Шишига | Мистические Факты
Шишига
Содержание статьи
Славянская мифология богата различными духами низшего уровня, которые постоянно портят жизнь человеку и отвечают за отдельные аспекты хозяйственной жизни. Традиция обращаться к ним идет корнями к далекому прошлому, когда народ поклонялся язычеству и оправдывал каждую неудачу вмешательством нечистой силы. К категории низших духов относится шишига. В разных регионах у различных племен ее род деятельности отличается, но все сходятся к мнению, что она может приносить людям вред и портить им жизнь.
В славянской мифологии очень много разнообразных духов, которые призваны не только мешать человеку, но и направлять его на путь истинный. Они не только запугивают и наказывают, они помогают правильно вести хозяйство. В частности, шишига следить за тем, чтобы в доме был всегда порядок. Не зря ее называют поучительным и правильным духом. У него на первом месте находится благоденствие семьи и набожность.
Шишига: внешний вид
По определению шишигой называют маленькое существо женского пола, которой живет в болотах, омутах и топких местах. Она является близкой родственницей русалки. Два этих существа заманивают заблудившихся людей и топят их в мутной воде, чтобы потом развлекаться в глубине.
Если человек случайно увидит шишигу, сидящую на берегу и расчесывающую свои длинные черные волосы, то быть беде. Он обязательно утонет или умрет другой смертью в ближайшее время. Шишига очень не любит, когда ее покой нарушают пьяные люди, и она их наказывает, заманивая в топкое место. Речного духа трудно увидеть днем, так как он спит и набирается сил, а время охоты у него начинается ночью. Некогда родители пугали своих детей и запрещали им гулять ночью возле воды.
Шишига: особенности характера
Существа, живущие в речушках и озерах, составляют определенную отдельную группу духов. Шишигу считают женой лешего и владелицей водоема. Она имеет очень скверный и злой характер. Человек страдает от ее проказ и может даже поплатиться жизнью.
Существует такое поверье, что шишиги могут жить дома за печкой или в чулане и овине. Если этот дух заведется в человеческом жилище, то он строго соблюдает выполнение всех домашних обязанностей. Каждое дело надо совершать помолясь, и за этим следит правильный, поучающий взгляд шишиги. В домашних условиях данный дух больше оберегает хозяйство людей, чем портит его. По месту жительства шишига может разделяться на озерных, лесных и домовых. Различно их местоположение и в избе. Они могут расселяться в подполье, за печкой, в бане, в овиннике и в других потаенных местах. Человеку надо глаз да глаз, чтобы сделать все правильно и не заслужить месть злой шишиги. Нельзя поздно ходить в баню, задерживаться после заката в овине, запускать дом и хозяйство. Каждое дело надо начинать с молитвы.
Шишига: кто она
В разных регионах шишиге отводили свое место. Если обратиться к старинным сказаниям и легендам, то трудно составить определенную картину того, кто такая шишига. По одним поверьям – это жена лешего, а по другим русалка, которая некогда была человеком, но утонула.
Не для каждого человека представляет собой существо вредоносное. Например, колдуны могут использовать ее, в качестве куклы для заговоров. В сказаниях говорится, что шишига оказывает магам различную помощь. Она может сделать колдуна невидимым. Большим хвостом закрывает дух своего покровителя, и тот может совершать свои тайные обряды. Делая привороты и заговоры, колдун может обратиться к шишиге за помощью или использовать ее в своих целях.
Появление слова шишига
Просматривая старинные славянские источники, фольклористы пришли к выводу, что корень шиш всегда связан с нечистой силой. По одной из версий, это слово указывает на своеобразную прическу в виде пучка, которая увенчивала головы бесов.
Как дружить с шишигой
Человек всегда отличался смекалкой и мог наладить хорошие отношение даже с самым зловредным духом. Чтобы подружиться с домашней шишигой, надо ее задобрить. Это существо привыкло жить в доме и питаться самыми хорошими продуктами, поэтому стакан молока и кусок хлеба на тарелочке станут для него прекрасным поводом подкрепиться. В отличии от других духов, шишига не требует сладостей и довольствуется малым.
Что касается водяных и лесных демонов, то их, все-таки лучше избегать, чтобы не потерять жизнь. В иерархии шишиг домашние считаются самыми покладистыми, так как от благосостояния хозяев на прямую зависит их личный покой на многие годы.
Шишига в легендах, мифах, сказках — русская нечистая сила
Шишига — частый персонаж легенд, сказок и примет. Иногда он встречается в древних заговорах, дошедших из времен, когда человек был ближе к потустороннему, чем сейчас. Узнайте, что это за существо и каков его нрав.
В статье:
Шишига — общее название нечистой силы и домашних духов
У слова «шишига» немало синонимов — шишиган, шиш, шишок. Известную представительницу нечистой силы кикимору иногда называют шишиморой. В некоторых легендах шишок — собирательный образ духов и существ, живущих в домах большинства людей. Последних тоже причисляют к силам зла. От чертей и бесов их отличает возможность сосуществовать с человеком без вреда для него.
В старину назвать шишом могли домового, лешего, болотника, банника, овинника, беса или черта. Соответствует и список мест обитания — в доме за печью, в лесу, на болоте, в бане, овине. Это название получило распространение на западе России. Легенды других регионов часто используют его по отношению к нечистым духам, которые не имеют ничего общего с вышеуказанными сущностями, но об этом ниже.
