Тормозная система камаз 5320: устройство и ремонт
Эта конструкция не похожа на аналоги для легковых машин. Она имеет 4 узла, каждый из которых обладает своими особенности работы и назначением. Тормозная система КамАЗ 5320 состоит из современных механизмов, которые управляют работой и отвечают за повышение безопасности. Предусмотрен прибор для разблокировки стояночного тормоза в аварийных условиях.
Принцип работы тормозов КамАЗ
После нажатия на педаль тормозной системы давление передается на усилитель, а он оказывает воздействие на основной цилиндр. Входящие в его конструкцию поршни получают излишки жидкости в цилиндрах колес, которые, в свою очередь, провоцируют передвижение колодок к дискам. Это происходит при одновременном прохождении потока в привод.
Управление тормозными механизмами нажатием на педаль тормоза создает давление жидкости, что запускает процесс остановки. По ее завершении задействуется возвратная пружина, и педаль становится неактивной. Поршень основного цилиндра тоже принимает обратное положение. Основные части пружин отстают от барабанов благодаря работе тормозных колодок.

Тормозная система на Камаз 5320
В основной цилиндр перемещается тормозная жидкость от колес. Давление системы торможения снижается. Из-за использования в конструкции устройств для повышения безопасности, увеличивается продуктивность тормозов КамАЗ.
Описание тормозов КамАЗ
Устройство тормозных систем состоит из четырех отделов — основной, стояночный, вспомогательный и запасной. У них схожее строение, но работают они по отдельности. Поэтому при полной неисправности одной системы, многотонную груженую машину остановят оставшиеся три блока. Элементы управления ими находятся в удобном расположении для водителя, так что он в любой ситуации может воспользоваться каждым из блоков.

Отделы тормозной системы Камаз-5320
Основной
Создан для управления авто во время движения. Он имеет пневматический привод, который отдельно регулирует передние и задние колеса. Главные детали тормозной системы КамАЗ — барабан и колодки. Из-за этих элементов чаще всего выходит из строя весь блок, так как они испытывают наибольшие нагрузки и изнашиваются.
Запасной
Он применяется для изменения скорости и остановки при возникновении неисправности в основном тормозном блоке. Ее объединяют со стояночным тормозом некоторые общие механизмы. В него включены:

Пневматический привод тормозов автомобиля КамАЗ-5320
- 4 пружины;
- 2 воздушных баллона;
- защитный клапан;
- датчик давления;
- тормозной кран;
- трубопроводы;
- шланги.
Запасная система приводится в действие стояночным рычагом, который переводится в промежуточное положение (между горизонтальным и вертикальным).
Вспомогательный
Эта тормозная система работает от энергии скатывания машины по наклонной плоскости, а для остановки задействуется двигатель. Запускается процесс торможения нажатием на кнопку рядом с рулевой колонкой. После этого начинается перемещение сжатого воздуха от защитного клапана к тормозным цилиндрам. Путь отработанным газам перекрывается, а двигатель в это время выполняет функции компрессора. Давление направляется на колодки и барабан, что приводит к торможению.

Ускорительный клапан тормозов Камаз
Стояночный блок
Эта система удерживает на месте автомобиль во время кратковременной остановки или длительной стоянки.
В конструкцию КамАЗ включен механизм экстренного растормаживания. Он выполняет сжатие тех пружин, которые задействованы при использовании стояночного или запасного блока. Для активации предусмотрена кнопка на панели. Можно применить при необходимости механический способ растормаживания, открутив специальные винты энергоаккумуляторных пружин.
Техническое обслуживание КамАЗ
Оно включает в себя осмотр, проверку креплений, чистку механизмов и узлов. Иногда необходима регулировка промежутков между барабаном и колодкой.
Осмотр тормозной системы требует обратить особое внимание на:

Техническое обслуживание тормозной системы Камаз-5320
- правильность соединения суппорта с фланцами мостов;
- надежность крепления гаек на кронштейнах зажимных конструкций;
- положение тормозных накладок;
- вращение разжимного вала.
Если накладки расположены на расстоянии меньше 0,5 мм от головок, их необходимо заменить новыми. Во время эксплуатации их нужно беречь от взаимодействия с маслом, иначе их свойства теряются, а восстановить обычной промывкой не получится.
В норме вал разжимного кулака свободно крутится в кронштейне. Если он заедает, то очищаются опорные поверхности и тонко смазываются консистентной смазкой.
Необходимо своевременное обслуживание вспомогательной тормозной системы КамАЗ — проверяются заслонки и крепления. При затрудненном вращении заслонки снимается корпус, очищается и промывается в керосине. После обдува сжатым воздухом надо вернуть детали на место.
При недостаточном уровне тормозной жидкости и несвоевременной ее замене могут возникать неполадки, западать педали, отмечаться посторонний шум, увеличение тормозного пути. Еще это может свидетельствовать об изношенности колодок.
Видео по теме: Тормозная система КАМАЗ
Схема тормозная КамАЗ — 5320, 6520
Мы уже не раз говорили, и будем повторять впредь, что хотя важность двигателя и рулевого управления переоценить трудно, есть еще одна составляющая транспортного средства, без которой его эксплуатация проблематична и опасна. Речь идет о тормозах, чье предназначение замедлять ход и по необходимости вплоть до остановки. Понадобиться такое замедление может даже в чистом поле, а уж на загруженной автотранспортом дороге это часто единственный способ избежать возможной аварии и даже катастрофы. И потому исправность тормоз-системы одно из главных условий, а чтобы ее обеспечить, следует знать ее максимально подробно…Общие сведения
Если брать в целом, то стандартизированная схема тормозная КамАЗ для большинства моделей должна включать в себя сразу несколько систем. Это и рабочая тормоз-система, и запасная, и стояночная с вспомогательной. Помимо них «членами команды» являются узел, отвечающий за аварийное растормаживание стояночной (временное отключение энергоаккумуляторов), устройства контроля и приборы сигнализации, сообщающие о реальных и возможных неисправностях.
Также, большинство камских авто сразу предусматривают возможность подключения тормозов прицепа, то есть. На них изначально устанавливается отдельный привод, хотя есть и исключения, например 55111-я модель, для которой работа с прицепом априори невозможна. В зависимости от модели принципиальная схема также может иметь некоторые особенности, так схема тормозной системы КамАЗ-5320 предусматривает разделение пневматического привода на пять отдельных контуров.
Подобное разделение выполняется при помощи разделительных клапанов, и главная особенность такой схемы в том, что каждый из них работает практически автономно. В результате поломки в одной пневмосистеме не оказывают никакого влияния на дееспособность других, за счет чего снижается вероятность остаться в дороге совсем без тормозов.




