Автоматическое зарядное устройство ЭЛЕКТРОНИКА УЗ-А-6/12-6Д-УХЛ 3.1
Устройство зарядное автоматическое УЗ-А-6/12-6,3-УХЛ 3.1 (в дальнейшем -устройство УЗ-А) предназначено для заряда 6-ти и 12-ти вольтовых стартерных аккумуляторных батарей, установленных на мотоциклах и автомобилях личного пользования.
Перед началом эксплуатации устройства УЗ-А (необходимо изучить настоящее руководство, а также правила по уходу и эксплуатации аккумуляторной батареи.
Устройство УЗ-А имеет плавную установку зарядного тока, электронную схему защиты, обеспечивающую сохранность аккумуляторной батареи при перегрузках, коротких замыканиях и неправильной полярности подключения выходных зажимов. При этом защита выполнена таким образом, что на выходе зарядный ток появляется только в случае, если к выходным зажимам подключен источник напряжения (аккумуляторная батарея).
Устройство УЗ-А рассчитано на эксплуатацию в условиях умеренного климата при температуре окружающего воздуха от минус 10 °С до плюс 40 °С и относительной влажности до 98 % при 25 °С.
Данное устройство производит заряд при наличии напряжения на аккумуляторной батарее не менее 4-х вольт.
Технические данные
- Напряжение питающей сети — 220 ± 22 В;
- Частота сети — 50 ± 05 Гц;
- Диапазон установки тока заряда — 0,5 — 6,3 А;
- Автоматическое отключение от аккумуляторной батареи через -10,5 ± 1 ч;
- Потребляемая мощность, не более -145 Вт;
- Переменное напряжение для питания переносной автомобильной лампы (12 или 36±2В).
На лицевой панели расположены:
- светодиод «СЕТЬ», сигнализирующий о включении устройства в сеть;
- индикатор тока для контроля тока заряда;
- кнопка включения устройства зарядного в режим заряда;
- ручка для установки тока заряда;
- светодиод, сигнализирующий об окончании цикла заряда.
На заднюю стенку устройства зарядного вынесен радиатор для охлаждения выпрямителя. На радиаторе установлены розетка для питания переносной лампы (12 или 36 В), электропаяльника и др., и предохранитель.
В нижней части корпуса, устройства имеется ниша, в которую укладывается сетевой шнур и кабели с контактными зажимами «+» и «-» для подключения зарядного устройства к соответствующим клеммам аккумулятора.
Рис. 1. Внешний вид устройства зарядного автоматического «Электроника».
Проверка работоспособности зарядного устройства
В условиях продажи зарядного устройства в магазине при отсутствии аккумулятора, а также у потребителя для проверки работоспособности зарядного устройства, допускается кратковременно использовать вместо аккумулятора батарейки из сухих элементов общим напряжением не менее 4 В (удобнее всего использовать батарейку на напряжение 4,5 В, допускается использование последовательно включенных элементов по 1,5 В каждый — не менее 3х элементов).
Проверку производить следующим образом:
- Установить ручку В в крайнее левое положение.
- Подключить контактные зажимы зарядного устройства к выводам батареи, соблюдая полярность: зажим «+» устройства к «+» батарейки, а зажим «-» устройства к «-» батарейки.
- Включить зарядное устройство в сеть переменного тока напряжением 220 В, при этом па лицевой панели устройства загорится светодиод «СЕТЬ» и в зависимости от состояния электронной схемы может загореться светодиод. Нажать кнопку [i]. При этом, если горел светодиод, то он погаснет.
- Поворотом ручки по часовой стрелке убедиться в изменении тока (ток будет плавно увеличиваться). Это является критерием работоспособности устройства. Примечание. Во избежание преждевременного выхода проверочной батареи из строя рекомендуется проверку тока проводить не более 5 ч- 10 секунд и величину тока устанавливать не более 3-5 А.
- После проверки выведите ручку (против часовой стрелки до отсутствия показаний зарядного тока. Отключите зарядное устройство от сети и от батарейки.
