Рекорды скорости на автомобиле
Для измерения эффективности машины существует немало критериев. Однако одним из основных на протяжении уже многих лет остаётся скорость. Далее в статье рассмотрим, какие рекорды устанавливали на автомобилях в разные годы.
1. Рекорд Эмиля Левассора. Несмотря на то что официальных показателей скорости нет, и рекорд не был зафиксирован, история запомнит этого первопроходца. Ведь именно после его заезда стала популярной фраза о том, что набор скорости более 30 км/ч − настоящее сумасшествие. Чудо техники он сконструировал самостоятельно и прошёл на нём трассу от столицы Франции до Бордо в 1895 году. В основе работы был двигатель внутреннего сгорания.
2. Автомобиль Шарля Жанто. Этот показатель считается первым официально зафиксированным и признанным во всём мире. 18 декабря 1898 года Gaston de Chasseloup-Laubat на километровой дистанции достиг показателя 63 км/ч.
3. La Jamais Contente. Отметку свыше 100 км/ч удалось преодолеть 29 апреля 1899 года бельгийцу Камилю Женатци, сыну известного производителя резиновых шин. Электромобиль, под капотом которого было 40 «лошадок», развил скорость 105,9 км/ч.
Название средства передвижения переводится как «всегда недовольная».
4. Авто фирмы «Benz».
В 1911 году был побит рекорд в 200 км/ч. За рулём новинки находился профессиональный гонщик Р. Бурман.5. «Санбим». Перешагнуть отметку в 300 км/ч получилось у Генри Сигрейва в 1927 году. Он дошёл до предела 328 км/ч.
6. «Непир-Кэмпбелл». Отметку в 400 км/ч преодолел Малькольм Кэмпбелл в 1932 году. На своём авто спортсмен прошёл 400-километровую трассу.
7. Rolls-Royce Eyston. В 1937 году Джон Айстон преодолел рубеж 500 км. Его автомобилю удалось достичь 502,4 км/ч.
8. «Голубое пламя». Гарри Габелич впервые преодолел показатель 1000 км/ч в октябре 1970 года. Суперкар ракетного типа с лирическим названием «Голубое пламя» разогнался на засохшем озере Бонневиль до отметки 1014 км/ч. Примечательно, что в длину средство передвижения составляло 11,3 м.
9. Паровой болид. Стоит упомянуть и про рекорд, установленный паровым автомобилем. Разработчиками уникального средства передвижения стали британские инженеры. Конструкция содержит 12 котлов. Вода в них нагревается с помощью природного газа. При мощности 360 л. с. авто разогнали до 218 км/ч.
Автомобилистам интересен расход болида. Он составляет около 40 л воды в минуту.
10. Thrust SSC. Реактивный суперкар, в котором находился небезызвестный Энди Грин, развил самую высокую скорость на наземном транспортном средстве. 15 октября 1997 года на участке длиной 21 км англичанин разогнался до скорости 1230 км/ч. Автогонка проходила в Америке, на пустынной территории Блэк-Рок в Неваде. Переустановить мировой рекорд пока так до сих пор ни у кого и не получилось. Болид оснащён парой турбовентиляторных движков Rolls-Royce Spey, суммарно выдающих мощность 110 «лошадок». Такие же применялись на бомбардировщике McDonnell Douglas F-4 Phantom II.
11. Budweiser Rocket. За 18 лет до установления мирового рекорда, в 1979 году, американец Стэн Баррент разогнал Budweiser Rocket до скорости 1190 км/ч. Участок трассы пролегал на территории ВВС США в штате Калифорния. Кроме того, скорость составила 1,01 скорости звука, но измерения официально признаны не были. Поэтому до сих пор первым авто, прошедшим звуковой барьер, считается Thrust SSC.
12. Turbinator II. Интересен рекорд, поставленный в финале чемпионата World Speed на соляном озере в Бонневиле. Дейв Спенглер из команды Verso разогнал машину до скорости 809,5 км/ч. В Книгу рекордов показатель не попал. Болид оснащён газотурбинным движком мощностью более 5000 л. с. Участок в одну милю транспортное средство преодолевает за 8 секунд.
Для торможения в машине предусмотрены парашюты.
13. S.M. Мотивейтор. На этом трёхколёсном авто удалось установить рекорд женщине. Машина мощностью 48 «лошадей» разогналась до 843 км/ч. в 1976 году в пустыне Алвард. Достижением может похвастаться американка Китти Хамблтон.
14. Bugatti Veyron Super Sport. Эта модель считается самой быстрой среди современных авто массовой сборки. Максимально возможная заявленная скорость болида составляет 443 км/ч. Пока желающих проверить этот показатель не нашлось.
15. Ford Badd GT. Модель поставила абсолютный скоростной рекорд среди легковушек. На участке в 1 милю машина разогналась до 455 км/ч. Этот болид включает в себя 1700 «лошадей».
16. JCB Dieselmax. Считается самым быстрым суперкаром, работающим на двигателе. Профессиональный гонщик Энди Грин, уже установивший немало рекордов, в 2006 году разогнался на нём до 563 км/ч. В качестве трассы было выбрано уже упоминавшееся дно высохшего озера в Америке.
Учёные считают, что постоянное повышение скорости автомобилей ведёт к прогрессу в автомобилестроении. Постоянно ведутся поиски новых решений и дорабатывается система безопасности.
Рекорды скорости на автомобиле: иллюстрированный справочник 1964 — наши дни
Как я уже писал, начиная с 1898 года, был поставлен шестьдесят один официальный рекорд скорости на автомобиле. Условно гонку за скоростью можно подразделить на три этапа: 1) 1898 — 1914. В этот период рекорды преимущественно ставились на серийных или обычных гоночных автомобилях на автодромах или дорогах общего пользования;
2) 1922 — 1947. В этот период рекорды преимущественно ставились на специальных рекордных автомобилях с колёсным движителем на пляжах или на соляных озёрах;
3)
Итак, III период. 1964-наши дни. Рекорды с №49 по №61.
49. С сорок девятым рекордом скорости для автомобиля произошёл казус. 5 сентября 1963 года, спустя почти 16 лет после Кобба, на соляных озёрах Бонневилля пилот Крейг Бридлав разогнался на своём автомобиле Spirit of America до скорости 657,114 км/ч. Это был первый в истории рекорд, установленный на автомобиле, движителем которого были не колёса, а реактивная тяга. Это противоречило правилам, установленным на тот момент автомобильной федерацией FIA; более того, автомобиль был трёхколёсным, в то время как в правилах чётко было прописано: четырёхколёсные экипажи. Рекорд не признали. Но в дело тут же вступила мотоциклетная федерация FIM. Воспользовавшись отказом FIA от рекорда, она признала реактивный Spirit of America… мотоциклом с коляской (а по поводу движителя в правилах FIM вообще ничего не говорилось). Так абсолютный рекорд скорости на время ушёл от автомобилей к мотоциклам. Вот Бридлав на фоне своего… гм… мотоцикла.
Официально же 49-й рекорд скорости установил в Австралии на поверхности соляного озера Эйр не кто иной как Дональд Кэмпбелл (Donald Campbell), сын Мальколма Кэмпбелла, 17 июля 1964 года на автомобиле Bluebird-Proteus CN7, и составил этот рекорд 648,782 км/ч. Двигатель у машины был газотурбинный мощностью 4450 л.с., а движитель — колёса. Машина дошла до наших дней. Вот такая она.
Дональд Кэмпбелл стал третьим в истории человеком, обладающим рекордом скорости для автомобиля (но не аболютным — не забывайте о Бридлаве) и одновременно рекордом скорости на воде. Рекордов скорости на воде он установил целых семь штук, и разбился насмерть во время очередной попытки побить рекорд 7 января 1967 года в возрасте 45 лет. Обломки его катера Bluebird K7 и останки пилота нашли на дне лишь в 2001 году — в 1967-м водолазы остались ни с чем, а на поверхность всплыл лишь плюшевый мишка, талисман Кэмпбелла, всегда находившийся с ним в кабине. 50. Но в том же году в связи с «прецедентом Бридлава» FIA, наконец, ратифицировала реактивные автомобили, и это сразу дало новый толчок рекордам скорости. Уже
Я не знаю, в каком году родился Том Грин, но нынче он жив — самый «ранний» (не знаю, самый ли старый) из тех, кто когда-либо устанавливал мировые рекорды. Гонщиком он никогда не был — он был инженером-конструктором, а рекорд на машине собственной разработки был его личной попыткой доказать, что человек может всё. 51. Рекорд Грина продержался два дня. 7 октября 1964 года его побил друг и соратник Грина, гоночный инженер Эрт Эрфонс (Art Arfons) на автомобиле The Green Monster с более совершенным двигателем General Electric J79. Пятьдесят первый рекорд составил 699,01 км/ч. Интересно, что обе машины — и Wingfoot Express, и The Green Monster проектировал наряду с Грином и Эртом Эрфонсом брат Эрта — Уолт Эрфонс. Так что он поставил по сути два инженерных рекорда подряд.
Самое смешное, что «Зелёный монстр» был красного цвета (здесь — версия 2.0 с улучшенной аэродинамикой).
