Как правильно заменить термостат | Спасибо автору
Как правильно заменить термостат
Неправильная замена термостата может привести к проблемам с системой охлаждения. Рассмотрим не только, как поменять термоклапан своими руками, но и как исправить последствия неудачного ремонта. Нередко вследствие образования воздушной пробки после замены термостата перестает греть печка, перегревается двигатель.
Поменять можно своими руками
При должной теоретической подготовке замена термостата под силу даже начинающему водителю. Но следует быть внимательным к мелочам и учитывать особенности устройства модели автомобиля.
- Покупайте только рекомендованный для вашего двигателя термостат. Все детали мотора рассчитываются на работу в определенном температурном диапазоне, поддержание которого напрямую зависит от температуры открытия термоклапана. Принудительное поднятие температуры в малом круге циркуляции ОЖ приведет к постоянной работе в режиме перегрева двигателя. Многие приверженцы такого «тюнинга» обосновывают переделку желанием увеличить производительность системы отопления салона. На самом деле печка ощутимо сильнее греть не станет, тогда как возросшая термическая нагрузка ощутимо уменьшит ресурс двигателя.
- Уточняйте комплектацию нового термостата. Для предотвращения утечек антифриза место прилегания корпуса герметизируется уплотнительной резинкой, которую при замене термостата также нужно поменять. К сожалению, не все производители включают в комплект манжет. Уплотнение после прикручивания корпуса ужимается, поэтому при повторном использовании уже не гарантирует должную степень герметичности системы. Многие водители, чтобы избежать замены уплотнителя, дополнительно используют прокладочный герметик.
- Подготовьте необходимый инструмент. Если набор отверток, торцевых головок и накидных ключей есть едва ли не у каждого автолюбителя, то головки под звездочки Torks в наборе инструментов встретить уже сложнее. А ведь с помощью их на многих иномарках привинчиваются детали навесного оборудования. Поэтому перед заменой обратитесь к руководству по ремонту и эксплуатации вашей модели авто либо изучите отчеты владельцев, видео, на которых показано, как самостоятельно поменять термостат.
Как правильно менять
Как заменить термостат своими руками, рассмотрим на примере Opel Astra H.
Воздушная пробка
Перед эксплуатацией автомобиля убедитесь в отсутствии воздушной пробки, из-за которой может плохо работать печка и перегреваться двигатель.
Установите автомобиль таким образом, чтобы бачок был как можно выше по отношению к другим элементам системы охлаждения. Прогрейте двигатель до температуры открытия термостата. Повысьте на 10-15 секунд обороты до 2000 тыс./мин., после чего кратковременно несколько раз поднимите до 3500-4000 тыс. об./мин. Увеличив скорость циркуляции ОЖ в большом круге, мы поспособствуем выходу воздушной пробки. После выхода воздуха температура двигателя должна не подниматься выше рабочего диапазона.
На многих автомобилях в системе охлаждения имеются специальные дренажные клапаны, через которые в процессе заполнения системы выходит воздух. К примеру, на Лада Калина с Е-газом в качестве дренажа для избавления от воздушной пробки можно использовать штуцер, предназначенный для подвода антифриза к дроссельной заслонке на авто с тросиковым приводом.
Полезные советы
- Перед установкой настоятельно рекомендуем испытать термоклапан. Проверка термостат в домашних условиях не отнимет у вас много времени.
- Чтобы не обжечься при сливе антифриза, температура двигателя должна быть на порядок ниже рабочего диапазона.
- При замене термостата с пластиковым корпусом придерживайтесь рекомендованного усилия затяжки. При необходимости используйте динамометрический ключ.
Как часто нужно менять
Производители не регламентируют сроки замены термостата. Предполагается, что механизм крайне надежный и подлежит замене только в случае выхода из строя. В целом такой подход более чем оправдан для владельцев авто с механическим термостатом. Если в системе охлаждения использовалась только допустимая охлаждающая жидкость, механическому износу подлежат лишь стержень и направляющая втулка термоклапана. Случается это не ранее 125-150 тыс. км.
По-другому дело обстоит с электронными термостатами. В их конструкции предусмотрен нагревательный элемент, который может выйти из строя на пробеге до 100 тыс. км. Исключением из исправила являются отдельные модели термостатов с электронным управлением. На ум приходят конструктивные дефекты изделий GM, которые выпили немало крови владельцев Opel, Chevrolet. Замена термостата требуется едва не каждые 30-40 тыс.км. Поэтому владельцы рекомендуют менять штатные устройства сразу на усовершенствованные модели термоклапанов.
Симптомы неисправности
Термостат играет важнейшую роль в поддержании теплового баланса двигателя. Поэтому рекомендуем изучить, как достоверно проверить термостат при обнаружении первых признаков его неисправности. В статье описаны основные симптомы, свидетельствующие о поломке и необходимости замены. Также рекомендуем изучить устройство и принцип работы термостата.
Где Находится, Как Проверить Работу, Какие Признаки Неисправности, Как Снять Прокладку и Клапан, Схема Подключения, Своими Руками
Правильно работающий термостат не позволяет температуре двигателя выйти за рабочий диапазон. При возникновении проблем с клапаном мотор начинает изнашиваться в ускоренном режиме. Ремонтировать терморегулятор не имеет смысла, так как его конструкция хоть и простая, но низкоремонтопригодная. Цена на изделие невысокая, поэтому в случае поломки устройства, рекомендуется замена, которую несложно выполнить своими руками.
Различные пути циркуляции, зависящие от положения клапана
Основные неисправности
Частой неисправностью терморегулятора является неплотное закрытие клапана. После запуска двигателя антифриз циркулирует по большому кругу. Это приводит к длительному выходу на номинальную температуру. В зимнее время двигатель может вообще не достигнуть требуемых 90°С. Эксплуатируя автомобиль с такой поломкой владелец ежедневно уменьшает ресурс двигателя, так как длительный прогрев противопоказан мотору.
