Утверждены ставки акцизов на бензин и дизельное топливо
Постановлением Правительства РК от 6 апреля 2018 года № 173 утверждены ставки акцизов на бензин (за исключением авиационного) и дизельное топливо, применяемые с 1 января 2018 года, а также определен порядок перевода литров в тонны в случае, когда единицей измерения объема и дизельного топлива в розничной торговле является литр.
Так, перевод литров в тонны при реализации бензина осуществляется по следующей формуле:
V × 0,730
М = ————-
1000
где:
М — объем реализованного бензина (за исключением авиационного), в тоннах;
V — объем реализованного бензина (за исключением авиационного), в литрах;
0,730 — показатель плотности для всех видов бензина (за исключением авиационного), кг/литр.
Перевод литров в тонны при реализации дизельного топлива осуществляется по следующей формуле:
V × 0,769
M = —————
1000
где:
М — объем реализованного дизельного топлива, в тоннах;
V — объем реализованного дизельного топлива, в литрах;
0,769 — показатель плотности для дизельного топлива, кг/литр.
Ставки акцизов на бензин (за исключением авиационного) и дизельное топливо утверждены в следующих размерах:
Наряду с этим, с 1 января 2018 года утрачивают силу:
1. Постановление Правительства РК от 13 марта 2015 года № 133 «Об утверждении ставок акцизов на бензин (за исключением авиационного) и дизельное топливо».
2. Постановление Правительства РК от 6 ноября 2015 года № 887 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 13 марта 2015 года № 133 «Об утверждении ставок акцизов на бензин (за исключением авиационного) и дизельное топливо».
3. Постановление Правительства РК от 30 сентября 2016 года № 557 «О внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 13 марта 2015 года № 133 «Об утверждении ставок акцизов на бензин (за исключением авиационного) и дизельное топливо».
4. Постановление Правительства РК от 31 марта 2017 года № 144 «О внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 13 марта 2015 года № 133 «Об утверждении ставок акцизов на бензин (за исключением авиационного) и дизельное топливо».
Как заполнить 870.00 форму «Эмиссия в окружающую среду»
Как заполнить 870.00 форму «Эмиссия в окружающую среду»
В документе приводятся формулы расчета суммы платежа за эмиссии в окружающую среду в зависимости от источников загрязнения:
стационарные, передвижные источники, сброс и размещение загрязняющих веществ.
Например:
ТОО имеет на балансе грузовой транспорт, за 1 квартал 2019г. по данным бухгалтерского учета ГСМ израсходовано 10 240 литров дизельного топлива, и легковой транспорт, по которому за 1 первый квартал 2019 года по данным бухгалтерского учета ГСМ израсходовано 3 700 литров бензина.
ТОО состоит на учете по месту нахождения стационарного источника загрязнения и по месту регистрации транспорта по Бостандыкскому району г. Алматы.
Решение маслихата города Алматы установлены следующие ставки с учетом коэффициента повышения 2 по стационарному источнику загрязнения:
По передвижному источнику загрязнения для дизельного топлива по решению маслихата ставка платы установлена 0,45 МРП за 1 тонну или 1136,,25 тенге (с учетом коэффициента повышения – 2272,5).
По передвижному источнику загрязнения для бензина по решению маслихата ставка платы установлена 0,33 МРП за 1 тонну или 833,25 тенге (с учетом коэффициента повышения – 1666,5).
МРП на 2019 год равен 2 525 тенге.
Порядок перевода литров топлива в тонны
В случае, когда единицей измерения объема при реализации дизельного топлива в розничной торговле является литр для расчета перевода использованного бензина и дизельного топлива в тонны необходимо руководствоваться формулой из Постановления Правительства РК от 6 апреля 2018 года № 173 «Об утверждении ставок акцизов на бензин (за исключением авиационного) и дизельное топливо».
При этом перевод литров дизельного топлива в тонны осуществляется по следующей формуле:
M= V×0.769/1000 где:
М — объем реализованного дизельного топлива, в тоннах;
V — объем реализованного дизельного топлива, в литрах;
0,769 — показатель плотности для дизельного топлива, кг/литр.
По данному расчету в тоннах израсходованное дизтопливо составит:
10 240 литров × 0,769/1000 = 7, 874 тонн.
