«Медвежий коготь» Хаккапелийтты
13.03.2006 г. В далеком 1936 году финским акционерным обществом Suomen Gummitehdas на базе фабрики по производству резины в городе Нокиа была выпущена первая шина зимнего семейства Hakkapeliitta, в последующие годы ставшая особо популярной далеко за пределами Финляндии. А спустя 70 лет, в канун юбилея, в древнем финском семействе наметилось сразу двойное пополнение — две новые шины Nokian Hakkapeliitta 5 и Hakkapeliitta Sport Utility 5. Знакомство журналистов со своими новинками компания Nokian Tyres организовала на Дмитровском автополигоне.Лучшее вместо лучшего
Предшественница пятой Хаккапелийтты «четверка» – хорошая шина. Во всяком случае, она стабильно занимала верхние строчки в десятках специализированных тестов, а потребитель, уверенный в надежности и безопасности финских шин, голосовал рублем на протяжении трех лет ее существования, выкладывая в магазине несколько большую сумму, чем за аналогичные шины не менее именитого производителя.
И, казалось бы, чего еще надо? И что можно придумать такого, чтобы сделать товар с лучшими характеристиками, чем тот, который признан лучшим? Словом, перед финскими шинниками стояла сложная задача. Но специалистам компании, 80% производства которой сосредоточено на выпуске зимних шин, удалось найти новые технические решения, дающие в итоге те самые метры тормозного пути, разгона, лучшей устойчивости и т.д. Для этого пришлось задействовать даже такие методы, как съемка высокоскоростной видеокамерой, установленной подо льдом, картинки взаимодействия протектора, шипа с дорогой в пятне контакта. Однако остановимся подробнее на инновациях Hakkapeliitta 5.
Главное — в когте
Как водится в преемственных семействах, Hakkapeliitta 5 взяла у предшественницы все самое лучшее. В частности, это касается типа рисунка протектора как лучшего варианта поведения шины на шуге, при мокром снеге и подтаявшей дороге. Здесь также соблюдена конфигурация заостренной плечевой зоны, что характерно для северных условий, чтобы обеспечить хорошее боковое сцепление.
Новое в протекторе — центральное ребро, более жесткое по сравнению с предыдущей конструкцией, и сдвоенные шашечки.
Но самое главное — это решение, которое финны окрестили «медвежий коготь». Связано это непосредственно с конструкцией шашечки протектора, в которой вставлен шип. «Медвежий коготь» – это выступ на каждой такой шашечке.
Задача выступа – создать в резиновой смеси напряжение, сделать ее более твердой и удержать шип в заданном положении, препятствуя его наклону.
Эволюция квадратного шипа
Претерпел изменения и дебютировавший в составе Hakkapeliitta 4 квадратный шип, который получил приставку «плюс» и стал квадратным полностью, имея квадратную твердосплавную вставку, квадратный фланец и основание. Этим достигаются два положительных момента: более широкое основание улучшает сцепление на льду, а сам шип лучше удерживается в резиновой смеси.
Помимо этого, квадратный шип с «плюсом» — экологический образец шипа. При проведении сравнительных исследований Nokian Hakkapeliitta 5 с шинами основных конкурентов в независимом государственном научно-исследовательском институте Финляндии (VTT) пришли к выводу, что шины основных конкурентов изнашивают дорожное полотно на 30 процентов больше, чем финская новинка. Дорожники должны быть довольны…
Производители утверждают, что с появлением Hakkapeliitta 5 придет конец шипованию шин на стороне. Чтобы обеспечить строгое направление шипа диагональю по ходу вращения колеса и заданную высоту выступа шипа, 100% шин будут шиповаться исключительно на заводе-изготовителе.
Quattrotread
Очередное инновационное решение, которое заложено в Hakkapeliitta 5, — это структура протектора, которая позаимствована у высокоскоростных шин Nokian Tyres (Z) и состоит из четырех разных слоев. Протектор получил название quattrotread.
Nokian Tyres стала первым производителем в мире, которая вывела на рынок зимнюю шипованную шину, где разные резиновые смеси использованы в центральном ребре, плечевой зоне и в шашечках протектора, предназначенных для установки шипов. Все эти смеси – это зимняя силика совершенно нового поколения. Сочетая различные по свойствам смеси, становится проще оптимизировать показатели шины по управляемости и безопасности.
Еще одна тонкость, заложенная в строение протектора и повышающая сцепные свойства шины. В плечевой зоне новинки сформированы так называемые антиюзовые участки — канавки, своими острыми углами препятствующие скольжению в поворотах и при резких маневрах.
Больше индикаторов
В новинке заложен и ряд эксплуатационных улучшений, упрощающих общение с шиной на протяжении ее срока службы. Помимо уже известных запатентованных цифр на центральном ребре, указывающих на остаточную высоту протектора, указателей рекомендованного давления и положения шины на автомобиле, у Hakkapeliitta 5 появились два новых индикатора.
Первый — это нанесенная вокруг каждого шипа сеточка, сигнализирующая о степени обкатки. Как известно, любая новая шина, а тем более шипованная, требует порядка 500 км бережной эксплуатации, необходимой для усадки шипов. Соответственно правильно обкатанная шина будет обладать заложенными характеристиками. У пятой Хаккапелийтты все наглядно: исчезла сеточка — водитель знает, что обкатка закончена.
Второй — это индикатор безопасности шин в зимних условиях – снежинка в канавках протектора, расположенная на высоте в 4 мм. Здесь тоже все просто: исчезла снежинка — шина перестает быть безопасной зимней шиной. У нее уже не те показатели по сплашплэнингу, по аквапланированию…
Для внедорожников
Все, о чем мы рассказывали выше, характерно и для второй новой шины семейства Nokian Hakkapeliitta Sport Utility 5. По сути, они практически близнецы, однако так как последняя предназначена для машин более тяжелых и мощных, то имеет свои особенности. Внешне их можно различить по сдвоенному центральному ребру у Sport Utility 5, а если вдаться в подробности, то можно отметить и другие отличия.
Шип у Sport Utility 5 тоже четырехгранный «плюс», но корпус шипа сделан из стали против сплава алюминия у шины для легкового автомобиля, что обусловлено более высокими нагрузками. А так как автомобили класса SUV имеют высокорасположенный центр тяжести, то важно, чтобы шина сбалансированно воспринимала колебания кузова. Для этого в плечевой зоне сформированы ребра жесткости, улучшающие стабильность поведения автомобиля.
Немаловажны для дорогого автомобиля и вопросы дизайна шины. Так, можно заметить, что канавки Sport Utility 5 отполированы, а в месте посадки на диск имеются агрессивные ребра. Но красота эта не показная. Гладкие канавки способствуют лучшему очищению протектора от снега, а ребра защищают дорогие колесные диски от повреждений.
От теории к практике
Конечно же, знакомство с новыми шинами не могло произойти чисто теоретически. Всесторонний тест-драйв проходил на бесчисленных дорожках Дмитровского автополигона. Видимо, подчеркивая принадлежность новых шин к премиум-сегменту, организаторы и автомобили предоставили соответствующие: Volkswagen Tuareg, BMW X5, новые Volkswagen Passat, BMW 3…
А оценить шины предлагалось на пяти спецучастках, таких как переставка на льду и укатанном снегу, троганье в горку под значительным уклоном, скоростной слалом со сменой дорожного покрытия, преодоление глубокого снега и прохождение извилистой трассы.
Конечно, в отсутствие объекта для сравнения трудно сделать однозначные выводы о сильных-слабых сторонах шины, однако кое-что сказать можно. Например, смена полосы движения, когда с одной стороны оказывается лед, с другой – рыхлый снег, происходит без каких-либо рысканий автомобиля и увода в сторону. А отключив электронных помощников вроде системы стабилизации курсовой устойчивости, можно говорить о хороших сцепных свойствах шины в боковом направлении. Причем автомобиль довольно долго держится на кривой траектории, а в занос уходит плавно. Так же плавно, но быстро сцепление с дорогой восстанавливается, то есть водитель полностью контролирует ситуацию. В общем, субъективно новые шины оставили очень хорошее впечатление.
Размер найдется для всех
Обе новинки появятся на российском рынке осенью этого года – к следующему зимнему сезону. Причем сегодня в шинных магазинах можно встретить сразу два поколения финских шин: в бюджетной ценовой нише Nokian Hakkapeliitta 2 и в сегменте «премиум» Nokian Hakkapeliitta 4. С появлением «пятерки» «двойка» уйдет в прошлое. Ее место займет Хаккапелийтта с индексом 4, уступив лидерство продвинутой новинке.
Остается добавить, что покупателям предложат самый огромный в мире размерный ряд, состоящий из 38 типоразмеров Hakkapeliitta 5 (от 13 до 19 дюймов) и 29 Hakkapeliitta Sport Utility 5 (15-22 дюйма).
О родстве шины Hakkapeliitta и панцирных конников
«Хаккапелийтта» называли финских конников или панцирных гусар, служивших в шведской армии во время Тридцатилетней войны. Слово берёт начало от боевого призыва на финском языке «Hakkaa p_lle!», что значит «Нападай!» «Hakkapeliitta» были воинами крестьянского происхождения, на службу тогда вербовали младших сыновей из семей крестьян или служащих. Ратники «Hakkapeliitta» были конными, скакали они на лошадях финской породы.