52. Но 13 октября 1964 года в Бонневилле совершил свой заезд и уже встречавшийся нам Крэйг Бридлав (Craig Breedlove) на адаптированном под требования FIA автомобиле Spirit of America — Sonic 1 с четырёхколёсным шасси и движком General Electric J79. Он разогнался до скорости 754,330 км/ч, перекрыв достижение недельной давности на полсотни километров и установив пятьдесят второй рекорд скорости для автомобилей. Бридлав перед заездом:
53. Два дня спустя, 15 октября 1964 года Крэйг Бридлав повторил свой заезд на автомобиле Spirit of America — Sonic 1 и установил пятьдесят третий рекорд, добравшись до совершенно безумной отметки 846,861 км/ч. Это был «прыжок веры»: машина не рассчитывалась на такую скорость; во время торможения оба парашюта последовательно сорвались, а тормозные диски сгорели. Бридлав чудом уцелел в заезде, который закончился для лишённого тормозов «Духа Америки» в ирригационном канале. Но рекорд был поставлен.
54. На этом бешеный октябрь не закончился. 22 октября пилот Бобби Тэтро на модернизированном автомобиле Уолта Эрфонса и Тома Грина Wingfoot Express разогнался до 933 км/ч, но не добрался до конца измерительного участка из-за выгорания топлива. Нерасчёт. Поэтому пятьдесят четвёртый рекорд скорости установил 27 октября 1964 года хорошо нам знакомый Эрт Эрфонс на своём The Green Monster — он увидел, как Бридлав на одном и том же автомобиле показал скорость с разницей в 100 км/ч и сделал то же, подавив страх, на своей машине. Рекорд составил 863,791 км/ч.
55. Бонневильская схватка образца 1964 года сменилась новым сезоном — бонневилльской схваткой 1965 года. Октябрь перешёл в ноябрь, и 2 ноября 1965 года Крэйг Бридлав на в очередной раз усовершенствованном Spirit of America — Sonic 1 поставил пятьдесят пятый рекорд скорости для автомобиля — 893,966 км/ч, став первым человеком, «выехавшим» из 500 миль/ч.
56. 7 ноября 1965 года Эрт Эрфонс поставил пятьдесят шестой рекорд скорости на автомобиле — он провёл заезд на уже привычном модернизированном The Green Monster и разогнался до 927,872 км/ч.
Третий рекорд скорости стал для Эрта Эрфонса последним. Больше он участия в рекордной гонке не принимал и умер в 2007 году в возрасте 81 года. 57. Интересно, что в этом же ноябре гонщик Боб Саммерс установил рекорд скорости для автомобилей с колёсным движителем — 658,667 км/ч, всего на 10 км/ч перекрыв давний рекорд Дональда Кэмпбелла. Эта рекордная гонка выделилась в отдельную ветвь и продолжается по сей день. Пятьдесят седьмой же рекорд скорости для автомобиля установил наш старый знакомый Крэйг Бридлав 15 ноября 1965 года на всё том же Spirit of America — Sonic 1. Рекорд составил 966,961 км/ч.
В общей сложности за 1964−1965 год было установлено 9 абсолютных рекордов скорости на суше. Крейг Бридлав жив (он родился в 1937 году) и даже пытался в 1990-х вернуться в рекордную гонку с новым автомобилем, но проект потерпел неудачу (хотя машину построили). 58. Но прогресс неумолим, и мощные авиационные турбореактивные двигатели тоже начали немножко отставать. 23 октября 1970 года, после пятилетнего перерыва, был установлен пятьдесят восьмой рекорд скорости для автомобиля. Это сделал пилот Гэри Гэбелич (Gary Gabelich) на автомобиле The Blue Flame — первый рекордным автомобилем с ракетным двигателем; он первым пробил барьер в 1000 км/ч, разогнавшись до скорости 1014, 52 км/ч.
Рекорд Гэбелича продержался 13 лет — очень долго. Гэбелич погиб в 1984 году в мотоциклетной аварии в возрасте 43 лет, как раз в процессе разработки новой машины для возвращения рекорда. Дуэль не состоялась. 59. Осталось чуть-чуть. 4 октября 1983 года англичанин Ричард Ноубл (Richard Noble) на автомобиле Thrust2 с авиационным двигателем Rolls-Royce Avon поставил пятьдесят девятый рекорд скорости на автомобиле, разогнавшись до скорости 1019,47 км/ч и вернувшись от ракетного двигателя к турбореактивному. Но, как видно, рекорд он побил совсем ненамного. К слову, с этого момента сверхскоростные заезды уже уехали из Бонневилля — все последующие рекорды ставились в пустыне Блэк Рок. На автомобиль Thrust2 похож весьма отдалённо.
60. Как ни странно, рекорд Ноубла держался долго — до 1997 года. Никто не мог бросить ему вызов (хотя пара попыток была), кроме… него самого. Чтобы побить свой же рекорд, Ноубл и сотоварищи спроектировали могучий автомобиль с двумя турбореактивными двигателями — ThrustSSC. 25 сентября 1997 года пилот Энди Грин (Andy Green) за рулём ThrustSSC поставил шестидесятый рекорд скорости для автомобиля, разогнавшись до 1149,30 км/ч.
ThrustSSC.
61. Но целью Ноубла было преодоление автомобилем звукового барьера (SSC — supersonic car), и 15 октября 1997 года Энди Грин пошёл на второй заезд. ThrustSSC установил шестьдесят первый — и действующий на сегодняшний день — рекорд скорости на суше, разогнавшись до скорости 1227,99 км/ч и первым из людей преодолев звуковой барьер на автомобиле.
62. Никто, кроме Ноубла, не может бросить вызов Ноублу — это борьба с самим собой. Сразу после установление Грином сверхзвукового рекорда та же команда взялась за разработку нового автомобиля — Bloodhound SSC с несколькими двигателями — ракетными и турбореактивными. Машина уже построена, сейчас проходят тестовые заезды, а на 2019 год запланирован рекордный заезд, в котором всё тот же Энди Грин планирует разогнаться до 1609 км/ч, преодолев барьер в 1000 миль/ч. Посмотрим, что получится.
Ну вот и всё. Поскольку адекватного обзора этой темы в рунете я не встречал, попытался восполнить пробел 🙂 Надеюсь, кому-нибудь это было интересно.
Леденящая жажда скорости. Как вертолет Ми-171А2 и гонщики «растопили» лед Байкала
Место силы, место красоты, а теперь еще и скорости. Байки, автомобили, электрокары, багги, велосипеды, аэролодка и даже ультратанк. Фестиваль на Байкале собрал гонщиков не только со всей России, но и из Бельгии, Франции, Ирландии и Италии. Всего — 114 пилотов. И все они приехали на «Байкальскую милю» c одним лишь желанием — установить рекорды скорости на льду самого глубокого озера на планете.
Но, пожалуй, главным и одним из самых зрелищных участников ледовых гонок стал российский вертолет Ми-171А2, установивший рекорд страны по максимальной скорости, достигнутой винтокрылой машиной на ограниченной дистанции 1,6 км.
‘ Сергей Бобылев/Роман Азанов/ТАСС’
На трех специально оборудованных трассах 1/8 мили и двух трассах протяженностью по одной миле каждая команда получила возможность зафиксировать высший показатель скорости своего транспортного средства. Символично — одна из трасс была длиной 1642 метра, равной глубине Байкала. В конце каждой из них стояли регистраторы выходной скорости, а после — полосы для торможения. Результаты оценивали эксперты из России и США. Организаторы «Байкальской мили» все-таки сделали свой «русский Бонневиль».
Вертолет и лед
«В рамках фестиваля скорости «Байкальская миля — 2020″ гражданский вертолет под управлением экипажа Улан-Удэнского авиационного завода (У-УАЗ) развил скорость 268,81 км/ч на минимально допустимой высоте 20 м», — сообщили в пресс-службе холдинга «Вертолеты России» (входит в госкорпорацию «Ростех»). Этот рекорд установили в ходе трех зачетных полетов, когда Ми-171А2 соревновался с мотоциклами и автомобилями, выезжающими друг за другом на трассу.
© Сергей Бобылев/ТАСС«Рекорд означает, что он устанавливается для этого типа вертолетов, хотя предельная скорость у него немного больше. Опять же расстояние — всего 1600 м. Мы зафиксировали 268 км/ч. В зависимости от массы и других показателей у нас максимальная скорость вертолета меняется, но самая высокая — 280 км/ч. То есть когда был поставлен рекорд, это не выходило за нормы безопасности полетов, мы просто показали возможности вертолета на такой короткой дистанции», — признался в разговоре с журналистом ТАСС командир воздушного судна, летчик-испытатель У-УАЗ Василий Матвеев.
Экипаж вертолета Ми-171А2 (второй пилот Галсан Гамбоев, начальник летно-испытательной группы Иван Молчанов, командир воздушного судна Василий Матвеев)
© Сергей Бобылев/ТАССМы тут гонялись здорово! С места мы, конечно, не так резво стартуем. Если спортивные автомобили развивают за 4 секунды скорость 100 км/ч, то мы, конечно, подольше набираем. Но на этом расстоянии (1,6 км) мы всех обгоняем, даже самые мощные и крутые мотоциклы
Василий Матвеев
летчик-испытатель У-УАЗ
Летчик добавляет, что сложность была еще и в том, что выдерживать скорость и высоту над снежной поверхностью не очень-то удобно. «Контроль производился дополнительно по приборам: контролировались высота и скорость, — говорит он. — Взлет/посадка на подготовленную площадку особых трудностей не вызывают. Если просто на лед садиться, то необходимо повыше зависать и раздувать, пока снег рядом не сойдет. Над открытой и белой поверхностью возникает иллюзия движения, снег уходит, и тебе кажется, что ты сдвигаешься. Ориентир должен быть».