Изначально так называли духов, не несущих вреда человеку, если их не разгневать. С приходом христианства произносить вслух слова «черт» или «бес» стали бояться. Известная примета — нельзя звать черта, иначе он явится. Люди опасались накликать нечистую силу, поэтому называли ее одним из привычных названий, употребляемых по отношению к другим потусторонним существам.
Шишигой именовали людей, которые контактировали с нечистью, умели вызывать её и колдовать, например, деревенских ведьм. На Печоре так называли Бабу-Ягу.
Шишок или шишка — черт, пакостник и помощник ведьм
Что означает слово «шишига» в русских легендах и сказках? В некоторых из них можно проследить четкую аналогию этого персонажа с чертом. Что интересно, прическа бесов на старинных русских иконах тоже называлась шиш.
На то, что это название было синонимом к слову «черт», указывает и этнограф Иосаф Железнов. Он приводит в пример уральские предания по которым атаман Ермак Тимофеевич имел в услужении шишигов, или чертей. Когда сил казаков не хватало для победы в сражении, атаман выставлял против врагов армию нечисти. Подобно чертям, шишиги прислуживают ведьмам и колдунам.
Согласно поверьям, шиш обитает в доме, овине, бане. Забредает он также на болота и в леса. В жилище вреда от такой нечисти мало. Чтобы поселиться вместе с человеком, требуется разрешение домового, а он заботится о порядке. Поэтому шиш либо не будет вредить, либо его прогонит домовой-хозяин.
Но что грозит людям, которые живут без домового или не дружат с ним? Шиш, который полюбит париться в бане, может приставать к женщинам. Особенно если они предпочитают темное время суток, когда нечисть более активна. В старину не ходили в баню ночью, поскольку там парится шиш. Он также может подменить новорожденного, еще некрещеного младенца на своего. По легендам, черти и эльфы тоже отдают детенышей на воспитание людям.
В лесу встреча с таким духом может серьезно напугать. Они громко кричат и стонут, скрипят ветками и насылают страшные видения. Пугать предпочитают детей и женщин. На болотах «благодаря» этому существу можно угодить в топь. В Новгороде верили, что оно задерживает лошадь в пути.
Шишигу можно наслать колдовством в качестве мести. Поселить в доме или бане нечистую силу — неплохой способ испортить недругу жизнь. Кроме этого, шишом называли обозленного домового, который наказывал нерадивых, ленивых домовладельцев. В этом случае действия домашнего хранителя похожи на атаку злых сил, но они направлены на благое дело — отучить от лени и научить вести хозяйство.
Если верить христианской мифологии, шишига боится креста, молитвы и святой воды. В старину для того, чтобы выгнать ее из бани, парили лен. Его боится любая нечисть.
Шишига болотная, речная и лесная — опасное существо в услужении водяного и лешего
Легенды про шишиг из различных частей страны различаются между собой. В Сибири шишигу, или шишимору, связывают только с водяным, лешим и болотником. При этом источники разделяют эти понятия и указывают, что сущность находится в услужении одного из трех хозяев.
Выглядит она малопривлекательно — горбата и некрасива, отличается небольшим ростом. Шишига всегда женского пола. Ведет ночной образ жизни. Как и вся нечистая сила, шишига появляется после заката и уходит прочь к рассвету.
По легендам, ею может стать покойница. Девочка-шишига — умершая некрещенной, без имени. Такие становятся кикиморами или безыменными русалками. Последние отличаются от обычных русалок тем, что лысые и некрасивые, предпочитают мелкие речки и озера, обитают в зарослях камыша. Они набрасываются на случайных прохожих и топят их. Могут защекотать до смерти. Особенно не любят шумные пьяные компании, которые нарушают покой нечисти.
Кикимора и болотная шишига — синонимы. Это существо живет на болотах. В Коми верят, что увидевший его долго не проживет — утонет или умрет другим образом. Возможно, это связано с тем, что кикиморы топят встреченных людей в болотах или заманивают в топь. Они могут появиться и в жилище. По легендам, кикимор в жены берут только домовые, банники и овинники. Но если домовой приносит пользу, изредка пугая нерадивых хозяев, то от кикиморы один лишь вред. Она тщательно следит за тем, чтобы жильцы соблюдали приметы. Если кто-то пойдет в баню ночью, задержится в овине после заката, запустит хозяйство — обязательно накажет.
Лесная шишига, или лешенка, обитает в непролазных лесных чащах. Она способна заставить человека заблудиться в лесу. О таком явлении говорят — «блуд водит». Лешенка может запутать даже там, где потеряться, казалось бы, невозможно. Она может водить человека до тех пор, пока он не умрет от жажды и голода. По легендам, лешенка преследует одну цель — съесть ослабевшего человека или его труп. Кроме этого, она пугает путников криками и стонами. Ее считают супругой лешего, и к нему в старину обращались, чтобы избавиться от козней шишиги.
Бог Шишига — есть ли такой в славянском пантеоне
Люди, которые только начали изучать славянский пантеон, иногда ошибаются и считают, что был такой бог — Шишига. Предпосылок для этого немало. Известно, что славяне всегда пытались подружиться с нечистью, живущей вокруг них. Сам факт ее существования заставлял наших предков задуматься о том, что худой мир лучше доброй ссоры. Обряды задабривания сущностей были довольно схожи со славлениями богов, и вполне реально перепутать их между собой.