Заклинивание клапана в закрытом положении чревато более серьезными последствиями. После выхода на температуру выше номинальной, жидкость продолжает циркулировать по малому кругу. Если автовладелец не проверит работает ли термостат, то произойдет закипание мотора. В отличие от постепенного чрезмерного износа при постоянно открытом клапане, его закрытое положение способно привести к капитальному ремонту двигателя при первой же нештатной ситуации. Заклинивание поршней, коробление металлических деталей, разрушение резиновых изделий и прочие серьезные последствия сопровождают закипание двигателя, поэтому если появились первые признаки неисправности термостата необходимо провести его диагностику и, в случае необходимости, замену заклинившего изделия на новое.
При течи термочувствительного наполнителя может произойти задержка срабатывания клапана. Если временной интервал будет достаточно большой, то последствия будут аналогичны заклиниванию. В некоторых случаях внутрь герметичной полости попадает охлаждающая жидкость, меняя температурный коэффициент расширения.
Если разрушается резиновая прокладка термостата могут появится потеки охлаждающей жидкости. Очень часто разрушение уплотнителя связано с попаданием масла в систему охлаждения. Выхлоп автомобиля при этом может приобретать белый оттенок. В таких случаях замена термостата не решит проблему, так как ее корень спрятан в другом месте.
Визуальная проверка термостата позволяет обнаружить его механические повреждения. В таких случаях могут быть разрушены корпус или прокладка термостата. Устранение неисправности своими руками в таком случае не займет много времени.
Симптомы поломки терморегулятора
Предпосылками того, что в скором времени потребуется замена термостата являются:
- медленный прогрев силовой установки, особо заметный в зимнее время;
- запуск холодного двигателя ведет к быстрому нагреву патрубка большого круга;
- температура растет слишком быстрыми темпами и не останавливается при достижении верхнего предела номинала;
- прокладка термостата дала течь;
- несмотря на высокую температуру мотора, нижний патрубок холодный.
Эксплуатировать авто при вышеуказанных проблемах запрещено, особенно если заклинил термостат. Наличие проблем с температурой двигателя в большинстве случаев негативно воздействует на все узлы железного коня. Если продолжить ездить на машине, то стоимость ремонта будет на порядок выше, чем замена термостата.
Определение неисправности термостата без демонтажа
Инструкция о том, как проверить работу термостата, не снимая его с автомобиля:
- Определить где находится термостат;
- Найти шланг соединяющий радиатор с терморегулятором;
- Запустить холодный двигатель;
- Проконтролировать температуру пирометром. Приблизительно можно измерять температуру и своими руками, но делать это не рекомендуется. При этом следует быть особо осторожным, так как в подкапотном пространстве множество подвижных и горячих деталей;
Определение температуры непосредственно на автомобиле
- Проконтролировать показания пирометра в тренде, для принятия решения требуется ли замена термостата.
Термостат полностью исправен если в течении первых нескольких минут патрубок был холодный или незначительно нагревался, а после произошел резкий скачок температуры. Если происходило медленное нагревание шланга с самого пуска двигателя, значит клапан заклинил в открытом положении. При отсутствии нагрева патрубка есть риск заклинившего открытого термостата. Более точное состоянии устройства можно узнать произведя снятие термостата.
Инструкция по демонтажу
Перед тем как поменять термостат, необходимо снять ранее установленное устройство. Для выполнения демонтажа своими руками необходимо придерживаться нижеприведенной инструкции:
- Слить антифриз;
- Снять воздушный фильтр;
- Открутить 2 болта и гайку крепления;
- Извлечь клапан рециркуляции;
- Ослабить воздушный шланг, идущий к датчику массового расхода воздуха. После этого отодвинуть сам измеритель;
- Схема подключения шлангов к термостату может отличаться, но важно отсоединить все патрубки;
- Отключить электропровод идущий к терморегулятору. Он присутствует не на всех видах устройств;
- Выкрутить шпильку и гайку термодатчика;
- Прокладка термостата может прилипнуть в посадочном гнезде. Легонько пошатывая требуется снять термостат, как показано на изображении ниже.
Демонтаж
На различных автомобилях технология как заменить термостат может отличатся. Может потребоваться выполнить демонтаж мешающих узлов. Или наоборот доступ к термостату у автовладельца появляется сразу после поднятия капота.
Диагностика снятого терморегулятора
Инструкция как проверить термостат, демонтированный с автомобиля:
- Налить в кастрюлю достаточное количество холодной воды;
- Положить термостат;
- Начать нагревать, снимая показания термометра и контролируя состояние терморегулятора;
- При достижении кипения исправные термостаты меняют состояние;
- Для того, чтобы убедится что термостат не имеет проблемы в работе, необходимо проследить за его срабатыванием при охлаждении воды.
Нагрев регулятора в емкости
Существует множество способов как проверить термостат, но вышеуказанный является наиболее простым и точным. Слишком долго задерживаться на этапе проверки не имеет смысла, поэтому, убедившись в неисправности, требуется переходить от диагностики к замене.
Тонкости установки нового устройства
Сделать монтаж своими руками не составит труда. Выполняя подключение термостата необходимо соблюдать последовательность аналогичную с тем как снять терморегулятор, только в обратной последовательности. Во время установки важно избегать перекосов и попадания мусора.
Контроль номинально температуры термостата
Перед приобретением нового изделия следует убедиться в его совпадении параметров с заводскими рекомендациями. Информация о термостате присутствует у него на корпусе. Она должна совпадать с ранее установленным терморегулятором.
Своевременная замена термостата избавит от неприятностей в дороге, поэтому автовладелец должен внимательно относится к признакам перегрева. В противном случае его в скором времени ожидает капремонт силовой установки.
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Как правильно установить терморегулятор на батарею
Как выбрать терморегулятор для радиаторов отопления
В странах постсоветского пространства до 40% энергоресурсов уходит на нужды отопления и вентиляции зданий, это в несколько раз больше, чем у продвинутых европейских стран. Вопрос энергосбережения стоит остро, как никогда, особенно на фоне постоянного повышения стоимости энергоносителей. Одним из устройств, позволяющих экономить тепловую энергию в доме, является терморегулятор для батареи, чья установка может уменьшить расход тепла до 20%. Но для этого необходимо правильно подобрать регуляторы к системе отопления и выполнить их монтаж, о чем и будет рассказано в данной статье.
Принцип работы термостатического клапана
Первые термостаты для радиаторов, призванные поддерживать постоянную температуру в помещении, были изобретены еще в далеком 1943 году фирмой DANFOSS, ей же принадлежит первенство на рынке по производству и продаже подобных устройств. По этой причине наша статья будет опираться на материалы и рекомендации компании DANFOSS, чей многолетний опыт не подлежит сомнению.