© Роман Азанов/ТАССОдин из сложных моментов подготовки, признается Матвеев, организация площадки на льду. «Можно в снежном поле сесть, но тогда надо раздувать снег, поднимается сильный ветер. А здесь зрители — нужно все красиво показать. Узнавали толщину льда, ведь это все нужно было рассчитывать. Официальные лица дали заключение о его толщине. В районе, где у нас была площадка, — 75 см. Позволяет выдерживать до 30 т. Но, по нашим расчетам, у нас вертолет был полегче — где-то 13,5 т, то есть соответствует площадке».
Самая современная модификация вертолетов типа Ми-8/17/171. Машина оснащена двигателями ВК-2500ПС-03 с цифровой системой управления, а также более эффективным х-образным рулевым винтом и новым несущим винтом с композитными лопастями и усовершенствованным аэродинамическим профилем. Вертолет может выполнять поисково-спасательные, медицинские, транспортные операции, тушить пожары или перевозить пассажиров днем и ночью в условиях высокогорья, пустыни, при низких и высоких температурах, повышенной влажности и над водной поверхностью. Машина способна совершать длительные беспосадочные полеты.
Продолжение
«Установление рекордов в суровых климатических условиях становится традицией для Ростеха. В прошлом году российские дайверы стали мировыми рекордсменами, погрузившись под лед более чем на десять часов с нашими дыхательными аппаратами. Сегодня в Книгу рекордов России попал Ми-171А2. Этот вертолет уже проходил проверку холодом и жарой — тесты показали, что он переносит температуры от -50 до +50 градусов. Участие в «Байкальской миле» и «разгон» с места на предельно низкой высоте стали еще одной проверкой на выносливость, которую машина прошла на «отлично», — сказал исполнительный директор госкорпорации Олег Евтушенко.
Перелет из Улан-Удэ (с завода) на Байкал занял один час. Особых сложностей, по словам летчика, не было, «ведь машина была готова для этого — проверенная, облетанная». «Кстати, мы первый раз делали ночевку на льду. Такое на этом фестивале у нас было впервые», — признается Матвеев.
© Сергей Бобылев/ТАСС«Участие вертолета в фестивале над ледовой гладью Байкала — это еще одна возможность продемонстрировать потенциал Ми-171А2. Старт при полетах на установление рекорда происходил с режима висения. Мобильная GPS-станция, установленная на вертолете, зафиксировала результат, — рассказал управляющий директор У-УАЗ Леонид Белых. — Я уверен в нашей технике и мастерстве пилотов. Подтверждение этому — сертификат, который вручают представители Книги рекордов России».
Кстати, после этого достижения вертолет посоревновался в скорости с самыми быстрыми пилотами наземной техники, в том числе с аэролодкой «Север». Именно она преодолела участок 1,6 км с рекордной скоростью 155,91 км/ч.
Аэролодка «Север»
© Сергей Бобылев/ТАСС«Эмоций масса. Но мили мало, конечно. Вообще, для этой лодки по льду — 220–230 км/ч. Этот рекорд лично меня как пилота не порадовал, ожидал большего. Но это первое наше участие, не было понимания, как все будет происходить и какая будет трасса. Поэтому на следующий год обязательно приедем повышать свой рекорд», — отметил в разговоре с ТАСС пилот аэролодки Дмитрий Паршин (Красноярск).
«С вертолетом гонка была необычная. И это произвело сильное впечатление. Конечно, не было цели его победить, сам процесс был интересен, как это все происходит», — сказал он. Его команда приехала на фестиваль своим ходом из Иркутска на этой лодке. Они пересекли весь Байкал за пять часов. «Мы ехали со съемочной группой, останавливались, снимали интересные места. Были торосы, трещины… Но лодке это нипочем, она ездит абсолютно по любой поверхности», — рассказал Паршин.
Погонял по байкальскому льду с Ми-171А2 и гусеничный Bentley Continental, его еще называют ультратанк. Машина популярного автоблогера Константина Заруцкого (Москва) попала в Книгу рекордов России, разогнавшись до 125 км/ч на дистанции в милю.
Гусеничный Bentley Continental
© Сергей Бобылев/ТАСС«Погонял хорошо, но можно лучше. Но вернемся через год. Но для машины предел — это 130 км/ч по асфальту. На трассе она вела себя как по асфальту — нам абсолютно все равно, по чему ехать. Она такой создавалась. Да, не самая быстрая, но стабильно едет где угодно. Для нас на ней подпрыгнуть — это не проблема», — говорит создатель гусеничного Bentley.
Виражи крутили с вертолетом — это было очень круто. И изнутри это смотрелось не менее эпически. Вертолетчики произвели впечатление
Константин Заруцкий
пилот ультратанка
«Главное на этом фестивале — ощущение безопасности, оно дает раскрепощение. Не боишься кого-то сбить, вылететь с трассы, нет даже бетонных отбойников. Ничего не может пойти не так — это самое главное. Это свобода. И соответственно, давишь на полную! Ни о чем не думаешь, не боишься», — делится своими впечатлениями о гонке Константин.
«Вертолет — это эффектно, — отметил в разговоре с ТАСС организатор «Байкальской мили» Сергей Мальцев. — Спасибо, что они (экипаж и техники У-УАЗ — прим. ТАСС) приехали. У нас одни из самых лучших вертолетов и самолетов в мире. И то, что у нас здесь была возможность продемонстрировать в таком современном формате вертолет, — это очень здорово. Что такое многие современные авиавыставки? А здесь — живое, рядом с людьми. И мы все увидели, какие у нас в стране строят вертолеты, и что они могут показать».
«Русский Бонневиль»
Фестиваль скорости на Байкале проводился второй раз и уже стал поистине международным. По сравнению с прошлым годом количество участников возросло в четыре раза. Организаторы мероприятия (компания Fine Custom Mechanics из Москвы) отмечают, что не ожидали, что будет так много участников и будет такой отклик.
«Это абсолютно ни на что не похожее событие, направленное больше не на спортивные показатели, а на получение потрясающих эмоций. Люди со всей России и других стран объединились для того, чтобы поучаствовать в заездах и встретиться с единомышленниками», — отметил один из организаторов «Байкальской мили» Дмитрий Хитров. «Байкальская миля» — это гонка не для профессиональных спортсменов, а для энтузиастов скорости.
© Сергей Бобылев/ТАССЗдесь техника от велосипеда до вертолета. И вся она абсолютно на равных правах гоняется и получает свои рекорды. Это разнообразие является интересным фактом. Люди из разных дисциплин встречаются здесь и становятся друзьями. Они знают о существовании друг друга, но только здесь на одной площадке они могут на равных встретиться — как велосипедист, так и чемпион мира по мотокроссу
Дмитрий Хитров
организатор фестиваля «Байкальская миля»
«У нас летала такая мысль: много национальных гонок, где не надо создавать команду, все направлено к людям. И единовременно мы [с Дмитрием Хитровым] приходили к тому, что у нас в стране не хватает такого веселого фестиваля скорости, где люди могут организовать свои инженерные мысли. Ведь по большому счету это — гонка инженеров, — рассказал журналисту ТАСС Сергей Мальцев, идейный вдохновитель «Байкальской мили». — От Владивостока до Калининграда заработали все станки. Инженеры, которые продавали на рынках что-то, включили свои головы и стали придумывать различные штуки — от шипов до агрегатов на машины. Это не могло нас не порадовать».
Организатор «Байкальской мили» Сергей Мальцев (первый слева)
© Роман Азанов/ТАССМальцев отмечает, что сама идея создания была как аналог американского Бонневиля, где на озере собирается более 500 команд. «Там непонятый мопед может стоить $5 тыс. до стримлайнеров за многие миллионы. И меня поразила тогда эта атмосфера, когда совершенно разный класс, уровни. Там нет ни политики, ни религии, ничего. Там есть единственная цель — побить рекорд скорости. Установить рекорд и посмотреть, как работает то, что ты изобрел сам, своими мозгами и руками», — говорит он.
По мнению Мальцева, это и есть один из тех моментов, которых не хватает в нашей стране. «Причем я точно знаю, что наши намного талантливее и искусней. Наша страна очень велика. В ней очень много самоделкиных — людей, которые своими руками делают не понятно из чего. И здесь этот момент самореализации очень важен», — считает он.
Бонневиль представляет собой высохшее соленое озеро площадью 412 кв. км, которое находится на северо-западе штата Юта (США). Его еще называют озером скорости. Оно превратилось в один из популярнейших гоночных треков на планете. С 1900-х годов здесь совершались целые серии заездов самых знаменитых пилотов и устанавливались мировые рекорды скорости.
В 1970-е на автомобиле «Голубое Пламя», оснащенном уменьшенной копией реактивного двигателя «Аполлона», был преодолен рубеж в 1000 км/ч. Ровная соляная поверхность озера позволяет автомобилям развивать подобные скорости. Здесь две высокоскоростные автотрассы, которые проложены под разными углами. Гоночный сезон длится с мая по октябрь. Кстати, на озере снимался художественный фильм «Самый быстрый Индиан» с Энтони Хопкинсом в главной роли.
Продолжение
Мы знаем: у нас в стране огромное количество людей, которым надо самореализоваться. Здесь — это место самореализации и подтверждение того, чем ты занимался всю свою жизнь (и таких много). И возможность еще и победить!
Сергей Мальцев
организатор фестиваля «Байкальская миля»
Мальцев признается, что такой фестиваль можно было организовать в Москве, Санкт-Петербурге, Казани… но «он бы затерялся». «А почему Байкал? Все-таки во всем мире Россию воспринимают как холодную, зимнюю страну. Байкал — визитная карточка наша. Когда я был на Бонневиле, подумал: я вот поставил рекорды на самом горячем озере, а что если поставить рекорд на самом холодном. И в общем я не ошибся. Сюда приехали многие ребята из тех, кто был на американском Бонневиле», — говорит он.
