Семейство автомобилей и броневиков «Скорпион»
С начала этого десятилетия в новостях регулярно фигурировали бронированные и незащищенные автомобили семейства «Скорпион» от корпорации «Защита». Сообщалось о появлении новых образцов семейства, о проведении испытаний и показе техники потенциальным заказчикам. Наконец, появились новости о принятии техники на снабжение и скором старте серийного производства. Однако крупная серия «Скорпионов» так и не появилась, а вскоре проект оказался фактически забыт. От него отказалась даже компания-разработчик.Напомним, впервые название «Скорпион» появилось в каталоге продукции корпорации «Защита» в начале двухтысячных годов. Тогда оно применялось в отношении проекта модернизации внедорожников Ульяновского автозавода. Автомобиль УАЗ получал специальные вставки, увеличивавшие его габариты и доступные внутренние объемы, дорабатывались трансмиссия и шасси. Получившуюся машину «Скорпион-1» можно было оснащать тем или иным оборудованием, в том числе броней и вооружением. «Скорпионы» первой версии производились малой серией в интересах разных заказчиков.
Бронеавтомобиль «Скорпион-ЛША-2Б» на испытаниях. Фото Корпорация «Защита» / twower.livejournal.com
Однако «Скорпион-1» был лишь вариантом существующей машины. В начале текущего десятилетия корпорация «Защита» разработала полностью новый проект подобного автомобиля. На основе новых и доступных агрегатов была создана универсальная платформа, пригодная для строительства машин разного назначения с разным оснащением. На ней можно было строить как простые вездеходы, так и легкие бронеавтомобили.
На основе единого шасси были созданы четыре проекта автомобилей. «Скорпион-ЛША-1» и «Скорпион-ЛША-2» представляли собой «легкие штурмовые автомобили» без бронирования и с жесткой крышей либо с тентом. Также выполнили броневик «Скорпион-ЛША-2Б». Отмечалось, что все модификации с литерами «ЛША» предназначаются для российского министерства обороны и создаются с учетом его пожеланий. Для прочих заказчиков предназначались броневик «Скорпион-2МБ» и его незащищенный вариант «Скорпион-2М».
Таким образом, на базе общего шасси построили сразу пять версий техники с теми или иными отличиями. Также предусматривалось создание иных вариантов «Скорпиона», имеющих специальное оснащение. Автомобиль мог стать командно-штабной или санитарной машиной, носителем различного оружия и т.д. Тем не менее, все эти проекты так и не дошли до реализации на практике.
Общая платформа
Конструкция шасси «Скорпионов» второй линейки в известной мере основывается на решениях внедорожников УАЗ. В то же время, используется иной состав агрегатов отечественного и зарубежного производства. Согласно новостям прошлых лет, велась работа по локализации производства некоторых узлов, тогда как прочие временно планировалось закупать непосредственно у зарубежных производителей.
Гражданский вариант машины — «Скорпион-2М». Фото Arms-expo.ru
В передней части шасси капотной компоновки помещался дизельный двигатель Andoria 0501 ADCR мощностью 135 л.с. Этот мотор был создан в Польше, а корпорация «Защита» вела работы по локализации его производства на одном из предприятий Московской области. С двигателем соединялась коробка передач корейской фирмы Dymos. Раздаточную коробку создали на основе агрегатов марки ГАЗ. Ходовая часть с двумя ведущими осями строилась на основе независимой подвески с амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости.
Поверх универсального шасси должен был устанавливаться корпус той или иной конструкции. Все версии корпусов имели одинаковую капотную компоновку и однообъемный обитаемый отсек. В передней части последнего помещались места водителя и пассажира, задняя часть отдавалась под полезную нагрузку. Компоновку свободных объемов и размещение пассажирских мест предлагалось определять с учетом роли конкретной модификации.
Все модификации «Скорпиона» должны были иметь длину менее 4,9 м при ширине и высоте по 2,1 м. Полная масса – 3,5-4 т. Обеспечивалась скорость на шоссе 130 км/ч. Топливные баки емкостью 140 л могли дать запас хода до 1000 км.
Броневик с вооружением. Фото Корпорация «Защита» / twower.livejournal.com
Проект «Скорпион» предусматривал возможность доработки базового шасси тем или иным образом в соответствии с пожеланиями заказчика. Допускалась замена двигателя, установка тех или иных приборов и т.д. Вместе с конструкцией машин могли меняться и их технические характеристики.
Модификации
«Легкие штурмовые автомобили» для российского министерства обороны и машины «2М» для прочих заказчиков должны были получать стандартный для внедорожников кузов закрытой или открытой версии. Двигательный отсек прикрывался угловатым капотом с передней стенкой, имеющей решетку радиатора и гнезда для светотехнического оборудования.
Обитаемый объем имел наклонное лобовое стекло и вертикальные борта. Высота последних зависела от типа машины – предлагался полностью закрытый корпус или изделие с уменьшенным бортом и дугами под тент. Корма могла быть оформлена в виде низкого борта или полноразмерной детали с собственной дверью.
Интерьер броневика с пулеметным вооружением. Пара кресел убрана для размещения боекомплекта. Фото Корпорация «Защита» / twower.livejournal.com
По желанию заказчика, машина могла комплектоваться климатической системой, аппаратурой кругового видеонаблюдения, дополнительными люками и т.д. Предусматривалась возможность монтажа боковых полок и верхнего багажника для перевозки дополнительных грузов за пределами основного внутреннего отсека.
В передней части кабины помещались пост управления и место пассажира. Еще шесть кресел разместили в кормовой части машины, у бортов. Предусматривалась установка креплений для личного оружия экипажа. При этом небронированные модификации «Скорпиона» не имели амбразур для стрельбы из личного оружия, поскольку такая техника не предназначалась для работы на переднем крае и в условиях открытого столкновения с противником.
Броневики «Скорпион-ЛША-2Б» и «Скорпион-2МБ» получили иной корпус, обеспечивавший высокий уровень защиты. Обитаемый отсек выполнили в виде капсулы из брони, соответствующей классу 5 ГОСТ Р 50963-96. Площадь остекления немного уменьшилась; обычные стекла заменили пулестойкими. Днище получило V-образное «противоминное» сечение. В составе бронекорпуса использовались только металлические детали. Керамические вставки отвергли по соображениям экономии. Изначально «Скорпионы» не имели внутреннего противоосколочного подбоя, но в дальнейшем его добавили по требованию Минобороны.
Машины «Скорпион» в горах Кавказа. В центре кадра — незащищенный «Скорпион-2М», на переднем плане — «Скорпион-ЛША-2Б». Фото Корпорация «Защита» / twower.livejournal.com
Характерной особенностью защиты «Скорпионов» двух версий стало отсутствие бронирования моторного отсека. От защиты двигателя отказались для экономии массы. Броневой капот мог существенно утяжелить машину и тем самым сократить ее полезную нагрузку. То же касалось и общего уровня защиты броневика – дальнейшее его повышение могло негативно сказаться на грузоподъемности и ходовых характеристиках.
Доступ в бронекорпус обеспечивался двумя бортовыми дверями, кормовой дверью и верхним люком. Для защиты от взрывных устройств экипаж и десант размещались в энергопоглощающих креслах. В бортах корпуса и кормовой двери предусмотрели амбразуры с заслонками для использования личного оружия. В базовой версии кормовой десантный отсек вмещал шесть кресел, по три у каждого борта. Установка вооружения на крыше могла потребовать объемы для перевозки боекомплекта. Для этого предлагалось убирать переднюю пару кресел.
Утверждалось, что на крыше бронированных «Скорпионов» могут монтироваться турельные установки и дистанционно управляемые боевые модули разных типов. Вооружение мог выбрать заказчик – вплоть до крупнокалиберных пулеметов и автоматических гранатометов. Возможно, в дальнейшем броневики могли бы стать носителями противотанковых ракет.
Бронеавтомобиль после испытаний обстрелом. Фото Корпорация «Защита» / arms-expo.ru
В прошлом сообщалось, что компания-разработчик занимается новыми проектами техники на базе «Скорпиона». При этом речь шла и об изменении базовой платформы. Прорабатывалось создание авиатранспортабельного броневика, пригодного для перевозки различными самолетами и вертолетами. Также могла появиться плавающая модификация шасси.
На испытаниях и в производстве
Еще в начале текущего десятилетия корпорация «Защита» вывела на испытания несколько опытных образцов всех основных моделей. Вскоре «Скорпионами» заинтересовалось российское министерство обороны, и дальнейшие работы по теме «легкого штурмового автомобиля» осуществлялись под надзором военных. После необходимых доработок и испытаний техника могла поступить на вооружение и пойти в серию.
В 2012 году на одном из полигонов военного ведомства состоялись проверки бронированного «Спорпиона-ЛША-2Б» с обстрелом и подрывом. Корпус и остекление подтвердили стойкость к 7,62-мм винтовочным пулям. Днище корпуса защитило условный экипаж от взрывных устройств массой до 2-4 кг, в зависимости от их расположения. Таким образом, были подтверждены заявленные характеристики защиты.
