Что такое протектор шин: виды и их значение
Содержание статьи
Протектор на покрышке – не дань моде, не элемент современно дизайна, а выверенная и кропотливая работа инженеров, сотрудников научно-исследовательских лабораторий при крупных автомобильных концернах. И предстоит разработчикам не только создать рисунок протектора, но и провести испытания, оценить уровень безопасности, пригодности для того или иного дорожного покрытия. И от того, какой протектор всесезонных шин пройдет проверку и получит специальные балы, зависит, попадет ли он на рынок сбыта или окажется в череде доработок, то есть станет важным материалом для изучения и последующего внедрения новаций.
Протектор на покрышкеОтветственный производитель осознает, что главная задача протектора – защищать водителя и пассажиров авто. Протектор становится тем невидимым помощником, который беспрекословно отвечает на запросы рулевого управления, удерживает машину на резких поворотах, при совершении экстренного торможения.
Рисунок протектора, как и отпечаток пальцев, имеет свойство не повторяться, хотя всегда состоит из набора ламелей, шашечек, боковых элементов сцепки, но зато варьируется глубина орнамента, расположение его деталей. При комбинировании общепринятых элементов и получается симметричный или асимметричный протектор шин. А какой из них лучший, попробуем разобраться.
Виды протектора?
По расположению рисунка:
- ассиметричный
- симметричный
По имеющейся композиции ламелей:
- направленный
- ненаправленный
По сезонности:
- летние
- зимние
- всесезонные
Обозначен не весь перечень, ведь имеется еще летний и зимний протектор шин, виды его следующие: шоссейные, универсальные, грязевые, скандинавские, европейские и другие. Но из-за такой развернутой классификации не стоит забывать о функциональной нагрузке проктора, а его роль в управлении авто немаловажная. Так почему же так пристально надо следить за состоянием протектора рисунка, и если происходит его износ, следует принимать меры и «облысевшую» резину менять на новую.
Главные задачи протектора
Значение протектора бесспорно очень значимое, поэтому его износ воспринимается как снижение безопасности вождения авто, ухудшение управляемости машины на поворотах и сложных участках.
А теперь рассмотрим по отдельности каждый из видов протектора.
- Ассиметричный протектор шин. Он может быть направленным и ненаправленным. Направленный протектор шин, виды его со стороны напоминают привычную елочку, всеми острыми элементами орнамента направляется в сторону движения машины. Ламели словно рассекают воздух, водные потоки, укрывающие дорожное покрытие. А вот поверхность ненаправленного рисунка образно напоминает лесенку, идущую в разные стороны, сохраняя такую важную ассиметрию деталей. К тому же ненаправленный асимметричный протектор шин идет по-разному в центре и по бокам протектора. Искусно организованный «хаос» на протекторе работает эффективно, отводя потоки дождевой воды, грязи, отталкивая мелкие камни. Таким образом, и проявляется функционал резинового покрытия, когда асимметричный протектор шин работает на пользу автовладельцу, обеспечивая достойную сцепку с дорожным полотном. При самостоятельном монтаже стоит быть предельно внимательным с такого рода рисунками. Во-первых, на этих шинах имеется маркировка — оuter и Inner, которая указывает как правильно расположить покрышку, использовать ее для задних или передних колес. Во-вторых, изделия не рекомендуется менять местами, иначе этот приведет к быстрому износу резины и минимизации функционала рисунка протектора.
Особенности:
- наружная сторона шины с ассиметричным рисунком лучше работает на сухой дороге, а внутренняя часть — на мокрой
- комфортность маневрирования
- Симметричный протектор шин. Он также может быть направленным и ненаправленным. Считается, что симметричный протектор всесезонных шин- самый проверенный и востребованный вариант. По мокрой дороге выполняется нормальная сцепка, идет необходимый отвод воды. Доказано, что если машину обули в резину такого класса, то транспортное средство идет практически бесшумно, амортизируя на ухабах и кочках, не приуменьшая ни в коем случае комфорт в салоне. Чаще всего симметричный протектор шин применяется для заводской комплектации новым машин, и многими автовладельцами меняется только по причине износа, а не потому, что такая резина не подошла. Да и монтировать их не так уж и сложно. Во-первых, если берете протектор шин вида направленного, то обратите внимание на боковую часть. Там будет обозначена маркировка — Rotation. После монтажа эта надпись должна остаться на внешней стороне покрышки. Во-вторых, покрышки можно менять, перенося их соответственно с задних колес на передние.
