставали разрушенные береговые ограждения, металлоконструкции, технические отходы судов, автомобильные покрышки и бытовой мусор. Но самая тяжелая работы была впереди.
— За 15 лет существования отряда мы зарегистрировали провалы 163-х автомобилей, 30-ти катеров и кораблей, 14 снехогоходов, 5 мотоциклов, трактор, вертолет и самолет, — рассказал начальник Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России Семен Белокуров. — Силами наших спасателей было поднято со дна 92 автомобиля, 18 лодок и катеров, 6 снегоходов, 2 мотоцикла, оба легкомоторных воздушных судна и трактор. Перед началом экоэкспедиции мы составили подробную карту оставшихся в озере объектов. В планах такие очистки сделать ежегодными, потому что такое «подводное кладбище» напрямую влияет на экосистему этого уникального места.
Чаще всего поднимают машины зимой, когда на толстый байкальский лед можно установить технику. А сейчас водолазы используют понтоны, которые наполняются сжатым воздухом. Они поднимают автомобиль на поверхность, далее его катером буксируют к берегу, где КАМАЗом вытягивают на сушу.
Сложнейшая операция занимает несколько часов. С помощью телеуправляемого необитаемого подводного аппарата «Falcon» и локаторов бокового обзора был обнаружен и поднят на поверхность автомобиль, найденный на глубине более 5 метров в районе местности мыса Улан-Хада в 300 метрах от берега, и брошенные рыболовные сети.
Для сотрудников МЧС очень важно не только поднять затонувшую технику со дна озера, но и разыскать владельца, чтобы он ее забрал для дальнейшей утилизации. Оставлять этот металлолом на берегу они просто не имеют права.
Работы спасатели не закончили. Очистка дна священного озера от мусора продолжится.
Поделиться видео </>Как спасатели поднимают автомобиль со дна озера Байкал.ГУ МЧС по Иркутской области
Спасатели подняли со дна Байкала 92 автомобиля, вертолет и самолет
ВСЕ ФОТО В МЧС отметили, что чаще работы по подъему потенциально опасных крупногабаритных объектов проходят зимой. В это время года техника уходит под лед из-за несоблюдения требований безопасностиСибирский региональный центр МЧС России
В Иркутской области спасатели МЧС России завершили операцию «Хрустальная глубина», в рамках которой поднимали потенциально опасные объекты со дна Байкала. Из водоема достали более 90 автомобилей, а также лодки, катера, трактор, вертолет и даже самолет.
Об этом во вторник, 19 сентября, сообщает пресс-служба Сибирского регионального центра МЧС России. «За 15 лет существования спасотряда было зарегистрировано множество происшествий с провалами различных транспортных средств. Силами наших спасателей было поднято со дна 92 автомобиля, 18 лодок и катеров, шесть снегоходов, два мотоцикла, трактор, вертолет и даже самолет. Перед началом экоэкспедиции мы составили подробную карту оставшихся в озере объектов», — говорится в сообщении.
В МЧС отметили, что чаще работы по подъему потенциально опасных крупногабаритных объектов проходят зимой. В это время года техника уходит под лед из-за несоблюдения требований безопасности.
Операция по подъему одного автомобиля занимает несколько часов, отметили в МЧС. Сначала машину обнаруживают на дне с помощью телеуправляемого подводного аппарата. Затем водолазы закрепляют автомобиль тросом, помещают в его салон специальный балласт со сжатым воздухом и надувают, чтобы автомобиль всплыл. После его доставляют на берег.
При этом важно не только поднять затонувшую технику со дна озера, но и разыскать владельца, чтобы он забрал ее для дальнейшей утилизации, подчеркнул заместитель начальника Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России Михаил Сукманов. «Большая часть таких объектов находится в зоне Прибайкальского национального парка», — добавил сотрудник министерства.
В начале августа президент РФ Владимир Путин потребовал от Генпрокуратуры проверить территорию Байкала на предмет незаконной и экологически вредной деятельности и принять меры, если будут обнаружены нарушения природоохранного законодательства. Президент поставил задачу минимизировать последствия нанесенного экологического ущерба байкальской территории и не допускать подобного впредь. К концу месяца Генпрокуратура приступила к проверке.
МЧС очистит дно Байкала от затонувших автомобилей, барж и теплоходов
время публикации: 16 июля 2003 г., 16:01 | последнее обновление: 6 декабря 2017 г., 14:05
Экспедиция МЧС России продолжает изучение экологии озера Байкал, очищает дно озера от затонувших предметов. За последние дни члены экспедиции обнаружили на дне озера в районе Ольховских ворот семь автомашин, находящихся на глубине до 100 метров, сообщил в среду начальник службы МЧС России на акваториях Илья Козлов.