Вполне естественно, что даже при одинаковом конструктивном решении тормоза автомобиля могут отличаться размером и конфигурацией деталей, если того требуют особенности самого авто и его эксплуатации. Самый простой пример, это КамАЗ-6520. схема тормозной системы которого практически повторяет стандартизированный вариант, но имеет другие размеры рабочих элементов. Те же фрикцион-колодки по общей площади, на 900см2 больше, чем у «ближайших родственников» — 5320-го, 55111-го и 4310-го.
КАК РАБОТАЕТ
Как можно было понять из вышесказанного, большинство камских большегрузов комплектуются системой управления, пневматическим приводом и механизмом торможения. Исключение составляет вспомогательная, где исполнительным органом выступает сам мотор автомобиля – при включении тормоза-замедлителя происходит уменьшение подачи топлива, так называемое торможение мотором. Остальные работают по практически одинаковому принципу.
Общий компрессор занимается нагнетанием воздуха в пневмоконтуры. Если быть точным, то накачка выполняется в специальные баллоны с созданием там определенного повышенного давления. При команде водителя – нажатии на педаль или оттягивании рычага ручника открывается соответствующий клапан, воздух из баллонов заполняет нужный контур, заставляя отреагировать тормозную камеру – смещается мембрана, а с ней и механический шток-толкатель. Он, в свою очередь, воздействует на рычаг особой формы, а дальше начинается работа механизма.
Кстати, забыли упомянуть, что безусловная «монополия» барабанных тормозов в прошлом, и сегодня все чаще на КамАЗах встречаются и дисковые вариации. Впрочем, сути это не меняет, регулировочный рычаг заставит провернуться разжимной кулак, он противоположным концом прижмет тормоз-колодки к контактной поверхности барабана или диска. А так как этот элемент жестко установлен на ступицу колеса, то возникшее трение заставить движитель замедлиться. Чтобы понять, как все происходит более точно, предлагаем ознакомиться с устройством-схемой классического тормоз-механизма КамАЗ-4310:
- • Барабан закреплен на колесе при помощи шпилек и в собранном виде прикрывает снаружи все остальные детали
-
- • Опорный диск, иначе суппорт, закрепленный на фланце балки моста (на управляемых осях на поворотном кулаке) служит в качестве основы для фрикцион-колодок – к нему приклепывается кронштейн последних и привинчивается кронштейн разжимного
-
- • Колодки серповидной формы с Т-образным профилем устанавливаются одним концом-осью на кронштейн, а второй остается свободным
-
- • Оси имеют эксцентриковую форму, благодаря чему фрикцион можно регулировать по взаиморасположению деталей
Кроме перечисленного стоит вспомнить о стяжных пружинах и защитном щитке. Первые нужны для того, чтобы быстро возвращать колодки в исходное положение, как только необходимость в замедлении отпадает. Само выключение элементарно – при отпускании педали-рычага открывается сообщение с атмосферой, газ уходит, давление падает, и все возвращается на первоначальные места. Если при этом будет наблюдаться падение давления до нижнего допустимого предела, то снова включится компрессор-нагнетатель, который автоматически отключается при достижении положенных для машины и ее пневмопривода атмосфер. По щитку все и так понятно – нужен, чтобы прикрывать тормоз-механизм от попадания грязи.
В процессе службы накладки колодок изнашиваются, и существуют определенные допуски по износу, после чего их стоит заменить:
- — во-первых, чтобы не снизилась эффективность;
-
- — во-вторых, чтобы не допустить повреждений барабана.
Возможна и внеочередная замена фрикцион-накладок, например при уже случившемся выламывании или при появлении серьезных трещин. Серьезными их можно считать, если они «соединяют» заклепочные отверстия между собой или с краем.
Как приобрести
Вряд ли кому-то нужно лишний раз напоминать не только о важности тормозной системы, но и о необходимости ее комплектации только качественными элементами и запчастями. Все настолько очевидно, что никто даже не задумывается над выбором «качество или стоимость». Но есть одна загвоздка – даже очень высокое качество не всегда гарантирует долговечность, а для тормозной схемы КамАЗ вопрос износа один из самых главных.
Консультация по техническим вопросам , приобретению запчастей 8-916-161-01-97 Сергей Николаевич |
Наша компания «СпецМаш» предлагает вам не просто качественные комплектующие для тормозных систем КамАЗов, но комплектующие с повышенным ресурсом работы. 100 тысяч пробега без замены — это кое-что да и значит! А то, что это не просто красивые обещания могут подтвердить эксперты, проводившие проверку наших изделий со всей скрупулезностью, присущей процедуре сертификации МАДИ. Кстати, сами сертификаты можно увидеть на нашем сайте.
Там же, через специальную форму можно оформить заявку на приобретение присмотренных комплектующих. Также заказы принимаем по телефону и через электронную почту. При необходимости организовываем пересылку в любой регион, примерно в сотню городов доставка выполняется нашим транспортом, что означает ее бесплатность для покупателя. Рассчитываться можно по безналу или наличными, предоставление отсрочки на оплату обсуждается отдельно. Оптовым и постоянным покупателям гарантированы скидки.