Со временем словом «Hakkapeliitta» стали называть всех участников 30-летней войны. Из оружия у них было два мушкета и меч. Кроме того, они имели защитные доспехи из кожи и шлем, а на груди стальные латы.
Андрей Топтун, Газета «7 Верст»
Копирование и публикация новости разрешается при ссылке на источник: https://www.shina.ru/infa_2006_03_13.shtml
Инновационные технологии в зимних шинах Nokian Tyres. Внедрение новейших достижений в производство зимних шин. От Tyres.net.ua
Инновационные технологии в зимних шинах Nokian
Сбрасыватель грязи Slush Blower
Наклонная, расположенная уступами передняя кромка блока усиливает сцепление с мокрым и обледенелым дорожным полотном.
Сбрасыватель грязи Slush Blower сдувает воду и грязь с канавок шины.
Полированные канавки Nokian WR D3
Стильные функциональные возможности: слякоть и вода легко и эффективно удаляются из гладких и полированных основных канавок, а боковые канавки открыты в стороны.
Технология Cool Touch в протекторе шины Nokian WR D3
Нарезка канавок не нарушает край блока, что обеспечивает отличное сцепление с дорогой и позволяет обрамлённому блоку поддерживать его жёсткость.
Эта технология Cool Touch также минимизирует трение и тепловыделение, вызванные избыточным движением канавки. Шина идёт легко и поддерживает инерционное, энергосберегающие движения с низким сопротивлением качению.
Инновация 3D Lock Sipe, размещённая на шинах Nokian WR A3
3D Lock Sipe закрывает блоки внешней плечевой зоны при контакте с дорогой, что делает структуру более прочной.
Блоки не движутся при движении, вместо этого они поддерживают друг друга. Это предотвращает избыточное движение канавки, что снижает тепловыделение шины и улучшает её ходовые качества.
Нано-структура шин Nokian WR A3
Спортивные шины Nokian WR A3 имеют укрепляющий нано-слой в нижней и верхней части конструкции.
Тонкая молекулярная структура, созданная с помощью нано-технологий, улучшает качества рулевого управления шинами и контролирует движение на поворотах, при смене полос и манёврах.
Представляя самые современные технологии, нано-структура шин также уменьшает вредное излучение тепла и, следовательно, снижает их сопротивление качению.
Дизайн Silent Groove шин Nokian WR D3 и Nokian WR A3
Находящиеся в боковых частях продольных канавок полукруглые углубления, напоминающие по форме профиль мяча для гольфа, охлаждают шину и сокращают сопротивление воздуха.
Технология улучшает износостойкость и снижает расход топлива. Углубления регулируют воздушные потоки, препятствуя возникновению неприятного воющего звука. Дизайн совершенствует также звуковой комфорт во время вождения.
Индикатор износа и зимний индикатор износа Nokian WR A3 и Nokian WR D3
Комфорт и безопасность в эксплуатации шин Nokian WR D3 или WR A3 улучшают также индикатор износа (Driving Safety Indicator, DSI) и зимний индикатор износа (Winter Safety Indicator, WSI).
Система DSI показывает остаточную глубину канавки протектора в миллиметрах (в виде цифр).
По мере эксплуатации шины цифры стираются в убывающем порядке.
Зимний индикатор, имеющий вид снежинок в основании шашек, извещает о безопасности вождения зимой.
После того как снежинки сотрутся, шины Nokian WR D3 и Nokian WR A3 не считаются безопасными для эксплуатации в зимних условиях и их рекомендуется заменить.
Для безопасного вождения зимой глубина канавки протектора должна составлять 4-5 миллиметров.
Инфо-участок шин Nokian WR D3 или WR A3
На инфо-участке можно делать отметки о рекомендуемом давлении в шинах, а также указывать их месторасположение на автомобиле.
Silent Sidewall Technology в шинах Nokian WR A3 и WR D3
Технология скрытия в боковой стенке (Silent Sidewall Technology) улучшает комфортность вождения.
Оба типа шин Nokian WR имеют различные области в боковой стенке, которые фильтруют шум и вибрацию, идущие от поверхности дороги через протекторы шин и направляют его к борту для уменьшения шума внутри транспортного средства.
”Медвежий коготь”
В шине Nokian Hakkapeliitta 7 сохранена технология «медвежьего когтя», знакомая нам по модели-предшественнице Nokian Hakkapeliitta 5, которая была признана очень эффективной.
Во время торможения резиновый коготь, или выступ на шашке протектора, удерживает шип в вертикальном положении, препятствуя наклону. Таким образом улучшается сцепление.
Индикатор износа и зимний индикатор износа Hakkapeliitta 7
В протекторе Nokian Hakkapeliitta 7, как и во всех шинах Nokian Tyres, стоит запатентованный индикатор износа (Driving Safety Indicator, DSI), расположенный рядом с индикатором зимнего износа в виде снежинки.
Цифры в центральной части протектора показывают остаточную глубину главных канавок протектора в миллиметрах. Цифры стираются по мере износа шины.
Воздушные амортизаторы
Для уменьшения шума было разработано новшество – перед шипом в шашке протектора сделаны отверстия в форме капли, которые служат воздушными амортизаторами.
При касании шины с дорогой они смягчают удар шипа и вибрацию. Примерно та же идея ударопоглощения используется в качественных кроссовках в области пятки.
Скошенные плечевые зоны протектора
В шине Nokian Hakkapeliitta 7 улучшены свойства сопротивления слашплэнингу (скольжению по слякоти и снежной каше). Этого удалось добиться, скосив с обеих сторон плечевые зоны покрышки.
Благодаря этому, шина эффективно разрезает полотно шуги, снежная каша лучше вытесняется из пятна контакта шины с дорогой.
Технология ударопоглощения Air Claw Technology
Многогранный якорный шип в комплексе с воздушными амортизаторами получили название Air Claw Technology – или технология вакуумного сцепления.
Инновация отражается на повышенной комфортабельности и безопасности для водителей.
Якорный шип
Шип, использованный в Nokian Hakkapeliitta 7, − это якорный шип нового поколения. Нижний фланец имеет теперь более широкое основание, то есть площадь основания шипа превышает площадь его корпуса.
Широкое основание, а также большее число нитей стального брекера, проходящие под шипом внутри конструкции шины, дают дополнительную опору шипу при боковых сопротивлениях и удерживают его от наклонов.
Система Eco Stud нового поколения в Nokian Hakkapeliitta 7
Nokian Eco Stud System – технология ошиповки нового поколения. Она эффективно работает с многогранным якорным шипом.
Главная идея инновации Eco Stud System – смягчающая подушка, которая пружинит и смягчает удар шипа о дорогу.
Комбинация природного каучука и силики в протекторе Hakkapeliitta 7
Резиновая смесь протектора включает природный каучук, силику и рапсовое масло. Соединительный компонент криосилан улучшает эффективность функционирования резиновой смеси в переменчивых зимних условиях. Такая комбинация даёт превосходное сцепление зимой, уверенное сцепление на мокрой дороге и износостойкость. Рапсовое масло делает резину прочной на разрыв, усиливает сцепление на льду и снегу. Благодаря большому количеству силики в составе смеси сопротивление качению Hakkapeliitta 7 очень низкое, поэтому сокращаются расход топлива и вредные выбросы в атмосферу.
Инфо-участок
На инфо-участке можно делать отметки о рекомендуемом давлении в шинах, а также указывать их месторасположение на автомобиле.
Очищенные масла
При изготовлении шин использованы только очищенные масла, и совсем нет ядовитых или канцерогенных химических веществ. Являясь пионером по вопросам уважения к окружающей среде в своей отрасли, компания Nokian Tyres первая среди производителей автомобильных шин в мире перешла на использование в своём производстве очищенных, низко-ароматических масел. Шины обладают прекрасными сцепными свойствами на мокрой дороге и другими характеристиками безопасности.
Оригинальный дизайн протектора
Дизайн протектора Nokian Hakkapeliitta R, состоящий в плечевой зоне из трёхсегментных и удлинённых двухсегментных блоков, улучшают стабильность и управляемость шины на разных поверхностях, будь то снег, лёд или шуга.
Такая геометрия блоков протектора сказывается и на равномерном износе протектора.
Насосная ламель
Запатентованное новшество ”насосные ламели” делает более эффективным сцепление на мокрой дороге и на льду.
В шашках плечевой зоны шины Nokian Hakkapeliitta R встроены карманчатые ламели, которые удаляют, выкачивают воду из пятна контакта шины с дорогой и, таким образом, обеспечивают сцепление с поверхностью.
Зимний индикатор степени износа
Расположенные в центральной части протектора индикаторы-снежинки сообщают, что шина Nokian Hakkapeliitta R безопасна для использования зимой.
Исчезновение снежинки свидетельствует о том, что шина более не является безопасной и пора приобретать новые шины.
Усилители торможения
У Nokian Hakkapeliitta R новая форма ребра шашки протектора в форме ламели, которая усиливает эффективность торможения при скользких погодных условиях.
Возбудители ламелей
Расположенные по краю шашек протектора шины Nokian Hakkapeliitta R возбудители работы ламелей усиливают их свойства при скользких погодных условиях.
