БМР-3М — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 сентября 2018; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 сентября 2018; проверки требуют 4 правки. Для этого термина существует аббревиатура «БМР», которая имеет и другие значения: см. БМР. Слово «Вепрь» имеет и другие значения.БМР-3М | |
---|---|
БМР-3М на выставке «Технологии в машиностроении» в 2012 году. | |
Классификация | Бронированная машина разминирования |
Боевая масса, т | 48 |
Экипаж, чел. | 2 |
Десант, чел. | 3 |
Производитель | |
Длина корпуса, мм | 6920 |
Ширина, мм | 3780 |
Высота, мм | 2930 |
Тип брони | стальная |
Днище, мм | эквивалент 300 |
Прицелы | 2 х 1ПН63М |
Пулемёты | 1 х 12,7-мм НСВТ |
Тип двигателя | |
Мощность двигателя, л. с. | 1000 |
Скорость по шоссе, км/ч | 50 |
Тип подвески | индивидуальная торсионная |
Преодолеваемый брод, м | 8 с ОПВТ |
Медиафайлы на Викискладе |
БМР-3М или «Вепрь» — российская бронированная машина разминирования.
Боевая машина разработана на базе основных танков Т-72[1], Т-90, Т-90А[2].
Основное предназначение БМР-3М — разведка, преодоление и разминирование минных полей. Создаваемые проходы при разминировании в ширину приблизительно равны межгусеничному или межколёсному расстоянию танков, БМП и БТР. Машина способна проделывать в противогусеничных минных полях две колеи шириной по 800 — 870 мм, между колеями остаётся неразминированное пространство шириной 1620 мм. В противоднищевых минных полях БМР-3М создаёт сплошной проход, ширина которого равна 3,2 метра при минах с контактным взрывателем и до 6 — 7 м при минах с магнитным взрывателем[3].
Экипаж состоит из двух человек: механика-водителя и командира. Кроме того, в боевом отделении машины имеется три места для перевозки десанта из состава сапёрных подразделений[3].
Броневой корпус и башня[править | править код]
В качестве базы для БМР-3М используется основной и средний танк Т-72, Т-90 или Т-90А. Основное отличие шасси БМР-3М от базовой машины — усиленная противоминная защита. На корпусе шасси размещена рубка экипажа, в которой располагается башенка командира, люки, смотровые приборы, а также установка с зенитным пулемётом. Рубка сварена из броневых катаных листов. Позади рубки находится платформа, установленная для транспортировки секции трала. Передняя часть корпуса и рубка покрыты контейнерами с динамической защитой
По всей площади броневого корпуса и башни имеются специальные многослойные конструкции, выполненные из специальной стали, для обеспечения надёжной противоатомной защиты[3].
Вооружение[править | править код]
В качестве основного вооружения на БМР-3М используется 12,7-мм зенитный танковый пулемёт НСВТ[3].
Так же на машине установлены 8 гранатомётов системы постановки дымовой завесы 902В или «Туча», для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами[3].
Дополнительно в комплект поставки входят[3]:
- Ручной противотанковый гранатомёт РПГ-7Д с боекомплектом 6 выстрелов;
- ПЗРК 9К38 или «Игла» с боекомплектом два выстрела;
- Автомат АКС-74 с боекомплектом 150 патронов;
- 10 гранат Ф-1.
Средства наблюдения и связи[править | править код]
В целях обеспечения внутренней и внешней связи на БМР-3М имеется радиостанция Р-123М, а также танковое переговорное устройство ТПУ. Для наблюдения за радио- и химической обстановкой установлены рентгенометр-радиометр и химический анализатор ГО-27. При работе ночью экипаж может использовать два встроенных прибора ночного видения без внешней подсветки 1ПН63М[3].
Двигатель и трансмиссия[править | править код]
Силовая установка полностью идентична ОТ Т-90[3].
Ходовая часть[править | править код]
Ходовая часть полностью идентична ОТ Т-90[3].
Специальное оборудование[править | править код]
При осуществлении разминирования БМР-3М может использовать специальное тралящее оборудование. В качестве трала на БМР-3М используется колейный минный трал КМТ-7 или КМТ-8
КМТ-7 состоит из цепного устройства, устанавливаемого спереди машины и двух рам с катковыми секциями, на которых имеются резаки с внешней стороны рам. Также имеется приставки для траления противотанковых мин с неконтактным взрывателем, трал противоднищевых мин, а также передатчик помех ПР 377 ИВ[3].
Для обеспечения хороших условий обитаемости машина БМР-3М имеет фильтровентиляционную установку для работы на заражённой местности, а также кондиционер, который даёт возможность нормальной работы экипажа при температуре окружающего воздуха до +65° С. Дополнительно в боевом отделении имеются туалет и подогреватель пищи. В совокупности всё оборудование БМР-3М способно обеспечить до трёх суток автономного пребывания экипажа в машине[3].
- «Объект 197» — базовая модификация БМР-3М
- «Объект 197А» — модифицированная боевая машина разминирования БМР-3МА с установкой тралов сплошного траления и установкой двигателя В-92С2 мощностью 1000 л. с.
- БМР-3МА[4] — на базе Т-90А.
- БМР-3МС — экспортный вариант БМР-3МА
- «Проход-1» — роботизированный комплекс разминирования на базе БМР-3МА с тралом ТМТ-С
- А вот совершенная машина родилась только теперь. И как всегда — обжёгшись на молоке, дуем на воду. Кондиционер, конечно, штука хорошая, но где ты был, когда от жары и пыли плавились мозги? И кто знает, где понадобится эта машина снова. А у нас в России лето не так чтобы уж очень жаркое, зато зима холодна. Может о печке лучше подумать? Не похоже, что нашим бойцам в ближайшее столетие придётся исполнять интернациональный долг в жарких странах, скорее родные снега отстаивать придётся.
- Впрочем, об удобствах наших солдатиков как-то не принято думать. Туалет, кондиционер, подогрев пищи (забыли господа втиснуть в БМР холодильник и стереосистему) это не для сопливых. Это для возможных иностранных покупателей, кто (вполне обоснованно) полагает, что думать о создании приемлемых условий для солдат в бою гораздо важнее, нежели о комфорте народных депутатов.
— Веремеев Ю.Г.
БМР-3М на выставке «Технологии в машиностроении» 2012 года:
- Ильин А. Гусеничные инженерные машины (рус.) // Военный парад : журнал. — 2001. — Май-июнь (т. 51, № 03). — С. 32-33. — ISSN 1029-4678.
- Ильин А. БМР-3М против минных полей (рус.) // Военный парад : журнал. — 2000. — Март-апрель (т. 38, № 02). — С. 4-5. — ISSN 1029-4678.