Принципиальная тормозная схема КамАЗ

1 6522-3500011-96 Установка осушителя
2 6522-3500013-99 Установка воздушных ресиверов
3 6520-3500014 Установка двухсекционного тормозного крана
4 6520-3500015 Установка четырехконтурного защитного клапана
5 65226-3500018 Установка ускорительного клапана
6 5410-3500022-10 Установка клапанов управления тормозами прицепа
7 6520-3500033 Установка регулятора тормозных сил
8 6522-3500062-99 Установка двухмагистрального клапана
9 65226-3506180 Охладитель
10 6520-3506060 Шланг гибкий соединительный
11 5320-3506060-10 Шланг гибкий
11 5320-3506060-10 Шланг гибкий
12 54112-3506060 Шланг гибкий
13 65226-3506500-99 Установка пневмовыводов к полуприцепу
14 6460-3500042-23 Установка модуляторов АБС тягач
14 6460-3500042-42 Установка модуляторов АБС тягач
14 6460-3500042-46 Установка модуляторов АБС тягач
14 6460-3500042-46 Установка модуляторов АБС тягач
15 65226-3506190 Трубка
16 53215-3506300 Трубка
16 53215-3506300 Трубка
17 6522-3506190-02 Трубка
18 6522-3506190-03 Трубка
19 53205-3506046 Трубка
22 53215-3506330 Трубка
22 53215-3506330 Трубка
25 53205-3506430 Втулка трубки
25 53205-3506430 Втулка трубки
27 53215-3506067 Трубка
27 53215-3506067 Трубка
28 53215-3506110 Трубка
28 53215-3506110 Трубка
30 53215-3506125 Трубка
30 53215-3506125 Трубка
31 53215-3506620 Трубка
31 53215-3506620 Трубка
31 53215-3506620 Трубка
32 53215-3506080 Трубка
33 53215-3506040 Трубка
33 53215-3506040 Трубка
35 53215-3506214 Трубка
35 53215-3506214 Трубка
36 53215-3506170 Трубка
37 53215-3506076 Трубка
38 53205-3506240 Трубка
38 53205-3506240 Трубка
40 53215-3506067 Трубка
40 53215-3506067 Трубка
41 53215-3506024 Трубка
42 53215-3506030 Трубка
43 53215-3506386 Трубка
44 53215-3506186 Трубка
44 53215-3506186 Трубка
45 53205-3506327 Держатель пучка проводов
45 53205-3506327 Держатель пучка проводов
45 53205-3506327 Держатель пучка проводов
46 53215-3506195 Трубка
47 53215-3506110 Трубка
48 53215-3506040 Трубка
49 53215-3506156 Трубка
50 53215-3506030 Трубка
51 53215-3506235 Трубка
52 53215-3506080 Трубка
53 53215-3506060 Трубка
55 53215-3506150 Трубка
57 53215-3506040 Трубка
58 53215-3506045 Трубка
60 53215-3506186 Трубка
60 53215-3506186 Трубка
61 53215-3506168 Трубка
61 53215-3506168 Трубка
62 53215-3506090 Трубка в сборе
63 53215-3506156 Трубка
64 53215-3506110 Трубка
65 53215-3506060 Трубка
70 53205-3506497 Трубка
71 53205-3506085 Трубка
72 53205-3506085 Трубка
73 53205-3506698 Трубка
74 53205-3506085 Трубка
75 53205-3506275 Трубка подвода воздуха
75 53205-3506275 Трубка подвода воздуха
75 53205-3506275 Трубка подвода воздуха
85 53205-3506105 Трубка подвода воздуха
85 53205-3506105 Трубка подвода воздуха
87 53205-3506234 Трубка
90 6520-3506390 Трубка
90 6520-3506390 Трубка
91 53205-3506214 Трубка
92 53205-3506050 Трубка
93 53205-3570162 Трубка
93 53205-3570162 Трубка
94 6522-3570194 Трубка
95 6522-3570196 Трубка
96 53205-3506055 Трубка
96 53205-3506055 Трубка
96 53205-3506055 Трубка
97 53205-3570078 Трубка подвода воздуха в сборе
97 53205-3570078 Трубка подвода воздуха в сборе
98 53205-3506055 Трубка
99 65226-3570078 Трубка
100 864000-10 Клапан предохранительный крышки в сборе
125 53205-3506430 Втулка трубки
125 53205-3506430 Втулка трубки
125 53205-3506430 Втулка трубки
125 53205-3506430 Втулка трубки
125 53205-3506430 Втулка трубки
126 5320-3506432 Скоба
126 5320-3506432 Скоба
126 5320-3506432 Скоба
127 6522-3506019 Кронштейн крепления шлангов
128 53205-8120032 Кронштейн
129 6522-3506025 Гайка накидная
130 53205-3506431 Лента спиральная 22х18х19 ТУ 22-45-001-10841338-93
130 53205-3506431 Лента спиральная 22х18х19 ТУ 22-45-001-10841338-93
131 53205-3506433 Лента спиральная 12х9х11 ТУ 22-45-001-10841338-93
131 53205-3506433 Лента спиральная 12х9х11 ТУ 22-45-001-10841338-93
131 53205-3506433 Лента спиральная 12х9х11 ТУ 22-45-001-10841338-93
131 53205-3506433 Лента спиральная 12х9х11 ТУ 22-45-001-10841338-93
131 53205-3506433 Лента спиральная 12х9х11 ТУ 22-45-001-10841338-93
131 53205-3506433 Лента спиральная 12х9х11 ТУ 22-45-001-10841338-93
132 6520-3506019 Кронштейн крепления шлангов
133 6520-3506088 Кронштейн
134 6520-3506016 Тройник фланцевый проходной
135 100-3537139 Гайка М26х1,5-6Н
136 6522-3506088 Кронштейн крепления шлангов
137 65226-3506420 Переходник
139 5320-3724048 Держатель заднего правого пучка проводов
140 5320-3703301 Втулка проходная
140 5320-3703301 Втулка проходная
140 5320-3703301 Втулка проходная
141 5320-3724049 Держатель заднего левого пучка проводов
142 6522-3506470 Тройник проходной
143 6522-3506450 Штуцер проходной
144 1/10304/21 Болт М6-6gх75
145 1/60434/21 Болт М8-6gх20
146 1/60438/21 Болт М8-6gх30
147 1/60439/21 Болт М8-6gх35
147 1/60439/21 Болт М8-6gх35
147 1/60439/21 Болт М8-6gх35
148 1/60440/21 Болт М8-6gх40
150 1/60444/21 Болт М8-6gх60
155 1/33013/01 Винт М6-6gх16
156 1/58962/11 Гайка ЕМ6-6Н
157 1/61008/11 Гайка М8х1,25-6Н
157 1/61008/11 Гайка М8х1,25-6Н
157 1/61008/11 Гайка М8х1,25-6Н
157 1/61008/11 Гайка М8х1,25-6Н
157 1/61008/11 Гайка М8х1,25-6Н
160 1/07912/11 Гайка низкая М12х1,5-6Н
160 1/07912/11 Гайка низкая М12х1,5-6Н
161 1/07913/11 Гайка низкая М14х1,5-6Н
162 1/07914/11 Гайка низкая М16х1,5-6Н
163 1/07266/11 Гайка низкая М18х1,5-6Н
164 1/07267/11 Гайка низкая М20х1,5-6Н
164 1/07267/11 Гайка низкая М20х1,5-6Н
171 1/05164/77 Шайба 6 пружинная
172 1/05166/77 Шайба 8 пружинная
172 1/05166/77 Шайба 8 пружинная
172 1/05166/77 Шайба 8 пружинная
172 1/05166/77 Шайба 8 пружинная
172 1/05166/77 Шайба 8 пружинная
173 1/05196/01 Шайба плоская 8х17
173 1/05196/01 Шайба плоская 8х17
173 1/05196/01 Шайба плоская 8х17
173 1/05196/01 Шайба плоская 8х17
174 1/26437/01 Шайба плоская 6,15х18х1,5
177 1/05208/01 Шайба плоская 30х54
179 853931 Скоба
180 853938 Скоба
181 864894 Штуцер ввертный
182 864896 Штуцер ввертный
183 853962 Переходник ввертный
184 861035 Тройник
185 853975 Штуцер 8 проходной
186 861022 Шайба 10
186 861022 Шайба 10
186 861022 Шайба 10
187 861023 Шайба
187 861023 Шайба
188 853979 Штуцер ввертный 8
189 861328 Угольник
190 861004 Угольник
191 864204 Кольцо уплотнительное
192 864236 Кольцо уплотнительное
192 864236 Кольцо уплотнительное
193 864273 Кольцо уплотнительное
