РазноеНародные автомобили: Оцениваем «народные авто» — журнал За рулем – машины, пересадившие на колеса целые страны — www.maximonline.ru

Народные автомобили: Оцениваем «народные авто» — журнал За рулем – машины, пересадившие на колеса целые страны — www.maximonline.ru

Содержание

13 народных автомобилей СССР, которых как бы не было — журнал За рулем

Все эти модели — невоплощенные мечты советских граждан о дешевом народном автомобиле.

Материалы по теме

Некогда справедливо считали, что массовый — как принято было говорить, народный автомобиль может быть только компактным, простым, со слабеньким моторчиком, зато дешевым, доступным.

Многие советские люди годами мечтали о чем-нибудь подобном — немного дороже, но все же повместительней и покомфортней мотоцикла, с крышей и с моторчиком хотя бы в 15–20 сил.

Попытки создать подобные машины в нашей стране предпринимали неоднократно, но в серию воплощались единицы.

НАТИ-2, 1932 г.

НАТИ-2, 1932 г.

Не очень удачный, но все же серийный НАМИ-1 конца 1920-х решили улучшить. НАТИ-2 тоже имел хребтовую раму, но был оснащен 4-цилиндровым двигателем в 1,2 л. развивающим 22 л.с. В 1932 году собрали несколько опытных образцов с разными кузовами. Создатели НАТИ надеялись, что некоторые машины, например с двухдверным кузовом родстер попадут в руки не только чиновников средней руки, но и обычных советских граждан. Но планы производства этих автомобилей в Ижевске не воплотились. Все средства государства уходили на реконструкцию АМО и строительство завода ГАЗ.

Проект ПДП

Проект ПДП

Уже в середине 1930-х конструкторы Пельтцер, Попов и художник Долматовский взялись за проект микроавтомобиля ПДП (по начальным буквам фамилий авторов) с вполне взрослым дизайном и мотоциклетным мотором. Предполагали наладить выпуск на мотозаводе в Подольске. Но дальше эскизов и деревянного макета дело не пошло.

ГАЗ-18, 1957 г.

ГАЗ-18, 1957 г.

В 1955-м по настоятельной просьбе инвалидов войны, которым доставались лишь примитивные, хилые мотоколяски, в Горьком создали ГАЗ-18. Вполне серьезная машина с закрытым кузовом получила 2-цилиндровый мотор мощностью 18 л.с. — половина двигателя Москвич-402 и даже автоматическую трехступенчатую коробку передач. Ведь агрегат уже создали для Волги ГАЗ-М21. Такая машина заинтересовала бы, конечно, не только инвалидов. Но ГАЗ был до предела загружен серийной продукцией, а завод в Серпухове ничего подобного освоить не мог. Сделали всего два образца ГАЗ-18.

НАМИ-050 Белка

НАМИ-050 Белка

В НАМИ же в 1955–1956 гг. активно занимались микровэнчиком НАМИ-050 Белка. Машинку на 10-дюймовых колесах с поднимающейся для доступа в машину водителя и переднего пассажира передней стенкой оснащали мотоциклетными 2-цилиндровыми двигателями объемом 0,5 л. мощностью 17,5 л.с. и 23 л.с. и трехступенчатой коробкой передач. Производство планировали наладить на мотозаводе в Ирбите, но на правительственном уровне было принято решение о выпуске ЗАЗ-965. А два народных микроавтомобиля делать никто не собирался.

НАМИ-А50

НАМИ-А50

А ведь существовал и так называемый сельский вариант Белки — НАМИ-А50 с упрощенным грузопассажирским кузовом и тентом.

«Народные» автомобили разных стран » Я Устал

Многие дизайнеры и конструкторы пытались реализовать идею народного автомобиля. Обычно у них получались небольшие бюджетные модели, но в отдельных случаях результат не так очевиден. В этом обзоре мы собрали 12 «народных» автомобилей разных стран мира.

США — Ford Model T

Ford Model T стал первым в истории автомобилем, который начали собирать на конвейере. Благодаря новой технологии модель стоила совсем недорого и была доступной для широкого круга покупателей. За 19 лет производства было собрано более 14,6 миллионов Model T. Автомобиль сделал США самой «автомобильной» страной в мире. В некоторые периоды времени в Америке Ford Model T составлял половину всего автопарка.


В последующие десятилетия компании Ford, General Motors и Chrysler боролись за покупателя, выпуская модели одну за другой, но народным автомобилем остался старичок Ford Model T.

Россия/СССР — Жигули

В 1970 году в городе Тольятти на Волжском автозаводе начался выпуск новых современных автомобилей ВАЗ-2101. Модель была основана на базе итальянского Fiat 124, обладателя титула «Автомобиль года». В конструкцию прототипа наши инженеры внесли более 800 изменений. Так, советский автомобиль получил современный верхнеклапанный двигатель, улучшенную коробку передач, усиленную подвеску и ходовую часть. Автомобиль выпускался с кузовами седан и универсал, модели несколько раз обновлялись. Всего было выпущено более 14 миллионов «классических» моделей ВАЗ-2101….2107.

Германия/Бразилия/Мексика — Volkswagen Beetle
В начале 1930-х годов Адольф Гитлер поручил немецкому конструктору Фердинанду Порше спроектировать и начать выпуск «народного автомобиля» (на немецком Volkswagen). Но малолитражный автомобиль с небольшим двигателем и обтекаемым кузовом попал в серийное производство только после войны. В 1950-1960-е годы Volkswagen Käfer («Жук») был одной из самых доступных немецких легковушек на рынке. Модель стала импортироваться в США, была организована сборка в 15 странах. Как результат популярности и постоянного спроса, до 2003 года было выпущено 21,5 миллиона «жуков».

Кроме Германии, «жук» стал народным автомобилем в Мексике и Бразилии. Скромный бюджет и высокая ремонтопригодность конструкции сделали модель сверхпопулярной.