Еще в течение нескольких лет Минобороны проверяло «Скорпионы» на разных полигонах и трассах, а также в различных регионах с отличающимися условиями. В целом, характеристики были подтверждены, хотя после каждого этапа испытаний могла возникать необходимость в тех или иных доработках.
Испытания броневика подрывом. Фото Корпорация «Защита» / twower.livejournal.com
В 2014-15 годах появились первые сообщения о скором принятии новой автомобильной техники на снабжение вооруженных сил. Согласно разным оценкам, российской армии требовалось не менее нескольких сотен «Скорпионов». Такая техника рассматривалась в качестве замены для имеющихся внедорожников УАЗ старых моделей. В зависимости от задач и специфики работы, подразделения могли бы получать как броневики, так и незащищенные машины.
Весной 2015 года в отечественных СМИ появилась информация о подписании контракта на поставку нескольких десятков серийных «Скорпионов» всех основных модификаций. Однако через несколько месяцев организация-разработчик сообщала о продолжении работ по подготовке массового выпуска техники. На тот момент имелась информация только о самом факте заказа и о его примерной численности. Точное количество машин, пропорции разных моделей в заказе, комплектация и т.д. не уточнялись.
Сообщалось об интересе со стороны некоторых зарубежного заказчика. Российский броневик привлек внимание одной из стран ближайшего зарубежья, обновлявшей парк легкой бронетехники.
Неожиданный финал
Следует отметить, что реальные перспективы всех машин семейства «Скорпион» от корпорации «Защита» с самого начала были большим вопросом. Так, в период разработки проекта у министерства обороны отсутствовали четкие и определенные требования к легким бронеавтомобилям по типу предлагаемых «ЛША-2Б» или «2МБ». Как следствие, будущее проекта оставалось туманным. Проведение испытаний, подтверждение характеристик и общий интерес военных были поводом для положительных прогнозов, но в целом ситуация выглядела не лучшим образом.
Одна из машин «Скорпион-2М», проданных после завершения проекта. Фото Uazbuka.ru
Не позднее 2015-16 годов интерес к проекту со стороны российской армии фактически пропал. Потенциальные зарубежные заказчики тоже не стали доводить дело до реального контракта. Не видя никаких перспектив для своего проекта, корпорация «Защита» была вынуждена свернуть работы. Подготовка к производству новых «Скорпионов» остановилась. Перспективные модификации разного назначения так и не дошли до испытаний.
По известным данным, к моменту закрытия проекта было построено некоторое количество бронированных и незащищенных машин всех основных модификаций. Часть более не нужных внедорожников без защиты и вооружения распродали. Судьба оставшихся прототипов и предсерийных броневиков неизвестна. Возможно, они простаивают без дела на предприятии-изготовителе.
Следует напомнить, что в последние годы в нашей стране разрабатывалось большое количество перспективных бронеавтомобилей разных классов и типов. Далеко не все эти образцы сумели выйти за пределы полигонов и поступить на вооружение. Семейство внедорожников и броневиков «Скорпион» повторило судьбу своих неудачливых «одноклассников». Основной заказчик по неизвестным причинам потерял интерес к этому проекту, а на появление новых контрактов надеяться не приходилось. В этих условиях организация-разработчик посчитала необходимым закрыть проект. Парк техники армии и других силовых структур так и не пополнился новыми образцами на общей платформе.
По материалам сайтов:
https://rg.ru/
https://tass.ru/
http://redstar.ru/
http://arms-expo.ru/
https://drive2.ru/
http://uazbuka.ru/
https://twower.livejournal.com/
https://bmpd.livejournal.com/
Семейство бронеавтомобилей Скорпион. Россия — Альтернативная История
Опыт последних локальных конфликтов таких как война в Сирии, Ливии, и из более давних, война в Ираке. Показал, что в современной войне очень большое значение получили бронеавтомобили. Они очень успешно использовались практически всеми воюющими сторонами.
В свете этого опыта, состояние дел в российской армии выглядело просто удручающим. До самого недавнего времени на вооружении российской армии стоял лишь, старичок УАЗ-469. Который был годен не для решения серьёзных военных задач, а, скорее, лишь для музейных демонстраций.
С начала века российские военные решили срочно исправить сложившееся положение вещей. Уже принят на вооружение ГАЗ — ГАЗ-2330 «Тигр» (тут помогла удача, этот джип разрабатывался для ОАЭ, но не был востребован заказчиком), и проходит конкурс на броневик-внедорожник для российской армии.
У нас на сайте ранее выкладывались материалы о конкурсантах. Таких как бронеавтомобиль «Рысь» (лицензионный Ивеко), бронеавтомобили Питон и Каратель (отечественный разработки). Представляю вашему вниманию рассказ об ещё одной конкурсной машине, испытания которой проходят сейчас.
Семейство автомобилей Скорпион разработан в ЗАО Корпорации «Защита». ЗАО Корпорация «Защита» была основана в 1993. В настоящее время компания является одним из лидеров на рынке производителей бронетехники в России. Автомобили Скорпион-ЛПА и Скорпион-ЛША-2М являются одними из последних моделей, представленных Корпорацией «Защита».
Скорпион- ЛША-2М это специальный, полноприводный автомобиль повышенной проходимости с независимой подвеской предназначен для эксплуатации по дорогам всех категорий, в любых климатических условиях.
Производится в различных модификациях: с жестким верхом, тентом на раме или открытым кузовом. Автомобиль способен нести различные виды специальной техники и перевозить экипаж по дорогам как с твердым покрытием, так и по бездорожью. Автомобиль может использоваться при средней температуре окружающей среды от -50°С до +50°С (по УХЛ-1).
ТТХ:
Длина, мм – 4810
Ширина, мм – 2100
Высота, мм – 2100
Колесная база, мм – 3050
Колея, мм – 1784
Полная масса, кг – 3500
Снаряженная масса, кг – 2500
Грузоподъемность, кг – 1000
Посадочных мест – 2+6
Тип двигателя — дизельный, Евро 4
Мощность двигателя, кВт (л.с.) – 85 (116)
Объем двигателя, см3 – 2636
Крутящий момент, Hм – 280
Максимальная скорость, км/ч – 130
Запас хода, км – 1000
Емкость топливного бака, л – 140
Колесная формула/ведущие колеса – 4х4/все
Подвеска – независимая, с амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости
Коробка передач – механическая, 5-ступенчатая
Раздаточная коробка – 2-ступенчатая
Тормоза – дисковые
Базовая комплектация:
Крепления для установки дополнительного оборудования
Гидроусилитель руля
Тент (в комплекте)
Лебедка самовытаскивания
Буксировочные крюки впереди и сзади автомобиля
Полноразмерное запасное колесо
Дополнительное оборудование:
Кронштейн для крепления оружия
Навигационная система
Система видеонаблюдения
Система пожаротушения моторного отсека
Климатическая установка
Вентиляционный люк в крыше
Боковые, грузовые полки по бортам автомобиля
Багажное отделение на крыше
По согласованию может быть установлено иное дополнительное оборудование
Данные с сайта корпорации «Защита» — http://www.zashchita.ru/production/notarmored/Skorpion-2M/
Глядя на ТТХ этой машины сразу бросается в глаза то, что он оборудован очень слабым двигателем. Не думаю что 116 л.с. для современной боевой машины достаточно.
Второй автомобиль корпорации «Защита» — Скорпион-ЛПА. Выглядит, на мой взгляд, поинтересней. Он, явно, более специализирован под нужды армии. Вот что написано об этой машины на сайте производителя:
Специальный небронированный высокоскоростной автомобиль повышенной проходимости, разработанный для эффективного функционирования в условиях пустыни при очень высоких показателях температуры и запыленности.
Предназначен специально для патрулирования территорий малыми военными подразделениями, а также для проведения разведывательных операций в тылу врага.
ТТХ:
Длина, мм – 4900
Ширина, мм – 2150
Высота, мм – 1930
Колесная база, мм – 3200
Колия передних задних колес, мм – 1850
Дорожный просвет, мм – 250
Полная масса, кг – 3500
Снаряженная масса, кг – 2730
Грузоподъемность, кг – 770
Экипаж, человек – 4
Тип двигателя – бензиновый (Аи-92)
Коробка передач – автомат, 3-ступенчатая
Крутящий момент, Нм / об/мин – 575 / 4600
Объем двигателя, см3 – 6200
Мощность, л.с. / об/мин – 430 / 5900
Максим. скорость – 180 км/ч
Запас хода, км – 700
Емкость топливного бака, л – 200
Колесная формула/ведущие колеса – 4х4/все
Тормоза передние, задние – дисковые
Подвеска передняя – зависимая, пружинная, с гидравлическими регулируемыми амортизаторами телескопического типа двухстороннего действия Подвеска задняя – Зависимая, пружинная, с гидравлическими, регулируемыми амортизаторами телескопического типа двухстороннего действия, со стабилизатором поперечной устойчивости
Дифференциалы – колесные и межосевой, с пневматическим приводом
Размер резины – 40×14,5 R17 LT
Кузов – каркасно-панельный кузов, с грузовой платформой за пассажирским салоном
Источник — http://www.zashchita.ru/production/notarmored/Scorpion-LPV/
Сразу хочу обратить внимание, на, на много более мощный двигатель. Аж – 430 л.с. Визуально гораздо выше дорожный просвет (по первой машине нет данных по этому показателю). Что то же добавляет вистов этой машине. Так же на мой взгляд полезной опцией для данной машины является оснащение её коробкой автоматом. Это значить, что ей сможет управлять даже малоподготовленный солдат. Да и то, что у водителя будет свободна одна рука, может дать возможность ему вести огонь на ходу.