Бронированные машины, бронетехника и машины на их базе в СССР после 1945 года | |
---|---|
Бронированная машина разминирования БМР-3МА «Вепрь». Прорыв для инженерных войск
В конце ноября пресс-служба министерства обороны России сообщила об очередной поставке бронетехники в сухопутные войска. На этот раз предприятие-изготовитель передало инженерным войскам шесть новых бронированных машин разминирования БМР-3МА «Вепрь». Поставка подобной техники серийного производства стартовала в прошлом году, и некоторые части инженерных войск уже успели освоить ее. Машины новых партий, в свою очередь, должны увеличить общую численность такой техники и оказать требуемое влияние на потенциал войск.Новейшая бронированная машина разминирования БМР-3МА, также известная как «Вепрь», представляет собой вариант дальнейшего развития этого класса техники. Любопытной особенностью этого проекта является применение подходов, ранее находивших применение при создании других специальных машин. Все машины разминирования семейства БМР-3 строятся на основе танковых шасси, и по мере развития этой линейки использовались разные базовые образцы. Кроме того, проводилась доработка и совершенствование специального оснащения.
Бронированная машина разминирования БМР-3МА с тралом КМТ-7 во время динамического показа. Фото Vitalykuzmin.net
Напомним, базовая БМР-3 строилась на шасси основного танка Т-72А. Впоследствии на ее базе была разработана инженерная машина БМР-3М. Главным ее отличием было использование шасси танка Т-90. Последний проект БМР-3МА предусматривает строительство машины разминирования на основе танка Т-90А, что приводит к замене силовой установки и некоторых других систем. Кроме того, при разработке последней версии «Вепря» были внедрены некоторые идеи и решения, направленные на повышение основных характеристик машины – в том числе принципиально новые.
Разработка проекта БМР-3МА / «Объект 197А» стартовала несколько лет назад и осуществлялась Научно-производственной корпорацией «Уралвагонзавод». В основу новой машины легли наработки и компоненты проектов БМР-3М и Т-90А. Широкое использование готовых узлов и агрегатов позволило ускорить процесс разработки и испытаний. В то же время, не обошлось без существенных нововведений. К настоящему времени последняя версия «Вепря» справилась со всеми испытаниями и пошла в серию. Первые машины этого типа поступили на службу в прошлом году.
Задачей БМР-3МА является разведка минных полей и последующая организация проходов для техники или людей. За счет применения тралов и иных устройств «Вепрь» может проделывать колейные или сплошные проходы, очищая местность от мин разных типов и различного назначения. При этом обеспечивается высокий уровень защиты экипажа и агрегатов, позволяющий машине работать на переднем крае под обстрелом противника. Как и в других поздних отечественных проектах машин разминирования, предлагаются средства обеспечения комфортной работы экипажа в течение длительного времени.
БМР-3МА строится на основе шасси основного боевого танка Т-90А, однако заметно отличается от него. Так, в новом проекте используется существующий броневой корпус, серьезно доработанный с учетом новых требований. С корпуса удаляется башня, вместо которой монтируется броневая рубка. Также осуществляется некоторая перекомпоновка внутренних объемов: обитаемый отсек помещается на месте бывшего боевого отделения и удаляется от передней оконечности корпуса. Также предусмотрено усиление защиты, в первую очередь противоминной.
Лобовая комбинированная броня танкового корпуса усиливается накладными блоками динамической защиты. Такие же «коробки» устанавливаются на лбу надстройки и на бортовых экранах. За счет этого повышается уровень защиты «Вепря» от противотанковых средств разного рода. Центральный обитаемый отсек получает некое подобие броневой капсулы. Его пол и борта образуются отдельными бронеплитами, установленными внутри основного корпуса на распорках. Пространство между внешней и внутренней броней отдается под специальный наполнитель. Утверждается, что такая защита обеспечивает безопасность экипажа при подрыве до 7,5 кг тротила под днищем корпуса.
Предыдущий вариант инженерной машины — БМР-3М. Фото Vitalykuzmin.net
От базового шасси танка Т-90А машина разминирования получает силовую установку. В кормовом отсеке помещается дизельный двигатель В-92С2 мощностью 1000 л.с. Сохраняется трансмиссия на основе планетарных коробок передач. Ходовая часть не претерпевает никаких изменений. Используется по шесть опорных катков с торсионной подвеской на каждом борту. В то же время, предусматривается замена коробов-кожухов торсионов, находящихся внутри корпуса. Это повышает жесткость конструкции, а также вносит некоторый вклад в общий уровень защищенности.
Собственный экипаж «Вепря» состоит из двух человек – механика-водителя и командира. Они располагаются внутри рубки и имеют все необходимые пульты управления. Во время траления наблюдение за дорогой осуществляется при помощи лобового смотрового прибора водителя и перископов командира. Также в обитаемом отсеке имеются места для трех саперов. При необходимости саперный десант может спешиваться и самостоятельно заниматься обезвреживанием обнаруженных взрывных устройств. На борту предусматривается танковое переговорное устройство; для внешней связи имеется радиостанция Р-123М.
В проекте БМР-3МА предусматриваются средства, обеспечивающие возможность работы экипажа и десанта в течение 2-3 суток без необходимости выхода из машины. На борту имеется запас продовольствия и воды на 5 суток, также устанавливаются средства для разогрева пищи и кипячения воды. В распоряжении экипажа присутствуют индивидуальные санитарно-гигиенические наборы и компактный туалет. Обитаемый отсек имеет фильтровентиляционную установку и кондиционер.
«Вепрь» имеет набор различных средств, предлагаемых для самообороны. На крыше рубки располагается установка с крупнокалиберным пулеметом НСВТ или «Корд». На бортах обитаемого отсека устанавливаются два блока с дымовыми гранатометами «Туча» для стрельбы в переднюю полусферу. Также в укладках перевозятся автомат АКС-74У с боекомплектом, ручные гранаты и даже пара переносных зенитных ракетных комплексов.
Для решения своих основных задач бронированная машина разминирования БМР-3МА предназначен широкий спектр различной аппаратуры, как встроенной, так и навесной. На борту машины устанавливается собственная станция широкополосных помех, предназначенная для подавления радиоканалов управления взрывными устройствами. Саперному десанту при работе вне машины предлагается использовать схожее устройство в переносном исполнении.
БМР-3МА с тралом КМТ-7. Фото Bastion-karpenko.ru
В передней части корпуса расположены крепления для монтажа навесных тралов разных типов. По сообщениям Минобороны, серийные БМР-3МА комплектуются инженерными танковыми минными тралами ТМТ-С сплошного каткового типа. Также возможно применение изделий КМТ-7, отличающихся своей конструкцией и возможностями. Тралы могут комплектоваться электромагнитными приставками, расширяющими круг решаемых задач.
Трал ТМТ-С был разработан челябинским предприятием «Станкомаш». Основным элементом такого изделия является рама сложной формы, навешиваемая на передние крепления носителя. Под рамой находится рычажная система с двумя рядами массивных катков. Передний ряд включает восемь катков, задний – шесть. В передней части рамы крепятся антенные устройства электромагнитной приставки ЭМТ. Трал весит 13 т и может использоваться с бронетехникой разных типов.