Германия — Trabant

Кроме Volkswagen Beetle, в Германии был и другой автомобиль, который можно назвать народным. В ГДР (Восточная Германия) с 1957 по 1991 гг. выпускалась компактная модель с пластиковым кузовом и двухтактным двигателем. Машина, получившая название Trabant, разошлась 3-миллионым тиражом. Машина была очень популярна, и в первую очередь благодаря своей доступности.

Франция – Citroën 2CV

Автомобиль Citroën 2CV во многом повторил судьбу немецкого «жука». Машина была спроектирована в конце 1930-х годов, но началу производства помешала Вторая мировая война. В 1948 году машина попала на конвейер и сразу стала хитом. До 1990 года вышли с конвейера более 8 миллионов экземпляров. И хотя над внешним видом машины многие откровенно потешались, а ее двигатель выдавал всего 9 л.с., именно 2CV «посадил» французов за руль. Автомобиль идеально подходил для плохих дорог, легко ремонтировался и при этом был вдвое дешевле, чем Volkswagen Beetle.

Великобритания – Mini

В середине 1950-х годов перед британскими инженерами встал острый вопрос создания предельно компактного экономичного автомобиля. Результатом работы дизайнера Алека Иссигониса стал автомобиль, сейчас известный как Mini. С 1959 по 2000 года модель претерпела немало изменений и выпускалась под марками Austin, Morris, Riley, Wolseley, Rover, Leyland, Innocenti, всего более 5 миллионов экземпляров.

Италия – Fiat 500/600

Как и в других странах послевоенной Европы, свою версию «народного автомобиля» создали итальянцы. Небольшие автомобили Fiat 500 и Fiat 600 появились в середине 1950-х годов. Это были дешевые практичные машины весом чуть более 500 килограмм, оснащенные двигателями объемом от 0,5 до 0,75 литра. До 1975 года было выпущено 6,5 миллиона экземпляров.

Узбекистан – Daewoo Nexia

В 1995 году корейская компания Daewoo начала выпуск «нового» автомобиля Daewoo Nexia. Фактически, это были седаны и хэтчбеки Opel Kadett E, которые к тому времени немцы уже не собирали. В Корее модель тоже выпускалась совсем недолго, а в 1996 году ее производство перенесли в Узбекистан. Здесь Daewoo Nexia выпускалась крупносерийно до 2016 года в количествах, более чем достаточных для небольшой страны, поэтому машина даже шла на экспорт. Несмотря на частые мелкие поломки, автомобиль имеет очень надежный двигатель и коробку передач.

Индия – моторикша

В странах южной и юго-западной Азии непросто найти современный автомобиль. Новую машину себе могут позволить единицы. В Индии основным видом транспорта является моторикша. Примитивная конструкция представляет собой довольно вместительный кузов с тремя колесами. Моторикши используются в качестве такси, развозят грузы. Из-за звука, который выдает двухтактный двигатель моторикш, их еще называют «тук-туками». Этот вид транспорта славится как очень опасный, но довольно экономичный (около 3 литра бензина на 100 километров пробега).

Вьетнам – скутер

Высокие налоги на автомобили во Вьетнаме привели к тому, что персональная легковушка стала для местных жителей непозволительной роскошью. Поэтому большая часть вьетнамцев пересела на 2-колесный транспорт. Все скутеры, мопеды и мотоциклы называются «мотобайками». Они запружают всю улицу когда одновременно едут в час пик.

Япония – кей-кары

В современной Японии выпускается множество моделей, из которых, казалось бы, уж точно можно выбрать достойный вариант на звание народного автомобиля. Но островитяне большую часть своих машин производят на экспорт, а сами ездят на совсем других моделях – кей-карах. На их долю приходится 40% продаж новых автомобилей в Японии.

Дубай, ОАЭ

Многие автолюбители видели фотографии эксклюзивных суперкаров, брошенных в пустынной местности около города Дубай. Также многие знают, что в качестве полицейских машин в ОАЭ служат Ferrari, Lamborghini и даже Bugatti Veyron. Но «народными» эти автомобили так и не стали. По статистике, уже много лет подряд в Арабских Эмиратах лучше всего продаются доступные японские модели Mitsubishi Lancer и Toyota Camry.



«Народные» автомобили разных стран мира • ВсеЗнаешь.ру

Многие дизайнеры и конструкторы пытались реализовать идею народного автомобиля. Обычно у них получались небольшие бюджетные модели, но в отдельных случаях результат не так очевиден. В этом обзоре мы собрали 12 «народных» автомобилей разных стран мира.

США — Ford Model T

 Ford Model T стал первым в истории автомобилем, который начали собирать на конвейере. Благодаря новой технологии модель стоила совсем недорого и была доступной для широкого круга покупателей. За 19 лет производства было собрано более 14,6 миллионов Model T. Автомобиль сделал США самой «автомобильной» страной в мире. В некоторые периоды времени в Америке Ford Model T составлял половину всего автопарка.
В последующие десятилетия компании Ford, General Motors и Chrysler боролись за покупателя, выпуская модели одну за другой, но народным автомобилем остался старичок Ford Model T.

Россия/СССР — Жигули

В 1970 году в городе Тольятти на Волжском автозаводе начался выпуск новых современных автомобилей ВАЗ-2101. Модель была основана на базе итальянского Fiat 124, обладателя титула «Автомобиль года». В конструкцию прототипа наши инженеры внесли более 800 изменений. Так, советский автомобиль получил современный верхнеклапанный двигатель, улучшенную коробку передач, усиленную подвеску и ходовую часть. Автомобиль выпускался с кузовами седан и универсал, модели несколько раз обновлялись. Всего было выпущено более 14 миллионов «классических» моделей ВАЗ-2101….2107.