Когда единицей измерения объема при реализации бензина в розничной торговле является литр, для перевода бензина в тонны использованных 3 000 литров бензина используем формулу из указанного постановления Правительства РК:
M= V×0.769/1000 где:
М — объем реализованного бензина (за исключением авиационного), в тоннах;
V — объем реализованного бензина (за исключением авиационного), в литрах;
0,730 — показатель плотности для всех видов бензина (за исключением авиационного), кг/литр.
При этом перевод литров бензина в тонны осуществляется по следующей формуле и составит 3 700 литров × 0,730/1000 = 2, 70 тонн.
ЗАПОЛНЯЕМ ФОРМЫ 870.01
Форма 870.01 предназначена для отражения информации об исчислении суммы платы за эмиссии в окружающую среду по каждому виду специального природопользования за налоговый период и заполняется отдельно за каждый вид загрязнения (специального природопользования).
Составление формы 871.01 по виду загрязняющего вещества: дизельное топливо
В разделе «Общая информация о налогоплательщике»:
1) при наличии экологического разрешения на эмиссии в окружающую среду в ячейке А указывается номер разрешения — не заполняется по передвижному источнику
в ячейке В указывается дата выдачи разрешения — не заполняется по передвижному источнику
в ячейке С указывается категория объектов (I, II, III, IV) — не заполняется по передвижному источнику.
в ячейке D указывается дата разрешения и фактическая дата окончания срока действия разрешения — не заполняется по передвижному источнику;
2) вид специального природопользования — от передвижных источников.
Отмечается одна ячейка в зависимости от вида специального природопользования, установленного экологическим законодательством РК;
3) вид загрязняющего вещества — пункт 4 подпункт 2 (дизельное топливо).
Указывается номер пункта, подпункта соответствующего пункта согласно статье 576 Налогового кодекса и код опасных отходов согласно приложению 8 к Классификатору отходов, утвержденному Приказом Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 31 мая 2007 года № 169-П.
4) единицы измерения природопользования — тонна.
В разделе «Сведения об объемах загрязнения в единицах измерения, указанных в строке 7 для исчисления платы за эмиссии в окружающую среду»:
1) в строке 870.01.001 указывается остаток норматива на начало квартала. Данная строка заполняется плательщиками платы за эмиссии в окружающую среду, за исключением плательщиков платы с объемами платежей до 100 МРП в суммарном годовом объеме – не заполняется.
При составлении декларации за первый квартал календарного года в строке 870.01.001 указывается величина установленного годового норматива.
При составлении декларации за второй – четвертый кварталы календарного года указывается разница между кварталами.
2) в строке 870.01.002 указывается объем выкупленного норматива на эмиссии в окружающую среду. Данная строка заполняется плательщиком платы за эмиссии в окружающую среду с объемами платежей до 100 МРП в суммарном годовом объеме, отмеченном в строке 7С декларации 870.00 — 0;
3) в строке 870.01.003 указывается фактический объем эмиссий в окружающую среду за налоговый период в пределах установленных нормативов. При этом значение строки 870.01.003 не может превышать значение строки 870.01.002 — 7,874;
4) в строке 870.01.004 указывается фактический объем эмиссий в окружающую среду сверх установленных нормативов (при его наличии) — 0;
5) в строке 870.01.005 указывается остаток норматива на конец квартала. Данная строка заполняется плательщиками платы за эмиссии в окружающую среду, за исключением плательщиков платы с объемами платежей до 100 МРП в суммарном годовом объеме — не заполняется.
В разделе «Сведения об установленных ставках для исчисления платы за эмиссии в окружающую среду»:
1) в строке 870.01.006 указывается ставка платы за эмиссии в окружающую среду в пределах установленного норматива в соответствии со статьей 576 Налогового кодекса дизтопливу- 1136,25тенге.