Индикатор степени износа Hakkapeliitta R
Индикатор степени износа протектора на центральном ребре шины показывает остаточную глубину канавки.
По ряду цифр на протекторе шины Nokian Hakkapeliitta R можно определить остаточную глубину канавки в миллиметрах. Цифры исчезают одна за другой по мере износа протектора.
Защитное ребро диска
Прочное защитное ребро предохраняет диск от повреждений. Характеристика не распространяется на все размеры.
Свойство самонесущей шины Run Flat/Flat Run
Вы сможете проехать порядка 50 км, если машина полностью загружена. Если в машине находится только водитель, то движение на спущенной шине может продолжаться до 150 километров.
Nokian Tyres рекомендует 80 км/час в качестве максимальной скорости на дороге. Если на дороге очень скользко, то скорость должна быть не более 50 км/ч.
По соображениям безопасности, покрышки Run Flat могут устанавливаться только на автомобилях с системой управления стабильности вождения (ESP) и датчиком давления воздуха, встроенным в IT систему или другую систему автомобиля и предупреждающим об изменении давления воздуха в шинах.
Уплотнительное кольцо
Уплотнительное кольцо препятствует попаданию грязи между диском и бортом шины и предотвращает их от повреждений. Характеристика имеется у шин 14” и у более крупных размеров.
Двойное уплотнительное кольцо для автомобилей класса SUV
Двойное уплотнительное кольцо (Double Mud Stopper) увеличивает срок эксплуатации шины и диска. Уплотнительное кольцо препятствует попаданию грязи, слякоти и мелких камней между шиной и диском.
Бесшовное строение бортового кольца
Бесшовное строение бортового кольца (Single Wire Bead) обеспечивает прочность шины даже при интенсивной эксплуатации. Сопротивление качению уменьшается, обеспечивая лёгкое вращение колеса.
Композиция рапсового масла и силики
Композиция рапсового масла и силики в резиновой смеси протектора улучшает сцепление шины на мокрой дороге, а также сокращает сопротивление качению без ущерба для хороших зимних свойств покрышки.
Рапсовое масло совершенствует свойства зимнего сцепления и прочность протектора на разрыв.
Индикатор степени износа Hakkapeliitta 5
Индикатор степени износа протектора на центральном ребре шины показывает остаточную глубину канавки.
По ряду цифр на протекторе шины можно определить остаточную глубину канавки в миллиметрах. Цифры исчезают одна за другой по мере износа протектора.
Медвежий коготь Hakkapeliitta 5
Инновация ”медвежий коготь” позволяет улучшить сцепление шипа при касании с дорогой, потому что шип эффективнее удерживается в перпендикулярном положении по отношению к дорожному полотну.
На передней грани шашки протектора по краю ламели сделан более острый ногтеобразный край, который отлично удерживает шип.
Четырёхгранный шип
Новая концепция четырёхгранного шипа, основание которого тоже четырёхгранное. Улучшает износостойкость шипа и сцепление Nokian Hakkapeliitta 5.
Новая ориентированная ошиповка (Eco Stud System 4) осуществляется в заводских условиях. Острый конец сердечника четырёхгранного шипа из твёрдосплавного металла всегда находится по направлению движения, что обеспечивает отличное сцепление на льду.
Индикатор обкатки шипов
Шипы окружают индикаторы обкатки, которые исчезают, когда этап обкатки новых шин Hakkapeliitta 5 закончится.
Первые 500 километров стоит ездить в спокойном режиме, воздерживаясь от сильных ускорений, внезапных торможений и слишком резких манёвров.
Ребро жёсткости
Ребро жёсткости между шашками протектора на шипованных шинах для внедорожников и джипов (автомобилей типа SUV).
Стабилизирует поведение шины и улучшает сцепление шипов на обледенелом основании.
Многослойный протектор
Протектор содержит четыре различных резиновых смеси. Такое его строение совершенствует деятельность различных участков шины.
Многослойность протектора оптимизирует ходовые и сцепные свойства шины, а также улучшает эффективность работы шипов (Nokian Hakkapeliitta 5).
Канавки в плечевой зоне Nokian Hakkapeliitta 5
Боковое сцепление на поворотах увеличивают препятствующие скольжению канавки в плечевой зоне.
Их острые углы плотно сцепляются с дорогой при резких манёврах управления и следующих за ними колебаниях.
Двойное защитное ребро диска Hakkapeliitta 5 SUV
В больших типоразмерах шин класса SUV такое ребро эффективнее защищает диск от повреждений, к примеру, при парковке автомобиля.
Технология ошиповки Eco Stud System
Новейшая, передовая технология ошиповки Eco Stud System улучшает безопасность езды в различных дорожных условиях. Изготовленное во время вулканизации шины отверстие под шип и находящаяся под шипом смягчающая подушечка удерживают шип в шине лучше, чем прежде.
1. Замочно-образное отверстие под шип позволяет устанавливать шип на правильную глубину.
2. Твёрдый резиновый слой вокруг нижнего фланца шипа надёжно удерживает шип в протекторе на протяжении всего срока службы шины.
3. Находящаяся под шипом мягкая резиновая подушечка способствует уменьшению износа дороги и снижает шум от применения шипа.
Клин для отвода шуги Nokian WR G2
Внутренняя плечевая зона асимметричного рисунка протектора сильно сужается и имеет клиновидную форму.
Данная инновация помогает более эффективно отводить тяжелые снежные массы и воду из пятна контакта шины с дорогой. Клин обеспечивает отличное сцепление на шуге.
Ламели Wipe Sipe
Инновация Wipe Sipe обеспечивает отвод воды из-под колеса при торможении. Благодаря прямой ламели шашка протектора шины Nokian WR G2 более эластична, и её край отводит воду из пятна контакта шины с дорожным полотном, работая как автомобильные щетки стеклоочистителя.
Одновременно поверхность шашки протектора, соприкасающаяся с дорогой получает надёжное сцепление с дорожным покрытием.
Блокирующая ламель 3 D
Блокирующая ламель 3 D центрального ребра шины WR G2 эффективно удерживает шину в продольном и поперечном направлениях при любых ситуациях и значительно улучшает стабильность управления и сцепные свойства на мокрой поверхности.
Рисунок протектора WR G2
Различный рисунок протектора в наружной и внутренней частях плечевой зоны. Улучшает чувствительность (послушность) шины, как на сухой, так и мокрой дорожной поверхности.
Индикатор степени износа WR G2
Индикатор степени износа протектора на центральном ребре шины показывает остаточную глубину канавки. По ряду цифр на протекторе шины можно определить остаточную глубину канавки в миллиметрах. Цифры исчезают одна за другой по мере износа протектора.
Стабилизатор «Power on/off»
Стабилизатор шины Nokian WR G2 «Power on/off» повышает стабильность управления автомобилем в любых ситуациях, особенно при сильном разгоне.
Стабилизатор служит для того, чтобы обеспечивающий хорошее сцепление рисунок протектора не подвергался излишней деформации. Стабильность управления остаётся превосходной и на сухой поверхности.
Эффективность сцепления
Ширину беговой дорожки Nokian Hakkapeliitta 4 увеличили на 10% по сравнению с Hakkapeliitta 2.
Широкий протектор даёт возможность разнести шипы, благодаря чему улучшается эффективность сцепления.
Сокращён тормозной путь
В модели Nokian Hakkapeliitta 4 увеличена площадь работы шипов , благодаря чему улучшается эффективность сцепления и в сочетании с 14 рядами шипов, сокращается тормозной путь.
Максимальное сцепление на снегу и льду
Дизайн протектора Nokian Hakkapeliitta 4 тоже подвергнут изменениям. Благодаря примерно 2000 ламелей достигается максимальное сцепление на снегу и льду.
Изгибающиеся наружу ламели имеют зигзагообразную форму. Они прочно «вгрызаются» в поверхность дорожного покрытия.
Ориентированная ошиповка (Eco Stud System 4) Hakkapeliitta 4
Ориентированная ошиповка (Eco Stud System 4) осуществляется в заводских условиях. Острый конец сердечника четырёхгранного шипа из твёрдосплавного металла всегда находится по направлению движения, что обеспечивает отличное сцепление на льду.
Четырёхгранный шип Hakkapeliitta 4
Форма шипа улучшает безопасность вождения в зимнее время. Твёрдая вставка шипа в шине Nokian Hakkapeliitta 4 и его нижний фланец имеют четырёхгранную форму.
Шип устанавливается в шине острым углом твёрдосплавного стержня по направлению движения, в результате чего заметно улучшается сцепление шины на льду во всех направлениях.
Усилители торможения Nokian Hakkapeliitta RSi
Новая форма ребра шашки протектора в форме ламели, которая усиливает эффективность торможения при скользких погодных условиях.
Клиновидное ламелирование Hakkapeliitta RSi
Новая инновация, клинообразное ламелирование, с помощью которой достигаются стабильное поведение фрикционной шины и её хорошие свойства сцепления зимой.
Зубчатые клинообразные ламели образуют плотную сеть, увеличивающую площадь сцепления шины.
Индикатор степени износа Hakkapeliitta RSi
Индикатор степени износа протектора на центральном ребре шины показывает остаточную глубину канавки.
По ряду цифр на протекторе шины можно определить остаточную глубину канавки в миллиметрах. Цифры исчезают одна за другой по мере износа протектора.