Германия/Бразилия/Мексика — Volkswagen Beetle

В начале 1930-х годов Адольф Гитлер поручил немецкому конструктору Фердинанду Порше спроектировать и начать выпуск «народного автомобиля» (на немецком Volkswagen). Но малолитражный автомобиль с небольшим двигателем и обтекаемым кузовом попал в серийное производство только после войны. В 1950-1960-е годы Volkswagen Käfer («Жук») был одной из самых доступных немецких легковушек на рынке. Модель стала импортироваться в США, была организована сборка в 15 странах. Как результат популярности и постоянного спроса, до 2003 года было выпущено 21,5 миллиона «жуков».

Кроме Германии, «жук» стал народным автомобилем в Мексике и Бразилии. Скромный бюджет и высокая ремонтопригодность конструкции сделали модель сверхпопулярной.

Германия — Trabant

Кроме Volkswagen Beetle, в Германии был и другой автомобиль, который можно назвать народным. В ГДР (Восточная Германия) с 1957 по 1991 гг. выпускалась компактная модель с пластиковым кузовом и двухтактным двигателем. Машина, получившая название Trabant, разошлась 3-миллионым тиражом. Машина была очень популярна, и в первую очередь благодаря своей доступности.

Франция – Citroën 2CV

Автомобиль Citroën 2CV во многом повторил судьбу немецкого «жука». Машина была спроектирована в конце 1930-х годов, но началу производства помешала Вторая мировая война. В 1948 году машина попала на конвейер и сразу стала хитом. До 1990 года вышли с конвейера более 8 миллионов экземпляров. И хотя над внешним видом машины многие откровенно потешались, а ее двигатель выдавал всего 9 л.с., именно 2CV «посадил» французов за руль. Автомобиль идеально подходил для плохих дорог, легко ремонтировался и при этом был вдвое дешевле, чем Volkswagen Beetle.

Великобритания – Mini

В середине 1950-х годов перед британскими инженерами встал острый вопрос создания предельно компактного экономичного автомобиля. Результатом работы дизайнера Алека Иссигониса стал автомобиль, сейчас известный как Mini. С 1959 по 2000 года модель претерпела немало изменений и выпускалась под марками Austin, Morris, Riley, Wolseley, Rover, Leyland, Innocenti, всего более 5 миллионов экземпляров.

Италия – Fiat 500/600

Как и в других странах послевоенной Европы, свою версию «народного автомобиля» создали итальянцы. Небольшие автомобили Fiat 500 и Fiat 600 появились в середине 1950-х годов. Это были дешевые практичные машины весом чуть более 500 килограмм, оснащенные двигателями объемом от 0,5 до 0,75 литра. До 1975 года было выпущено 6,5 миллиона экземпляров.

Узбекистан – Daewoo Nexia

В 1995 году корейская компания Daewoo начала выпуск «нового» автомобиля Daewoo Nexia. Фактически, это были седаны и хэтчбеки Opel Kadett E, которые к тому времени немцы уже не собирали. В Корее модель тоже выпускалась совсем недолго, а в 1996 году ее производство перенесли в Узбекистан. Здесь Daewoo Nexia выпускалась крупносерийно до 2016 года в количествах, более чем достаточных для небольшой страны, поэтому машина даже шла на экспорт. Несмотря на частые мелкие поломки, автомобиль имеет очень надежный двигатель и коробку передач.

Индия – моторикша

В странах южной и юго-западной Азии непросто найти современный автомобиль. Новую машину себе могут позволить единицы. В Индии основным видом транспорта является моторикша. Примитивная конструкция представляет собой довольно вместительный кузов с тремя колесами. Моторикши используются в качестве такси, развозят грузы. Из-за звука, который выдает двухтактный двигатель моторикш, их еще называют «тук-туками». Этот вид транспорта славится как очень опасный, но довольно экономичный (около 3 литра бензина на 100 километров пробега).

Вьетнам – скутер

Высокие налоги на автомобили во Вьетнаме привели к тому, что персональная легковушка стала для местных жителей непозволительной роскошью. Поэтому большая часть вьетнамцев пересела на 2-колесный транспорт. Все скутеры, мопеды и мотоциклы называются «мотобайками». Они запружают всю улицу когда одновременно едут в час пик.

Япония – кей-кары

В современной Японии выпускается множество моделей, из которых, казалось бы, уж точно можно выбрать достойный вариант на звание народного автомобиля. Но островитяне большую часть своих машин производят на экспорт, а сами ездят на совсем других моделях – кей-карах. На их долю приходится 40% продаж новых автомобилей в Японии.

Дубай, ОАЭ

Многие автолюбители видели фотографии эксклюзивных суперкаров, брошенных в пустынной местности около города Дубай. Также многие знают, что в качестве полицейских машин в ОАЭ служат Ferrari, Lamborghini и даже Bugatti Veyron. Но «народными» эти автомобили так и не стали. По статистике, уже много лет подряд в Арабских Эмиратах лучше всего продаются доступные японские модели Mitsubishi Lancer и Toyota Camry.

Народные автомобили мира – Власть – Коммерсантъ

История создания общедоступных автомобилей началась почти одновременно с историей автомобилестроения.

США. Ford T

Первый в мировой истории «народный автомобиль». Производился в США с 1908 года. «Я построю автомобиль… достаточно большой, чтобы в нем расположилась вся семья, но достаточно небольшой, чтобы ухаживать за ним и ездить в нем мог один человек. Он будет сделан из лучших материалов, лучшими мастерами по простейшим чертежам… Его цена будет настолько низка, чтобы любой человек, получающий неплохую зарплату, мог себе позволить купить его»,— говорил о Ford T сам Генри Форд.