Из недостатков, я бы отметил, использование в качестве силового агрегата бензинового мотора. На мой взгляд, это анахронизм. Кроме того, движок вообще не российский а американский. Думаю, было разумно рассмотреть возможность установки на эту машину дизеля аналогичной мощности. Правда, в России, если я не ошибаюсь, такой не выпускается.
Техника «Защиты»: «Скорпион-ЛША-2Б» — Денис Мокрушин — ЖЖ
Фото ©ЗАО «Корпорация «Защита»
Министерство обороны России заключило договор с ЗАО «Корпорация «Защита» на поставку в войска нескольких десятков бронированных автомобилей «Скорпион-ЛША-2Б». Легкими штурмовыми автомобилями (ЛША) к 2018 году должны снабдить подразделения специального назначения Вооруженных сил РФ. Об особенностях новой бронемашины, импортозамещении комплектующих, результатах государственных испытаний, а также других разработках предприятия я побеседовал с заместителем главного конструктора «Защиты» Виктором Севастьяновым.
— Виктор Борисович, расскажите об истории производства бронированных автомобилей на Вашем предприятии. С чего все начиналось?
— Все начиналось в 1993 году с нашей инициативы: бронирования автомобилей УАЗ. Машины были испытаны на полигоне Минобороны, но поставлялись, в основном, Министерству внутренних дел небольшими сериями. Военное ведомство интереса к этим автомобилям не проявляло. С ростом нашего опыта и возможностей компания стала расширять номенклатуру производства, в частности, были созданы бронированные машины для инкассации на базе автомобилей Ульяновского и Горьковского автозаводов. В настоящее время в этой области бОльшим спросом пользуются автомобили «Форд» и «Фольксваген».
Желание взять новые высоты, сделать такую технику, которой еще у нас в стране не было, подвигло нас заняться и разработкой специальных транспортных средств для силовых структур. Так появились автомобили серии «Скорпион», «Булат», машины на шасси КАМАЗ, УРАЛ, обладающие высокими защитными свойствами. Некоторые результаты, которых мы достигли за это время в этой области, до сих пор никто не превзошел.
— В серии «Скорпион» машины имеют различные индексы: «ЛША», «2М». Что они означают?
— Когда шел этап подготовки к проведению государственных испытаний, мы по кодам ОКП провели индексацию автомобилей серии «Скорпион», и под этими кодами они приняты на снабжение Министерства обороны. Таким образом, «ЛША» (легкий штурмовой автомобиль) — это машина, предназначенная для Минобороны. Точно такие же автомобили для других силовых структур и инозаказчиков в названии будут содержать индекс «2М». Все три версии «Скорпиона»: бронированная («ЛША-2Б»), тентованная для спецподразделений («ЛША-1») и тентованная/с жестким верхом («ЛША-2») прошли государственные испытания и приняты на снабжение Минобороны одним приказом.
— Какую нишу в войсках отводит Министерство обороны для «ЛША-2Б»?
— Эта машина принята на снабжение как специальное транспортное средство для перевозки личного состава и решения специальных задач.
— То есть, можно сказать, что это бронеавтомобиль для спецназа, для подразделений ВДВ?
— Да. На данный момент машина предназначена для укомплектования подразделений специального назначения. Но военное ведомство желает расширить область применения данных автомобилей и предлагает разработать на их основе командно-штабные машины, машины связи, машины с РЛС, медицинские и т.д. Это касается не только бронированной версии, но и небронированной.
— Какие импортные комплектующие на данный момент стоят на автомобиле? Планируется ли их замена в свете требований силовых структур по импортозамещению?
— Мы проводим интенсивную программу по импортозамещению и предполагаем, что в ближайшее время сможем уйти практически от всех импортных комплектующих, за исключением (польского – прим. twower) двигателя «Андория». К сожалению, двигателей такой размерной группы, удовлетворяющих требованиям по мощности, компактности, наша промышленность пока не выпускает. Те же ярославские дизеля 53-й серии имеют вес практически в два раза больший, нежели «Андория».
— Ранее представители Вашей компании сообщали, что ведутся переговоры о лицензионном производстве этого двигателя на территории России.
— На данный момент эти переговоры находятся в завершающей стадии, по всей видимости скоро будет подписан контракт. Но многое зависит от нашего Министерства обороны, его потребностей. Если эти потребности будут достаточны для того, чтобы мы могли окупить свои затраты по организации производства этого двигателя в России, то мы готовы это сделать. Если потребности будут меньше, то… Мы – коммерческая организация, мы не можем работать себе в убыток. Даже такие монстры нашего ВПК, как «Военно-промышленная компания», «КАМАЗ», Уралвагонзавод» поступают аналогично.
— Западные санкции не помешают получению лицензии на двигатель?
— Нет, не думаю. Завод «Андория» — это тоже коммерческое предприятие, без государственного участия, поэтому они с нами готовы работать и работают, не обращая внимания на санкции. Например, сейчас производится доводка двигателя под некоторые новые наши требования.
— О каких требования идет речь?
— В частности, для машин Министерства внутренних дел обязательно требование – наличие двигателя Евро-5. МВД готово пойти даже на снижение крутящего момента, максимальной мощности двигателя, чтобы уложиться в этот стандарт.
— Каков уровень защиты у нынешней версии автомобиля? Возможно ли его повышение?
— 5-й класс ГОСТ Р 50963-96. Повышение уровня защиты возможно только за счет снижения полезной нагрузки автомобиля, законы физики ведь еще никто не отменял.
Кроме того. Я придерживаюсь мнения, с которым могут быть не все согласны, что 5-й класс – это защита именно от того оружия, которым максимально насыщены вооруженные силы или те же бандформирования. То есть, защита от обычного винтовочного патрона 7.62x54R. Распространенность же бронебойно-зажигательных патронов типа Б-32 не так велика.
— Ранее рассматривалась возможность установки дополнительных панелей для доведения уровня защиты до 6а класса.
— Такая возможность и сейчас есть, но это существенно снизит грузоподъемность машины. То есть, придется пожертвовать количеством перевозимого личного состава, другого пути я не вижу. Отмечу, что и Министерство обороны, и Министерство внутренних дел не требуют от нас машину с 6а классом защиты.
— Керамическая броня на «Скорпион-ЛША-2Б» используется?
— Нет. Есть лимит стоимости, в который мы должны уложиться, что исключает применение керамики для бронирования машины.
— Бронирован ли двигательный отсек?
— Нет, но такая возможность проработана. Но с нею машина переходит в другой класс, потому что это весьма большой вес. Например, если защитить двигатель по тому же 5-му классу ГОСТ, то «Скорпион» потяжелеет где-то на 300-400 кг.
Хочу еще раз подчеркнуть, что сделать более защищенной машину можно. Но тогда мы выйдем за рамки заданной заказчиком максимальной массы транспортного средства, чего не имеем права делать.
— Противоосколочный подбой?
— Есть. В первых версиях «ЛША-2Б» подбой отсутствовал, но в текущей версии «Скорпиона» по требованию Минобороны его используем. Со своими задачами справляется хорошо, может даже служить как еще один слой противопульной защиты.
— Расцветка ткани будет такой же темной, как и на СТС «Тигр»?
— Расцветка будет светлее. Светлый «пиксель». Я сторонник того, чтобы не было очень темно в машине, да и экипажу так будет значительно комфортнее находиться внутри.
— Поговорим об испытаниях на противоминную стойкость. В 2012-м году подрывали 600 г безоболочечного ВВ под геометрическим центром машины, 2 кг — под задним правым колесом, 4 кг — под передним левым. Спасет ли броня от более мощного заряда?
— Требования Министерства обороны были следующими: защита от подрыва 600 г ВВ под любым местом днища. На государственных испытаниях мы подтвердили, что «ЛША-2Б» способен обеспечить защиту от подрыва 2 кг ВВ под днищем.
«Скорпион-ЛША-2Б» после подрыва 4 кг ТЭ под передним левым колесом
Фото ©ЗАО «Корпорация «Защита»
— Во время испытаний на противоминную стойкость вы использовали животных или специализированные манекены?
— На государственных испытаниях мы животных не использовали. По требованию Министерства обороны был использован манекен Hybrid III.
https://youtu.be/oJOEqWRRwmM
— Некоторые производители бронетехники утверждают, что манекен не может показать всех особенностей воздействия перегрузок при подрыве на человеческий организм. В частности, возможные повреждения внутренних органов человека…
— В некоторой степени я согласен с таким мнением. Давайте перечислим параметры, которые можно измерить на манекене. В первую очередь это нагрузка на позвоночник, в том числе, шейный отдел позвоночника, это звуковое давление, в том числе, на глазные яблоки. Это основные параметры, данных по которым, по мнению специалистов, достаточно для формирования представления о состоянии человека после подрыва. Использование свиней, допустим, дает несколько больше информации, в частности, состояние ее печени, селезенки, которые можно изучить после вскрытия. Но возможные повреждения внутренних органов не влияют на боеспособность членов экипажа бронемашины сразу после подрыва. Это может проявиться через какое-то время после внешнего воздействия, но не сразу.
