Боевой железнодорожный ракетный комплекс — Википедия
Эта статья — о боевых железнодорожных ракетных комплексах как о классе подвижных пусковых установок баллистических ракет. О БЖРК «Мо́лодец» см. РТ-23 УТТХ. БЖРК в экспозиции музея Октябрьской железной дороги на бывшем Варшавском вокзале в Санкт-ПетербургеБоевой железнодорожный ракетный комплекс (сокращённо БЖРК, поезд-призрак) — тип стратегических ракетных комплексов подвижного железнодорожного базирования. Представляет собой специально сконструированный железнодорожный состав, в вагонах которого размещаются стратегические ракеты (как правило межконтинентального класса), а также командные пункты, технологические и технические системы, средства охраны, личный состав, обеспечивающий эксплуатацию комплекса и системы его жизнеобеспечения[1].
Наименование «Боевой железнодорожный ракетный комплекс», используется также как имя собственное для советского ракетного комплекса 15П961 «Мо́лодец» (РТ-23 УТТХ), единственного БЖРК, доведённого до этапа принятия на вооружение и серийного изготовления. 15П961 «Молодец» стоял на боевом дежурстве в РВСН Вооружённых Сил СССР и России в период с 1987 по 1994 год в количестве 12 единиц. Затем (к 2007 году) все комплексы были демонтированы и уничтожены, за исключением двух, переданных в музеи.
На железных дорогах СССР и России имел условное обозначение «поезд номер ноль».
Первые проработки по использованию железнодорожного состава в качестве носителя стратегических ракет появились в 1960-х годах. Работы по этому направлению велись и в СССР, и в США.
В США[править | править код]
Впервые идея о железнодорожном базировании баллистических ракет была подробно рассмотрена в США в начале 1960-х[2]. Появление твердотопливной МБР «Минитмен», не нуждавшейся в предстартовой заправке, устойчивой (в отличие от ранних жидкотопливных ракет) к вибрации и тряске в движении, впервые сделало возможным запуски межконтинентальных баллистических ракет с перемещающейся платформы. Предполагалось, что поезда с ракетами будут регулярно передислоцироваться между предварительно просчитанными позициями — так как МБР того времени нуждались в точном определении координат места старта для работы своей инерциальной системы навигации — и, таким образом, будут практически неуязвимы для советского ракетного нападения [3].
Летом 1960 года в рамках теоретической проработки была проведена операция «Большая Звезда» (англ. Big Star), в рамках которой прототипы будущих железнодорожных пусковых комплексов перемещались по железным дорогам США. Целью учений была проверка мобильности комплексов, возможности их рассредоточения по использующимся железным дорогам. По результатам операции в 1961 был подготовлен проект и создан прототип железнодорожного состава, способного нести пять ракет «Минитмен» на специально усиленных платформах[4].
Предполагалось, что первые мобильные «Минитмены» поступят на вооружение летом 1962 года. ВВС ВС США рассчитывали развернуть 30 поездов, несущих, общим счетом, 150 ракет. Однако, стоимость проекта была сочтена слишком высокой
В 1986 году идея железнодорожного развертывания была принята для новой американской тяжелой МБР LGM-118A «Peacekeeper», также известной как MX. При создании этой тяжёлой МБР большое внимание уделялось именно её способности пережить внезапное советское ракетное нападение, направленное против ядерных сил ВС США. Было рассмотрено множество различных предложений по базированию MX, но в конечном итоге было решено развернуть 50 ракет MX в обычных шахтах от МБР «Минитмен», а ещё 50 — на специальных железнодорожных составах.
Каждый такой состав — обозначенный как «железнодорожный гарнизон с ракетами „Миротворец“» (англ. «Peacekeeper» Rail Garrison) — должен был бы нести две тяжёлые МБР с 10 боевыми блоками индивидуального наведения каждый. Таким образом, предполагалось развернуть 25 составов, которые, будучи рассредоточенными по всей длине дорог железнодорожной сети США и постоянно меняя позицию, были бы практически неуязвимы для советского нападения.
В 1990 году прототипный поезд прошёл испытания, но к этому времени Холодная война уже завершилась, и в 1991 году вся программа была отменена. В настоящее время ВВС ВС США не планирует разработки новых подобных железнодорожных комплексов или новых тяжёлых МБР.
В СССР/России[править | править код]
Приказ «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23» был подписан 13 января 1969 года. Головным разработчиком было назначено конструкторское бюро «Южное». Главными конструкторами БЖРК стали академики братья Владимир и Алексей Уткины
Задача, которую поставило перед нами советское правительство, поражала своей грандиозностью. В отечественной и мировой практике никто никогда не сталкивался с таким количеством проблем. Мы должны были разместить межконтинентальную баллистическую ракету в железнодорожном вагоне, а ведь ракета с пусковой установкой весит более 150 тонн. Как это сделать? Ведь железнодорожный состав с таким огромным грузом должен ходить по общегосударственным путям Министерства путей сообщения. Как вообще перевозить стратегическую ракету с ядерной боеголовкой, как обеспечить абсолютную безопасность в пути, ведь нам была задана расчётная скорость состава до 120 км/ч. Выдержат ли мосты, не разрушится ли полотно, да и сам старт, как передать нагрузку на железнодорожное полотно при старте ракеты, устоит ли поезд на рельсах во время старта, как максимально быстро после остановки поезда поднять ракету в вертикальное положение?
Лётные испытания ракет 15Ж61 комплекса РТ-23 УТТХ производились в 1985—1987 гг. на космодроме «Плесецк» (НИИП-53), всего было произведено 32 пуска. Было осуществлено 18 выходов БЖРК по железным дорогам страны (пройдено более 400 тыс. километров). Испытания проводились в различных климатических зонах страны (от тундры до пустынь).