Ламелирование Haka в шине Nokian W, W+, WR и WR SUV
Благодаря ламелированию HAKA новые сотообразные грани, образующиеся на протекторе по мере его износа, увеличивают сцепление шины на снежной и ледяной поверхности.
Насыщенное ламелирование НАКА не мешает шашке протектора оставаться твёрдой, обеспечивая при этом отличные характеристики езды и устойчивость управления.
Инфокнопка Nokian WR
При понижении температуры воздуха с +12 º до +2 ºC цвет инфо-кнопки на боковине шины изменяется с зелёного на чёрный.
Кроме того, стрелка инфо-кнопки позволяет сделать отметку о месторасположении шин на автомобиле, что служит напоминанием при их установке на автомобиль после сезонного хранения.
High Dispersion Silica
Резиновая смесь протектора High Dispersion Silica в шине Nokian WR улучшает его работу, как при мокрой погоде, так и в зимних условиях.
Индикатор степени износа Nokian WR
Индикатор степени износа протектора на центральном ребре шины показывает остаточную глубину канавки. По ряду цифр на протекторе шины можно определить остаточную глубину канавки в миллиметрах. Цифры исчезают одна за другой по мере износа протектора.
Инфо-участок Nokian WR
На инфо-участке можно делать отметки о рекомендуемом давлении в шинах, а также указывать их месторасположение на автомобиле.
Шип с увеличенным корпусом шины Nokian Hakkapeliitta 2
Благодаря увеличенному корпусу шипа и его упругому креплению шип лучше удерживается в шине, а исходящий от его применения звук смягчается.
”C”-ламель WR C Cargo
Чередующийся рисунок ”C”-ламели улучшает устойчивость шины без снижения характеристик сцепления.
Конструкция стального брекера BETRU в шинах WR C Cargo и WR C Van
Применяемая для шин лёгких грузовиков и микроавтобусов конструкция стального брекера BETRU улучшает их прочность в требовательных условиях эксплуатации
Инфо-участок шин Nokian WR C Cargo и WR C Van
На инфо-участке можно делать отметки о рекомендуемом давлении в шинах, а также указывать их месторасположение на автомобиле.
Принцип Sharp round шины Nokian WR C Van
Разнообразные закругления плечевых зон асимметричного протектора (Sharp round) оптимизируют ходовые свойства шины на различных поверхностях.
Блокирующая ламель шины Nokian WR C Van
Стрелообразный дизайн блокирующей ламели придаёт жёсткость центральному ребру шины, что улучшает её устойчивость при движении.
Рисунок протектора WR C Van
Различный рисунок протектора в наружной и внутренней частях плечевой зоны. Улучшает чувствительность (послушность) шины, как на сухой, так и мокрой дорожной поверхности.
Шипы захватывают дорогу / Nokian Tyres
Рисунок протектора первых шин Hakkapeliitta был предназначен для снежной погоды. По мере увеличения количества автомобилей и улучшения обслуживания дорог условия зимнего вождения также изменились: движение стало интенсивным, и очищаемые от снега дороги покрывались льдом. В конце 1960-х годов разработан блокировщик скольжения между шиной и дорожным покрытием с целью улучшения сцепления протектора зимней шины.
Существовало множество различных идей. Было внесено несколько предложений относительно того, как сделать сцепление шин лучше; среди них были облицовка резиной с металлическими полосами и составы протектора с содержанием керамических частиц. Было предложено несколько различных типов металлических блокировщиков скольжения, например, клепаные шины и шины с различными пружинами и шипами.
Изобретатель шипа Райхёнен и Kometa-Hakkapeliitta
Изобретателем современного шинного шипа может считаться контролер Веикко Райхёнен из мастерской резиновых изделий в г. Аркела. Он уже разрабатывал шипы, улучшавшие сцепление шин в 1940-х годах. Райхёнен запатентовал свое изобретение в 1959 году.
Продукцией прорыва для потребительского рынка стал шип Kometa компании Kovametalli Oy, мощь и долговечность которого опирались на жесткий металлический наконечник. В сотрудничестве с Suomen Gummitehdas была создана Kometa-Hakkapeliitta, зимняя шина, предназначенная для установки шипов. Это было хорошим решением для современных зимних дорог: шип цепляется за лед, в то время как сама шина взаимодействует с мягкими поверхностями.
Сначала шины и шипы продавались по отдельности. Для гарантирования правильности установки шипов, Suomen Gummitehdas начали производство шин Haka-Hakkapeliitta с готовыми отверстиями для шипов и оставили операцию установки шипов профессиональной дилерской организации.
Шина Hakkapeliitta с заводской установкой шипов
Водителям не всегда было понятно, как им следует оборудовать свои транспортные средства для зимнего вождения. Шинная компания пропагандировала правильную установку: профессионально шипованные шины на все колеса! Использование шипованных шин горячо обсуждалось в скандинавских странах, но результаты довольно быстро сказали сами за себя, и шипованные зимние шины стали основным оружием в борьбе против скользких дорожных условий. В Финляндии, например, в середине 1960-х годов четыре из пяти потребителей выбрали шипы.
В 1964 году была выпущена первая в мире специальная шина для шипования, просто названная Hakkapeliitta. Уже в следующем году стали доступны в продаже шины Hakkapeliitta всех размеров с отверстиями для шипов. К тому моменту, когда в середине 1970-х нормой стали радиальный зимние шины, самым популярным типом стали шины с заводским шипованием. Важнейшим преимуществом шипованных зимних шин стало то, что тормозной путь уменьшился, и что руление стало возможно даже на ледяных участках дорог.
На рынок приходят нешипованные зимние шины
Сначала законодательство разных стран различалось в плане использования средств блокировки скольжения в дорожном движении. В Финляндии, на родине зимней шины, в 1970-х годах были введены новые положения относительно контроля износа дорожного покрытия. Выступ шипа для легковых автомобилей был ограничен 1,5 мм, и было ограничено их количество и сила воздействия на покрытие. Период использования средств блокировки скольжения был установлен с середины октября до апреля.
Вследствие энергетического кризиса, в 1970-х годах основными вопросами, учитываемыми при разработках, были
экономичное вождение и влияние шипов на сопротивление качению шины. В 1980-х развитие технологии шипов было сконцентрировано на повышении комфортности управления и вождения: радиальные шины и даже более мощные автомобили тоже требовали легкости качения шипованных шин. Размер шипа был уменьшен, а его наконечник скруглен.
К 1990-м годам зимнее вождение задействовало множество участков автомагистралей, и дороги часто были необорудованными. Пришло время для нешипованной зимней шины. Эти шины не имели шипов, но у них остались высококачественный состав резины и рисунки протектора, которые позволяли удерживать машину на дороге.
Первая нешипованная шина Hakkapeliitta была выпущена в 1991 году. Нешипованный вариант серии Hakkapeliitta 1996 года, Hakkapeliitta NRW 1 Nokian, представил нешипованную шину нового поколения, в которой было одновременно улучшено влажное сцепление, сцепление со льдом и износостойкость.
Квадратный шип, Экошип и Медвежий коготь
Начиная с 1990-х традиционный круглый шип стал квадратным. Квадратный шип также снабжен круглым нижним поясом и твердым металлическим наконечником, улучшающим износостойкость и обеспечивающим превосходное сцепление на льду.
В 1995 году был выпущен анкерный Экошип Nokian. Легкий шип выдавливался из отверстия и должен был действовать как амортизатор, самоблокирующийся на месте. Подушка шипа смягчала удар и улучшала работу шипа. Помимо экологичности, новая технология шипа обеспечивала плотное сцепление шипа и низкий уровень шума во время качения. Последняя версия технологии адаптируемого и хорошо контролируемого шипа является концепция Экошип 8, представленная в 2013 году. В нее входят все улучшения дизайна шипа: многогранный анкерный шип, дизайн пояса, уменьшающий ударную нагрузку, и патентованная подушка фланца.
Разработка нешипованных зимних шин также должна была учитывать характеристики безопасности новых высокоэффективных моделей автомобилей, например, тормозов с АБС и систем контроля устойчивости, разработанных на основе этой технологии. Например, Hakkapeliitta RSi Nokian (2003 год) предложила новую скоростную категорию и имела в протекторе усилитель торможения, обеспечивающий более стабильное сцепление во время ускорения и торможения.
Шипованная шина Hakkapeliitta 5 Nokian в 2006 году представила «Медвежий коготь», поддерживающий шип. Эта инновация напоминает коготь на переднем крае блоков шипов, удерживающий шип во время торможения в оптимальном положении. Это обеспечивает немедленный эффект сцепления и стабильное управление.
Секрет сцепления
За секретом сцепления стоит удар шипом, но он также является фактором, усиливающим шум от качения и износ дорожного покрытия. Шипованная шина Hakkapeliitta 7, представленная в 2009 году, использовала технологию «Воздушный коготь», действующую наподобие кроссовок с воздушными подушками. В протекторном блоке перед шипом имеется воздушный карман, смягчающий удар по дорожному покрытию на этапах контакта и отделения. Тем самым уменьшается износ дорожного покрытия и самом шипа, а также поддерживается комфортный уровень шума.
