Иногда они возвращаются. Что известно о перезапуске Opel в России (Forbes.ru)
Где будут производить российские автомобили Opel, какие модели, кто готов их реализовывать и почему марка уходила с отечественного рынка.
Второй по величине автопроизводитель в Европе, группа Peugeot-Citroen (Group PSA), объявила о возвращении на российский рынок марки Opel. Ее продажи должны усилить позиции PSA в евразийском регионе в рамках глобального плана развития Push to pass.
Региональным бренд-менеджером Opel станет Драгадан Ненадович, ранее работавший с этой маркой в России, на Украине и в большинстве других постсоветских стран.
По словам исполнительного вице-президента Group PSA Яника Безера, Россия является «крупным и привлекательным рынком». Одним из приоритетов для Opel названа доходность.
Где будут производить и кто будет продавать Opel
Выпуск Opel может быть налажен на совместном предприятии Peugeot-Citroen и Mitsubishi «ПСМА Рус» в Калуге. Об этом Forbes рассказала руководитель пресс-службы группы PSA в регионе Евразия Лилия Миллер: «Локальное производство – один из приоритетов и основной инструмент успешного автомобильного бизнеса в России. Принимая это во внимание, мы рассматриваем возможность расширения модельного ряда и не исключаем бренд Opel».
«ПСМА Рус» работает в Калуге с 2010 года, проектная мощность завода составляет 125 000 автомобилей в год. О стремлении Group PSA расширить производство свидетельствует обсуждение специального инвестиционного контракта (СПИК) с Минпромторгом. Об этом в начале февраля текущего года заявил гендиректор «ПСМА Рус» Николя Фебве. Такого рода контракты являются механизмом для предоставления промышленных субсидий автоконцернам. В свою очередь, производители обязаны наращивать степень локализации автомобилей и инвестировать в развитие того или иного высокотехнологичного направления.
Пока не определены конкретные модели для производства; решения о дилерской и сервисной сети Opel в России только предстоит принять, отметила Лилия Миллер.
По условиям сделки между General Motors (GM) и Group PSA, последняя не имеет права производить и продавать в России автомобили этой марки на платформах GM. Таким образом, актуальные поколения некогда популярных на отечественном рынке моделей Opel Mokka и Astra либо вовсе не появятся в России, либо будут «пересажены» на платформы PSA. Согласно данным издания «Авторевю», первыми под брендом Opel могут быть выпущены Opel Zafira Life и фургон Opel Vivaro – «перелицованные» Citroen SpaceTourer и Peugeot Traveller.
Несмотря на ряд неопределенностей, российские автодилеры заинтересованы в работе с Opel. Автомобильная группа «Авилон» готова рассмотреть включение марки в свой портфель брендов, рассказали Forbes в пресс-службе. Это может произойти после того, как PSA позиционирует Opel и представит план развития марки на авторынке. В компании подчеркнули, что бренд ожидает кропотливая работа по привлечению новых клиентов: «Уровень конкуренции в этом сегменте значительный, сильны корейские и немецкие марки, а также высока волатильность продаж».
«Мы заинтересованы в дилерстве Opel и рассмотрим эту возможность после того, как импортер озвучит условия дилерских соглашений, – заявил Forbes генеральный директор «ГК АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин. – Сейчас для того, чтобы бизнес автодилера бренда был прибыльным, необходимо продавать минимум 1000 автомобилей на 1 дилерский центр в год. Нам хочется верить, что весь модельный ряд будет локализован и что планы импортера будут амбициозны, тогда мы очень захотим к ним присоединиться».
Почему марка возвращается
Продажи Peugeot и Citroen в России находятся на низком уровне, отсюда невысокий объем производства, как следствие – недозагруженные производственные мощности, рассказал Forbes глава пресс-службы аналитического агентства «Автостат» Азат Тимерханов.
Учитывая, что сейчас марка Opel входит в Группу PSA, вполне логичным выглядит ее возвращение в Россию, продолжил он. Хотя только за счет Opel наличествующие мощности полностью загрузить не получится (рынок не тот, что был до кризиса), но объем производства нарастить возможно.
«Opel – это добротный продукт, который хорошо зарекомендовал себя до ухода с российского рынка. Например, в 2014 году (последний полный год своего присутствия в РФ) доля марки составляла 2,8%. Всего тогда было продано 65 000 новых легковых автомобилей Opel. По этому показателю немецкий бренд был на 11-м месте среди все автопроизводителей в России», – напомнил Тимерханов.