Изделие ТМТ-С способно проделывать сплошной проход шириной 3,9 м в заграждениях, организованных с применением мин нажимного действия. Вероятность обезвреживания взрывного устройства достигает 95%. Электромагнитная приставка провоцирует подрыв магнитных мин в полосе шириной 4 м. Имеющееся устройство траления противобортовых мин воздействует на опасные объекты в радиусе 100 м. При тралении машина-носитель может развивать скорость до 15 км/ч.
Также возможно использование колейного каткового трала КМТ-7. Это устройство состоит из двух блоков в виде рам-секций с собственными катками. Катки отвечают за подрыв противогусеничных мин. Для борьбы с взрывными устройствами, поражающими днище бронетехники, трал оснащается провисающими рамками или цепью. При необходимости возможно оснащение трала КМТ-7 ножевыми устройствами от изделия КМТ-8. Последние в таком случае дублируют катки и повышают вероятность успешного обезвреживания мины. Общая масса трала КМТ-7 достигает 7,5 . Скорость траления – до 10-12 км/ч.
На лобовой части бронированной машины БМР-3МА имеются крепления для установки совместимых тралов. На корме организована платформа для хранения и перевозки запасных частей тралов. Грузоподъемность платформы составляет 5 т. Там же имеется подъемный кран с ручными приводами грузоподъемностью 2,5 т. С его помощью предлагается осуществлять полевой ремонт тралов с восстановлением их работоспособности, а также другие операции.
«Вепрь» с тралом типа ТМТ-С. Фото Defence-blog.com
По своим размерам БМР-3МА почти не отличается от предыдущих машин разминирования и базовых танков. Длина машины без трала не превышает 7 м при ширине менее 3,8 м и высоте 2,93 м. Боевая масса с тралом той или иной конструкции – до 50-51 т. По ходовым характеристикам инженерная машина почти не отличается от унифицированных танков.
На базе бронированной машины разминирования БМР-3МА был разработан перспективный робототехнический комплекс аналогичного назначения. В проекте «Прорыв-1» предлагается оснащение инженерной машины набором средств автоматизированного и дистанционного управления. Система управления использует помехозащищенный радиоканал и обеспечивает работу техники в сложных условиях.
При использовании в составе робототехнического комплекса инженерная машина может применяться в исходной либо в беспилотной конфигурации. В последнем случае экипаж и саперы могут покинуть свою машину и занять места в укрытии. В зависимости от особенностей текущей обстановки и поставленных задач, возможна работа в двух режимах. Оператор может управлять «Прорывом-1» при помощи удаленного пульта управления. Также возможно создание программы действий, после чего машина разминирования самостоятельно должна двигаться по заданному маршруту и организовывать проходы в минном поле.
Преимущества робототехнического комплекса «Прорыв-1» очевидны. Базовая БМР-3МА отличается высоким уровнем защиты экипажа, обеспечиваемым усиленным танковым бронированием. «Прорыв-1», в свою очередь, убирает людей с поля боя и полностью исключает риски для них. При этом, вне зависимости от методики работы, обеспечивается полноценное решение поставленных задач. Единственное существенное различие базового «Вепря» и «Прорыва-1» заключается в наличии саперного десанта на пилотируемой машине.
Робототехнический комплекс «Прорыв-1» впервые показали в 2016 году, и за прошедшее время проект успел продвинуться вперед. Не так давно сообщалось, что эта разработка успешно справилась с государственными испытаниями. Позже стало известно, что комплекс поступил в эксплуатацию в инженерных войсках.
БМР-3МА показывает свои возможности. Фото Defence.ru
В прошлом сообщалось о создании бронированной машины разминирования БМР-3МС. Этот образец максимально похож на БМР-3МА и представляет собой его экспортную версию. Несмотря на отличия технического характера, экспортная инженерная машина сохраняет все функции базового образца и способна справляться с его боевыми задачами. Сведения о разработке робототехнического комплекса на базе БМР-3МС пока не появлялись.
К настоящему времени БМР-3МА «Вепрь» прошла все необходимые испытания и получила рекомендацию к принятию на вооружение. В недавнем прошлом появился контракт на серийное производство такой техники, и НПК «Уралвагонзавод» запустил сборку машин. В июле прошлого года министерство обороны сообщило о получении первой партии новых инженерных машин. Эта техника была передана одной из частей инженерных войск российской армии. Следующая поставка состоялась в январе 2018 года, на этот раз машины отправились служить в соединение инженерных войск Восточного военного округа.
«Вепри» несколько раз становились экспонатами разных военно-технических выставок. Кроме того, им уже пришлось принять участие в учебно-боевых мероприятиях. В сентябре, в ходе учений «Восток-2018», несколько машин БМР-3МА обеспечивали проход войск по минным полям условного противника. Как сообщалось, эти задачи решались в пилотируемой и дистанционно управляемой конфигурации.
С недавнего времени российские инженерные войска получают и осваивают новые машины разминирования. Серийное производство и поставка изделий БМР-3МА имеет особое значение для развития сухопутных войск. Прежде всего, дело в том, что новый образец специальной техники не просто базируется на новом шасси, сохраняя прежние функции, но и получает новые возможности. В отличие от предыдущих инженерных машин, «Вепрь» может работать как под управлением водителя, так и в составе робототехнического комплекса. Это дает инженерным войскам очевидные преимущества.
Планомерное развитие инженерных бронированных машин привело к качественному прорыву. Последний на данный момент образец машины разминирования не просто повторяет предыдущие на ином технологическом уровне и с применением другой базы, но предлагает новые функции и возможности. Таким образом, бронированная машина разминирования БМР-3МА «Вепрь» может считаться самым настоящим прорывом, повышающим потенциал саперных подразделений инженерных войск.
По материалам сайтов:
http://mil.ru/
http://uralvagonzavod.ru/
https://vpk.name/
https://tvzvezda.ru/
https://ria.ru/
http://bastion-karpenko.ru/
http://otvaga2004.ru/
http://russianarms.ru/
Неубиваемый «Вепрь». Как действует новая российская машина разминирования
2018-11-30T08:00+0300
2018-11-30T08:36+0300
https://ria.ru/20181130/1533808380.html
Неубиваемый «Вепрь». Как действует новая российская машина разминирования
https://cdn21.img.ria.ru/images/16588/05/165880569_0:415:4288:2848_1036x0_80_0_0_b6fd229a239e5799c2da2667c4ef0837.jpg
РИА Новости
https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png
РИА Новости
https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png
08:00 30.11.2018 (обновлено: 08:36 30.11.2018)31943
Российские саперы получили на вооружение новейшие машины разминирования БМР-3МА «Вепрь». Одна из особенностей этого бронированного зверя — им можно управлять дистанционно или просто задать маршрут, который требуется очистить от фугасов и мин.