Протектор современной шипованной шины работает неразрывно с технологией шипов. Ламели, улучшающие сцепление протектора, также помогают работе шипа. Индикатор безопасности вождения (ИБВ), запатентованный Nokian Tyres, обеспечивает водителя информацией относительно износа шины.
Состав резины шины безопасно адаптируется к различным погодным и температурным условиям. В последнем зимнем составе доля натурального каучука увеличена до 20 %. В 2014 году в состав резины нешипованной зимней шины добавлены сцепляющие частицы «Криокристалл» Nokian.
Гибридная шина будущего
Обновленным флагманом шиповой технологии является концепция Экошип 8 Nokian, обеспечившая в 2013 году для Hakkapeliitta 8 Nokian невиданное ранее зимнее сцепление. Изменения шипования в модели Hakkapeliitta 8 были настолько уникальными, что для этой модели шин потребовались новое, специально заказанное оборудование.
Новинкой стало оптимальное расположение шипов: вместо стандартной зоны бурта, шипы располагались равномерно по всей поверхности протектора. Идея заключалась в том, чтобы не располагать шипы друг за другом, что обеспечило наилучшее сцепление в любой ситуации. Более того, количество шипов снова увеличилось до того уровня, когда шипованная шина впервые увидела свет: Hakkapeliitta 8 Nokian имела до 190 шипов. Тем не менее, известная подушка Экошипа обеспечивает настолько чувствительный контакт с дорожным покрытием, что износ дороги стал намного ниже нормы, установленной законодательством. Шип новой шины Hakkapeliitta весит менее одного грамма. Новые шипы выступают всего на 0,8–0,9 мм.
В 2014 году мы получили представление о будущей шипованной шине, когда компания Nokian Tyres показала революционную гибридную шину, дающую водителю возможность активировать шипы нажатием кнопки. Пока что эта модель является лишь концепцией, но она показала, как свойства нешипованных и шипованных шин могут использоваться в зависимости от меняющихся погодных условий. В ней сочетаются лучшие инновации технологии нешипованных и шипованных шин и обеспечивается безопасное зимнее вождение при любых условиях. Чемпион по сцеплению между шиной и дорожным покрытием претерпел несколько этапов усовершенствования и готов к решению новых задач.
Мягкие лапы, острые когти: Полигон
Словом Hakkapeliitta называли финских кавалеристов, служивших шведскому королю Густаву II Адольфу во время Тридцатилетней войны. В основе этого слова лежит финский боевой клич Hakkaa Páálle. С подобным бравым возгласом мы выехали на ледяной полигон Ивало в финской Лапландии, чтобы оценить современный шинный хайтек
Испытательный полигон Nokian в Ивало, часть которого находится прямо на льду замерзшего озера Таммиярви, работает с ноября по май и позволяет детально изучить динамику и управляемость автомобиля на снегу и льду
Эволюция шипа Круглый предок шестигранный шип Hakkapeliitta последнего поколения стал результатом длительной эволюции. Слева направо: шипы зимних шин Nokian Hakkapeliitta второго, четвертого, пятого и седьмого поколения
При разгоне и движении с постоянной скоростью участок протектора с воздушными амортизаторами касается дороги перед шипом и принимает на себя первую нагрузку. С закрытыми воздушными камерами шашка протектора становится жесткой и надежно удерживает шип в вертикальном положении. Когда шип отрывается от дороги, камеры открываются и смягчившаяся шашка с легкостью рассеивает накопившуюся энергию сжатия
Медвежий коготь: при торможении основную энергию принимает на себя усиленная шашка протектора с выступом, расположенная перед шипом. Она распределяет энергию деформации так, чтобы шип всегда оставался в вертикальном положении для лучшего сцепления с дорогой
«Шипованная шина похожа на подушку безопасности», — так считает Тэппо Хуовилла, руководитель отдела разработки и усовершенствования продукции Nokian Tyres. Действительно, любителям «защищенной» городской езды на шипах приходится практически всю зиму терпеть низкочастотный гул на высокой скорости, слушать цоканье на торможении, осторожничать в поворотах на практически сухом асфальте или фирменной «похлебке от мэра», а иногда даже вешать на заднее стекло обидную букву «Ш», расписываясь в собственной неспособности замедляться в одном темпе с «нешипованными». И все это ради пары дней настоящих заморозков, когда дорога без предупреждения превращается в каток, и любители тишины и динамики выстраиваются в длинную очередь к страховым комиссарам.
Следуя аналогии Тэппо, можно сказать, что тесты зимних шин Nokian Hakkapeliitta 7, которые мы провели на полигоне в финской Лапландии (Ивало), представляли собой сплошной краш-тест. На абсолютно гладком льду, вполне пригодном для тренировок фигуристов, мы на самых разных автомобилях выполняли экстренные торможения и переставки, отводили душу в крутых поворотах, исследовали поведение автомобилей и резины с включенной и отключенной ESP. Однако к полигону нас привела вполне обычная асфальтовая, местами сухая дорога. И на ней я смог оценить, к примеру, что Volkswagen Golf — весьма тихий автомобиль для своего класса. А пятидверная Honda Civic отличается необычно острой управляемостью как на льду, так и на сухом асфальте. Все эти нюансы мне позволила ощутить шипованная шина Nokian Hakkapeliitta7. Чтобы сделать по‑настоящему комфортную и универсальную шипованную шину, инженерам Nokian пришлось применить ряд технических ухищрений. По сложности конструкции современная шина не уступает многим другим узлам автомобиля.
Без цоканья копыт
Шум, характерный для большинства шипованных шин, возникает при контакте шипов с твердым покрытием. Полая внутри шина — хороший резонатор, поэтому колебания шипа, передающиеся резине, очень хорошо слышны. Первый толчок шина получает, когда набегающий шип ударяется о дорожное полотно. Зацепившись за поверхность, шип стремится некоторое время сохранять свое положение (для этого, собственно, он и предназначен), колесо же вращается дальше. Резина шашки протектора, расположенная позади шипа, сжимается, накапливая энергию. Когда шип, наконец, соскакивает с дороги, резина разжимается и шина получает мощный «щелбан», а мы слышим то самое громкое «цоканье», которое на скорости превращается в низкочастотный гул. Кроме того, раскачка шипа и сопутствующая ей вибрация способствуют ослаблению крепления шипа в шине и в конечном счете ведут к потере шипа.
Под основанием каждого шипа Hakkapeliitta 7 находится амортизирующая подушка Eco Stud. Она демпфирует удары шипа о дорожное покрытие, снижая шум и вибрации. Кроме того, Eco Stud обеспечивает оптимальное давление шипа на дорогу. Нет смысла пытаться продавить шипом сухой асфальт — от таких попыток твердосплавная вставка шипа быстро сточится и придет в полную негодность. Если же поверхность, например лед, способна принять шип, давления Eco Stud будет как раз достаточно.
Участок протектора, который касается дороги непосредственно перед шипом, содержит воздушные амортизаторы — три полости в форме капли с отверстиями, выходящими наружу. Когда шашка протектора касается земли, отверстия закрываются и воздушная камера становится упругой, образуя надежную опору для шипа. Участок протектора с воздушными амортизаторами отрывается от земли раньше шипа.
Отверстия открываются, воздух получает возможность свободно выходить из камер, и протектор становится мягким. Соскакивая с дороги, шип ударяется в мягкую область, и энергия сжатой резины рассеивается воздушным амортизатором, вместо того чтобы передаться на резонирующие борта.
Когти наголо!
Но хватит наслаждаться тишиной, пора испытать возможности шины в экстремальных условиях. Утапливаем педаль в пол, и шестигранные шипы Nokian Hakkapeliitta 7 вгрызаются в лед, сообщая автомобилю уверенный разгон. Твердосплавная вставка шипа имеет форму ромба. Широкая сторона ромба обращена по ходу движения, чтобы обеспечить максимальную площадь сцепления шипов с дорожным покрытием во время разгона и торможения. Эффективную площадь взаимодействия шипов со льдом увеличивает и восьмирядная ошиповка шины. Линии ошиповки образуют на протекторе восемь продольных линий. Точное позиционирование шипов на шине позволяет расширить зону контакта, не увеличивая количество шипов, а значит, и массу колеса.
На разгоне и торможении направление и сила тяги, как правило, хорошо контролируются водителем, поэтому приоритетное значение имеет площадь взаимодействия шипов со льдом: чем она больше, тем больше тяги можно преобразовать в ускорение. В поворотах ситуация, как правило, поддается контролю куда хуже, поэтому приоритет отдается надежности сцепления с дорогой в целях скорейшего прекращения скольжения. При поперечном скольжении шипы обращены к дороге короткой стороной ромба. Ее малая площадь обеспечивает повышенное давление на поверхность и, соответственно, более надежное сцепление шипа со льдом. При этом благодаря шестигранной форме шипа все его грани, даже с «острой стороны», образуют друг с другом тупые углы, поэтому шестиугольный шип в меньшей степени подвержен стачиванию и износу, чем квадратный, как на Hakkapeliitta 5.
На торможении в дело вступает «медвежий коготь» — специальный усиленный выступ на шашке протектора, удерживающей шип. Его форма рассчитана таким образом, что, касаясь дорожного полотна перед шипом, он удерживает шип точно в вертикальном положении в условиях стремительно возрастающей нагрузки.