Особенности:
- Ненаправленный симметричный рисунок признан универсальным изделием массового использования
- Направленный симметричный рисунок обладает качественной способностью отводить воды из пятна контакта с дорогой
- Акустический комфорт
Летние шины, имеющие асимметричный протектор шин и симметричный разделяют на такие категории:
- Шоссейные с симметричным рисунком протектора
- Универсальные с ассиметричным и симметричным рисунком протектора
- Грязевые с ассиметричным рисунком
Определен протектор шин: виды зимние:
- Европейские, когда ассиметричный протектор мягкий, он еще имеет специальные грунтозацепы для передвижения по снегу.
- Скандинавские шины могут дополняться шипами, липучками. Рисунок протектора – ассиметричный.
Немаловажный показатель резины – какую глубину имеет протектор шин; виды его не важны — летние, зимние, всесезонные. В норме, никогда нельзя допускать «облысение» резины. А для этого стоит следить за индикаторами износа. Они могут быть числовыми, цветовыми, и расположенными на специальных участках протектора. Следует взять за правило – контролировать рисунок протектора, оценивать его состояние, чтобы вовремя устранять недостатки.
Глубина протектора шин
Похожие статьи
Конструкция и назначение шин | protektor.ru
Конструкция обычной шины
Конструкция шины с резаной проволокой под протектором
Конструкция шины со стальным брекером
Конструкция шины со стальным боковым брекером
Конструкция обычной шины
- Протектор
Используемый материал протектора устойчив к истиранию и порезам. Рисунок протектора обеспечивает надежное сцепление шины с грунтом, продлевает срок ее службы и увеличивает стойкость к порезам. - Брекер
Между наружными слоями и протектором шины расположены дополнительные слои обрезиненной кордной ткани. Они защищают слои кордной ткани от порезов, проникающих сквозь протектор, и поглощают удары. - Слои
Шина состоит из нескольких слоев, покрытых с обеих сторон резиновой смесью. Они поддерживают внутреннее давление воздуха в шинах, несущих нагрузку. Эти слои выполнены из высокопрочного нейлонового корда.Термин «норма слойности», согласно Ассоциации изготовителей шин и ободьев (TRA), определяется следующим образом:
«Максимальная рекомендованная нагрузка для шины с учетом конкретных условий эксплуатации. Это показатель прочности шины, который может и не выражаться через количество слоев корда в шине.»
- Внутренняя прокладка
Внутренняя прокладка представляет собой слой резины, покрывающий от борта до борта внутреннюю поверхность бескамерной шины, и играет роль камеры в обычной камерной шине. Она предотвращает потерю внутреннего давления воздуха в шине. - Борта
Борта — это участки крепления шины к ободу. Все слои связаны в пучки стальной проволокой. Борта полностью прилегают к ободу, предотвращая проскальзывание шины по контуру обода при движении транспортного средства. - Уплотнительное кольцо (прокладка обода)
Когда шину накачивают, это резиновое кольцо предотвращает утечку воздуха через зазоры в ободе. - Боковины
Боковины — это крышки, изготовленные из упругой резиновой смеси для защиты боковых стенок шины. Боковины предназначены оградить слои от ударов и порезов, и должны гнуться и изгибаться без образования трещин при обычной нагрузке. - Камеры и резиновые прокладки
Назначение камеры — удерживать воздух или инертный газ под давлением внутри кордного каркаса. Резиновая прокладка защищает камеру от повреждения со стороны обода и бортов шины.
Конструкция шины с резаной проволокой под протектором
Резаная проволока под протектором шины — это специальная резиновая прослойка между протектором и брекером, усиленная нарезанной проволокой. Прослойка резины и нарезанной проволоки имеет следующие преимущества:
(1) Защищает от порезов, не только снижая затраты на ремонт, но повышая общую производительность транспортного средства.
(2) Предупреждает увеличение в размерах небольших порезов.
(3) Предупреждает попадание внутрь шины воды, пыли, грязи и мелкого щебня, которые могут привести к повреждению шины.