2) в строке 870.01.007 указывается размер повышения ставки платы по решению местных представительных органов согласно пункту 8 статьи 576 Налогового кодекса -2;
3) в строке 870.01.008 указывается ставка платы в пределах установленного норматива с учетом размера повышения ставки по решению местных представительных органов, определяемая как произведение строк 870.01.006 и 870.01.007 – 2 272,5 тенге;
5) в строке 870.01.010– ставка платы за эмиссии в окружающую среду в пределах норматива с учетом размера ставки платы по решению местных представительных органов в соответствии с пунктом 8 статьи 576 Налогового кодекса и коэффициентов, применяемых к плательщикам платы согласно пункту 2 статьи 577 Налогового кодекса, определяемая как произведение строк 870.01.006 и 870.01.009 А (В,С или D) (870.01.006 х 870.01.009 А (В,С или D) или (870.01.008 х 870.01.009A (В,С или D) – 2 272,5 тенге .
В разделе «Исчисление платы за эмиссии в окружающую среду, подлежащей уплате в бюджет»:
1) в строке 870.01.011 – сумма исчисленной платы за эмиссии в окружающую среду в пределах установленного норматива за налоговый период, определяемая как произведение строк 870.01.003 и 870.01.006, или 870.01.003 и 870.01.008, или 870.01.003 и 870.01.010 (870.01.003 х 870.01.006 (870.01.008 или 870.01.010)) – 17893,66 тенге (7,874*2272,5 ).
2) в строке 870.01.012 указывается сумма исчисленной платы за эмиссии в окружающую среду сверх установленного норматива за налоговый период, определяемая как произведение строк 870.01.004 и 870.01.006, или 870.01.004 и 870.01.008 (870.01.004 х 870.01.006 (870.01.008)) — 0.
Если ставка платы повышена по решению местных представительных органов согласно пункту 8 статьи 576 Налогового кодекса, то применяется формула 870.01.004 х 870.01.008.
В Казахстане утверждены ставки акцизов на бензин и дизтопливо
АСТАНА. КАЗИНФОРМ — Постановлением Правительства РК утверждены ставки акцизов на бензин и дизтопливо. МИА «Казинформ» публикует полный текст документа.
Постановление Правительства Республики Казахстан
Астана, Үкімет Үйі от 13 марта 2015 года № 133
Об утверждении ставок акцизов на бензин (за исключением авиационного) и дизельное топливо
В соответствии с подпунктом 2) пункта 4 статьи 280 Кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые ставки акцизов на бензин (за исключением авиационного) и дизельное топливо.
2. Настоящее постановление вводится в действие с 1 января 2015 года и подлежит официальному опубликованию.
Премьер-Министр Республики Казахстан К. МАСИМОВ
Утверждены
постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 марта 2015 года № 133
Ставки акцизов на бензин (за исключением авиационного) и дизельное топливо
№ п/п |
Ставки акцизов на 1 тонну (в тенге) |
||
Бензин (за исключением авиационного) (код ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 411 0-2710 12590 0) |
Дизельное топливо (код ТН ВЭД ЕАЭС 2710 19310 0-2710 19 480 0) |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Оптовая реализация производителями бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива собственного производства |
4 500 |
540 |
2. |
Оптовая реализация физическими и юридическими лицами бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива |
0 |
0 |
3. |
Розничная реализация производителями бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива, использование на собственные производственные нужды |
5 000 |
600 |
4. |
Розничная реализация физическими и юридическими лицами бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива, использование на собственные производственные нужды |
500 |
60 |
5. |
Импорт |
4 500 |
540 |
6. |
Передача подакцизных товаров, указанных в подпункте 5) статьи 279 настоящего Кодекса, являющихся продуктом переработки давальческого сырья |
4 500 |
540 |
В случае, когда единицей измерения объема при реализации бензина (за исключением авиационного) в розничной торговле является литр, перевод литров в тонны осуществляется по следующей формуле:
M = |
V x 0,730 |
, где: |
1000 |
М — объем реализованного бензина (за исключением авиационного), в тоннах;
V — объем реализованного бензина (за исключением авиационного), в литрах;
0,730 — показатель плотности для всех видов бензина (за исключением авиационного), кг/литр.
В случае, когда единицей измерения объема при реализации дизельного топлива в розничной торговле является литр, перевод литров в тонны осуществляется по следующей формуле:
M = |
V x 0,769 |
, где: |
1000 |
М — объем реализованного дизельного топлива, в тоннах;
V — объем реализованного дизельного топлива, в литрах;
0,769 — показатель плотности для дизельного топлива, кг/литр.