193 864273 Кольцо уплотнительное
193 864273 Кольцо уплотнительное
194 864411-01 Хомут
195 864825 Угольник фланцевый проходной
195 864825 Угольник фланцевый проходной
196 864826 Тройник фланцевый проходной
197 864920 Тройник 6 проходной
198 864921 Тройник 12 проходной
198 864921 Тройник 12 проходной
199 864880 Штуцер фланцевый проходной
200 864892 Тройник ввертный симметричный
201 864221 Кольцо уплотнительное толкателя
202 864269 Кольцо уплотнительное
203 864919 Тройник проходной
203 864919 Тройник проходной
203 864919 Тройник проходной
204 864870 Штуцер ввертный
205 853978 Штуцер ввертный
206 861001 Угольник ввертный
207 1/02800/60 Прокладка уплотнительная 14х20х1,5
208 863425 Прокладка 22х28х1,5
210 16-3515310 Клапан контрольного вывода в сборе
211 8002-3537110 Кран пневматический
213 45 104353710090 Кран тормозной обратного действия с ручным управлением 961.723.100.0
214 2108-3401228 Хомут
214 2108-3401228 Хомут
214 2108-3401228 Хомут
214 2108-3401228 Хомут
215 16-3515510 Кран экстренного растормаживания в сборе
220 45 104354200100 Клапан электромагнитный 7Д 3.254.022-10
221 45 104354208990 Клапан электромагнитный 0501001470
222 45 104354208890 Клапан электромагнитный 0501310031
225 45 104357000190 Тормоз вспомогательный 0418-8283
226 45 104357000290 Уплотнение 0418-2759
Ссылка на эту страницу: http://www.kspecmash.ru/catalog.php?typeauto=2&m
Тормозная система КамАЗа. Российские грузовые автомобили :: SYL.ru
Эти грузовики Камского автомобильного завода, в зависимости от модификации, имеют вес от 5 до 8 тонн. Если автомобиль оборудован и прицепом, тогда вес увеличивается до 15 тонн. Также стоит добавить сюда и максимальный вес груза 25 тонн. В результате получаются просто огромные цифры. Как этот автомобиль может справиться с таким огромным весом? Здесь нужна неслабая тормозная система. КамАЗ, даже не груженый, порой остановить очень непросто.
Разновидности тормозных систем
Эти огромные грузовики, самосвалы и другие модификации комплектуются системами четырех видов. Здесь можно выделить основную, запасную, а также вспомогательный и стояночный тормоз. Перечисленные узлы при похожей конструкции работают отдельно друг от друга. Это делается для того, чтобы водитель мог остановить громадину в любую погоду, при любых дорожных условиях и даже тогда, когда основной тормоз отказал.
Основной тормоз, устройство
Данная система работает при движении грузовика. Это пневматические тормоза. Они имеют два рабочих контура. Тележки тормозов работают отдельно для передней пары колес и для задней. Водитель управляет действием тормозной системе посредством педали.

Главный тормоз состоит из барабана, опорного диска, колодок со специальными фрикционными насадками, эксцентриковых осей, пружин, разжимного кулака и регулировочного рычага.
Барабан изготовлен из чугунного сплава. Он расположен на шпильках, которые крепят колеса. Чтобы он был прочно зафиксирован на оси, его крепят тремя винтами. Суппорт изготовлен методом штамповки. Он установлен на фланце тележки. На переднем мосту диск прикручен к корпусу кулака и оснащен кронштейном осей, к которым монтируются колодки, изготовленные методом сварки. Они усилены при помощи ребер. К колодкам приклепаны специальные серповидной формы фрикционные накладки. Колодка сделана таким образом, чтобы одним концом монтироваться на ось эксцентрика, а со второго ее конца есть специальный ролик. Колодки установлены на осях, которые имеются в кронштейне суппорта. Для фиксации используются гайки.

Стяжная пружина помогает колодкам вернуться после использования в базовое положение. Также для этих целей тормозная система КамАЗа оснащена разжимным кулаком. Вал его смонтирован в кронштейнах на специальных втулках.
Тормоза работают в самых разных условиях. Для того чтобы уберечь систему от дорожной грязи, механизм защищен специальным щитком.
Как это работает?
Если говорить коротко, то функционирует это все следующим образом. Воздух под давлением подается на тормозной кран. Затем, когда водитель жмет на педаль тормоза, из нижней секции крана воздух начинает поступать в тормозные камеры передней пары колес, а затем уже эти камеры запускают механизмы торможения.
Через верхнюю секцию крана воздух поступает в камеры заднего моста, тем самым включая задние тормоза и промежуточные. Так, одновременно из двух контуров главного тормоза воздух направляется к клапану управления, и далее запускаются тормоза прицепа КамАЗ, если он есть.
Когда водитель отпускает педаль, воздух выходит в атмосферу через кран.
Запасной тормоз
Этот механизм предназначен для возможности выполнения торможения тогда, когда основная система не работает. Данная конструкция объединена и работает в паре со стояночными тормозами. Здесь имеются общие узлы и большинство механизмов. Для выбора того, какой тормоз использовать, в кабине предусмотрен специальный кран.
Устройство запасного тормоза
В конструкции можно выделить пружинные энергоаккумуляторы, воздушные баллоны, а также перепускные, защитные и ускорительные клапаны. Также в устройстве есть тормозной кран и трубопровод. В качестве механизмов для торможения здесь применены те же элементы, что и в главной системе. Они устанавливаются в колесах заднего моста.

Пружинный энергоаккумулятор применяется для запуска механизмов задних колес в том случае, если используются стояночная или запасная система. Он монтируется на тормозной камере основной системы. Аккумулятор состоит из цилиндра, пружины и поршня, толкателя и винта с упорным подшипником.
Принцип работы
Когда грузовик двигается, воздух под давлением попадет в цилиндр. Затем сжатый воздух воздействует на поршень, тем самым сжимая силовую пружину. Когда водитель начнет тормозить этими системами, воздух выйдет из цилиндра, пружина разожмется, и через толкатель запустит процесс торможения.
Чтобы использовать этот механизм, нужно найти рычаг, который приводит в действие стояночный тормоз. Так, когда рычаг находится в горизонтальном положении, и стояночная система, и запасная отключены. Если рычаг установить в вертикальное, системы будут запущены. В любых промежуточных положениях рычага можно использовать запасной тормоз.