Языческий бог Шишига не существовал в славянском пантеоне. Так именовали духов, живущих неподалеку от людей или даже в домах. Выше описано, что это — и синоним к слову «черт», и общее название для всех духов и сущностей.
Славяне верили, что в начале Русальей недели, или в первый день лета, особенно активен шиш. Это время считали самым подходящим для того, чтобы на год вперед установить мир с нечистым. К водоемам носили одежду для русалчат, оставляли рушники и ленты на деревьях для болотных и лесных духов. Угощали домового, банника и овинника.
Однако не только этому посвящен праздник начала лета. В старину его называли Днем Духов, когда умершие могут явиться в гости к живым родственникам. Праздник духов во многом был похож на Самайн или Хэллоуин. Отдавать почести было принято не только усопшим родственникам, но и людям, которые после смерти превратились в шишков.
У слова «шишига» имеется несколько значений. Так называли домового и банника. Кроме того, в некоторых регионах это слово служило синонимом черта или беса. Встречается в литературе и другое значение — род болотной, речной и лесной нечисти. Иногда ошибочно считают, что Шишига — языческий бог, но это не так.
Вконтакте
Одноклассники
что это такое, болотная, дух
.
В славянской мифологии упоминается мелкий дух по имени шишига или шишок. Он призван вредить людям. Чтобы защититься от вредительства, нужно знать, что такое шишига и как создание себя проявляет.
Шишига — небольшой вредный дух
Характерные особенности мелких духов
Славянская мифология богата разными мелкими духами, которые постоянно портят жизнь человека. Сила их невелика и справится с этой нечистью довольно легко.
Вера в духов уходит корнями в глубокое язычество, когда люди верили что за каждой неудачей стоят происки темных сил. С тех пор составлялись целые бестиарии существ, где описывались повадки и способы борьбы с нечистью.
К категории низших духов и относится шишига. Несмотря на то, что в разных регионах и племенах она отличается способностями и внешним видом, все сходятся во мнении, что она может приносить вред людям.
Название
Чтобы понять, кто такая шишига, необходимо разобраться в значении слова. Изучая древние славянские легенды и мифы, фольклористы пришли к выводу, что у слова «шишига» существует много синонимов — шиш, шишок, шишиган. Известную представительницу водяной нечисти — кикимору — также часто называют шишиморой. Это объясняется тем, что «шиш» — это корень слова, которым обозначают всю мелкую темную силу.
В некоторых легендах также встречается такое собирательное название для чертей, леших, домовых, банников, болотников, овников и других.
Таким словом могли называть колдунов или простых людей, которые контактировали с нечистью для своей пользы.
Классификация нечисти
Мифология славян имеет несколько видов шишиг. В зависимости от принадлежности к конкретному виду, они могут выступать как пакостниками, так и помогать вести хозяйство.
Различают такие виды:
- Домашняя.
- Болотная или водяная.
- Лесная.
Краткое описание шишиги
Домашняя
Существует поверье, что шишиги могут жить в домах людей за печкой, в подполе или даже в бане. Главной особенностью домашнего вида является то, что он пристально следит за набожностью семьи и порядком в доме.
Он контролирует правильность ведения домашнего хозяйства и помогает по мере сил. Если человек ленился, запускал домашнее хозяйство или начинал дела, предварительно не помолившись, она сердилась и принималась мелко пакостничать. Это поучительный, правильный дух.
Водяная
В некоторых приданиях можно встреть информацию, что шишига — это жена водяного и владелица водоемов. Такой дух несет определенную опасность для людей.
Она не переносит пьяниц и по ночам, выбираясь из воды, пугает их. Также не любит, когда нарушают ее покой, поэтому люди считали, что лучше ночью не подходить к водоемам.
Шишига болотная обитает в таких местах:
- камыши;
- заболоченные участки реки;
- неглубокие озера;
- пруды.
Они предпочитают спокойную воду с обилием растительности по берегам, где духи и прячутся при свете солнца.
Лесная
Самым опасным представителем вида шишиг является лесная. По ночам она развлекается тем, что громко и страшно завывает, пугая людей, которые не успели добраться до дома.Она водит людей по лесу, насылая на них страшные видения, и если вовремя от нее не спастись, то человек рискует умереть от голода и жажды.
По легенде лесная шишига преследует одну цель — съесть ослабшего путника. Ее считают супругой лешего, к которому обращались с дарами и просьбами об избавлении от козней шишиги.
Обращение в шишигу
По легенде, ей может стать и обычный человек. Однако существует несколько правил:
- Становиться шишигами могут только умершие девушки, утопленницы.
- Это могут быть колдуньи, которые не справились с укрощением темных сил и сами стали ими.
- Маленькие девочки, умершие некрещеными и без имени.
Последних также называют безымянными русалками. Они отличаются от обычных своим ужасным видом и повышенной злобностью.
Внешний вид
Независимо от вида, к которому принадлежит нечисть, ее внешний вид всегда одинаковый.
- Этот дух всегда женского пола.
- Выглядит как морщинистая, горбатая старуха.
- Руки длинные, с узловатыми пальцами и длинными ногтями.