Конструкция шины со стальным брекером
Шины с протектором для передвижения по скальному грунту часто отличаются материалом брекера. В брекере заменили нейлон сталью для увеличения стойкости шины к порезам и разрывам.
(1) Порезы протектора не приводят к разрыву шины.
(2) Снижена опасность прокола шин.
(3) Меньше повреждений каркаса шины, при этом шину можно многократно восстанавливать.
Конструкция шины со стальным боковым брекером
В этой шине стальной брекер протянут к боковине шины для защиты ее от боковых повреждений. Конструкция аналогична описанной выше.
Конструкция радиальной шины
Участки боковины и протектора функционируют раздельно. Протектор не подвергается воздействию упругих боковин, вследствие чего:
(1) уменьшается деформация участка контакта шины с поверхностью грунта;
(2) снижается трение о грунт.
(3) отсутствует перемещение между слоями каркаса.
Рекомендации по выбору шин | protektor.ru
Критерии выбора шины
Рисунок протектора
Тонно-миля-в час (ТМРН)
Характеристики шины
Диагональные и радиальные шины
Критерии выбора шины
Рисунок протектора
Рисунки протектора в первом приближении можно подразделить на следующие типы:
- без замкнутой канавки в центре — рис.1;
- с поперечными канавками — рис. 2;
- в форме блоков — рис. 3.
рис.1 | рис.2 | рис.3 |
По существу, первый тип исключительно устойчив к порезам и износу, в то время как второй тип обеспечивает надежное сцепление на скользкой поверхности. Блочный рисунок протектора типичен для радиальных шин, имеющих хорошие показатели по всем параметрам.
Глубина канавок протектора на шинах для движения по скальному грунту
Шины для самосвалов имеют глубину канавок протектора, указанную в таблице ниже. Основная особенность шины с глубокими канавками — большая величина допуска на износ.
Категория глубины канавки | КодTRA | Основное назначение | Глубина канавки |
Обычная канавка | E3 | Твердый грунт | 100 |
Глубокая канавка | E4 | Когда необходимо иметь устойчивость к внешним повреждениям и износостойкость большие, чем у Е3 | ~150 |
Тонно-миля-в час (ТМРН)
Основное назначение шин для тяжелых условий работы — быстрее перевозить тяжелые грузы на более длинные расстояния. В результате воздействия тяжелых транспортных нагрузок шина, имеющая температурные ограничения, неизбежно нагревается.
Если это ограничение достигнуто, износ шины начинается на раннем этапе эксплуатации. Поэтому при выборе шин необходимо определить объем работ, который шина может выдержать без перегрева при эксплуатации транспортного средства в заданных условиях.
Объем работ, выполненный в заданных условиях и в безопасном режиме, выражается как ТОННО- МИЛЯ В ЧАС, и определяется по следующей формуле:
TMPH = (Средняя нагрузка на шину) x (Средняя скорость)
Средняя нагрузка на шину = 1/2 (нагрузка на шину, когда транспортное средство не нагружено
+ нагрузка на шину, когда транспортное средство загружено)
Средняя скорость = | Расстояние поездки в оба конца x количество рабочих циклов в день |
Количество рабочих часов в день* |
*Количество рабочих часов включает перерывы и простои машины.
Характеристики шины
Оптимальные шины должны выбираться с учетом условий эксплуатации или региональных условий, исходя из устойчивости к порезам (износу) и термостойкости. Эти показатели классифицируют следующим образом.
- CR (сопротивление порезу)
Высокая устойчивость к порезам и износу, который вызывается выпуклым дорожным профилем, выступающими из грунта или разбросанными камнями, острыми предметами и т. д. - HR (Термостойкость)
Устойчивость к воздействию внутреннего тепла, выделяемого в шинах, делает машину пригодной для перемещений груза на большие расстояния. - GP (Универсальность)
Шины, имеющие средние значения показателей CR и HR. - Шины с резаной проволокой под протектором и стальным брекером
Более высокая устойчивость этих шин к порезам, по сравнению с шинами CR, была достигнута с учетом особых мер предосторожности, ограничивающих порез и износ шины, за счет введения слоя стального корда между протектором и каркасом или создания промежуточного слоя «корд-усиленная резина» между покрышкой и слоями кордной ткани для защиты слоев от проникновения острых предметов.