Предназначение вспомогательной тормозной системы
Этот механизм для процесса торможения использует энергию мотора и катящегося грузовика под уклон. Это кажется запутанным, однако на самом деле все очень просто. Достаточно нажать кнопку на полу — и воздух из защитного клапана начнет нагнетаться в цилиндры тормозных механизмов. Эти самые цилиндры могут управлять положением дроссельных заслонок. При этом также прекращается подача горючего в двигатель, а сам мотор работает как компрессор. Отработанные газы давят на колодки, и тормозная система КамАЗа позволяет замедлить тяжелую машину.
В случае аварии
Кроме этих систем автомобили описываемой марки оснащены специальной системой аварийного торможения. Ее предназначение — в сжатии пружин энергоаккумулятора. Они срабатывают, когда нужно воспользоваться, к примеру, стояночным тормозом. Для запуска этого механизма на панели приборов есть специальная кнопка.
Схема тормозной системы КамАЗа
Если рассматривать принципиальную схему, то для создания давления в системе используется компрессор. Воздух под высоким давлением из компрессора подается в устройство регулятора давления. Он в автоматическом режиме поддерживает давление в пневматическом приводе. Также эта система отвечает за разгрузочное устройство.

Затем воздух подается в предохранитель, который защищает от замерзания конденсата. В результате поток воздуха будет насыщен спиртовыми парами. Затем он пойдет к защитным клапанам, к которым, в свою очередь, подключены пять контуров. Они полностью независимы друг от друга.
Пневматические контуры
Первый контур предназначен для работы тормозных систем передней пары колес. Второй контур отвечает за механизмы среднего и заднего мостов. Третий – это запасная система и стояночные механизмы. Четвертый контур пневматической системы работает с вспомогательными тормозами. И, наконец, пятый предназначен для системы аварийного растормаживания.
Пневматические приводы соединены между собой при помощи трех магистралей. Здесь можно выделить двухпроводную магистраль, питающую и однопроводной привод.

У большинства моделей такой машины, как КамАЗ, характеристики тормозов достаточно высокие. С этими механизмами можно оттормозиться в любых условиях и на любых покрытиях. Компрессор способен создать необходимое давление в системе для устойчивой работы механики.
Настройка тормозных систем
Чтобы этот грузовик мог эффективно выполнять торможение, необходимо проводить настройку. В ходе регулировки выставляются оптимальные зазоры между накладками и барабаном. Регулировка тормозов КамАЗа может быть частичной либо полной.
Необходимость в полной регулировке может появиться после ремонта или замены колодок, нарушения центровки барабана либо колодок. Этот процесс выполняется при помощи эксцентриковых осей и регулировочных рычагов. Настройка сводится к выставлению зазора в 0,1 мм на всей ширине фрикционной накладки. Зазор должен составлять 0,2-0,4 мм вверху и снизу накладки на расстоянии 30 мм от края.
На автомобилях КамАЗ характеристики тормозного усилия могут различаться справа и слева. Чтобы добиться одинакового эффекта, нужно чтобы штоки камер и слева, и справа имели одинаковых ход.

Неполную настройку можно выполнить при помощи осей «червяков». Это позволит уменьшить зазоры между накладкой и барабаном, которые образуются вследствие естественного износа. Если зазоры слишком велики, то это можно обнаружить по большему ходу штоков. При настройке ход штоков должен быть равен 20 мм.
Для регулировки зазора между колодками и барабаном предусмотрена автоматическая система, которая сможет отрегулировать этот зазор самостоятельно. Дальнейшую регулировку рекомендуется проводить в случае замены колодок.
Педаль тормоза тоже можно отрегулировать. Для этого конструкция предусматривает специальные болты.
Список типичных проблем с тормозами
Многие водители, которые уже много лет имеют дело с этими грузовиками, могут выделить проблемы, случающиеся с тормозами.
Так, часто наблюдается слишком медленное или же неполное заполнение пневмобаллонов. Причиной этому зачастую может быть банальная трещина в корпусе баллона. Также часто не заполняются баллоны в первом и во втором контуре. Здесь стоит поискать грязь в трубопроводе и в тройном клапане. Если не заполняются баллоны прицепа, рекомендуется выявлять проблему в тормозном механизме прицепа.

Если при нажатии на педаль машина не тормозит, тогда неверно отрегулирован привод тормозного крана. Часто наблюдаются неисправности системы ограничения давления. Если не работает стояночный тормоз, тогда следует проверить ускорительный клапан. В случае если не получается снять машину со стояночного тормоза, нужно искать утечки из третьего контура.
Итак, мы выяснили, как устроена тормозная система КамАЗа.
Пневматический привод Камаз
Пневматический привод тормозов. Тормозной пневмопривод имеет источник сжатого воздуха — компрессор 1. Компрессор, регулятор 2 давления, предохранитель 3 от замерзания конденсата в сжатом воздухе и конденсационный ресивер
11 — питающая часть привода, из которой очищенный сжатый воздух под заданным давлением подается в остальные части пневмопривода и к другим потребителям сжатого воздуха.
Привод разбит на автономные контуры, разделенные защитными клапанами. Каждый контур действует независимо от других.
Рис.1. Пневмопривод тормозных механизмов автомобиля КамАЗ-5320
Контур I привода механизмов рабочего тормоза переднего моста состоит из части тройного защитного клапана 5, ресивера 14 объемом 20 л с краном слива конденсата и выключателем контрольной лампы падения давления в ресивере, части двухстрелочного манометра 20, нижней секции двухсекционного тормозного крана 16, клапана С контрольного вывода, клапана 18 ограничения давления, двух тормозных камер 19, тормозных механизмов переднего моста, трубопроводов и шлангов между этими аппаратами.
Кроме того, в контур входит трубопровод, соединяющий нижнюю секцию тормозного крана 16 с клапаном 26 управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом.
Контур II привода механизма рабочего тормоза задней тележки состоит из части тройного защитного клапана, двух ресиверов 12 общим объемом 40 л с кранами 15 слива конденсата и выключателем контрольной лампы падения давления в ресивере, части двухстрелочного манометра 20, верхней секции двухсекционного тормозного крана 16, клапана D контрольного .вывода, автоматического регулятора 25 тормозных сил с упругим элементом, четырех тормозных камер 21, тормозных механизмов.
В контур входит также трубопровод, соединяющий верхнюю секцию тормозного крана 16 с клапаном 26 управления тормозными системами прицепа.
Контур III привода механизмов запасного и стояночного тормозов, а также комбинированного привода тормозных систем прицепа (полуприцепа) состоит из части двойного защитного клапана 4, двух ресиверов 13 общим объемом 40 л с краном слива конденсата и выключателем контрольной лампы падения давления в ресивере, двух клапанов Е и В контрольных выводов, крана 9 управления стояночным тормозом, ускорительного клапана 24, части двухмагистрального перепускного клапана 23, четырех пружинных энергоаккумуляторов 21, выключателя 22 контрольной лампы стояночного тормоза, клапана 26 управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом, одинарного защитного клапана 27, клапана 29 управления тормозными системами прицепа с однопроводным приводом, трех разобщительных кранов 28, трех соединительных головок (одной головки 32 типа А однопроводного привода тормозных систем прицепа и двух головок 31 типа «Палм» двухпроводного привода тормозных систем прицепа), пневмоэлектрического выключателя 30 сигнала торможения, трубопроводов и шлангов между этими аппаратами.