- Волосы черные и длинные. Она постоянно пытается расчесать их с помощью гребня.
- Ведет ночной образ жизни.
- Роста маленького.
- Имеет сверхъестественные возможности — может наводить иллюзии и путать лесные тропинки.
В некоторых легендах встречаются упоминания, что дух имел возможность превращаться в мелких животных — мышей, лягушек, птиц.
Характер
Принадлежность к какому-либо виду из трех, накладывает отпечаток и на характер шишиги.
Домашняя — самая добрая. Она редко пакостит, и то не из-за озорства, а чтобы заставить людей жить правильно. Если человек не молится, ленится работать или неуважительно относится к ней и домовому, она начинает прятать мелкие вещи в доме. Если ходить в баню после захода солнца, она может начать приставать или, предварительно усыпив, украдет всю одежду.
Лесная и водяная являются более опасными и злобными. Они уже не преследуют цель научить чему-то человека, а просто забавляются с ним ради удовольствия.
Если пойти в баню ночью, шишига может украсть одежду
Способ борьбы
Чтобы не потерять свою жизнь при встрече с шишигой, люди выработали несколько ритуалов, которые, как они верили, должны были защитить их.
Этапы подготовки к ритуалу:
- Несмотря на ужас, который нагоняет этот дух, действовать поспешно нельзя. Нужно четко и последовательно выполнять все необходимые действия.
- Необходимо определить, к какому виду принадлежит шишига. Ритуалы для борьбы с домашней нечистью не подходят для лесной и водяной.
- Приготовить все необходимое.
- Вознести молитву добрым силам и берегиням.
Борьба с домашней шишигой
Бороться с домашним духом серьезными методами не нужно. Если разозлить хранительницу своими ошибками и ленью, то достаточно будет поднести ей дары в качестве извинения. Сильно забаловать ее не даст домовой.
Лучшими дарами будут:
- стакан молока и ломоть свежего хлеба;
- цветная лента;
- засушенный цветок;
- мисочка ягод или фруктов;
- моток шерсти;
- иголка с ниткой.
Это самый непривередливый дух. Он довольствуется малым и не требует в подношения чего-то дорогого.
Молоко и хлеб помогут задобрить домашнюю шишигу
Противостояние шишиморе
Шишимора или водяная шишига противник посложнее, чем ее домовой вид. В случае неправильного ритуала или его медленное исполнение, разгневанный дух утянет свою жертву на дно.
План противостояния нечисти:
- Помолиться духам защитникам.
- Выбросить в водоем одежду для русалок.
- Оставить на берегу кусок хлеба или другую еду.
- Привязать себя к дереву веревкой, чтобы шишимора не смогла утянуть в воду.
- Попросить о защите мужа шишиги — водяного.
Если подарки понравились, то водный дух не тронет.
Также существует легенда, что если найти гребень шишиги, то его нужно забрать себе. Когда она ночью придет к дому и попросит его вернуть, необходимо обменять гребень с условием не вредить семье человека и ему самому.
Такой способ гарантированно убережет от мелких проблем, потому что шишига и сама не будет пакостить, и другим не даст.
Сопротивление лесной шишиге
Самой сильной и опасной является лешенка или лесная шишига. Уйти от нее целым и невредимым сложно. Это самый злобный и кровожадный представитель мелкой нечисти. Попробовать спастись от нее можно несколькими способами:
- Как и всякая темная сила, она боится яркого света, поэтому необходимо как можно быстрее развести костер и поддерживать его всю ночь.
- Нельзя поддаваться своим страхам, потому что шишига будет насылать кошмарные иллюзии в попытках заставить поддаться панике.
- Обязательно вознести молитву лешему. Он как ее муж имеет над ней власти и может угомонить лешенку.
- С первыми лучами солнца необходимо начинать искать выход из леса. Если этого не сделать, на следующую ночь она вернется и будет еще злее.
Упоминание в других культурах
В мифологии других народов также встречается упоминания о такой разновидности нечисти.
- Агач киши — в мифах балканского народа, лесной дух, живущий в горах Кавказа. Представлялся в виде маленьких, длинноволосых существ, которые воровали у людей пищу и одежду.
- Васа — многочисленные мелкие водные духи, прислужники водяного в мифологии народов коми.
- Гаёвки — в белорусском фольклоре, лесные духи, которые любят путать тропинки для путников.
- Гриндилоу — злобные водяные духи в мифах Британских островов. Охотятся на людей, которые оказались слишком близко к местам их обитания.
- Джраарс — водяная шишига в армянской мифологии.
- Лесавки — белорусские лесные духи. Очень маленьких размеров, любят пакостить лесным путникам и крадут у них вещи.
- Мерроу — ирландские водяные и лесные шишиги. Большую часть времени проводят под водой, но ночью выходят на берег где водят хороводы и поют песни.
Это лишь малая часть всех мелких духов, что находятся в услужении темных сил.
Гриндилоу — злобные водяные духи
Заключение
Шишигой называют обобщенно всю мелкую нечисть в славянской мифологии. Однако встречаются придания, где ее условно делят на 3 вида — домашнюю, лесную и речную. Она всегда выглядит одинаково, но в зависимости от вида несет человеку или пользу, или проблемы.