МОСКВА, 30 ноя — РИА Новости, Николай Протопопов. Уничтожение самонаводящихся мин, самостоятельная борьба с авиацией и полностью автоматизированный режим работы — российские саперы получили на вооружение новейшие машины разминирования БМР-3МА «Вепрь». Одна из особенностей этого бронированного зверя — им можно управлять дистанционно или просто задать маршрут, который требуется очистить от фугасов и мин, не подвергая опасности жизнь людей. О том, как саперы проводят колонны техники через минные поля, — в материале РИА Новости.
В эпицентре взрыва
Особенно остро потребность в подобных машинах встала перед советскими войсками в Афганистане. Из-за нехватки носителей тралы навешивали на танковые тягачи, танки с поврежденным вооружением и трофейную бронетехнику. Такие самоделки сразу доказали свою эффективность — потери бронетехники резко снизились, а Министерство обороны всерьез задумалось о разработке специальной машины разминирования. К концу 1980-х в войска стали поступать первые заводские БМР на базе самоходной артиллерийской установки СУ-122 с усиленной бронезащитой днища под обитаемым отсеком.
23 ноября 2018, 08:00
Т-72 на «стероидах». На что способна новейшая версия российского танкаБРМ-ЗМА хоть и похож на своего предшественника внешне, кардинально отличается от него технической частью, защитой и боевыми возможностями. За основу «Вепря» специалисты Уральского КБ транспортного машиностроения (Нижний Тагил) взяли шасси танка Т-90А. Вместо башни с пушкой смонтировали рубку для экипажа, а за ней — грузовую платформу для транспортировки тралов, подъемного устройства и систем дистанционного управления оборудованием.
Очевидно, главная задача, решавшаяся конструкторами при создании «Вепря», — максимальная защищенность экипажа, ведь от эпицентра взрыва мины люди находятся всего в нескольких метрах. Поэтому обитаемый отсек «Вепря» надежно прикрыт многослойной броней. Особое внимание уделили защите днища машины, которое, по сути, — единственная преграда между экипажем и минами. Противоминная защита «Вепря» — это целая система многослойных конструкций, выполненных из особой стали, каркасов и распорок между бортами, днищем и крышей рубки. Днище усилено 300-миллиметровым листом брони. Люди внутри «Вепря» останутся невредимыми даже при подрыве на мощной противотанковой мине.
По словам военного эксперта, главного редактора журнала «Арсенал Отечества» Виктора Мураховского, ближайший зарубежный аналог российской машины — американская БРМ Assault Breacher, построенная на базе танка M1 Abrams. «Однако «Вепрь» существенно превосходит иностранных собратьев по защищенности и функциональности, — сообщил Мураховский РИА Новости. — Выполняя задачи разминирования, российская техника обеспечивает высочайшую степень защиты экипажа. Кроме того, уже сейчас машина может выполнять задачи с помощью дистанционного управления, а в перспективе вообще может стать безэкипажной».
Три метра жизни
Основной инструмент «Вепря» для механического подрыва мин — колейный минный трал, который сам по себе конструкция уникальная. Обе его части крепятся к корпусу машины отдельно и работают независимо друг от друга. Катки тоже устроены не так просто, как кажется с первого взгляда. Каждый вращается отдельно от остальных и перемещается в вертикальной плоскости. Таким образом «прощупываются» все мало-мальски заметные бугорки и неровности на грунте, что практически до нуля снижает вероятность пропустить мину.
25 июня 2018, 08:00
Взломщики обороны. На что способны военные инженеры-штурмовикиНа трале размещена электромагнитная установка для уничтожения мин с неконтактными взрывателями, многодиапазонный передатчик радиопомех, предотвращающий срабатывание дистанционно подрываемых боеприпасов, и устройство для обезвреживания противоднищевых мин. Мины с магнитными взрывателями «Вепрь» «чует» и нейтрализует в радиусе шести-семи метров. Выдерживает трал порядка десяти подрывов мин — в основном страдают катки, которые относительно легко меняются. В результате БМР прокладывает безопасные проходы в минном поле со скоростью до 40 километров в час, расчищая дорогу танковой или автомобильной колонне. «Вепрь» не остановится и перед водной преградой — он преодолевает водоемы глубиной до восьми метров.
«Машина выполнена на шасси основного боевого танка, поэтому обеспечивает уровень защиты и вооруженности, достаточный для действия на переднем крае совместно с другой тяжелой бронетехникой. В том числе проделывает проходы перед линией заграждения под огнем противника прямой наводкой. Другие машины разминирования — например, на колесном шасси — такого себе позволить не могут», — отметил Мураховский.
На «передке»
Машина разминирования всегда идет впереди основной колонны войск и, соответственно, первой попадает под огонь противника — снаружи «Вепрь» накрыт комплексом динамической защиты «Контакт». Есть у «Вепря» и чем огрызнуться. В распоряжении саперов — зенитный дистанционно управляемый 12,7-миллиметровый пулемет с боекомплектом пятьсот патронов и многоразовый гранатомет для борьбы с бронетехникой. Кроме того, «Вепрь» опасен и для авиации — на борту установлен зенитный ракетный комплекс «Игла».
Еще одна особенность БМР — в том, что его можно превратить в автономный роботизированный комплекс. В обычной обстановке машиной управляет экипаж из двух человек. Но после монтажа дополнительного оборудования «Вепрь» становится беспилотником и команды ему подаются оператором с переносного пульта на расстояние до трех километров. Кроме того, «Вепрь» можно запрограммировать и отправить тралить минные поля по заданному маршруту.
22 октября 2018, 08:00
Смертельный букет. Для чего расчехляют сверхмощные «Пионы» и «Тюльпаны»Однако, по мнению Виктора Мураховского, в войсках «Вепрь» будет пока использоваться исключительно в экипажном варианте. «Сегодняшний уровень развития техники не позволяет сделать полностью безэкипажную боевую машину, которая работала бы на поле боя, — отметил эксперт. — Например, беспилотный «Уран-6″ (хоть и совершенно другого класса и не предназначен для работы на переднем крае) — проблемы с его эксплуатацией хорошо известны: в условиях плотной городской застройки случались сбои в управлении, когда не обеспечивалось стабильное прохождение радиоволн. В боевой обстановке такое недопустимо, поэтому пока БРМ будет использоваться только с экипажем».
Возможно, по этой же причине конструкторы не стали экономить на комфорте экипажа и постарались создать довольно удобные условия пребывания на борту. Рубка оборудована кондиционером и фильтровентиляционной установкой для очистки воздуха. В боевом отделении есть биотуалет и даже устройство для разогрева сухпайка. Такие удобства позволяют экипажу находиться в машине, не покидая ее, до нескольких суток.
Змей Горыныч, установка разминирования Советского производства, боевая машина, характеристики (ТТХ)
Мины появились еще на заре пороховой эры человечества. Первоначально предназначенные для разрушения укрепленных конструкций, впоследствии они стали одним из главных элементов обороны в войнах последней сотни лет.