За прошедшие с момента изобретения годы терморегуляторы для радиаторов видоизменились и стали такими, какими мы их знаем. Конструктивно они состоят из двух основных элементов: клапана и термоголовки, соединяющихся между собой фиксирующим механизмом. Назначение термоголовки – воспринимать температуру окружающей среды и для ее регулирования воздействовать на исполнительный механизм – клапан, он и перекрывает поток теплоносителя, поступающего в отопительный прибор.
Такой метод регулирования называется количественным, поскольку устройство влияет на расход проходящего в радиатор теплоносителя. Существует и другой метод – качественный, с его помощью меняется температура воды в системе. Это осуществляет регулятор температуры (смесительный узел), устанавливаемый в котельной или тепловом пункте.
Чтобы понять принцип работы термоголовки, предлагается изучить схему прибора, изображенного в разрезе:
Внутри корпуса элемента расположен сильфон, заполненный термочувствительной средой. Она бывает двух видов:
Жидкостные сильфоны проще в изготовлении, но проигрывают газовым по быстродействию, поэтому последние получили очень широкое распространение. Итак, при повышении температуры воздуха вещество в замкнутом пространстве расширяется, сильфон растягивается и нажимает на шток клапана. Тот, в свою очередь, перемещает вниз специальный конус, уменьшающий проходное сечение клапана. В результате расход теплоносителя уменьшается. При охлаждении окружающего воздуха все происходит в обратном порядке, количество протекающей воды растет до максимума, это и есть принцип работы терморегулятора.
Рекомендации по выбору
В зависимости от типа системы отопления и условий монтажа прибора, для управления потоком теплоносителя могут применяться комплекты клапан – термоголовка в различных сочетаниях. В однотрубных системах обогрева рекомендуется устанавливать клапаны с повышенной пропускной способностью и малым гидравлическим сопротивлением (маркировка изделия производства DANFOSS – RA-G, RA-KE, RA-KEW).
Та же рекомендация касается и двухтрубных самотечных систем, где теплоноситель циркулирует естественным образом, без принудительного побуждения. Если же схема обогрева – двухтрубная с циркуляционным насосом, то следует выбрать клапан с возможностью регулировки пропускной способности (маркировка DANFOSS – RA-N, RA-K, RA-KW). Эта регулировка производится достаточно просто и специальный инструмент для нее не нужен.
Когда вопрос с подбором клапана решен, нужно определиться с типом термоголовки. Они предлагаются в следующих исполнениях:
- С внутренним термоэлементом (как на схеме, представленной выше).
- С выносным температурным датчиком.
- С внешним регулятором.
- Электронные (программируемые).
- Антивандальные.
Внимание! Не допускается установка терморегулятора на батарею в вертикальном положении, тепловой поток, поднимающийся от подающего трубопровода и корпуса клапана, станет оказывать влияние на сильфон, в результате чего устройство будет работать некорректно.
Если горизонтальный монтаж головки невозможен, то лучше приобрести к ней выносной датчик температуры в комплекте с капиллярной трубкой длиной 2 м. Именно на таком расстоянии от радиатора можно расположить данное устройство, прикрепив его к стене:
Помимо вертикального монтажа для покупки выносного датчика бывают и другие объективные причины:
- радиаторы отопления с регулятором температуры находятся за плотными шторами;
- в непосредственной близости от термоголовки проходят трубы с горячей водой либо присутствует другой источник тепла;
- батарея стоит под широким подоконником;
- внутренний термоэлемент попадает в зону сквозняка.
В комнатах с высокими требованиями к интерьеру батареи зачастую прячут под декоративными экранами из различных материалов. В таких случаях попавший под кожух терморегулятор регистрирует температуру скапливающегося в верхней зоне горячего воздуха и может целиком перекрыть теплоноситель. Мало того, полностью закрыт доступ к управлению головкой. В этой ситуации выбор следует сделать в пользу выносного регулятора, совмещенного с датчиком. Варианты его размещения показаны на рисунке:
Электронные термостаты с дисплеем также бывают двух видов: со встроенным и съемным блоком управления. Последний отличается тем, чтоб электронный блок отсоединяется от термоголовки, после чего она продолжает функционировать в обычном режиме. Назначение подобных устройств — регулировка температуры в помещении по времени суток в соответствии с программой. Это позволяет снижать отопительную мощность в рабочее время, когда дома никого нет и в прочих подобных случаях, что приводит к дополнительной экономии энергоресурсов.
Когда в доме есть маленькие дети, которым все хочется попробовать своими ручками, лучше установить терморегулятор антивандального типа с кожухом, предохраняющим настройки прибора от неквалифицированного вмешательства. Это касается и термостатов, стоящих в других общественных зданиях: детских садах, школах, больницах и так далее.
Как установить терморегулятор на батарею
Первая рекомендация – не ставить термоголовки на все нагреватели в пределах видимости. Здесь правило следующее: регулированию должны подвергаться радиаторы, чья суммарная мощность составляет 50% и более от всех, находящихся в одной комнате. Например, когда в помещении имеется 2 отопителя, то термостатом должна быть оснащена 1 батарея, чья мощность больше.
Совет. Если в качестве отопительных приборов применены чугунные радиаторы, то поддержание микроклимата с помощью термостатических клапанов будет неэффективным. Дело в том, что работа чугунных батарей очень инерционна, после перекрытия потока теплоносителя они еще долго излучают тепло и наоборот, долго разгоняются. Монтаж клапанов не имеет смысла, вы только напрасно потратите свое время и средства.
Первую часть устройства – клапан – рекомендуется монтировать на подводящий подающий трубопровод в момент подключения радиатора к отопительной системе. В случае когда его требуется врезать в собранную систему, то подводку подачи придется демонтировать. Это доставит некоторые сложности, если подключение выполнено стальными трубами, понадобится инструмент для резки труб и нарезания резьбы.
После того как термостат на батарею отопления установлен, термоголовка монтируется без всякого инструмента. Достаточно просто совместить метки на корпусах и плавным нажатием зафиксировать головку в гнезде. Сигналом послужит щелчок фиксирующего механизма.