Наружная часть протектора Hakkapeliitta 7 выполнена из относительно мягкой резины, способной повторять профиль дороги для лучшего контакта. Якорь шипа удерживается в более твердой резине и имеет площадь бóльшую, чем площадь рабочей части шипа. Дополнительную опору создает увеличенное количество нитей стального корда, проходящих в районе якоря. Все эти меры призваны радикально снизить вероятность выпадения шипа из протектора. Стоит ли говорить, что ошиповка Hakkapeliitta 7 может производиться только в заводских условиях на предприятиях Nokian.
Резиновое зелье
И все же, если шипы исполняют роль «подушки безопасности», основную работу по удержанию автомобиля на дороге берут на себя резина и протектор. В резине шин Nokian вместо традиционного усиливающего компонента — технического углерода (его часто называют «сажей») — используется диоксид кремния (в автомобильной отрасли его называют «силикой»). Силика более экологична в производстве и обеспечивает меньшее сопротивление качению, а следовательно, лучшую динамику и экономию топлива. К недостаткам силики можно отнести меньшую эластичность (а значит, меньшую стойкость к истиранию). Специалистам Nokian удалось сделать резину износостойкой и прочной на разрыв, добавив в смесь рапсовое масло. В качестве вулканизирующего агента применили силан — соединение кремния с водородом. Силан позволил надежно соединить большие количества силики и натурального каучука. Получившаяся резиновая смесь получила название криосилан.
Зимней шине не обойтись без ламелей — участков протектора с частой мелкой насечкой. Образующиеся в результате тонкие пластинки резины мягко обволакивают рельеф скользких дорожных покрытий, значительно увеличивая эффективную площадь контакта. Однако на более твердых и цепких покрытиях ламели, как правило, проигрывают: тонкие пластинки смещаются относительно друг друга, и мягкий ламелированный участок протектора не справляется с возросшей нагрузкой. В шинах Hakkapeliitta 7 применена технология 3D-ламелирования. Мало того что зубчатая нарезка ламелей обеспечивает их сцепление между собой при боковых нагрузках. Поверхности, которыми пластинки соприкасаются между собой, имеют выпуклые и вогнутые участки, благодаря чему под нагрузкой они сцепляются и действуют как единое целое.
Для Hakkapeliitta 7 был разработан новый симметричный направленный рисунок протектора, который эффективно отводит влагу при движении по снегу или шуге (снежно-грязевой каше). Для сопротивления аквапланированию плечевые зоны протектора сделали скошенными. По сравнению с Hakkapeliitta предыдущего поколения в тех же самых типоразмерах протектор «семерки» окажется уже, а пятно контакта — более вытянутым по ходу движения. Можно говорить о том, что в новой модели сделан акцент на точности и остроте управления на скользких покрытиях. Центральные шашки протектора объединены в единое центральное ребро. Такой «тонкий слик» посередине колеса улучшает поведение шины на твердом и сухом покрытии: снижает сопротивление качению и шум, обостряет реакции на управляющие действия.
Арифметика прогресса
Специалисты Nokian претендуют на то, что Hakkapeliitta 7 выводит управляемость, комфорт и безопасность зимних шин на принципиально новый уровень. И они не нашли лучшего способа проиллюстрировать свою позицию, чем выпустить первую в мире шипованную покрышку для Porsche с индексом скорости H (210 км/ч). Porsche 911, принадлежащие фирменной школе повышения водительского мастерства, мы своими глазами видели на полигоне в Ивало. К сожалению, испытать эти спорткары на собственной шкуре нам не довелось, и главным генератором адреналина для журналистов из России стал Audi RS4 с пилотом-раллистом за рулем. Сами же мы изучали Hakkapeliitta 7 за баранкой чуть более скромных автомобилей, сродни тем, на которых нам и предстоит проездить всю зиму по суровым российским дорогам.
Ближе к вечеру Тэппо Хуовилла наконец услышал вопрос, которого ждал весь день: почему новая шина Hakkapeliitta получила индекс 7, тогда как предыдущая модель была «пятеркой»? Тэппо хитро улыбнулся в усы — ведь ради этого все и затевалось. Оказывается, для разработки нового поколения Hakkapeliitta специалисты Nokian сразу разделились на две команды. Первая занималась эволюционной доработкой Hakkapeliitta 5. Эта шина сразу получила индекс 6. Вторая группа взялась за разработку принципиально новой шины с нуля. Результаты первых же тестов показали, что революционный путь оказался радикально лучше эволюционного. На сравнительных испытаниях с Hakkapeliitta 5 «семерка» показала сокращение тормозного пути на 4% и уменьшение времени прохождения референсной трассы на 8%. Поэтому начиная с этого сезона во всем мире будет продаваться новая Hakkapeliitta с индексом 7.
Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№11, Ноябрь 2009).значение символа «медведь» и оберегов с ним
Коготь медведя — один из самых могущественных оберегов. В древности его использовали шаманы и охотники повсюду, где водился этот могучий зверь. Он означал силу, защиту слабых, мудрость. А также — отвагу и неистовство, свойственные хозяину тайги и европейского леса.
Отдельно следует заметить, что многие народы считали медведя своим символом. Он часто встречался на рыцарских щитах, гербах городов и целых королевств. Почему так вышло, и как можно использовать амулет с медвежьим когтем в наши дни, мы расскажем в этой статье.
Хозяин леса: что означает символ медведь
Во все времена люди верили в магические силы. Пожалуй, этнографии неизвестно ни одного народа, который был бы чужд мистицизму. Люди всегда просили помощи и заступничества у благих богов, духов и магов. А от злых — пытались защититься или заставить служить себе. Незаменимым подспорьем в этом деле были амулеты и обереги.
Славянский бог Велес принимал облик медведя и быка.
Среди древних мужчин, которые были охотниками и воинами, особой популярностью пользовались талисманы, изготовленные из шкур, клыков или когтей хищных животных. Во-первых, они были наглядными свидетельствами силы, смелости и удачи человека, который смог победить вепря, тигра или медведя. Во-вторых, в таких охотничьих трофеях хранится жизненная сила животного.
Оберег из медведя, будь то добытый с него трофей или просто изображение, вещь очень сильная. В сказках и легендах лесных народов медведь выступает не только грозным соперником охотника. Он — его защитник, покровитель и хранитель леса.
В сказках нечисть никогда не принимает облик медведя, потому что боится его едва ли не сильнее, чем креста. А вот боги — да. Велес, обитатель трех Миров, принимал разные обличия. Но среди любимых его обликов — бык, которого и сейчас изображают на символе Велеса, и грозный бурый хозяин леса.
Так что значение медведя как символа довольно однозначное — он силен и мудр, а его последователи получат те же качества. В наше время мы тоже можем, уподобившись предкам, использовать их верования для своей защиты и пользы.
Обереги с атрибутами медведя у славян и других народов
Культ медведя был, как уже говорилось выше, крайне широко распространен. Особенно уважали хозяина леса древние славяне, у которых он ассоциировался с Велесом, богом природы, магии и богатства. Также очень популярен он был у народов Сибири. Считалось, что медведь хранит в себе все качества, которые восхищали человека в дикой природе: неукротимую мощь, изобилие, глубинную мудрость.
Самыми сильными оберегами, связанными с медвежьим культом, считаются, конечно, когти и шкуры зверя. Однако древние почитали и просто изображения «лесного князя» на камне, металле или дереве.
Медведь — символ силы, мужества и доброты.
Помимо этих изображений, археологи находят множество талисманов с оттиском медвежьей лапы. Люди, которые сегодня пытаются исповедовать веру предков, называют такие обереги «Печатью Велеса».
Клыки или медвежий коготь вешали над входом в жилище, чтобы защитить дом от нечистой силы. Оберег с медвежьей лапой и с отдельным когтем, по большому счету, означает одно и то же, разница лишь в способе ношения. Настоящий коготь можно носить на шее или в кармане, он обладает энергетикой животного. В случае с лапой, это будет скорее символическое изображение, нанесенное на оберег.
Существует версия, что культ медведя и других хищников в том виде, в котором он зафиксирован источниками, занесли славянам кельты. Популярны медвежьи обереги были и у германцев, наравне с клыками волка. У европейских народов медведь символизировал то же самое, что и у наших предков. Его считали олицетворением силы и могущества, но одновременно доброты. Потому к нему охотно обращались и мужчины, и женщины.
Коготь медведя: значение оберега
Амулет с когтем медведя символизирует защиту, силу, изобилие и покровительство светлых сил. Также он обладает следующими свойствами:
- Оберегает от злого колдовства и происков нечистой силы;
- Способствует укреплению здоровья;
- Защищает от лжи и лицемерия;
- Помогает сохранить и приумножить скот;
- Привлекает удачу.
Впрочем, с медвежьими оберегами следует быть осторожным. У них очень сильная, дикая и необузданная энергетика, и слабому человеку такой талисман может принести вред.
Как коготь медведя защищает от зла
Функции оберега с медвежьим когтем связаны с тем, что медведь — священное животное Велеса. Этот могущественный бог у славян соответствовал скандинавскому Одину и греческому Гермесу. Велес был богом магов, торговцев и пастухов, но также он был связан с Навью, потусторонним миром. В Нави обитают духи, в том числе злые, оттуда черпают свою силу ведьмы и колдуны.