О Ford T говорят, что он оказал наибольшее влияние на развитие автомобилестроения. Он стал первым автомобилем, который одновременно выпускался по всему миру. Вскоре после того, как 27 сентября 1908 года первый Ford T сошел с конвейера в Мичигане, его начали собирать на заводе Форда в Канаде. В 1911 году он уже выпускался в Великобритании, а затем в Аргентине, Бельгии, Бразилии, Германии, Дании, Испании, Норвегии, Франции и Японии. Базовая цена автомобиля составляла $850 против минимальных $2 тыс. у конкурентов (в нынешних ценах, соответственно, около $20 тыс. и $48 тыс.). Впоследствии цена снижалась и достигла к середине 1920-х годов $300. Модель выпускалась до 1927 года. За это время было продано более 15 млн автомобилей. Этот рекорд в автомобилестроении продержался до середины 1970-х годов. Другой рекорд — в 1915 году на Ford T приходилось 45% всех автопродаж в мире — не побит до сих пор. Как и у большинства «народных автомобилей», у Ford T было прозвище — «жестянка Лизи».

Германия. Volkswagen Typ 1 (Der Kaefer)

Первый (и пока единственный) «народный автомобиль», который так и называется. Его история началась в 1931 году, когда один из ведущих германских автопроизводителей Фердинанд Порш выдвинул идею автомобиля для каждого. Однако работы над «народным автомобилем», едва начавшись, почти прекратились из-за того, что крупные производители не проявили к нему интереса. Всерьез работа возобновилась, лишь когда Гитлер объявил о намерении сделать каждого немца владельцем автомобиля или трактора. В мае 1937 года была создана компания Gesellschaft zur Vorbereitung des Deutschen Volkswagens mbH, в 1938-м переименованная в Volkswagenwerk GmbH. Для создания завода по производству «народного автомобиля» построили целый город — Вольфсбург. В нем до сих пор расположена штаб-квартира концерна Volkswagen.

Предполагалось, что автомобиль будет распространяться по подписке. Его цена была установлена в 990 рейхсмарок, а главным рекламным слоганом стал «Отложи пять марок в неделю, чтобы ездить на своем автомобиле». Первый автомобиль сошел с конвейера в 1938 году, однако началу массового производства помешала война.

После войны к автомобильному заводу Volkswagenwerk GmbH проявили интерес британские оккупационные власти. Возник план перевести производство в Великобританию, однако он не нашел поддержки у британских автомобильных компаний. По словам главы одной из них, «это транспортное средство не соответствует даже минимальным техническим требованиям, предъявляемым к чему бы то ни было претендующему называться автомобилем, и производить его было бы безумием». Тем не менее британские военные власти сделали заказ на 20 тыс. автомобилей, и это позволило восстановить производство. В 1948 году завод и компания были возвращены немцам. Автомобиль, называвшийся при нацистах KdF-Wagen («автомобиль «Сила через радость»» — в честь нацистской организации, занимавшейся организацией досуга жителей Германии), переименовали в Volkswagen.

Автомобиль, немедленно полюбившийся немцам, постепенно завоевывал популярность за пределами Германии. Первое его представление в США в 1949 году завершилось провалом. Тем не менее уже в начале 1950-х годов автомобиль продавался по всей Европе, а затем и за ее пределами. Заводы по производству Volkswagen были открыты в Латинской Америке.

17 февраля 1972 года автомобиль побил рекорд продаж, установленный Ford T. А всего за время производства с 1938 по 2003 год было произведено более 21 млн машин. Производство в Германии продолжалось до 1978 года, в Латинской Америке — до 2003-го.

В большинстве стран Европы и в Америке автомобиль известен как «Жук» (Kaefer, Beetle, Escarabajo) или «Черепаха» (Peta, Костенурка, Chelona). В азиатских странах более распространено название «Лягушка». Еще до окончательного прекращения выпуска оригинальной модели Volkswagen выпустил в 1998 году новый вариант «Жука» — New Beetle, который производится на мексиканском заводе концерна.

Франция. Renault 4CV и Citroen 2CV

Французский ответ немецкому «Жуку» и первый в истории страны автомобиль, объемы продаж которого превысили 1 млн. Быстрому появлению на рынке Renault 4CV помогло то, что сотрудники компании Renault начали разрабатывать его еще во время войны, тайно, нарушая приказ германских оккупационных властей все силы и средства тратить на производство военных и грузовых автомобилей. Узнав о возобновлении производства немецкого «народного автомобиля», компания Renault ускорила работы и уже через год после окончания войны выпустила первый серийный массовый автомобиль.

С 1946 по 1961 год было произведено более 1,1 млн Renault 4CV. Кроме Франции он производился в Испании компанией Fasa и в Японии компанией Hino Motors. Во Франции автомобиль получил прозвище La motte de beurre («кусок масла»). Его широкой популярности, однако, помешало появление Citroen 2CV.

Спустя два года после появления Renault 4CV конкуренты из компании Citroen представили еще более «народный» и еще более массовый французский автомобиль, которому суждено было стать культовым,— Citroe

Вождь народных автомобилей — журнал За рулем

ТЕХНИКА

/В МИРЕ МОТОРОВ

РУБРИКУ ВЕДУТ / АЛЕКСАНДР БУДКИН, МИХАИЛ ГЗОВСКИЙ

ВОЖДЬ НАРОДНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Первый в новейшей истории вседорожный «Фольксваген» нарекли в честь туарегов — жителей Сахары. Этот малочисленный народ известен своей гордой натурой, приверженностью традициям и чрезвычайной выносливостью в трудных условиях пустыни.

Похоже, у «Фольксвагена» есть все основания проводить столь смелые аналогии. «Туарег» при длине 4,75 м, ширине 1,93 и высоте 1,72 м претендует на лавры одного из самых необычных вседорожников в классе люкс.

С одной стороны, машина способна к вылазкам на бездорожье. В трансмиссии предусмотрены блокировки всех трех дифференциалов с возможностью ручного включения, понижающая передача, а многодисковая муфта по команде электроники перебрасывает до 100% момента к оси, испытывающей его «дефицит». Кроме того, машина щеголяет 300-миллиметровым клиренсом, не теряет равновесия при кренах до 45° и преодолевает броды глубиной до 585мм — перед таким показателем пасует даже УАЗ! Еще один козырь — возможность буксировки 3,5-тонного прицепа. Но стоит вырваться из внедорожного плена, как «Туарег» преображается.