Немного сложнее устанавливать антивандальный терморегулятор, для этого понадобится шестигранный ключ размером 2 мм. Совместив требуемые метки, как показано на схеме, нужно прижать термоголовку, а шестигранником закрутить фиксирующий болт, находящийся сбоку.
Монтаж выносного датчика и регулятора осуществляется на свободном от деталей интерьера и мебели участке стены, разместив их на высоте 1.2—1.6 м от пола, как показано на схеме:
Сначала дюбелями к стене прикрепляется монтажная пластина, а потом на нее простым нажатием защелкивается корпус. Капиллярная трубка закрепляется к стене пластмассовыми хомутиками, как правило, они идут в комплекте с изделием.
Помимо штатной регулировки температуры в головках предусмотрена настройка терморегулятора на максимальный и минимальный пределы, дальше которых поворот колеса станет невозможным. Для этого предусмотрены ограничительные штифты, находящиеся в задней части изделия. Нужно вытащить один из них и после отладки системы вставить в отверстие под соответствующей меткой:
Заключение
Какой регулятор тепла можно поставить на батарею
Устанавливаемый на батарею терморегулятор является отличным инструментом для создания благоприятного микроклимата и дополнительным способом сэкономить на отоплении, поскольку позволяет уменьшить подачу теплоносителя. Терморегулятор для радиатора отопления выгодно использовать только тогда, когда батареи очень сильно нагреваются. Если же их максимальный нагрев создает оптимальную температуру, то терморегулятор, как таковой, не принесет никакой пользы.
Регуляторы температуры следует устанавливать на такие батареи:
Что касается чугунных изделий. то в этом случае регулятор является полностью бесполезным. Это потому, что чугунный радиатор или батарея имеют большую тепловую инерцию.
Конструкция любого терморегулятора состоит из двух основных элементов:
- Термоклапана (термостатического вентиля).
- Термоэлемента.
Во многом термоклапан является обычным клапаном или вентилем. То есть он представляет собой запорную арматуру, через которую проходит теплоноситель, и внутри которой находится седло и конус. Конус влияет на степень перекрытия рабочего сечения. Этот элемент может подниматься вверх и опускаться вниз, что в свою очередь приводит к изменению количества поступающего теплоносителя.
В обычном вентиле конусом двигает рука человека. В термостатическом это делает специальный механизм. Им является термоголовка. Она также известна как термостатический элемент.
- основания;
- крышки, которая же и представляет собой корпус. В некоторых моделях крышка может менять свое положение. Таким образом настраивается рабочая температура;
- цилиндра;
- теплового агента;
- шпинделя. Его часто дополняют сильной пружиной.
Главным элементом является цилиндр. Его еще называют «сильфоном». Цилиндр представляет собой небольшую герметичную и эластичную емкость. Она заполнена тепловым агентом. Чаще всего он представлен газом и жидкостью. При этом газ и жидкость подбираются так, чтобы при малейших колебаниях температуры они могли быстро изменять свой объем. Некоторые производители используют твердые тепловые агенты. Однако из-за того, что они реагируют на изменения температуры через 30 минут и более, их используют немногие компании.
Цилиндр с тепловым агентом размещают под верхом крышки-корпуса. Под сильфоном находится шпиндель, который присоединяется к штоку термоклапана.
Принцип работы
Работает терморегулятор так:
- Меняется температура воздуха в помещении. Например, она растет. Это приводит к увеличению объема цилиндра. В результате сильфон растягивается.
- Увеличенный сильфон давит на размещенный под ним шпиндель.
- Шпиндель вызывает давление на шток и конус (золотник). Последний опускается вниз и частично или полностью перекрывает поток нагретой жидкости.
- Батарея начинает остывать, температура в помещении падает, что приводит к уменьшению объема сильфона.
- Пружина давит на шпиндель или конус, и оба элемента поднимаются вверх, что увеличивает поток теплоносителя.
- Радиатор нагревается, поднимая температуру в помещении. В то же время увеличивается цилиндр. Цикл повторяется.
Наиболее прогрессивные терморегуляторы для радиаторов способны регулировать температуру с точностью до 1 °С. Конечно, этот показатель может быть и хуже. Все зависит от того, какой тепловой агент находится в середине сильфона. Если он быстро реагирует на изменение климата в помещении, то точность является высокой.
Работа всех терморегуляторов на батареях приводит к тому, что часть радиаторов всегда остается холодной. Это понятно, ведь ограничивается поток теплоносителя. Однако холодными батареи могут быть и из-за засорения или наличия воздуха. Обнаруживают эти проблемы путем снятия термоголовки и ожидания. Если через некоторое время поверхность радиатора стала полностью теплой, то проблем нет.
Не всегда терморегуляторы для радиаторов могут корректно работать. Это происходит из-за следующих факторов:
- Закрытия шторой.
- Сквозняков.
- Попадания прямых солнечных лучей.
- Дополнительных источников тепла.
Терморегуляторы для радиаторов бывают разных видов. Причем их классифицируют по двум признакам:
- Тип термоголовки.
- Вид теплового агента.
Согласно первому критерию бывает:
- Ручной терморегулятор для батарей отопления.
- Механический.
- Электронный.
Первый вид представляет собой обычный вентиль с простой крышкой, которую нужно крутить вправо-влево своими руками. Ее вращение приводит к поднятию/опусканию золотника в кране. Понятно, что такой регулятор нуждается в постоянной опеке, ведь когда становится слишком тепло, нужно перекрывать вентиль. а когда становится холодно, опять нужно подходить к терморегулятору и менять положение его крышки. Радует только то, что, когда такие манипуляции надоедают, можно легко снять крышку и на ее место поставить автоматический терморегулятор. Заменять клапан не нужно, ведь он универсален.
Термостат с механической головкой также требует ручной настройки. Однако она проводится только один раз. Далее температура регулируется в автоматическом порядке. Строение механической головки описано выше. Выставление нужного уровня температуры происходит путем поворота крышки термоголовки. В большинстве случаев на крышке есть отметки «больше-меньше» или цифры от 1 до 5-7.
Некоторые модели имеют выносной датчик. Он соединяется с основанием с помощью капиллярной трубки.