В отличие от множества потусторонних сил, Велес благосклонен к людям. Поэтому обереги из когтей и клыков его тотемного животного оберегают от темных влияний Нави, например, от одержимости, сглаза и порчи. Ведь кто может договориться с потусторонними силами и убедить их не вредить человеку лучше, чем тот, кто сам является их сородичем?
Носящий медвежий коготь получает защиту Велеса.
Защитник и амулет для мальчиков
Души детей, по славянским поверьям, прилетают из потустороннего мира, чтобы вселиться в тело младенца. Велес, бог Нави, ещё чувствует какое-то время привязанность к ним, поэтому он любит маленьких детей. Считается, что если повесить амулет с медвежьей лапой или коготь зверя над колыбелькой, то бог будет защищать новорожденного от болезней и невзгод.
Наши предки верили, что медведь никогда не причинит вреда ребенку.
Если мальчик рос в семье охотника или торговца, то Велес обращал на него особое внимание, ведь дети в те времена продолжали дело отцов. А купцам, как и людям, занимающимся охотой, он благоволил всегда. Таких детей медвежий коготь защищал до самого совершеннолетия. Вы также можете использовать его для защиты ваших малышей, чтобы они росли крепкими и здоровыми.
Оберег медведя как помощник в любовных делах
Удивительно, но медвежий коготь помогает и в любви. Считалось, что достаточно просто провести им по коже человека, чтобы вызвать в нем страсть. Впрочем, сработает это только в том случае, если сердце избранника не занято. Медитация на медвежий коготь может принести вам несколько романтических идей, которые разнообразят отношения. Людей в возрасте оберег спасет от импотенции.
Кому подойдет этот символ
В первую очередь, конечно, путешественникам, торговцам, военнослужащим и полицейским. Также Велес был богом поэзии и магии, потому другое значение когтя медведя — творческая активность и знания. Благодаря этому медвежьи талисманы подойдут писателям, поэтам и художникам, а также людям, остро нуждающимся в житейской мудрости. Например, психологам, учителям, следователям, судьям.
Также носят медвежьи когти и клыки в следующих случаях:
- Если вы потеряли жизненные ориентиры или не можете принять важное решение. В таком случае оберег поможет выбрать верную дорогу.
- Если нужно развить свою интуицию или магические способности.
- Когда человек чувствует, что ему остро не хватает того, что называют «внутренним стержнем» — уверенности в себе и в своих силах.
- Если в семье растет мальчик. Дикая, природная энергетика талисмана будет отлично гармонировать с такой же энергией детишек.
- Когда нужно проводить много времени в дороге.
- Людям, которые плохо спят, можно повесить над кроватью медвежью лапу или амулет ловец снов с медвежьим когтем.
- Страдающим от депрессий и страхов оберег помогает чувствовать себя спокойнее.
Где взять медвежий амулет
Разумеется, лучше всего добыть зверя самостоятельно и сделать из когтя медведя оберег. Если вы действительно на это решитесь, то помните, что животное нужно убить только холодным оружием, наши предки для этого использовали специальные копья-рогатины. Зверя необходимо разделать прямо на месте убийства, а коготь следует брать с правой передней лапы, читая заветные слова.
Символическая медвежья лапа станет хорошей альтернативой частям убитого животного.
Пожалуй, подавляющее большинство современных людей одолеть хозяина лесов, да ещё без ружья, не сможет. Потому допускается покупка медвежьих когтей. Такие обереги будут слабее, но все ещё действенными. Можно как приобрести готовое изделие, так и необработанный коготь, например, у охотников, а из него уже сделать оберег своими руками. Второй вариант предпочтительнее, ведь так вы вложите в будущий амулет свою энергетику.
Следует, однако, помнить, что времена изменились, и медведей в дикой природе осталось не так много. Поэтому, разумным будет все же заменить настоящий коготь символическим изображением. Для этого подойдет печать «медвежья лапа», значение которой будет тем же, что и у частей убитого животного, но при этом никто не пострадает.
Как активировать коготь медведя
Как правило, сделанные из клыков или когтей медведя обереги очищают с помощью соленой воды. Лучше всего подойдет вода из чистого природного родника. Можете также взять обычную воду и заморозить её на неделю, оставив в темном уголке, а затем растопить. При этом хранить её лучше в глиняной посуде. Добавьте в воду пригоршню соли, затем замочите в ней клык или коготь. Оставьте на сутки и затем выплесните воду как можно дальше от жилья.
Затем нужно активировать ваш амулет. Крепко сожмите его в кулаке, сосредоточьтесь на желаниях, которые хотите с его целью исполнить. Когда закончите, амулет можно надевать. Носите, не снимая, таким образом, чтобы он касался кожи.
Коготь медведя — значение оберега
Пытаясь защититься от негативного влияния извне, люди использовали огромное множество талисманов. Различные магические обереги помогали оградить себя и близких от действия магов, колдунов, от неприятностей, тяжелых заболеваний и просто от злых и завистливых людей. Часто их носили в качестве кулонов, могли класть в кошелек, под порог и другие потаенные места. Применение магических сил старались хранить в секрете. Оберег, представляющий собой коготь медведя, считался ценным и эффективным. Сейчас он не утратил популярности и по – прежнему доказывает мощные защитные свойства.
Характеристики оберегов — зооморфов
Оберег «Медвежий коготь»
Древние славяне часто использовали когти и куски шкуры животных, проявляя особое отношение к какому-либо зверю и делая из этого культ для своего народа. Большой популярностью атрибуты пользовались у охотников, веривших, что подобная вещь наделит их особой силой, ловкостью и поможет сохранить жизнь в сложной ситуации. В те времена способность охотится и прокормить семью была одной из самых важных для мужчины. Были востребованы картинки животных, которые наносились на металлические поверхности, стекло или камни.
Предки верили в волшебные способности изготовленных кулонов и наделяли амулеты такими свойствами:
- Привлекает в жизнь удачу, помогая быть успешным в делах;
- Защищает от негативных помыслов и предотвратит воздействие темных сил;
- Наделит владельца отвагой и мужеством, поможет выжить даже в труднейшем сражении.
Особенно эффективен амулет в борьбе с черной магией.
Медвежий коготь
Издревле коготь или клык хищника считался талисманом для мужчины. Он олицетворяет героизм, силу и отвагу, обладая огромной магической силой. Медведь – это сильное и выносливое животное, он отличается умом и хитростью. Зверь ассоциировался с плодовитостью и крепким здоровьем. Древние славяне полагали, что если с него снять шкуру, можно разглядеть обычного человека. Считалось, что умственные способности медведя имеют достаточное сходство с нашими. Он понимает нашу речь, но ответить на все сказанное не в состоянии. Любовь хищника к меду была еще одним подтверждением общности с людьми.
Оберег «Коготь медведя»
В отличие от других хищников, которые нередко ассоциировались с нечистой силой, медведь назывался особым животным. Под его обликом не могла скрываться нечисть. Если охотник встретил зверя в лесу, то это считалось хорошим знаком.
Оберег медвежий коготь или лапа медведя нередко передавался между поколениями и считался достаточно ценным, почетным. Было принято носить его как кулон.
У жителей севера символ использовался для защиты от зла, славяне защищались от сглаза, а индейцы считали, что он придает смелости в бою. На Кавказе коготь зверя или его лапу прикрепляли к дому, оберегая близких от негатива.
Талисман помогает получить мощную энергетику, которой обладал медведь. Владея собой в любой ситуации, можно ощутить магическое воздействие данного оберега.
Защита для мальчиков
В древности амулетам и талисманам уделялось особое внимание. Изготавливались они заранее, до рождения наследников и чаще всего он представлял собой куклу. Если в семье появлялся на свет мальчик, частью оберега обязательно должен быть медвежий коготь.
Иногда его применяли без специализированной обработки, но чаще для младенцев мужского пола шилась игрушечная лапа, внутри которой находился коготь. Она удобно подвешивалась над кроваткой и защищала малыша.
Считалось, что дети будут реже болеть и не подвергнутся плохому воздействию зла.
Магические знаки
Не только коготь хищника применялся в качестве магического атрибута. Голова, шкура зверя, а также лапа медведя наделены исключительными волшебными свойствами. Поместив голову или лапу медведя перед входной дверью в хлев, предотвратите нападение хищников на домашних животных. Это позволяло сохранить поголовье и обеспечить свою семью пропитанием.
В современном мире подобные символы не так распространены, но все же имеют огромную силу и доказанную веками эффективность.
Добыть атрибут медведя довольно проблематично. Если вы действительно заинтересовались этим амулетом, не следует думать, что приобрести его невозможно. Для тех, кто хотел бы обладать силой хозяина леса, есть способ изготовления амулетов с символикой медвежьей лапы.
Для защиты от порчи и других человеческих наговоров, более сильными считаются медвежьи обереги из зуба, когтей, шкуры медведя или медвежья лапа. Владелец будет находиться под очень мощной защитой природы. Невозможно повлиять на эти защитные силы и причинить зло.
Хозяин должен проявить уважение к когтю медведя, относиться к нему с бережливостью, только тогда есть возможность рассчитывать на помощь от этого амулета.
Как правильно изготавливается амулет
Самостоятельное оформление амулета не займет много времени и делается легко.