«Сам по себе энтузиазм и желание скорости именно для того, что ты покоряешь себя, побеждаешь, и ребята, которые за тысячу километров сюда приехали, они, можно сказать, уже победители, — рассказывает Мальцев. — Ведь они привезли еще и чудеснейшие экземпляры техники, которые по большому счету нигде у нас в стране не могут быть испытаны». Он признается, что уже сейчас у него есть 22 заявки от людей, которые строят необыкновенные транспортные средства на «Байкальскую милю — 2021».
«Захотелось вкусить дух свободы Байкала»
За три дня заездов на фестивале было установлено несколько мировых и российских рекордов скорости на льду. Конечно, вертолет Ми-171А2 — абсолютный лидер по скорости, но уже вплотную к нему подобрался мотоцикл. Так, максимальную скорость показал пилот Александр Мишкинис на мотоцикле BMW S1000RR — 262,8 км/ч.
Кастом-байк Indian Scout Appaloosa 2.0 и вертолет Ми-171А2
© Сергей Бобылев/ТАССРуководитель команды MAXX Motors Максим Белотелов (Набережные Челны) на Байкале не первый раз, зимой катался тут на снегоходе. Однако на подобной ледовой гонке впервые. «Захотелось вкусить дух свободы Байкала, проверить мощности нашей техники, на которой мы выступаем, — говорит он. — Но главное все же свобода. Вкус драйва и адреналина ощутить в таком прекрасном месте, как Байкал, думаю, это ключевой момент».
Руководитель команды MAXX Motors Максим Белотелов
© Роман Азанов/ТАСС«Мы результатом довольны. На мотовездеходе Can-Am Maverick установили рекорд России — 153 км/ч. К технике претензий нет, машина отлично себя вела. Работала на все 100%. В следующем году приедем обязательно и постараемся привезти новую технику — трицикл, — рассказывает Максим. — А что дети тут вытворяют? У меня у самого семилетний сын, ездит уже на квадроцикле. И обязательно хочу его сюда привезти».
Под огромным впечатлением от «Байкальском мили» и одна из самых быстрых девушек отечественных мотогонок и чемпионка класса Woman сезона RSBK-2018 (российский супербайк, международные соревнования по шоссейно-кольцевым мотогонкам) Екатерина Колпакова из Москвы.
© Сергей Бобылев/ТАСС«Скорость была 155 км/ч, но для моего мота (мотоцикл Yamaha) это предел. На трассе, конечно, было сложновато, она подразбита была. И у меня, например, мотик на заезде до ½ мили носило вот так в разные стороны. В следующем году планирую приехать на другом мотоцикле».
Не знаю, какие слова подобрать, но «Байкальская миля» — это лучше, чем все гонки, в которых я когда-либо участвовала. Здесь очень масштабно. Привлекает внимание здесь совершенно новый опыт: когда ты выезжаешь на трассу, есть только ты и Байкал, больше ничего нет. Весь мир перестает существовать. Моя жизнь поделилась на до и после, как я первый раз выехала. Я не знаю, с чем это сравнить
Екатерина Колпакова
пилот супербайка
Привлекательность фестиваля, по ее мнению, еще в том, что здесь много зрителей, которым «дают пощупать, потрогать мотоциклы». «Я считаю, что все это позволяет популяризовать мотоспорт у нас в стране. И именно такой популяризации сейчас и не хватает. И этот фестиваль справляется с этим лучше, чем все остальные мотогонки в России», — говорит она.
Один из участников Вячеслав Папуцкий (компания Truck Garage, которая создает элитные внедорожники с дорогим тюнингом) из Санкт-Петербурга привез две машины: ГАЗ М-20 «Победа» и М-1. Они сделаны по мотивам старых советских автомобилей, полноприводные с винтажным стилем.
Автомобили компании Truck Garage ГАЗ М-1 и М-20 «Победа»
© Роман Азанов/ТАСС«Мы их сюда привезли, потому что красивая природа и красивое место. Машина на миле себя вела стабильно, ровно, показали скорость 187 км/ч. Считаю, для нее это достаточно, — говорит он. — Само мероприятие — огонь, Байкал тоже огонь. Мы здесь много с кем были знакомы заочно и теперь уже лично увиделись».
Всех энтузиастов скорости собрали в одном месте (улыбается). В следующем году покажем новый автомобиль, ведь если ехать, то нужно удивлять
Вячеслав Папуцкий
Отметили интерес к «Байкальской миле» и байкеры из московского мотоклуба «Падонки», для которых участие в подобных мероприятиях не в новинку. «Ведь в России не один и не два проходит зимних байк-слета, которые по концепции очень похожи на это. Поэтому мы чувствуем себя здесь как дома. Что произвело здесь впечатление? Произвели впечатление мы на всех остальных (смеется). В общем-то, за этим и ехали», — говорит один из пилотов, который выступал на моте с двумя реактивными двигателями.
Байкеры мотоклуба «Падонки»
© Сергей Бобылев/ТАСС«На трассе он себя вел прекрасно: устойчиво и стабильно. Я ожидал худшего, честно говоря. Поэтому доволен его поведением на больших скоростях, даже на неровностях. Но спидометра на нем нет, поэтому протоколы с зафиксированной скоростью даже не смотрел, — рассказывает байкер. — Вчера у нас был просто насыщенный веселый вечер (улыбается). Протоколы будем смотреть по возвращении в Москву. Мы ведь гоняемся не ради цифр, а ради удовольствия. Я думаю, как и все здесь».
В этом году возраст участников варьировался от 6 до 70 лет. Самой юной участницей стала москвичка Сильвия Павлова. «Я приехала сюда, чтобы показать всем, что детский мотоспорт очень нужен. Очень необходим таким мальчикам и девочкам, как я. В следующем году обязательно приеду. На Байкале первый раз, и впечатления от этого места потрясающие. Очень красивая природа. Немножко холодно, бодрит», — призналась Сильвия, которая участвовала в нескольких заездах, в том числе на дистанции 1/8 мили.
«Пока только личные рекорды установили (улыбается). 6-летняя девочка едет отлично, хорошо держится на скорости 50 км/ч, но есть желание показать и 70–80. Больше кроссовый мот не выжмет», — добавляет приехавшая с ней на Байкал ее тетя.
В 2019 году один из рекордов скорости на фестивале «Байкальская миля», попавший в Книгу рекордов России, поставил 9-летний участник Ярослав Карпушин. Он развил скорость 99,21 км/ч на мотоцикле Kawasaki на дистанции 1/8 мили (200 м).
Продолжение
«Байкал оставим чище, чем он был до нас»
Позаботились организаторы и об экологической составляющей Байкала, который имеет статус самого чистого озера на планете.
Спецпроект на тему
«Мы, когда затевали это мероприятие, задали себе вопрос: имеем ли мы право шуметь и находиться в этом месте? Потом мы опять-таки же посмотрели опыт наших иностранных коллег, мы посмотрели, как жители нашей страны работают с природными ресурсами, мы поняли, что если создадим правильную атмосферу, то мы после себя не оставим ни одной соринки», — говорит организатор фестиваля Дмитрий Хитров.
«Наши участники — это крайне дисциплинированные люди, у нас не было ни одного случая протечки масла. У нас все делается по самым строжайшим экологическим нормам. Обещаю, что площадку на льду Байкала около Максимихи оставим чище, чем она была до нас», — добавил он.
Глава Бурятии Алексей Цыденов (слева) и организатор фестиваля Дмитрий Хитров (второй справа)
© Роман Азанов/ТАССГлава Бурятии Алексей Цыденов в беседе с журналистами отметил, что это мероприятие является важным для республики в плане туризма и бизнеса. «Февраль является мертвым туристическим сезоном, а сейчас здесь благодаря проведению фестиваля были заняты все гостиницы, продавались сувениры и теплые вещи, работали кафе. Получается такая дополнительная поддержка местного населения в нетуристический сезон — это самый главный результат», — сказал он.
© Сергей Бобылев/ТАССВсе участники «Байкальской мили» отмечают, что здесь испытали настоящие леденящие эмоции, ставя рекорды скорости на льду самого глубокого озера на планете и в самом красивейшем месте России.
Роман Азанов
Рекорды скорости на автомобиле: иллюстрированный справочник 1964 — наши дни
Как я уже писал, начиная с 1898 года, был поставлен шестьдесят один официальный рекорд скорости на автомобиле. Условно гонку за скоростью можно подразделить на три этапа:1) 1898 – 1914. В этот период рекорды преимущественно ставились на серийных или обычных гоночных автомобилях на автодромах или дорогах общего пользования;
2) 1922 – 1947. В этот период рекорды преимущественно ставились на специальных рекордных автомобилях с колёсным движителем на пляжах или на соляных озёрах;
3) с 1964 года. В этот период рекорды ставились на автомобилях с турбореактивными авиационными или ракетными двигателями на соляных озёрах.
Во втором посте серии мы рассмотрим третий период. Итак, III период. 1964-наши дни. Рекорды с №49 по №61.
49
С сорок девятым рекордом скорости для автомобиля произошёл казус. 5 сентября 1963 года, спустя почти 16 лет после Кобба, на соляных озёрах Бонневилля пилот Крейг Бридлав разогнался на своём автомобиле Spirit of America до скорости 657,114 км/ч. Это был первый в истории рекорд, установленный на автомобиле, движителем которого были не колёса, а реактивная тяга. Это противоречило правилам, установленным на тот момент автомобильной федерацией FIA; более того, автомобиль был трёхколёсным, в то время как в правилах чётко было прописано: четырёхколёсные экипажи. Рекорд не признали.