В течение недели, сказал он, была обследована практически вся площадь пролива, разделяющего остров Ольхон с материком. Летом здесь курсирует паром, а зимой прокладывается ледовая трасса, отметил Козлов.
Поиск провалившихся под лед машин, а также других объектов, находящихся сейчас на дне Байкала, осуществляется при помощи специальных гидролокаторов с полосой обзора до 300 метров и телеуправляемого подводного робота.
Водолазам МЧС удалось обследовать все затонувшие в проливе автомашины и три из них поднять на поверхность. Топливные баки многих из них начали коррозировать, поэтому в этом районе сейчас зафиксировано незначительное превышение предельно допустимой концентрации по вредным примесям, сообщил представитель МЧС.
В прошлом году, сказал он, при проведении на Байкале первой экологической экспедиции МЧС на дне у Ольхонских ворот были обнаружены 50 автомашин, в том числе грузовые, а также один катер.
В других районах Байкала, в частности у мысов Тыхтэ, Улятай, Харгантэ, Обойн, Крест и Ушун, а также в бухте Базарная в настоящее время скопилось немало опасных объектов, многие из которых находятся на небольших глубинах, отметил Илья Козлов.
«Точное их число нам пока не известно, есть только информация о затонувших здесь в разные годы шести 150-тонных баржах, трех теплоходах, одном пароходе и нескольких десятках автомашин», — сказал он.
По словам Козлова, специалисты МЧС пока не располагают информацией о состоянии экологии в районе Байкальского целлюлозно-бумажного комбината и степени его влияния на окружающую среду. В ближайшие дни члены экспедиции возьмут здесь пробы воды и грунта для дальнейшего исследования их в головном институте МЧС в Москве, сообщает «Интерфакс».
До конца июля специалисты МЧС планируют исследовать дно Баргузинского залива и продолжить подъем затонувших опасных объектов.
Экологические проблемы озера Байкал. Основные источники загрязнения
Интересные факты об озере Байкал
Озеро Байкал – самое глубокое в мире: дно находится на глубине 1642 м. Его возраст составляет примерно 25 – 35 миллионов лет, при том, что большинство озер живут не более 10 – 15 тысяч лет. Как оно образовалось, до сих пор доподлинно не выяснено. Та же история и с его названием – существует множество версий.
Озеро содержит порядка 20% мировых запасов пресной воды, это примерно 23 тысячи км³. В него впадает более 300 притоков, самые крупные их них – Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин, Турка, Снежная и Самара, а вытекает из него лишь река Ангара. В Байкале около 2600 видов водных обитателей, половина из которых эндемики, то есть живут только здесь. Состав его воды очень близок к дистиллированной воде, что уникально!
Озеро Байкал — объект всемирного наследия ЮНЕСКО
Байкал внесен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1999 году президиум РАН заострил внимание на экологической катастрофе озера Байкал, результатом его деятельности, совместной с правительством РФ, стал Федеральный закон «Об охране озера Байкал». В рамках закона установлен особый режим хозяйственной деятельности вокруг озера, границы рыбоохранной зоны и особенности охраны животных, запреты на химическое и биологическое загрязнение озера, а также запрет любого вида деятельности, приводящего к подъему воды.
Источники загрязнения Байкала
У озера Байкал 3 основных и несколько дополнительных источников экологических проблем. Основными являются гидротехнические сооружения и Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, расположенный на берегу озера, а также загрязненные воды притока Селенга. Дополнительными источниками проблем служит вырубка леса, стоки от населенных пунктов, незаконные сбросы предприятий, отходы топлива от водного транспорта, мусор от безнадзорного туризма.
Загрязнение Байкала из-за целлюлозно-бумажного комбината
Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат начал свою работу в 1966 году. Он обеспечивал всю страну бумажными изделиями, но обратной стороной его существования было загрязнение окружающей среды. Очень долго комбинат брал воду из Байкала для производственных нужд, а использовав, сливал ее обратно. Такое отношение приводило к загрязнению в колоссальных масштабах! Все отходы оседали на дно и уничтожали растения, рыбу и микроорганизмы. Но страдало не только озеро: от выбросов пыли и газа засыхал лес. Комбинат складировал свою продукцию непосредственно около озера, а вдобавок еще и утилизировал отходы на берегах. Все это отразилось на природе и не могло остаться незамеченным. Поэтому работу комбината приостанавливали, но потом вновь запускали ввиду экономических потребностей.