Согласно статистике Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи Peugeot в России в 2018 году увеличились на 12% по сравнению с 2017 годом и составили 5514 автомобилей. Хуже обстоят дела у Citroen: -15%, 3710 проданных машин. В целом за прошлый год отечественный авторынок вырос на 12,8%.
Почему Opel покидал Россию
Марка Opel – один из пионеров российского авторынка, начавший работать в России в 1990-х годах. Пик популярности пришелся на середину 2000-х, когда Opel принадлежал концерну General Motors (GM). Так, в 2005 году было продано 9153 автомобиля этой марки, год спустя – вдвое больше: 19 983 машины. «Спрос в России был невероятным. Я глазам не мог поверить», – рассказывал Драгадан Ненадович в интервью изданию eKapija.
В 2013 году отечественный авторынок начал снижаться, и Opel стал испытывать серьезные проблемы, снимая с продажи одну модель за другой. Отметим, что дела у марки шли неважно не только в России: GM пришлось реструктуризировать свои подразделения по всей Европе.
После обвала рубля в 2014 году автомобили Opel, обладавшие низкой степенью локализации (около 25%), перестали быть конкурентоспособными из-за резкого подорожания. General Motors принял решение убрать марку из России, аргументировав это тем, что «ситуация на рынке не оправдывает серьезных инвестиций в повышение уровня локализации».
В 2017 году General Motors продал Opel французскому концерну PSA за 2,2 млрд евро. Возможной причиной для заключения сделки стало то, что за 17 лет марка так и не смогла выйти на безубыточность. В последний год Opel принес GM убытков на €0,3 млрд.
Forbes.ru
Уход Opel из России: почему немец упал первым
Решение Opel стало не «очередным проявлением кризисной ситуации», а знаковым событием — мол, дело дрянь, и малой кровью мы точно не отделаемся. Впрочем, АвтоВести уверены, что никакой спад спроса в России не привел бы к «бегству», если бы компания в целом не представляла собой черную финансовую дыру.
Многие из нас крепки задним умом – и в ближайшие дни наверняка найдётся немало экспертов, якобы «с самого начала» знавших, что именно Opel обречён стать первой крупной жертвой кризиса. Однако все их выкладки наверняка будут сводиться к результатам продаж в феврале: немецкая марка стала одним из главных неудачников, зафиксирован падение в 82 % по сравнению с февралем прошлого года. Эти показатели вряд ли заставили топ-менеджмент Opel запрыгать от восторга – но в то же самое время трудно поверить, что именно эти минус 82 % стали первой и главной причиной дать сигнал к отступлению.
Конечно, наличие тех или иных факторов риска нельзя отрицать. К примеру, в то время как престижные марки умудряются даже улучшать свои показатели, а бюджетные модели позволяют их производителям минимизировать потери, основной удар кризиса принимают на себя марки, работающие в средней ценовой категории. К которым относится в том числе и Opel.
Но тут же стоит вспомнить, что итоги прошлого года оказались для Opel не такими уж и разгромными. Да, машин было продано на 20 % меньше, чем в 2013 году, — но тот же Ford, просевший вдвое сильнее (на 39 %), доморощенные эксперты выпроваживать из России не торопились. Были у марки и определенные успехи: компактный кроссовер Mokka стал самым востребованным автомобилем в сегменте, опередив среди прочего Nissan Juke. Появилась даже информация об организации к 2016 году сборки модели на заводе в Петербурге, где по этому случаю планировалось увеличить производственные мощности. Кстати, наличие локальной сборки нескольких моделей (которой, кроме питерского завода, занимается калининградский «Автотор») было одним из позитивных факторов для Opel, уменьшая зависимость цены на ту же модель Astra от колебаний валютных курсов. Но ложка позитива не могла перевесить бочку дёгтя – причем деготь этот начал копиться давным-давно, и главным генератором его был отнюдь не российский рынок.
Проблема в том, что Opel хронически убыточен – показательно, что «неплохими годами» в компании считаются те, когда убытки не дотягивают до миллиарда долларов. Негативную тенденцию не получается переломить ни переносом производств в Восточную Европу и закрытием заводов в Европе Западной (только что закрыли завод в немецком Бохуме), ни ускоренной разработкой большого количества новых моделей, ни другими вроде бы логичными способами. Периодически всплывает информация, что на каждой проданной – независимо от рынка – машине Opel теряет то ли чуть меньше, то ли чуть больше тысячи евро. Странно, что в свое время General Motors не воспользовала возможностью сбыть проблемную марку с рук долой, продав ее консорциуму канадской компании Magna и российского «Сбербанка» — но это уже совершенно другая история.