На Западе считают, что использования манекенов при испытаниях вполне достаточно. У нас это пока вопрос дискуссионный.
— Сколько мест для десанта в машине?
— Все зависит от комплектации. В базовой, когда машина предназначена для перевозки личного состава, десантных кресел 6, плюс водитель и командир спереди. В комплектации, когда машина оснащена вооружением, установленным на открытой либо защищенной турели, таких мест 4. Два места десанта занимают стеллажи под боеприпасы. Можно оставить и все 6, но тогда места под боеприпасы не останется.
Комплектация с 4 креслами в десантном отделении, открытой турелью с платформой для пулеметчика и стеллажами под боеприпасы
Фото ©ЗАО «Корпорация «Защита»
В варианте с дистанционно-управляемым модулем вооружения может быть 4 места для десанта плюс оператор модуля, либо 4 места для десанта, а оператором модуля является командир машины, либо 2 места для десанта плюс оператор модуля. Окончательное решение по компоновке еще не принято, потому что нам только вот сейчас предстоят испытания «Скорпиона» с модулем вооружения.
— В какой комплектации заказало «ЛША-2Б» Министерство обороны?
— В базовой, для перевозки личного состава. Это 6 человек десанта плюс водитель и командир. Что лично меня несколько удивило: машина заказана без люка для пулеметчика. Также в комплектации отсутствует фильтровентиляционная установка ФВУ-100А.
— В конструкции кресел что-нибудь изменилось?
— Да. Изменились подножки кресел, изменилась конфигурация посадки, т.е. подушки, спинки. Изменения были внесены после испытаний, когда мы провели некий тест по комфортности нахождения в кресле, пытаясь определить сколько по времени может человек провести в одном положении в пути.
— И сколько же?
— До шести часов. Были определенные неудобства, но мы их устранили. Также доработали амортизатор кресла, который срабатывает в момент подрыва.
Кресла в десантном отделении
Фото ©ЗАО «Корпорация «Защита»
— Кресла чьей разработки?
— Нашей. У нас разработано три вида кресел: для десантников в «Скорпионе», для «Булатов» и машин на шасси КАМАЗ и УРАЛ — эти несколько тяжелее, так как там и нагрузки при подрыве выше. И кресла для водителя и командира «Скорпиона». Последние имеют свои конструктивные особенности, поскольку расположение у них другое, нежели в десантном отделении. Если десантные кресла мы крепим к боковой стенке машины, то здесь по-иному.
— К фальшполу?
— Фальшпол у нас есть, да. Он подвижный, амортизированный. Мы не захотели ставить противоминные коврики, как это сделали на «Тигре», потому что они показали достаточно низкую эффективность на испытаниях, а сделали подвесной пол.
Кресла же закреплены на пиллерсах.
— К крыше машины кресла не планировали крепить?
— Это приведет к утяжелению конструкции. Нынешний способ крепления кресел в ходе испытаний и так зарекомендовал себя хорошо. Нет надобности менять его.
— Подставки под бронежилеты на креслах предусмотрены, чтобы снять часть нагрузки на военнослужащих во время долгого пути?
— Разработаны, запатентованы, но Министерство обороны решило закупить машины без них. Предлагали и МВД такую опцию, но и оно не проявило интереса.
— Какова полезная нагрузка «ЛША-2Б»?
— Грузоподъемность машины относительно снаряженной массы – 800 кг. Снаряженная масса – это автомобиль, полностью заправленный, со всем, что он возит, плюс водитель. В пределах грузоподъемности мы можем варьировать количеством десантников, перевозимым вооружением, снаряжением и прочим.
— Касательно снаряжения. В первой версии «ЛША-2Б» места под снаряжение вообще не было. Это исправлено?
— Мы разработали боковые полки снаружи и багажник на крыше машины. Багажник есть только в версии для перевозки личного состава либо с турелью на крыше. При установке дистанционно-управляемого модуля вооружения от багажника придется отказаться, поскольку требуется сохранить углы обстрела: 360 градусов по горизонтали, минус 20 – склонение, плюс 60 – возвышение. Увы, при склонении ствол пулемета упрется в багажник.
На правом борту «ЛША-2Б» — боковая полка для размещения снаряжения десанта
Фото ©ЗАО «Корпорация «Защита»
— Каково ограничение на объем перевозимого имущества на каждого военнослужащего?
— На боковых полках снаружи можно перевезти 8 стандартных армейских вещевых мешков: по 4 на каждом борту. Требование по такому количеству перевозимого снаряжения было выказано Минобороны, и мы в него постарались уложиться, соблюдая иные требования военного ведомства по габаритам машины.
— Крепления для личного оружия внутри машины появились?
— Ставим их только для командира и водителя.
Крепление для оружия командира и наводчика справа от рычага переключения передач
Фото ©ЗАО «Корпорация «Защита»
— Уже были затронуты вопросы вооружения «Скорпиона», в частности, варианты с турелью, ДУМВ. Расскажите о них подробнее.
— На открытую турель ставится два вида вооружения в разных вариантах: пулеметы «Корд» и «Печенег», «Корд» и автоматический гранатомет (АГС) или же «Печенег» и АГС.
«ЛША-2Б» с пулеметами «Корд» и «Печенег» на открытой турели
Фото ©ЗАО «Корпорация «Защита»
Фото ©ЗАО «Корпорация «Защита»
Дистанционно-управляемый модуль вооружения представляет собой совместную разработку витебского КБ «Дисплей» и ковровского «Завода имени В.А.Дегтярева» (ЗиД). Он прошел на машине серию заводских испытаний, после RAE-2015 организуем его предварительные испытания с Министерством обороны, чтобы подтвердить требования МО к модулям для бронированных автомобилей. На предварительных испытаниях будет использоваться машина с той компоновочной схемой, где место оператора модуля находится в десантном отделении по центру, под модулем.
— То есть, в этой версии машины с места командира машины управлять модулем нельзя будет?
— С моей точки зрения, командир должен решать свои задачи, оператор – свои, у представителей ЗиД другое мнение. Можно установить аналогичный пульт и командиру, но это приведет к существенному удорожанию машины. Да и нужно ли это?..
Демонстрация работы ДУМВ на «Скорпион-ЛША-2Б». Управление ведется с места командира машины
https://youtu.be/TyeNu2aNVdM
— Каков будет боекомплект для пулемета ДУМВ?
— Пока эти сведения не подлежат разглашению. Единственно, что могу сказать: если стандартная коробка для «Корда» вмещает 50 патронов, то сейчас нами успешно испытан короб на 200 патронов.
— Перезарядка осуществляется снаружи?
— Да.
— Вернемся к командирскому месту. Установка радиостанции предусматривается?
— Министерство обороны заказало машину без установленной радиостанции, но в варианте разведывательно-огневого комплекса такую возможность мы предусмотрели.
— У первой версии «ЛША-2Б» на крыше у кормы был эвакуационный люк. Он сохранился? Министерство обороны заказало машину с ним?
— Да, люк сохранился. Он выполняет две функции: в первую очередь он эвакуационный, для экстренного покидания машины, во вторую – вентиляционный. Особенности его конструкции таковы, что даже в открытом положении, в режиме вентиляции, он всё равно не простреливается. Уточню, что никакого вентилятора там нет, машина «продувается» за счет естественной конвекции воздуха.
— Этот люк не мешает функционированию ДУМВ?
— Нет.
— Вопрос про люк, но не эвакуационный, а для пулеметчика. Обратил внимание, что на фотографиях летней экспедиции МО 2014 года по пустынной и горной местности, этот люк регулярно находился в открытом положении. Вроде бы в машине установлен кондиционер, зачем его открывать?
Специальная экспедиция Минобороны, Кабардино-Балкария, август 2014 года. На фото в центре — «ЛША-2», справа — «ЛША-2Б»
Фото ©ЗАО «Корпорация «Защита»
— Кондиционер работает. Но при подъеме в гору, на том же Эльбрусе, водители не хотели терять мощность двигателя, [забираемую кондиционером,] поэтому и открывали люк.
— Кормовую дверь возможно открыть снаружи? На ранней версии автомобиля при блокировке изнутри кормовая дверь не открывалась.
— Этот момент доработан и на новых машинах дверь, заблокированную ригелями изнутри, можно будет открыть снаружи специальным ключом.
— Так называемым, «башенным», как на бронетехнике?
— Нет, тот слишком громоздок, у нашего несколько иная конструкция.
— Шины чьего производства используются на «ЛША-2Б»?
— Пока иностранные, «Goodyear». Очень бы хотели российские, но пока отечественная промышленность не выпускает шины такой размерной группы.
— Топливных баков на машине всё так же два? Защищенных?