Контур IV привода механизмов вспомогательного тормоза и других потребителей состоит из части двойного защитного клапана 4, пневматического крана 8, двух цилиндров 7 привода заслонок, пневматического цилиндра 6 привода рычага останова двигателя, пневмоэлектрического выключателя 17 электромагнитного клапана прицепа, трубопроводов и шлангов между этими аппаратами.
Своего ресивера и контрольной лампы падения давления контур IV не имеет.
От контура IV привода механизмов вспомогательного тормоза сжатый воздух поступает к дополнительным потребителям по пневмосигналу, пневмоусилителю сцепления, приводам агрегатов трансмиссии и др.
Схема пневмопривода Камаз-53212
Влагомаслоотделитель
При описании составных частей и принципа работы за основу принят пневмопривод автомобиля КамАЗ-5320. Однако следует знать, что тормозные приводы других автомобилей имеют свои отличительные особенности.
Для улучшения влагоотделения в питающей части тормозного привода автомобиля КамАЗ-53212 на участке компрессор — регулятор давления на первой поперечине рамы в зоне интенсивного обдува дополнительно установлен влагоотделитель.
На автомобиле-самосвале КамАЗ-5511 отсутствуют аппаратура управления тормозными системами прицепа, разобщительные краны, соединительные головки.
Кроме того, у автомобилей КамАЗ-5410, -5511 и 54112 блок защитных клапанов состоит из тройного защитного клапана, через который заполняются сжатым воздухом контуры I и II и одинарного защитного клапана, через который заполняется контур III, a контур IV заполняется от контура I или II.
Устройство тормозных систем (разделение на контуры) автомобилей КамАЗ 5320 (4310) ⋆ Ремонт автомобилей
Автомобили КамАЗ оснащены четырьмя автономными тормозными системами:
- Рабочая (состоит из двух контуров передней оси и задней тележки)
- Запасная
- Стояночная
- Вспомогательная
Контуры тормозных систем имеют общие элементы, но работают они независимо, что обеспечивает высокую эффективность торможения в любых условиях эксплуатации.
Схема многоконтурного пневматического привода тормозных систем автомобилей КамАЗ
- Компрессор
- Тормозная камера передних колес
- Клапан контрольного вывода
- Клапан ограничения давления
- Датчик электромагнитного клапана тормозной системы прицепа
- Кран вспомогательной тормозной системы
- Воздухораспределитель
- Кран аварийного растормаживания стояночной тормозной системы
- Ресивер тормозной рабочей системы
- Конденсационный рессивер
- Ресивер тормозной рабочей системы
- Кран для слива конденсата
- Датчики падения давления и датчик включения стояночной тормозной системы
- Тройной защитный клапан
- Ручной кран стояночной тормозной системы
- Пневмоцилиндр привода механизмов вспомогательной тормозной системы
- Двухстрелочный манометр рабочей тормозной системы
- Двухсекционный кран рабочей тормозной системы
- Двойной защитный клапан
- Регулятор давления
- Предохранитель от замерзания
- Ресивер стояночной тормозной системы
- Ресивер вспомогательной системы
- Клапан управления тормозной системой прицепа с однопроводным приводом
- Клапан управления тормозной системой прицепа с двухпроводным приводом
- Одинарный защитный клапан
- Ускорительный клапан
- Тормозные камеры задних колес с энергоаккумуляторами
- Клапан быстрого растормажмивания
- Регулятор тормозных сил
- Двухмагистральный перепускной клапан
- Соединительная головка управляющей магистрали
- Соединительная головка питающей магистрали
Контур I (контур тормозов передней оси)
- Ресивер на 20 литров с датчиком падения давления и краником
- Тройной защитный клапан
- Двухстрелочный манометр
- Клапан ограничения давления
- Клапан контрольного вывода
- Нижняя секция тормозного крана
- Две тормозные камеры (тип 24)
- Прочие механизмы, шланги и трубопроводы
Контур II (контур тормозов задней тележки)
- Верхняя секция тормозного крана
- Часть тройного защитного клапана
- Ресивера общей вместимостью 40 литров с датчиком давления и кранами слива конденсата
- Клапан контрольного вывода автоматического регулятора
- Двухстрелочный манометр
- Четыре тормозные камеры (тип 20)
- Тормозные механизмы промежуточного и заднего мостов тележки
- Шланги и трубопроводы (трубопровод от клапана управления тормозными механизмами до верхней секции тормозного крана)
Контур III (контур стояночной, запасной тормозных систем и комбинированного привода тормозных механизмов прицепа)
- Двойной защитный клапан
- Два ресивера общей вместимостью 40 литров с датчиком давления и кранами слива конденсата
- Два клапана контрольного вывода ручного тормозного крана
- Ускорительный клапан
- Четыре пружинных энергоаккумулятора тормозных камер с датчиком давления
- Часть двухмагистрального перепускного клапана
- Клапан управления с двухпроводным приводом тормозной системы прицепа
- Одинарный защитный клапан
- Клапан управления тормозами прицепа с однопроводным приводом
- Головка типа «А» однопроводного привода и двух головок «Палм» двухпроводного привода тормозов прицепа
- Три разобщительных крана трёх соединительных головок
- Пневмоэлектрический датчик «стоп-сигнала»
- Двухпроводной привод тормозов прицепа
- Шланги и трубопроводы
- Тормозной кран обратного действия с ручным управлением
- Ускорительный клапан
- Ресивер
- Клапан двухмагистральный
- Клапан контрольного вывода
- Тормозные камеры с пружинным энергоаккумулятором
Контур IV (контур вспомогательной тормозной системы)
- Пневматический кран
- Часть двойного защитного клапана
- Два цилиндра привода заслонок
- Пневмоэлектрический датчик
- Цилиндр привода рычага останова двигателя
- Трубопроводы и шланги
- Кран включения вспомогательного тормоза
- Рычаг заслонки вспомогательного тормоза
- Заслонка
- Корпус заслонки
Контур V (контур аварийного растормаживания)
- Часть двухмагистрального перепускного клапана
- Пневматический крана
- Часть тройного защитного клапана
- Трубопроводы и шланги
Как работает пневматический привод тормозных систем
Работа привода рабочей тормозной системы
Сжатый воздух из компрессора через регулятор давления и предохранитель от замерзания поступает к блоку защитных клапанов. Он состоит из двойного и тройного клапанов, которые заполняют воздухом ресиверы всех контуров тормозных систем.