Примечание. Номенклатура товара определяется кодом ТН ВЭД ЕАЭС и (или) наименованием товара.
PRO плотность нефтепродуктов в «1С-Рейтинг: Нефтебаза»
В прикладном решении «1С-Рейтинг: Нефтебаза» имеется несколько регистров для хранения данных о плотности горюче-смазочных материалов. Рассмотрим назначение каждого из них.
Плотность (ГСМ)
Данный регистр хранит информацию о плотности номенклатуры на конкретные даты.
Он необходим для пересчета из меры массы в меру объема, и наоборот. Именно из этого регистра данные подставляются в документы движения горюче-смазочных материалов: подбор происходит по номенклатуре и по последней актуальной записи на дату документа.
После автоматического заполнения в документе плотность может быть переопределена пользователем вручную. В этом случае, при проведении появится новая запись в регистре.
Например, как видно на предыдущем скриншоте, последняя запись о показателе по номенклатуре Бензин АИ-95 создана 19 апреля 2018 года и равна 0,76.
При выборе в табличной части документа движения ГСМ данной номенклатурной позиции показатель подставляется автоматически, что видно из следующего скриншота.
Обратите внимание, что дата документа реализации 02 мая 2018 года, то есть позднее последней записи в регистре.
Далее, вручную изменим значение на 0,73.
После проведения документа вернемся к регистру. Как видно из следующего скриншота – новая запись уже добавлена.
Следует отметить, ручная регистрация сведений в данной форме невозможна, записи формируются автоматически только при проведении первичных документов движения ГСМ.
Средняя плотность ГСМ
Данный регистр хранит сведения о средней плотности.
Установка средних значений показателей для различных нефтепродуктов, в отличие от предыдущего регистра, здесь производится вручную.
Средние показатели используются при формировании специализированной отчетности подсистемы Нефтепродукты.
Важно!Данный регистр является обязательным для заполнения. В случае отсутствия данных – отчеты подсистемы будут сформированы некорректно.
Использование усредненных показателей вместо данных первичной документации при составлении отчетности связано с непостоянным характером показателей плотности.
Также эти сведения используются при подборе нефтепродуктов в табличные части документа ГСМ: Реализация через АЗС (при снятом флаге Использовать усредненную плотность при розничной реализации нефтепродуктов настройки учетной политики по ГСМ).
Как видно на следующем скриншоте, значение реквизита плотности автоматически подобрано и соответствует значению, введенному вручную в регистр.
Регламентированная плотность ГСМ
Регистр хранит информацию об усредненных показателях, установленных нормативными актами Республики Казахстан для конкретного вида нефтепродуктов.
Добавление записей в регистр осуществляется вручную по виду нефтепродуктов в целом (бензин, дизельное топливо и так далее).
Используется для объемно-массовых пересчетов, при исчислении акциза в документах розничной торговли.
А также при оформлении документа Реализация ГСМ через АЗС (при включенном признаке в настройках учетной политики по ГСМ).
Показатель плотности в документе на следующем рисунке соответствует показателю в регистре.
Во избежание искажения информации об остатках и оборотах нефтепродуктов, рекомендуется ведение учета в единицах измерения массы. В этом случае при формировании специализированной отчетности и сдаче регламентированных отчетов в компетентные органы не нужно пересчитывать показатели из одной меры в другую.
Более подробно об учете в мерах массы и объёма здесь: http://pro1c.kz/articles/uchet-nefteproduktov/pro-uchet-nefteproduktov-v-edinitsakh-massy-i-obyema-v-1s-reyting-neftebaza/
Цены на дизель во всем мире, 06-ян-2020
Цены дизельного топливо, 06-ян-2020: Среднея цена дизельного топливо по всему миру составляет 1.04 (U.S. Dollar) за литр. Существует существенная разница в этих ценах между разными странами. Как правило, богатые страны имеют более высокие цены, а бедные страны и страны, которые производят и экспортируют нефть значительно более низким ценам. Единственным исключением является США, экономически развитой страной с низкими ценами дизельного топливо. Разница в ценах в разных странах обусловлены разными налоги и субсидии дизельного топливо. Все страны имеют доступ к те же цены нефти на международных рынках, но они предъявляют разные налоги. В результате, цены дизельного топливо разные.