В 2008 году на комбинате ввели замкнутую систему использования воды. Это должно было решить основные проблемы, но исследования, проведенные экологами, показали превышение концентрации диоксинов в воде около комбината в 40 – 50 раз. В 2013 году приказом правительства РФ комбинат вновь был остановлен, но не ликвидирован. И кто знает, не перевесит ли экономическая необходимость чашу весов в сторону его запуска через некоторое время.
Загрязнение Байкала из-за реки Селенга
Главный и самый большой приток озера Байкал – река Селенга. С ее водами в озеро поступает множество отходов, сброшенных выше по течению. В год это порядка 30 км³ воды, загрязненной такими крупными городами как Улан-Батор, Улан-Удэ, Селенгинск, Кабанск и множеством других. По руслу реки
расположены предприятия по добыче золота и других полезных ископаемых, а также фабрики и заводы. На большинстве предприятий очистные сооружения давно устарели и не справляются со своей задачей, поэтому в воду попадают различные химические вещества и нефтепродукты. Также вдоль реки расположены сельскохозяйственные угодья, где используются минеральные удобрения и пестициды, которые попадают в русло, а потом и в озеро.
Загрязнение Байкала из-за гидротехнической системы
Озеро Байкал является частью крупной гидротехнической системы, построенной человеком. Это значительно влияет на его экосистему. В 1956 году озеро стало частью Иркутского водохранилища, вследствие этого уровень воды поднялся на 1 метр. В природе изменение уровня воды даже на 20 см грозит экологическими проблемами, а в результате такого значительного повышения были затоплены многие территории. По оценкам ученых, это нанесло огромный удар по экосистеме озера и прилегающих территорий.
Запуск Иркутской ГЭС еще больше ухудшил ситуацию. По оценкам экспертов, в результате было затоплено более 500 км² суши. Из-за этого погибло множество животных и рыб.
Кроме того, периодический сброс или задержка воды на плотине ведет к колебанию уровня воды, что критично для экосистемы озера, которой необходим стабильный уровень воды. Все это ведет к уничтожению мест гнездовий птиц, мест нереста рыбы, затоплению нор мелких млекопитающих – вред наносится многим представителям флоры и фауны.
Проблемы с затоплением сменяются обмелением: сбросы воды Иркутскэнерго и возведение ряда ГЭС привело к снижению притока вод. Министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской уже к началу 2017 года прогнозировал серьезное обмеление Байкала. Ожидалось, что приток воды в озеро составит всего 70% от нормы, и к весне уровень воды в нем снизится на 20 сантиметров по сравнению с нормальной отметкой.
Угроза Байкалу от ГЭС Монголии
Вдобавок появилась угроза со стороны Монголии, где планируется строительство ГЭС. Если она будет введена в работу, Байкал обмелеет. По вопросу строительства идут переговоры между правительствами России и Монголии. Однако Минэнерго Монголии может начать строительство и без согласования с Россией. Соседнее государство хочет построить ГЭС для того, чтобы либо освободиться от поставок российской электроэнергии, либо добиться снижения цены на нее. Таким образом, Байкал выступает разменной монетой в этой политической игре.
Загрязнение Байкала местными жителями и туристами
В непосредственной близости от Байкала и его притоков проживает более 80 тысяч человек, плюс ежегодно приезжает до миллиона туристов. В результате их жизнедеятельности и неорганизованности туризма в воды озера попадает мусор. Но если жителям и туристам дать понять, какой вред они наносят экологии, при этом организовать места для сбора мусора, разумные люди перестанут мусорить.
Экологические проекты озера Байкал
Ярким примером неравнодушного отношения к Байкалу является проект «Большая Байкальская тропа», волонтеры которого приезжают из разных уголков России и уже более десяти сезонов создают экологические тропы. Они расчищают и обустраивают маршруты, по которым могут ходить туристы.
Объединение «Заповедное Прибайкалье» приглашает волонтеров в летний лагерь для уборки территории прибайкальского национального парка и Байкало-Ленского заповедника. А проект «Сохраним Байкал» уже шестой год внедряет систему общественного контроля территорий вокруг Байкала, проводит сбор и сортировку мусора.
За время работы проекта собрано 700 тонн мусора, часть отправлена на переработку.
К перечисленным проектам может присоединиться любой желающий – поехать волонтером к Байкалу на две недели, за это время отдохнуть в живописном месте и сделать благое дело, убрав территорию от мусора.
Проблемы Байкала словно индикатор отношения людей к природе в целом. На одной чаше весов экономические потребности, а на другой желание многих людей сохранить природу. Достижим ли компромисс, покажет ближайшее время. Но как бы то ни было, каждый может сделать свой вклад, чтобы склонить чашу весов в сторону сохранения озера Байкал.
Экологические проблемы Байкала в цифрах
Читайте также: 7 основных причин парникового эффекта: последствия и пути решения
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.