Злобная шишига — дух ночи из лесной чащи
Шишига (в славянском фольклоре шишимора) — это маленькое существо женского пола, которое предпочитает жить в камышах у мелких водоёмов и речушек. Увидеть шишигу к несчастью, она пытается утащить в воду зазевавшихся прохожих, особенно пьяных. Считалось, что днём шишига отсыпается, а «на охоту» отправляется только ночью — ходит в сумерках голой с взъерошенными волосами.
Ну кто бы мог подумать, что сценаристы фильма «Звонок» позаимствовали некоторые идеи из славянской мифологии? Как и мрачная девочка из фильма, шишига иногда сидит на берегу водоёма, расчёсывая длинные чёрные волосы. А всякий, кто её увидит, в скором времени утонет либо умрёт по другой причине.
На Руси родители предостерегали своих детей от купания в омутах, нельзя было также плавать и ночью. Того, кто рискнёт нарушить запрет, утащит шишига — ему суждено навсегда остаться у неё в плену.
Кто такая шишига?
По одной версии это мифическое существо является женой лешего — хозяина лесной чащи. Согласно другим легендам, шишига — это русалка, утонувшая девушка. Наружность существа под стать его отвратительному характеру. По ночам шишига любит шуметь, а если набредёт на группу заблудившихся людей, то убьёт их и обглодает их косточки.
Есть также поверье, что шишига может поселиться в доме. Правда, в этом случае хозяевам не нужно ждать крупных неприятностей. Существо будет глумиться над человеком, который не помолившись приступает к делам, но его проделки не причинят вреда здоровью или жизни.
Чтобы умилостивить шишигу, нужно оставить ей угощение — стакан молока и тарелочку с хлебом. А иначе дух может рассердиться — будет прятать мелкие предметы и вредить по хозяйству.
Колдуны способны командовать шишигами, для которых те принимают вид антропоморфных кукол. Их используют при выполнении различных обрядов, например, приворота. Также духу можно поручить надзор за семейным очагом. Шишимора может помочь колдуну или ведьме стать невидимой — закроет хвостом, да так, что найти невозможно.
Шишига: diecast_43 — LiveJournal
26 апреля этого года в зарисовке про цистерну из Варгашино я упоминал, что базовая модель этой пожарной машины (ГАЗ-66) будет достойна отдельного описания. Пришло время вспомнить мое давнее обещание. Итак — «шишига». Что такое шишига вообще? Это лесной дух в облике женщины, которая живёт на болоте и заманивает человека в непроходимые места. Запомним это…
Первым послевоенным полноприводным грузовиком стал ГАЗ-63 — фактически это был обычный капотный ГАЗ-51, только с приводом на все колеса. Машина эта была не самой выдающейся, ездить — ездила, причём даже недурственно, но перевозить не могла практически ничего, ибо грузовая платформа была даже поменьше, чем у нынешней Газели. Именно это и подтолкнуло ГАЗ к разработке нового полноприводника для вооруженных сил. Индекс новая разработка получила «шестьдесят шестой» — отсюда и пошло созвучное этим цифрам название «шишига». Ну и про непроходимые места тоже правда, ГАЗ-66 мог месить практически любую грязь, заезжая туда, куда обычному автомобилю путь был заказан.
Опытная партия грузовиков появилась к ноябрю 1963 года, а с 1 июля 1964 года с конвейера ГАЗа начали сходить серийные автомобили. ГАЗ-66 – это автомобиль–долгожитель, выпускавшийся в разных модификациях 35 лет и разошедшийся тиражом более миллиона экземпляров. Он неоднократно отмечался на автомобильных выставках. Среди его наград – Золотая медаль Лейпцигской ярмарки 1967 года, золотая медаль московской сельскохозяйственной выставки 1966 года. В 1969 году, первым из советских автомобилей, он удостоился права носить на борту Государственный знак качества.
Существует устоявшаяся водительская легенда, что шишигу разрабатывала женщина. Связано это с тем, что, якобы, в шишиговской кабине невозможно нормально заниматься сексом. Да, правда, неудобно, но ничего — и не в таких передрягах русский народ побывал… Легенда эта, однако, жива до сих пор. А вот совсем не вымыслом является полное неудобство переключения передач — торчащий из-за спины водителя рычаг деятельность таковую осложняет до крайности, а если вспомнить, что синхронизатор в коробке стоял только на третьей и четвертой передачах… В общем да — легенда имела право на жизнь…
Ну а что же модель? Произведенная компанией «Русская миниатюра» (это Екатеринбург, если я не ошибаюсь), на момент своего появления она была практически полным эксклюзивом. И деталировка, по тем временам, была неплохая, и даже кабина сделана из металла (больше на жесть походит, но все-таки).
Я приобрел «Шишигу», когда вычитал, что такие машины в качестве тягачей применялись на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов». Как любитель авиации (хотя в те годы увлечение было не таким сильным, как сейчас), я немедленно купил эту модель — не иметь на полке такой грузовик было просто невозможно…
Первым отвалился правый дворник. Затем зеркала заднего вида. Чуть позже — поисковый фонарь. Винтом пошел кузов, слетел с оси один из дисков колес. Крайней вывалилась лебедка. В общем модель начала рассыпаться буквально на глазах — и это в течение двух лет после покупки!. Пока я все не проклеил, пока не установил всю мелочевку на «Суперклее», ничего не помогало. Вот такая она была, «Русская миниатюра»…
Сейчас модель занимает свое место на полке — как говорится, «каши не просит». К автомоделям я остыл, но эпопея с «Шишигой» все еще навевает воспоминания. Да, я забыл сказать, когда был приобретен этот ГАЗ-66. 1996 год. Могу чуть ошибиться — но на год-два, не более. При чем в любую сторону…
Кто такие шишиги? | Культура
Шишиг обычно представляли в образе нагой женщины (иногда — горбатой) с растрепанными волосами, которые они безуспешно расчесывали гребнем, а порой еще и с хвостом, а также большим животом и сучковатыми руками. В частности, у А. М. Ремизова можно прочитать, что если шишига накроет человека хвостом, то он непременно пропадет, причем безвозвратно.