Защитные клапаны отрегулированы так, что сначала заполняются ресиверы контура III (стояночного и запасного тормозов), а затем ресиверы остальных контуров.
Воздух из ресиверов емкостью 40 и 20 литров поступает в соответствующие секции тормозного крана. При нажатии на педаль тормоза воздух из нижней секции через клапан ограничения давления поступает в тормозные камеры (тип 24), которые приводят в действие тормозные механизмы колес передней оси. Из верхней секции крана через регулятор тормозных сил воздух подается в тормозные камеры (тип 20), которые приводят в действие тормозные механизмы колес среднего и заднего мостов. Одновременно от обоих контуров рабочего тормоза по отдельным магистралям воздух поступает к клапану управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом.
Работа привода запасной тормозной системы
Тормозной кран стояночного тормоза имеет следящее устройство, которое позволяет притормаживать автомобиль с интенсивностью, зависящей от положения рукоятки тормозного крана.
При повороте крана из управляющей магистрали ускорительного клапана выпускается воздух, количество которого пропорционально углу поворота рукоятки. При этом через атмосферный вывод ускорительного клапана выходит соответствующее количество воздуха из цилиндров пружинных энергоаккумуляторов. Одновременно с торможением автомобиля притормаживается прицеп или полуприцеп.
Работа привода стояночной тормозной системы
Для затормаживания автомобиля или автопоезда на стояке необходимо установить рукоятку тормозного крана в заднее фиксированное положение. При этом, воздух из управляющей магистрали ускорительного клапана выходит в атмосферу. Одновременно через атмосферный вывод ускорительного клапана выпускается воздух из цилиндров энергоаккумуляторов тормозных камер. Пружины, разжимаясь, приводят в действие тормозные механизмы заднего и среднего мостов. Одновременно тормозной кран включает клапан управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом.
Для выключения стояночного тормоза рукоятку тормозного крана следует установить в переднее фиксированное положение. При этом воздух из ресиверов проходит через тормозной кран и поступает в управляющую магистраль ускорительного клапана, который срабатывает и начинает пропускать сжатый воздух из ресивера через перепускной клапан, минуя тормозной кран, в пружинные энергоаккумуляторы. При этом силовые пружины сжимаются и прицеп растормаживается.
В случае аварийного падения давления в контуре привода стояночного тормоза пружинные энергоаккумуляторы срабатывают, и автомобиль затормаживается. Для того чтобы автомобиль растормозить, необходимо воспользоваться системой аварийного растормаживания.
При нажатии на кран аварийного растормаживания, сжатый воздух из воздушных ресиверов через трехмагистральный защитный клапан и перепускной клапан поступит в цилиндры пружинных энергоаккумуляторов и сожмет пружины, растормаживая автомобиль.
Если отсутствует запас сжатого воздуха в контуре аварийного растормаживания, автомобиль можно растормозить с помощью устройств для механического растормаживания, которые встроены в цилиндры пружинных энергоаккумуляторов. Для этого следует вывернуть винт до упора. При этом он через упорный подшипник упрется в днище поршня и поднимет его вверх, сжимая силовую пружину энергоаккумулятора. Толкатель, поднимаясь, освободит шток тормозной камеры, который под действием возвратной пружины поднимется вверх. Пружины стянут колодки, и автомобиль растормозится.
Работа привода вспомогательной тормозной системы
При нажатии на кран включения вспомогательного тормоза сжатый воздух из ресивера поступает в пневмоцилиндры. Шток цилиндра, связанный с рычагом рейки топливного насоса, переместится, и подача топлива прекратится. Штоки цилиндров, связанные с рычагами заслонок вспомогательного тормоза, повернут заслонки, и они перекроют приемные трубы глушителя.
Контакты пневмоэлектрического датчика, установленного в магистрали перед цилиндром, замкнутся, и включится электромагнитный клапан прицепа, который частично пропустит сжатый воздух из воздушного баллона прицепа в его тормозные камеры. Таким образом, осуществляется притормаживание прицепа, что предотвращает «складывание» автопоезда.
Ручник на КамАЗе – Устройство и схема подключения . Топтехник
Стояночный тормоз – неотъемлемая часть любого транспортного средства. Особые требования к его надежности выдвигаются в тяжелых грузовиках, к которым относится и КамАЗ. В этой машине он состоит из тормозных механизмов и пневматического привода, усиленного энергоаккумуляторами. Ручник на КамАЗе предназначен для эффективного удержания массивной техники на ровных участках, склонах и подъемах, предупреждая риск ее самовольного движения.
Особенности стояночного тормоза
В большинстве моделей КамАЗов дополнительная система торможения объединена с основной. У них одинаковые тормозные элементы, а также один и тот же пневматический привод. С одной стороны, это значительно повышает эффективность механизма, с другой – снижает уровень безопасности. Например, при выходе из строя отдельного узла основной тормозной системы пострадает и стояночная. Для них же характерны и аналогичные виды поломок.
В этих автомобилях управление данной системой осуществляется с помощью соответствующего механизма – это пневматический кран ручного тормоза обратного действия. Устройство отличается сравнительно несложной конструкцией, что положительно сказывается на его надежности и долговечности. Водитель изменяет положение крана, вследствие чего внутри системы происходят соответствующие манипуляции, направленные на подключение или отключение стояночного тормоза.
Ручник КамАЗ схема подключения:
- В отключенном состоянии рычаг крана находится в нижнем (опущенном) положении. Сжатый воздух, поступающий из соответствующего баллона, свободно циркулирует по системе. Пружины энергоаккумуляторов сжаты. Такой автомобиль считается расторможенным;
- При включении тормоза рычаг переводится в крайнее верхнее положение, в котором он фиксируется с помощью специальной защелки. Такие действия водителя приводят к тому, что сжатый воздух из магистрали быстро выходит наружу через открывающиеся клапаны (это сопровождается характерным шумом и свистом). Пружины энергоаккумуляторов разжимаются, воздействуя на задние колеса транспортного средства;
Для того чтобы растормозить автомобиль, водителю следует немного приподнять рычаг, чтобы снять его с фиксатора, а после опустить вниз, пока он не достигнет крайней точки. В это время клапаны закрываются, в магистраль подается сжатый воздух из баллона. Все это приводит к резкому увеличению давления и заставляет пружины энергоаккумуляторов вернуться к сжатому состоянию.
Возможные поломки
Если в системе появились определенные повреждения, она может медленно или даже быстро сбрасывать воздух. Это приводит к тому, что тормоза начинают пропадать. Если установить проблемный автомобиль на стояночный тормоз, он будет растормаживаться, что грозит серьезными неприятностями.