Требования по технике безопасности
При эксплуатации устройства УЗ-А не допускается:
- замена предохранителя, а также ремонт устройства во включенном состоянии;
- механическое повреждение изоляции сетевого шнура, проводов выходных зажимов, а также попадание на него химически активной среды (кислот, масел, бензина и Т.Д.).
В процессе заряда допускается превышение температуры корпуса устройства над температурой окружающей среды не более 60 °С.
Устройство изделия
Устройство УЗ-А представляет собой выпрямитель с плавной установкой тока. С выводов 3, 6 сетевого трансформатора Т1 напряжение поступает на 2[-полупериодный управляемый выпрямитель, выполненный на тиристорах VS1 и VS2.
Выпрямленное напряжение подается на аккумуляторную батарею через контакты X1 («плюс») и Х2 («минус»). Для контроля величины тока заряда служит индикатор тока РА1.
Для отключения цепи заряда от аккумулятора через 10,5 ± 1 час, управления работой тиристоров и установки необходимого тока заряда служит схема, собранная на транзисторах VT1 + VT11 и микросхеме DD1.
На транзисторе VT1 выполнен формирователь импульсов с частотой 50 Гц, на интегральной схеме DD1 — счетчик импульсов, на транзисторах VT8 и VT10 — делитель частоты на 2, на транзисторе VT6 — управляемый генератор (стабилизатор) тока.
При этом необходимый ток заряда устанавливается потенциометром RP1.
Генератор управляющих импульсов выполнен на транзисторах VTЗ и VT7.
Транзистор VT2 является усилителем этих импульсов по мощности.
Рис. 2. Принципиальная схема устройства зарядного автоматического «Электроника» — вариант 1 (нумерация деталей выполнена согласно маркировке на заводской схеме).
Зарядное устройство ЭЛЕКТРОНИКА УЗС-П-12-6,3 УХЛ3.1
Устройство зарядное автоматическое УЗС-П-12-6,3 УХЛ 3.1 предназначено для заряда 12-вольтовых стартерных аккумуляторных батарей, установленных на мотоциклах и автомобилях личного пользования. Перед началом эксплуатации устройства необходимо изучить настоящее руководство, а также правила по уходу и эксплуатации аккумуляторной батареи.
Устройство УЗ имеет плавную установку зарядного тока, электронную схему защиты, обеспечивающую сохранность аккумуляторной батареи при перегрузках, коротких замыканиях и неправильной полярности подключения выходных зажимов. При этом защита выполнена таким образом, что на выходе зарядный ток появляется только в случае, если к выходным зажимам подключен источник напряжения (аккумуляторная батарея).
Устройство рассчитано на эксплуатацию в условиях умеренного климата при температуре окружающего воздуха от минус 10 °С до плюс 40 °С и относительной влажности до 98 % при 25 °С.
Данное устройство производит заряд при наличии напряжения на аккумуляторной батарее не менее 4-х вольт.
Технические данные
- Напряжение питающей сети — 220 ± 22 В;
- Частота сети — 50 ± 05 Гц;
- Диапазон установки тока заряда — 0,5 — 6,3 А;
- Потребляемая мощность, не более -150 Вт;
На лицевой панели расположены:
- светодиод «СЕТЬ», сигнализирующий о включении устройства в сеть;
- амперметр — для контроля тока заряда;
- ручка для установки тока заряда;
- кнопка «РЕЖИМ» включающая устройство зарядное в автоматический или ручной режим заряда;
- кнопка «КОНТРОЛЬ»;
- светодиод «ЗАРЯД».
В верхней части корпуса, устройства имеется ниша, в которую укладывается сетевой шнур и кабели с контактными зажимами «+» и «-«, для подключения зарядного устройства к соответствующим клеммам аккумулятора.
В нише задней стенки устройства зарядного находятся предохранители.
Рис. 1. Внешний вид устройства зарядного «Электроника».
Рис. 2. Принципиальная схема устройства зарядного «Электроника» (нумерация деталей выполнена согласно маркировке на заводской плате, конденсаторы С1 и С2 могут не устанавливаться). ВНИМАНИЕ! Схема содержит некоторые ошибки, об этом читайте в комментариях!