— Да, два бака по бортам, со специальным наполнителем (пенополиуретан), самозатягивающиеся. На испытаниях они показали очень хорошие результаты. Как бы мы их не расстреливали любыми пулями калибра 7.62, течь прекращалась максимум за 5 минут. При этом под словом «течь» я подразумеваю не струю, бьющую под напором, а вялое стекание по стенке. Стреляли и поверх топлива, и бронебойно-зажигательными пулями, но ни взрыва, ни пожара не произошло.
— Минобороны выдвигало какие-либо требования к возможности изменения клиренса машины?
— Нет. Да и реализовывать на такой небольшой машине изменения клиренса, с моей точки зрения, не рационально. Это повлечет за собой существенное увеличение веса машины за счет гидро- или пневмопривода, совсем другой подвески и иные изменения.
— Какие требования по авиатранспортабельности выдвигает военное ведомство к «ЛША-2Б»?
— Перевозка на внешней подвеске вертолетов Ми-8 и всей последующей серии. Перевозка в грузовых кабинах Ми-26, Ил-76, Ан-124 и всех остальных. Мы уже прошли испытания по авиатранспортабельности на Ми-26 и Ил-76, сейчас пока не можем пройти испытания на внешней подвеске не по нашей вине: не готовы испытательные организации.
Для перевозки на внешней подвеске на корпусе ЛША-2Б есть четыре петли. Испытания в статике уже пройдены на заводе «Универсал»: на разрыв креплений, на деформацию и т.п.
— Машину возможно десантировать?
— По нашей инициативе и по пожеланию командующего ВДВ Шаманова мы предусмотрели такую возможность с использованием платформы П-7. Испытания опять же провести пока не можем, не готовы соответствующие организации.
— Какие-либо требования к амфибийности есть?
— Таких требований никто не выдвигал. Были у нас некие «прожекты» по этому поводу, но по сути это создание новой машины, особые требования к герметичности, подвеске, приводам колес. Потребовалось бы забронировать двигательный отсек, установить водометный движитель… Создавать подобную машину без заказа, за свой собственный счет, мы не готовы.
— Планируется ли четырехдверная модификация «ЛША-2Б»?
— Нет, такой вариант рассматривается только для небронированной версии.
— Трехосная модификация?
— Нет.
— Летом 2014 года Сергей Старун, генеральный директор ЗАО «Корпорация «Защита», в одном из интервью сообщил, что представители Минобороны осмотрели производственные мощности предприятия, и он считает, что будет получен заказ примерно на 200 машин в 14-16-м гг. Месяц назад он же сделал заявление, что с Минобороны заключен контракт на поставку опытно-промышленной партии ЛША-2Б. Сколько бронеавтомобилей закупает военное ведомство?
— Без комментариев.
— В журнале Автомир за март 2015 в статье о «Скорпионах» написано, что заказ составляет порядка 60 автомобилей. При этом ссылаются на разговор «по секрету» с представителями «Корпорации «Защита» …
— Я этого не сообщал.
— Но речь идет о десятках машин?
— Да, о десятках.
— Сколько машин может собрать Ваше предприятие за год? Производство у Вас небольшое, сможете ли Вы справиться с государственным заказом?
— Нам предстоит провести подготовку производства к серийному выпуску машин. Мы готовимся к этому и планы у нас большие. Большего сказать не могу.
— Инозаказчики машиной интересуются?
— Да. Из соображений секретности я не могу назвать Вам страны.
— Несколько лет назад было сделано заявление, что Азербайджан готов приобрести партию «Скорпионов» …
— Это не я говорил. Но разговоры такие были.
— Рекламные и экспортные паспорта на машины есть?
— Есть.
— Какова стоимость «ЛША-2Б» для Минобороны?
— Без комментариев. Я не могу озвучивать параметры Гособоронзаказа.
— Гражданское лицо сможет купить «ЛША-2Б»?
— Нет, гражданским лицам бронированная версия «Скорпиона» продаваться не будет. Но они смогут купить небронированную версию, которая у нас имеет индекс «Скорпион-2М».
Продолжение:
Техника «Защиты»: «Скорпион-2МБ, ЛША-1, ЛША-2, РОК»
Техника «Защиты»: «Булат»
«Бронеавтомобиль Скорпион» в блоге «Армия и Флот»
В блоге Дениса Мокрушина появилось описание и фото нового бронеавтомобиля Скорпион и интервью с его главным конструктором. Мне показалось оно интересным. На мой взгляд в отличии от Тигра со временем Скорпион может заменить Рысь.
—————-
На выставке «Комплексная безопасность-2012» корпорацией «Защита» были продемонстрированы специальный полноприводной автомобиль Скорпион-ЛША под индексом Скорпион-2М и многоцелевой бронированный автомобиль Скорпион-ЛША Б.
В начале несколько слов про Скорпион-2М.
2.
Автомобиль спроектирован по требованиям заказчика (Министерство обороны) после опытной войсковой эксплуатации предшественника — Скорпиона-ЛША. От базы УАЗа решили отказаться и сделали свою, оригинальную.
Официальные ТТХ:
3.
Если раньше был откидной борт, то сейчас на его месте двери. Вот такие
4.
На правой кормовой двери — запаска. Водителю не придется ручками спускать тяжелое колесо на землю, для этого есть специальный блок
5.
Ступеньки, чтобы легче взбираться в кузов.
6.
Внутри по бокам стоят лавочки, но они легко могут быть заменены на сиденья по требованию заказчика
7.
Передняя панель
8.
Место водителя
9.
Автомобиль может выпускаться как с тентованным, так и с металлическим кузовом. Для холодного времени года разработан специальный утепленный тент. Когда привел пример претензий солдат к прежней версии: «Летом — пылесос, постоянно тянет в машину ее родимую», то получил ответ, что в корпорации руки сложив не сидели и конструкция была доработана.
Кстати, сейчас Скорпион-2М проходит различные испытания на полигоне в Бронницах.
Теперь самое интересное — бронированный Скорпион-ЛША Б.
10.
Официальные ТТХ:
11.
Ведущий конструктор бронекорпуса данного автомобиля читает блог twower и любезно согласился ответить на мои многочисленные и не всегда удобные вопросы.
— Кем финансируются работы по ЛША Б?
— Автомобиль производится по заказу Министерства обороны России на средства нашей корпорации.
— Расскажите про бронирование автомобиля.
— Основной класс защиты — 5-й по ГОСТ Р 50963-96. В конструкцию заложены решения, позволяющие устанавливать дополнительные пакеты брони, что доводит уровень защиты до 6а класса.
— Речь идет о керамических или стальных панелях? Если о керамике, то чьего производства?
— Возможны разные варианты. Грузоподъемность шасси с керамикой, в принципе, нормальная.
Использовать будем либо отечественную керамику, либо локализуем у себя производство на основе иностранных образцов. Сейчас выпускается российская керамическая броня вполне нормального качества.
— Бронирование двигателя планируется?
— Как опция. Можем бронировать двигательный отсек по 3-му классу ГОСТ, если на то будет желание заказчика.
— Как выглядит противоминная защита ЛША Б?
— По требованию Министерства обороны обеспечена базовая защита от подрыва взрывного устройства, эквивалентного 600 г тротила, под любой точкой днища. Планируем, что автомобиль будет держать подрыв, как минимум, 2 кг под днищем. А под колесом может даже и до 4 кг. В случае подрыва 600 г хватит и одноуровневой защиты с фальшполом, а вот при подрыве 2 кг понадобится устанавливать несколько уровней защиты.
Но надо понимать, что установка турели, защиты по 6а классу от обстрела, многоуровневой защиты от подрыва, приведет к тому, что для имеющегося двигателя нагрузка станет тяжеловата. Сейчас мы ведем работы в этом направлении, изучаем возможности более мощных двигателей.
— Вы рассматриваете вариант установки отечественных двигателей? Например, ЯМЗ, которые использует Группа ГАЗ на «Тигр-М»?
— ЯМЗ в сравнении с Андорией гораздо тяжелей и габаритней. Если его ставить, то придется менять компоновку Скорпиона, и ЛША Б перейдет в более «тяжелый» класс машин. Мы, конечно же, ориентируемся на использование отечественных комплектующих, но иногда их нет, а делать автомобиль все же надо.
— Вернемся к защите. Какие-либо испытания на обстрел, подрыв проводились?
— Да. В ближайшее время они также предстоят.
— Во время испытаний на подрыв, что будете использовать для размещения в машине: специальные манекены типа Hybrid III, или, например, как некоторые другие отечественные производители, свиней?
— Будут и манекены, и животные. Сейчас мы работаем со специалистами различных профильных фирм, чтобы провести разносторонние испытания.
12.
— Для размещения десанта вы использовали несколько нестандартные сиденья.
— Мы постарались максимально облегчить их. Для большей защиты людей сиденья прикреплены к бортам, а в их конструкции предусмотрены амортизационные элементы, которые разрушаются при вертикальной нагрузке при подрыве.
Для удобства десанта, сиденья смещены относительно противоположного ряда, так что люди сидят не друг напротив друга, упираясь коленка в коленку, а более свободно.
