история с продолжением / Habr
Наряду с развитием механических систем автомобиля инженеры постоянно стремились добавить что-то в электронную начинку, сделать машину безопаснее, управляемее и умнее. Сегодня для этого есть все предпосылки: ИТ-отрасль развивается огромными темпами, автопроизводители готовы сотрудничать и вести перспективные разработки, корпорации вкладываются в развитие автотранспорта. Между тем, «ум» автомобилей развивался поступательно, на протяжении более полувека. Всё это время он принимал разные формы и уходил в разные концепции: от безопасности до развлечений. Современный виток эволюции зашёл так далеко, что уже непонятно, софт определяет железо или железо — софт. А значит, пора написать об автомобилях на Гиктаймс.Вспомним, как всё начиналось
Первой технологической революцией в автомобилестроении стал интерес автомобильных компаний к электрическим стартерам — их впервые установили в 1911 году. Затем нововведения стали касаться удобства водителя и даже его развлечений за рулём: в 1925 году появился прикуриватель, в 1930 — радио, в 1956 — усилитель руля, в 1970 — кассетная дека, в 1984 — надувные подушки безопасности. Годом позже — проигрыватели компакт-дисков, в 1994 году — панель приборов компьютерной диагностики автомобиля, в 1995 — GPS, в 2000 — USB и Bluetooth, первые ласточки «подключённого» ко всему автомобиля.
Первый опыт создания умной машины произошел в середине ХХ века. General Motors Firebird II — четырёхместный автомобиль 1956 года с независимой подвеской. Под титановым корпусом скрывался газотурбинный двигатель Whirlfire GT-304 на 200 л.с., электропакет и интегрированная система кондиционирования воздуха уровня не хуже, чем в начале XXI века. Firebird II в плане дизайна и эргономики продолжил версию автомобиля 1953 года, который был назван «реактивным самолётом на колёсах» (разработчики и инженеры, действительно, вдохновлялись концептами истребителей того времени). Однако в Firebird II впервые была применена структура для поездок по шоссе будущего — сложная система управления, которая должна была взаимодействовать с электрическим проводом, встроенным в проезжую часть, чтобы посылать сигналы и служить ориентиром для новейших автомобилей. Предполагалось, что электромагнитное поле минимизирует опасные ситуации на дороге, сократив человеческий фактор. По тем временам это была слишком смелая модель, которая произвела фурор на выставках, но так и не попала в серийное производство.
Шоссе будущего строились в Европе и США. Первым серийным автомобилем, который стал реально с ними взаимодействовать, был Citroen DS — легендарная легковушка, занявшая третье место в рейтинге автомобилей века. Маломощный двигатель 75 л.с. ничем не выделялся в те времена, но зато автомобиль отличала передовая трансмиссия, объединённая с рулевым управлением, тормозами и гидропневматической подвеской. Такая конструкция опередила развитие автомобилестроения на много лет вперёд. Citroen DS умел взаимодействовать с шоссе с помощью электрического сигнала, однако ни о каком самостоятельном автопилоте не шло и речи — это была больше забава. Кстати, именно невероятная популярность, передовые технологии и пусть и относительно иллюзорный, но автопилот сделали этот Citroen летающим автомобилем Фантомаса.
Эксперименты с бортовыми компьютерами в 60-70 гг. проводились, но так и не вошли в серию. Стоит вспомнить экспериментальный Chrysler Plymouth, который оснастили бортовым компьютером (ну, насколько можно назвать бортовым компьютер, который занимал половину заднего сидения) и генератором для питания системы, выведенным на крышу автомобиля. Лабораторные испытания проводились в течение 10 лет, но ни о какой серийности производства не могло быть и речи.
Тем не менее, ни инженерная мысль, ни фантазия футуристов не останавливались ни на минуту — человечество искало в автомобилях не только роскошь или средство передвижения, но и умного помощника, способного облегчить жизнь, сделать безопасными дороги, работать за человека. Такое стремление получило отражение и в кинофильмах — после нескольких фильмов с «говорящими» машинами настоящими хитами стали серия фильмов о Джеймсе Бонде с его навороченными автомобилями и, конечно же, легендарный «Рыцарь дорог». Умный, обладающий чувством юмора автомобиль КИТТ на базе Pontiac Firebird Trans AM не только развивал скорость под 500 км/ч и был практически неуязвим, но и умел разговаривать, ездить на полном автопилоте и контролировать все электронные устройства на расстоянии.
КИТТ внутри
Наверняка утилитарная реальность не совпала с мечтаниями инженеров прошлого — на формирование облика современных умных автомобилей оказала влияние коммерция и пресловутая бизнес-целесообразность.
- Автоконцерны стали стремиться удовлетворять требования массового потребителя, который избалован ИТ-индустрией. Умом автомобилей стал круиз-контроль, медиа-устройства для проигрывания контента, встроенные телефоны в 80-90-е и проч.
- Производители планшетов и смартфонов стали лоббировать свои интересы, чтобы встроиться в автомобили (например, в некоторые автомобили BMW встроены планшеты Samsung).
- Пользователи стали предъявлять повышенные требования к электронной начинке: от развлекательного контента до систем безопасности и возможности работать с оповещениями по состоянию автомобиля.
Современные умные автомобили
Один из первых прототипов предложила компания Google — Google Car. Это мини-автомобиль с беспрецедентным уровнем автономности. Машина рассчитана на двух человек, имеет два двигателя, нестандартные материалы кузова, полностью электрическая, развивает скорость до 25 миль/час (чуть больше 40 км/ч), управляется с кнопки пуска и не требует присутствия человека кроме как в роли пассажира. Естественно, она интегрирована с сервисами Google — на центральной консоли можно посмотреть ролики и фильмы на Youtube, поработать с почтой, посерфить в Chrome. Кстати, автомобиль построен также Google, поскольку предыдущие партнёры Lexus и Toyota ожидаемо накладывали множество ограничений на рискованные эксперименты. Выйти на массовый рынок личного автотранспорта крайне сложно, и в декабре 2016 года Google (точнее, холдинг Alphabet) свернул проект по созданию своего беспилотного автомобиля. Компания продолжает разрабатывать автопилоты, но уже для обычных автоконцернов.
Операционные системы автомобилей
Наверняка у большинства читателей первым в голову придёт OS Android. Действительно, эта операционная система присутствует в автомобилях, причём не только на встроенных планшетах. Распространение системы началось с создания альянса Open Automotive Alliance, в который вошли собственно Google, NVIDIA, Audi, General Motors GM, Honda и Hyundai. Нельзя забывать и о Tesla, на борту которой стоят крупные 17-дюймовые дисплеи на базе Android. Однако пока что использование этой операционной системы нацелено в основном на создание информационной и развлекательной начинки автомобиля, включая навигационные функции. В скором будущем новая платформа должна будет обеспечить увеличение комфорта и рост уровня безопасности автомобилей.iOS не отстаёт от конкурента и, пока весь мир ждёт к 2020 году первый i-мобиль или i-Car (поговаривают, это будет что-то беспилотное на базе BMW i3), Apple реализовала систему Apple Carplay, которая позволяет соединить систему управления автомобилем с iPhone от 5-го и выше. Пока не все автомобили поддерживают систему, но большинство топовых производителей уже в списке. Конечно, и здесь об операционной системе не идёт речи — просто интеграция устройств на iOS в инфраструктуру бортового компьютера. Опять развлекательный аспект выходит на первое место — здесь и разговоры hands-free, и голосовое управление iTunes. Кстати, разработка беспилотника Apple строго засекречена — попробуйте найти что-то, кроме общих фраз, про проект Project Titan.
Microsoft революцию тоже не совершил, но выбрал другой вектор развития и нацелился на голосовое управление функциями автомобиля, чтобы не отвлекать водителя от дороги. То, что происходит с ПО Microsoft для автомобилей можно описать как полностью встроенный в машину смартфон. Ну то есть можно ждать шуток из разряда «подожди, я телефон припаркую».
Уже в этом году пройдёт тестирование автономной системы вождения Drive Me от компании Volvo. Опять же, назначение автономки — пока удобство водителя и безопасность движения в том случае, если хозяин автомобиля захочет, к примеру, пообедать за рулём или набрать пару сообщений в мессенджере. Мониторить окружающую обстановку, включая передвижение пешеходов, можно будет с помощью хитрой комбинации радаров, камер и лазеров. Volvo акцентирует внимание на том, что они делают реальные системы для реальных дорог и потребителей. К испытаниям Volvo планирует привлечь самых обычных людей разных полов, возрастов, с разным водительским стажем. В ходе тестирования компания планирует собрать «терабайты данных» о безопасности, юзабилити, потребительском опыте, транспортных потоках, эффективности использования энергии. На основе этих данных система будет дорабатываться. Базовый автомобиль для тестирования — XC90s.