Домовые духи глумятся над человеком, который принимается за дела, предварительно не помолившись. Таким образом они приучают домочадцев к благочестивому поведению.
Лесные шишиги нападают на людей, съедают и обгладывают косточки. Водяные шишиги озорничают, подкрадываясь к купающимся и принимаясь их щекотать, а могут и в воду утащить с берега, а излюбленным местом их обитания являются заросли камыша. Бытовало поверье, согласно которому встреча с ними предвещает скорую смерть увидевшего их человека.Однако академик Д. К. Зеленин рассказывает историю, не вписывающуюся в подобную точку зрения. Он сообщает, что некий рыбак «выйдя однажды на берег озера, увидел шишигу, которая сидела на кочке и заплетала свои волосы в косу. Шишига, заметив мужика, нырнула в воду, а гребень, которым чесала свои волосы, оставила на той самой кочке.
Рыбак подплыл к кочке на лодке, взял гребень и принес его к себе в избу. В тот же день, лишь только смерклось, и все семейство рыбака улеглось спать, послышалось постукивание в дверь и голос шишиги, жалобно умолявший рыбака возвратить ей гребень. Рыбак отворил окно и выбросил — схватила его проворно шишига и исчезла».
Согласно суевериям, связанным с этими духами, днем они не представляют сильной опасности, отсыпаясь после ночного озорства, а вот с наступлением сумерек начинают свою бурную деятельность.
На Самарской Луке старожилы и сейчас рассказывают о том, что шишиги охотно поселяются под мостками на реке Аскуле. Но тамошние шишиги особенно не любят пьяных, и если кто-то из местных жителей, будучи «под градусом», решится отправиться к берегу, то пропадает безвозвратно. А еще шишиги наказывают за хулиганство.
Так, когда подвыпившая компания молодежи из соседнего села, погоняв на мотоциклах кошек и, отправившись на шашлыки, за недостатком дров разворотила колодец, то потом, возвращаясь домой, эта компания была до смерти напугана представившейся на пути нагой женщиной безобразного вида, и спешно ретировалась, ударив по газам. В том, что шишиги терпеть не могут пьяниц, уверены и в народе коми, и на берегах Камы. И в Мордовии поведают немало душещипательных историй.
* * *
Кроме мифического персонажа в разных местах шишигой могут назвать неряшливую женщину, безрассудного человека и даже военный грузовик ГАЗ-66, про который говорят: «Кто ездит на шишиге, тому дороги не нужны». В общем, слово в народе популярно и поныне…
Кто такие «лапти», «шишиги» и «хитрилы»
+ A —
Что в имени тебе моем?
От родителей человек получает имя, а окружающие частенько приклеивают ему прозвище, которое ярко и образно отражает особенности его характера, внешности, а иногда и связанные с ним события. Не убереглись от зоркого народного глаза и автомобили, к которым регулярно прилипали и прилипают самые остроумные клички.
Зачастую название той или иной машины, данное ей производителем, благополучно забывалось, зато ее всегда могли идентифицировать по прозвищу. Например, в начале 1930-х с конвейера только что построенного Нижегородского автозавода сошли первые «полуторки». Именно под таким названием в народе прославился ГАЗ-АА, который мог перевозить до полутора тонн груза. Многим заводская аббревиатура ни о чем не говорила, зато слово «полуторка» употреблялось очень широко.
Некоторые могли ее спутать с «трехтонкой» ЗИС-5, несмотря на существенную разницу в размерах. Последняя, в свою очередь, удостоилась человеческого имени — «Захар» или почетного «Захар Иваныч». Точной истории происхождения прозвища не сохранилось, но, скорее всего, это признак уважения к работящему, надежному и неприхотливому грузовику. Ведь он стал настоящим героем Великой Отечественной войны, а потом еще помогал восстанавливать страну из руин.
В 1950-х появился новоиспеченный «Москвич-400», который получил сразу несколько прозвищ, самые популярные из которых — «хоттабыч» и «слоник». Отдаленное внешнее сходство с самым крупным наземным животным найти нетрудно — закругленные крылья «Москвича» действительно чем-то напоминали уши элефанта. А вот что общего у машины со сказочным персонажем стариком Хоттабычем, не совсем понятно.
Фото: u-ssr.ruНе возникает вопросов, почему «горбатым» нарекли первый «Запорожец» ЗАЗ-965 — тот, что с характерным сутулым профилем. Как известно, его потомок — ЗАЗ-968 — стал «ушастым» из-за своих выдающихся боковых воздухозаборников.