Электронные терморегуляторы на батареи являются самыми совершенными, ведь имеют очень много полезных опций. Также они отличаются наибольшими размерами. Это обусловлено тем, что электронный блок управления, а также сервопривод требуют электрической энергии. Во многих моделях ее источником выступают батарейки или съемные аккумуляторы. А находятся они, конечно, в корпусе.
Главная особенность электронных терморегуляторов для радиаторов заключается в возможности работать в нескольких режимах и самостоятельно изменять их. То есть на ночь, на выходные или на время отсутствия людей в квартире можно выставить сниженную температуру. Далее можно настроить термоголовку так, чтобы за несколько часов до появления жителей в квартире или доме произошла смена режима, и помещение прогрелось до нужной температуры.
Типы теплового агента
Наиболее часто в его роли используют жидкость и газ. Из-за этого выделяют такие виды термоголовок:
Более дешевыми и простыми являются регуляторы первого вида. По этой причине они представлены очень большим количеством моделей. Однако они управляют батареей более медленно.
Газовый регулятор для батареи отопления имеет меньшую инерционность, благодаря чему способен достаточно быстро среагировать на изменение температуры в помещении.
На практике разница между реакцией двух типов является весьма малой. Поэтому при выборе лучше сосредоточить внимание на качестве исполнения. Оно же зависит от производителя.
Практически все виды терморегуляторов способны устанавливать температуру, диапазон которой составляет +6…+28 °С. Конечно, есть варианты, рассчитанные на установку других уровней температуры. Однако с ростом диапазона температур поднимается цена.
Особенности термоклапана
Ранее упоминалось, что он является универсальным, то есть на него можно устанавливать любой вид термоголовки. Однако, несмотря на это, он имеет две разновидности. Они зависят от того, в какой системе отопления должен использоваться кран. однотрубной или двухтрубной.
Разновидностями термоклапана не стоит пренебрегать, ведь, установив в однотрубную систему кран для двухтрубной. радиатор будет плохо прогреваться. Причиной этого является то, что запорная арматура для 2-трубной системы имеет высокое гидравлическое сопротивление. Фактически оно вдвое больше такого показателя вентилей для 1-трубной системы. Чтобы достичь такого сопротивления, производители делают малое проходное сечение. Оно же позволяет уменьшить давление на вентили и сбалансировать давление в системе. Из-за этого при условии низкого давления (характерно для 1-трубной системы) через кран поступает мало теплоносителя.
Для 1-трубных систем подходят те вентили, проходная способность которых равна или превышает 3.
Монтируют электронный терморегулятор на батарею весьма просто. Для этого выполняют следующие действия:
- Перекрывают стояк и спускают воду.
- У радиатора отрезают кусок трубы. Его длина должна соответствовать длине термостатического вентиля. По сути дела трубу перерезают в одном месте.
- Демонтируют часть трубы, которая осталась в радиаторе. Эти шаги не выполняют, если система отопления только создается или стоит кран с такими размерами, как и у нужного вентиля.
- Откручивают от термовентиля штуцер с американкой.
- Штуцер фиксируют в радиаторе, а основание крана на трубе.
- Прикладывают кран до штуцера в радиаторе и затягивают американку. Вентиль должен находиться так, чтобы шток «смотрел» в сторону.
- Фиксируют электронную или механическую термоголовку.
Особенности установки являются такими:
- термостат обычно ставят на вводную трубу. При этом стрелка на нем должна совпадать с направлением движения теплоносителя;
- электронное устройство всегда должно находиться в горизонтальном положении. Запрещается размещение термоголовки над трубой. Это потому, что тепло от трубы будет нагревать цилиндр и вызывать ненужное перекрытие радиатора. Следствие — холодное помещение;
- большинство электронных и механических регуляторов настроены для монтажа на высоте 40-60 см. Если же разместить их на высоте 10-15 см (нижнее подключение батареи), то в помещении будет слишком тепло. Решить проблему с нижним подключением можно благодаря перенастройке терморегулятора, использованию выносного датчика или покупкой специально предназначенного регулятора;
- если система отопления является однотрубной, то вводную и выводную трубу правильно соединять дополнительной трубой. То есть надо создавать байпас.
Похожие статьи:
Счетчик тепла на батарею Какой обогреватель можно приобрести для дома Регулятор температуры для твердотопливного котла Регулировка тепла в батареях отопления
Как установить терморегулятор на батарею?
Установка терморегулятора на радиатор позволяет контролировать поступление теплоносителя в отопительное устройство. Таким образом, обеспечиваются комфортные температурные условия для жильцов, а также защищенность от аварийных случаев, когда необходимо отключение участков трубы от отопительной системы.
Выбор запорно-регулирующей арматуры
Для описанных выше функций используется один их трех видов регулирующей арматуры:
- конусный вентиль;
- шаровой кран;
- автоматический регулятор.
Шаровые краны плохо справляются с регулировкой температурного режима, так как они работают в двух позициях: открыты или перекрыты. Если установить краник в промежуточное положение, утратится его герметичность, поскольку теплоноситель будет разрушать шаровой элемент.
Конусный вентиль является более эффективным способом контроля температурного режима. Он может находиться в полуоткрытом положении. При этом нельзя забывать о необходимости возврата его на стартовую позицию. Такой способ регулирование температуры неудобный и трудозатратный.
Оптимальным вариантом контроля температурного режима является использование автоматических термостатов, монтируемых рядом с батареями. Другое название этих устройств — терморегуляторы.
Принцип работы регулятора
Терморегулятор является герметичной камерой (так называемый сильфон), который заполнен рабочей средой. Когда температура повышается, происходит расширение теплоносителя, и сильфон распрямляется. Затем запорный клапан перекрывает движение теплоносителя в батарею, снижая, таким образом, температуру в помещении. Если снижается температура, наступает обратный эффект: сжатие термоголовки, которая отворяет клапан, в результате чего поступление теплоносителя в батарею растет.
Конструкция термостата
Терморегуляторы могут предназначаться для работы в однотрубных или двухтрубных системах.
Термостат включает в себя термическую головку и особый клапан. Данные механизмы работают не потребляя энергию и поддерживая между собой связь.
Термоголовка имеет привод, регулятор и жидкостный компонент, который можно сменить на газовый, либо упругий.