Двухрычажные подвески, смонтированные на подрамниках, и система контроля над жесткостью амортизаторов придают ходу машины плавность, достойную представительского седана. Впрочем, водитель опять-таки может выбрать нужный режим — по-спортивному жесткий или максимально комфортный. Остается расположиться в салоне, выполненном в стиле флагмана «Фаэтон» и оснащенном четырехзонным климат-контролем, и надавить на педаль акселератора. Незаметно машина наберет максимальную скорость — свыше 250км/ч! Развить ее позволяют оба варианта моторов, которые могут быть установлены под алюминиевым капотом.

На сегодня это V-образная бензиновая «шестерка» объемом 3,2л мощностью 162 кВт/220 л.с. и, конечно же, мотор-рекордсмен, завоевавший титул самого мощного дизеля, когда-либо устанавливаемого на пассажирский автомобиль. Пятилитровый 10-цилиндровый монстр с двумя турбонагнетателями развивает 230 кВт/313 л.с., а его момент достигает 750Н.м! Позже в модельном ряду появятся еще два силовых агрегата — 2,5-литровый пятицилиндровый турбодизель и восьмицилиндровый бензиновый двигатель объемом 4,2л. В зависимости от мотора «Туарег» оборудуют шестиступенчатыми механической трансмиссией или «автоматом».

Естественно, «Туарег» оснащен и всей мыслимой электроникой, присущей автомобилям высшего класса, — это АБС и система стабилизации, гидравлический «дотормаживатель» НВА и подушки безопасности «по кругу».

«Туарег» наверняка появится и на российских дорогах — ждать этого осталось недолго. Дебютирует новинка, видимо, одновременно со своим двойником — » Порше Кайенна».

Volkswagen TUAREG,

будет представлен на Парижском автосалоне осенью 2002 года.

Народный автомобиль — это… Что такое Народный автомобиль?

Volkswagen Type 1 «Käfer»

Volkswagen Type 1 «Käfer»

Общие данные

Другое имя: Фольксваген «Жук»

Характеристики

Размеры

Длина: 4070 — 4140 мм
Ширина: 1540 — 1585 мм

На рынке

Другое

Масса: 730 — 930 кг

Volkswagen Käfer (англ. Volkswagen Beetle русск. Фольксваген Жук) — немецкий легковой автомобиль, фирмы

История

Автомобиль Порше и Гитлера

Создание этого легендарного автомобиля тесно связано с концепцией Адольфа Гитлера по созданию истинно арийского «Народного автомобиля» — дешёвого, но выносливого и надёжного. Причём сама идея была предложена фюреру известным конструктором Фердинандом Порше, ранее предлагавшем свой «Проект-12» бюджетного заднемоторного автомобиля нескольким автопроизводителям.

Порше предложил разработать маленький, но в то же время технически изысканный автомобиль с лёгким трёхцилиндровым поршневым двигателем и независимой подвеской. Машина должна была перевозить четверых взрослых людей и могла развить максимальную скорость до 100 км/ч. При этом её цена должна была быть посильной для средней немецкой семьи с маленькими детьми.

После неоднократных, но неудачных попыток заинтересовать авторитетных немецких автопроизводителей «Проект-12» был продан одному из крупнейших тогда производителей мотоциклов — компании Zundapp из Нюрнберга, которая как раз планировала дополнить свою продукцию более доходными, чем мотоциклы и стационарные двигатели, малолитражными автомобилями. В 1931-32 гг. были созданы три заднемоторных прототипа: два закрытых обтекаемых седана и открытый кабриолет с 5-цилиндровыми звездообразными двигателями жидкостного охлаждения. Но, вскоре неустранимые недостатки мотора и экономическая неэффективность проекта заставили «Цюндапп» порвать контракт с Порше и прекратить дальнейшие работы. Некоторое время спустя проектом заинтересовалась другая мотоциклетная компания — NSU (также из Нюрнберга). Но результат был тот же — всё завершилось созданием в 1934-35 гг. трёх прототипов. Автомобиль, получивший обозначение «Тип 32», в значительной мере напоминал будущий «Фольксваген» — заднемоторная компоновка, четырёхцилиндровый двигатель мощностью 28 л.с., торсионно-рычажная подвеска и задняя стенка кузова без окна.

Несмотря на неудачи, Порше был вознаграждён за свою целеустремлённость — на открытии Берлинского автосалона (IAA) в 1933 году Адольф Гитлер произнёс свою первую речь как вождь нации и дал обещание по обеспечению каждой «истинно немецкой семьи» собственным автомобилем. Так разработки Порше стали инструментом большой политики. Сначала конструктора посетил личный советник Гитлера, а затем принял и сам фюрер. Спустя год на IAA’34 Гитлер сообщил нации о своей идее «народного автомобиля», принятой с восторгом. Он заявил, что если немецкая автопромышленность не окажется в состоянии выпускать автомобили по указанной им цене, этим займётся правительство. Данное высказывание имело отношение к «проблеме заднего окна», так как его установка никак не давала технологам и финансистам уложить цену автомобиля в требуемую сумму в 1000 рейхсмарок. Поэтому автомобили из первой опытной партии в 30 ед. отличались глухой задней стенкой, что, конечно, не устроило «эстета» Гитлера. Первая партия автомобилей была изготовлена в 1937 году на заводе фирмы Daimler-Benz (Даймлер-Бенц). В обкатке опытных машин участвовали квалифицированные водители, выделенные аппаратом транспортной службы СС. Суммарный испытательный пробег автомобилей составил 2 млн км. В 1938 году проект KdF обрёл свои окончательные очертания: автомобиль с усиленным несущим плоским днищем вместо рамы, оппозитный четырёхцилиндровый двигатель рабочим объёмом 985 см³, продольного расположения за задней осью, сблокированного с коробкой передач обращённой вперед, независимая торсионная подвеска всех колёс. Дизайн скруглённого обтекаемого кузова был максимально «биологичен», на чём настоял непосредственно Гитлер (и лично приложил руку к эскизу облика «Фольксвагена»). Был предложен базовый двухдверный 4-местный седан (в задней стенке были предусмотрены два полуовальных окна, разделённых перемычкой) и открытый 4-местный кабриолет.