Минные поля, ловушки, дистанционные заряды – все это является практически непреодолимым препятствием для наступающих войск. Однако даже эту проблему нашим конструкторам удалось решить, создав новейший вид вооружения – установки разминирования. Наиболее успешной моделью такой техники является советская установка УР-77.
История возникновения
В течение первых двух мировых войн основным средством разминирования были специально обученные люди – саперы.
Несмотря на наибольшую распространенность, такой подход имеет ряд фатальных недостатков:
- Обучение и подготовка бойца этой специальности процесс небыстрый и сложный, так как эта профессия имеет огромное количество тонкостей.
- Подавляющее большинство боевых заданий этих бойцов происходит на территории врага, что в несколько раз увеличивает вероятность их уничтожения или захвата в плен.
- Конструкционные особенности некоторых моделей мин не позволяют миноискателям себя обнаруживать (корпуса из дерева или пластика, на которые миноискатель не отреагирует).
- Разминирование вручную требует времени и большого труда, что может сковывать руки при необходимости быстрого наступления.
Но во время Первой Мировой Войны британский инженер-сапер разработал простое и в то же время эффективное решение. Оно получило незамысловатое название «Бангалорская Торпеда» – заполненная взрывчаткой длинная труба, которая будучи углубленной в почву на заминированном участке позволяет разом подрывать (и соответственно разминировать) несколько мин.
За счет взрыва в почве создается безопасный проход в опасном участке.
Такой достаточно быстрый способ разминирования использовался и во время ВМВ в различных вариациях. Однако напрашивается очевидный недостаток. Наращивать длину такой конструкции можно было сколь угодно, но, тем не менее, собрать в боевых условиях и доставить на минное поле стометровую трубу было проблематично. Решение конструкторами было принято элегантное – сделать подобный заряд самоходным.
Неудачный опыт с УР-3Р показал, что подобная техника должна быть самоходной, и в 1967-м в Советские Войска поступила УР-67 (Установка Разминирования 67-го года). Машина была построена на основе БТР-50ПК с установленной ПУ для устройства УЗ-67, представлявшего собой 83-х метровый шланг, заполненный тротилом. Он выстреливался на дистанцию в 200-350 метров и подрывается, открывая путь для наступающих войск. Из-за зрелища самого запуска заряда установка удостоилась клички «Змей Горыныч».
В 1978 году на смену УР-67 (к тому моменту устаревшую и имевшую недостаточную дальность) поступила машина разминирования УР-77 «Метеорит». Установка, в отличии от предшественника, выполнена на базе 2С1 «Гвоздика». «Метеорит» или по-другому «Змей Горыныч» (так стало принято называть все УР) имел ряд преимуществ, из-за которых он полностью заменил УР-67 в войсках, к настоящему моменту снятый с вооружения.
Конструкция
Общий вид УР представляет собой цельный плавающий сварной корпус с двумя размещенными сверху него пусковыми установками и необходимым для запуска оборудованием. Экипаж составляет два человека – механик-водитель и командир-оператор.
Машина выполнена на основе САУ 2С1 «Гвоздика», соответственно оснащена полностью идентичным корпусом.
Силовая установка – ЯМЗ-238Н, являющийся восьмицилиндровым V-образным 300-тсильным дизелем, расход горючего – 140 литров на 100 км. Ходовая часть – подвеска на торсионах. Движение на воде машина осуществляет за счет вращения гусениц. Габариты боевой машины УР-77:
Длина, мм | 7860 |
Ширина, мм | 2850 |
Высота, мм | 2545 |
База, мм | 3700 |
Клиренс, мм | 400 |
Единственное средство разминирования, которым обладает установка – реактивные заряды УР-77 «Метеорит» разных марок – УЗ-67, УЗП-77 и ЗРШ.
Эти боеприпасы представляют собой реактивный двигатель, за которым тянется длинный шланг, наполненный взрывчатым веществом (тротил, ПВВ-7 или ТГАФ-25). Длина шланга варьируется в зависимости от используемой модели. В установке размещается два таких боеприпаса, а перезарядка выполняется за 30-40 минут.
Способ разминирования
Проделывание прохода с помощью установки УР-77 происходит следующим образом: экипаж выводит машину на позицию перед заграждением, затем поднимает пусковую установку на нужный угол (угол возвышения зависит от дистанции, на которую требуется доставить заряд) и производит пуск.
Заряд покидает ПУ установки разминирования с помощью маршевого реактивного двигателя и тянет за собой тормозной трос, являющийся электрическим кабелем.
После прохождения необходимой дистанции трос заканчивается, по нему же подается сигнал на подрыв. Подрыв заряда происходит с «головы» к «хвосту». Взрывом же создается прямоугольный (90х6 м.) проход в минном заграждении.
Тактико-технические характеристики и аналоги
Действительно конкурентоспособными машинами обладает всего две страны в мире.
Единственной сравнимой по характеристикам моделью такой техники считается американская УР М58 «MICLIC», однако существенным недостатком относительно российского образца является то, что установка размещена на буксируемом прицепе и не способна передвигаться самостоятельно.
УР-77 | М58 | |
Длина прохода, м | 80-100 | 100 |
Масса ВВ. кг | 41-725 | 794 |
Ширина прохода, м | 6 | 6-14 |
Как мы видим по сравнительной таблице, УР-77 уступает западному конкуренту только по ширине прохода. Однако этот параметр зависит исключительно от типа заряда, усовершенствование которого лишь дело времени для конструкторов.
Боевое применение
Установка разминирования УР-77 имеет богатую (для такого класса техники) историю боевого применения в трех военных конфликтах минувших десятилетий. Первым эпизодом участия «Змея Горыныча» в горячей точке была вторая чеченская война. Установка использовалась российской армией во время действий на территорию Чечни.
Вторым эпизодом стал вооруженный конфликт на территории Донбасса во время наступления на аэропорт. В последнее время установка УР-77 активно используется российскими войсками в Сирии. Как мы знаем, множество сирийских городов оказались заминированы боевиками, и даже в нынешний момент вокруг них обезврежена только часть минных полей.
Оригинальное прозвище
Прозвища героев народных былин крайне редко встречаются даже в наших, щедрых на клички и прозвища, войсках.
По мнению военных, связанных с этой установкой разминирования, имя кажется оправданным, а получено оно было задолго до появления ее самой.
Во время первых опытов с самоходными системами разминирования на вооружение советской армии поступила машина УЗ-3Р, представлявшая собой ту же «Бангалорскую торпеду», только нами построенную и оснащенную 45-ю реактивными двигателями. Однако из-за ошибок в электронике двигатели запускались с минимальной, но достаточной для курьеза разницей.