Амулет с изображением лапы медведя
Нужно найти (именно найти, а не взять у кого-то) светлого цвета камень, приготовить черного цвета ниточку и краску. Применив стойкую краску, на камне рисуют лапу или коготь медведя, далее камень закапывается в землю. Семь дней подряд он должен накапливать земную энергию для дальнейшей ее передачи владельцу. Затем его нужно выкопать, продеть черную нить в сделанное до этого отверстие и носить на поясе, запястье или шее.
Как носить символ и какое он имеет значение
Четких рекомендация по ношению символа нет, но большинство опытных астрологов дают совет носить коготь на шее в виде кулона. Так его владелец сможет сполна испытать мистическое воздействие когтя. Символ не позволит войти в вашу жизнь негативу, не допустит возникновения опасных для своего хозяина ситуаций, сохранит его здоровье на долгие годы, а также не впустит в жизнь людей, от которых исходит злоба и ненависть.
В древности в трофей превращалась лишь часть животного, добытого самостоятельно при помощи холодного оружия.
Значение амулета из когтя:
- Помогал владельцу справиться с возникшими в жизни трудностями, уберегал от беды, делал жизнь счастливее. Его использовали в ритуалах, предотвращающих серьезные стихийные явления, такие как ураганы, землетрясения, грозы и т. д. Тувинцы грозили непогоде когтем медведя и таким образом успокаивали стихию.
- Сильную помощь он оказывал больным людям, возвращая им силы и потерянное здоровье.
- Чтобы младенец скорее засыпал, нужно было прикоснуться к его лбу когтем медведя;
- Поможет наладить сон, избавит от бессонницы и устранит кошмарные сновидения.
- Защитит от неблагоприятного воздействия посторонних людей, избавит от порчи и сглаза. Оберег подвешивали над дверью, таким образом защищая жилище от недобросовестных людей, имеющих плохие намерения. Чтобы изгнать злых духов, тувинцы обходили свое жилище по кругу с талисманом в руке. Это по поверью приносило семье здоровье и счастье.
- Особо любим медвежий амулет охотниками и рыбаками, так как помогает вернуться домой с хорошей добычей.
Талисман использовался и с недобрыми пожеланиями, чаще всего это был срыв свадьбы или другой важной церемонии. Для этого опытный маг должен был провести им по пути следования процессии.
Для того, чтобы добиться расположения своего избранника, необходимо провести когтем медведя по его руке.
Оберег из клыка медведя также отличается большим количеством функций, он активно использовался не только в древние времена, но и с успехом применяются в наши дни.
Подвешивая его над колыбелью мальчика, можно было укрепить его самочувствие и защитить от опасности. Когда мальчик становился взрослым, он использовал клык в качестве талисмана на шее.
К основным свойствам клыка относят:
- Отгоняет негатив и нечистого духа, не позволяя им воздействовать на владельца;
- Защитит от заболеваний. При боли в зубе его следует приложить к щеке, а при боли в области спины – к пояснице;
- Если носить его на поясе со стороны спины, можно защитится от нападения сзади. Оберег помогал вычислить неправду и раскрыть тайные замыслы своих врагов;
- Защищал не только семью своего хозяин, но и домашний скот от нападения дикого хищника;
- Избавит от кошмаров и страхов, возникающих по ночам. Для этого следует поместить его под подушку.
При правильном изготовлении и использовании оберега можно рассчитывать на его поддержку и защиту.
Значение оберега коготь медведя, кому подойдет и как использовать амулет.
Обереги из когтей, зубов разных животных издревле использовался в качестве личного либо семейного оберега. Коготь медведя применяется для защиты от негатива на ментальном уровне (сглаз, порча, болезнь), используется для привлечения в свою жизнь удачи, здоровья, счастья. Также талисманы обладающие медвежьей силой способны усиливать мужские черты характера: силу, выносливость, ловкость и другое.
Медвежий коготь
Медведь олицетворяет силу духа и тела, связывает мир реальный и загробный, является хранителем снов.
Коготь медведя считается сильным мужским оберегом, настоящий талисман обладающий высокой магической силой можно получить только победив медведя в честной схватке. В древности при убийстве медведя нельзя было использовать ловушки или огнестрельное оружие.
После победы над хозяином тайги охотник выполнял определенный ритуал чтобы сила медведя перешла в амулет. Сделанный по всем правилам амулет коготь медведя считался семейным и передавался по мужской линии в последующие поколения.
Сейчас любой оберег можно приобрести в магазине, но он не будет обладать всеми теми свойствами, какими обладал ранее, тем не менее часть силы все же хранит.
Значение оберега
Медведь обладает колоссальной энергией. Амулет из когтя медведя является хранителем силы этого зверя.
Значение оберега из медвежьего когтя:
защищает от негативного влияния «черной» магии, нечистой силы, злых людей и негативных мыслей;
обладает целительными свойствами, изгоняет хворь, привлекает здоровье, укрепляет душу и тело;
оберегает от обмана и помогает в поиске правды;
помогает сберечь скот;
защищает от несчастных случаев.
Считалось, что если поместить коготь в подушку или подвесить над кроватью, человека не будут сниться кошмары.
Кроме защитных свойств медвежий оберег способствует развитию силы, выносливости, бесстрашия, ловкости, мудрости и других качеств необходимых настоящему мужчине.
Благодаря артефакту можно добиться успеха в любом деле, однако стоит помнить, что путь к успеху не всегда безопасен. Цена успеха может быть высока. Сила оберега помимо созидательной силы, обладает и разрушительной, стихийной энергетикой.
Коготь медведя сильнейшая защита от колдовства
Древние славяне верили что медведь обладает большой сопротивляемостью к любой магии. Когти медведя использовали маги и волхвы для защиты от колдовства, ведьм и различных духов навьего мира.
Наибольшая сила оберега направлена на защиту от магических потоков на энергетическом уровне. Человек защищенный настоящим артефактом не подвластен влиянию порчи, сглаза, магического удара.
Оберег коготь медведя для мальчика
Если подвесить медвежий коготь над кроваткой мальчика, вы защитите малыша от любого негатива и недобрых снов.
Настоящие охотники и воины были заинтересованы в правильном воспитании своих детей. Медвежий коготь становился первым оберегом новорожденных мальчиков, его вшивали в игрушечную лапу и подвешивали над люлькой, после того, как малыш начинал ходить оберег с когтем вешали ему на шею или пояс. Ребенок обладающий таким талисманом рос сильным духом и телом.
Как применяется амулет в любовной магии
Медвежий коготь был использован как для привлечения избранника, так и для расстройства свадьбы. Сила медвежьего талисмана считалась на столько огромной, что для привлечения любви достаточно просто провести настоящем когтем по руке человека, любовь которого желали привлечь, однако если сердце оппонента уже занято, обряд не сработает.
Кому подойдет этот символ
Коготь медведя считается мужским оберегом, принесет пользу в следующих случаях:
При потере цели в жизни или в ситуациях, когда человек не видит выхода. Артефакт поможет выйти из состояния застоя и создать что-то новое.
При выборе пути, когда человек стоит на распутье и не знает куда пойти. Многие помнят указатели в сказках: на право пойдешь… на лево… прямо…. В жизни мы тоже бываем на таких перекрестках, только не написано что нас ждет впереди. Амулет из медвежьего когтя поможет определить верный путь.
Желающим развить 6 чувство (интуицию).
Для укрепления уверенности в своих силах, укрепление «внутреннего стержня». Уверенный в себе человек более точно ставит цели и быстрее их достигает.
Коготь медведя в серебре — сильный оберег для младенцев. Подвесив над люлькой мальчика вы защитите его от любой негативной энергии. Кроме защитных свойств коготь медведя формирует в мальчике мужские черты характера: силу духа, смелость, живость ума.
Если ребенок плохо спит, коготь медведя помогал нормализовать сон.
Оберег поможет обрести здоровье и душевное равновесие людям страдающим частыми заболеваниями или лицам с неустойчивой психикой.
Автолюбителей защитит в дороге.
Важно. Коготь медведя относится к мужскому талисману, однако в критических и сложных ситуациях подойдет и женщине.
Как изготовить амулет
Изготовить амулет можно из настоящего когтя медведя. Если нет возможности залить в серебро или вырезать, достаточно просто вшить медвежий коготь в связанный или сшитый оберег.
Как активировать амулет
Коготь медведя можно использовать в виде брелка.
После покупки оберега в магазине, необходимо очистить его от негативной и чужой энергии. Для этого достаточно просто подержать амулет в соленной воде сутки и промыть под проточной. Если есть возможность обратиться к силам природы, сделайте это следующим образом:
пойдите в лес, выберите опушку где будет приятно находиться;
закопайте оберег в землю и оставьте на 7 дней;
изымите коготь из земли и промойте проточной водой, хорошо если это будет родник;
разведите костер и подержите его немного над огнем;
оставьте не надолго на свежем ветре.
При контакте с стихиями обратитесь к земле, воде, огню и ветру с просьбой наделить ваш талисман силой.
При ношении оберега непосредственно на теле происходит настройка энергетических волн человека и оберега. Чем теснее и дольше контакт, тем выше помощь талисмана.
Возможно вам могут быть интересно значение других медвежьих оберегов: клык и лапа. Ознакомьтесь также с статьей “мужские обереги“.