К началу 1938 года в реализацию проекта было уже вложено 1,7 млн рейхсмарок. В поместье графа Шуленберга, возле небольшого местечка Фалерслебен, спешно переименованного в город Вольфсбург, были начаты работы по строительству огромного завода. Выступая на церемонии закладки первого камня, Гитлер поверг присутствующих в шок заявив, что автомобиль будет называться «Крафт дурх фройде» («Сила через радость») — в честь общественной организации нацисткого толка, «пожертвовавшей» 50 млн рейхсмарок на строительство завода, «несущего радость немецкой нации».

Для привлечения дополнительных финансовых средств руководство Народного фронта создало схему предоплаты, благодаря которой любой гражданин Третьего рейха мог еженедельно вкладывать пять марок на специальный счёт и, накопив таким образом необходимые 990 марок, получить в числе первых с конвейера новый автомобиль. В общей сложности 336 668 немцев передали в Берлинский банк около 110 млн рейхсмарок (после войны уцелевшие подписчики долго судились с компанией Volkswagen, но смогли отсудить лишь частичную скидку при покупке нового автомобиля, естественно, только модели VW). Хотя официально автомобиль именовался KdF-38, но параллельно ходило и другое не менее официозное название Volkswagen-38 (Народный автомобиль образца 38 года). Однако, массовое производство KdF-38 так и не было развёрнуто в связи с начавшейся 1 сентября 1939 года Второй мировой войной.

На службе в вермахте

Честно платившие взносы рядовые немцы, желавшие ездить на собственных новых автомобилях, вместо них получили повестки в вермахт, а на построенном на их деньги заводе начали выпускать максимально унифицированный по механической начинке с гражданской моделью армейский Kübelwagen («автомобиль-лоханка»). В 1939 году были собраны первые 30 прототипов KdF-62 (VW-62), причём сам Ф.Порше сконструировал первый прототип приземистого армейского автомобиля ещё в 1936 году. Но в серийное производство в Вольфсбурге с ноября 1940 года пошёл усовершенствованный кюбельваген KdF-82 или Volkswagen Typ 82, стандартизированный в вермахте как Kfz.1. Автомобиль отличался от гражданской модели специальным облегченным открытым 4-дверным кузовом с плоскими панелями, задними колёсными редукторами, межколёсным самоблокирующимся дифференциалом, увеличенным до 290 мм клиренсом, 16-дюймовыми колёсами (в версии для африканской пустыни — широкопрофильными). В марте 1943 года на «кюбельваген» начали устанавливать 25-сильный двигатель рабочим объёмом 1130 см³. Всего до лета 1945 года было выпущено 50 435 «кюбелей», что сделало Kfz.1 и его модификации самыми массовыми лёгкими автомобилями в вермахте и других родах войск Третьего рейха. На заднеприводном шасси типа «82» в 1943-45 гг. выпускали также штабной автомобиль VW Typ 82E и автомобиль для войск СС Typ 92SS с закрытым кузовом от довоенного KdF-38 (всего произведено 667 ед.). Кроме того, выпускался полноприводный штабной автомобиль Typ 87 (в 1942-44 гг. произведено 564 ед.) с трансмиссией от массовой армейской амфибии Typ 166 (Schwimmwagen)(в 1942-44 гг. произведено 14283 ед.).

В марте 1945 года Гитлер совершил визит на фронт, чтобы поднять боевой дух своим присутствием. Автомобилем, на котором он совершил эту поездку был Volkswagen.

После войны

После завершения Второй мировой войны город Вольфсбург оказался в британской оккупационной зоне. Завод «Фольксваген» был разрушен бомбардировками англо-американской авиации на 60 %, что по мнению экспертов союзников фактически сделало его не подлежащим восстановлению. Тем не менее, завод непрерывно изготовлял штабные KdF-82E (25-сильное шасси от кюбельвагена и легковой кузов от довоенной гражданской модели VW-38) с осени 1944 года (производство шло даже в мае и июне 1945 года), частично это объяснялось использованием рабского труда военнопленных и остарбайтеров. Кстати, отголоски этой «коричневой» истории аукались компании «Фольксваген» еще долгие годы. Со второй половины 1945 года завод возобновил выпуск армейских кюбельвагенов KdF-82 и санитарных эрзацфургонов и пикапов KdF-83 (вместо задней части покатой крыши устанавливался коробчатый фургон или бортовой кузов) для Красного Креста. До конца 1945 года было произведено 1293 автомобиля. Демобилизованные после войны бывшие рабочие «Фольксвагена» с энтузиазмом начали восстанавливать разрушенное производство, но в 1946 году английские оккупационные власти поставили заводу условие: либо на заводе будет производится не менее тысячи автомобилей в месяц, либо предприятие закроют, поскольку производственные издержки оказались очень большими. Результат не заставил себя долго ждать — уже в марте того же года на заводе было выпущено 1 003 автомобиля модели «Фольксваген-11» (VW-11 или VW Type 1), представлявшего собой несколько доработанный довоенный KdF-38 (VW-38) с 25-сильным оппозитным двигателем рабочим объемом 985 см³. Всего же за год (в условиях недостатка продовольствия) немецкими рабочими было выпущено 10 020 автомобилей.

В 1947 году в Вольфсбурге объявился голландец Бен Пон, чей визит завершился подписанием торгового соглашения, и Пон увез с собой на родину первые пять седанов «Фольксваген-11». Так Германия вновь стала экспортёром автомобилей.