Такие сбои вызывали занятное зрелище – заряд метало в воздухе, а из сопел движителей вырывалось пламя. Такой полет показался схожим с огнедышащим летающим злодеем из русского фольклора – «Змеем Горынычем», что и дало такое прозвище всем последующим установкам разминирования, которые были построены на главной идее этого устройства.
Видео
RCP. Комплекс разминирования армии ФРГ
Мины – оружие очень простое по устройству и в то же время весьма эффективное.Эффективность мин позволяет им оставаться одной из наиболее важных оборонительных систем вооружения. И весьма противоречивой в силу опасности как для военных, так и для гражданских лиц.
Поэтому борьба с минами остается одной из важнейших задач инженерного обеспечения боевых действий войск. Для этой цели используют различные средства, в том числе и различные комплексы разминирования.
Одним из таких комплексов является немецкий комплекс RCP.
Комплекс разминирования RCP (в переводе – пакет очистки маршрутов) был разработан компанией «Рейнметалл» и начал поступать на вооружение инженерно-саперных подразделений бундесвера в октябре 2011 г.
При этом необходимо сказать, что изначально Бундесвер хотел закупить американскую систему очистки маршрутов для обезвреживания взрывчатых веществ, но позже решили разработать свою собственную. Вследствие этого Федеральное агентство оборонных технологий и закупок Германии заключило контракт с Rheinmetall на поставку в Бундесвер инновационных технологий защиты сил, которые обеспечат немецким войскам, развернутым в Афганистане, еще большую безопасность. Общий объем двух контрактов, которые были заключены в ответ на неотложные оперативные требования Бундесвера, составляет около 24 млн. евро.
Комплекс RCP во время испытаний
Комплекс разминирования RCP предназначен для расчистки колонных путей от мин, фугасов и самодельных взрывных устройств (СВУ) при сопровождении войсковых колонн. Несколько таких комплексов имеется на вооружении германского контингента международных сил содействия безопасности в Афганистане. Также RCP используется и при проводке военно-транспортных колонн в условиях возможного противодействия засадам. В этих целях федеральное ведомство разработки и закупки вооружения и военной техники закупило у «Рейнметалла» еще семь комплексов разминирования, которые называются «KAI» (с немецкого – разминирование и идентификация боеприпасов).
Каждый комплекс RCP состоит из четырех мобильных платформ: дистанционно управляемой машины (ДУМ) обнаружения взрывных устройств RCDV на базе ББМ «Визель-1», машины управления CCV на базе бронетранспортера «Фукс», дистанционно управляемой машины разминирования «Мини-Миневольф» и многоцелевого автомобиля фирмы «Ман».
Комплекс работает следующим образом. В ходе проведения операции по разминированию при помощи оборудования RCDV отмечаются места, где обнаружены мины, СВУ или неидентифицированные объекты, представляющие потенциальную опасность. Затем машина разминирования «Мини-Миневольф», оснащенная почвенной фрезой и ножевым минным тралом, обеспечивает расчистку отмеченных мест от мин всех типов, включая противопехотные и противотанковые. Управление машинами осуществляет оператор из машины управления CCV, оборудованной двумя системами, одна из которых предназначена для контроля работы RCDV и «Мини-Миневольф», а другая — для обработки данных с сенсоров RCDV.
Машина управления CCV создана на базе БТР «Фукс» и предназначена для осуществления контроля и управления машинами обнаружения взрывных устройств RCDV и разминирования «Мини-Миневольф» при проведении работ по очистке местности от мин, фугасов и СВУ.
БТР «Фукс-1А8» с комплектом специального оборудования для предотвращения поражения экипажа при взрывах был создан за год по срочному заказу Бундесвера с учетом опыта эксплуатации подобных машин в составе вооруженных сил США в Ираке и Бундесвера в Афганистане.
По сравнению со старыми машинами новое поколение в варианте 1А8 содержит ряд усовершенствований, включая увеличенную полезную нагрузку, более надежную подвеску, усовершенствованные тормоза и больший полезный внутренний объем, который обеспечивается за счет приподнятого профиля крыши.
В конструкцию «Фукс-1А8» были внесены следующие изменения: усилены днище, боковые проекции, шасси с бронированием особо важных узлов, а также усилены конструкции дверей и люков. Новые эргономичные сидения установлены таким образом, чтобы снизить действие поражающих факторов при подрыве мины под днищем и арками колес.
Для повышения проходимости по пересеченной местности машина оснащена централизованной системой подкачки шин, которая позволяет водителю регулировать в них давление в зависимости от условий местности и состояния дорог.
Основные тактико-технические характеристики машины «Фукс-1А8»: максимальная скорость движения по шоссе 105 км/ч; мощность двигателя 320 л. с; запас хода по топливу 800 км; боевая масса 17,3 т; длина 6,83 м, ширина 2,98 м, высота 2,3 м; колесная формула 6×6.
В комплект машины управления CCV входят, как было сказано выше, системы контроля и управление RCDV и машиной разминирования «Мини-Миневольфа», а также обработки данных, поступающих от сенсоров RCDV.
Дистанционно управляемая машина поиска взрывных устройств RCDV оснащена двумя системами поиска мин: с металлоискателем и почвенным радиолокатором. Использование этих систем позволяет с высокой точностью определять место и глубину залегания мины или взрывного устройства. RCDV разработана на базе ББМ «Визель-1». С машины было снято вооружение, а верхняя часть корпуса модифицирована и оборудована новым двухрежимным сенсором, подповерхностным радаром (ППР) в сочетании с металлодетектором (МД) для обнаружения мин и СВУ.
При работе «Визель-1» едет на максимальной скорости 6 км/ч с развернутыми ППР/МД в вертикальном положении охватывающими полосу ширину 2,4 м, которая может быть расширена до 4 м при установке дополнительной антенны. Данная система поиска мин расположена в кормовой части машины RCDV, в результате чего в ходе поиска мин и взрывоопасных предметов она двигается задним ходом. За ненадобностью или во время транспортировки ППР/МД убираются на крышу.
Управление машиной осуществляется механиком-водителем или оператором дистанционно, при помощи пульта из корпуса CCV.
Максимальная скорость движения RCDV по шоссе 85 км/ч; мощность двигателя 90 л. с; запас хода по топливу 200 км; боевая масса 2,75 т; длина (без систем поиска мин) 3,6 м, ширина 1,82 м, высота 1,85 м.
Дистанционно управляемая машина разминирования «Мини-Миневольф» предназначена для расчистки местности от обнаруженных мин различного типа. Эта ДУМ оборудована ножевым минным тралом и фрезой, способной прорезать грунт на глубину до 25 см. В зависимости от требований миссии, 10-тонный автомобиль также может быть оснащен различными инструментами, включая манипулятор, поворотный культиватор или бульдозерный отвал. Интегрированная видеосистема позволяет операторам, находящимся в экипаже, постоянно получать информацию о ситуации на месте.