Расстояние между сиденьями — 50 см. Вот я сижу на одном из них, чуть подобрав ноги
13.
Поскольку на крыше планируется установка турели, то попробовал высунуться в люк. Его края пришлись мне аккурат до подмышек (при моем росте 180 см), поэтому пулеметчику явно потребовалась бы платформа. Ее следов в салоне не обнаружилось, поэтому я задал соответствующий вопрос:
— Планируется ли какая-либо платформа для пулеметчика?
— Да, конечно.
— Но ведь внутри достаточно мало места?! Платформа явно будет мешать десанту.
— Рассматриваются несколько вариантов. Для размещения боекомплекта можно легко демонтировать сиденья (надо всего лишь открутить три болта) и закрепить вместо них коробки с патронами. Мы можем разработать съемную универсальную платформу с кронштейнами для их крепления, и непосредственно перед выполнением той или иной задачи военнослужащие сами смогут решать, что и в каком количестве им взять.
Можно будет убрать два сиденья и установить платформу для пулеметчика с креплениями для коробок с патронами. Можно вообще оставить только одно-два сидения и взять больше боекомплекта.
— Обратил внимание, что креплений для личного оружия в десантном отделении нет.
— Кронштейны для крепления автоматов разработаны, при необходимости их можно будет разместить между сиденьями. Но пока принято решение, что оружие десантникам будет удобнее держать в руках, поставив между ног.
Командир и водитель машины имеют крепления для личного оружия, которые расположены между их сиденьями. У кормовой двери справа есть крепления для приборов ночного видения.
— Как провозить более габаритные вооружения? Те же ПЗРК или выстрелы к ручному гранатомету?
— Придется демонтировать сиденья и ставить на их месте кронштейны для крепления данного оружия.
— А людей куда?
— Чудес не бывает. Требования к данному классу автомобилей таковы, что придется выбирать либо одно, либо другое. Для транспортировки оружия, подобного ПЗРК, придется использовать специальную технику отдельно.
14.
— Конструкцию подголовников в сторону большей фиксации головы, необходимой для защиты при подрыве, планируете изменить?
— Посмотрим какие рекомендации последуют на этот счет после соответствующих испытаний. На данный момент иная конструкция подголовников мешала бы десантникам вести наблюдение через окошки.
Вид на окошко изнутри (закрыто шторкой, которая крепится липучками)
15.
Снаружи
16.
Под каждым окошком есть бойница для ведения огня из стрелкового оружия (вид на внутреннюю часть кормовой двери)
17.
— Возвращаясь к пулеметчику. Разрабатывается ли турель для его защиты?
— Да, мы сейчас ведем подобные разработки и постараемся турель в ближайшее время представить. Все зависит от желаний заказчика: можем установить упрощенный вариант с простыми щитками, можем сделать с щитками и бронированными стеклами.
18.
— А как эта нагрузка скажется на ходовой?
Снаряженная масса Скорпиона-ЛША Б — 3900 кг, полная масса — 4500 кг. Полезная нагрузка по требованию заказчика должна быть 600 кг. Но ходовая часть на самом деле выдержит гораздо больше. Мы рассчитываем, что не менее 5500 кг ходовая должна выдержать.
Пока на крыше для защиты стрелка есть только люк за спиной. Для удобства можно опереться на специальный валик, что гораздо приятнее, чем на голый металл
19.
Люк в открытом положении фиксируется таким вот стопором с левой стороны
20.
А это стопор поворотного круга
21.
— Баллистической тканью салон изнутри оббивать будете?
— На данном тестовом экземпляре ее нет, но по требованию заказчика можем установить. Хоть арамид, хоть полиэтилен. Однако это дороже ему обойдется.
— Кондиционер есть?
— Кондиционер установлен штатно. Возможна также и установка системы принудительной вентиляции для вытяжки пороховых газов. Она устанавливается в крышку эвакуационного люка в крыше на корме Скорпиона. При этом люком можно будет точно также пользоваться для экстренного покидания машины.
Эвакуационный люк в открытом положении виден на крыше у кормы. Справа — фильтровентиляционная установка ФВУ-100А
22.
23.
Кроме кондиционера, конечно, же имеется и печка. В десантном отделении под вторым сиденьем по левой стороне находится отопитель
24.
25.
При осмотре люка и дверей обратил внимание на отсутствие некоторых, полезных на мой взгляд, решений:
— Вижу, что эвакуационный люк невозможно открыть снаружи. Да и кормовая дверь, при блокировке ригелем изнутри, не открывается с внешней стороны. Что делать в случае подрыва машины, когда находящиеся внутри люди не смогут самостоятельно открыть их?
— Когда автомобиль будет проходить полный цикл испытаний, и данное требование по их итогам появится, то мы такие мелочи можем исправить буквально за недельный срок. В нашей фирме нет инертности, мы не разрабатываем что-либо годами. При этом быстрота реакции не идет в ущерб качеству.
Маленькая экскурсия вокруг машины.
Забираться в десантное отделение реально удобно, не надо задирать высоко ногу, ступенька и ручка сбоку очень к месту. По идее и в полной экипировке проблем не должно возникнуть
26.
А вот высота потолка меня немного смутила. Сев и полностью выпрямившись, при своем росте в 180 см я за малым не достал до него. Будь в каске, может быть даже и цеплял бы. Более высоким людям придется слегка горбиться.
Сзади с обоих бортов имеются ящики для ЗИПа и прочего скарба
27.
По правой стороне по центру запасное колесо с блоком для спуска оного на землю
28.
За запаской находится один из двух баков. Топливные баки взрывобезопасны, в них используется специальный наполнитель, а также самозатягивающийся протектирующий слой.
29.
Командирская дверь
30.
С левой стороны все тоже самое, только нет запаски перед баком. Колеса могут быть поставлены с боестойкими вкладками, разных размеров, в зависимости от пожеланий заказчика
31.
Водительская дверь изнутри
32.
Собственно само место водителя
33.
Кресла и водителя, и командира прикреплены к борту и фальшполу, в результате чего защищают сидящих в них людей при подрыве. Кресла имеют амортизацию, сдвигаются вперед-назад, имеют несколько положений наклона спинки и подголовника. Выемки под бронежилет, как на Ивеко, в них нет, но конструктор уверяет, что если захочет заказчик, то она появится
34.
Поинтересовался штатные ли видеокамеры, установленные на машине и внутри салона. Оказалось, что это рекламная акция одного из производителей систем наблюдения, но никаких проблем поставить их на реальную машину нет. Дисплей — от этой системы
35.
Лобовое стекло имеет подогрев, если потребует заказчик, то и боковые окна им оборудуют.
Место командира
36.
На крышу машины спереди также планируется установить дистанционно управляемый фароискатель.
Мой заключительный вопрос конструктору был о перспективах ЛША Б в составе легких бригад, а возможно и ВДВ:
— Машину возможно транспортировать на внешней подвеске вертолета?
— На последующих версиях мы будем обязательно прорабатывать такую возможность.
Бронеавтомобили «Скорпион»: описание и характеристики
На чтение 8 мин.
Современный бой отличается стремительностью. Для победы войска должны превосходить противника не только огневой мощью, но и уровнем маневренности. Зачастую успех операций зависит от мобильных групп, решающих «точечные» задачи. Ввиду этого министерство обороны России постоянно пополняет парк военной техники новыми экземплярами автомобилей. Так были приняты на вооружение российские бронеавтомобили «Скорпион» от корпорации «Защита».
Историческая справка
Впервые бронемашина была представлена общественности в 2011 году на международной выставке «Комплексная защита 2011». Но идея бронировать автомобиль УАЗ (на базе которого сконструирован бронеавтомобиль) появилась в 1993 году. Первые машины успешно прошли испытания Минобороны РФ, но поставлялись исключительно для внутренних силовых структур – военное ведомство не проявляло интереса к новым видам техники.Стремление расширить номенклатуру производства сподвигло отечественную корпорацию «Защита» сконструировать бронированный автомобиль для инкассации. Позднее, ощутив потенциал бронемашин, было принято решения о разработке моделей для силовых структур. Так появились бронеавтомобили «Скорпион» и «Булат», защитные свойства которых не смогли превзойти многие зарубежные экземпляры. И в ноябре 2016 года, после успешного завершения испытаний, «Скорпион» был принят на вооружение.
Тактико-технические характеристики
По словам представителя компании «Защита», автомобиль обладает уникальными характеристиками проходимости и способен развивать скорость до 130 км/ч по любому бездорожью. Уровень защищенности машины от мин, огнестрельного и прочего оружия находится на уровне 5 класса. Техника обеспечивает защиту экипажа от взрывчатых веществ мощностью до 6 кг в тротиловом эквиваленте.Кузов автомобиля – универсал, количество дверей – 5. Они открываются «шкафом», то есть разъезжаются в стороны. По словам конструкторов, такое решение было принято с целью обеспечить дополнительную защиту экипажа в то время, когда он покидает бронеавтомобиль «Скорпион». ТТХ не уступают современным представителям класса:
- максимальная скорость – 130 км/ч;
- дорожный просвет – 300 мм;
- запас хода (возможность движения без дозаправки) – 1000 км;
- снаряженная масса – до 4300 кг, полная – 5 тонн;
- грузоподъемность – 1500 кг;
- габариты – 519х215х206 метра;
- количество мест для экипажа – от 5 до 8 человек, в зависимости от модификации.