- термический клапан;
- термический элемент;
- чувствительный элемент;
- золотниковый клапан;
- разъем;
- передающий шток;
- накидная гайка;
- компенсаторный механизм;
- кольцо фиксатора;
- шкала.
Преимущества термостатов
В продаже имеются термостаты двух видов: жидкостные и газовые. Все они должны быть сертифицированы. Средний период службы таких устройств составляет примерно 20 лет.
- продуманный дизайн, удачно вписывающийся в любой интерьер;
- комфортное управление температурным режимом;
- простота в монтаже;
- возможность эксплуатации на протяжении всего периода службы без проведения профилактики и техобслуживания;
- после установки термостата на батарею нет нужды открывать окна, чтобы понизить слишком высокую температуру в помещении;
- термостаты работают при выбранной пользователем температуре — от 5 до 27 градусов;
- устройства позволяют равномерно распределять носитель тепла по системе отопления;
- терморегуляторы позволяют избежать чрезмерного прогревания воздуха, если помещение обогревается солнечными лучами или электроприборами;
- термостат позволяет экономить до четверти расхода топлива;
- установка устройства позволяет улучшить микроклимат в доме;
- использование термостатов оптимально в частных домах, где они обычно окупаются на протяжении одного года.
Жидкостные или газонаполненные терморегуляторы?
Газонаполненные или жидкостные термостаты активнее откликаются на колебания температуры в помещении. Жидкостные термостаты точнее отзываются на изменения внутреннего давления в гофрированном цилиндре и эффективнее направляют его на исполнительную часть механизма.
Конструкции терморегуляторов, наполняемых газом, характеризуются рядов существенных плюсов:
- Газовая конденсация осуществляется в самой холодной секции устройства, которая находится дальше всего от корпуса клапана. В результате этого реакция наступает быстро, поскольку процесс не зависит от водной температуры.
- Термостат данного вида быстро реагирует на температурную динамику в здании, что обеспечивает эффективное поступление тепла.
Место для установки термостата
На функционирование регулятора влияют такие обстоятельства:
- наличие прямых солнечных лучей;
- циркуляция воздуха в комнате;
- температурный режим вне здания;
- посторонние источники холода или тепла в комнате.
В частных строения термостаты, прежде всего, устанавливаются на верхних этажах, поскольку разогретый воздух идет к верху и температурная разница на верхних и нижних уровнях дома сильно разнится. Регуляторы нужно ставить по горизонтали труб, неподалеку от точки ввода в обогревательный прибор.
В частном доме рациональнее всего ставить панельные батареи малой емкости и оснащать их термостатами, быстро откликающимися на манипуляции термостатическими клапанами. Однако при этом нужно избегать радиаторов, прикрытых занавесками, декоративными покрытиями или решетками, а также другими предметами. В противном случае будет нарушена возможность правильной оценки температурного режима в помещении. Эту рекомендацию можно обойти, если установить дистанционный датчик, находящийся от клапана на расстоянии 2-7 метров, что позволит контролировать температуру возле местонахождения контролирующего устройства.
Панельный радиатор с термостатом
Обратите внимание! В многоквартирных домах монтаж терморегулятора нужно начинать там, где колебания температур особенно ощутимы: кухня, главная комната, помещения, подверженные прямым солнечным лучам.
Установка термостата
Перед установкой терморегулятора отключаем подающий стояк. Сливаем воду из отопительной системы.
Установочные работы производятся так:
- отрезаем горизонтальные подводки на определенном расстоянии от батареи;
- снимаем с батареи отрезанную трубу и краник;
- открепляем хвостовики и гайки от клапана термостата и запорного крана;
- заворачиваем их в пробки радиатора;
- проводим сборку трубной обвязки и ставим все на запланированное место;
- соединяем обвязку с находящимися по горизонтали трубами подводки, которые присоединены к стояку.
Если речь идет об однотрубной системе, при подключении термостата понадобится замена схемы подключения батареи. Для этого нужно установить перемычку для стыковки обратной и прямой подводки устройства. Такая перемычка, именуемая байпасом, дает возможность передвижения теплоносителю, если понадобится перекрыть отопление терморегулятором. Для осуществления схемы нужно снять прибор, не забыв перекрыть вентили.
Контролировать поступление теплоносителя в батарею в двухтрубной схеме можно, если применить термостат радиатора, поставленный на верхней подводке.
Настройка терморегулятора
Для правильной настройке регулятора температуры нужно понизить до минимально возможных потери тепла в помещении. Термометр должен располагаться там, где будет постоянная температура. После этого прокручиваем головку термального регулятора влево до конца, открывая клапан, в результате чего достигается максимальная отдача тепла. Как только температура увеличится на 5-6 градусов, клапан перекрывается прокручиванием головки в обратную сторону. После достижения нужно уровня температуры, начинаем осторожно открывать клапан. Настройка заканчивается, когда станет слышен шум воды в регуляторе и станет ощутим быстрый нагрев клапана.
Установку терморегуляторов на радиаторы отопления лучше всего поручить профессионалам, которые проведут подключение согласно инструкции производителя. Правильно установленное оборудования позволит создать оптимальный температурный режим в помещении и обеспечит рациональный расход тепловой энергии, что благоприятно отразится на финансовых расходах семьи.
Источники: http://cotlix.com/termoregulyator-dlya-radiatorov, http://poluchi-teplo.ru/radiatoryi/aks-rad/regulyator-tepla-na-batareyu.html, http://klivent.biz/otopleniye/ustanovka-termoregulyatora-na-batareyu.html
Термостат какой стороной ставить. Как установить терморегулятор на радиатор, стоит ли применять
Как заменить термостат в автомобиле
Большинство водителей вспоминают о проблемах с термостатом только тогда, когда отопитель кабины или салона перестает работать. Есть несколько факторов, от которых зависит надежность работы термостата. Его неисправность обычно связывают с пробегом и возрастом автомобиля. Компания Gates рекомендует выполнять профилактическое техобслуживание термостатов, а также своевременно заменять старые прокладки и уплотнения на новые.Ниже представлены общие рекомендации по замене автомобильных термостатов. Помните о том, что всегда следует придерживаться рекомендаций производителя автомобиля.