Каждый состав БЖРК принимал ракетный полк. В поезде, заступившем на боевое дежурство, находилось более 70 военнослужащих, включая несколько десятков офицеров. В кабинах локомотивов, на местах машинистов и их помощников находились только военные — офицеры и прапорщики
Первый ракетный полк с РТ-23УТТХ встал на боевое дежурство в октябре 1987 года[10], а к середине 1988 года было развернуто пять полков (4 в районе Костромы и 1 в Пермской области, всего 15 пусковых установок). Составы дислоцировались на расстоянии около четырёх километров друг от друга в стационарных сооружениях, а при заступлении на боевое дежурство рассредотачивались.
К 1991 году развёрнуто три ракетные дивизии, вооруженных БЖРК с МБР РТ-23УТТХ:
В каждой из дивизий имелось управление и по четыре ракетных полка (всего в дивизии 4 состава БЖРК, по три пусковых установки в каждом). В радиусе 1500 км от мест базирования БЖРК были проведены совместные с Министерством путей сообщения мероприятия по замене изношенного железнодорожного полотна: уложены более тяжёлые рельсы, деревянные шпалы заменены на железобетонные, выполнено укрепление насыпей более плотной щебёнкой.
С 1991 года, после встречи лидеров СССР (Горбачёв) и Великобритании (Тэтчер), были введены ограничения на маршруты патрулирования БЖРК, они несли боевое дежурство в пункте постоянной дислокации, без выезда на железнодорожную сеть страны[11]. В феврале — марте 1994 один из БЖРК Костромской дивизии осуществлял выезд на железнодорожную сеть страны (БЖРК доехал как минимум до Сызрани)[источник не указан 3254 дня].
Согласно договору СНВ-2 (1993 год), Россия должна была снять с вооружения все ракеты РТ-23УТТХ до 2003 года. На время снятия с вооружения у России имелось три рд (Кострома, Пермь и Красноярск), всего 12 поездов с 36 пусковыми установками. Для утилизации «ракетных поездов» на Брянском ремонтном заводе РВСН была смонтирована специальная «разделочная» линия. Несмотря на выход России из договора СНВ-2 в 2002 году, на протяжении 2003—2007 годов были утилизированы (уничтожены) все поезда и пусковые установки, кроме двух демилитаризованных и установленных в качестве экспонатов в музее железнодорожной техники на Балтийском вокзале Санкт-Петербурга и в Техническом музее АвтоВАЗа
В начале мая 2005 года, как официально объявил командующий РВСH генерал-полковник Hиколай Соловцов, БЖРК снят с боевого дежурства в РВСН. Командующий сообщил, что взамен БЖРК с 2006 года в войска начнёт поступать грунтовый подвижный ракетный комплекс «Тополь-М»[9].
- Воссоздание
5 сентября 2009 года заместитель командующего РВСН генерал-лейтенант Владимир Гагарин заявил, что РВСН не исключают возможности возобновления использования боевых железнодорожных ракетных комплексов[12].
В декабре 2011 года командующий РВСН генерал-лейтенант Сергей Каракаев заявил о возможном возрождении в российской армии комплексов БЖРК [7].
23 апреля 2013 года заместитель министра обороны Ю. Борисов заявил о возобновлении Московским институтом теплотехники (МИТ, разработчик ракет «Булава», «Тополь» и «Ярс») опытно-конструкторских работ по созданию железнодорожных ракетных комплексов нового поколения[13][14][15]. В декабре 2013 года в прессе появилась информация о возрождении в России комплексов БЖРК на новой технологической основе в качестве ответной меры на программу «Мгновенного глобального удара США» — МИТ в начале 2014 года завершит работу над эскизным проектом БЖРК. Новый комплекс БЖРК, оснащённый МБР с разделяющейся головной частью, созданной на базе «Ярса», будет замаскирован под стандартный вагон-рефрижератор, длина которого составляет 24 метра при длине ракеты 22,5 метра.[16][17]. Новая модель БЖРК будет носить название «Баргузин»[18].
12 мая 2016 года, было объявлено о начале создания отдельных элементов БЖРК «Баргузин».
2 декабря 2017 года было объявлено о прекращении работ над проектом.[20]
Официальными причинами снятия БЖРК с вооружения назывались устаревшая конструкция, высокая стоимость воссоздания производства комплексов в России и предпочтение подвижных установок на базе тягачей. Договор СНВ-2 предусматривал снятие БЖРК с дежурства[21].
Советский БЖРК с ракетой РТ-23 УТТХ обладал также следующими минусами:
- Невозможность полной маскировки поезда из-за необычной конфигурации (в частности, трёх тепловозов), которая позволяла определять местонахождение комплекса с помощью современных средств спутниковой разведки. Тем не менее американцы долгое время не могли засечь комплекс спутниками, и бывали случаи, когда даже опытные железнодорожники с 50 метров не различали состав, накрытый простой маскировочной сеткой[8].
- Более низкая защищённость комплекса (в отличие от, например, шахтных пусковых установок), который может быть опрокинут или разрушен ядерным взрывом в окрестностях. Для оценки воздействия воздушной ударной волны ядерного взрыва[22] на вторую половину 1990 года был запланирован[23] крупномасштабный эксперимент «Сдвиг» — имитация близкого ядерного взрыва путём подрыва 1000 тонн тротила[22] (несколько ж/д эшелонов противотанковых мин ТМ-57 (100 тыс. шт.)[24], вывезенных со складов Группы советских войск в Германии, выложенных в виде усечённой пирамиды высотой 20 метров[23]). Опыт «Сдвиг» был проведён на 53 НИИП МО (Плесецк) 27 февраля 1991 года, когда в результате взрыва образовалась воронка диаметром 80 и глубиной 10 м, уровень акустического давления в обитаемых отсеках БЖРК достигал болевого порога — 150 дБ, а пусковая установка БЖРК снялась с готовности, однако, после проведения режимов по приведению в необходимую степень готовности, ПУ смогла провести «сухой пуск» (имитация пуска с использованием электромакета ракеты)[22]. То есть, командный пункт, ПУ и аппаратура ракеты остались работоспособны.[23]
Сторонники использования БЖРК, среди которых инженер команды пуска на первых испытаниях БЖРК, начальник группы военных представителей Министерства обороны СССР на ПО «Южмаш» Сергей Ганусов, отмечают уникальные боевые характеристики изделий, которые уверенно преодолевали зоны противоракетной обороны. Платформа разведения, как подтвердили лётные испытания, доставляла боевые блоки цельной или суммарной массой 4 тонны на расстояние 11 000 км. Одного изделия, содержащего 10 боевых блоков мощностью 550 кТ каждый, хватало, чтобы поразить целое европейское государство.[8] В прессе отмечалась также высокая подвижность поездов, способных перемещаться по железнодорожной сети страны (что позволяло оперативно менять дислокацию стартовой позиции свыше 1000 километров в сутки), в отличие от тягачей, действующих в сравнительно небольшом радиусе вокруг базы (десятки км).[7]
- Комплекс описан в фантастическом постапокалипсическом романе В. Березина «Путевые знаки» из серии Вселенная Метро 2033. На Варшавском вокзале главные герои находят законсервированный «Скальпель» и отправляются из Санкт-Петербурга в Москву.