Компоновка автомобиля – переднемоторная, полноприводная, колесная формула – 4х4. В качестве силовой установки используется дизельный двигатель польского производства «Андория».
Оснащение бронеавтомобиля
Силовая установка бронемашины представлена дизельным двигателем польского производства «Андория». В настоящее время это единственный элемент, поставляемый иностранной компанией. На данном этапе планируется наладить производство установок на заводах в России.Именно мотор наделяет столь высокой маневренностью бронеавтомобиль «Скорпион». Двигатель отвечает современным требованиям надежности и имеет следующие характеристики:
- крутящий момент – 750 Н*м, или 1800 оборотов в минуту;
- максимальная мощность – 280 лошадиных сил;
- тип коробки передач – автоматическая, 6-ти диапазонная;
- объем – 6600;
- диапазон рабочих температур – от -50 до +50 градусов по Цельсию.
Мотор для министерства внутренних дел отвечает стандартам Евро-5, обладает немного сниженными характеристиками. Для питания мотора установлено два топливных бака (по бортам автомобиля) с особым наполнителем – пенополиуретаном. Емкости обладают способностью «самозатягиваться», ликвидирую тем самым любую пробоину, предотвращая потерю и воспламенение топлива.
Модификации бронеавтомобиля
Во время подготовки к государственным испытаниям бронемашины серии «Скорпион» по кодам ОКП получили индекс ЛША – легкий штурмовой автомобиль. Техника с данным индексом предназначается исключительно для министерства обороны России. Она, в свою очередь, делится на три подтипа, в зависимости от предназначения:
- бронеавтомобиль «Скорпион» ЛША-2Б позиционируется как бронированный;
- спецтехника ЛША-1 имеет тентовую крышу, предназначена для эксплуатации в жарком климате;
- бронемашина ЛША-2 отличается возможностью установки как тентовой, так и жесткой крыши.
Кроме того, наименование техники может дополнять литерал «2М» («Скорпион-2М»). Такие бронеавтомобили предназначены для иностр. заказчиков и других силовых структур. Принципиальных отличий в своей конструкции они не имеют.
Предназначение
В настоящее время представленные модификации бронетехники эксплуатируются подразделениями специального назначения и воздушно-десантных войск. Автомобиль ЛША-2Б предназначен для перевозки личного состава и решения специальных задач. Версии ЛША-2 и ЛША-1 планируется использовать для ведения боевых действий в жарком или умеренном климате.
В будущем минобороны России планирует расширить сферы эксплуатации техники. Так, в скором времени бронеавтомобили «Скорпион» будут приспособлены под медицинские и командно-штабные транспортные средства. База автомобиля станет основой для машин связи с радиолокационными средствами.
Бронирование
Бронирование автомобиля соответствует 5 классу ГОСТ Р 50963-96 и обеспечивает надежную защиту от патрона 7.62х54R, коим оснащены большинство армий мира и вооруженные бандформирования. В будущем возможно повышение уровня защиты до класса 6а, но только за счет снижения грузоподъемности и количества мест для экипажа.
С защитой от мин отлично справляется V-образное дно – оно прекрасно зарекомендовала себя в ходе современных боевых действий. Во время подрыва взрывчатого вещества разрушающее действие снаряда перераспределяется, «скользит» по покатым стенкам, защищает экипаж от удара.
Бронеавтомобили «Скорпион» не имеют бронированного двигателя. Это связано с увеличением общей массы на 300-400 кг при установке защитных модулей, что приведет к смене класса техники. Корпус оснащен противоосколочным подбоем, который также служит в качестве дополнительной преграды от пуль.
Испытания на противоминную стойкость
Во время испытаний по требованию министерства обороны РФ внутрь автомобиля был помещен манекен Hybrid III. Он позволил получить данные, касающиеся нагрузок, оказывающих влияние на человеческий организм во время подрыва взрывчатого вещества. В частности нагрузку на позвоночник и шейный отдел, звуковое давление (в том числе и на глазные яблоки).Этих данных достаточно для формирования представления о состоянии человеческого организма во время взрыва. В ходе испытаний под бронеавтомобили «Скорпион» был помещен заряд мощность 2 кг в тротиловом эквиваленте, со взрывом которого модели отлично справились. Кроме того, было произведено 156 выстрелов из снайперской винтовки Драгунова (СВД). Все результаты удовлетворили требованиям минобороны.
Места для экипажа
Испытания вооружения «Скорпиона» не были выполнены по одной простой причине – министерство обороны пока окончательно не определилось с комплектацией автомобиля. В боевом оснащении, когда в машине способно разместиться до 6 человек, не считая командира и механика-водителя, отсутствует место для турели.
В случае же установки защищенного пулемета количество мест для экипажа снизится до 4. Это связано с необходимостью предоставить место под стеллажи с боеприпасами. Если же бронеавтомобили «Скорпион» оснастить модулем дистанционного огня количество свободных мест останется неизменным, но добавится «кресло» для оператора огня.
Внутреннее оснащение
Министерству обороны РФ поставляются шестиместные бронеавтомобили без люка для пулемета. Для размещения экипажа установлены отдельные кресла, которые подверглись конфигурации и переоснащению – была изменена форма подушек и спинок, а также доработаны подножки. Согласно тесту на «комфортность» в таком кресле человек, не меняя своего положения, способен провести до 6 часов.Кресла экипажа крепятся к боковой стенке, а водителя и командира несколько по-иному – к пиллерсам. Дополнительной защитой от осколков обеспечивает амортизированный подвижный фальшпол, который показал лучшую эффективность на испытаниях, нежели противоминные коврики. В бронеавтомобили «Скорпион» 2.Б можно установить специальные подставки для бронежилетов, чтобы военнослужащие могли снять с себя нагрузку во время транспортировки. Крепления для оружия предусмотрены лишь для водителя и командира.
Для вентиляции воздуха в салоне возможна установка фильтрвентиляционного устройства ФВУ-100А. Но она отсутствует в моделях, изготавливаемых по заказу минобороны. В таких бронеавтомобилях воздух вентилируется принудительно посредством эвакуационного люка. Даже в открытом положении (в режиме вентиляции) он не простреливается.
Возможное вооружение
Точных сведений о вооружении бронемашин нет. Известно, что модели могут комплектоваться в нескольких вариантах:
- одновременно два пулемета: «Печенег» и «Корд»;
- комбинация из пулемета и автоматического станкового гранатомета АГС.
Все вооружение ставится на открытую турель. Специально для пулеметов «Корд» была разработана коробка на 200 боеприпасов. Существенным минусом такой установки оружия можно назвать способ перезарядки – она осуществляется снаружи.Возможна установка дистанционно управляемого модуля вооружения (ДУМВ), который был разработан предприятием КБ «Дисплей» из Витебска совместно с ковровским заводом имени Дегтярева. Модулем сможет управлять как командир, так и оператор, для которого определенно место непосредственно под турелью.
Возможность транспортировки авиатранспортом
Двумя способами можно транспортировать бронеавтомобили «Скорпион». Характеристики креплений позволяют перемещать технику на внешней подвеске вертолетами МИ-8 и последующих серий. Для этого были установлены 4-х петли, которые хорошо показали себя в ходе испытаний.
Транспортировка внутри грузовых кабин возможна с самолетами Ил-76 и Ан-124, а также с остальными моделями воздушно-транспортных средств. Бронемашину можно десантировать с воздуха. Такая возможность была реализована по требованию командующего ВДВ Шаманова. Для этого необходима платформа П-7.
Перспективы
К 2018 году бронеавтомобилями «Скорпион» планируется полностью вооружить подразделения специального назначения. Некоторое количество моделей, возможно, пойдет на вооружение внутренних силовых органов.
В будущем компания «Защита» планирует занять лидирующие позиции на рынке легкой штурмовой техники, вытеснив модели концерна ООО «ВПК». Невозможно сказать, какими в будущем будут бронеавтомобили «Скорпион». Описание легкобронированных транспортных средств уже сейчас является военной тайной.
Скорпионы для российской армии
Россия, вслед за зарубежными странами, такими как США, Франция и Германия, начала уделять большое внимание разработке легкой бронетехники. Скорпион-ЛТА и Скорпион-ЛША – новейшие образцы российских бронеавтомобилей. Отечественные броневики производства ЗАО Корпорация «Защита» по своим параметрам не отстают от лучших зарубежных аналогов.
Первое явление легкого тактического автомобиля Скорпион общественности произошло во время международного салона «Комплексная безопасность-2011». Планируется, что новинка сможет участвовать в контртеррористических и разведывательных операциях, патрулировании территорий, а также в сопровождении транспортных колонн на любых дорогах и при полном их отсутствии. Проходимость автомобиля на высшем уровне. Надежное прикрытие обеспечивают пулеметы «Корд» и КПВТ, а также гранатомет «Пламя».