Так или иначе, финансовое состояние Opel в целом напрямую сказывается на возможностях бороться за свою долю российского рынка. Точнее – на отсутствии таковых возможностей. Если другие крупные концерны в теории могут смириться с теми или иными убытками или компенсировать потери за счет прибыли, полученной на других рынках, немцы так поступить не могут – у них и так течет из всех щелей. Одни могут придержать неизбежный рост цен – другим приходится переписывать ценники прямо здесь и сейчас независимо от своего отношения к этому недружественному потребителю акту.
Также можно вспомнить, что в последнее время концерн General Motors за пределами Америки предпочитает быстро констатировать смерть, чем тратить время на попытки оживления. Производство автомобилей марки Holden в Австралии перестало быть рентабельным? Не будем ничего производить в Австралии (на 2017 год запланирована окончательная остановка конвейера). Продажи Chevrolet в Европе забуксовали? Прекратим эти продажи – и дело с концом. В эту картину органично вписывается и озвученное вчера решение уйти с российского рынка. Похоже, в руководстве General Motors господствует метод не заглядывать особо далеко в будущее и не строить долгоиграющих планов, оценивая риски в краткосрочной перспективе. А что в краткосрочной перспективе на российском рынке жизнь будет не сахар, девушки на ресепшен торгующих машинами Opel российских автосалонов знают не хуже, чем топ-менеджеры на верхних этажах детройтских небоскребов.
Opel и Chevrolet объявили об уходе из России :: Autonews
Opel и Chevrolet объявили об уходе с российского рынка. Такое решение было принято из-за крайне низких продаж в конце 2014 и начале 2015 года. Opel уходит из России полностью. До конца июня будет законсервирован завод в Санкт-Петербурге, на калининградском «Автоторе» сборка будет закончена в феврале. Сборка остальных автомобилей данной марки на заводе ГАЗ завершится до конца года. Chevrolet продолжит продавать в России только самые дорогие модели: Corvette, Tahoe и Camaro.Что касается Cadillac, который также входит в концерн General Motors, то продажи автомобилей под этой маркой в России прекращены не будут. GM сконцентрируется на продажах только премиальных брендов Chevrolet и Cadillac. Дилерская сеть будет реструктурирована до конца года. Сервис и запчасти для ушедших брендов сохранится, обещает компания.
Модельный ряд Opel был представлен на нашем рынке шестью моделями: Astra в кузовах трех- и пятидверный хэтчбек, седан и универсал; Insignia в версии хэтчбек, седан, универсал и Country Tourer; кроссоверами Antara и Mokka; минивэны Meriva и Zafira. Кроме того, были доступны спортивные модификации Astra GTC и Insignia OPC.
Chevrolet продавал в России компакткар Spark, Aveo в кузовах хэтчбек и седан, Cruze (седан, хэтчбек, универсал), Cobalt, Malibu, кроссоверы Captiva, TrailBlazer и минивэн Orlando.
Большая часть моделей концерна General Motors производилась на российских заводах. Предприятие «Автотор» в Калининграде выпускало Opel Zafira, Meriva, Insignia и Chevrolet Aveo. На заводе «Дженерал Моторс Авто» в Санкт-Петербурге собирали Chevrolet Cruze и Captiva; Opel Antara, Astra и Mokka. В Тольятти на заводе «GM-АвтоВАЗ» ведется производство Chevrolet Niva.
Несмотря на объявленный уход из России, Opel и Chevrolet продолжит исполнение гарантийных обязательств, а также поставку запчастей и сервисное обслуживание.
По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи автомобилей Opel и Chevrolet в России начали снижаться еще в конце 2013 года, хотя по итогам года в целом Opel все же сумел удержать объем продаж на прежнем уровне, продажи Chevrolet в 2013 году сократились на 15%. В 2014 году падение продаж обеих марок ускорилось: за весь 2014 год Opel удалось сохранить статус-кво в годовом исчислении только в ноябре. По итогам 2014 года продажи Opel в России сократились на 20%, продажи Chevrolet — на 29%.
В середине марта 2015 года совместное предприятие GM-Avtovaz приостановило строительство завода в Самарской области, на котором должен был выпускаться автомобиль нового поколения Chevrolet Niva. «Мы подтверждаем, что ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ» прекращает контракт с ЗАО «Автозаводстрой». Подробности этой ситуации мы не комментируем. В настоящее время анализируется, каким образом прекращение контракта может отразиться на сроках реализации проекта по выпуску Chevrolet NIVA нового поколения, но никаких заявлений по этому поводу мы не делаем», — сообщили тогда в пресс-службе GM-Avtovaz.
Дилеры пока не получали уведомлений об уходе брендов GM.