Многоцелевой грузовой автомобиль повышенной проходимости «МАН мульти ФСА» предназначен для транспортировки машины «Мини-Миневольф» к месту проведения работ и обратно к месту постоянной дислокации (технического обслуживания). Грузоподъемность автомобиля 16 т (колесная формула 8х8), на нем установлен шестицилиндровый дизель мощностью 440 л. с.
В конце 2012 г. Rheinmetall по заказу Бундесвера разработал новый манипулятор для обезвреживания бомб и успешно интегрировал его в бронированный автомобиль EOD (explosive ordnance disposal – обезвреживание боеприпасов) компании Fox. Машина с новым манипулятором получила обозначение «KAI» (в переводе – разминирование и идентификация боеприпасов).
KAI предназначен для использования при сопровождении военно-транспортных колонн в качестве автономной системы обнаружения EOD, для разведки мест, в которые не может попасть система контроля маршрута. Наиболее характерная особенность KAI — это высокопрецизионный манипулятор с несколькими сочленениями, с радиусом действия более 10 метров (по разным данным, до 14 м) и грузоподъемностью 400 кг. Это позволяет персоналу исследовать и идентифицировать неразорвавшиеся боеприпасы и мины-ловушки с безопасного расстояния.
Рука манипулятора может быть оснащена двумя различными инструментами. Первый — это двойной датчик, 80-см вариант датчика RCSys (т.е. подповерхностный радиолокатор). Это позволяет осматривать подозрительные места и помогает оператору определить, было ли там заложено СВУ, в том числе и в труднодоступных местах, таких, как дренажные трубы, или за стенами, для проверки наличия взрывных устройств. Кроме того, специальная спасательная платформа может быть прикреплена к руке манипулятора для эвакуации персонала из опасной зоны.
В конце 2012 г. Бундесвер заказал семь таких автомобилей. Они были поставлены в период с октября 2015 г. до конца 2016 г. Стоимость заказа составила около 37 миллионов евро.
Таким образом, командование ВС ФРГ продолжает реализацию программы принятия на вооружение новых образцов ВВТ. Комплекс разминирования RCP, прошедший всесторонние испытания в боевых условиях, поступает на вооружение подразделений и активно используется германскими военными специалистами на территории Афганистана в целях обеспечения безопасности личного состава и техники при движении войсковых колонн. Однако точное количество поставленных в войска комплексов неизвестно, как и остается неизвестным результативность их применения в Афганистане.
Источники:
1. German Route Clearance Package (GRCP) – https://www.flickr.com/photos/bundeswehrfoto/22981564771.
2. Сайт http://www.panzerbaer.de/helper/bw_grcp_minewolf-a.htm.
3. Rheinmetall «Route Clearance System» (RCSys) — высокотехнологичная система систем, https://www.rheinmetall-defence.com/en/rheinmetall_defence.
4. Забежное военное обозрение. №4. 2012 г.
5. Многогранные системы для современных боевых инженеров. Wehrtechnischer Report, выпуск 2/2015.
Машина дистанционного разминирования «Листва»
В следующем году подразделения ракетных войск стратегического назначения начнут получать новую технику. Для обеспечения безопасности подвижных грунтовых ракетных комплексов будет использоваться новая машина дистанционного разминирования (МДР) «Листва». В начале августа новейшая разработка отечественной оборонной промышленности прошла испытания на полигоне под Красноармейском. В настоящее время ведется доводка конструкции и подготовка к серийному строительству машин.Перспективная МДР «Листва» (индекс ГРАУ 15М107) предназначена для поиска и обезвреживания взрывных устройств, заложенных на пути следования машин ракетных комплексов «Тополь», «Тополь-М» и «Ярс». При патрулировании самоходные пусковые установки, машины связи и обеспечения рискуют подвергнуться атаке диверсантов, в том числе и с применением мин различных типов. Во избежание подобных инцидентов в состав ракетных подразделений планируется включить специальную машину, которая будет обследовать дорогу и искать заложенные взрывные устройства. Кроме того, она должна уметь обезвреживать их или уничтожать. Для выполнения такой работы, связанной с безопасностью машин подвижных ракетных комплексов, был создан новый проект «Листва».
Большая часть информации о МДР «Листва» пока остается засекреченной, но некоторые отрывочные данные уже попали в открытый доступ. Как видно из имеющихся фото- и видеоматериалов, основой для машины разминирования «Листва» стал трехосный бронеавтомобиль «Изделие 69501» завода КАМАЗ, представляющий собой развитие проекта «Выстрел». Из этого факта можно сделать примерные выводы о ходовых характеристиках МДР. При переоборудовании в машину 15М107 «Листва» броневик получает комплекс специального радиоэлектронного оборудования. Часть его, в том числе системы управления, устанавливаются внутри бронированного корпуса. На крыше и в передней части монтируются характерные агрегаты, используемые для поиска и обезвреживания мин.
Пожалуй, самый заметный элемент внешнего вида машины «Листва» – антенна на ее крыше. Параболическая антенна, похожая на применяемые с радиолокационными станциями, вероятно, используется для поиска мин. Как утверждается, возможности системы обнаружения позволяют находить мины на расстоянии до 100 метров в секторе шириной 30°. При таких характеристиках МДР «Листва» достаточно быстро может обследовать нужные участки маршрута патрулирования ракетных комплексов.
В передней части машины имеется подвижная рама, установленная на телескопических штангах и оснащенная некими приборами. В походном положении штанги укорачиваются и приборный блок располагается рядом с передней частью капота броневика. В боевом положении рама выдвигается вперед, а ее приборное оснащение опускается к земле. По-видимому, именно передняя рама несет на себе излучатели, предназначенные для обезвреживания найденных мин.
Необходимо отметить, что в условиях отсутствия официальной информации остается только строить догадки о предназначении тех или иных агрегатов, смонтированных на броневике. Вполне может оказаться, что в качестве миноискателя используются агрегаты, установленные на передней раме, а антенна на крыше служит электромагнитной «пушкой». Более того, нельзя исключать и такой вариант архитектуры радиоэлектронных систем комплекса, при котором оба агрегата могут использоваться и для обнаружения, и для обезвреживания взрывных устройств.
На крыше и задней части броневика также размещены некие агрегаты, назначение которых остается неизвестным. Вероятно, на внешней поверхности бронированного корпуса установлены ящики для перевозки различных грузов, антенны различных систем и т.п. Кроме того, возможно наличие дополнительного генератора, установленного на крыше. Подобный агрегат нужен машине ввиду использования большого количества различной электроники и излучателей.
Как следует из имеющихся данных, боевая работа машин 15М107 будет выглядеть следующим образом. На определенном расстоянии перед машинами ракетного комплекса по маршруту движется техника с системами дистанционного разминирования. При помощи системы обнаружения она обследует дорогу и ищет мины. Обнаружив боеприпас, МДР останавливается и экипаж из пяти человек, используя имеющиеся сведения, принимает решение о способе обезвреживания боеприпаса. Ликвидацией мины могут заняться двое саперов, входящие в состав экипажа из пяти человек (водитель, командир, оператор и два сапера). Кроме того, можно использовать имеющиеся технические средства. В последнем случае машина приближается к мине на достаточное расстояние и включает СВЧ-излучатель. Если мина оснащена какими-либо электронными элементами, то мощное излучение буквально сжигает их, что приводит боеприпас в негодность.