Выбор шин, отвечающих требуемым свойствам (конструкция шины, качество резины)
Требуемые свойства | Качество резины протектора | Конструкция | |||||
Стандарт | Термо- стойкость | Устойчивость к порезам | Нейлоновый брекер | Стальной брекер | Боковой стальной брекер | ||
Износостойкость | |||||||
Устойчивость к порезам | Протектор | ||||||
Боковой | |||||||
Термостойкость | |||||||
Сцепление с грунтом |
Отлично | |
Хорошо | |
Допустимо |
Так как структура и качество резины, используемой для протектора, устойчивость к порезам и износостойкость взаимно противоположны термостойкости, то при выборе шин всегда проверяйте термостойкость TKPH.
Определенные типы шин могут изготавливаться из резины с высокой термостойкостью (SHR) и отличной устойчивостью к порезам (SCR), поэтому проконсультируйтесь у дистрибьютора шин о шинах, не указанных в инструкции по эксплуатации.
Диагональные и радиальные шины
Подробнее о сравнении диагональных и радиальных шин читайте здесь.
Индикатор износа протектора шины / Виды, где находится.
Летние шины 185 65 15 в Краснодаре.Автомобильная шина должна быть всегда в исправном состоянии. Перед поездкой состояние покрышек проверяют. Стоит смотреть и на рисунок протектора. Во время регулярного осмотра, оценивают его состояние. Проверить глубину канавок поможет индикатор износа протектора шины. Они бывают разными, стоит рассмотреть этот элемент автошины более подробно.
Что такое индикатор износа шин и зачем он нужен
Каждый производитель стремится сделать свою продукцию максимально безопасной. Для упрощения контроля за текущим состоянием, на каждой единице имеется индикатор износа шин. Он позволяет определить, насколько сильно стерт протектор.
Разновидностей индикаторов несколько, каждый производитель решает эту задачу самостоятельно. Общее у всех покрышек заключается в возможности быстро определить степень износа.
Опираться только на индикатор не стоит. Всегда при оценке учитывайте и общее состояние покрышки.
Виды индикаторов износа протектора
Производители по-разному решают задачу размещения меток. В первую очередь размещаются они в разных местах.
- На дне канавок. Это наиболее частый вариант.
- На блоках протектора. Тут применяется цветовая идентификация. Считается не самым надежным способом.
- На боковинах. В первую очередь ориентируется на износ плечевых блоков, часто используется на внедорожной резине.
Зная, где находится индикатор найти его значительно проще.
Помимо местоположения, имеются и разные виды индикаторов. Это нужно учитывать, чтобы не пришлось искать несуществующую метку.
- Бугорок. Обычно размещается в глубине канавки. Имеет высоту минимально допустимую для конкретного типа покрышек. Для летней резины высота будет 1,6 мм. Уровень износа определить просто, если канавка сровнялась с бугорком, шину стоит заменить.
- Цветные метки. Принцип действия простой – показать, что блок протектора стерся до минимального значения. Иногда такие индикаторы являются стирающимися, в этом случае метка делается до определенной глубины. Как только она исчезла, стоит менять покрышки. Другой вариант – заглубленная метка, в этом случае цветная метка проявляется только когда до нее будет стерта резина, что говорит о выходе шины из строя.
- Цифровые метки. Действуют аналогично цветным, но тут используются цифровые значения, говорящие, сколько глубины протектора осталось. Ценится водителями, часто ездящими на дальние расстояния. Также такие метки позволяют определить время смены покрышек между осями.
Расположение метки можно найти по треугольнику на боковине. Он показывает, где находится индикатор на протекторе.
Метки в зависимости от производителя шины
Многие производители используют оригинальные индикаторы характерные только для их продукции. Как правило, каждая марка применяет одну метку, и купив в следующий раз такие же шины, но другой модели, вы уже будете понимать, как проверять протектор на стирание. Делается это, чтобы потребитель привыкал к одной марке.
У Nokian на протекторе имеются цифры. Они сделаны на разную глубину. Как только пропадет последняя, необходимо срочно менять покрышку. На зимней резине этой марки дополнительно используются бугорки в канавках, делаются они в виде снежинок.