В начале 1980-х благодаря советскому кинематографу старый довоенный городской автобус пережил свое второе рождение под именами «Фердинанд» и «Шарапов». К тому времени многие уже забыли его настоящее название — ЗИС-8. Герои фильма «Место встречи изменить нельзя» нарекли его «Фердинандом» из-за внешнего сходства с одноименной немецкой самоходкой.
Понятно, почему ВАЗ-2101 стал «копейкой», а ВАЗ-2106 — «шахой». Так же, как не нужно долго искать внешнее сходство автомобиля ВАЗ-2108 с зубилом, чтобы дать ему такую кличку. А вот чтобы понять, по какой причине ВАЗ-2110 прославился как «беременная антилопа», придется к нему хорошенько присмотреться.
Фото: u-ssr.ruНеувядаемых долгожителей УАЗ Хантер и УАЗ-252 до сих пор величают «козликом» и «буханкой». А еще советский автопром прославил «баржу» (ГАЗ-24), «шишигу» (ГАЗ-66), «членовоз» (ЗИЛ-114), «Трумэна» или «колуна» (ЗИЛ-157), «лаптя» (КРАЗ), «щуку» (ЗИЛ-133), а также автобусы «сарай», он же «скотовоз» (ЛИАЗ-677) и «гармошку» («Икарус-280»). В каждом прозвище чувствуется национальный колорит и, конечно же, бурная фантазия наших отцов и дедов.
А вот в настоящее время с народными названиями популярных автомобилей все гораздо прозаичнее. Вот некоторые из них: Audi A8 — «авоська», Audi TT — «титька», BMW X3 — «хз», Chery Amulet — «омлет», Chevrolet Aveo — «овечка», Chevrolet Niva — «шнива», Chrysler PT Cruiser — «Петя», Daewoo Nexia — «Ксюха», «нюшка». Hyundai Tucson — «тушкан», Jeep Cherokee — «широкий», Infiniti FX — «финик», KIA Ceed — «сидр», KIA Rio — «Кира», Land Rover Freelander — «фрил», Mazda3 — «матрешка», Mitsubishi Pajero — «поджарый». Mercedes-Benz ML — «Емеля», Nissan Note — «енот», Nissan Patrol — «Петруха», Nissan X-Trail — «хитрила», Renault Koleos — «Колюня», Toyota RAV 4 — «рафик», Toyota Land Cruiser — «крузак», он же «кукурузер».
…Как видно, в настоящее время народные прозвища автомобилей представляют собой производные от названий моделей. Согласитесь, в сравнении с творчеством наших предков звучит неизобретательно и простовато.
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №27648 от 29 марта 2018
Заголовок в газете: Что в имени тебе моем?
Серия фотографий: фотограф Анастасия Лион (shishiga84)
12 основных номинаций
обязательство Волшебные воспоминания о любви пары перед свадьбой
Готовиться Особые моменты подготовки к свадебному дню
подробности Детали свадебного дня тайком «подсмотрел» фотограф.
Свадебные гости Друзья молодоженов, братья и сестры, родители и близкие люди
церемония Реакция жениха на невесту, идущую по проходу, и другие особые моменты свадебной церемонии
момент У тебя не будет второго шанса снять что-то подобное
Групповой портрет Фото всех гостей свадьбы вместе
Герои дня Портрет жениха и невесты
Свадьба Изюминки свадьбы в ресторане, все, что там происходит
Первый танец Центральное место в приеме, где молодожены впервые танцуют и смотрят на них.
Бросок букета Уловить букет принесет удачу в любви
Нарезка торта Первое задание, которое молодожены должны выполнять вместе
8 дополнительных номинаций
концептуализировать Чисто художественные образы, ограниченные только вашей фантазией
Хьюстон у нас проблема Ситуации, когда что-то идет не так
эстетика Режим перфекциониста включен.Превосходство во всех аспектах кадра
Между Мимолетные, на первый взгляд незначительные моменты, придающие истории особый колорит
Где-то эпическое Места во всех уголках мира, предназначенные для искателей приключений
Дети Самые юные, милые и веселые гости свадьбы
Давай повеселимся Свадьба — отличный повод для веселых испытаний и шалостей.
Взгляды и взгляды Когда не нужно слов, чтобы раскрыть то, что глаза уже сделали
.«Шишига»: легенда № 66
История начинается с Dodge ¾
Сама концепция армейского автомобиля, которая в итоге кристаллизовалась в ГАЗ-66, берет свое начало от грузовика Lendliz Dodge WC 51/52. Эта машина не имела аналогов ни в Красной Армии, ни в России. Мир. Главным достоинством машины была уникальная по тем временам универсальность — габариты и тяговооруженность позволяли без проблем использовать ее в качестве артиллерийского тягача, личного транспорта высоких рангов, а также машины скорой помощи.Однако закончилась мировая война, начались «холода», и резервы иностранной техники в Красной Армии стали таять.
С определенной долей условности именно с Dodge WC 51/52 началась история ГАЗ-66
Первой заменой американского полноприводного грузовика планировалось сделать капотный ГАЗ-62 с полезная нагрузка 1,2 тонны. Примечательно, что с таким индексом на Горьковском автозаводе еще в 1940 году был собран опытный полноприводный газовый двигатель, а спустя 12 лет появилась наша вторая ступень ГАЗ-62.Поэтому в них главное не запутаться. Грузовик получился неплохим и, пожалуй, оказался намного гармоничнее младшего брата ГАЗ-69, работа над которым велась параллельно. В некоторых версиях машина оснащалась бортовым кузовом и лебедкой, а в самой безумной версии с индексом B вообще было восемь колес.