При массе бронеавтомобиля в 4 тонны, предел его скорости – 130 км/ч, запас хода Скорпиона-ЛТА равен одной тысяче километров. Защита от пуль стрелкового оружия, установленная на автомобиле, приравнена к 6 классу ГОСТа, дополнительно установлены конструкции, защищающие от подрыва взрывных устройств в пределах 6 кг в тротиловом эквиваленте.
С легким штурмовым автомобилем Скорпион общество познакомилось еще в 2010 году. Эта бронемашина может использоваться для транспортировки восьми человек, перевозки грузов, эвакуации раненых, а также участвовать в специальных наземных операциях. Как и описанная выше модель, Скорпион-ЛША может быть носителем вооружения и использоваться в любую погоду на любых дорогах. В настоящее время испытание этого бронеавтомобиля проводятся по специальной программе Минобороны РФ, поскольку планируется, что в ближайшие месяцы легкие штурмовые автомобили поступят на вооружение.
Внешность новинок легкой бронетехники не слишком отличается от обычных внедорожников. Скрытое бронирование приводит к тому, что сторонний наблюдатель может вообще не отличить военную технику от обычного автомобиля. В то же время проводятся испытания и небронированной гражданской версии Скорпионов, которая может стать «разъездной» машиной командирского состава. Автомобили напичканы специальным оборудованием, в том числе устройствами видеослежения, навигации, устройствами радиоподавления взрывателей и другими. Такая начинка может сохранить жизнь водителю и пассажирам во многих ситуациях.
Технические характеристики Скорпион-ЛТА:
Длина, м – 5,19
Ширина, м – 2,15
Высота, м – 2,06
База, м – 3,023
Полная масса, кг – 5000
Снаряженная масса, кг – до 4300
Грузоподъемность, кг – до 1500
Экипаж, человек – 5
Тип двигателя – дизель
Крутящий момент, Н*м/об/мин – 705/1800
Объем двигателя – 6600
Мощность, л.с./об/мин – 280/3800
Максим. скорость – 130 км/ч Запас хода, км – 1000
Колесная формула – 4х4
Коробка передач – автоматическая, 6-ступенчатая
Тормоза передние, задние – дисковые
Подвеска передняя, задняя – независимая
Вооружение Скорпион-ЛТА:
Пулемет ПК калибра 7,62 мм
Поворотное кольцо для установки пулемета «Корд» калибра 12,7 мм
Гранатомет АГС – 17
Бойницы в стеклах
Комплектация Скорпион — ЛТА:
Система кондиционирования воздуха
Система принудительной вентиляции / удаления пороховых газов
Фильтровентиляционная установка
Средства связи
Системы видеонаблюдения
4-точечные ремни безопасности
3-точечные ригельные запоры дверей
Боевая информационно-управляющая система
Система спутниковой навигации glonass, gps
Лебедка
Полноразмерное запасное колесо
Система пожаротушения моторного отсека
Российский «Скорпион» против семи бронемашин разных стран
На вооружение российской армии поступил новый бронеавтомобиль «Скорпион». Авторамблер протестировал новинку, а какие есть конкуренты в других странах и чья бронетехника лучше?
США: Oshkosh Corporation L-ATV
Новый легкий броневик поступит на вооружение армии США в 2018 году, к 2022 году он должен полностью сменить использующиеся сейчас Humvee.
Стоимость одной машины — 399 000 долларов. Армией США уже успешно используется тяжелая бронемашина той же компании — Oshkosh M-ATV.
Под капотом у нового броневика 6,6-литровый двигатель GM Duramax V8, выдающий 300 лошадиных сил. Максимальная скорость – 160 километров в час, что в разы превышает возможности конкурентов. Кроме того, планируется выпустить гибридный вариант с силовой установкой ProPulse, запас хода такой машины на одном баке достигает 500 километров. Особой гордостью компании Oshkosh является регулируемая подвеска TAK-4i собственной разработки, которая позволяет в случае необходимости увеличить клиренс до полуметра.
Помимо стандартной брони, которая уже по умолчанию имеет уровень MRAP (Mine Resistant Ambush Protected) имеется несколько видов дополнительной накладной защиты, позволяющей адаптировать бронемашину для особых заданий.
Украина: Дозор-Б
В конце лета 2016 года на вооружение украинской армии поступила первая партия новых бронеавтомобилей Дозор-Б. В связи с нехваткой современной техники и необходимостью срочного решения этой проблемы в 2014 году был поднят позабытый на 10 лет проект – впервые Дозор-Б был представлен в 2004 году. Наладить производство на Львовском бронетанковом заводе предполагалось буквально за несколько месяцев. Но ряд проблем несколько задержал поступление машин на службу. Конструкторская документация подразумевала использование украинской стали марки «71», с производством которой возникли проблемы, поэтому было пригято решение закупить польскую Armstal 500. В результате, на выпущенных опытных экземплярах после 100 и 400 километров пробега появились трещины на днище длиной до полуметра. Конструктивные недостатки пришлось исправлять.
Вариантов двигателей два – 190-сильный Deutz BF 4M 1013 FC и 140-сильный Iveco 8142.38.11,трансмиссия — Allison 1000LCT. Броня обеспечивает защиту от бронебойных пуль выпущенных с расстояния 30 метров, и от осколков 152-миллиметрового осколочно-фугасного снаряда, сработавшего на расстоянии 50 метров.
Турция: Otokar Akrep
Турецкий «Скорпион» – именно так переводится название Akrep. Этот бронеавтомобиль далеко не нов, но до сих пор находится на вооружении турецкой армии, и активно закупается для армии и спецслужб рядом развивающихся стран. За основу взят Land Rover Defender 110, на выпуск которого у Otokar имеется лицензия. Бронемашину начали разрабатывать в 1994 году, в 1996 году был представлен готовый экземпляр.
Под капотом может быть установлен бензиновый мотор U-8 мощностью 134 лошадиные силы или дизельный агрегат Rover 300 1DI мощностью 111 лошадиных сил. «Скорпион» развивает скорость 125 километров в час, в дизельной версии имеет запас хода на одном баке до 1000 километров. Вмещает экипаж из трех человек и может быть оснащен несколькими пулеметами или гранатометом на крыше. Корпус изготовлен из стальных бронелистов, способных выдержать прямое попадание пули калибра 7, 62 мм.
Германия: LAPV Enok
Легкие броневики нового образца, разработанные Mercedes-Benz совместно с компанией Armoured Car Systems начали поступать на вооружение в Бундесвер в 2008 году. В очертаниях армейской машины очевидно угадывается гражданский Gelangewagen, на базе которого построен броневик. Армейские машины не отличаются внушительными скоростными характеристиками – максимальная скорость не превышает 100 километров в час, зато отличаются хорошей динамикой и проходимостью на пересеченной местности. Под капотом – 185-сильный дизельный двигатель OM642 270. Масса броневика небольшая – 5,5 тонны, тем не менее, защита рассчитана на попадание бронебойных пуль калибра 7,62 мм и подрыв мин под днищем.
Бронеавтомобиль выпускается в двух вариантах – с пятидверным закрытым кузовом и с четырехдверным кузовом, бронированным отсеком экипажа и незащищенным грузовым отсеком, оба варианта рассчитаны на экипаж из 4 человек. Специальные энергопоглощающие сиденья и усиленные ремни безопасности должны защитить людей от травм в случае подрыва.
Израиль: Caracal
Бронеавтомобиль разработан израильской компанией Plasan совместно с американской Oshkosh. За основу взята ходовая часть от Ford F-series, дизельный мотор V8 Ford Pover Stroke позволяет автомобилю разгоняться до скорости более 100 километров в час. Автомобиль получился легким за счет уменьшения количества стали в броне, при этом защищенность не пострадала – создатели старались придать автомобилю обтеваемые формы, по которым удары будут проходить вскользь, именно этим объясняется, например, странная форма бокового остекления.
Бронемашины используются израильской армией и поставляются в другие страны – Азербайджан, Кахахстан, Туркменистан и ряд африканских стран.
Япония: Komatsu LAV
Броневик построен на базе армейского автомобиля Mitsubishi Type 73, впервые был использован в 2003 году во время войны в Ираке. При весе в 4500 килограммов он может выдержать прямое попадание пуль калибра 7,62 и мелких осколков.
Под капотом – четырехцилиндровый двигатель мощностью 160 лошадиных сил, максимальная скорость – 100 километров в час.
Разные модификации бронемашины комплектуются разными видами вооружения – это могут быть крупнокалиберные пулеметы, смонтированные на штативы или башню для пулеметчиков, управляемые противоракетные установки и другие защитные комплексы. Кроме того, по бокам машины имеется крепеж для дымовых гранат.
Китай: Norinco VP11
Китайская компания Norinco впервые представила свой броневик в 2014 году. Технические подробности и уровень бронирования до сих пор не разглашаются. Известно, что китайские броневики заказали вооруженные силы разных стран, в том числе, ОАЭ.
Построен бронеавтомобиль на базе одного из грузовиков китайской разработки, что это за модель, характеристики двигателя и шасси держатся в секрете. Внутри – семь посадочных мест, доступ к ним осуществляется через три двери – две по бокам и одна сзади.
Источник