Мишлен не зацикливается на одном виде индикаторов. В зависимости от модели покрышка может маркироваться по-разному. Тут можно только упомянуть, что на местоположение метки указывает TWI или фирменный логотип производителя.
Компания Bridgestone делает несколько индикаторов. Это позволяет более комфортно оценивать состояние автошины. По ободу размещают цветные метки, как только они стерлись, следует сменить шину. Зимняя резина дополнительно имеет индикатор в виде выступа в канавке. Всего размещается 4 метки по всему периметру покрышки.
Что влияет на износ протектора
Автошина имеет ряд требований к эксплуатации, соблюдая все нюансы можно продлить срок службы резины. Перечислим основные моменты.
- Не перегружайте автомобиль. Повышенная нагрузка усиливает износ протектора.
- Не стоит превышать скорость. Чем быстрее движется транспортное средство, тем быстрее сотрется покрышка.
- Экстремальное вождение приводит к износу резины.
- Следите за давлением в шине.
- Техническое состояние подвески оказывает немалое влияние на общее состояние шин.
- Используйте шины только в соответствии с рекомендациями производителя.
Остаточная глубина протектора
Минимальная глубина рисунка регламентируется регламентом по допуску колесных транспортных средств. Там подробно расписаны все допуски по размеру протектора. Летняя резина для легковых автомобилей не должна иметь протектор глубиной менее 1,6 мм. Для грузовых машин этот параметр должен быть минимум 1 мм, на автобусах – 2 мм.
Зимняя авторезина должна иметь протектор не менее 4 мм. Это обязательно требование к шинам.
Индикатор износа значительно упрощает контроль над состоянием автошин. С помощью этого элемента покрышки, можно своевременно заметить необходимость установки новых покрышек. Водителю лучше знать все возможные разновидности меток.
Применение | Индекс по TRA | Протектор | Условия эксплуатации |
Для самосвалов и скреперов | E-1 | Ребристый | Для передних колес самосвалов |
E-2 | Повышенной проходимости | Для скреперов, используемых на песчаных грунтах и легких почвах, где важна сила сцепления с грунтом. | |
E-3 | Для скального грунта | Для самосвалов и скреперов, используемых в условиях, где важны устойчивость к внешним повреждениям и износостойкость. | |
E-4 | Глубокий, для скального грунта | Для самосвалов и скреперов,используемых в условиях, где важны устойчивость к внешним повреждениям и износостойкость. | |
E-7 | Высокой проходимости | Для многофункциональных скреперов, более прочные, чем Е3 и используемые в условиях, где необходима только проходимость. | |
Для грейдеров | G-1 | Ребристый | Для передних колес грейдеров. |
G-2 | Повышенной проходимости | Для задних колес грейдеров, используемых в условиях, где важна сила сцепления с грунтом. | |
G-3 | Для скального грунта | Для задних колес грейдеров, используемых в условиях, где устойчивость к внешним повреждениям и износостойкость важнее силы сцепления с грунтом. | |
Для погрузчиков и бульдозеров | L-2 | Повышенной проходимости | Для погрузчиков и бульдозеров, используемых на песчаных грунтах, где важна сила сцепления с грунтом. |
L-3 | Для скального грунта | Для погрузчиков и бульдозеров, используемых на горных песках и камнях, где важны устойчивость к внешним повреждениям и износостойкость. | |
L-4 | Глубокий, для скального грунта | Для погрузчиков и бульдозеров,используемых в условиях, где устойчивость к внешним повреждениям и износостойкость должны быть выше, чем у L3. | |
L-4S | Гладкий, глубокий протектор | Для погрузчиков и бульдозеров,используемых в условиях, где устойчивость к внешним повреждениям и износостойкость должны быть выше,чем у L-3S. | |
L-5 | Протектор большой глубины для скального | Для погрузчиков и бульдозеров,используемых в условиях, где устойчивость к внешним повреждениям и износостойкость должны быть выше,чем у L4. | |
L-5S | Гладкий протектор большой глубины | Для погрузчиков и бульдозеров,используемых в условиях, где устойчивость к внешним повреждениям и износостойкость должны быть выше,чем у L-4S. | |
Для автодорожных катков | C-1 | Гладкий протектор | Для катков на пневматических шинах |
Остаточная глубина протектора — на что влияет, индикатор износа.