Рис. 3. Монтажная плата устройства зарядного «Электроника».
Рис. 4. Монтажная плата устройства зарядного автоматического «Электроника».
Табл. 1. Перечень элементов к принципиальной схеме прибора «УЗС-П-12-6,3».
Позиционное обозначение | Наименование элемента и тип | Кол-во | Примечания |
R1, R2, R7, R8, R12, R23 | Резисторы МЛТ-0,25 — 1,0 кОм ± 10 % | 6 | |
R3 | МЛТ-0,25 — 500 Ом ± 10 % | 1 | |
R4 | МЛТ-1 — 160 Ом + 10 % | 1 | |
R5 | МЛТ-0,25 — 200 Ом + 10 % | 1 | |
R6 | МЛТ-1 — 300 Ом ± 10 % | 1 | |
R9 | МЛТ-0,25 — 20 кОм ± 10 % | 1 | |
R10 | МЛТ-0,25 — 75 кОм ± 10 % | 1 | |
R11 | МЛТ-1 — 1,0 кОм ± 10 % | 1 | |
R13 | МЛТ-0,25 — 3,0 кОм ± 10 % | 1 | |
R14 | МЛТ-0,25 — 1,2 кОм ± 10 % | 1 | |
R15, R19 | СПЗ-38 — 3,3 кОм | 2 | |
R16 | ППЗ-40 — 4,7 кОм | 1 | |
R17, R24 | МЛТ-0,25 — 10 кОм ± 10 % | 2 | |
R18 | МЛТ-0,25 — 18 кОм ± 10 % | 1 | |
R20, R22 | МЛТ-0,25 — 3,6 кОм ± 10 % | 2 | |
R21 | МЛТ-0,25 — 9,1 кОм + 10 % | 1 | |
R25 | МЛТ-0,25 — 300 Ом + 10 % | 1 | |
R26 | МЛТ-0,25 — 51 кОм ± 10 % | 1 | |
Rш | шунт — 75 mV | 1 | |
C3,С10,С11 | Диоды К73-17-63В — 0,1 мкФ | 3 | |
С4 | К50-35-16В — 220 мкФ | 1 | |
С5 | К50-35-16В — 100 мкФ | 1 | |
С6, С7 | К50-35-25В — 220 мкФ | 2 | |
С8, С9 | МБМ-160В — 0, 1 мкФ | 2 | |
VD1 — VD4, VD7 — VD9, VD11 — VD15 | Диоды КД410А | 12 | |
VD10 | КС 147 А | 1 | |
VD16 | Д816А | 1 | |
VS1, VS2 | КУ202Г | 2 | |
VD5 | Индикаторы АЛ307БМ | 2 | |
VD6 | АЛ307ГМ | 1 | |
SA1 | Кнопки П2К (с фиксацией) | 1 | |
SB2 | П2К (без фиксации) | 1 |
Ниже приведена принципиальная схема зарядного устройства УЗС-П-12-6,3 Электроника.
Рис. 5. Принципиальная схема зарядного устройства УЗС-П-12-6,3 Электроника.
Источник: Ходасевич А. Г, Ходасевич Т. И., Зарядные и пуско-зарядные устройства, Выпуск 2.
Зарядное устройство с автоматическим отключением ЭЛЕКТРОНИКА У3-А-6/12-7,5-УХ Л 3.1
Устройство зарядное с автоматическим отключением (в дальнейшем — устройство УЗ-А) предназначено для заряда 6ти и 12ти-вольтовых стартерных аккумуляторных батарей, установленных на мотоциклах и автомобилях личного пользования.
Перед началом эксплуатации устройства УЗ-А необходимо изучить настоящее руководство, а также правила по уходу и эксплуатации аккумуляторной батареи.
Устройство УЗ-А рассчитано на эксплуатацию в условиях умеренного климата при температуре окружающего воздуха от минус 10 °С до плюс 40 °С и относительной влажности до 98 % при 25 °С.
Данное устройство производит заряд при наличии напряжения на аккумуляторной батарее не менее 4-х вольт.