Цены на дизель, 06-ян-2020
(литр, U.S. Dollar)
Как изменились цены на дизельное топливо и бензин в Казахстане
Страна заняла девятое место в мире по стоимости ГСМ
Бекзада Ишекенова22 апреля 2019 года
Редакция LS посчитала, как изменились цены на топливо в январе-апреле 2019 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
По данным Минэнерго, АИ-92 в апреле текущего года снизился в цене по сравнению с апрелем 2018 года более чем на 10 тенге. Как и обещал министр энергетики Канат Бозумбаев, стоимость этого вида ГСМ приблизилась к уровню 150 тенге за литр.
Но не все так радужно в отличие от бензина; в апреле 2019 года по сравнению с апрелем прошлого года дизельное топливо выросло в стоимости почти на 30 тенге. При этом ценовая разница между январями двух лет превысила 40 тенге. В начале 2018 года дизельное топливо продавалось на уровне 150 тенге за литр, в апреле же текущего года эта цена стала больше 190 тенге за литр.
Вместе с тем, по данным Global Petrol Prices, Казахстан поднялся на девятую позицию по дешевизне топлива. Как отмечается в агентстве, ГСМ в стране продается по 47 центов за литр. Страна сравнялась по цене с Азербайджаном (47 центов), а также расположилась между Туркменистаном, Египтом (43 цента) и Эквадором (49 центов). Между тем в Узбекистане стоимость топлива достигла 54 цента за литр (16 место), в Кыргызстане – 61 цента за литр (22 место), в России – 67 центов за литр (25 место), в Беларуси – 76 центов за литр (32 место).
Напомним, ранее LS сообщал, что казахстанский бензин продолжает дешеветь.
Что заливают в наши бензобаки? / 1 июля 2014 — статьи почитать на Колёсах
Автор: Алексей Старков // Фото: Илья Давидович
Вопрос качества горючего издревле беспокоил автомобилистов. Годы идут, в мире принимаются новые экостандарты, но на казахстанском автомобильном топливе, похоже, всё это не очень-то и отражается. По крайней мере на том, что доходит до конечного потребителя. Почему это происходит, мы спросили у экспертов.
«Уже к середине лета в Казахстане может подорожать бензин», — напугал недавно автомобилистов министр нефти и газа Узакбай Карабалин. По словам чиновника, в его ведомстве пока не могут точно сказать, насколько подскочат прайсы на отечественных заправках. Но российское горючее, закупленное по прежним ценам и выручавшее казахстанский рынок ГСМ в постдевальвационный период, к середине лета закончится, а приобретать новую партию, возможно, придётся уже по другим тарифам. Соответственно поднимутся ценники и у казахстанских НПЗ.
Вот только улучшится ли качество топлива на отечественных заправках? — возникает резонный вопрос. За что будем больше платить?
Заправляясь, мы иногда и подумать не можем, что сердце машины может остановиться через несколько десятков километров из-за паршивого бензина. Кто знает, что бежит по шлангу в бак?
Как оказалось, пока что нет. «Процесс модернизации трёх казахстанских НПЗ завершится в 2016 году. В результате в 2017-2022 гг. республика будет полностью обеспечена бензином, дизельным топливом и авиакеросином по стандартам Евро-4 и Евро-5», — пообещал тот же Карабалин. То есть ещё как минимум два года казахстанцы будут заправляться горючим стандарта Евро-2. Да и оно, как показывает практика, сегодня не всегда доходит до наших бензобаков в чистом виде. Согласно подсчётам Национальной лиги потребителей, ежегодно в Казахстане из-за плохого топлива выходят из строя около 100 тысяч автомобилей. В чём причина? Давайте попробуем разобраться.
Что за топливо продаётся на наших АЗС, выявляет Независимый центр экспертизы нефтепродуктов. К его представителям мы и обратились за комментариями
Позади планеты всей!
В конце ноября 2013 года Международный центр по надзору за качеством горючего (The International Fuel Quality Center (IFQC)) опубликовал рейтинг, в основу которого положен уровень содержания серы, обнаруженной в составе дизельного топлива. В рейтинге, охватывающем 100 стран мира, Казахстан и Кыргызстан разделили 70-е место, Россия оказалась на 44-м. К слову, в 2012 году в этом же рейтинге Казахстан занимал 66-ю позицию. То есть качество солярки на наших заправках, по мнению международных экспертов, только ухудшилось.