Николай Загвоздкин, Роман Асанкин, Роман Фарботко
«Главный вопрос — что с ценами?» С чем Opel возвращается в Россию :: Autonews
Немецкая марка Opel сообщила о возвращении в Россию. Это решение было принято спустя четыре года после резкого сокращения присутствия концерна General Motors на российском рынке в марте 2015 г. Этот шаг станет частью стратегического плана, направленного на развитие бренда как в Европе, так и на мировых рынках, заявил председатель правления группы PSA Карлос Таварес.
Пока марка не анонсировала планов ни по моделям, ни по производству автомобилей в России. Однако источники Autonews.ru среди бывших дилеров Opel утверждают, что компания General Motors запретила концерну PSA, который приобрел Opel в 2017 г., использовать свои шасси в России. По данным источников, ограничение будет действовать не менее трех лет. Это значит, что увидеть в России Astra, Corsa, Mokka, Insignia и другие модели, построенные на платформе GM, в ближайшее время не получится.
Но в модельной линейке Opel теперь есть и другие автомобили: кроссовер Opel Crossland X, построенный на французском шасси PSA PF1, и более крупный Opel Grandland X, который использует французский EMP2. Кроме того, в арсенале Opel несколько вариантов моделей коммерческого транспорта, в том числе Zafira.
В прошлом году близкие к заводу PSA в Калуге источники рассказывали Autonews.ru, что марка всерьез рассматривает возвращение в Россию. Начать, по его словам, планировали с трех моделей: Astra K, кроссовера Grandland X, а также фургона Combo. Источник рассказывал, что автомобили будут собирать методом крупноузловой сборки в Калуге. Официальный представитель Opel Майкл Гюнтгенс тогда не подтвердил и не опроверг эту информацию.
Потенциальные конкуренты бренда на авторынке скептически отреагировали на планы марки в России. В беседе с Autonews.ru они усомнились, что компания сможет быстро адаптироваться к новым условиям работы. Между тем не исключено, что Opel сможет воспользоваться преимуществами, которые дает подписание специального инвестиционного контракта с правительством при условии инвестиций в российский автопром.
О том, что с правительством ведутся такие переговоры, свидетельствует факт недавнего визита в Калугу целой делегации высокопоставленных чиновников: в феврале завод «ПСМА Рус» посетили заместитель председателя правительства Дмитрий Козак и заместитель министра промышленности и торговли Александр Морозов.
Самое главное — цены
Опрошенные Autonews.ru дилеры, которые ранее работали с Opel, пока никаких предложений от марки не получали, но большинство заинтересованы в сотрудничестве.
«Пока непонятно, как бренд организует свою работу: у Opel есть бывшие партнеры, многие из которых до сих пор осуществляют сервисные работы на официальном уровне, но есть и дилеры PSA, — рассуждает представитель одной из компаний. — Возможно, будет какая-то подсадка к брендам Peugeot и Citroen, но эти автомобили сейчас и так продаются не очень хорошо. Поэтому сначала хотелось бы понять условия, на которых нам предложат работать, а также будущую ценовую политику. Учитывая, что из-за наложенных ограничений у Opel в России получается очень ограниченный модельный ряд, не факт, что эти автомобили будут востребованы».
Президент Российской ассоциации дилеров (РОАД) Олег Мосеев обращает внимание на то, что за четыре года отсутствия марки в России произошло перераспределение рынка и новичку придется трудно, если бренд сразу же не предложит хорошие цены на автомобили. Этого, впрочем, у Opel не получилось в разгар кризиса.
«Opel — хорошая марка. С точки зрения клиента, чем больше выбор на рынке, тем лучше. Сейчас бренд заходит в Россию под флагом PSA, и для Opel было бы логично сначала обратиться к своим бывшим дилерам, — сказал Мосеев в беседе с Autonews.ru. — С другой стороны, PSA нужно поддержать своих дистрибьюторов. Но пока сложно понять, как и зачем все это делается. А самый главный вопрос — что будет с ценами и моделями, которые предложат в России. Локализованного производства у марки здесь больше нет, поэтому вопрос конкурентоспособной цены стоит особенно остро. Плюс ряд ограничений, наложенных на Opel при переходе к PSA».
Руководитель направления по работе с ключевыми клиентами ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Захаров заявил, что заинтересован в дилерстве Opel. «Конкурентный, современный и технологичный продукт у марки есть, но для успеха на российском рынке и завоевания доли рынка необходимы агрессивная ценовая политика, серьезные инвестиции в маркетинг и в развитие дилерской сети. Хотелось бы верить, что весь модельный ряд будет локализован в России. При должном уровне инвестиций в развитие бренда в России должно пройти два-три года, прежде чем марка вернет лояльность со стороны российских автомобилистов».