Технические данные
- Напряжение питающей сети — 220 ± 22 В;
- Частота сети — 50 ± 05 Гц;
- Диапазон установки тока заряда — 0,5 — 7,5 А;
- Автоматическое отключение от аккумуляторной батареи через — 10,5 ± 1 ч;
- Потребляемая мощность, не более -145 Вт;
- Переменное напряжение для питания переносной автомобильной лампы 36 ± 2 В.
На лицевой панели расположены:
- светодиод «СЕТЬ», сигнализирующий о включении устройства в есть;
- индикатор тока для контроля тока заряда;
- ручка регулировки для установки тока заряда;
- светодиод, сигнализирующий об окончании цикла заряда.
На заднюю стенку устройства зарядного вынесен радиатор для охлаждения выпрямителя.
На радиаторе установлены розетка для питания переносной лампы 36 В (электропаяльника и др.) и предохранитель.
В нижней части корпуса, устройства имеется ниша, в которую укладывается сетевой шнур и кабели с контактными зажимами «+» и «-» для подключения зарядного устройства к соответствующим клеммам аккумулятора.
Примечание. Принцип работы схемы устройства зарядного с автоматическим отключением, практически аналогичен работе схемы зарядного устройства автоматического «Электроника» описанного выше.
Рис. 1. Внешний вид устройства зарядного с автоматическим отключением «Электроника».
Проверка работоспособности зарядного устройства
В условиях продажи зарядного устройства в магазине при отсутствии аккумулятора, а также у потребителя для проверки работоспособности зарядного устройства, допускается кратковременно использовать вместо аккумулятора батарейки из сухих элементов общим напряжением не менее 4 В (удобнее всего использовать батарейку на напряжение 4,5 В, допускается использование последовательно включенных элементов по 1,5 В каждый — не менее 3х элементов).
Проверку производить следующим образом:
- Установить ручку регулировки в крайнее левое положение.
- Подключить контактные зажимы зарядного устройства к выводам батареи, соблюдая полярность: зажим «+» устройства к «+» батарейки, а зажим «-» устройства к «-» батарейки.
- Включить зарядное устройство в сеть переменного тока напряжением 220 В, при этом па лицевой панели устройства загорится светодиод «СЕТЬ» и в зависимости от состояния электронной схемы может загореться светодиод.
- Поворотом ручки регулировки по часовой стрелке убедиться в изменении тока (ток будет плавно увеличиваться). Это является критерием работоспособности устройства. Примечание. Во избежание преждевременного выхода проверочной батареи из строя рекомендуется проверку тока проводить не более 5 + 10 секунд и величину тока устанавливать не более 3 5 А.
- После проверки выведите ручку регулировки ( против часовой стрелки до отсутствия показаний зарядного тока. Отключите зарядное устройство от сети и от батарейки.
Требования по технике безопасности
При эксплуатации устройства УЗ-А не допускается:
- замена предохранителя, а также ремонт устройства во включенном состоянии;
- механическое повреждение изоляции сетевого шнура, проводов выходных зажимов, а также попадание на него химически Активной среды (кислот, масел, бензина и т.д.).
В процессе заряда допускается превышение температуры корпуса устройства над температурой окружающей среды не более 60 °С.
Рис. 2. Принципиальная схема устройства зарядного с автоматическим отключением Электроника.
Рис. 3. Монтажная плата устройства зарядного с автоматическим отключением «Электроника».
Рис. 4. Монтажная плата устройства зарядного с автоматическим отключением «Электроника.
Источник: Ходасевич А. Г, Ходасевич Т. И., Зарядные и пуско-зарядные устройства, Выпуск 2.
Схема советской зарядки АА-аккумуляторов Электроника-ЗУ04
Изучим устройство зарядки «Электроника ЗУ-04», внутри которой реализована схема питания с гасящим конденсатором.