В ходе знакомства мы заглянули и в лабораторию и удостоверились, что качество топлива на алматинских заправках всё-таки проверяется. Но как обстоит дело с теми, что за городом? Об этом, по словам экспертов, не знает никто. Причём, чем дальше от цивилизации, тем плачевнее состояние ГСМ
С бензином ситуация ещё плачевнее. Лет пять назад специалисты IFQC также проранжировали государства по этому виду топлива, и Казахстан разделил с Таджикистаном, Шри-Ланкой и Туркменистаном аж 90-е место.
Сложно сказать, по какой методике проводили исследования забугорные эксперты, но на маленькие заправки, стоящие где-нибудь в нашей тьмутаракани, они наверняка не заглядывали. А то ведь и вовсе могли бы вычеркнуть Казахстан из своего рейтинга. В городах ситуация чуток получше, но и здесь, согласно исследованиям теперь уже казахстанских независимых экспертов, частенько в бензобаки отечественных автолюбителей отправляется невесть что.
Сотрудники центра экспертизы берут пробы на АЗС. Тара должна быть из тёмного стекла, никаких пластиковых бутылок
Как дети без присмотра
— Реальную картину качества топлива по Казахстану вам никто не нарисует! — сразу же отрезала директор ТОО «Независимый центр экспертизы нефтепродуктов ORGANIC» Акмарал Калмуратова, к которой мы обратились за комментариями. Её экспертный центр не первый год проводит контрольные закупки горючего, испытывает его и предоставляет отчёты. А уже городское руководство направляет результаты исследований в правоохранительные органы: прокуратуру, госнадзор, налоговую инспекцию и т. д. для повторной экспертизы, проверки и принятия мер.
По словам директора ТОО «Независимый центр экспертизы нефтепродуктов ORGANIC» Акмарал Калмуратовой, реальную картину качества топлива по Казахстану никто не нарисует
— По Алматы мы ещё можем предоставить какие-то данные, но от настоящих они будут далеки, — поясняет свою позицию эксперт. — Почему? Потому что проверкой нужно охватывать все АЗС, а не 20 из 200! Так мы получаем реальную картину лишь на 10 %. Для контрольного закупа акиматом ежегодно выделяются средства, но хватает их на приобретение всего лишь 850 образцов ГСМ, в том числе 480 образцов дизтоплива. То есть в месяц наши сотрудники могут отбирать только 85 проб бензина. Поделив это количество условно на три (ведь бензин у нас реализуется 80-й, 92-й и 95-й, а то и 98-й), мы получаем, что проверить контролёры могут не более 20-25 заправочных станций.
— И при таком подходе ваши отчёты можно считать объективными?
— Можно. Так как мы делаем внезапные проверки, согласованные только с акиматом, да и то без определённых дат и графиков. Наши сотрудники показывают на заправке документ, разъясняющий, что закуп согласован с городским руководством, и отбирают пробы. Акимату ведь нужна реальная картина качества реализуемого топлива.
— Часто ваших проверяющих не пускают на АЗС?
— Часто. Причём обычно на заправки, где сотрудники мухлюют. Им проще сказать, что у них топливо закончилось, и, мол, проверять нечего, а отъедешь, глядишь — бензоколонка вновь работает. Бывало, и с кулаками на наших ребят кидались, и выталкивали их с заправок. Защищать нарушителей даже солидные мужчины приезжали и депутатскими корочками размахивали. Приходится просить своих друзей, лица которых незнакомы заправщикам, помогать нам делать контрольные закупки. Так что нарушения мы всё равно выявляем! Без проблем нас пускают только на те заправки, где менеджерам бояться нечего.
А нам всё равно!
— То есть получается, что у нас сегодня за качество топлива никто не отвечает?
— Раньше делались проверки через государственную систему контроля качества при Госкомнефтепродукте. Сегодня же Министерство нефти и газа отвечает за свою продукцию только до ворот заводов, а что происходит с топливом дальше — дело Госнадзора и Госстандарта, которые имеют право планово приходить с ревизией на АЗС только раз в год. А последний мораторий на проверки малого и среднего бизнеса вообще связал руки контролёрам, обязав их устраивать проверки только по жалобам потребителей.