Но в дело тут же вступила мотоциклетная федерация FIM. Воспользовавшись отказом FIA от рекорда, она признала реактивный Spirit of America… мотоциклом с коляской (а по поводу движителя в правилах FIM вообще ничего не говорилось). Так абсолютный рекорд скорости на время ушёл от автомобилей к мотоциклам.
Вот Бридлав на фоне своего… гм… мотоцикла.
Официально же 49-й рекорд скорости установил в Австралии на поверхности соляного озера Эйр не кто иной как Дональд Кэмпбелл (Donald Campbell), сын Мальколма Кэмпбелла, 17 июля 1964 года на автомобиле Bluebird-Proteus CN7, и составил этот рекорд 648,782 км/ч. Двигатель у машины был газотурбинный мощностью 4450 л.с., а движитель – колёса.
Машина дошла до наших дней. Вот такая она. Кто стоит рядом – не знаю, это снимок с какого-то фестиваля скорости.
Дональд Кэмпбелл стал третьим в истории человеком, обладающим рекордом скорости для автомобиля (но не аболютным – не забывайте о Бридлаве) и одновременно рекордом скорости на воде. Рекордов скорости на воде он установил целых семь штук, и разбился насмерть во время очередной попытки побить рекорд 7 января 1967 года в возрасте 45 лет. Обломки его катера Bluebird K7 и останки пилота нашли на дне лишь в 2001 году – в 1967-м водолазы остались ни с чем, а на поверхность всплыл лишь плюшевый мишка, талисман Кэмпбелла, всегда находившийся с ним в кабине.
50
Но в том же году в связи с «прецедентом Бридлава» FIA, наконец, ратифицировала реактивные автомобили, и это сразу дало новый толчок рекордам скорости. Уже 7 октября 1964 года был установлен пятидесятый рекорд скорости для автомобиля – 668,027 км/ч. Такой результат показал пилот Том Грин (Tom Green) на автомобиле Wingfoot Express с авиационным турбореактивным двигателем Westinghouse J46.
Перед заездом. Обратите внимание, как конструкторы обошли требование FIA к четырёхколёсности экипажа.
Я не знаю, в каком году родился Том Грин, но нынче он жив – самый «ранний» (не знаю, самый ли старый) из тех, кто когда-либо устанавливал мировые рекорды. Гонщиком он никогда не был – он был инженером-конструктором, а рекорд на машине собственной разработки был его личной попыткой доказать, что человек может всё.
51
Рекорд Грина продержался два дня. 7 октября 1964 года его побил друг и соратник Грина, гоночный инженер Эрт Эрфонс (Art Arfons) на автомобиле The Green Monster с более совершенным двигателем General Electric J79. Пятьдесят первый рекорд составил 699,01 км/ч. Интересно, что обе машины – и Wingfoot Express, и The Green Monster проектировал наряду с Грином и Эртом Эрфонсом брат Эрта – Уолт Эрфонс. Так что он поставил по сути два инженерных рекорда подряд.
Эрт рядом с машиной.
Самое смешное, что «Зелёный монстр» был красного цвета (здесь – версия 2.0 с улучшенной аэродинамикой).
52
Но 13 октября 1964 года в Бонневилле совершил свой заезд и уже встречавшийся нам Крэйг Бридлав (Craig Breedlove) на адаптированном под требования FIA автомобиле Spirit of America — Sonic 1 с четырёхколёсным шасси и движком General Electric J79. Он разогнался до скорости 754,330 км/ч, перекрыв достижение недельной давности на полсотни километров и установив пятьдесят второй рекорд скорости для автомобилей.
Бридлав перед заездом:
53
Два дня спустя, 15 октября 1964 года Крэйг Бридлав повторил свой заезд на автомобиле Spirit of America — Sonic 1 и установил пятьдесят третий рекорд, добравшись до совершенно безумной отметки 846,861 км/ч. Это был «прыжок веры»: машина не рассчитывалась на такую скорость; во время торможения оба парашюта последовательно сорвались, а тормозные диски сгорели. Бридлав чудом уцелел в заезде, который закончился для лишённого тормозов «Духа Америки» в ирригационном канале. Но рекорд был поставлен.
54
На этом бешеный октябрь не закончился. 22 октября пилот Бобби Тэтро на модернизированном автомобиле Уолта Эрфонса и Тома Грина Wingfoot Express разогнался до 933 км/ч, но не добрался до конца измерительного участка из-за выгорания топлива. Нерасчёт.
Поэтому пятьдесят четвёртый рекорд скорости установил 27 октября 1964 года хорошо нам знакомый Эрт Эрфонс на своём The Green Monster – он увидел, как Бридлав на одном и том же автомобиле показал скорость с разницей в 100 км/ч и сделал то же, подавив страх, на своей машине. Рекорд составил 863,791 км/ч.
55
Бонневильская схватка образца 1964 года сменилась новым сезоном – бонневилльской схваткой 1965 года. Октябрь перешёл в ноябрь, и 2 ноября 1965 года Крэйг Бридлав на в очередной раз усовершенствованном Spirit of America — Sonic 1 поставил пятьдесят пятый рекорд скорости для автомобиля – 893,966 км/ч, став первым человеком, «выехавшим» из 500 миль/ч.
56
7 ноября 1965 года Эрт Эрфонс поставил пятьдесят шестой рекорд скорости на автомобиле – он провёл заезд на уже привычном модернизированном The Green Monster и разогнался до 927,872 км/ч.
Третий рекорд скорости стал для Эрта Эрфонса последним. Больше он участия в рекордной гонке не принимал и умер в 2007 году в возрасте 81 года.
57
Интересно, что в этом же ноябре гонщик Боб Саммерс установил рекорд скорости для автомобилей с колёсным движителем – 658,667 км/ч, всего на 10 км/ч перекрыв давний рекорд Дональда Кэмпбелла. Эта рекордная гонка выделилась в отдельную ветвь и продолжается по сей день.
Пятьдесят седьмой же рекорд скорости для автомобиля установил наш старый знакомый Крэйг Бридлав 15 ноября 1965 года на всё том же Spirit of America — Sonic 1. Рекорд составил 966,961 км/ч.
В общей сложности за 1964-1965 год было установлено 9 абсолютных рекордов скорости на суше. Крейг Бридлав жив (он родился в 1937 году) и даже пытался в 1990-х вернуться в рекордную гонку с новым автомобилем, но проект потерпел неудачу (хотя машину построили).
58
Но прогресс неумолим, и мощные авиационные турбореактивные двигатели тоже начали немножко отставать. 23 октября 1970 года, после пятилетнего перерыва, был установлен пятьдесят восьмой рекорд скорости для автомобиля. Это сделал пилот Гэри Гэбелич (Gary Gabelich) на автомобиле The Blue Flame – первый рекордным автомобилем с ракетным двигателем; он первым пробил барьер в 1000 км/ч, разогнавшись до скорости 1014, 52 км/ч.
Рекорд Гэбелича продержался 13 лет – очень долго. Гэбелич погиб в 1984 году в мотоциклетной аварии в возрасте 43 лет, как раз в процессе разработки новой машины для возвращения рекорда. Дуэль не состоялась.
59
Осталось чуть-чуть. 4 октября 1983 года англичанин Ричард Ноубл (Richard Noble) на автомобиле Thrust2 с авиационным двигателем Rolls-Royce Avon поставил пятьдесят девятый рекорд скорости на автомобиле, разогнавшись до скорости 1019,47 км/ч и вернувшись от ракетного двигателя к турбореактивному. Но, как видно, рекорд он побил совсем ненамного. К слову, с этого момента сверхскоростные заезды уже уехали из Бонневилля – все последующие рекорды ставились в пустыне Блэк Рок.
На автомобиль Thrust2 похож весьма отдалённо.
60
Как ни странно, рекорд Ноубла держался долго – до 1997 года. Никто не мог бросить ему вызов (хотя пара попыток была), кроме… него самого. Чтобы побить свой же рекорд, Ноубл и сотоварищи спроектировали могучий автомобиль с двумя турбореактивными двигателями – ThrustSSC. 25 сентября 1997 года пилот Энди Грин (Andy Green) за рулём ThrustSSC поставил шестидесятый рекорд скорости для автомобиля, разогнавшись до 1149,30 км/ч.
ThrustSSC.
61
Но целью Ноубла было преодоление автомобилем звукового барьера (SSC – supersonic car), и 15 октября 1997 года Энди Грин пошёл на второй заезд. ThrustSSC установил шестьдесят первый – и действующий на сегодняшний день – рекорд скорости на суше, разогнавшись до скорости 1227,99 км/ч и первым из людей преодолев звуковой барьер на автомобиле.
62?
Никто, кроме Ноубла, не может бросить вызов Ноублу – это борьба с самим собой. Сразу после установление Грином сверхзвукового рекорда та же команда взялась за разработку нового автомобиля – Bloodhound SSC с несколькими двигателями – ракетными и турбореактивными. Машина уже построена, в 2015 году команда проведёт тестовые заезды, а на 2016 год запланирован рекордный заезд, в котором всё тот же Энди Грин планирует разогнаться до 1609 км/ч, преодолев барьер в 1000 миль/ч.
Посмотрим, что получится.
Ну вот и всё. Поскольку адекватного обзора этой темы в рунете я не встречал, попытался восполнить пробел 🙂 Надеюсь, кому-нибудь это было интересно.