Заряжать можно любое количество аккумуляторов от 1 до 4-х
Устройство имеет странную разборную конструкцию с отделяемой вилкой на пружинках:
Заряжать можно от 1 до 4-х аккумуляторов, вставляя их в любые слоты
Это связано с тем, что схема питания с гасящим конденсатором означает наличие на всех контактах и заряжаемых аккумуляторах напряжения 220 вольт, так что аккумуляторы нужно тщательно упаковать-изолировать, прежде чем втыкать всё это в электросеть. Весь корпус усеян рельефными надписями:
Надписи: 220В 50Гц ~; Перед эксплуатацией изучить паспорт !!!; Перед снятием крышки следует вынуть вилку из розетки сети питания; ЗУ04, 1.2В; Макс ток заряда 90мА
Вывинчиваем два винтика, созерцаем нутро:
Детали внутри. Навесной монтаж… [Увеличить правую часть с детальками]
Сделана зарядка в 90-х, поэтому нет надписей типа «цена» и ОТК, а есть знак «Росстандарт». Но, т. к. это модель 1990 года, то советская. Хотя на предыдущей картинке видна надпись «ток заряда 90мА», верить нужно последней — 110 мА (просто есть версия на 90 мА; видать, на сборке-производстве перепутали). Наблюдаемое реализует следующую схему:Схема электрическая принципиальная «Электроника» ЗУ-04
Результаты измерений. На выходе диодного моста напряжение 22 вольта, напряжение на стабилитронах 3.8 В (хотя надписи 3V0 на них означают, что они должны стабилизировать на 3.0 В). Через светодиод HL1 течёт ток 55 мА и напряжение на нём 2.7 В (он вообще ненормальный: у него «+» на толстом контакте, на котором рефлектор с излучающий переходом находятся). Напряжение на резисторе 120 Ом (1 Вт) — 7 В, следовательно ток через него течёт 55 мА. Итого: 55 через светодиод + 55 через этот резистор = 110 мА.
Зарядка пашет на все свои 110 мА даже без аккумуляторов: этот ток проходит последовательно через все стабилитроны, резисторы, светодиод (светится) — так что энергия бессмысленно выделяется на них. Но если поставить аккумулятор, то соответствующий стабилитрон отключится (т.к. напряжение на нём станет меньше его 3.0 вольт) и ток потечёт в этом месте через аккумулятор.
Конденсаторы К73-17 в количестве 2-х штук… Почему два? Издержки советских производственных технологий: у этой зарядки есть версии 90мА и 75мА, соответственно, в них устанавливали по одному конденсатору этих номиналов.
Схема электрическая от производителя (скан внезапно найденной инструкции; заявленные тут детали вообще не соответствуют реальным на схеме выше):
Полезные ссылки
- Питание светодиодов от сети ~220V — схема с гасящим конденсатором
- Устройство зарядки АА- и ААА-NiMH аккумуляторов Energizer — разборка, схема
5 / 5 ( 14 голосов )
Схема зарядного устройства для никель-кадмиевых аккумуляторовРанее мы построили много типов схем зарядных устройств, включая солнечное мобильное зарядное устройство , Поплавковое зарядное устройство , Зарядное устройство 12 В , Схема блока питания и т. Д. Сегодня мы Собираюсь построить схему зарядного устройства для зарядки Ni-Cd АКБ . Зарядка никель-кадмиевых аккумуляторов осуществляется двумя способами:
- Быстрая зарядка
- Медленная зарядка
Быстрая зарядка требует правильного отключения после полной зарядки.В отличие от свинцово-кислотных или литиевых аккумуляторов, никель-кадмиевые аккумуляторы не могут принимать плавающий заряд. Также непросто отключить зарядное устройство после полной зарядки. Это должно быть сделано на основе алгоритма, который определяет температуру батареи и постоянное снижение напряжения после завершения зарядки. Другая часть заключается в том, что перед быстрой зарядкой аккумулятор должен быть полностью разряжен.
Следовательно, здесь мы собираемся сделать простое медленное зарядное устройство , которое может заряжать никель-кадмиевые батареи при более низких и более безопасных токах.Этот процесс без автоматического отключения не повредит ячейку так сильно, как быстрое зарядное устройство без автоматического отключения.