Летние покрышки по выгодным ценам.Шина автомобиля предназначена в первую очередь для обеспечения нормального сцепления с дорогой в любых условиях. Для этого на поверхности профиля располагается слой-протектор. Он имеет определенный рисунок, наиболее подходящий для конкретной ситуации. Шина выполняет роль своеобразного амортизатора, снижая нагрузку на неподрессоренные элементы подвески.
Протектор шины – для чего нужен, из каких элементов состоит
Как уже упоминалось верхняя часть профиля называется протектором. Выполнен он из плотной резины, в некоторых случаях с микропорами. Основной задачей является обеспечение хорошего сцепления с дорогой, защиту шины от повреждений при наезде на мелкие неровности дороги. Протектор состоит из следующих элементов.
- Ребро. Это центральная часть протектора, делит профиль на две половины. Может быть выраженной в виде полоски или условной. Отвечает за удержание автомобиля на дороге при прямолинейном движении.
- Центральная канавка. Обычно они парные. Расположены по краям от ребра. Может быть несколько, например, на дождевой резине. Помогают эффективнее отводить воду, косвенно оказывают влияние на курсовую устойчивость.
- Водоотводные канавки. Это поперечные углубления, могут быть сплошными от центра к краям или короткими между круговыми канавками. Основная задача отводить воду из пятна контакта, избегая эффекта аквапланирования. Этот элемент наиболее активно выражен на дождевых покрышках.
- Протекторные блоки (шашки). Элементы, отвечающие за сцепление с дорогой. Могут иметь разную форму, а также дополнительные элементы.
- Плечевые блоки. Размещены по краям протектора. Отвечают за устойчивость автомобиля на мягком грунте. Обычно развиты на зимней и грязевой резине. Также выделяются на летних шинах для грунтовых дорог. На магистральных и скоростных шинах имеют минимальный размер.
- Ламели. Надрезы на блоках. Помогают эффективнее зацепляться за скользкую поверхность. В основном применяются на зимней резине. Могут иметь различную форму.
Индикатор износа протектора шины
Производители авторезины заботятся о безопасности водителей. Поэтому, каждая покрышка имеет индикатор износа. Это позволяет самостоятельно определять состояние шины и своевременно заменять стертую резину. Под индикатором износа подразумевают любые метки, дающие понимание о высоте протектора. Это могут быть:
- цветовые метки;
- элементы рисунка протектора;
- выпуклые участки в канавках.
Но, это только самые распространенные виды меток.
Часто на современных шинах применяются цифровые указатели. Часто такие метки можно встретить на зимней резине. Для этого на поверхности блока протектора наносятся цифры, соответствующие высоте протектора. Они имеют определенную глубину. По мере стирания резины, стираются и цифры. Допустим если на покрышке стерлась цифра «6», но есть «5», это говорит, что остаточная глубина протектора 5 мм. Как правило, последняя цифра обозначает минимально допустимую высоту рисунка. Если она пропала, значит нужно озаботиться заменой резины.
Аналогично работают и цветовые метки. Но, они могут быть двух типов. Наиболее распространенный вариант – это цветная резина на определенную глубину протекторного блока. Как только она исчезнет (сотрется) шину следует заменить. Но, иногда метки наносятся на боковины. Тут работает немного другой принцип. Как только резина сотрется до метки, это и означает необходимость смены покрышки.
Часто встречаются индикаторы в виде выпуклых участков в канавках. Они показывают минимально возможную глубину протектора. Как только блоки сравняются с выпуклостями, следует озаботиться заменой резины.
В некоторых случаях глубина протектора может отмечаться рисками, насечками и другими способами.
Сотрудники ГИБДД при проверке автомобиля на дороге не могут руководствоваться индикаторами на колесе. Они обязаны выполнять проверку только сертифицированными приборами.
Как измерить остаточную глубину протектора
Если хотите определить, можно ли эксплуатировать колесо с покрышкой, произведите замеры. Для этого существует несколько способов народных или вполне официальных. Рассмотрим более подробно как измерить глубину.
Для начала стоит уточнить, что производить замеры следует в нескольких точках. Это позволит обеспечить наиболее точный результат. Глубина рисунка протектора может отличаться в центре ската и на краю, это также стоит учитывать.