Первый в мире рекорд скорости
Мария КовалюкДекабрь 1898 года. На безлюдной аллее парка города Ашер, к старту готовились четыре экипажа. Три «паровичка», и двухместный электромобиль Шарля Жанто (на фото ниже), которому жизненно необходима была известность для продажи его творений. А если учесть, что конкуренция в стане электромобилей в конце 19 — начале 20 века была очень сильна, и, порой, их производство и сбыт превышали все прочие, то он не мог упустить такой шанс, как первый в мире рекордный заезд.
На рубеже веков электрические экипажи привлекали к себе внимание аристократии чистотой, бесшумностью, простотой управления, отсутствием выхлопных газов. Интерес к ним был настолько велик, что их производство и сбыт, были соизмеримы с обычными автомобилями.
Производители электрических и паровых автомобилей боялись натиска бензина и двигателей внутреннего сгорания, и хватались за любую возможность продемонстрировать свои качества. Французский журналист Поль Мейон предложил провести заезд специально подготовленных машин на сравнительно небольшую дистанцию в качестве рекламы. С его лёгкой руки 18 декабря1898 года произошёл первый штурм абсолютного достижения — рекорда скорости.
Электромобиль Жанто весил 1440 кг. Отсек для батарей располагался за салоном. Именно над ним восседал водитель. От аккумулятора электричество поступало на два независимых двигателя. Они располагались под полом салона и по цепной передаче раскручивали ведущие колеса. И пока мы рассказываем вам о будущем рекордсмене, ашерский парк уже познал дыма из котлов трёх проехавших паровиков.
И вот на старт вышел электромобиль Шарля Жанто. За рулём — граф Гастон де Шасслау-Лоба. Жюри и зрители скептически отметили, что после громких и пыльных стартов, выступление электромобиля по меньшей мере несерьёзно. Но… Две минуты монотонного жужжания — и дистанция пройдена. Когда судьи подвели итоги, выяснилось, что именно этот тихоня оказался быстрее всех, установив первый официальный рекорд скорости на суше — 63,149 км\ч. Но слава его длилась недолго. Многие хотели побить рекорд и стать новой восходящей звездой среди электромобилей.
Но Новый 1899 год Жанто встречал счастливым. Создатель «рекордсмена» строил электромобили с 1881 года, но больших успехов не добивался. Ни гонки Париж-Бордо-Париж 1896 года, ни соревнования электрических фиакров успеха не принесли. И вот! Сразу — абсолютный рекорд. Жанто ликовал. Но его лавры не давали житья бельгийцу Камилю Женатци — конструктору и гонщику, прозванному «рыжим дьяволом». Он самостоятельно разрабатывал и строил на мелких фирмах электромобили, но успеха не имел. И тут такая возможность! В случае победы, успех обеспечен. И вот 17 января 1899 года бельгиец решился выехать на своем электромобиле на аллею, которая ещё помнила рекорд Жанто.
Старт! Жужжание моторов, разгон, победный финиш. Результат — 66,657 км\ч. Новый рекорд всего на 3,5 км/ч превзошел прежнее достижение, но начало борьбе за километры и секунды было положено. Первый в мире рекорд не прожил и месяца. Состязание началось!
Через пять дней машина под управлением Жанто снова победила, но победа далась очень тяжело. У электромобиля сгорели тяговые двигатели. Однако рекорд был установлен — 70,310 км/ч. Но снова проходит пять дней и рыжебородый Женатци преодолел рубеж соперника — 80,336 км/ч. Борьба не на жизнь, а на скорость!
4 марта на трассе появился усовершенствованный автомобиль с новым кузовом и более мощными двигателями в 40 л.с. За рулем Граф Шаслу Лоба, которому удалось пройти километр с хода за 38,8 с, достигнув скорости 92,696 км/ч. Жанто ликовал. Прежний рекорд был перекрыт, а ответный ход бельгийца успеха не принес. До заветного стокилометрового рубежа рукой подать.
Бельгиец и не думал сдаваться. Почти два месяца он не давал о себе знать, трудясь в своей мастерской. Он совершенствовал тяжелый экипаж, который прежде исчерпал все свои возможности. А потом и вовсе создал что-то невообразимое. Конструктор водрузил на легкое шасси с небольшими колесами тщательно отполированный кузов из сплава алюминия с вольфрамом напоминавший остроносый снаряд. Он справедливо считал, что таким образом можно уменьшить сопротивление воздуха, которое даже на таких скоростях становилось вполне осязаемым.
Женатци появился в Ашере 1 апреля того же года с новым экипажем со странным названием «Всегда недовольный». «Рыжий дьявол» устроился в своем остроносом агрегате, припал к рычагам управления и, не дождавшись команды хронометристов, ринулся вперед. Этот эпизод так и вошел в историю как «первоапрельская шутка рыжебородого бельгийца».
На подготовку техники к новому старту ушел почти месяц. А 29 апреля всё там же в Ашере он прошел километр с хода за 34 с., впервые покорив заветный рубеж и достигнув скорости 105,876 км/ч. Граф Шаслу-Лоба поздравил победителя и пожал ему руку. Это дружеское рукопожатие ознаменовало конец их соперничества. После поражения, нанесенного «Рыжим дьяволом» Жанто ушел из спорта. Он начал метаться, выпуская то электрические, то бензиновые экипажи, которые особого успеха не имели. А Камиль Женатци прославился своим «рекордом века» и дела его пошли в гору. Правда ненадолго. Он выпускал электрические фургоны только до 1903 года, а затем полностью посвятил себя автомобильному спорту, пересев за руль гоночных «Мерседесов».
Так завершилась электрическая эпоха абсолютного рекорда скорости, пока об электромобиле не вспомнили через многие десятки лет. Абсолютный «электрический» рекорд из XIX века оказался «крепким орешком». В течение трех лет бензиновые соперники тщетно пытались его побить, а покорился он автомобилю с паровой машиной.
Источники: Е.Кочнев «Люди. Автомобили.Рекорды», С.Н.Зигуненко «100 великих рекордов мира»
Фото: livepark.pro
1609 км/ч: машины, которые не догонят даже пули
Вчера мы писали об истории установления рекордов скорости на суше. Теперь — продолжение: почему гонщики отказались от поршневых двигателей, кто и как находил двигатели от реактивных истребителей на свалках, а также о машине, которую нельзя застрелить.
История рекордов скорости на суше: часть первая >>
Долой поршни!
Отметка в 650 километров в час – практически предел для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Ведь на таких скоростях самым главным «сдерживающим» фактором становится сопротивление воздуха, а мощность, требуемая для его преодоления, пропорциональна кубу скорости. Поэтому для того, чтобы стать быстрее, машине нужно иметь не только идеальную аэродинамическую форму, но и еще более мощный двигатель. Автомобиль становится тяжелее и крупнее, сопротивление воздуха растет – и в итоге получается замкнутый круг.
Но если авиаторы поняли эту простую истину очень давно, то автомобильные рекордсмены шли к ее осознанию несколько дольше. Первым стал американец Крэг Бридлав – он умудрился поставить на машину найденный на свалке двигатель General Electric J47 от реактивного самолета F-86 Sabre. Сам автомобиль был трехколесным и имел обтекаемую форму, напоминающую самолет: не проще было ли Бридлаву взять списанный Sabre и отрезать ему крылья?
Бридлав вышел на старт в Бонневиле в 1962 году. Автомобиль, получивший название «Дух Америки», управлялся ужасно и установить рекорд не смог. Страшно было! Но в 1963-м все получилось – автомобиль показал скорость 657 километров в час и рекорд… не был засчитан! Дело в том, что международная автомобильная федерация FIA не признала болид Бридлава автомобилем – во-первых, у него было всего три колеса, а во-вторых, его двигатель был реактивным – привода на колеса не было. Зато федерация мотоспорта FIM без раздумий согласилась признать Spirit of America мотоциклом и засчитала рекорд. А через год под давлением общественности сама FIA поменяла правила – теперь автомобилем признавалось все, что передвигается на колесах, – и рекорд тоже был засчитан.
Восьмикилометровое скольжение болида Бридлава вошло в Книгу рекордов Гиннесса |
В 1964 году в Бонневиле «Дух Америки» установил новый рекорд, развив скорость уже 846,9 километра в час! Но это показалось Бридлаву недостаточным, и через две недели он снова совершил заезд, который чуть не стоил ему жизни. На огромной скорости у машины отказали тормозные парашюты, шасси развалилось, и «Дух Америки» на протяжении восьми километров тормозил «брюхом», пока не «дополз» до пруда, в котором и утонул. Доподлинно неизвестно, что сделал Крэг Бридлав после аварии, но мы бы с такой удачей на его месте отправились бы в казино – благо, в близлежащем городке Уэндовер их полно.
После Бридлава началась реактивная эра. И в том же году рекорд «Духа Америки» был побит Артом Арфонсом на машине под названием «Зеленый монстр».
Первым автомобилем, получившим такое название, стал трехколесный дрегстер 1952 года с шестицилиндровым мотором Oldsmobile. При его постройке у Арфонса не нашлось приличной краски – и он использовал оставшуюся в гараже зеленую краску для трактора. Получилось некрасиво, и на первых же соревнованиях диктор окрестил машину «Зеленым монстром». Кличка прилипла: впоследствии, вне зависимости от цвета, в который Арфонс красил свои гоночные машины, все они назывались точно так же.
Создавая автомобиль для рекорда скорости, Арт купил за 600 долларов двигатель General Electric J79 от истребителя-бомбардировщика F-104 Starfighter. Тот был сильно поврежден, и разбираться с ним пришлось самому – ведь все «мануалы» от мотора тогда были строжайшей военной тайной. А правительство и компания General Electric даже пригрозили Арфонсу судебными разбирательствами. Но Арт был совершенно отчаянным человеком: первые испытания отремонтированного мотора он проводил во дворе своего дома, за что наверняка наслушался много ласковых слов от соседей.