- В романе Д. Корецкого «Атомный поезд» описывается вымышленный современный БЖРК.
- В романе Дэйла Брауна «План Атаки» Россия в нарушение договоров о СНВ восстанавливает ракетные поезда, которые становятся для американцев одной из основных целей после удара российской стратегической авиации по США. Утверждается, что СССР располагал 150 БЖРК с тремя ракетами каждый, а также то, что ракета РТ-23 УТТХ представляла собой копию ракет американского БЖРК «Миротворец».
БЖРК «Молодец» был принят на вооружение 30 лет назад — Российская газета
Для этих поездов, курсировавших по Советскому Союзу, всегда горел разрешающий сигнал семафора. 12 составов — с виду обычных «товарняков» — стали головной болью американских военачальников, безуспешно пытавшихся со спутников вычислить расположение вагонов с самым беспощадным оружием. 30 лет назад вооруженные силы СССР получили на вооружение боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) 15П961 «Молодец» с твердотопливной трехступенчатой межконтинентальной баллистической ракетой (МБР) РТ-23УТТХ (по классификации НАТО — SS-24 Sсаlреl Моd 3).
О необходимости создания ракетного комплекса железнодорожного базирования в СССР говорили с 1960-х годов. Но конкретные действия в этом направлений начались в 1983-м после постановления ЦК КПСС.
Разрабатывать БЖРК доверили Днепропетровскому конструкторскому бюро «Южное», а основными создателями «поезда-призрака» стали братья Уткины: Владимир Уткин из КБ «Южное» отвечал за разработку ракеты, а Алексей Уткин, работавший в Ленинградском КБ специального машиностроения (КБСМ), отвечал за проектирование стартового комплекса и вагонов.
Первый железнодорожный состав, который мог остановиться на любом участке и произвести запуск ракет, каждая из которых несла 10 термоядерных боеголовок мощностью 500 килотонн, вышел на маршруты дежурства уже через несколько лет.
Но для создания такого комплекса конструкторам пришлось найти приемлемые решения для технических сложностей. А их было немало. Например, длина вагона с пусковой установкой не должна была превышать 24 метров, но таких коротких баллистических ракет не производили. Масса самой компактной МБР достигала 100 тонн — железнодорожные рельсы просто лопнули бы под нагрузкой трех ракет. Запуску мешали контактные линии, к тому же пламя при старте просто уничтожило бы и состав, и участок пути.
В результате были придуманы уникальные решения. МБР впервые в Советском Союзе сделали твердотопливной, трехступенчатой, с разделяющейся головной частью, выдвижными соплами и надувным обтекателем. Для размещения пусковых установок спроектировали вагоны грузоподъемностью 135 тонн с раздвижной крышей и восемью парами колес, снижавшими нагрузку на пути. Кроме того, пусковые вагоны находились в единой сцепке, что также уменьшало воздействие массы. Вдобавок к этому в боевом положении из каждого вагона выдвигались по два гидравлических упора. Перед стартом контактные провода раздвигались специальным манипулятором. А запуск сделали минометным — пороховой заряд выбрасывал ракету на высоту 20 метров, затем еще один заряд корректировал наклон сопла в безопасную для состава сторону, и после этого срабатывал двигатель первой ступени.
В БЖРК входило 17 вагонов — как у стандартного пассажирского состава. Все они были замаскированы под обычные пассажирские, почтовые или рефрижераторные, используемые для перевозки продуктов питания. Личный состав каждого поезда насчитывал 70 человек. Автономность, которая составляла 28 суток, обеспечивалась за счет вагона с топливом, а также отсеков с запасами питания и воды.
Первый «Молодец» заступил на боевое дежурство в октябре 1987 года. А уже после принятия комплекса на вооружение были развернуты три дивизии БЖРК, рассредоточенные на расстоянии многих тысяч километров: в Костромской области, в Пермском и Красноярском краях. В радиусе 1,5 тысячи километров от мест дислокации были обновлены железнодорожные пути: уложены бетонные шпалы, более тяжелые рельсы, насыпи укрепили плотным щебнем. Курсировали поезда не только по отдельным участкам, но и по магистралям общего назначения. Отчасти именно это обстоятельство позволяло особым составам уходить от слежки — военные США активно пытались вычислить советские БЖРК с помощью спутников. Но сделать им это так и не удавалось — отличить ядерный поезд от обычного состава было невозможно. К тому же составы оперативно меняли места расположения — за сутки они могли преодолевать тысячу километров. На железных дорогах СССР и России они имели условное обозначение «поезд номер ноль».
Начиная с 1991 года, в силу достигнутых договоренностей между Советским Союзом и западным блоком, ракетные поезда передвигались только по строго определенным маршрутам, связанным с постоянными местами дислокации. Впоследствии из-за ликвидации ракет РТ-23УТТХ по договору СНВ-2 необходимость в БЖРК отпала.