Таким образом, из-за отсутствия систематического контроля на казахстанских заправках творится бог весть что. Топливо ведь не булка хлеба, где сразу видно, если что-то подмешано. Бензин, скорее, как молоко — долей воды и никто внешне ничего не заметит. Этим и пользуются нечистые на руку торговцы.
— Неужели даже благодаря вашим рейдам ничего не меняется?
— Улучшение за последние годы, конечно, видно. Сотрудники АЗС стали более дисциплинированными. По крайней мере уже никто в открытую не продаёт прямогонный бензин с октановым числом 50, 56, 60, 65. Сейчас такие случаи практически не регистрируются. Но качество топлива на некоторых АЗС и нефтебазах всё равно оставляет желать лучшего. Так, вместо 92-го там могут продавать бензин с октановым числом 89, восьмидесятый может быть с числом 77 и так далее. Чьё это «произведение» — АЗС или нефтебазы, на каком этапе произошла потеря качества — должны выявлять правоохранители.
— А каково качество дизеля?
— Как вы помните, недавно солярка поднялась в цене до 115 тенге. Так вот, сразу же у нас пошли выявления: температура вспышки дизеля на некоторых заправках упала. Она должна быть не ниже 40 °С, а наши замеры на 4 из 20 проверенных заправок одной из сетей стали показывать и 30, и 25 и даже 20 градусов! Значит, в продукт стоимостью 115 тенге залили лёгкий дистиллят, газовый конденсат или 80-й бензин, который сегодня дешёвый, и словили разницу. Причём факты разбодяживания солярки мы начали выявлять ещё до официальных заявлений, когда только пошли разговоры о поднятии цен на неё. Все материалы мы передали в акимат, там будут разбираться. Может, конечно, в той сети АЗС и не знали, что торгуют контрафактом, может, их подвели поставщики, но ведь они должны были контролировать процесс закупки.
— И зимнее дизтопливо вы проверяете?
— Конечно! К примеру, в минувшие холода мы неоднократно выявляли несоответствие солярки заявленной марке. То есть топливо, заявленное как зимнее, на поверку оказывалось летним, хотя и продавалось по «зимней» цене.
Детонация, прогоревшие поршни и другие неприятности
Ринат Бикаев, эксперт редакции
Объяснения о том, каким образом, в каких масштабах и где именно размешивают топливо в Казахстане, оставим на совести проверяющих органов, а мы поговорим о последствиях операций по разбодяживанию топлива для нас, автовладельцев.
Заправившись некачественным топливом на АЗС, мы получаем чувствительную потерю мощности, а как следствие и увеличившийся на 20-25 % расход топлива, и всё разрушающую детонацию. Как последствие — разрушенные перегородки поршней, прогоревшие прокладки головок блока цилиндров и сами головки, лопнувшие выхлопные клапаны, внезапно застучавший на хорошем масле двигатель и… дорогущий ремонт. Можно ведь ездить, не нагружая мотор и не доводя его до детонации, скажете вы. Да, можно. Но всегда есть «но». Современные двигатели не любят езду на пониженных оборотах: начинают закоксовываться поршневые кольца, тут же и прорыв газов, падение компрессии, а значит, и мощности, большой расход масла, выход из строя всех сальников двигателя. И опять он… ремонт мотора. И это просто последствия натяжки 80-го бензина до уровня АИ-92.
Последствия детонации могут выглядеть так: разрушена межкольцевая перегородка поршня двигателя
При применении в растворе (а это именно раствор, иначе назвать нельзя) бензина прямой перегонки последствия хуже. Плотность топлива меняется в разы. Самое минимальное, что может быть, это отказавшие свечи. Выгоревший центральный электрод сигнализирует о калильном зажигании. Другие последствия: сгоревшие клапаны, оплавленный или прогоревший поршень, реже, но бывает, лопнувшая гильза цилиндра. Капремонт агрегата — в лучшем случае, в худшем (особенно у современных автомобилей) — он окажется на свалке. Достаточно проехать несколько километров на таком «компоте», чтобы это произошло. А забитые и отказавшие элементы системы питания? А вышедшие из строя катализаторы? Да много что ещё.