В 1964 и 1965 годах «Зеленому монстру» вперемежку с «Духом Америки» удалось поставить мировой рекорд скорости трижды – он развил скорость 698, 863 и 927 километров в час.
Кстати, брат Арта, Волтер, в тот момент тоже строил реактивный автомобиль и участвовал в Бонневиле – но его детище под названием Wingfoot Express так и не смогло поставить рекорд, разогнавшись «всего» до 413 миль (664 километра) в час |
Больше рекордов Арфонс не ставил: во время очередного заезда на скорости 910 километров в час у «Монстра» отвалились колеса – машина была разбита, но Арт выжил. И даже не остановился на этом, построив еще один реактивный автомобиль. Но продолжить гоняться в Бонневиле ему запретила жена, и Арфонсу пришлось продать свой болид и переключиться на гонки на сверхмощных тракторах. Однако рекорд все равно был за ним.
Естественно, Бридлав этого просто так не оставил. Уже в 1965 году он вернулся на высохшие озера с новой машиной Spirit of America Sonic 1. Этот автомобиль был уже четырехколесным и оснащался двигателем J79 от F-4 Phantom II. Название подсказывает, что на этой машине он планировал преодолеть скорость звука.
На этот раз он сумел не только побить предыдущий рекорд, но и первым преодолеть барьер в 600 миль – его скорость составила 600,601 мили в час (966,574 километра в час). Но до скорости звука было еще далеко. А на пару заездов он даже пустил за руль жену: она, конечно, ехала аккуратно, с поворотниками и смотря в зеркала, поэтому развила «всего» 496 километров в час – но все равно стала самой быстрой женщиной в истории.
Рекорд Бридлава держался долго, аж до 1970 года, когда соль Бонневиля попробовал трехколесник Blue Flame с ракетным двигателем. В отличие от машины Бридлава и Арфонса «Синее пламя» было спроектировано крупной научной компанией Reaction Dynamics, основанной профессором Питом Фарнсвортом в кооперации с несколькими другими компаниями и научными институтами. Свое имя машина получила из-за титульного спонсора, компании The American Gas Association. Она же, между прочим, изначально хотела спонсировать Бридлава, но тот запросил слишком много денег.
Одиннадцатиметровый Blue Flame весил 2,2 тонны. Машина использовала ракетный мотор собственной разработки Reaction Dynamics, работавший на смеси сжиженного природного газа и высокопрочного пероксида – то есть твердого топлива. За руль сел Гари Габелич – гонщик и астронавт-испытатель хорватского происхождения. С машиной было много проблем: сначала старт отложили на год, потом она никак не могла набрать даже 700 километров в час. Дальше – очередные неприятности: мотора не хватало, чтобы проехать дистанцию в обе стороны. И лишь с четвертой попытки, 7 октября 1970 года, Габеличу удалось разогнать «Синее пламя» до 1014,5 километра в час. Это был последний рекорд скорости, установленный в Бонневиле.
У самого Гари тоже интересная судьба. Еще учась в школе, он «одалживал» Pontiac отца, чтобы заниматься на нем дрегрейсингом. Успех пришел к нему быстро: еще не достигнув восемнадцати, он уже был чемпионом Америки в своем классе, а в девятнадцать вовсю пилотировал дрегстеры с реактивными двигателями – и стал первым в мире человеком, проехавшим четверть мили быстрее, чем за семь секунд.
Затем он работал на компанию North American Aviation, которая позже слилась с Rockwell-Standard, и прошел путь от младшего офисного сотрудника до астронавта-испытателя. Однако «звездной» карьере помешала любовь к машинам. В один момент руководство поставило перспективному сотруднику ультиматум: либо ты завязываешь с гонками, либо ищи другую работу. Догадываетесь, что выбрал Гари?
После рекорда скорости он вернулся в другие виды автоспорта: участвовал в дрегрейсинге, офф-роуде и гонках на скоростных лодках. В 1972 году, во время заезда на экспериментальном полноприводном дрегстере, Гари попал в аварию, где ему оторвало кисть руки. Врачам удалось пришить ее обратно, но Габелич снова попал в тяжелую аварию – на этот раз на воде. И снова вышел «сухим». Но судьба настигла его в 1984 году – он погиб на дороге общего пользования, врезавшись на мотоцикле в грузовик. Это было спустя всего три месяца, как его рекорд скорости был побит Ричардом Ноублом на болиде Thrust 2.
Обогнать пулю
Конструктор Ричард Ноубл всю жизнь занимался самолетами, причем специализировался он на малой авиации с турбовинтовыми двигателями. И тут – рекорд скорости на автомобиле с реактивным двигателем! Свой проект он назвал Thrust.
Первый Thrust, построенный в 1975 году, не получился. Он был оснащен реактивным мотором Rolls-Royce Derwent от древнего истребителя Gloster Meteor, который совершил свой первый полет еще в 1943 году. Ничего удивительного: машина была сделана буквально на коленке, а бюджет на постройку был получен в основном от продажи собственного автомобиля Triumph TR6. Спонсоров у Ричарда не было; компания Black & Decker, бесплатно предоставившая Ноублу инструмент для работы, не в счет.
Сначала осторожный Ноубл разогнался на машине всего до 80 миль в час. Во время второго заезда машина показала уже 180 миль. Третий заезд стал для «Траста» последним: на скорости свыше 200 километров в час у машины отвалилось колесо, ее занесло и она перевернулась. Сам Ноубл отделался ушибами.
Впрочем, Ноубл и не рассчитывал на рекорд: он планировал построить Thrust 1 для того, чтобы вообще что-то понять о скоростных машинах. Thrust 2 создавался с целью привлечь серьезных спонсоров, и, наконец, Thrust 3 он строил уже для того, чтобы установить рекорд. Но случилось так, что новую планку скорости взял уже «второй» Thrust – во время работы над первым Ноубл получил и необходимый опыт, и «жирных» спонсоров.
По компоновке Thrust 2 был похож на «Зеленого монстра» – огромный двигатель по центру и кабина пилота сбоку. Сам двигатель также был заимствован у самолета-перехватчика, но, естественно, британского. На этот раз мотор был современнее – двигатель Rolls-Royce Avon от English Electric Lightning F.3, который эксплуатировался с 1959 по 1988 год. Кстати, проблема взрывавшихся шин на Thrust 2 была решена радикальным путем – у машины их просто не было! Вместо этого у нее были цельнометаллические колеса.
Бонневиль в качестве места для установления мировых рекордов уже не использовался – развивать такую скорость на нестабильной соляной поверхности (которая, к тому же, с каждым годом становилась все тоньше и «мягче») было просто опасно. Поэтому рекорд решили устанавливать в пустыне Блэк Рок в штате Невада.
Thrust SSC – первый и единственный автомобиль, обогнавший звук |
Все прошло гладко – машина развила рекордные 1047 километров в час. У Thrust не отказали парашюты, не сломалось шасси, как у Бридлава. Но на самом деле Ричард, пилотировавший болид, был на волоске от смерти. Как позже выяснил сам Ноубл во время разработки следующего автомобиля, если бы Thrust 2 разогнался хотя бы на 10 километров в час быстрее, он попросту взлетел бы, что привело бы к неизбежной аварии. А с учетом скорости — к гарантированной смерти. Больше Ноубл за руль машин своей конструкции не садился.
Thrust SSC преодолевает звуковой барьер |
И все же скорость звука достигнута не была. Поэтому британец взялся за постройку новой машины, которая получила название Thrust SSC. Удалось! В октябре 1997 года тот развил скорость в 1227,99 километра в час.
У машины было уже два реактивных двигателя Rolls-Royce Spey (они применялись, например, на версиях истребителя F-4 Phantom II для Королевских ВВС) – суммарно их отдача равнялась 110 000 лошадиных сил, а расход топлива составлял 18 литров в секунду. Длина автомобиля была 16,5 метра, ширина – 3,7 метра. А за руль на этот раз сел пилот королевских ВВС Энди Грин.
Что дальше? Сам Ричард Ноубл сейчас работает над болидом Bloodhound SSC, который использует реактивные и ракетные двигатели и должен преодолеть барьер в 1000 миль в час (1609 километров в час). Если ему это удастся, то машина Ноубла станет «пуленедогоняемой»: если выстрелить ей вслед из револьвера калибра .357, пуля за ней просто не успеет!
Старт запланирован на следующий год – так что разговор о рекордах еще не закончен.
Мировые рекорды скорости на автомобиле. — ADVENTURIST.PRO
С момента изобретения двигателя внутреннего сгорания, автомобильные и мотоциклетные рекорды скорости шли практически нога к ноге. Автомобили сначала опережали мотоциклы, по объективным причинам — мотоцикл был изобретен на несколько лет позже автомобиля. Да и с проблемой стабилизации на высоких скоростях легче справиться, когда колеса четыре, а не два. Тем не менее, как и в упомянутой статье о мировых рекордах скорости на мотоциклах, автомобильные рекорды будем рассматривать, начиная со скорости в 300 км. в час, поскольку именно в этом районе держится максимальная скорость современных серийных спортивных автомобилей.
Самый первый рекорд скорости на автомобиле был поставлен еще в XIX веке, и рекорд этот принадлежал… Электромобилю! В 1898 году французский автогонщик Гастон де Шасслу-Лоба разогнался до 63,5 км. в час в Ашере, Франция. Затем, с годами, площадка для установления рекордов скорости переехала на высохшее соляное озеро Бонневиль, США, штат Юта, и является ею до сих пор.