Часто водители пользуются народным методом замеров. Для этого берут монету и помещают ее в канавку. После чего зажимают пальцем место, где кончается протектор. Останется только померить полученные данные линейкой. Это не самый точный способ, если нет других вариантов, вполне подойдет.
Более точным и надежным будет использование штангенциркуля или линейки с глубиномером. Тут все довольно просто. Опускаем глубиномер в канавку и смотрим на показания. Это позволит замерить износ с точностью до миллиметра. В большей части случаев этого достаточно.
Также существуют электронные глубиномеры. Они могут быть простыми, для использования автолюбителями и профессиональными. Последними обычно пользуются сотрудники дорожной инспекции и на станциях техосмотра. Применение такого прибора позволяет добиться максимальной точности и решить может ли автошина эксплуатироваться дальше.
Какой должна быть остаточная глубина протектора
Отвечая на вопрос, какая может быть глубина у протектора, сначала следует рассмотреть новые покрышки. Обычно производители делают рисунок, с достаточным запасом, чтобы автомобиль мог эксплуатироваться на комплекте в течение всего допустимого пробега. На практике глубина новой летней покрышки находится в пределах 4-6 мм, для зимней 8-10 мм. У грузового транспорта новая покрышка имеет примерно такие же параметры.
Встречаются зимние шины с агрессивным рисунком, достигающим высоты 12-15 мм.
Отдельно стоит уточнить, какой может быть минимальная глубина протектора. В текущей редакции ПДД этих данных нет, но они имеются в регламенте по обеспечению безопасности транспортных средств. Там и указана допустимая глубина. Вот эти данные.
- Мототранспортные средства и мотоциклы – 0,8 мм.
- Легковые автомобили – 1,6 мм. Сюда же относят легкие грузовики с массой до 3,5 тонны.
- Грузовые автомобили – 1 мм.
- Покрышки, помеченные как зимние (снежинки, M+S) должны иметь минимальную глубину в 4 мм.
Замеры нужно проводить в соответствии с рекомендациями технических специалистов и на всех колесах одновременно.
Какие факторы ускоряют износ шин
Машина должна иметь надежные и полностью исправные покрышки. Но, автомобильная резина имеет склонность к изнашиванию. Рассмотрим основные причины быстрого износа.
- Превышение скоростного режима. Если брать статистику, то при скорости 120 км/ч авторезина стирается быстрее в два раза, по сравнению с движением на скорости 70 км/ч. Чтобы снизить степень износа, рекомендуется не превышать скоростной режим.
- Температура дорожного покрытия. Также увеличивает износ. Но, тут водитель никак на это повлиять не может.
- Спортивный стиль вождения. Часто приводит к пробуксовкам. Также негативно сказывается резкое торможение. Чтобы минимизировать вред стоит водить автомобиль в более спокойном стиле.
- Перегруз. Эксплуатация шин с нагрузкой больше допустимой приводит к их быстрому повреждению. Всегда нагружайте машину на 10-15% меньше допустимой нагрузки на резину.
- Низкое давление в шинах. Этот фактор значительно снижает срок эксплуатации покрышек. Всегда контролируйте давление.
- Использование колесных дисков с нарушенной геометрией также приводит к ускорению износа.
Еще один момент, который стоит учитывать – неодинаковый износ резины на ведущей и ведомой оси. Чтобы продлить срок эксплуатации комплекта необходимо периодически менять шины местами.
Чтобы обеспечить оптимальный уровень безопасности при движении необходимо следить за состоянием протектора. Если он сильно изношен, нужно покрышки заменить. Правильная эксплуатация позволит продлить срок службы авторезины.
Наварка протектора шины — что это? / Способы наварки протектора.
Для продления срока эксплуатации часто используется наварка протектора шин. Эта работа разрешена и применяется все чаще. Стоит разобраться в особенностях восстановления покрышек, и насколько это безопасно.
Что такое протектор шины, какую функцию выполняет
Протектор шины влияет на качество сцепления с дорогой, увеличивает управляемость. Рисунок подбирается исходя из предполагаемых особенностей эксплуатации автошины. На надежность влияет рисунок и глубина протектора.