Если не работает ручник на КамАЗе, причины могут быть разными:
- износ уплотнителей – например, уплотнительных колец и манжет. В таком случае система травит воздух медленно, что иногда может сопровождаться незначительным свистом;
- повреждение контуров магистрали – очень серьезная проблема, которая может закончиться быстрым сбросом воздуха из системы и автоматическим торможением автомобиля даже во время движения;
- замерзание – в холодную пору года ручник имеет свойство замерзать. Если КамАЗ не снимается с ручника, причина может крыться как раз в том, что температура внутри магистрали упала ниже нуля. Суть проблемы в том, что в системе образуется влага, которой там быть не должно.
Вероятных поломок может быть значительно больше – например, не держит ручник на КамАЗе, что говорит об износе механических деталей системы. Но здесь рассматриваются только те неисправности, которые встречаются чаще всего. Так же можете прочитать про Как выбить шкворень на Камазе.
Решение проблем
К устранению неисправностей ручного тормоза на КамАЗе необходимо подходить комплексно. Изначально нужно проверить герметичность системы. Для этого предварительно демонтируется рычаг (он крепится к кронштейну, снять его несложно). Далее аккуратно отсоединяются пневматические трубки, после чего снимается крышка крана. Снимаются также колпачки, тарелка, шток и другие элементы, пока не покажутся уплотнительные кольца и манжета. Поскольку эти комплектующие имеют низкую стоимость, проверять их на предмет износа (если это не заметно визуально) нет никакой необходимости – просто устанавливаются новые, после чего осуществляется сборка в обратном порядке.
Проблемы с разгерметизацией магистрали требуют профессионального ремонта. Самостоятельно решать этот вопрос категорически не рекомендуется. Если воздух быстро уходит наружу, это приводит к автоматическому срабатыванию пружин энергоаккумуляторов, из-за чего машина резко останавливается. В таком случае необходимо использовать систему экстренного растормаживания. В новых моделях КамАЗов устанавливается усовершенствованный тормозной пневматический привод, который позволяет отпускать стояночный тормоз сразу после запуска двигателя.
Визуально следить за тем, чтобы в тормозной системе не накапливалась вода или даже конденсат, проблематично. Чтобы избежать появления этой проблемы, рекомендуется устанавливать специальный осушитель, который будет устранять влагу, предупреждая риск ее замерзания в холодную пору года.
Если к грузовику присоединен прицеп, необходимо предварительно установить систему воздухораспределения, то есть, расширить тормозную магистраль. В противном случае, стояночный тормоз на прицепное оборудование действовать не будет.
Как подключить ручник на КамАЗе, если по какой-то причине воздуха в магистрали недостаточно или механизмы системы изнашиваются? Это не только проблематично, но и опасно. Любые неисправности, связанные с тормозной системой, в том числе и стояночной, должны немедленно устраняться. Это повысит комфорт передвижения и его безопасность. Работать с тормозными механизмами можно как самостоятельно, так и с привлечением профильных специалистов.
Тормозные системы Камаз
Автомобили и автопоезда КамАЗ оборудованы четырьмя автономными тормозными системами: рабочей, запасной, стояночной и вспомогательной.
Хотя эти системы имеют общие элементы, работают они независимо друг от друга, обеспечивая высокую эффективность торможения в любых условиях эксплуатации
В дальнейшем обозначим эти системы как рабочий, запасной, стояночный и вспомогательные тормоза.
Кроме того, автомобили КамАЗ оснащены приводом аварийного растормаживания, обеспечивающим возможность движения автомобиля (автопоезда) при автоматическом его торможении из-за утечки сжатого воздуха, аварийной сигнализацией и контрольными приборами, позволяющими следить за работой пневмопривода.
Рабочий тормоз предназначен для служебного и экстренного торможения автомобиля или полной его остановки.
Привод рабочего тормоза — пневматический, двухконтурный, он приводит в действие раздельно тормоза передней оси и задней тележки автомобиля. Управляется привод ножной педалью, механически связанной с тормозным краном. Исполнительными органами привода рабочего тормоза являются тормозные камеры на колесах.
Запасной тормоз предназначен для служебного торможения или остановки автомобиля и автопоезда; может использоваться как самостоятельно, так и при отказе рабочего тормоза.
Стояночный тормоз на автомобилях КамАЗ выполнен как единое целое с запасным. Для его включения рукоятку крана следует установить в крайнее (верхнее) фиксированное положение.
Таким образом, на автомобилях КамАЗ тормозные механизмы задней тележки являются общими для рабочего, запасного и стояночного тормозов.
Вспомогательный тормоз автомобиля служит для уменьшения нагруженности и температуры тормозных механизмов рабочего тормоза.
Вспомогательным тормозом на автомобилях КамАЗ является моторный тормоз-замедлитель, при включении которого перекрываются впускные трубопроводы двигателя и отключается подача топлива.
Система аварийного растормаживания предназначена для растормаживания пружинных энергоаккумуляторов при их автоматическом срабатывании и остановке автомобиля вследствие утечки сжатого воздуха в приводе.
Привод системы аварийного растормаживания сдублирован: кроме пневматического привода имеются винты механического растормаживания в каждом из четырех пружинных энергоаккумуляторов, что позволяет выключить их из работы механически.
Тормозной механизм предназначен для создания искусственного сопротивления вращению колеса с целью регулирования его угловой скорости или удержания неподвижным относительно опорной поверхности.
Все колеса автомобилей КамАЗ оснащены колодочными тормозными механизмами, отличающимися высокой стабильностью тормозных свойств. Колодки расположены внутри барабанов на неподвижных опорах.
Тормозной механизм (рис.1.) состоит из суппорта 6, двух колодок 3, роликов 4, осей 14, разжимного кулака 7, рычага 9 с регулировочным механизмом и барабана 2.
Основные узлы тормозного механизма смонтированы на суппорте 6, жестко связанном с фланцем 12 моста. На эксцентриковые оси 14, закрепленные на суппорте, свободно опираются две тормозные колодки 3 с прикрепленными к ним фрикционными накладками 15. Последние выполнены по серповидному профилю в соответствии с характером их изнашивания. Эксцентриковые оси колодок позволяют при сборке тормоза правильно сцентрировать колодки с тормозным барабаном.
При торможении колодки раздвигаются разжимным кулаком и прижимаются к внутренней поверхности барабана, создавая сопротивление вращению колеса.
Для повышения эффективности торможения и снижения трения между разжимным кулаком и колодками установлены ролики 4. В исходное положение колодки возвращаются четырьмя стяжными пружинами 16.
Вал разжимного кулака 7 вращается в кронштейне, на котором установлена тормозная камера 10. На конце вала разжимного кулака крепится рычаг с регулировочным механизмом червячного типа, соединенный со штоком тормозной камеры.
Тормозные механизмы передних колес отличаются от тормозных механизмов задних конструкциями суппорта, корпуса разжимного кулака и самого разжимного кулака.