Медленные зарядные устройства могут использоваться для преодоления саморазряда . Никель-кадмиевый аккумулятор саморазряжается со скоростью 15-20% в месяц, что выше по сравнению с 5-10% в месяц у литиевой батареи. Но он ниже по сравнению с Ni-MH аккумулятором, саморазряд которого составляет 20-30% в месяц.
Ni-Cd аккумулятор Зарядка:
Электрохимическое устройство, которое подает энергию во внешнюю цепь посредством внутренней химической реакции, называется ячейкой .Комбинация этих элементов, подключенных последовательно или параллельно, называется батареей .
Ниже приведена спецификация нескольких никель-кадмиевых батарей типоразмеров AA и AAA,
Разница между стандартной зарядкой и быстрой зарядкой зависит от зарядного напряжения, зарядного тока и метода или алгоритма отключения.
Для быстрой зарядки требуется точное отключение питания в конце заряда с учетом температуры элемента или отрицательного изменения напряжения.Различные типы, которыми можно заряжать Ni-Cd аккумулятор, указаны ниже:
Батарея, используемая здесь, имеет емкость 600 мАч, как показано ниже, и указывает на то, что мы должны заряжать элемент при 60 мА, что рекомендуется для медленной зарядки 0,1C. Следовательно, мы сделали медленную зарядку постоянным током.
Необходимые компоненты:
- LM317 — 2 номера
- 1N4007 — 4No.
- Конденсатор, 100 мкФ (электролитический) — 1 шт.
- Держатель батарейки AAA или AA — 1No
- ПОТ (100Ὠ) — 1
- Светодиод (Красный -1)
- Резисторы (1 кОм -1; 560 Ом -1; 100 Ом -2)
- Доска точечная перфорированная
- Соединительные провода
Ni-Cd схема медленного зарядного устройства и пояснения:
Вот как выглядит схема на Perf Board:
1. Понижающий трансформатор:
Здесь используется понижающий трансформатор переменного тока с номиналом от 230 В до 15 В, 1 А.Несмотря на то, что выходная токовая нагрузка трансформатора составляет 1 А, допустимый непрерывный ток составляет всего 0,4 А для безопасной работы. Можно использовать трансформатор на 230 В / 0-15 В или 230 В / 15-0-15 В.
2. Мостовой выпрямитель:
Двухполупериодный мостовой выпрямитель преобразует источник переменного тока в источник постоянного тока посредством процесса, называемого выпрямлением и. Используемый здесь выпрямитель выполнен с использованием четырех диодов в мостовой конфигурации.
3.Цепь регулятора напряжения:
Здесь LM317 используется для регулирования напряжения; это трехконтактный регулируемый регулятор
Таким образом, необходимое выходное напряжение составляет не более 1,45 В для зарядки аккумулятора.
В ВЫХ = 1,25 * {1+ (100/560 Ом)}
В ВЫХ = 1,47 В
Калькулятор напряжения LM317 можно использовать, если вы ищете какой-нибудь калькулятор для расчета резистора или для планирования выходного напряжения.
4. Цепь ограничителя тока:
Так как зарядный ток для аккумулятора на 600 мАч будет 60 мА. Соответствующий резистор должен быть рассчитан,
I ВЫХ = 1,25 / R
Следовательно, R устанавливается на 21Ὠ, чтобы ограничить ток до 0,06А.
Работа цепи зарядного устройства Ni-Cd аккумулятора:
Напряжение холостого хода без батареи отображается как 1,5 В, что видно из рисунка ниже,
Как упоминалось ранее, выходное напряжение равно 1.49 В, а ток ограничен 60 мА, а красный светодиод указывает на состояние зарядки аккумулятора.
,Зарядное устройство
| Электронный дайджест
Цепь зарядного устройства Ni-Cd аккумулятора
Ранее мы создали много типов схем зарядных устройств, включая солнечное мобильное зарядное устройство, схему поплавкового зарядного устройства, аккумулятор на 12 В …
Схема DIY Power Bank
Характеристики цифровых продуктов стремительно расширяются, что в некоторых случаях приводит к частому использованию смартфонов…
Схема Power Bank на печатной плате
Характеристики цифровых продуктов стремительно расширяются, что вызывает частое использование смартфонов в нескольких …
,