Впрочем, с площадками, достаточными для разгона-торможения самых быстрых в мире автомобилей, не все так однозначно. В первой половине XX века рекорды ставились в Великобритании, на обычном пляже в Пендине. Затем, в 1927 (!) году, когда скорость превысила порог в 300 км. в час (!!), отрезок дистанции, на котором измеряется скорость, пришлось уменьшить с одной мили до одного километра (!!!), а места на Британском пляже стало маловато. Пришлось будщим рекордсменам переехать во Флориду, на Дайтона-бич. А вскоре и на соляное озеро Бонневиль.
Итак,
29 марта 1927 года. Мировой рекорд скорости на автомобиле 327,97 км в час.
Рекорд был установлен Генри О’Нилом Сигрейвом на автомобиле Санбим 1000. 1000 лошадиных сил на этом автомобиле выдавались двумя двенадцатицилиндровыми авиационными двигателями общим рабочим объемом 22,4 литра.
19 февраля 1927 года. Мировой рекорд скорости на автомобиле 333,048 км. в час.
Стоит отметить, что вплоть до 1963 года все рекорды скорости ставились англичанами. Причем, одними и теми же. На этот раз рекорд был поставлен Малькольмом Кэмпбеллом на автомобиле «Синяя Птица» с 23,9- литровым авиационным двигателем от биплана «Глостер».
22 апреля 1928 года. Мировой рекорд скорости на автомобиле 334,007 км в час.
Был поставлен впервые американцем Реем Кичем на еще более сумасшедшей конструкции, состоявшей из трех 27-литровых авиационных двенадцатицилиндровых V-образных двигателей, называемой Triplex Special.
С этим мировым рекордом скорости связана трагедия. Дело в том, что первый Triplex Special был еще слишком «сырым» для мирового рекорда скорости, и Кич отказался сесть за руль.
Тогда был нанят Ли Байбл, талантливый механик, однако, не имевший опыта вождения автомобиля на подобных скоростях. Во время установления рекорда автомобиль Ли Байбла вылетел с трассы в дюны и несколько раз перевернулся. Байбл вылетел из авто на 60 метров и погиб. Также в этом инциденте погиб фотограф Чарльз Трауб.
Кич ставил рекорд уже на следующем, доработанном после аварии, автомобиле.
11 марта 1929 года. Мировой рекорд скорости на автомобиле 372,459.
Снова Генри Сегрейв, который после установления этого рекорда, ни много, ни мало, посвятили в рыцари!
Опять был использован авиационный двигатель W12 рабочим объемом 23,9 литров, выдававший 925 лошадиных сил. Для того, чтобы автомобиль не взлетел на такой скорости, дизайн передней части кок-пита был скопирован с самолета Supermarine S.5, а в задней части располагался балласт весом в 120 кг. Для того времени эта машина была примечательна еще и тем, что имела тормоза на всех четырех колесах и трехскоростную коробку передач с двумя карданными валами.
На пляже в Дайтона-бич понаблюдать за этим рекордом собралось более 120 000 зрителей.
5 февраля 1929 года. Мировой рекорд скорости на автомобиле 396,025 км. в час.
И снова Малькольм Кемпбелл, также посвященный в рыцари после превышения отметки скорости в 400 км/ч. Рекорд был поставлен на Автомобиле «Синяя Птица» (Blue Bird).
Данный автомобиль в своем изначальном исполнении, как и все предыдущие, имел авиационный двигатель рабочим объемом 23,9 литра, выдававшим 1450 лошадиных сил. Дальнейшая его эволюция заключалась в замене двигателей на более производительные. Все двигатели были оснащены нагнетателями, а к 1935 году рабочий объем увеличился до 36,7 литров. Всего на этом автомобиле было поставлено 5 мировых рекордов скорости, причем подряд.
24 февраля 1932 года — 408,73 км/ч.
22 февраля 1933 года — 438,48 км/ч.
7 марта 1935 года — 445,472 км/ч.
3 сентября 1935 года — 484,598 км/ч. — первый мировой рекорд на автомобилях, установленный на озере Бонневиль.
19 ноября 1937 года. Мировой рекорд скорости на автомобиле 501,16 км. в час. 27 августа 1938 года. Мировой рекорд скорости на автомобиле 556,012 км. в час.
Оба мировых рекорда были поставлены Джорджом Эйстоном на автомобиле «Thunderbolt», оснащенным двумя авиационными двигателями Rolls-Royce V-12 и тремя парами колес.
На этом хтоническом монстре было поставлено три мировых рекорда скорости, в том числе 16 сентября 1938 года, когда была достигнута скорость в 575,314 км/ч.
15 сентября 1938 года. Мировой рекорд скорости на автомобиле 563,566 км. в час. 23 августа 1939 года. Мировой рекорд скорости на автомобиле 595,04 км. в час.
Перед самым началом Второй Мировой войны было поставлено три рекорда скорости на автомобиле, все три Джоном Коббом на автомобиле «Railton Special».
Автомобиль этот выглядел экзотично даже для стримланера. На фоне монструозного «Thunderbolt» выделялся изяществом форм, обтекаемостью, да и вообще, в первую очередь был похож на летающую тарелку инопланетян, чем на автомобиль.
Техническая начинка, тем не менее, не сильно изменилась. Два авиационных двигателя W-12 Napier по 23,9 литра каждый, с нагнетателями.
Последний рекорд скорости, который был установлен Коббом на этом автомобиле составил 634,397 км/ч, произошло это 15 сентября 1947 года, практически сразу после Войны.
Вплоть до 1963 года этот держался этот рекорд, поскольку для его преодоления потребовался уже принципиально новый подход к конструированию рекордных автомобилей.
17 июля 1964 года. Мировой рекорд скорости на автомобиле 644,96 км. в час.
В 1964 году произошел технологический рывок. Новый мировой рекорд впервые был поставлен на автомобиле, не имеющем классического двигателя внутреннего сгорания, и был поставлен на озере Эйр в Южной Австралии британцем Дональдом Кэмпбеллом на турбо-винтовом Bluebird-Proteus CN7.
Классическое представление о мощности автомобилей, измеряемое, в обывательском смысле, в лошадиных силах, больше не работало. Турбина давала мощность порядка 3,320 кВт.
С 1964 года, благодаря этому автомобилю, все рекорды скорости разделились на две параллельные ветви: автомобили с турбинами (по сути, ракеты на колесах) и более или менее классические конструкции, с поршневыми двигателями внутреннего сгорания.
Мы будем рассматривать далее наиболее «быструю» ветвь этой эволюции.
5 августа 1963 года. Мировой рекорд скорости на реактивном автомобиле 655,722 км. в час.
Как мы можем заметить, этот мировой рекорд был поставлен Крейгом Бридлавом на трехколесном «Spirit Of America» годом раньше предыдущего. Дело в том, что автомобиль Крейга имел всего три колеса, и FIA не могла засчитать поставленный рекорд в 1963-м. Потом, после решения формальной стороны вопроса, рекорд все же был засчитан.
Как и многие другие рекордные автомобили, «Дух Америки» поставил три мировых рекорда скорости и значительно перерабатывался конструктивно от рекорда к рекорду. Уже во втором своем исполнении он имел 4 колеса, а не 3.
Рекорды этого автомобиля: 2 ноября 1965 года — 893,966 км/ч.
15 ноября 1965 года — 955,950 км/ч.
2 октября 1964 года. Мировой рекорд скорости на реактивном автомобиле 665,0 км. в час.
Рекорд принадлежит американцу Тому Грину на «Wingfoot Express». Это был сложный рекорд настоящих энтузиастов своего дела, сумевших блеснуть в ряду страшно-дорогих высокотехнологичных аппаратов. Стоимость Вингфута составляла всего 78 000 долларов США, в то время как уже упомянутая «Синяя Птица» — 2 000 000 долларов США.
5 октября 1964 года. Мировой рекорд скорости на реактивном автомобиле 698,50 км. в час.
Был поставлен Артом Арфонсом на «Зеленом Монстре» (Green Monster).
А на самом деле, «Зеленый Монстр» был почти полностью красным.
23 октября 1970 года. Мировой рекорд скорости на реактивном автомобиле 1014,656 км. в час.
Это самый интересный рекорд скорости. Был поставлен американцем Гари Габеличем на ракетном автомобиле «Blue Flame». Надо понимать, что все остальные рекордные автомобили были самолетами на колесах, но не ракетами. Голубой Огонь стал пока что единственным в истории рекордным ракетомобилем.
4 октября 1983 года. Мировой рекорд скорости на реактивном автомобиле 1020,406 км. в час.
Мировой рекорд британца Ричарда Нобле, начавшийся с бюджета в 175 Фунтов, поставленный на реактивном автомобиле «Thrust2».
Этот рекордный автомобиль был построен на базе турбины Rolls-Royce Avon и вполне подошел бы на роль Бэтмобиля.
Автомобиль был построен вокруг одной единственной турбины, кабина пилота была расположена не посередине, а сбоку, и это роднит его с «Green Monster» Арта Арфонса.
Этот рекорд скорости не был побит вплоть до 1997 года, когда на первое место взошел другой подобный автомобиль тех же разработчиков, Ричарда Нобле и Джона Экройда.
25 сентября 1997 года. Мировой рекорд скорости на реактивном автомобиле 1149,055 км. в час. 15 октября 1997 года. Мировой рекорд скорости на реактивном автомобиле 1223,657 км. в час.
Оба мировых рекорда поставлены британцем Энди Грином на Thrust SSC, оснащенном двумя турбинами Rolls-Royce Spey.
Данный мировой рекорд до сих пор не побит.