По оценке эксперта, поиск партнеров для Opel может оказаться затруднительным. Дело в том, что освободившиеся дилерские центры после ухода марки с российского рынка уже заняты другими франшизами.
В свою очередь управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский считает, что бренд сделает основную ставку на SUV-сегмент, в котором у Opel в актуальной линейке представлено сразу несколько моделей.
«Наибольшую конкуренцию Opel могут составить автомобили Volkswagen Group, — предполагает эксперт. — Есть Skoda Karoq, бюджетные VW T-Roc и T-Cross. У Hyundai есть Creta, которая остается лидером сегмента, не стоит забывать и о Kia Sportage. Хорошо продаются Nissan Qashqai и Renault Kaptur. Побороть таких конкурентов Opel в принципе может, но только если PSA удастся добиться повышения уровня локализации. Но пока речь идет только о крупноузловой сборке».
Почему и как ушел Opel
Компания Opel ушла с российского рынка в 2015 году. После этого был законсервирован питерский завод General Motors, где в том числе собирали модель Astra. Генеральный директор Opel Group Карл Томас Нойманн тогда признавался, что такое резкое сокращение присутствия GM в России потребовало около $600 млн.
Эти деньги ушли на стимулирование продаж оставшихся у дилеров автомобилей, трансформацию дилерской сети, включающую в том числе отмену контрактов и компенсацию расходов дистрибьюторов. Серьезные средства понадобились и на проведение массового сокращения сотрудников — всего своих мест лишились около 17 тыс. человек, включая рабочих и менеджмент.
Официальную версию ухода General Motors из России министру промышленности и торговли Денису Мантурову лично представляла глава российского офиса GM Сюзанна Веббер. По ее словам, ей не удалось убедить совет директоров GM выделить дополнительные средства на компенсацию убытков деятельности компании на российском рынке на последующие годы. В головном офисе GM пришли к выводу, что низкий уровень локализации и высокая конкуренция на российском рынке не позволят компании получать прибыль.
Осенью 2017 г. марку Opel продали группе Peugeot Citroen, но российский завод, который не входил в структуру Opel Automobile GmbH, не был частью сделки и остался в собственности General Motors. В январе 2018 г. стало известно, что завод GM в Санкт-Петербурге может приобрести белорусско-британское автопредприятие «Юнисон».
Opel и Chevrolet уходят из России!
Сенсационная новость пришла сегодня из General Motors – руководство этой компании приняло решение прекратить продажи автомобилей марки Opel в России в конце этого года. Серьезно пострадает и Chevrolet – у нас останутся только «премиальные» модели типа большого внедорожника Tahoe и суперкара Corvette. Продолжится производство и «Нивы», однако разработка нового поколения «Шнивы», увы и ах, заморожена.
Что касается завода GM в Санкт-Петербурге, то его решено пока законсервировать (сокращенным работникам будет предложено семь окладов), а контрактная сборка автомобилей на ГАЗе прекратится в 2015 году. При этом в GM заверили корреспондента «Авто Mail.Ru», что все гарантийные обязательства на уже проданные автомобили дилерами будут выполняться. Не прекратится и поставка запчастей, так как GM верит, что еще сможет вернуться на российский рынок через некоторое время.
Комментарии официальных представителей General Motors по поводу ухода из России выглядят, признаться, весьма бледно, хотя менеджеры и пытаются излучать оптимизм. «Изменение нашей бизнес-модели в России является частью глобальной стратегии по обеспечению долгосрочного успеха на рынках, где мы присутствуем, – говорит президент GM Дэн Амманн. — Это решение позволяет избежать серьезных инвестиций в рынок с неясной долгосрочной перспективой».
«В настоящий момент наши автомобили, которые производятся в России, не обладают достаточным уровнем локализации, а ситуация на рынке не оправдывает серьезных инвестиций в повышение уровня локализации», — заявил генеральный директор Opel Group Карл-Томас Нойманн.
Надо отметить, что Opel и Chevrolet едва ли не сильнее остальных пострадали от падения курса рубля. Еще год назад они были одними из лидеров рынка — «Шеви» занимала шестую строчку в общем рейтинге продаж, а Opel шел на 11 месте. Однако руководство GM приняло решение в условиях кризиса не заниматься сохранением доли рынка, даже несмотря на наличие в России производственных площадок… Цены серьезно выросли, продажи рухнули. Chevrolet только за два месяца потерял по данным АЕБ 71%, а Opel 82%.
P.S. Что касается марки Cadillac, то она не пострадает – эти машины по-прежнему будут продаваться в России.