В процессе эксплуатации протектор стирается, глубина рисунка уменьшается. Соответственно эффективность сцепления с дорогой снижается. Особенно ярко это проявляется на скользкой дороге.
Срок службы покрышек зависит от нескольких факторов, в первую очередь при расчете учитывают технические особенности резины. Для легковых автомобилей допустимым считается пробег в 50-80 тысяч километров. Для грузовых автопокрышек пробег может достигать и 150 тысяч километров.
На практике пробег учитывают, как дополнительный фактор, в первую очередь смотрят на глубину остаточного рисунка. Нужно учитывать, что для летних и зимних покрышек допустимая глубина различается. Для всей зимней резины минимальным является протектор с глубиной в 4 мм. Для летних покрышек рисунок может быть существенно ниже.
- мотоциклы – 0,8 миллиметра;
- грузовые автомобили – 1 миллиметр;
- легковые автомобили – 1,6 миллиметра;
- автобусы – 2 миллиметра.
Часто производитель делает специальные метки для демонстрации минимально допустимого износа.
Что такое наварка протектора
Наваркой автошины называют процесс восстановления рисунка протектора. В процессе работы на профиль покрышки наваривают слой протекторной ленты и нарезают новый рисунок. Это дает возможность восстановить работоспособность шины. Общая надежность автошины не страдает, так как каркасные элементы покрышки намного прочнее, снашиваются медленнее, чем протектор.
Перед тем, как покупать или восстановленную шину необходимо разобраться стоит ли это делать. Для начала перечислим основные преимущества.
- Низкая стоимость. По сравнению с новыми шинами, наваренные стоят на 30-40% дешевле.
- При наличии укомплектованной мастерской можно сделать наварку самостоятельно.
- Допускается восстановление до 3 раз.
- Качество сцепления с дорогой не отличается от новой шины.
Наварка допускается только для грузовых автомобилей, легковые шины имеют менее прочный корд, и зачастую не подлежат восстановлению. Также на высоких скоростях нагрузки на покрышку выше, что может привести к разрушению боковины.
Перед восстановлением обязательно нужно произвести осмотр автошины. Если резина повреждена, есть грыжи, порезы, повреждения корда наварку протектора лучше не делать.
Способы наварки протектора шины
Холодный способ
Самым простым методом восстановления считается холодная наварка. Она применяется в случае целостности каркаса шины. Для решения, о применении способа покрышка осматривается, она не должна иметь никаких повреждений. Если проблем не выявлено, производится наварка шин.
- С помощью специализированного станка срезаю поверхностных слой резины с протектора.
- При необходимости устраняют незначительные проколы и порезы.
- Профиль оставшегося каркаса шлифуют. Делать это нужно тщательно, шлифовка влияет на качество крепежа нового протектора.
- На профиль помещают специальную протекторную ленту, она крепится с помощью жидкого каучука. Этим же составом грунтуют поверхность.
- Создается новый рисунок. Для этого используется специальное приспособление, позволяющее вырезать канавки.
- Шлифуют канавки, они должны быть максимально чистыми.
- Покрышку монтируют на диск.
- Заготовку помещают в автоклав на вулканизацию.
В результате получается шина, практически не уступающая по характеристикам новому изделию.
Горячий
Для случаев, когда имеются повреждения каркаса, применяется горячая наварка. Этот способ практически идентичен процессу создания автошины на заводе. Требуется специальное оборудование, данный факт ограничивает применение методики на практике. Используется сырая резиновая смесь.
- Шина осматривается, если имеются недочеты, их устраняют. Восстанавливают целостность каркаса.
- Остатки резины с протектора срезают. Каркас шлифуют. На этом этапе ремонт не отличается от холодного способа.
- С помощью специального приспособления наматывают на шину протекторный слой. Для этого используется лента из специальной сырой резины.
- Подготовленную покрышку помещают в пресс-форму и автоклав. Там происходит вулканизация резинового слоя. Одновременно формируется рисунок протектора.
Использовать восстановленную шину можно через несколько дней после ремонта.
Наварка протектора на автошины является хорошим способом экономично обновить покрышки на грузовых автомобилях. По основным техническим характеристикам восстановленная авторезина не уступает новым шинам. Восстановлению не подлежат поврежденные изделия.