Если термостат в автомобиле отказал, возможны два варианта развития событий
Когда термостат блокируется и остается в открытом положении, поток охлаждающей жидкости постоянно проходит через радиатор, не позволяя двигателю прогреться до рабочей температуры. Непрогретый двигатель работает неэффективно, что приводит к увеличению расхода топлива и повышению вредных выбросов, а также повышенному износу деталей двигателя. Кроме того, затрудняется обогрев салона автомобиля.Когда термостат остается в закрытом положении, охлаждающая жидкость не может поступать в радиатор для охлаждения, что приводит к перегреву двигателя.
Как установить термостат за 10 простых шагов
ШАГ 1
Безопасность прежде всего.Прежде чем приступать к работе с любой частью системы охлаждения, дождитесь, пока остынет двигатель.
ШАГ 2
Снимите шланг, подсоединенный к термостату.Имейте в виду, что при снятии шланга из него может вытечь значительное количество охлаждающей жидкости.
ШАГ 3
Посмотрите, как располагается термостат.Прежде чем продолжить работу, изучите и запомните конфигурацию, чтобы установить новый термостат точно таким же образом.
ШАГ 4
Ослабьте болты и снимите старый термостат.
ШАГ 5
Удалите старое уплотнение/прокладку или остатки старого герметика и убедитесь, что посадочная поверхность чиста.
ШАГ 6
Перед установкой нового шланга осмотрите другие части системы охлаждения: шланги системы охлаждения, водяные насосы и герметичные крышки.
ШАГ 7
Установите новый термостат так, чтобы медный термочувствительный элемент был направлен в сторону потока охлаждающей жидкости, выходящей из двигателя. Если установить наоборот, термостат не будет работать.Старые прокладки и уплотнения следует заменить на новые. Строго следуйте инструкциям по установке. Используйте герметик только в тех случаях, когда это рекомендовано производителем автомобиля. Наносите герметик равномерно вдоль кромки детали, но не используйте его в чрезмерных количествах. При нанесении чрезмерного количества герметика удалите излишки до установки нового термостата. Избыток герметика нарушает правильную установку и попадет в систему охлаждения, загрязняя ее. Герметики отличаются различным временем застывания, поэтому не забудьте ознакомиться с инструкцией по применению.
ШАГ 8
Затяните болты равномерно до момента затяжки, установленного производителем.
ШАГ 9
Подсоедините шланг.
ШАГ 10
Выполните завершающий внешний осмотр, чтобы убедиться в отсутствии утечек после заправки системы охлаждения.Имейте в виду, что некоторые утечки становятся очевидными на холодном двигателе, а другие — только на горячем.
www.gatestechzone.com
Термостат двигателя. Замена термостата.
Термостат — довольно маленькая деталька системы охлаждения двигателя, но какая значимая. Термостат может значительно упростить жизнь автомобилиста, экономя его время на прогреве двигателя, а также может заставить и кирпичами срать если выйдет из строя и потребуется замена термостата. Сама по себе, замена термостата не займёт много времени да и сам термостат стоит довольно недорого, установить его легко, другой вопрос, который возникает у неопытного водителя, в первый раз столкнувшегося с неисправным термостатом, что откручивать как снимать, в общем где находится этот термостат. Теперь обо всем подробнее.
Устройство и принцип работы термостата. Здесь все гораздо проще, чем думают многие. Принцип работы термостата основан на законах физики из курса средней школы. Помню как один водила камаза доказывал мне, что термостат начинает открываться при температуре 85-95 градусов потому, что нагретая до такой температуры охлаждающая жидкость, опять же по тем же законам физики расширяется, и увеличиваясь в объёме начинает давить на клапан термостата, и тот под давлением открывается, пропуская горячую ОЖ на охлаждение в радиатор. Теория конечно интересная, но неверная.
Принцип работы термостата.Весь принцип работы термостата кроется в небольшом цилиндре, наполненном воском. Воск выбран потому, что значительно увеличивается в объёме при нагревании. Посмотрим на рисунок, на нем показаны два клапана, один из которых (верхний) является основным, и задерживает ОЖ на пути в радиатор, при холодном двигателе закрыт. Второй (нижний), является клапаном малого круга, при холодном двигателе открыт, позволяя циркулировать воде по малому кругу охлаждения. При этом, когда нагревается двигатель, и открывается верхний клапан, нижний клапан закрывается, перекрывая малый круг и отправляет ОЖ охлаждаться через радиатор. Также на всех термостат
Как установить терморегулятор на батарею отопления
Отопительная система старого образца далеко не всегда обеспечивает равномерный прогрев всех комнат. В одних может быть слишком жарко, в других – наоборот, прохладно так, что приходится одеваться. Чтобы создать комфортную температуру в каждой комнате, следует выполнить простую модернизацию: установить терморегулятор на батарею отопления.
Зачем нужен терморегулятор?
Температурный регулятор, устанавливаемый на радиаторы, позволяет контролировать количество тепла, поступающего в конкретную комнату, за счет увеличения или уменьшения потока жидкого теплоносителя. С его помощью можно не только установить комфортную температуру в каждом помещении, но и сэкономить, если квартира оборудована теплосчетчиком.
В многоквартирных домах при слишком высокой температуре в комнате хозяева вынуждены открывать форточки, отапливая при этом улицу. Если за тепло нужно платить по нормативам, как часто бывает в хрущевках, то это не так страшно. Но при наличии счетчиков тепла деньги жильцов буквально вылетают в окно. И другая ситуация: нет смысла по полной программе отапливать квартиру, когда никого нет дома.
Более выгодно положение обладателей автономных систем отопления. Они могут регулировать подачу тепла в квартиру на выходе из котла. Но без использования термостатов обеспечить комфортный температурный режим во всех комнатах не получится.
Почему именно терморегулятор?
Помимо терморегулятора, ограничить поток теплоносителя в батарею можно при помощи шарового крана или конусного вентиля. Но их использование связано со значительными неудобствами:
- Шаровой кран рассчитан на эксплуатацию только в двух режимах: открыт или закрыт. При работе в промежуточных положениях он быстро выйдет из строя.
- Регулировать поток теплой воды обоими приспособлениями нужно вручную и довольно часто. При большом количестве комнат это долго и неудобно.