ГАЗ-62 — вторая машина в серии неудачников 62-й серии ГАЗ
ГАЗ-62Б остался опытным
Всего в машине разместились 9 десантников плюс пассажир с водителем и в во всем была достаточно продвинутая машина для начала 50-х.Но неожиданно Минобороны изменило требования к автомобилю 62, проект в первоначальном виде закрыли и перешли к теме создания бортовой кабельной тележки. Собственно, нишу «неопубликованного» ГАЗ-62 начала шестидесятых позже заняли кабели БПЛА-451. Между тем, потеряв почти десять лет, конструкторы Горького взялись за новый проект, уже серьезно напоминающий «Шишиг». Основным ограничивающим фактором были размеры машины — она должна была уместиться в грузовом отсеке военно-транспортного самолета Ан-8.Именно поэтому пришлось разместить кабину над передним мостом, что в будущем станет чуть ли не главным недостатком ГАЗ-66.
.Кто такой голый мужчина на картине «Таинственная акула»?
В мае 2017 года пользователи социальных сетей начали сталкиваться с причудливой фотографией улыбающегося обнаженного мужчины, сидящего верхом на акуле, растянутой на палубе лодки, в позе (сексуального) завоевания. Как было опубликовано в Интернете, фотография, как правило, не содержала какого-либо контекста того, когда, где и почему она была сделана, и, что наиболее важно для любопытства зрителей, на ней не было идентифицировано человека, изображенного на вершине акулы:
Кто этот мужчина? Пожалуйста, RT, найдите его и спросите, почему он это сделал? Где юмор в унизительных забитых животных? @ChrisGPackham рис.twitter.com/uHN37OywCx
— Аннека Свенска (@AnnekaSvenska) 5 мая 2017 г.
Многие ранние предположения утверждали, что «акула-хампер» на самом деле был главным футбольным тренером Университета Флориды Джимом МакЭлвейном:
Однако МакЭлвейн отрицал через представителя университета, что он был человеком на акуле:
Deadspin спросил у одного источника, который мог быть в курсе: Университета Флориды. Представитель школьного отдела легкой атлетики сказал, что МакЭлвейн, которому стало известно о фотографии на выходных, не был человеком на ней.«Он сказал нам, что это не он», — сказал представитель.
МакЭлвейн также заявил в интервью на камеру, что он не знает, кто изображен на фотографии:
«Ну, во-первых, я не знаю, кто это, но это не я», — сказал МакЭлвейн.
«Понятно», — ответил репортер Orlando Sentinel Эдгар Томпсон. «Я имею в виду, что вы в целом чувствуете, просто то, что нечто подобное могло бы даже стать историей?»
«Думаю, это вам, ребята, — ответил МакЭлвейн.«Вы знаете, что такое история в мире, в котором мы живем? Я просто знаю одно: это не я ».
Еще одним популярным кандидатом был основатель сети сэндвичей Джимми Джон Лиото, который очень похож на человека на фотографии и вызвал гнев некоторых критиков за участие в охоте на крупную дичь, включающую убийство таких животных, как слоны, носороги и т. Д. и леопарды (времяпрепровождение, которое Лиото с тех пор оставил:
Однако Лиото также отрицал через представителя, что он является человеком, изображенным на вирусной фотографии: «Представитель Джимми Джона сказал Deadspin, что человек на фотографии абсолютно не Лиото и не имеет ничего общего с Джимми Джоном.”
Модель Orlando Sentinel сообщила, что фотографиям предположительно двухлетнего возраста, и на них изображен бывший офицер полиции Нью-Йорка:
,Обнаженный парень на акуле, возможно, наконец был идентифицирован, и, как сообщается, это человек по имени «Шон» из северной части штата Нью-Йорк, бывший офицер полиции Нью-Йорка. И, понимаешь, он собирался встретиться с тренером Florida Gators Джимом МакЭлвейном, чтобы посмеяться над печально известной картиной.
Это то, что Дэвид Пингалор, спортивный ведущий телеканала WKMG-TV в Орландо, сказал Майку Бьянки из Orlando Sentinel в радиопостановке Бьянка «Open Mike» 96.9 Игра.
«Этот парень живет в северной части штата Нью-Йорк, эта фотография была сделана два года назад у берегов Лонг-Айленда, а не во Флориде», — сказал Пингалор. «У меня есть полностью одетый мужчина, обнаженный на акуле, на лодке. Да, нормальные фотографии ».
Пингалор сказал, что друг обнаженного мужчины связался с ним на этой неделе и прислал ему дополнительные фотографии. Пингалор говорит, что ему рассказали историю о том, как обнаженный мужчина напал на акулу и как теперь этот человек опасается за свою жизнь.
Пингалор сказал, что фотография акулы существует уже пару лет, а также объяснил, почему фотография была сделана в первую очередь.
Он сказал, что фотография была пародией. «Они издевались, по словам этих джентльменов, я полагаю, в Великобритании есть несколько веб-сайтов, на которых обнаженные женщины получают информацию об акулах, поэтому они пытались высмеять, что женщины делают с акулами».