Учитывая особенности диверсионной деятельности последних лет, авторы проекта «Листва» предусмотрели защиту от дистанционно управляемых взрывных устройств. Поскольку подобные мины нередко изготовляются с использованием гражданских средств связи (сотовые телефоны, пейджеры и т.п.), машина дистанционного разминирования способна подавать радиосигналы, имитирующие сигналы телефонов и другой гражданской электроники. Благодаря этому подрыв боеприпаса должен произойти уже в тот момент, когда мина попадает в зону действия излучателей машины разминирования. Техника ракетного комплекса, для которой предназначался заложенный заряд, в это время находится на большом расстоянии от места взрыва и не может пострадать. Заявленный радиус действия радиоэлектронных систем машины равняется 70 метрам. Это значит, что она сможет находить и обезвреживать взрывные устройства не только на дороге или обочине, но и на довольно большом удалении от самой трассы.
Однако наибольший интерес в комплексе «Листва» представляет именно система дистанционного разминирования при помощи микроволнового излучения. Ранее в нашей стране такие системы не применялись, что позволяет считать новый проект настоящим прорывом в области инженерных средств. При этом, к сожалению, даже имеющаяся информация позволяет говорить, что проект «Листва» не является универсальным средством защиты ракетных комплексов от диверсий с использованием взрывных устройств. Нетрудно заметить, что микроволновый передатчик большой мощности может выводить из строя лишь те мины, которые оснащены взрывателями с дистанционным управлением или какими-либо другими электронными системами.
В случае с минами нажимного действия примененная система может быть бесполезна. Однако наличие миноискателя позволит вовремя обнаружить взрывное устройство и принять соответствующие меры. Вероятно, именно для обезвреживания подобных боеприпасов в экипаже МДР «Листва» присутствуют саперы. Таким образом, термин «дистанционное разминирование», примененный в названии нового класса техники, оказывается справедливым лишь для некоторой части случаев, которые могут произойти с машиной «Листва» в ходе боевой работы.
Когда именно машинам дистанционного разминирования 15М107 «Листва» удастся использовать свои возможности на практике, сказать трудно. Учитывая их предназначение, хотелось бы, чтобы все случаи обнаружения мин происходили исключительно на учениях. Что касается сроков начала поставки новых машин в части РВСН, то они уже определены. Первые серийные броневики со специальным радиоэлектронным оснащением поступят в войска в следующем году. В дальнейшем поставки будут идти с темпом в несколько машин в год. Точные сведения о закупках МДР «Листва», вероятнее всего, будут опубликованы позже.
По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://arms-expo.ru/
http://redstar.ru/
БМР-3 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 августа 2016; проверки требуют 11 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 августа 2016; проверки требуют 11 правок. Для этого термина существует аббревиатура «БМР», которая имеет и другие значения: см. БМР. Слово «Корт» имеет и другие значения.БМР-3 | |||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Классификация | Бронированная машина разминирования | ||||||||||||||||||||||||||||||
Боевая масса, т | 40,3 (47,8 с оборудованием) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Экипаж, чел. | 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Производитель | Уралвагонзавод | ||||||||||||||||||||||||||||||
Длина корпуса, мм | 6987 с грязевыми щитками 7690 с грязевыми щитками 10725 с минным тралом | ||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина, мм | 3680 3950 с минным тралом | ||||||||||||||||||||||||||||||
Высота, мм | 2512 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Клиренс, мм | 385 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Прицелы | К10-Т | ||||||||||||||||||||||||||||||
Пулемёты | 1 х 12,7-мм НСВТ | ||||||||||||||||||||||||||||||
Тип двигателя |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Мощность двигателя, л. с. | 780 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Скорость по шоссе, км/ч | 60 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Запас хода по шоссе, км | 650 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Запас хода по пересечённой местности, км | 420..600 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,69 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый подъём, град. | 30 20 с минным тралом | ||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый ров, м | 2,6..2,8 2,5 с минным тралом | ||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый брод, м | 1,2 (5 с ОПВТ) |
БМР-3 «Корт-Б» — российская бронированная машина разминирования. Разработана 103-им бронетанковым ремонтным заводом на базе ОБТ Т-72А.
Основное предназначение БМР-3 — разведка, преодоление и разминирование как противотанковых, так и противопехотных минных полей. Кроме того служит для перемещения личного состава сапёрных подразделений[1].
Вооружение[править | править код]
В качестве основного вооружения на БМР-3 используется 12,7-мм зенитный танковый пулемёт НСВТ[1].
Дополнительно в комплект поставки входят 5 автоматов Калашникова и 1 сигнальный пистолет[1].
Двигатель и трансмиссия[править | править код]
БМР-3 имеет многотопливный двигатель В-46-6, мощность которого составляет 780 л.с. На машине установлены как внутренние топливные баки (общей ёмкостью 595 литров), так и внешние (общей ёмкостью 1045 литров). Двигатель способен работать на следующих видах топлива[1]:
- Летнее дизельное топливо ДЛ-0,2;
- Зимнее дизельное топливо ДЗ-0,2;
- Авиационное топливо ТС-1;
- Авиационное топливо Т-1;
- Авиационное топливо Т-2;
- Бензин марки А-72.
Ходовая часть[править | править код]
В качестве базы используется шасси ОБТ Т-72А[1].
Специальное оборудование[править | править код]
При осуществлении разминирования БМР-3 может использовать специальное тралящее оборудование. В качестве трала на БМР-3 используется колейный минный трал КМТ-7. Масса КМТ-7 составляет 7,5 т[1].
КМТ-7 состоит из цепного устройства, устанавливаемого спереди машины и двух рам с катковыми секциями, на которых имеются резаки с внешней стороны рам. Также имеется приставки для траления противотанковых мин с неконтактным взрывателем, трал противоднищевых мин, а также передатчик помех ПР 377 ИВ[2].
Кроме минного трала на БМР-3 установлен кран-стрела разборного типа с ручным приводом. Вылет стрелы составляет от 1,2 до 3 метров, максимальная высота подъёма равна 4,2 метрам, а сектор обслуживания по горизонту составляет 230°. В качестве троса используется стальной канат диаметром 11,5 мм[1].
- Ильин А. Гусеничные инженерные машины (рус.) // Военный парад : журнал. — 2001. — Май-июнь (т. 51, № 03). — С. 32-33. — ISSN 1029-4678.
Бронированные машины, бронетехника и машины на их базе Российской Федерации | |||||
---|---|---|---|---|---|
| |||||
| |||||
* — производились только на экспорт; курсивом выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы. |