Кстати, существует легенда, что идею создания ракетных поездов советским военачальникам подсказали американские агенты с целью ввергнуть Советский Союз в мероприятия с многомиллиардными расходами. В США разработку БЖРК начинали еще в 1960-х годах. Там планировали запустить 30 составов со 150 ракетами. Однако проект был закрыт из-за дороговизны. В середине 1980-х Пентагон в рамках разработки новой тяжелой МБР Peacekeeper вновь инициировал создание ракетного поезда. Прототип прошел испытания, но после распада СССР — главного потенциального противника — США отказались от затратного проекта.
В России последний БЖРК был снят с боевого дежурства в 2005 году. 10 составов были утилизированы, два переданы на хранение в музеи.
Ядерный экспресс. Почему ракетные поезда России не давали США покоя
2019-11-28T08:00+0300
2019-11-28T08:07+0300
https://ria.ru/20191128/1561667821.html
Ядерный экспресс. Почему ракетные поезда России не давали США покоя
https://cdn21.img.ria.ru/images/90457/73/904577361_0:131:2001:1257_1036x0_80_0_0_1e43da9dc5c0d534a3f8bdb23b51191d.jpg
РИА Новости
https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png
РИА Новости
https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png
МОСКВА, 28 ноя — РИА Новости, Николай Протопопов. Высочайшая мобильность, непревзойденная скрытность и способность одним залпом уничтожить сразу несколько городов-миллионников — ровно 30 лет назад, 28 ноября 1989-го, на вооружение советских РВСН встали боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК). Под видом товарняков они курсировали по всей огромной стране, вызывая сильную головную боль у военного командования США. О самом незаметном оружии ракетчиков — в материале РИА Новости.
Тысяча километров в сутки
С развитием космических средств разведки обеспечивать скрытность базирования ядерного потенциала становилось все труднее. Уже в 1970-е стало ясно: большинство мест расположения наземных грунтовых пусковых установок хорошо известны потенциальному противнику и в случае крупномасштабной войны в них полетят десятки ракет. Именно поэтому комплексы шахтного базирования надежно укреплены и закрыты сверху многотонными бетонными «крышками», выдерживающими давление до ста атмосфер.
Впрочем, даже укрепив шахты, военные не оставляли попыток спрятать ракеты подальше от посторонних глаз. В СССР и США разработали подвижные грунтовые ракетные комплексы (ПГРК), способные незаметно выходить в районы боевого патрулирования. Затем конструкторы решили разместить ядерные ракеты в железнодорожном составе. В 1960-х американцы спроектировали ракетный поезд Mobile Minuteman. Успешно испытали и почти приняли на вооружение, но вскоре отказались от него из-за высокой сложности и дороговизны.
27 июля 2018, 08:00
Новая триада. Чем вооружат ядерные силы России в ближайшие годыВ СССР же довели проект до конца. У БЖРК было сразу несколько существенных плюсов: ядерный поезд мог беспрепятственно преодолевать до тысячи километров в сутки, а из-за минимальных внешних отличий от гражданских поездов его практически невозможно было вычислить на огромной территории Союза. Разветвленность сети железных дорог страны позволяла в кратчайшие сроки перебазировать БЖРК в любую точку. Благодаря этим комплексам при ядерном нападении у СССР сохранялся шанс для мощного ответного удара даже в случае уничтожения всего остального оружия.
Смертоносный «Молодец»
Боевой железнодорожный комплекс — это десяток вагонов, три из которых приспособлены под пусковые установки МБР. В остальных — отсеки боевого управления и связи, жилые помещения, хранилища топлива и продовольствия. При разработке БЖРК конструкторы столкнулись с множеством непростых задач. Так, пусковая установка получилась слишком тяжелой: вместе с ракетой — порядка двухсот тонн. Из-за увеличившейся нагрузки на железнодорожное полотно часть путей пришлось усилить. Вагон поставили на восемь колесных пар вместо стандартных четырех. Кроме того, нагрузка с помощью особых устройств передавалась и распределялась между передним и задними вагонами.
Для БЖРК создали специальную твердотопливную ракету РТ-23УТТХ «Молодец». Десять ядерных боеголовок могли поразить цель на расстоянии более десяти тысяч километров. Эта ракета отличалась от привычных, например, тем, что для уменьшения габаритов обтекатель сделали складным: он раскрывался сразу после пуска.
18 июля 2018, 08:00
Подземелье «Сатаны». Почему Россия не откажется от шахтных ядерных ракетСтотонную ракету длиной чуть более 20 метров укладывали в стандартный грузовой вагон. При необходимости поезд мог остановиться в любой точке маршрута и произвести пуск. Вагон, где находилась пусковая установка, закреплялся выдвижными опорами, контактная электрическая сеть отодвигалась в сторону, крыша поднималась, и ракета принимала вертикальное положение. После минометного старта МБР поезд почти сразу уходил с этого места.
Перед принятием на вооружение комплекс подвергли серьезным испытаниям: выполнили несколько пусков и проверили на устойчивость к ядерному взрыву. В одном из испытаний несколько пусковых установок и командный пункт ракетного поезда подставили под ударную волну мощностью в тысячу тонн в тротиловом эквиваленте. БЖРК выдержал.
Поезд преткновения
Первый БЖРК встал на боевое дежурство под Костромой в 1987-м, еще до официального принятия на вооружение. В последующие несколько лет в строй ввели еще семь полков, а к 1999-му РВСН развернули целых три ракетных дивизии, вооруженных таким комплексами.
Впрочем, ядерные поезда курсировали по дорогам страны всего несколько лет. Появление у СССР такого оружия и в таком количестве стало настоящим шоком для стран Запада. В 1991-м им удалось договориться с советским руководством, и боевое патрулирование отменили. Фактически главное преимущество БЖРК — скрытность — полностью свели на нет. В рамках договора СНВ-2, подписанного в 1993-м, США добились ликвидации всех комплексов. В 2005-м ракетные поезда окончательно сняли с вооружения, а двенадцать составов разобрали и утилизировали.
17 октября 2018, 08:00
Двести Хиросим. На что были способны межконтинентальные ракеты РС-16Тем не менее в начале нулевых в России всерьез заговорили о воссоздании БЖРК под новым именем «Баргузин». Предполагалось, что это будет внешне неотличимый от обычного товарного поезда железнодорожный состав. В его вагонах планировали разместить три межконтинентальные баллистические ракеты с тридцатью боеголовками мощностью 550 килотонн каждая. В 2016-м «Баргузин» успешно прошел первый этап проверки ракет — бросковые испытания.
И хотя в 2017-м «Российская газета» сообщила о приостановке работ по проекту, в Минобороны РИА Новости проинформировали, что полностью отказываться от ракетных поездов Россия не собирается. Более того, недавно генеральный конструктор Московского института теплотехники академик РАН Юрий Соломонов заявил о разработке унифицированного ракетного комплекса «Ярс» с возможностью базирования на поездах.
БЖРК «Молодец» был принят на вооружение 30 лет назад — Рамблер/новости
О необходимости создания ракетного комплекса железнодорожного базирования в СССР говорили с 1960-х годов. Но конкретные действия в этом направлений начались в 1983-м после постановления ЦК КПСС. Разрабатывать БЖРК доверили Днепропетровскому конструкторскому бюро «Южное», а основными создателями «поезда-призрака» стали братья Уткины: Владимир Уткин из КБ «Южное» отвечал за разработку ракеты, а Алексей Уткин, работавший в Ленинградском КБ специального машиностроения (КБСМ), отвечал за проектирование стартового комплекса и вагонов.Первый железнодорожный состав, который мог остановиться на любом участке и произвести запуск ракет, каждая из которых несла 10 термоядерных боеголовок мощностью 500 килотонн, вышел на маршруты дежурства уже через несколько лет.
Но для создания такого комплекса конструкторам пришлось найти приемлемые решения для технических сложностей. А их было немало. Например, длина вагона с пусковой установкой не должна была превышать 24 метров, но таких коротких баллистических ракет не производили. Масса самой компактной МБР достигала 100 тонн — железнодорожные рельсы просто лопнули бы под нагрузкой трех ракет. Запуску мешали контактные линии, к тому же пламя при старте просто уничтожило бы и состав, и участок пути.
В результате были придуманы уникальные решения. МБР впервые в Советском Союзе сделали твердотопливной, трехступенчатой, с разделяющейся головной частью, выдвижными соплами и надувным обтекателем. Для размещения пусковых установок спроектировали вагоны грузоподъемностью 135 тонн с раздвижной крышей и восемью парами колес, снижавшими нагрузку на пути. Кроме того, пусковые вагоны находились в единой сцепке, что также уменьшало воздействие массы. Вдобавок к этому в боевом положении из каждого вагона выдвигались по два гидравлических упора. Перед стартом контактные провода раздвигались специальным манипулятором. А запуск сделали минометным — пороховой заряд выбрасывал ракету на высоту 20 метров, затем еще один заряд корректировал наклон сопла в безопасную для состава сторону, и после этого срабатывал двигатель первой ступени.
В БЖРК входило 17 вагонов — как у стандартного пассажирского состава. Все они были замаскированы под обычные пассажирские, почтовые или рефрижераторные, используемые для перевозки продуктов питания. Личный состав каждого поезда насчитывал 70 человек. Автономность, которая составляла 28 суток, обеспечивалась за счет вагона с топливом, а также отсеков с запасами питания и воды.
Первый «Молодец» заступил на боевое дежурство в октябре 1987 года. А уже после принятия комплекса на вооружение были развернуты три дивизии БЖРК, рассредоточенные на расстоянии многих тысяч километров: в Костромской области, в Пермском и Красноярском краях. В радиусе 1,5 тысячи километров от мест дислокации были обновлены железнодорожные пути: уложены бетонные шпалы, более тяжелые рельсы, насыпи укрепили плотным щебнем. Курсировали поезда не только по отдельным участкам, но и по магистралям общего назначения. Отчасти именно это обстоятельство позволяло особым составам уходить от слежки — военные США активно пытались вычислить советские БЖРК с помощью спутников. Но сделать им это так и не удавалось — отличить ядерный поезд от обычного состава было невозможно. К тому же составы оперативно меняли места расположения — за сутки они могли преодолевать тысячу километров. На железных дорогах СССР и России они имели условное обозначение «поезд номер ноль».
Начиная с 1991 года, в силу достигнутых договоренностей между Советским Союзом и западным блоком, ракетные поезда передвигались только по строго определенным маршрутам, связанным с постоянными местами дислокации. Впоследствии из-за ликвидации ракет РТ-23УТТХ по договору СНВ-2 необходимость в БЖРК отпала.
Кстати, существует легенда, что идею создания ракетных поездов советским военачальникам подсказали американские агенты с целью ввергнуть Советский Союз в мероприятия с многомиллиардными расходами. В США разработку БЖРК начинали еще в 1960-х годах. Там планировали запустить 30 составов со 150 ракетами. Однако проект был закрыт из-за дороговизны. В середине 1980-х Пентагон в рамках разработки новой тяжелой МБР Peacekeeper вновь инициировал создание ракетного поезда. Прототип прошел испытания, но после распада СССР — главного потенциального противника — США отказались от затратного проекта.В России последний БЖРК был снят с боевого дежурства в 2005 году. 10 составов были утилизированы, два переданы на хранение в музеи.
Видео дня. Блогер осыпал подписчиков тысячными купюрами
Читайте также
БЖРК «Баргузин» с межконтинентальными баллистическими ракетами / Habr
Музейный БЖРК «Молодец» с тремя баллистическими ракетами
В 2014 году Россия приняла решение возобновить выпуск поездов с межконтинентальными баллистическими ракетами и ядерными боеголовками в качестве ответной меры на американскую программу Быстрый глобальный удар. Первый боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) нового поколения «Баргузин» планируют принять на вооружение через несколько лет, точные сроки пока не установлены.
Советский БЖРК «Молодец» с тремя баллистическими ракетами РС-22 (Scalpel по классификации НАТО) был снят с вооружения в 2005 году в соответствии с договором СНВ-2. 11 из 12 комплексов уничтожены, последний превращён в музей. В свете новой геополитической обстановки восстановление ядерного вооружения снова становится актуальным, тем более что договор СНВ-3 это не запрещает.
К настоящему времени проект запущен. «Конструкторская документация отработана, создаются отдельные элементы комплекса», — сообщил 12 мая источник в российском оборонно-промышленном комплексе.
Советский БЖРК «Молодец» стоял на боевом дежурстве в РВСН Вооружённых Сил СССР и России в период с 1987 по 1994 годы. На железных дорогах СССР и России имел условное обозначение «поезд номер ноль».
БЖРК 15П961 «Молодец» с межконтинентальной баллистической ракетой 15Ж61 (РТ-23 УТТХ). В 1987-1991 гг. построено 12 комплексов. В состав БЖРК входят: 1. Три минимальных пусковых модуля 2. Командный модуль в составе 7 вагонов 3. Вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов 4. Три тепловоза ДМ62. Минимальный пусковой модуль включает в себя три вагона: 1. Пункт управления пусковой установкой 2. Пусковая установка 3. Агрегат обеспечения. Фото: George Shuklin/Wikimedia
БЖРК нового поколения превосходит предшественника во всём. Один состав «Баргузина» сможет нести шесть межконтинентальных баллистических ракет, разработанных на базе МБР «Ярс» (сухопутный вариант «Булавы»), и будет приравниваться к полку. В дивизионный комплект войдут пять полков.
Все вагоны «Баргузина» будут герметичны и прочны, выдерживая взрыв ядерной боеголовки в нескольких сотнях метров от состава. Автономность поезда — месяц. За сутки «Баргузин» сможет проходить до 1000 км.
Ракеты «Ярс» приводятся в боевое положение в течение нескольких минут. Дальность стрельбы — 10 000 км, точность попадания — 100 м.
Подъём пусковой установки межконтинентальной баллистической ракеты на твердом топливе РС-22В/СС — 24 «Скальпель» на БЖРК. Фото: Александр Бабенко/ТАСС
В декабре 2015 года источник в российском ОПК сообщил, что из-за сложной финансовой ситуации сроки работ по созданию «Баргузина» перенесены более чем на один год и завершатся не ранее 2020 года. В ракетных войсках рассчитывают, что новые комплексы останутся в строю как минимум до 2040 года.
БЖРК нового поколения «Молодец» и «Баргузин»: история, устройство и ТТХ
СОДЕРЖАНИЕ
1. Совсем не добрый «Молодец»
2. Устройство железнодорожного ракетного комплекса «Молодец»
3. Поезд с ракетами БРЖК «Баргузин»
4. ТТХ боевого железнодорожного комплекса «Молодец»
Более семидесяти лет назад произошло первое испытание ядерного оружия, когда человечество перешло в новую эпоху. С той поры над нашей цивилизацией нависает угроза полного ядерного уничтожения, способного смести ее с лица земли. Особенно высока опасность ядерного Армагеддона была в эпоху Холодной войны, во время масштабного противостояния США и СССР.
Уже к середине 70-х годов две супердержавы накопили такие арсеналы ядерного оружия, которых хватило бы уничтожить почти все живое на планете. В то время хрупкий мир держался на балансе страха, на гарантии неминуемого взаимного уничтожения. Ученые и военные обеих стран ломали голову над созданием новых видов ядерного оружия и средств его доставки, чтобы даже после нанесения первого удара агрессор не остался безнаказанным. Одним из самых опасных видов советского оружия западные военные эксперты считали «ракетные поезда». Эти составы-призраки курсировали по всей необъятной территории Советского Союза, и отследить их передвижение было практически нереально. Каждый подобный поезд мог устроить противнику 900 Хиросим. Американцы пытались создать подобный комплекс, но эта задача оказалась для них слишком сложной. В СССР работы над созданием боевых железнодорожных комплексов (БРЖК) начались еще в середине 60-х годов. На вооружение БРЖК были приняты в 1987 году. Согласно договору СНВ-2, подписанному в 1993 году, к 2007 году все «ракетные поезда» были уничтожены. В 2013 году российское Министерство обороны официально заявило о начале работ по созданию БРЖК нового поколения. Новый ракетный поезд назвали «Баргузин». Предполагается, что БРЖК «Баргузин» поступит в войска в 2020 году.
Совсем не добрый «Молодец»
Идея размещения ракетного оружия на железнодорожной платформе не является советским ноу-хау. Подобные работы проводились в гитлеровской Германии. А еще ранее железнодорожные платформы использовали в качестве базы для ствольный артиллерийских систем большого калибра. Немцы планировали запускать с железнодорожных платформ ракеты Фау-2. В СССР подобными разработками занимались многие видные конструкторы: Лавочкин, Янгель, Королев. Успеха не смог достигнуть ни один из них: ракетная техника 50-70 годов была слишком громоздкой и ненадежной. Только после появления первых твердотопливных ракет появилась надежда на создание серийного БРЖК.
Созданием поезда занимались знаменитые братья академики Владимир и Алексей Уткины. Головным разработчиком комплекса являлось днепропетровское КБ «Южное». Эскизный проект ракеты РТ-23УТТХ и ракетного железнодорожного комплекса появился в 1982 году. Проект был уникальным, никто в мире ничего подобного ранее не делал. Чтобы вписать межконтинентальную баллистическую ракету в стандартный железнодорожный вагон, конструкторам пришлось решить множество технических проблем. Длина вагона составляет 24 метра, иначе он не сможет передвигаться по железной дороге, но таких коротких баллистических ракет прежде не делали. Еще одной проблемой был вес ракеты: средняя МБР весила около 100 тонн. Три ракеты запросто могли раздавить железнодорожное полотно. Также его нужно было уберечь во время пуска. Что-нибудь нужно было придумать с контактной сетью и с высоким уровнем электромагнитного излучения, которое от нее исходит. Чтобы вместить ракету в требуемые габариты, ее обтекатель и сопла были сделаны складными, вагон получил восемь пар колес, что снизило нагрузку на железнодорожное полотно. Специальный манипулятор отодвигал путевые провода во время старта ракеты, для предотвращения воздействия на поезд выхлопных газов РТ-23 на ракете использовали минометный старт.
В 1985 году начались испытания ракеты и ракетного комплекса. Были проведены 32 пуска, поезд прошел по дорогам страны более 400 тыс. км. В 1988 году комплекс был испытан на устойчивость к воздействию электромагнитного излучения, а в 1991 году проверялась его защита от ударной волны. Испытания прошли успешно. В 1987 году — было развернуто 7 полков БРЖК. Официально на вооружение комплекс был принят в 1988 году. Его назвали «Молодец». В натовской классификации он имеет другое название — «Скальпель» (Scalpel). При движении по железной дороге боевой ракетный железнодорожный комплекс может менять место дислокации на 1 тыс. км за одни сутки.
Устройство железнодорожного ракетного комплекса «Молодец»
Железнодорожный комплекс состоял из трех вагонов-пусковых установок, в каждом из которых находилась МБР РТ-23УТТХ, и командного модуля, состоящего из семи вагонов. Также в составе поезда имелась цистерна с запасом горюче-смазочных материалов. Движение осуществлялось при помощи двух тепловозов ДМ-62. Нагрузка на колесные пары у железнодорожного комплекса была очень высока, и чтобы они не разрушились во время старта, конструкторам пришлось придумать оригинальное техническое решение. Три пусковых вагона практически находились в единой сцепке: во время пуска они принимали часть нагрузки на себя. Конструкция ракеты РТ-23УТТХ также получилась весьма необычной. Прежде всего, ее создателей сильно ограничивали габариты товарного вагона, поэтому часть ракеты сделана складной. Все три ступени изготовлены из композитных материалов, все они оснащены твердотопливными двигателями.
В головной части ракеты находились десять боевых блоков индивидуального наведения и система преодоления ПРО. Каждый из блоков имел мощность 0,43 мегатонны. Обтекатель ракеты был надувной, что также уменьшало габариты ракеты. Система управления РТ-23УТТХ- инерциального типа с бортовой вычислительной машиной. Пуск ракеты мог быть осуществлен с любой точки маршрута. Крыша вагона раздвигалась, специальный манипулятор отодвигал контактную сеть, а ракета стартовала из контейнера минометным способом. Сразу после выхода из контейнера ракета отклонялась от стартовой точки и только потом запускался двигатель первой ступени. Это нужно, чтобы реактивные продукты сгорания не повредили поезд и железнодорожные пути под ним. Командный модуль имел повышенный уровень защиты от электромагнитного излучения и аппаратуру специальной связи. БРЖК «Молодец» действительно можно назвать уникальным комплексом. После выхода на боевое дежурство они мгновенно «растворялись» в гигантских просторах страны среди тысяч обычных железнодорожных составов. Вероятному противнику гораздо проще было обнаружить советскую подлодку в глубинах Атлантики, чем БРЖК во время боевого патрулирования. Кроме того, для поездов были созданы специальные отстойники, вдоль маршрутов их патрулирования было укреплено железнодорожное полотно.
Поезд с ракетами БРЖК «Баргузин»
В последние годы американцы активно работают над системой противоракетной обороны и программой быстрого глобального удара (Prompt Global Strike), которая способна наносить массированный удар по объектам в любой точке планеты. Естественно, что основными потенциальными целями для подобного оружия на территории нашей страны являются объекты российских и китайских стратегических сил. Давным-давно известно расположение МБР шахтного базирования, потенциальный противник знает и о маршрутах мобильных ракетных установок («Тополь»). Наибольшую проблему в настоящий момент для американцев представляют российские подлодки-ракетоносцы. Но их мало. Именно поэтому в начале нынешнего десятилетия было принято решение о воссоздании ракетных железнодорожных комплексов. БРЖК нового поколения получил название «Баргузин». Его разработкой занимается Московский институт теплотехники (МИТ). Представители российской «оборонки» уже не раз заявляли, что «Баргузин» будет абсолютно новым комплексом, а не модернизацией «Молодца». За тридцать лет, которые прошли со времени создания советского ракетного комплекса, технологии далеко ушли вперед.
Информации о новом комплексе и ракете, которой он будет вооружен, пока немного. В 2014 году стало известно, что на «Баргузин» будет установлена ракета Р-24 «Ярс». До этого рассматривались такие варианты, как Р-26 «Рубеж» и ЗМЗ0 «Булава». До 2020 года планируется полностью выполнить конструкторские работы и провести испытания комплекса. БРЖК «Баргузин» после 2020 года должен уже поступать в войска. Это все было указано в планах 2012 года. Насколько они выполняются, соблюдается ли график работ — неизвестно. Не так давно появилась информация, что в 2014-2015 годах был проведен большой объем работ в рамках этого проекта. «Баргузин» во многом будет повторять предыдущий ракетный железнодорожный комплекс. В его состав будет входить несколько вагонов с пусковыми контейнерами для МБР, а также командный пункт и вагоны для обслуживающего персонала. Пусковую установку для БРЖК разрабатывает волгоградский ФГУП ЦКБ «Титан», по крайне мере, именно это предприятие получило соответствующий патент. Стартовое оборудование для комплекса разрабатывается в КБ специального машиностроения. В комплексе будет использован один тепловоз вместо двух на БРЖК «Молодец».
В СМИ появлялась информация, что комплекс «Баргузин» будет иметь шесть вагонов с МБР (один полк РВСН), а ракетная дивизия — пять таких полков. Комплекс будет вооружен ракетой «Ярс» или «Ярс-М», унификация будет высокой, но, конечно, ниже 100%. Ракета будет иметь три ступени с твердотопливными двигателями классической компоновки. Система наведения боевых блоков — инерциальная. Возможно, блоки будут оснащены системой маневрирования. Ракета будет оснащена системой преодоления ПРО противника. «Яре» легче, чем РТ-23УТТХ, он содержит всего четыре разделяющихся блоков, вместо десяти у советской ракеты. В новом комплексе будут использованы технические решения, разработанные при создании «Молодца»: минометный старт, отвод контактного провода, отклонение ракеты после старта.
Автономность «Баргузина» должна составлять тридцать суток, за сутки он будет способен пройти 1 тыс. км. Комплекс ничем не будет отличаться от обычного грузового состава, что станет гарантией его неуязвимости.
ТТХ боевого железнодорожного комплекса «Молодец»
Автор статьи:
Никифоров Владислав
Боевой железнодорожный ракетный комплекс
Принят в эксплуатацию боевой ракетный комплекс «Молодец»
28 ноября 1989 года состоялось официальное принятие в эксплуатацию РВСН СССР боевого железнодорожного ракетного комплекса «Молодец».Для российской оборонной промышленности и ВПК этот проект был очень ответственным. Принятие в эксплуатацию и заступление на боевое дежурство БЖРК «Молодец» существенно укрепило обороноспособность страны, а также в очередной раз доказало научный и производственный потенциал России.
Тактико-технические характеристики новой системы были таковы, что в плане ядерного сдерживания укрепляли мощный ядерный щит страны и делали для потенциального агрессора неизбежным массированный сокрушающий ответный удар. Не случайно, Россия, ослабленная политическими событиями и экономическим кризисом, вынуждена была, занимая «слабую» позицию на переговорах с западными государствами, поступаться мощью своей ядерной обороноспособности.
Зарубежные «партнёры» точно знали, заводя речь о сокращении ядерных вооружений, какие именно системы России необходимо сократить или уничтожить. Страх перед такими системами сказался и на судьбе БЖРК «Молодец», который в соответствии с договорённостями сначала прекратил выходы на железнодорожную транспортную сеть страны и нёс боевое дежурство по месту дислокации, а затем и вовсе был снят с вооружения и уничтожен.
Чем же был так «страшен» данный комплекс? С появлением ракетного оружия одновременно решался вопрос о его размещении и доставке к цели. Так само по себе ракетное ядерное оружие стратегического назначения получило три вида размещения: наземное, морское и авиационное. Носителями авиационного стратегического ракетного ядерного оружия стали стратегические бомбардировщики, морского – атомные ракетные подводные лодки (крейсера) стратегического назначения. Наземное размещение в РВСН разделилось на шахтное и мобильное. Каждый вид обладает своими преимуществами и недостатками, взаимно компенсируя и дополняя друг друга.
Все существовавшие и ныне стоящие на вооружении РВСН мобильные ракетные комплексы используют в качестве базы многоосные тягачи. Однако, начиная с 1960-х годов, в СССР и США велись разработки мобильных комплексов стратегических ракет на железнодорожной базе. Единственным в мире воплощённым проектом стал советский БЖРК «Молодец». Комплекс иногда именуется иначе, как «поезд-призрак». БЖРК «Молодец» получил индекс 15П961, а литерно-цифровое название – от ракеты, используемой в нём (РТ-23 УТТХ). В НАТО все советские и российские системы классифицируют по своей системе. БЖРК «Молодец» в НАТО получил наименование СС-24 «Скальпель».
Размещение стратегических ракетных комплексов на железнодорожной базе открывало новые перспективы для российских РВСН. Новый комплекс обладал высокими характеристиками скрытности, а также позволял осуществлять переброску на расстояние около 1000 км в сутки, теряясь для средств разведки противника среди подвижного железнодорожного состава на железнодорожных транспортных магистралях страны.
Комплекс был создан в КБ «Южное» под руководством конструктора А.Ф. Уткина, а ракета для него разработана братом Алексея Фёдоровича – Владимиром Фёдоровичем Уткиным. Проект был уникальным практически во всём, начиная с ракеты РТ-23УТТХ и заканчивая технологиями, использованными при строительстве подвижного состава для комплекса. Заступившие на боевое дежурство 12 БЖРК могли осуществить запуск межконтинентальных баллистических ракет с любой точки по маршруту своего следования, хотя вес состава вынуждал проводить укрепление железнодорожного полотна на таких маршрутах.
БЖРК несли боевое дежурство с 1987 по 1994 годы, после чего постепенно были выведены из эксплуатации и уничтожены, за исключением двух единиц, переданных в музеи. Один из таких комплексов можно увидеть в Музее железных дорог России в Санкт-Петербурге.
С этого момента все усилия западных политиков были направлены на то, чтобы, в рамках программы сокращения стратегических ядерных вооружений БЖРК «Молодец» был уничтожен. Первый шаг был сделан в 1991 году, когда по договорённости между лидерами СССР и Великобритании было принято решение о несении боевого дежурства БЖРК в зоне своей дислокации без выхода в железнодорожную транспортную сеть страны.
Ракетный комплекс, уникальный, по сути, бывший гарантией неизбежного возмездия (ответного ядерного удара), представляющий огромные сложности для обнаружения средствами вражеской разведки (в том числе спутниковыми), обладавший высокими способностями по преодолению системы ПРО, в том числе перспективной, стал заложником политической ситуации.
Кроме того, большой объективной проблемой стал и развал СССР, повлекший за собой тот факт, что КБ «Южное» оказалось на территории независимой Украины. Все ракеты для комплекса производились только там, в Павлограде.
В соответствии с условиями Договора СНВ-II все ракеты РТ-23УТТХ должны были быть уничтожены до 2003 года. Для этого в Брянске на ремонтном заводе даже был создана специальная линия. В 2005 году командующий РВСН доложил Президенту России, о том, что все БЖРК «Молодец» сняты с боевого дежурства и уничтожены вместе с поездами и пусковыми установками…