Монтаж терморегуляторов на радиаторы отопления решит эту проблему. Термостат после установки и настройки будет автоматически поддерживать заданную температуру, регулируя поступление горячей воды в батарею.
С чугунными радиаторами сложнее. Из-за высокой тепловой инертности материала (чугун медленно разогревается и так же медленно остывает) быстро и точно отрегулировать температуру не получится.
Устройство и виды термостатов
По принципу работы терморегуляторы делятся на две большие группы:
- Приборы прямого действия, реагирующие на температуру теплоносителя. Внутри таких устройств расположен сильфон, заполненный жидким, твердым или газообразным материалом, и тарельчатый запорный механизм. Рабочее тело сильфона меняет свой объем при перепаде температуры и двигает шток, увеличивая или уменьшая подачу в радиатор теплоносителя.
Такие приборы выигрывают в плане стоимости, но уже морально устарели. В квартирах рекомендуется использовать терморегуляторы второго типа.
- Устройства с выносными датчиками и электрическим приводом механизма регулировки. Они удобнее в эксплуатации, так как настраиваются непосредственно на нужную температуру воздуха в комнате. Электронные системы управления позволяют задать свои режимы обогрева для определенных периодов суток, программируются и по другим параметрам.
Терморегулятор выбирают исходя из размеров патрубка, присоединяемого к устройству, и типа отопления:
- Клапаны с маркировкой RTD-G предназначены для установки в однотрубных системах подводки с естественной циркуляцией.
- Устройства с маркировкой RTD-N применяются в двухтрубных системах. Также они необходимы, если установлен нанос для принудительной циркуляции теплоносителя.
Профессионалы рекомендуют выбирать клапаны, изготовленные из латуни, бронзы или нержавеющей стали. Они надежнее и долговечнее силуминовых.
Подробнее обо всех типах устройств, предназначенных для регулировки температуры радиаторов, написано в этой статье. Там же можно найти способы увеличения теплоотдачи батарей.
Выбор мест для установки термостатов
На работу этих устройств плохо влияют:
- Прямые солнечные лучи.
- Приборы, выделяющие в процессе работы тепло.
- Затрудненная циркуляция воздуха: термостат не должен быть закрыт шторами, портьерами и декоративными решетками.
Не всегда есть возможность установить терморегуляторы на всех радиаторах отопления в квартире. Где в таком случае их поставить в первую очередь:
- В частных многоэтажных домах – на батареи на верхних ярусах. Теплый воздух в помещении поднимается вверх, поэтому на втором и третьем этаже температура будет выше, чем на первом.
- В квартирах и одноэтажных домах в первую очередь терморегуляторы ставят на батареи, расположенные ближе к обогревательному котлу.
Если доступ к устройству затруднен, оно закрыто предметами интерьера, то выбирают изделие с выносным датчиком температуры.
Установка терморегулятора
Важно не только правильно выбрать нужную модель, но и грамотно ее поставить. Система отопления должна продолжать работать при прекращении подачи теплоносителя в радиатор. Для этого:
- В однотрубной системе дополнительно подключают специальную перемычку – байпас. Вентиль монтируют на верхнюю трубу. Для замены или ремонта батареи или термостата на верхнюю и нижнюю трубы устанавливают шаровые краны.
- В двухтрубной системе достаточно только запорной арматуры на входе и выходе из радиатора.
Работы лучше проводить в теплое время года, так как придется сливать воду из системы отопления. В многоквартирных домах требуется обязательное согласование этого мероприятия с управляющей компанией.
Алгоритм дальнейших действий такой:
- Слив теплоноситель, обрезают трубы, подходящие к радиатору.
- При однотрубной подводке ставят байпас.
- Устанавливают шаровые краны на подводящей трубе и обратке.
- Монтируют терморегулятор.
Благодаря низкой цене и простоте термостаты с сильфоном используются наиболее часто. Устанавливаются они следующим образом:
- Прибор ориентируется по стрелке, нанесенной на его корпус. Она показывает направление перемещения теплоносителя. Сначала монтируется его неподвижная часть, на которую затем надевают вращающуюся головку.
- К подающей трубе клапан крепится при помощи «американки» (муфты с накидной гайкой): так его проще снять при необходимости.
Клапан обязательно должен устанавливаться горизонтально! В противном случае поднимающийся от трубы теплый воздух будет нагревать сильфон, что приведет к некорректной работе устройства.
- Подключение к батарее осуществляется за счет резьбового соединения. Герметичность достигается при помощи сантехнического льна или специальной уплотнительной ленты.
- Сняв защитный колпачок, устанавливают сильфонную головку. Она фиксируется гайкой, которую затягивают накидным ключом. Другой вариант – головки с защелкой. Их без труда можно надеть, повернув в положение максимального открытия и надавив до щелчка.
На завершающем этапе собирают до конца трубную обвязку и проверяют всю систему на протечки, заполнив ее теплоносителем.
Этапы установки показаны на видео.
Настройка
Предварительная настройка необходима для терморегуляторов, имеющих сильфоны: модели с выносными датчиками и электронным управлением настраивать не нужно.
Настроить термостат можно следующим образом:
- Минимизировать влияние посторонних факторов: в помещении отключить все приборы, закрыть двери и окна.
- В удобном месте расположить контрольный термометр.
- Полностью открутить клапан терморегулятора, поворачивая его головку до упора против часовой стрелки.
- Подождать, когда температура в комнате поднимется на 1–2 ˚C выше желаемого значения.
- Полностью закрыть клапан, вращая головку по часовой стрелке.
- В момент достижения нужной температуры в помещении понемногу открыть терморегулятор до тех пор, пока он не станет нагреваться. Из радиатора в этом момент должен послышаться шум воды. На этом преднастройку считают оконченной.
Ведущие производители терморегуляторов
Можно отметить следующие бренды, хорошо зарекомендовавшие себя на этом рынке:
- Датские приборы Danfoss.
- Терморегуляторы Far, произведенные итальянской фирмой.
- Сильфонные термостаты Herz австрийского производства.
- Устройства марок Honeywell, Kermi, Luxor, Prado, Purmo, Sira, имеющие много положительных отзывов.
Установка терморегуляторов на радиаторы отопления в частном доме или в квартире позволит создать комфортные условия в каждом помещении и снизить затраты на обогрев жилища.