«Жук»-работяга

В 1947 году всё тот же Бен Пон увидел на территории завода оригинальный автокар на шасси VW-11, использовавшийся как технологический транспорт, и озаботил вернувшегося из французской шарашки Порше проектом создания коммерческого автомобиля, столь необходимого восстанавливавшейся Западной Европе. Так в 1949 году появился первый прототип фургона вагонной компоновки VW Transporter Typ 2, а с 1950 года развернулось сериное производство. Позже в серию пошёл 8-местный микроавтобус и пикап. Заднемоторные «Транспортёры» трех поколений (образца 1950-го, 1967-го и 1979 годов) делали до 1990 года. Их общий тираж превысил 6 миллионов машин, что сделало данную модель самой массовой в своем классе в Европе.

«Жук» в Америке

Впервые американцы познакомились с Volkswagen-11, когда служили в американских оккупационных войсках в Германии. Любой удачливый в спекуляциях на чёрном рынке американский сержант мог скопить на «Фольксваген» всего за пару месяцев. Многие ветераны, отслужив, забирали этот забавный автомобильчик с собой в Штаты в качестве сувенира (к тому же в Америке в конце 40-х был дефицит легковых автомобилей) и катались там на нем до первой серьезной поломки, после чего машину бросали в каком-нибудь сарае. Первый ввезённый в 1949 году в США Volkswagen встретил враждебное отношение, проблемы вызывало даже само название фирмы Volkswagen, нередко ассоциировавшееся с именем Гитлера, а иметь что-либо общее с ним многие не хотели. Но уже в 1953 году Volkswagen открыла два филиала — один в Нью-Йорке, другой в Сан-Франциско и начала массовый экспорт «Жука» в США. Представители Volkswagen были достаточно настойчивы и предлагали свой продукт всем свободным дилерам, а главное, к середине 50-х в пресыщенной роскошными автомобилями Америке возник реальный дефицит компактных, практичных и дешёвых «автомобилей для жён». Буквально с конца 1954 года (1955 модельный год) продажи «Жуков» в США стали расти как на дрожжах. К 1959 году в США было продано уже 120 тысяч этих удачных и не подверженных влиянию быстротечной моды автомобилей (5-летний «Жук» на вторичном американском рынке стоил те же $500, что и изначально более дорогой седан Chevrolet). Именно «Жук» стал первой массовой импортной моделью в США. В 60-х продажи «Жуков» превысили полмиллиона в год и стали предметом озабоченности Большой тройки, решившей задавить «Жука» выпуском массовых компактных и доступных моделей (как известно, в результате спешки и экономии Дженерал Моторс породил печально известный своей аварийностью заднемоторный «Шевроле-Корвейр»). К 1972 году в США было продано уже свыше 4 милионов «Жуков». Сборочный филиал Volkswagen of America был создан в 1955 году. А самый первый заграничный производственный филиал Volkswagen возник в 1953 году в Бразилии. В последующие годы «Жуки» собирались также филиалами Volkswagen в Бельгии, Мексике, ЮАР и Нигерии.

Недостатки конструкции

Среди основных недостатков «Жука» можно отметить избыточную поворачиваемость, усложнявшую управление автомобилем на высокой скорости и на скользких дорогах, а также чувствительность к боковому ветру — впрочем, качества, свойственные всем легковым автомобилям с задним расположением двигателя. Кроме того, неэффективное отопление салона, к тому же трубчатые пороги, использовавшиеся в качестве воздуховодов, быстро подвергались коррозии (поэтому, например, в Швеции и Норвегии «Жук» популярен не был). И наконец, сравнительно высокий расход топлива. Поэтому, когда к 70-м годам автомобиль морально устарел и в результате энергетического кризиса 1973 года перестал пользоваться спросом, в 1974 году это поставило компанию Volkswagen на грань банкротства, от которого её спасло только быстрое освоение линейки компактных переднеприводных моделей (таких, как легендарный «Гольф», давший имя целому классу автомобилей, и еще более компактному «Поло»).

Галерея

«Жук» в современной культуре

«Жук» в кино

В 2005 году был снят фильм Сумасшедшие гонки (Herbie: Fully Loaded) с Линдсей Лохан в главной роли.

Интересные факты

Официально автомобиль никогда «Жуком» (по-немецки Käfer) не назывался, а именовался Volkswagen 1200 (в последние годы Volkswagen 1600), и только новая переднеприводная модель 1998 года, выполненная в ностальгическом в ретро-стиле получила официальное название Volkswagen New Beetle. Именно «Жук» стал родоначальником такого подвида автомобилей, как багги. Первые гонки на разукомплектованных «Жуках» по песчаным дюнам Калифорнии начались ещё в 1960-х. Довольно быстро (примерно в 1968 году) появился особый тип автомобиля именно для таких соревнований — сочетавший ходовую часть «Жука» и оригинальный открытый кузов.