Центральные электроды свечей были убиты калильным зажиганием
Худшие последствия калильного зажигания — оплавленный поршень. Конкретно этот из двигателя нового автомобиля, который проехал всего около 30 км
Как избежать всего этого? Заправляйтесь на проверенных заправках и сохраняйте чеки. Только так вы сможете доказать вину АЗС в случае отказа двигателя.
В горючке всегда присутствуют смолы, и часто в нашем топливе их содержание очень высоко. Смолы в бензине не обнаружить на глаз, они не засоряют фильтры, но оседают в виде такой «шубы» на впускных клапанах
Недобросовестные АЗС добавляют в свои «компоты» и метанол (спирт, который запрещён к использованию). Как итог — спёкшиеся соты катализатора и вышедший из строя лямбда-зонд
Проверяй, не доверяй!
— По каким параметрам проверяют топливо ваши эксперты?
— Отобранные пробы испытываются не по всем показателям, а только по нормам, по которым чаще всего выявляются несоответствия — октановое число, фракционный состав, количество серы, содержание присадок, в частности монометилэтилена и бензола, количество которых должно соответствовать Техрегламенту Таможенного союза.
— Вот вы ранее упомянули прямогонный бензин…
— Это продукт первичной переработки нефти, имеющий октановое число 50-60. На заводе прямогонный бензин отправляют в установку каталитического риформинга, на выходе из которой его октановое число вырастает до 90-98. Одним словом, это просто сырьё.
— И откуда такой бензин берётся на заправках?
— Правоохранительные органы выясняют это. В прошлом году, например, прокурорская проверка выявила на одной из городских нефтебаз 271 тонну прямогонного бензина с октановым числом 59. Для чего он хранился в центре южной столицы? Меры, конечно, были приняты, но вопрос, почему у нас гуляют по республике полуфабрикаты, так и остался открытым.
— То есть на таких вот нефтебазах и бодяжат сегодня топливо?
— Да. Либо подмешивают его в нормальное, чтобы увеличить объём и «поймать» маржу, либо присадками подравнивают под показатели разрешённого к продаже.
Так куда автомобилисту податься?
— Напоследок посоветуйте, пожалуйста, на что водителям обращать внимание, чтобы не получить в бензобак порцию «компота»? Как не нарваться на подделку?
— Посмотрите: где на АЗС очередь, там и качество. А если серьёзно, стопроцентной гарантии хорошего топлива вам в Алматы не даст никто. Единственный выход в этой ситуации — выбрать какую-либо сеть АЗС, где качество бензина или солярки вас более или менее устраивает, и заправляться только на станциях этого бренда, при этом собирать и хранить чеки после каждой заправки. И если что-то у вашей машины пойдёт не так, вы сможете доказать, что виной всему было ненадлежащее качество топлива. За городом же, если нет возможности накормить своего железного коня в любимой сети АЗС, всегда старайтесь заправляться на крупных бензоколонках.
Вместо постскриптума: а как дела у соседей?
Акмарал Калмуратова:
— Если сравнивать качество топлива на рынках России и Казахстана, конечно же, стоит учесть, что у нас в стране до сих пор выпускается бензин и дизель 2-го класса, в то время как наши северные соседи давно перешли на классы 4 и 5. Отталкиваясь только от этого, можно было бы сказать: в России всё замечательно! Но по данным тамошнего госнадзора, некачественного топлива на российских заправках выявляется огромное количество. Так в чём же причина? Оказывается, по закону любая нефтебаза в РФ имеет право разработать свои стандарты и выпускать горючее на рынок. Просто смешивать полупродукты с присадками и продавать!
В отличие от России, где выпускают топливо класса 4 и 5, казахстанские НПЗ по сей день производят горючку только 2-го класса. Но это совсем не означает, что и у соседей всё замечательно
В Казахстане в этом отношении правила жёсткие: у нас производить что-либо нефтебазам запрещено. Мы, как я уже говорила, выпускаем топливо второго класса, и если оно, доходя до потребителя, остаётся того же качества, что выпустил завод, никакого вреда для двигателей не возникает.