В 2015 году на Женевском автосалоне итальянское ателье Italdesign Giugiaro представило автомобиль GEA (есть версия, что это был отчасти прототип Audi A9, кто-то ссылается на ближайшее будущее Audi) с полностью автономным управлением. В связи с тем, что водителю за рулём (штурвалом-джойстиком) делать особенно нечего, в GEA предусмотрено три режима: рабочий кабинет, тренажёрный зал и комната отдыха. В режиме Business салон предоставляет два 19-дюймовых монитора и разворот сидений для удобной беседы. Wellness-режим даёт инструкцию по выполнению упражнений на ручках, встроенных в заднее сиденье. Наконец, режим Dream обеспечивает водителя обширной кроватью для сна. Ко всем вариантам работы подбирается атмосфера и освещение. Автомобилем можно управлять со смартфона через специальное приложение. Технические характеристики концепта тоже выдающиеся: 4 двигателя общей мощностью 775 л.с., длина 5370 мм, максимальная скорость 250 км/ч.
Черты Audi явно считываются
Нельзя оставить обзор умных автомобилей без внимания к легендарной и, пожалуй, самой немецкой марке — BMW. Баварский автопроизводитель редко оглядывается на других и идёт в авангарде рынка за счёт дизайна и технологий. Согласно отчёту KPMG, концерн лидирует в технологиях умных и беспилотных автомобилей.
В случае с умными автомобилями история такая: кроме беспилотных версий, о которых скажем чуть ниже, есть серийные автомобили, которые используют всё, что было создано для смарткаров нашего времени. На начало 2017 года среди лидеров — BMW i8, гибридный BMW X5 PHEV и BMW 7 (который, кроме всего прочего, проецирует данные приборной панели на лобовое стекло, имеет сильно обновлённый iDrive и воспринимает управление сенсором жестами). Эти модели BMW (как и другие) оснащены большим количеством датчиков и умны именно с точки зрения безопасности — они анализируют ситуацию на дороге и, имея в памяти огромное количество информации, буквально прогнозируют неблагоприятные события, тем самым предотвращая их. Также в BMW встроена SIM-карта оператора Vodafon, которая работает в роуминге в сетях практически любого сотового оператора мира (в России — всех) и передаёт важную информацию: водителю — о необходимости очередного ТО, уровне заряда аккумулятора, ближайших автосервисах, пунктах помощи и даже гостиницах, ресторанах и проч., а от водителя — о критических ситуациях на дороге. Так, можно вызвать помощь одной кнопкой SOS и оператор получит данные владельца и точные координаты происшествия. Если до кнопки дотянуться невозможно — автомобиль сам передаст сигнал бедствия специальным службам.
Х5 с гибридным двигателем
Совместно с Mobileye и Intel компания BMW разрабатывает беспилотную программно-сетевую платформу iNEXT, которая будет предназначена как для установки на автомобилях концерна, так и для продажи другим автопроизводителям. В 2021 году BMW планирует выпустить робомобиль третьего уровня, который по-прежнему будет требовать присутствия человека (четвёртый уровень — возможно заниматься чем угодно, кроме вождения, пятый уровень — автомобиль сам поедет, куда вам (ему?) надо).
От колёс просто невозможно оторвать взгляд
Программное обеспечение автомобилей
AUTOSAR (AUTomotive Open System ARchitecture) — организация, которая своей целью имеет создание стандартизированной открытой структуры программного обеспечения для электроники автомобиля, кроме информационно-развлекательных систем. Такой софт должен быть масштабируемым (распространяться на разные автотранспортные средства и платформы), локализируемым, соответствующим требованиям к безопасности и ремонтопригодным на всём сроке жизни автомобиля. Стандарт AUTOSAR распространяется на электронику кузова, силового агрегата, шасси и системы безопасности, а также на мультимедийные системы, телематику и интерфейс взаимодействия водителя с автомобилем.Стандартный протокол бортовой электроники FlexRay — высокоскоростной сетевой протокол для автомобилей, разработанный мировым консорциумом FlexRay, основоположником которого является компания NXP совместно с BMW, DaimlerChrysler, Bosch, GM и Volkswagen. Скорость передачи данных по нему достигает 10 Мбит/с. Он в десятки раз быстрее современной шины CAN (Controller-Area Network) и тем более — уже устаревшего и совсем медленного диагностического OBD (On Board Diagnostic). Контроллеры FlexRay будут работать для целей контроля тех частей автомобиля, в которых вопрос современной диагностики равен вопросу жизни и смерти: двигателя, трансмиссии, подвески, тормозов, рулевого управления. Также протокол в принципе должен расширить возможности бортового управления.
Automotive Safety Restraints Bus specification (ASRB 2.0) — стандарт электронных систем автомобиля, отвечающих в том числе за физическую безопасность водителя и пассажиров.
Автопилоты, автопарковки и системы навигации — программное и аппаратное обеспечение, без которого вождение скоро будет сложно представить. К тому же, на эти системы уже сейчас возложена функция безопасности и защиты (например, вызова спецслужб в случае серьёзного ДТП), а в будущем эта функциональность только увеличится.
Своё применение находят в автомобилях и типичные для IoT (интернета вещей) решения: так, например, GM сотрудничает с IBM в целях применения Watson для умных автомобилей.
Нельзя не упомянуть главную проблему ПО для автомобилей — оно должно учитывать особенности железа, которое может использоваться даже более десяти лет, а значит, должны быть передовые возможности обновлений. А ещё лучше — софт, опережающий время.Подробно о ПО умных автомобилей можно почитать в материале Compress.
О Tesla написано настолько много и подробно, что даже скучно рассказывать. Но не упомянуть этот проект просто невозможно. Прежде всего, из-за уникальной для серийного автомобиля автономности: набор сенсоров защищает автомобиль от столкновений, а 360-градусная камера распознаёт дорожную разметку, перекрёстки, другие автомобили и транспортные средства, пешеходов. Таким образом, автомобиль самостоятельно регулирует управления и скорость движения. В процессе использования автомобиля автопилот самообучается и заодно передаёт данные на серверы компании Tesla Motors, сотрудники которой проводят анализ и совершенствуют систему.
В основе электронной начинки Tesla Model S лежит информационно-управляющая система на двух процессорах Tegra3, первый из которых отвечает за приборы и датчики, а второй — за развлечение и информирование водителя посредством 17-дюймового дисплея. Программное обеспечение основано на ядре Linux и специальной оболочке, разработанной в компании Tesla Motors. Обновления ПО выпускаются достаточно часто и загружаются «по воздуху».
Tesla Model X
Faraday Future — калифорнийский стартап, финансируемый китайской компанией LeEco, которая пытается создать свою экосистему и производить буквально всё. Уже из названия проекта ясно, что речь идёт об интеллектуальном электромобиле и из него же очевидно, что главным конкурентом создатели стартапа считают Tesla. После череды слухов о банкротстве и провале проекта компания презентовала серийный полностью электрический кроссовер Faraday Future FF 91 в довольно необычном обтекаемом дизайне кузова. Автомобиль получился габаритным (5250 мм в длину, 3200 мм колёсная база) и эргономичным, с низким (0,25) коэффициентом лобового сопротивления. Нативная платформа Variable Platform Architecture (VPA) включает 4 электромотора и блок аккумуляторов. Мощность электромоторов в совокупности — 1050 л.с., разгон до сотни за 2,4 секунды.
Технологии Faraday также впечатляют: 10 камер кругового обзора, 13 радиолокационных датчиков, 12 ультразвуковых датчиков и один сканер 3D LIDAR (лазерная версия радара, та самая пипка на капоте). В автомобиле можно настраивать учётные записи FFID, которые «узнают» водителя в лицо и тут же настраивают опции автомобиля именно под него.
К слову, этот кроссовер — ещё мягкий вариант китайского электроавтомобиля, первый концепт имел сверх дерзкий дизайн. Дела у компании идут с переменным успехом: в ноябре 2016 LeEco заявил о нехватке средств и жесткой экономии, а буквально несколько дней назад на CES в Лас-Вегасе кроссовер был представлен публике, но не без технических сбоев. Запуск серийного производства запланирован на 2018 год — скоро увидим, чем закончится история китайского конкурента Tesla.
Одна из самых перспективных сфер применения платформ для беспилотных автомобилей — грузовой транспорт, который применяется в строительстве, промышленности, сельском хозяйстве. Mercedes создал беспилотник Future Truck 2025, предназначенный для передвижения по крупным трассам. Автопилотные функции реализованы на основе двойных камер, датчиков, радиолокации и технологии «мёртвой точки». Специальные радары прослушивают и просматривают дорогу, оценивая рельеф или, например, улавливая спецсигналы автомобилей экстренных служб. Во время автопилотирования водитель должен находиться внутри но может комфортно расслабиться с планшетом в руках. Для управления машиной в городских условиях такой фурой нужен водитель.
Примерно так мы и представляем дальнобойщика будущего
К тестам беспилотной версии приступил и российский КамАЗ. «КамАЗ» совместно с Cognitive Technologies и «ВИСТ Групп» реализует проект беспилотного автомобиля, который будет сам управлять педалями газа и тормоза, приводом руля и автоматической коробкой передач. Базой для прототипа стал серийный КамАЗ-5350, на котором установлены четыре видеокамеры, три радара и лидар — активный оптический сенсор, выполняющий роль лазерного дальномера. В кабине размещены приводы органов управления и два компьютера, соединенных локальной сетью Ethernet. Беспилотный КамАЗ использует технологию пассивного компьютерного зрения: грузовик менее, чем за 0,3 секунды обнаруживает препятствия на своём пути, распознаёт дорожные знаки и сигналы светофора. В отличие от зарубежных беспилотных автомобилей, КамАЗ проникся российской реальностью и не работает на основе распознавания дорожной разметки, нанесённой на идеально ровное шоссе.
Можно уверенно сказать, что мы живём в эру умных автомобилей, которые будут относиться к одной из трёх групп: напичканные электроникой привычные машины, беспилотные автомобили и электронные помощники. Лишний пример тому — не упомянутые выше, но присутствующие на рынке смарткаров VW iBeetle с экосистемой Apple — все бортовые электросистемы интегрированы с iPhone, и даже громоздкий и неуклюжий с виду пикап Ford F-150 с голосовым управлением. Это серийные автомобили, доступные к покупке и готовые работать на своего хозяина. В любом случае, очевидно, что развитие электронной и программной составляющей автомобилей будет развиваться, ища компромисс между потребностями в безопасности, информационной составляющей и развлечением.
Но больше всего хочется, чтобы несмотря на огромные возможности электроники осталось субъективное, но такое главное — удовольствие за рулём.
habr.com
Самые продвинутые автомобили в мире
Топ-10 самых передовых транспортных средств в мире.
Предлагаем вам посмотреть наш Топ самых продвинутых автотранспортных средств в мире, которые построило человечество. Мы прошли, долгий путь развития автопромышленности с тех пор как изобрели безлошадный способ передвижения по земле. Несмотря на то, что в новом 21 веке уже появилось множество уникальных изобретений в автомобильном мире, большинство новаторских и передовых транспортных средств было представлено в 20 веке.
10.) Nissan GT-R
Почему это удивительный автомобиль: Компания Ниссан, проектируя модель GT-R, могла пойти более простым путем, чтобы сделать мощную спортивную машину. Для этого достаточно было установить стандартный турбированный двигатель и большие колесные диски со спортивной подвеской. Но инженеры Японской марки решили, что нужно идти сложным путем.
В итоге спортивная модель получила V6 мотор с двумя турбинами с уникальными характеристиками. Также инженеры постарались и над другой технической начинкой. Кроме того, возможно в этой модели самая продвинутая система управления компьютером.
9.) Луноход
Почему это удивительный автомобиль: Луноход не самая сложная машина построена в 20 веке. Это транспортное средство было произведено в 70-х годах. Но, несмотря на простоту эта машина высокотехнологичная. Бескамерные сетчатые колеса, легкий вес кузова, радиолокационное оборудование и надежность — вот чем прославился космический автомобиль.
Однако передовые технологии, которые опередили время, не главное в этой конструкции. Блеск и достоинства транспортного средства для передвижения по луне в простоте.
8.) Bugatti Veyron
Почему это удивительный автомобиль: То, что Veyron не может ездить по поверхности луны еще не означает, что этот автомобиль чем-то хуже по технологичности. Поверхность земли также может создавать трудности для транспортных средств. Особенно при скорости в 415 км/час.
Автомобиль в первую очередь создавался не только для покорения сумасшедший скорости, но, а также для эксплуатации в городских условиях. Именно поэтому машина совместила в себя множество систем охлаждения для определенных условий. К примеру, Bugatti Veyron имеет десять радиаторов охлаждения. Сами понимаете, что при движении на скорости в 400 км/час одного радиатора было бы мало.
7.) Chevrolet Volt
Почему это удивительный автомобиль: Компании GM удалось спроектировать удачный гибридный автомобиль для массового рынка. В самом начале практически все сомневались, что эта модель будет пользоваться успехом, но благодаря своим инновационным технологиям и небольшой стоимости, машина стала популярна во всем мире.
6.) Honda FCX Clarity
Почему это удивительный автомобиль: Многие автомобильные компании не раз строили водородные автомобили, но только у компании Хонда получилась сделать модель FCX, которая в некоторых странах пользуется успехом. Так что если кто-то думает, что первый серийный водородный автомобиль придумала компания Тойота, то это не так.
5.) Williams FW14-B
Почему это удивительный автомобиль: Сегодняшние гонки Формула-1 строго ограничены многими правилами и техническими требованиями. Но еще 10-15 лет назад у каждой команды были развязаны руки при проектировании спортивных болидов.
12 самых «грязных» и самых «зеленых» автомобилей 2015 года
Так в 1992 году в Формуле-1 дебютировал автомобиль Williams FW14-B с полуавтоматической коробкой передач, с системой контроля тяги и адаптивной подвеской. Технологии, которые использовались в болиде, не только опередили время, но и позволили автомобилю выиграть 10 гонок из 16 за один сезон. В итоге используемые технологии болида были запрещены для того, чтобы поставить все команды в равные условия.
4.) «Stanley»
Почему это удивительный автомобиль: Стэнли стал первым в мире автомобилем, который доказал что может ездить самостоятельно без участия водителя.
В 2005 году в пустыне инженеры продемонстрировали, как машина может справляться без водителя. Программное обеспечение машины было настроено таким образом, что автомобиль самостоятельно приспосабливался к окружающим условиям.
Смотрите также: 7 компаний, которые готовят автономные автомобили к 2020 году
То есть автомобиль, не просто видел препятствие, заранее запрограммированное инженерами, а определял их самостоятельно и программное обеспечение, в зависимости от окружающей обстановки, принимало решение о дальнейшем курсе движения.
Это был абсолютный прорыв технологий адаптивного использования автономного управления без участия водителя.
3.) Audi R18 e-tron Quattro
Почему это удивительный автомобиль: Это гибридный дизельный спорткар, который участвовал в гонках Ле-Ман 24. Этот спортивный автомобиль оснащен самыми передовыми технологиями для гоночных транспортных средств, начиная от подвески и заканчивая аэродинамическими инженерными решениями.
2) Автомобиль для исследования космоса
Почему это удивительный автомобиль: Это самый передовой пикап в мире. Пока что, это прототип НАСА для будущих исследований луны и других планет. Машина может проезжать тысячи километров без необходимости обслуживания транспортного средства. Космическая машина по технологиям намного опередила легендарный луноход, который был построен в 70-х годах.
Новый луноход оснащен 12 колесами, которые могут вращаться на 360 градусов, что позволяет ему передвигаться боком при необходимости. Кабина машины естественно герметична. Космонавты могут находится в ней до 14 дней.
1.) Curiosity
Почему это удивительный автомобиль: Некоторые могут возразить, что мы представляем в нашем топе Curiosity, который не является транспортным средством. На самом деле по конструкции и по принципу работы, это самый настоящий автономный автомобиль.
Это интересно: Шесть простых вещей с которым не справится автономный автомобиль Google
Эта самая передовая машина в мире, когда-либо построенная человеком. Это и мобильная лаборатория, и фотомашина, и самый инновационный автономный внедорожник для исследования Марса.
www.1gai.ru
На правах оффтопа: «Умные» автомобили — android.mobile-review.com
6 апреля 2015
Павел Крижепольский
Вконтакте
Google+
«Гугломобили», беспилотные автомобили от Apple, службы полностью автоматизированных такси и другие «умные» автомобили
Предисловие
В наши дни каждая вторая компания пробует изобрести свою терминологию, не глядя мешая в одну кучу технические термины, сленговые выражения и маркетинговые лозунги. Более того, в один и тот же термин разные производители могут вкладывать совершенно разный смысл. В особенности, когда речь идет об экспериментальных устройствах, все еще находящихся в разработке.
Даже сейчас разговор о технике иногда начинает напоминать диалог глухого со слепым. Или математическую задачу, в которой апельсины складывают со стульями и делят на количество дней в году. Какое разрешение экрана лучше, «Retina» или «2K»? Что такое плафон – абажур для светильника или телефон-переросток? Где граница между фаблетом, планшетом и обычным смартфоном и к какому классу отнести устройство с семидюймовым экраном и поддержкой звонков?
Вот и с «умными» автомобилями все очень непросто. Каждая компания изначально вкладывает в это понятие что-то свое, в зависимости от того, какими конкретно разработками она занимается и что надеется получить в итоге. Да и граница между «обычными» и «умными» машинами далеко не всегда очевидна. Очень условно все «умные» автомобили (в том числе и те, что пока есть только на бумаге) можно разделить на три типа.
Тип первый. Автомобиль с дополнительной электроникой в салоне
Мне сложно судить как обстояли дела с разработкой и обкаткой новых технологий раньше. Но сейчас это принято делать максимально открыто, в идеале пытаясь преподнести результаты первых же опытов как самостоятельный продукт. За примерами далеко ходить не надо, достаточно вспомнить те же Google Glass, которые представляли из себя, в лучшем случае, альфа версию полноценного устройства, но де-факто уже продавались. Или какой-нибудь Galaxy Round с изогнутым экраном, у которого был только один смысл – показать возможности Samsung. Это не только своеобразная декларация о намерениях, но и попытка заранее застолбить за собой славу первооткрывателя. С точки зрения маркетологов многих крупных компаний не так уж важно, что именно представляет из себя само устройство, куда важнее, как его назвать.
Беспилотными автомобилями воображения людей сейчас не поразишь. Даже если привезти прототип на какую-то крупную выставку и гордо поставить в центре зала, то аплодисменты сорвать не получится – чем именно там восхищаться, никто все равно не поймет. С тем же успехом можно показать пластиковую коробку и заявить, что это прототип новейшего суперкомпьютера. А продемонстрировать свои достижения в области «умных» автомобилей будущего компаниями хочется.
Вот тут-то и появляются всякие футуристические концепт-кары, которые у рядового посетителя выставки должны вызвать громкое «Вау!» В качестве примера можно привести концепт умного автомобиля GEA, к которому приложила руку дизайн-студия Italdesign Giugiaro и небезызвестная компания LG.
По задумке разработчиков этот автомобиль предназначен для бизнесменов, которые хотят проводить время в машине максимально продуктивно. Салон автомобиля имеет три разных режима. Первый режим называется Business и превращает салон в подобие офиса: из крыши выдвигаются два экрана размером 19 дюймов, включается белая подсветка, напоминающая офисные лампы дневного света. Переднее сидение можно развернуть на 180 градусов, что позволит не выходя из машины устроить рабочее совещание.
Во втором режиме, Wellness, салон автомобиля превращается в миниатюрный тренажерный зал. Из сидений выдвигаются металлические ручки, в полу появляются подъемные панели для тренировки ног. При необходимости можно вывести на мониторы обучающее видео, которое объяснит, как правильно пользоваться тренажерами.
Режим Dream позволит пассажирам выспаться не хуже, чем дома. Кресла превращаются в полноценные кровати, встроенная в двери подсветка становится успокаивающего голубоватого цвета, на приборной доске появляется изображение звездного неба.
Разумеется, авторы концепта предполагают, что их футуристический автомобиль будет беспилотным. При переключении с ручного на автоматический режим управления, стекла боковых окон автоматически затемняются, полностью сливаясь с корпусом, а цвет фар приобретает голубоватый оттенок.
Все это очень, безусловно, очень красиво. Но к реальной жизни имеет мало отношения. Тренажерный зал в салоне автомобиля – это не совсем то, что требуется от личного транспорта большинству.
Ссылка на новость
Тип второй. Электронный помощник
Не секрет, что традиционные игроки на рынке автомобилей не сидят сложа руки. Постепенно в машинах появляются дополнительные функции, облегчающие водителю жизнь. Начиная от банальной автоматической блокировки дверей во время движения до чуть менее банальной системы автоматической парковки, при которой автомобиль не только сам определит удобное для стоянки место, но и самостоятельно припаркуется. Если не ошибаюсь, то в некоторых последних автомобилях водителю даже не нужно находится для этого в салоне – достаточно одного «клика» на пульте сигнализации или смартфоне.
[iframe url=»//www.youtube.com/embed/2h4C1SwZxKI» width=»640″ height=»360″ scrolling=»no» frameborder=»0″ marginheight=»0»]
Другое дело, что навешивать на свои машины ярлык «умный автомобиль» никому из них и в голову не приходило. Это была не столько революция, сколько эволюция, и в центре внимания всегда оставалось удобство и качество самого автомобиля, а не его «умные» функции. Но, так или иначе, даже вполне себе «обычные» машины со временем постепенно начинают «умнеть».
Еще один шаг в этом направлении – разработка компании Ford, которую назвали S-Max. Ее можно назвать электронным помощником… или электронным инспектором. Эксперты компании считают, что большинство аварий происходит из-за глупости водителей, которые сознательно игнорируют дорожные знаки и без тени сомнения нарушают правила дорожного движения. Заставить водителей вначале думать, а потом уже делать, инженеры компании не могут. А вот помочь «поумнеть» самому автомобилю – запросто.
S-Max будет автоматически сканировать дорожные знаки и регулировать максимальную скорость автомобиля, при необходимости сокращая подачу топлива в двигатель. Изменение скорости будет происходить плавно, пользовать для этих целей тормозом S-Max не сможет.
Ссылка на новость
Разумеется, Ford далеко не единственная компания, которая работает в этом направлении. Для примера можно привести хотя бы разработки Tesla. Среди «умных» функций, которые вскоре станут доступны владельцам электромобиля Model S, можно отметить систему автоматического предупреждения столкновений, которая в случае критической ситуации сама нажмет на тормоз, или систему контроля «мертвых зон», которые не видны в зеркала заднего вида. Подобные решения можно встретить и у других фирм. Кроме того, бортовой компьютер всегда следит за тем, чтобы автомобиль не уехал слишком далеко от ближайшей заправочной станции Supercharger и при необходимости поможет подкорректировать маршрут. При этом он учитывает даже такие параметры, как скорость ветра, стиль вождения и загруженность ближайших заправок.
Подозреваю, что список «умных» функций современных автомобилей можно продолжить. Специально этим вопросом не интересовался, но уверен, что на рынке есть масса забавных вещей. И они уже давно никого не удивляют.
Ссылка на новость
Тип третий. Беспилотные автомобили
Самый интересный, но при этом и самый неоднозначный тип автомобилей. В первую очередь им занимаются крупные компании, которые от самого авторынка максимально далеки. Уже давно известно, что в этом направлении работает компания Google. И, судя по косвенным данным, примерно тем же самым заняты многие производители электроники. К примеру, недавно Sony инвестировала 100 миллионов йен (~ $842 000) в компанию ZMP, занимающуюся робототехникой вообще и беспилотными автомобилями в частности.
Ссылка на новость
Если верить инсайдерской информации издания Bloomberg, то свой «умный» автомобиль разрабатывает и компания Apple. Причем планы у «яблочной» компании крайне амбициозные – выпустить собственный «умный» электрический автомобиль к 2020 году. Буквально за несколько лет не просто выйти на автомобильный рынок, но и представить уникальный автомобиль — это крайне сложная и практически невыполнимая задача.
Ссылка на новость
При всем уважении к тому же Google, мне очень сложно представить, что он вдруг станет успешным игроком на рынке автомобилей. В свое время у них не вышло продать под своей маркой даже самый обычный смартфон, что уж говорить о машинах. Скорее уж в лаборатории Google X изобретут машину времени или слетают на Марс.
Единственный шанс заставить владельцем автомобилей известных марок хотя бы задуматься о покупке «гугломобиля», а инженеров автомобильных компаний воспользоваться наработками Google — представить что-то такое, чему аналогов сейчас просто нет. А сделать это с каждым годом будет все сложнее.
Еще лет пять назад сама идея беспилотного автомобиля завораживала и казалась откровенной фантастикой. На этом фоне новости о том, что первые прототипы беспилотных автомобилей Google уже в 2010 году «накатали» по реальным дорогам 1600 км вообще без водителя производила сильное впечатление. К слову, еще более 200 000 километров в этом же году «умные» машины проехали по улицам города, правда уже под контролем человека.
Ссылка на новость
В 2012 году компания Google опубликовала видео, на котором за руль «умного» автомобиля сел слепой человек. В ролике видно, что он даже не касается руля, но это совершенно не мешает автомобилю ехать самостоятельно.
[iframe url=»//www.youtube.com/embed/cdgQpa1pUUE» width=»640″ height=»360″ scrolling=»no» frameborder=»0″ marginheight=»0»]
Ссылка на новость
Казалось, что до начала продаж таких машин уже рукой подать, а показанный ролик – своеобразная реклама уже готового продукта. Но увы, речь вновь шла только о прототипе.
Дальнейших новостей о судьбе «гугломобиля» совсем немного. Но возникает ощущение, что в компании изначально неверно оценили объем работ, придумав интересную (и даже рабочую) концепцию, но не сумев проработать детали. А дьявол, как известно, кроется именно в мелочах. В особенности, если говорить о таких сложных и опасных вещах, как беспилотный автомобиль.
Например, когда весной 2013 года, когда «умный» автомобиль Google демонстрировали журналисту Forbes, он полностью терял ориентацию в пространстве во время снега или сильного дождя. Но даже в самую ясную погоду инженерам Google приходилось вначале собирать подробную информацию о предполагаемом маршруте и записывать ее в память автомобиля, а только потом включать автопилот.
Ссылка на новость
В августе прошлого года «гугломобили» не умели самостоятельно парковаться, что для беспилотного автомобиля очень странно – как я уже упоминал в начале статьи, эта возможность уже давно присутствует даже во вполне себе «обычных» машинах.
О том, чтобы отличить летящий в лобовое стекло камень от комка бумаги или обычного пешехода от полицейского также не приходилось говорить. Видимо, остановить такой автомобиль инспектор сможет только одним единственным способом – выпрыгнув перед ним на дорогу.
Ссылка на новость
С другой стороны, недавно стало известно о планах Google запустить собственную службу такси. Учитывая, что в компании давно мечтают о сети миниатюрных беспилотных такси, эта новость заставляет задуматься. Правда неясно, когда все эти идеи удастся осуществить на практике. А время здесь – ключевой фактор.
Ссылка на новость
Дело в том, что конкуренты Google тоже не сидят сложа руки. Пройдет еще пара лет, и для жителей многих городов беспилотные автомобили в любом случае станут привычным делом. Причем речь будет идти не о экспериментах IT гигантов, а о продукции именитых автомобильных компаний, уже давно завоевавших доверие пользователей.
К примеру, первые беспилотные автомобили компании Volvo появятся на дорогах Швеции уже в 2017 году. В планах компании — раздать самым обычным водителям из числа своих постоянных клиентов около сотни автомобилей с системой автономного управления. Правда, первое время максимальная скорость автомобиля в режиме автопилота будет ограничена 50 км в час, да и ездить он сможет только по наиболее спокойным улицам. Но представители компании подчеркивают, что это временное ограничение, которое введено ради безопасности.
Ссылка на новость
В Сингапуре беспилотные автомобили появятся еще раньше. Предполагается, что служба беспилотных такси заработает в центральном районе города уже в этом году, правда пока в тестовом режиме. Власти это начинание всеми силами поддерживают, надеясь, что в будущем оно поможет решить проблему пробок.
Ссылка на новость
А в Англии подобные решения существуют уже сегодня – пусть даже масштабы у местных «умных» такси куда более скромные. Например, подобные беспилотные такси работают на территории аэропорта Хитроу с мая 2011 года. На данный момент парк насчитывает 21 машину, ходят они по маршруту от терминала 5 до остановки полноценного транспорта. Протяженность маршрута около 4 километров, средняя скорость составляет около 40 км\ч.
Для пассажиров услуга полностью бесплатная. Все что требуется от человека – указать на сенсорном экране пункт назначения, зайти внутрь машины и нажать на кнопки «Close the door» и «Go». «Умное» такси заранее оповестит пассажира о прибытии к месту назначения и после полной остановки откроет двери.
[iframe url=»//www.youtube.com/embed/E5SchtSQcvY» width=»640″ height=»360″ scrolling=»no» frameborder=»0″ marginheight=»0»]
Ссылка на новость
Более солидные решения стоит ждать ближе к 2020 году. Примерно к этому времени в продаже уже могут появится «умные» автомобили Nissan, Audi, Mercedes-Benz, Tesla и даже… КАМАЗ.
Первый прототип «умного» грузовика КАМАЗ рассчитывает начать тестировать уже этим летом. Что интересно, работа идет над «умными» машинами сразу трех типов. Система SmartPilot выступает в роли помощника водителя, AirPilot пригодится для дистанционного управления автомобилем, а RoboPilot сделает грузовик полностью автономным, позволив ему доставлять грузы вообще без участия человека.
Ссылка на новость
Итоги
Еще не так давно беспилотные автомобили считались фантастикой. На сегодняшний день – это уже практически состоявшаяся реальность. Вопрос даже не в том, когда они появятся, а в том, как быстро получат широкое распространение.
Даже если не принимать в расчет цену решения, которая явно окажется достаточно высока, в этом деле существует множество вопросов и подводных камней. В первую очередь юридического характера. Даже в США, родине того же Google, беспилотные автомобили официально можно использовать только в паре штатов. Законодательство же большинства других стран не предусматривает наличие таких «самостоятельных» автомобилей вообще.
И дело не в том, чтобы просто разрешить или запретить подобные машины. Здесь неизбежно возникнет куча других вопросов, ответы на которые далеко не всегда очевидны. Например, виноват ли водитель «умного» автомобиля в ДТП, которое произошло фактически без его участия? Если дело в паре царапин на корпусе, то с этим разберутся и страховые компании, но что делать, если авария привела к человеческим жертвам? Не приведет ли это к тому, что поездки на «умных» автомобилях той или иной марки будут приостановлены до завершения разбирательств, как часто бывает с самолетами? Обязан ли водитель вмешиваться в управление автомобилем, когда видит, что ситуация на дороге нестандартная, и кто в этом случае окажется «крайним»? Сможет ли сам автомобиль нарушить правила дорожного движения, спасая жизнь своего пассажира, и не приведет ли это к еще более страшным последствиям? Ведь это не фантастический компьютерный разум, способный за долю секунды просчитать все вероятности, а всего лишь обычная программа.
Идеальным решением большинства проблем мне видится как раз идея Google – запуск службы беспилотных такси. Такие машины будут ездить строго в пределах заранее оговоренной (и тщательно изученной) территории, иметь ограничение по скорости и специальную конструкцию, минимизирующую последствия любого возможного столкновения с пешеходом. Для города – самое то. А вот в личном транспорте, который владелец может использовать где угодно и как угодно, уместнее смотрятся другие «умные» функции, которые не пытаются взять все управление на себя, а скорее просто страхуют водителя.
android.mobile-review.com
Самые умные автомобили-2016: чему научились беспилотники в этом году
За последний год испытания беспилотных машин стали меньше походить на эксперимент и больше на настоящую эксплуатацию. Алгоритмы управления и искусственный интеллект получили новые решения по части безопасности и не только. Беспилотники впервые начали использоваться в реальном транспортном бизнесе и на гоночных трассах. Мы разобрались, каким новым трюкам научились беспилотники в 2016 году.
Работать в такси и грузоперевозках
Этим летом Uber приобрел стартап Otto, занимающийся беспилотными грузовиками, и осенью тягач этой компании перевез первый коммерческий груз — 50 тысяч банок пива по 200-километровому маршруту. Но самое большое достижение беспилотников за год — это то, что они впервые попали в распоряжение служб такси и начали возить реальных пассажиров.
Во время загрузки произошла ошибка.Всех опередила американская компания nuTonomy, которая в августе предложила жителям Сингапура услуги такси с использованием автономных электрокаров. Буквально через месяц на дороги США вышли беспилотные такси Uber, на подходе — аналогичный проект Lyft. Служба «Яндекс. Такси» поспешила заявить, что ведет переговоры с автопроизводителями по поводу подобных испытаний в Москве.
О том, чтобы отправлять к клиенту автомобиль без сопровождения водителя, речь пока не идет. Законодательства стран, где проходят тесты, требуют, чтобы за рулем беспилотной машины всегда находился испытатель. И пока воспользоваться автономным такси не так просто: Uber дает такие авто только своим «самым преданным клиентам», и география перевозок ограничивается Питтсбургом. У nuTonomy охваченная территория еще меньше — всего один район Сингапура площадью семь квадратных километров.
Самые комфортные автомобили на данный момент — у «Убера». Если nuTonomy и Lyft выбрали в партнеры производителей компактных электрокаров (Renault, Mitsubishi и Chevrolet), то Uber делает ставку на сравнительно крупные модели Ford и Volvo. На первом этапе испытаний пассажиров «Убера» стали возить на седанах среднего класса Ford Fusion (он же Mondeo), а в дальнейшем ожидаются флагманские шведские модели: бизнес-седан S90, универсал V90 и внедорожник XC90.
Службы такси и рады бы использовать Tesla Model S с системой Autopilot — пространство в салоне на уровне моделей бизнес-класса, а объем багажника еще больше, — но путь в такси этим моделям закрыт: компания Илона Маска решила не сотрудничать с существующими сервисами пассажирских перевозок, а конкурировать. В октябре Tesla объявила, что запрещает владельцам машин с автопилотом работать в таких сервисах, как Uber, Lyft и подобных. Тем, кто захочет использовать свою «Теслу» для извоза за деньги, следует дождаться старта программы Tesla Network. Что она собой представляет, мы узнаем в 2017 году.
Читайте также
Меньше пугать и лучше видеть
Компания Google ежемесячно публикует отчеты о том, что нового освоили ее экспериментальные беспилотники с точки зрения безопасности. Вопрос доверия автоматике остается самой тревожной темой, касающейся автономных машин. Весной «Гугл-кары» научились сигналить, предупреждая других участников движения об опасности, летом — распознавать жесты велосипедистов, выполняющих повороты, а осенью — маневрировать «по-человечески». Раньше они совершали слишком точные движения, проезжая в нескольких сантиметрах от препятствий, что пугает пассажиров и водителей других транспортных средств.
Все это происходит на фоне не самых оптимистичных событий. Весь год автомобильная пресса разбирала подробности новых происшествий с беспилотниками. «Гугл-кар» в этом году попал в первое ДТП по собственной вине (ранее в 17 авариях эти машины оказывались пострадавшей стороной). Такси Uber и nuTonomy, передвигающиеся под присмотром испытателей, пока попадали лишь в мелкие ДТП, а вот «Теслы», на которых с прошлого года автопилотом может пользоваться любой владелец, успели попасть в несколько серьезных аварий.
В мае Tesla Model S «не разглядела» грузовик с прицепом, пересекавший ее путь. Владелец электрокара Джошуа Браун погиб. Разработчики автопилотов бросили все силы на то, чтобы укрепить пошатнувшееся доверие к беспилотникам.
В октябре компания Илона Маска объявила, что нынешняя система Autopilot уходит в прошлое, и все новые «Теслы» получат новый набор «железа», названный Hardware Two. Если Autopilot был рассчитан на полуавтономное управление автомобилем (по сути это — чуть более продвинутый круиз-контроль), то свежая разработка призвана превратить электромобили этой марки в полноценные беспилотники. Вся «начинка» для этого готова, но ее функционал будет вводиться в эксплуатацию постепенно — по мере готовности нужного ПО и внесения изменений в ПДД.
Новое оборудование лучше старого по всем пунктам, и главный — это «глаза», то есть — видеокамеры. Есть мнение, что причиной трагического инцидента с Tesla Model S стало именно «плохое зрение»: одной видеокамеры оказалось недостаточно для того, чтобы правильно распознать столь крупный объект, как автопоезд. Теперь все «Теслы» получат восемь видеокамер кругового обзора (вперед смотрят две: основная охватывает пространство в 150 метрах от машины, а «дальнобойная» — до 250 м). Как и прежде беспилотной системе помогают двенадцать ультразвуковых датчиков, опоясывающих автомобиль, причем их радиус действия отныне увеличен вдвое. Также фронтальный радар прошел обновление.
Теперь «Теслам» предстоит накапливать эксплуатационные данные, на основе которых компания будет «допиливать» алгоритмы полностью автономного управления. Надо отметить, что «Гугл-кары» делают это уже много лет, и проект все еще далек от готовности. Но Tesla может пройти этот путь быстрее. Если в испытаниях Google принимают участие всего несколько десятков транспортных средств, то Tesla сможет получать данные от тысяч серийных машин, и значит — процесс пойдет гораздо активнее.
Так или иначе, это вопрос не одного года, а пока автомобили с Hardware Two не только не освоили новых трюков, а даже забыли старые. Автоторможение, адаптивный круиз-контроль и система удержания автомобиля в полосе, работающие на машинах с прежним оснащением, будут недоступны на новинках, пока компания не разработает для них соответствующую прошивку.
Что же касается ранее выпущенных машин, на них продолжает функционировать полуавтономная система Autopilot. Не опасно ли продолжать ей пользоваться? В компании говорят — нет. В сентябре разработчики представили прошивку Autopilot 8.0, в которой учтены такие ситуации, как в случае с произошедшими трагическим ДТП. Теперь система более активно использует штатный радар и фиксирует в шесть раз больше объектов, чем раньше. В Tesla Motors утверждают, что этот софт смог бы спасти жизнь Джошуа Брауну.
Гоняться
Весной публике впервые показали дизайн гоночных болидов Roborace, а осенью прошли их первые успешные испытания на британской трассе Сильверстоун. Новая гоночная серия уже через несколько месяцев должна стартовать в качестве сопутствующих соревнований параллельно с Formula E. Одним из учредителей Roborace стал основатель компании Yota и бывший заместитель министра связи России Денис Свердлов. За дизайн болидов-роботов отвечает Даниэль Зимон, известный тем, что разрабатывал внешность транспортных средств в фильме «Трон: Наследие».
Roborace — это гонки программистов. Все команды получат одинаковые болиды, а алгоритмы управления автомобилем и искусственный интеллект участники гонок будут разрабатывать самостоятельно.
Устраивать соревнования беспилотников пробовали и прежде, но гонками это было трудно назвать. На соревнованиях Urban Challenge, прошедших в 2007 году на военной авиабазе в Калифорнии, победитель гонки — Chevrolet Tahoe — прошел трассу со средней скоростью всего в 23 км/ч. Спустя десять лет прогресс налицо: болиды Roborace будут управляться искусственным интеллектом на скоростях более 200 км/ч.
Еще одно важное событие в мире скоростных беспилотников, произошедшее в 2016 году, — первые в истории трек-дни для автономных машин. Это мероприятие прошло в конце мая на американской гоночной трассе Thunderhill Raceway. Обычно трек-дни — это своеобразные дни открытых дверей на автодромах, когда владельцы спорткаров могут от души пожечь резину и посоревноваться друг с другом. Беспилотные трек-дни стали чем-то вроде форума — местом общения разработчиков. На трассу вышли автономные машины PolySync, Denso, Renovo Motors, Velodyne и Nvidia. Их представители не столько соревновались друг с другом, сколько делились опытом. Организатором мероприятия выступил инвестор из Кремниевой долины Джошуа Шехтер.
Читайте также
«Гоночная трасса позволяет проводить испытания в сложных условиях (на высоких скоростях), но при этом прощает ошибки (безопасность выше, чем на дорогах, и нет постороннего трафика)», — рассказал Шехтер в интервью блогу Future of Transportation. Идею быстро подхватили и в Европе. Финансируемая британскими властями организация Innovate UK наметила на конец 2016 года целую серию подобных мероприятий в Англии, Франции и Австрии.
* * *
Какие еще умения мы ждем от беспилотников в будущем? Скажем, Land Rover утверждает, что научит свои модели штурмовать бездорожье в автономном режиме. Ford обучает свои беспилотники зимнему вождению по скользким покрытиям. А еще машины-роботы обещают научить общаться с окружающими. Речь не только о взаимодействии беспилотников друг с другом, но и о контактах с людьми — пешеходами. Исследование шведской компании Semcon показало, что восемь из десяти пешеходов, пересекая дорогу по «зебре», привыкли устанавливать зрительный контакт с водителем, чтобы убедиться в том, что идти по проезжей части безопасно. А как быть, если за рулем никого? Одно из решений этой проблемы заложено в концепте Semcon, предполагающем, что беспилотник должен научиться приветствовать пешеходов широкой светящейся улыбкой на передней части автомобиля.
Владельцам машин, пассажирам и пешеходам нужно научиться доверять беспилотникам. Опросы той же Semcon показывают, что более половины людей этого еще не умеют.
auto.mail.ru
Обученная машина «Тесла» теперь на шаг впереди других авто
Почему нас унижают, а мы молчим?Бесконечные очереди в государственных учреждениях и магазинах привычное для нас явление. Как с ними бороться, если привычка ждать, похоже, заложена у нас на генетическом уровне.
Тостер или новый тренд в рекламе. (ВИДЕО)Все смешалось в доме Облонских… Попытку сделать новый тренд в рекламных роликах, сделала компания Смарт в своем видео «МНОГОНАДО — если очень много надо». Вопрос спорный и неоднозначный… Но смотрится с интересом и есть что-то неординарное в такой подаче рекламы. Смотрим…
Минздрав: памятка — что россияне имеют право лечить БЕСПЛАТНО. Читаем.Памятка Минздрава о БЕСПЛАТНОЙ медицинской помощи. Она обязательна для всех государственных медицинских учреждений. Вы можете ее распечатать и носить в больницу и поликлинику, показывать врачам, если они пытаются вас заставить платить за услуги или лекарства, положенные вам бесплатно. Здесь же написано, куда обращаться в случае неоказания бесплатной медпомощи.
+18 Рассказ о первом сексе, в картинках.Кто не помнит свой первый сексуальный опыт? Наверное, большинство людей, не важно какую из половин они представляют, помнят его и если вспоминают, то с мягкой ироничной улыбкой на своих губах. Портал MTV, создал эту подборку из 48 gif роликов. Думаю, это понравится большинству пользователей. Вспомните, как это было с вами…
Главная технологическая выставка – CES-2018 прошла в Лас-Вегасе.В программе «Чудо техники» были продемонстрированы самые необычные решения в сфере электронной техники, предназначенной для повседневного применения. Чудо-телевизор, новинки смартфонов, безпилосные системы, безпроводные зарядные устройства, умные трусы и мн.др. Читаем, смотрим фото.
Топ 7 признаков, что ваш мужчина, вам изменяет.Измена, она как змея, тихонечко и незаметно заползает к вам в дом. Ни кто не застрахован, от такого поворота в семейной жизни. Но быть «поной дурой» и ничего не замечать, то же не лучший вариант. Семь признаков того, что эта «гадюка» поселилась в вашем доме.
Как не стать лохом за границей? Как разводят туристов в поездках?Наивных и доверчивых людей в мире очень много и очень многие, не честные на руку людишки пытаются этим воспользоваться. Часто это работает, когда вы как турист, приезжаете в одну из стран на отдых. Вы ничего не знаете, вам все интересно, вы готовы на любой контакт с добрым и заботливым местным «самаритяниным», который предлагает вам услугу (угощение, подарок, и т.д.). Аккуратнее, здесь можно оказаться лохом.
ТОП-5 жизненных привычек, которые приведут к разводу.Развод дело быстрое. Если нет детей, совместно нажитого и финансовых претензий, разведут в один день. Раз, и вы уже не семья. Потом возможны сожаления и понимание и вроде как дурак был, дура была… но склеивать гораздо сложнее, чем понимать и предвидеть заранее.
Энцефалитный клещ. Что обязан знать каждый о клещахНовости об огромном количестве людей, обратившихся за помощью в лечебные учреждения страны после укуса клеща, пугают. Все люди боятся этих насекомых, приобретают аэрозоли для защиты от них и тщательно осматривают тела после прогулки на природе. Но далеко не все люди знают, чем на самом деле страшен клещ, зараженный энцефалитом. Для большинства из нас такой клещ является страшилкой, некоторые говорят, будто от энцефалита очень быстро умирают или сходят с ума. Давайте рассмотрим этих насекомых подробнее.
Образ идеальной жены глазами мужчинДаже самые загадочные женщины не смогут быть долго идеальными для мужчин. И тогда начинаются конфликты… А все потому, что девушек начинают рассматривать еще и по другим параметрам.
Все безвизовые страны для россиян 2019 г. (СПИСОК + ТОП 10 самых посещаемых стран туристами из России)Многочисленных туристов из нашей страны, безвизовые страны привлекают тем, что перед поездкой заграницу нет необходимости заполнять разнообразные анкеты, обивать пороги посольств и затем нетерпеливо ждать заграничный паспорт с вклеенным разрешением посетить выбранное государство.Список государств в 2019 году, куда можно рвануть не задумываясь (были бы деньги и желание), — достаточно обширный. Более того, российское правительство, дипломатическое ведомство переговорами добивается того, что на мировой карте возникают места для беспрепятственных путешествий без оформления въездной визы.
Почему мужчины не понимают женщинКак часто мужчины не понимают женщин. Пытаются сразу найти решение, дать совет, закрыть вопрос. Глупо, глупо, и еще раз глупо. Женщине надо чтобы ее просто выслушали, поняли, согласились с ее доводами. Она не собирается что-либо менять, она просто делится переживаниями… ее все устраивает.D
Запуск одновременно 1000 фейерверков с велосипеда. (ВИДЕО)Запустить 1000 фейерверков одновременно в движении на велосипеде — удалось. Рассомотреть это зрелище можно только потому что оно было снято с нескольких камер и показано в замедленом действии. Любуемся. Хотя кроме слова идиот здесь трудно что то сказать…
Смерч. (ВИДЕО)Сегодня СМИ много и вчасто пишут о смерчах, ураганах и других природных катаклизмах. Но писать это одно, но мало кто снимает эти катаклизмы. Так что же такое настоящий смерч? Смотрим…
Катер на котором не укачивает. (ВИДЕО)Кто из нас не мечтал о собственном катере? Многие не только мечтали, но и купили… но потом выяснилась не приятная вещь — оказывается на нем укачивает… что делать?
Новый лидер показов на Ютубе. (ВИДЕО)На ЮТУБе сменился лидер по просмотрам. Как не удивительно корейский «Гадман стайл» подвинулся и услупил место лиричной и душевной композиции. Почему?
Самая быстрая машина в миреОна уже была презентована во Франкфурте. Для тех, про пропустил подобное зрелище, предлагаем познакомиться с характеристиками, посмотреть фото и видео.
Удивительный полет над МарсомНа борту космического аппарата установлена камера HiRISE, которая записала удивительные, красивые и завораживающие снимки Марса. Вот уже 12 лет аппарат фотографирует планету, захватывая в кадрах все ее могущество и величие.
Рождение драконаОчень интересное видео, как появляется на свет очаровательный дракон.
OK Go – The One MomentНа съёмки этого клипа потратили всего 4,2 секунды. Но их потом растянули на 4 минутный ролик. За это время перед вами происходит 325 различных действий. Это что-то невероятное…
news.mnogonado.net
ТОП-5 самых умных роботов в мире
Роботы еще не вошли в нашу жизнь, как это показывают во многих фантастических блокбастерах, но и такое время не за горами. Технологии развиваются быстрыми темпами, из робота можно слепить как боевой агрегат, так и машину с человеческим обликом и мышлением. Какие же изобретения можно считать самыми продвинутыми?
Робот-девушка HRP 4C
Да, внешне робот выглядит как милая японская девушка, но что же внутри? Рост этой модели всего 159 см, а вес вместе с аккумуляторной батареей составляет 43 кг. Движение робота осуществляется с помощью 30-ти электромоторов, а еще 8 таких штук отвечают за мимику лица. Девушку часто называют просто Миим, она умеет танцевать и может петь благодаря программному синтезатору вокала. Также Миим может распознавать обращенные к ней слова и интерпретировать звуки. Первая версия робота была продемонстрирована японцами еще в 2009 году, а используется она чаще всего в сфере развлечений, где бывают необходимы реалистичные аналоги человека.
Робот Atlas
Модель обладает ростом в 188 см, а вес составляет почти 150 кг. В движение робота приводят 28 механических, гидравлических и тепловых приводов. Самое интересное, что внутри этой машины отсутствует аккумулятор, как и любые другие источники энергии. Робот питается от специального преобразователя энергии мощностью 15 кВт, который работает через стандартную электрическую сеть напряжением 480 Вольт. Изначально робот был создан в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций и даже техногенных катастроф. Atlas легко передвигается по пересеченной местности и может ходить по валунам, а с помощью рук карабкаться по вертикальным препятствиям.
Робот-гуманоид ASIMO
Маленький робот, легко повторяющий человеческую походку, был изобретен компанией «Honda». Малыш ASIMO обладает ростом в 130 см и весит 54 кг. Помимо идеальной копии человеческой походки со скоростью 6 км в час, робот феноменально взаимодействует с людьми. Благодаря вмонтированной в голову видеокамере ASIMO собирает всю зрительную информацию, он распознает множество объектов, оценивая при этом их направление и расстояние. Таким образом, робот легко следует за человеком, а при сближении может поприветствовать его. Он может подняться и спуститься по лестнице, а также распознает любые препятствия, например, без особого труда обходит встречающихся на пути людей.
Не забыли производители поработать и со звуком. Робот не просто распознает звуки, но и отличает их от человеческого голоса. В память ASIMO можно внести 10 человеческих лиц, робот будет их распознавать и обращаться по имени.
Робот-помощник HRP-2 Промет
Заменить няню такой робот, конечно, не сможет, а вот выступит в роли дворецкого без проблем. Такой аппарат откроет вам холодильник, подвинет мебель и будет управлять телевизором. Все эти приятные вещи робот выполняет после голосовых команд. В голове у робота сразу несколько камер, они то и создают для него трехмерные проекции.
Двойник человека из Дании Geminoid DK
Автором разработки является ученый из Аалборгского университета в Дании Хенрик Шарфе. Датчанин изготовил робота по своему образу и подобию. Двойник Хенрика Шарфе уверенно двигается, улыбается и дышит. Конечно, Geminoid DK пока еще легко отличить от человека, но выглядит действительно впечатляюще. Машина отлично имитирует выражения лица и точно повторяет движения. Управлять роботом можно дистанционно.
www.eg.ru
Самые крутые машины в мире
Автомобиль — это не роскошь, а средство передвижения. Если бы герои книги «Золотой теленок» знали, какие машины выпускают сегодня, они бы ни за что не сказали такой ахинеи. Авто всегда было статусной вещью и останется ею еще очень долго. Давайте поговорим о самых крутых машинах в мире.
Самые крутые машины в мире
Они самые быстрые, роскошные и дорогие. Их обладатели — владельцы корпораций, крупные инвесторы, арабские шейхи, спортсмены, звезды кино- и шоу-бизнеса. У них хватает средств, чтобы покупать и содержать самые крутые тачки в мире.
Некоторые из машин, которые мы сегодня рассмотрим, сегодня невозможно купить, ведь их выпуск был ограничен несколькими сотнями штук. Итак, начинаем наш импровизированный рейтинг:
- Porsсhe 918 Spyder — это гиперкар нового поколения. Его приводит в движение гибридная установка из бензинового 4,6-литрового двигателя и двух электромоторов. Мощность первого составляет 608 лошадиных сил при 8500 оборотах в минуту. Электрические собратья на пару выдают 279 лошадей.
Крутящий момент для такой машины довольно посредственный — 530 Нм, однако это не мешает Porsсhe 918 побеждать конкурентов в разгоне до первой сотни. Благодаря моментальной тяге, которую дают электродвигатели, спидометр преодолевает отметку 100 км/ч за 2,6 секунды! Максимальная скорость гибридного монстра — 345 км/ч. Все это удовольствие может стать вашим за 850 тысяч долларов.
- Pagani Huayra. Уникальный итальянский болид, созданный для езды по дорогам общего пользования. Фишка этой машины в «умном» аэродинамическом обвесе, который добавляет прижимной силы в поворотах и при езде на максимальных скоростях.
Несмотря на итальянское происхождение, «сердце» автомобиля — немецкое. Здесь установлен двигатель от Mercedes SL66 AMG, который после доработок стал выдавать 700 лошадиных сил и целых 1000 Нм крутящего момента! Разгон 0–100 — 3,3 секунды. Стоимость Pagani Huayra начинается от миллиона евро.
- Maybach Landaulet. Сравнительно старенький, но от этого не менее роскошный автомобиль, который выпускался с 2007 года. В техническом плане от стандартного Maybach 62 он мало чем отличается.
Основные различия касаются внешнего вида. Салон отделан более качественной кожей (хотя и тогда в «Майбахе» использовали явно не дерматин) и деревом ценных пород. Здесь установлена продвинутая мультимедийная система и массажные кресла.
Главная черта Maybach Landaulet — это крыша, которая откидывается только над пассажирами. Этот стиль кузова — дань традициям марки, идущих с 30-х годов ХХ столетия. Цена на уникальный автомобиль, когда его еще можно было заказать, начиналась от 1,5 миллионов долларов.
- Koenigsegg Agera R. Еще один гиперкар с ценником, как у Maybach Landaulet. Шведская компания Koenigsegg сама по себе уникальна тем, что смогла занять место рядом с такими брендами, как «Феррари», за относительно небольшой срок существования. Для такого подвига нужно выпускать по-настоящему безумные и дорогие машины.
Читайте также: Самая большая машина в мире
Koenigsegg Agera R — это предпоследняя модель марки, которая в теории способна разогнаться до 440 км/ч! В движение машину приводит 5-литровый V8 мощностью 1115 лошадиных сил. Первую сотню авто разменивает за 2,5 секунды; отметки в 200 км/ч Agera R достигнет через 7,8 секунды, а 300 км/ч спидометр покажет уже через 14,5 секунды.
- Bugatti Veyron Super Sport. Первая версия Veyron задала планку скорости для серийных автомобилей. В 2004 году впервые преодолен рубеж в 400 км/ч. Модель Super Sport увеличила этот показатель до 430 км/ч и на данный момент является быстрейшей машиной на Земле, которой разрешено ездить по дорогам общего пользования.
Сердце Bugatti Veyron 16.4 Super Sport — это 8-литровый W16, который выдает 1200 лошадиных сил и 1500 Нм крутящего момента. Бешеная тяга вместе с полным приводом и 7-ступенчатой коробкой передач позволяют разогнаться до 100 км/ч за 2,52 секунды. Дистанцию в 402 метра Veyron 16.4 SS проходит за 9,9 секунды. Конечно, цена на самый быстрый автомобиль кусается — 2,5 миллиона долларов за стандартную версию.
Самые крутые машины в Казахстане
В Казахстане есть очень крутые машины. В основном это автомобили представительского класса и спорткары:
- Bentley Mulsanne — преемник не менее крутой модели Arnage. Под капотом 6,8-литровый двигатель мощностью 512 лошадиных сил и тягой 1020 Нм. Этого достаточно, чтобы разогнать 2,5-тонный автомобиль до 100 км/ч за 5,2 секунды.
Но эта машина не для скорости: здесь главенствует роскошь. В салоне — дорогая кожа, дерево, полированная сталь, созданы все условия для комфорта пассажира. Покупателю предлагается 114 видов цвета кузова и 24 оттенка кожи. Стать владельцем Bentley Mulsanne может любой, кто заплатит 400 тысяч евро.
- Rolls-Royce Phantom. Еще с начала XX века Rolls-Royce считается одной из роскошнейших и дорогих автомобильных марок мира. Модель Phantom появилась в 1930-х годах и сразу же стала эталоном представительского сегмента.
Новое поколение Rolls-Royce Phantom было создано с применением технологий и агрегатов BMW, но это не лишило автомобиль британской индивидуальности. Салон обшит кожей нежнейшей выделки. Для отделки сидений используются шкуры коров, которые пасутся в высокогорных районах Альп. Там меньше насекомых, а значит, кожа лишена даже мелких огрехов.
В движение автомобиль приводит 12-цилиндровый двигатель объемом 6,75 литров и мощностью 460 лошадиных сил. Первую сотню Phantom разменивает за 6,1 секунды. Этого достаточно, чтобы быстро и с комфортом доставить владельца на деловую встречу или в гольф-клуб. Стоимость Rolls-Royce Phantom последних лет начинается от 850 тысяч долларов.
- Mercedes-Benz G55 AMG — это без преувеличения культовый автомобиль. Легендарная «табуретка», «коробка», «гелик» — настоящий рамный внедорожник с тремя блокировками дифференциала. Его разрабатывали для военных нужд, но со временем машина превратилась в игрушку люкс-класса.
Версия G55 AMG имеет 5,5-литровый двигатель мощностью 507 лошадиных сил. Автомобиль с аэродинамикой кирпича и весом более трех тонн разгоняется до сотни за 5,5 секунды. Максимальная скорость — 210 км/ч. Это не самый комфортный автомобиль на трассе: его стихия — бездорожье. Однако мало кто осмеливается месить грязь на авто стоимостью 250 тысяч долларов.
- Jaguar XJ-L — это еще один британец среди крутых авто в Казахстане. Прямой конкурент BMW 7 серии, Mercedes-Benz S500 и Audi A8L. Длиннобазная версия оснащается двигателем объемом 5 литров, который выдает 510 лошадиных сил. Рубеж в 100 км/ч «дикая кошка» преодолевает за 4,9 секунды.
Автомобиль оснащен всеми современными опциями, которые могут понадобиться самому взыскательному владельцу. Отдельного внимания заслуживает салон. Он выполнен в строгом стиле с применением дорогих сортов дерева и кожи.
Гиперкары, премиальные седаны и внедорожники — одни из самых крутых машин в мире. Это вершина инженерной и дизайнерской мысли. В 1990-х годах 6 секунд до 100 км/ч считались показателем спортивного автомобиля, а сегодня за это время разгоняются семейные седаны. Кто знает, какие скорости и какие ценники на автомобили ждут нас в будущем. А как, по-вашему, какая самая крутая серийная машина в мире и Казахстане?
Читайте также: Роскошные автомобили подешевели в Казахстане (фото)
www.nur.kz