Названия «Жука» на разных языках

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

Автосленг — народные названия автомобилей — Автоблоги

ВАЗ 2101 Копейка
ВАЗ 2105 Пятачок
ВАЗ 2106 Шаха
ВАЗ 2109 Зубила
ГАЗ Волга Баржа
ИЖ 27175 Каблук
ИЖ Орбита Орбит
Ока Окунь
УАЗ Хантер (3151) Козел
Audi 80 Бочка
Audi 100 Сигара, Селедка
Audi A8 Авоська
Audi TT Титька
BMW 3-й серии Трешка
BMW X3 Х. З.
Chery Amulet Омлет
Chery Tiggo Тигр
Chevrolet Aveo Овечка
Chevrolet Lanos Ланька
Chevrolet Niva Шнива
Citroen C4 Цитрамон
Chrysler PT Cruiser Петя
Daewoo Nexia Ксюха, Нюшка
Ford Fusion Фьюжик, Фузя
Ford Mondeo Моня
Ford Taurus Тарас
Honda Civic Сивка
Honda CR-V Сервант
Honda Jazz/Fit Хомяк
Honda HR-V Хрюшка, Хорек
Hyundai Getz Геша
Hyundai Matrix Матрас, Матрешка
Hyundai Terracan Таракан
Hyundai Tucson Тушкан
Jeep Cherokee Широкий
Jeep Grand Cherokee Большой Широкий
Infiniti FX Финик
Kia Ceed Сидор
Kia Rio Кира
Land Rover Discovery Диско
Land Rover Freelander Фрил
Mazda 3 Матреха
Mazda 6 Машка
Mazda Demio Демка
Mazda Premacy Примус
Mazda RX-8 Рыкса
Mitsubishi Grandis Граня
Mitsubishi Pajero Поджарый
Mercedes-Benz CLK Целка
Mercedes-Benz G Кирпич
Mercedes-Benz ML Емеля
Nissan Almera Алька
Nissan Cefiro Кефир
Nissan Maxima Максимыч
Nissan Micra Микроб
Nissan Murano Мураш
Nissan Note Енот
Nissan Qashqai Кошка
Nissan Pathfinder Пафик
Nissan Patrol Петруха
Nissan Teana Танька
Nissan X-Trail Хитрила
Renault Clio Клюшка
Renault Koleos Колюня
Renault Vel Satis Волосатис
SsangYong Musso Муся
SsangYong Rexton Рекс
Suzuki Baleno Полено
Suzuki Jimny Джимник
Suzuki SX4 Секс
Toyota Avensis Авик
Toyota Funcargo Фунтик
Toyota Land Cruiser Кукурузер, Крузак
Toyota Mark II Маркуша, Марковник
Toyota RAV4 Рафик
Toyota Vitz Вжик
Volkswagen Bora Борис
Volkswagen Scirocco Сырок
Volkswagen Tiguan Тига
Volkswagen Touareg Табуретка
Volkswagen Sharan Шарик
ЗАЗ Sens Сеня
ВАЗ — ТАЗ, Ведролёты
Volkswagen Touareg — Биотуарег
Porsche — Запорш
ВАЗ-2110 — Беременная антилопа
Запорожец — Жопер, Запор
ВАЗ-2108/2109/21099 — Зубило
Волга — Баржа
Ауди 100 С3/44 — Сигара
Toyota Corolla Ceres/Sprinter Marino — Камбала
BMW — Бэха, Бумер, Бомба
Mercedes-Benz — Мерин, Кабан (600-й)
Lexus — Лохус, Лёхус, Лёха
Toyota Land Cruiser 100 — Лаптёжник, Сотка
КрАЗ-256 и 260 — Лаптёжник
Chevrolet Niva — Шива, Шнива, Шилонива
Chevrolet Lanos — Анус
Cadillac — Кэдди
Volkswagen — Волк Ваня (Это друг ещё в школе придумал)
Acura — Окурок
Opel — Орёл, Жопель
Универсалы Volvo (особенно старые) — Чемодан
ВАЗ-2106 — Шахид-такси
Kia Cerato — Друг Сиротой её называет
Nissan Micra — Микроб
Ока — Бешеная табуретка, выкидыш КамАЗа, Зародыш джипа, брелок КамАЗа, Окушерция
Икарус 280 — Баян, Гармошка
Peugeot — Пыжик
Toyota Land Cruiser — КУЗЯ
Chery Amulet — Муля
Все модели Chery — Чири
Автомобили Scania — Скамейки
ЗАЗ-965 — Горбатый
ЗАЗ-966 и 968А — Ушастый
ЗАЗ-968М — Безухий
Микроавтобусы и фургоны УАЗ — Буханка
Грузовички УАЗ — Головастики
Санитарные автомобили — Таблетки
ГАЗ-66 — Шишига
ЗиЛ-157 — Захар
Автобусы ремзаводов — Барбухайки
Volkswagen Touareg — Творог
Chery QQ — Кукушка, хотя можно ещё и Какашка
Nissan Qashqai — Какашкай, Качкай, Кошак
Mitsubishi Pajero — Поджарый
Honda Civic — Сивка
Subaru Foresrter — Форик
УАЗ 460/3151/ГАЗ-69 — Козёл, Козлик
Hummer — Хомяк
Mercedes-Benz- Мурзик
Mazda 6 — Ма6ка (Машка)
Toyota Celica — Силикон
Жигули — Жиголо
Jeep Cherokee — Широкий
Jeep Grand Cherokee — Большой широкий
SsangYong Musso — Муська
Suzuki Baleno — Полено
Чайка, лимузины ЗиЛ и ЗиМ — Членовозы
Запорожец — Мыльница
Иж-2715 — Пирожок, Каблук
ВАЗ-2108/2109/21099 — Зубило
Audi — Утконос
Citroen 2CV — Гадкий утёнок
Land Rover Range Rover — Фермер во фраке
Ford T — Жестянка Лиззи
Toyota Yaris/Vitz — Муха
Honda HR-V — Хрюшка
Honda Fit/Jazz — Хомяк
Daewoo Matiz — Тапочек, Вжик, Козявочка, Мышонок
Honda Capa — Холодильник
Старые раздолбанные автомобили — Рыдваны
Renault Vel Satis — Волосатис
Старые BMW 1970-х-1980-х — Акула
Volkswagen Phaeton — Понтон
Москвич-2141 — Утюг
Chevrolet Lacetti — Спагетти
ГАИшники называют свои служебные авто Дроческопами
SAAB — Сабак
Ford Mondeo — Мондюк, Моня
Hyundai Accent — Ацетон
Volkswagen Passat — Владимир Вольфович пошёл пассат*
Hyundai Getz — Геша
Chevrolet Aveo — Овечка
Suzuki Escudo — Паскуда
ЗАЗ Славута — Сволота
Toyota Mark II — Морковка, Маяк, Мрак-2
Hyundai Tucson — Тушкан
Mazda Premacy — Примус
Toyota Prius — тоже Примус
КамАЗ — Чумаз
Nissan Cefiro — Кефир
Audi A8 — Авоська

undefined

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *