ПДД 2020 | Применение специальных сигналов
ПДД 2019, 2020 с комментариями онлайн
3.1. Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований разделов 6 (кроме сигналов регулировщика) и 8 — 18 настоящих Правил, приложений 1 и 2 к настоящим Правилам при условии обеспечения безопасности движения.
Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут только убедившись, что им уступают дорогу.
Этим же правом пользуются водители транспортных средств, сопровождаемых транспортными средствами, имеющими нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, в случаях, установленных настоящим пунктом. На сопровождаемых транспортных средствах должен быть включен ближний свет фар.
На транспортных средствах Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Военной автомобильной инспекции дополнительно к проблесковому маячку синего цвета может быть включен проблесковый маячок красного цвета.
Водители автомобилей оперативных служб, выполняющие неотложное служебное задание, с включенным проблесковым маячком синего цвета могут двигаться в любом направлении независимо от сигналов светофоров, указаний дорожных знаков и разметки. Для них обязательны только сигналы регулировщика.
К оперативным службам, на ТС которых могут быть установлены проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал относятся скорая медицинская служба, противопожарная служба, полиция, Военная автоинспекция, службы специальных перевозок Банка России и Гохрана России, служба спецсвязи Минсвязи России, прокуратура, Главное управление исполнения наказаний Минюста России и аварийно-спасательные службы.
3.2. При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.
При приближении транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств).
Запрещается выполнять обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом.
Запрещается выполнять обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств).
Синий маячок совместно со специальным звуковым сигналом дает преимущество в движении, но использовать его можно только убедившись, что их видят и уступают им дорогу. Вместе с синим маячком, но не вместо него, может быть включен и красный.
Кроме самих автомобилей с включенными маячками и сиреной преимуществом пользуются сопровождаемые ими транспортные средства.
Запрещается обгонять ТС со специальной окраской, если на них включен синий маячок и специальный звуковой сигнал, а так же сопровождаемый ими транспорт. См. термин «Обгон ».
3.3. Приближаясь к стоящему транспортному средству с включенным проблесковым маячком синего цвета, водитель должен снизить скорость, чтобы иметь возможность немедленно остановиться в случае необходимости.
Если машина с синим маячком стоит на месте (в дополнение сожжет быть включен красный маячок), то целесообразно снизить скорость, чтобы в случае необходимости остановиться. Так обычно предупреждают водителей о возникшей впереди опасности либо о месте дорожного контроля.
3.4. Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета должен быть включен на транспортных средствах в следующих случаях:
- выполнение работ по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств;
- перевозка крупногабаритных грузов, взрывчатых, легковоспламеняющихся, радиоактивных веществ и ядовитых веществ высокой степени опасности;
- сопровождение транспортных средств, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы;
- сопровождение организованных групп велосипедистов при проведении тренировочных мероприятий на автомобильных дорогах общего пользования;
- организованная перевозка группы детей.
Включенный проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета не дает преимущества в движении и служит для предупреждения других участников движения об опасности.
Маячками желтого или оранжевого цвета оборудованы уборочные машины, бензовозы, машины инкассации, эвакуаторы и др. Такие маячки не дают преимущества в движении, так как их назначение – привлечь внимание. Это возможность на достаточном расстоянии обнаружить транспортное средство, представляющее опасность для окружающих, и принять соответствующие меры.
3.5. Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета при выполнении работ по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств могут отступать от требований дорожных знаков (кроме знаков 2.2, 2.4 — 2.6, 3.11 — 3.14, 3.17.2, 3.20) и дорожной разметки, а также пунктов 9.4 — 9.8 и 16.1 настоящих Правил при условии обеспечения безопасности дорожного движения.
Водители транспортных средств при перевозке крупногабаритных грузов, а также при осуществлении сопровождения транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и (или) тяжеловесные грузы, с включенным проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета могут отступать от требований дорожной разметки при условии обеспечения безопасности дорожного движения.
3.6. Водители транспортных средств организаций федеральной почтовой связи и транспортных средств, перевозящих денежную выручку и (или) ценные грузы, могут включать проблесковый маячок бело-лунного цвета и специальный звуковой сигнал только при нападениях на указанные транспортные средства. Проблесковый маячок бело-лунного цвета не дает преимущества в движении и служит для привлечения внимания сотрудников полиции и иных лиц.
Оперативный и специальный транспорт с синими и сине-красными проблесковыми маячками
Рис.29. Виды спецтранспорта
На транспортные средства оперативных и специальных служб, а также принадлежащие ряду организаций, министерств и ведомств устанавливаются устройства, подающие специальные световые и звуковые сигналы. Кроме того, транспортные средства оперативных и специальных служб имеют определенную окраску, на них наносят цветографические схемы и надписи (рис. 29).
Установка устройств, подающих световые и звуковые сигналы, без соответствующих разрешений не допускается.
Запрещается эксплуатация транспортных средств, не принадлежащих оперативным и специальным службам, если на них используются проблесковые маячки, звуковые сигналы с чередованием тонов и цветографические схемы, предусмотренные ГОСТ Р 50574—93. За нарушение правил установки устройств для подачи звуковых и световых сигналов Кодексом об административных нарушениях (ст. 114—1)
3.1. Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований разделов 6 (кроме сигналов регулировщика) и 8-18 настоящих Правил, приложений 1 и 2 к настоящим Правилам при условии обеспечения безопасности движения.(рис. 30)
Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал.
Воспользоваться приоритетом они могут, только убедившись, что им уступают дорогу.
Этим же правом пользуются водители транспортных средств, сопровождаемых транспортными средствами, имеющими нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, в случаях, установленных настоящим пунктом. На сопровождаемых транспортных средствах должен быть включен ближний свет фар.
На транспортных средствах Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации и
Военной автомобильной инспекции дополнительно к проблесковому маячку синего цвета может быть включен проблесковый маячок красного цвета.
Красный маячок одновременно с синим включается для лучшего привлечения внимания других участников движения.
Рис.30. Cиний проблесковый маячок дает право отступать от требований пдд
3.2. При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства, (ст. 12.17, ч.1 и ч.2 КоАП)
При приближении транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств).(рис 31 и 32)
Рис.31.,32. сочетание маячков и звукового сигнала
Запрещается выполнять обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом.
Запрещается выполнять обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковым маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств).
3.3. Приближаясь к стоящему транспортному средству с включенным проблесковым маячком синего цвета, водитель должен снизить скорость, чтобы иметь возможность немедленно остановиться в случае необходимости.(рис. 33)
В такой ситуации будьте особенно внимательны. Возможно, стоящее транспортное средство с включенным маячком находится на месте происшествия, возможно, впереди на дороге ведутся экстренные работы, или дорогу переходит группа детей. В любом случае водители обязаны снизить скорость до такой степени, чтобы иметь возможность немедленно прекратить движение.
Далее — Транспортные средства с оранжевым (желтым) проблесковым маячком
Уроки ПДД
Урок 3 — Применение специальных сигналов
Классификация автомобилей: специальные автомобили
В современном мире перед транспортными средствами могут ставиться задачи самого разнообразного характера. Далеко не всегда они ограничиваются только лишь перевозкой пассажиров и грузов, а зачастую требуется выполнение целого ряда дополнительных функций. Для решения таких задач используются специальные автомобили, или спецтранспорт. Сегодня эта категория транспортных средств представлена широким разнообразием типов и моделей.
Часть 1: Классификация автомобилей: грузовые автомобили.
Часть 2: Классификация автомобилей: пассажирские автомобили.
Часть 3: Классификация автомобилей: грузопассажирские автомобили.
Что такое спецтранспорт
Большинство автомобилей, представленных на современном рынке, предназначено для решения традиционных задач. Как правило, машины используются для перевозки людей или для транспортировки грузов, а также могут сочетать эти функции. Кроме того, некоторые машины предназначены для того, чтобы радовать владельцев комфортом и функциональностью, высокими скоростными качествами и выполнять задачи имиджевого характера.
Однако в некоторых областях перед автомобилем ставится задача совмещения функции транспортного средства с другими узкопрофильными функциями. Для этих целей обычные машины не подходят, и возникает необходимость использовать специальные автомобили.
Спецтранспорт, как правило, изготавливается на базе серийных моделей. Обычно в качестве шасси используются коммерческие автомобили – грузовики, микроавтобусы, фургоны и т.д. Переоснащение осуществляется путем установки навесного оборудования, специальных устройств и приспособлений в салоне или грузовом отсеке транспортного средства. Также могут вноситься определенные изменения в конструкцию подвески, кузова, тормозной системы и других систем автомобиля.
Специальные автомобили являются незаменимыми в работе самых разных служб, выполняя важные функции, которые зачастую имеют высокое социальное значение. В том числе они могут использоваться в решении задач медицинских, пожарных и спасательных служб, правоохранительных органов, армии и т.д.
Благодаря спецтранспорту может обеспечиваться повседневная работа этих служб. Также возможно использование этих автомобилей для решения экстренных задач при чрезвычайных ситуациях. Поэтому качество, надежность и функциональность транспортных средств этой категории имеют чрезвычайно высокое значение.
Разновидности спецтранспорта
Специальные автомобили выпускаются сегодня в чрезвычайно широком ассортименте, что позволяет подбирать машину под исполнение самых разнообразных задач. К числу наиболее распространенных разновидностей можно отнести следующие типы спецтранспорта:
- Полицейские автомобили. Эта категория объединяет патрульные машины, изготовленные на базе легковых автомобилей, машины спецназа, транспорт для перевозки заключенных и т.д.
- Инкассаторские машины. Бронированные автомобили с отсеком для перевозки наличности.
- Пожарные автомобили. Машины, обеспечивающие тушение пожаров в самых разных условиях.
- Медицинские автомобили. Широкая категория транспортных средств, наиболее типичным представителями которой являются машины скорой помощи. Также сюда относятся специальные автомобили для перевозки пациентов в тяжелом состоянии, мобильные операционные и другие виды машин.
- Автомобили системы МЧС и военных – мобильные штабы, машины отдыха спасателей и обслуживающего персонала, мобильные пункты видеонаблюдения и многое другое.
В большинстве случаев для создания специального транспорта применяются автомобили ведущих российских и иностранных производителей, отличающиеся высоким качеством, надежностью и проходимостью.
Современные специальные автомобили оснащаются с применением передовых технологических решений.
Специальный транспорт
Специальный транспорт
Уже само название – специальный транспорт, подразумевает уникальность данного типа транспортных средств. Практически любой автомобиль, используемый для особых целей, отличается от «гражданских» аналогов внутренним содержимым (особый двигатель, интерьер салона, дополнительное оборудование), а некоторые из специальных транспортных средств выделяются еще и необычным внешним видом.
Можно дать формальное определение специального транспорта:
Специальный транспорт — это специальным образом оборудованные транспортные средства, предназначенные для решения конретных задач.
Классическим примером специального транспорта является автомобиль, который используется в деятельности «силовых» структур государства: правоохранительных органов, служб разведки и контрразведки, служб спасения и прочих военизированных формирований.
Виды специального транспорта:
Полицейский транспорт
Первым образцом специального транспорта была полицейская дрезина, сконструированная в 1899 году инженером Франком Лумисом. Заказчиком этого необычного транспорта стало полицейское управление города Акрон (США, Аризона). В качестве основы была использована «гражданская» вагонетка, оснащенная электрическим агрегатом. Запас хода этого устройства равнялся 30 километрам, а максимальная скорость доходила до 25 км/час. В качестве специального оснащения использовались носилки, предназначенные для транспортировки раненых (или особо буйных) пассажиров от места происшествия до полицейской дрезины.
С тех пор, практически все транспортные средства полиции (или милиции) унаследовали главные принципы конструкции первого образца специального транспорта – «гражданскую» основу специального авто, присутствие особого инвентаря или оборудования «на борту» автомобиля, наличие цветовой маркировки на корпусе, позволяющей идентифицировать этот транспортное средство, как полицейский автомобиль (грузовик, снегоход, мотоцикл, автобус и так далее).
Современный полицейский автомобиль, как правило, создается на усиленной платформе гражданского авто. Особую, «полицейскую» версию выпускают только Ford и GM или подобные им гиганты автоиндустрии. Разумеется, гражданский автомобиль требует доводки ходовой части, усиления двигателя и установки дополнительных приспособлений – средств дальней связи, медицинского оборудования, креплений под оружие. Часть салона отводится под своеобразную КПЗ на колесах. Немалым плюсом для полицейского авто является объемный багажник, способный вместить дополнительное оборудование – средства для блокирования нарушителей, особую аппаратуру для фиксации нарушений.
В качестве автомобиля-донора могут использоваться самые разные классы транспортных средств – от спортивного автомобиля до тяжелого внедорожника или микроавтобуса. Последний вариант предпочитают спецподразделения полиции, поскольку внутри вместительного микроавтобуса очень легко упрятать скрытую точку наблюдения или просто использовать объемный салон для транспортировки к месту происшествия группы спецназа, оснащенного массивным вооружением или оборудованием.
Транспорт структур отвечающих за контрразведывательную деятельность (или разведку) отличается от полицейских автомобилей внешней незаметностью в гражданском транспортном потоке. Такие машины не выделяются особой маркировкой или специальными сигналами, поскольку они предназначены для проведения операций, сокрытых от общего внимания. Но этот транспорт тоже относится к категории специальных автомобилей, поэтому под «обычным» корпусом, неотличимым от гражданского аналога, скрыта особая начинка.
Именно спецслужбы предпочитают исключительно внутреннюю доводку автомобиля. Чаще всего на серийную машину устанавливают форсированный двигатель, средства связи и слежения. Иногда проводят бронирование стекол и корпуса. Из всех образцов специального транспорта именно автомобили спецслужб имеют самый обыденный внешний вид. Очень часто обычные водители даже не догадываются о том, какая машина двигается по соседству, предполагая, что машины контрразведчиков и шпионов выглядят следующим образом:
Транспорт службы спасения. Скорая помощь. Пожарные автомобили.
Совершенно иные задачи решаются при помощи транспортных средств служб спасения и устранения аварий. В отличие от машин контрразведчиков и шпионов, автомобили МЧС, пожарной службы, «Скорой помощи» и прочих аналогичных структур сияют в общем транспортном потоке, как новогодняя елка. Кричащая расцветка, обилие специальных сигналов, как визуальных, так и звуковых, демонстрируют принадлежность этих автомобилей к отдельной касте транспорта, используемого в особых случаях, не терпящих промедления и задержки. Но специальный транспорт служб спасения отличается не только пестрым колером ЛКП – под кричащими цветами прочного корпуса скрыты очень сложные механизмы и устройства, позволяющие решить любую проблему.
Скорая помощь
Автомобиль МЧС
Пожарная машина
Именно эти модели специального транспорта можно назвать по-настоящему уникальными. Например, «Скорая помощь» — внешне простой автомобиль, который можно выделить в общем потоке транспорта только по особой расцветке корпуса и «люстрам» спецсигнала. Но эта простота обманчива. За стандартным корпусом микроавтобуса скрывается особый комплект оборудования, позволяющий начать лечение или комплекс реанимационных мероприятий уже в дороге.
Рядовые граждане даже не знают, что существует более десятка вариаций комплектации автомобилей «Скорой помощи», которые различаются по разновидностям оказываемой помощи. Существует психиатрическая, акушерская, неврологическая, педиатрическая, кардиологическая «Скорая помощь».
Автомобили МЧС и пожарной охраны комплектуются не меньшим количеством спецсредств. Однако, в отличие от «Скорой помощи», у транспорта МЧС все «фишки» конструкции заметны издалека. Например, пожарная автолестница – этот вариант специального транспорта невозможно перепутать с другим автомобилем. Ведь ни у одного военного, гражданского или полицейского авто нет главного отличительного принципа – огромной раздвижной лестницы.
Первые образцы подобной техники появились в 1951 году. Современные автолестницы способны «дотянутся» до высоты 60 метров. Основой для автолестниц, как правило, служат шасси и рамы грузовых автомобилей.
Не менее оригинальный вид имеет и классический пожарный автомобиль, укомплектованный цистерной, насосной станцией, гидростволом на лафете и прочими приспособлениями, предназначенными для борьбы с огнем.
Отечественные конструкторы являются авторами, пожалуй, самого большого пожарного автомобиля – АА-60(543), предназначенного для борьбы с пожарами на аэродромах.
Этот «монстр», основанный на шасси тяжелого, восьмиколесного тягача МАЗ-543, способен транспортировать более 10 тон воды и около тонны специальной порошкообразной взвеси.
Специальные грузовики. Автомобили инкассаторов.
Отдельной категорией специального транспорта являются бронированные грузовики, автобусу или автомобили, предназначенные для транспортировки чрезвычайно вредных и опасных веществ. К этой же категории можно отнести транспорт инкассаторов.
Опасные грузы перевозятся в специально подготовленном кузове, исключающем контакт вредного вещества (или тары с вредным веществом) и окружающей среды. Поэтому наиболее интересной деталью специальных грузовиков или тягачей является такой кузов (или прицеп). Существуют крытые грузовые отсеки, цистерны, термические контейнеры и прочее.
Главная задача этих контейнеров состоит в защите окружающей среды от их содержимого.
Автомобили инкассаторов предназначаются для диаметрально противоположной цели – защиты содержимого от окружающей среды. Для этого используют подготовленные шасси от микроавтобусов и особый – «бронированный» корпус.
Специальный бронированный автомобиль АС-1925 «ОНЕГА». Внутри даже есть кондиционер.
По большому счету автомобиль инкассаторов является гибридом передвижного сейфа и полицейского транспорта. Внутри бронированного корпуса, отделенного от водительской части, обязательно дежурит группа вооруженных людей. Поэтому помимо места «под сейф» в машине инкассаторов должны предусматриваться и места «для пассажиров», что увеличивает объем кузова. По техническому обеспечению машина инкассаторов не уступает иным полицейским авто. В таком специализированном транспортном средстве обязательно присутствуют средства связи, спутниковый маячок, и особое оборудование, активируемое в экстренных ситуациях. Именно эта особенность «строения» инкассаторского автомобиля заставляет говорить о нем, как об идеальном специальном транспортном средстве.
Нужно ли пропускать спецтранспорт без сирены?
Нужно ли пропускать спецтранспорт без сирены?
Если скорая и экипаж ДПС едут с мигалками, но не включая сирену, обязан ли я их пропускать или уступать им дорогу?
Матвей, Кемеровский район.
В пункте 3.2. Правил дорожного движения указано, что водители обязаны уступать дорогу транспортным средствам с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом. Таким образом, работающий звуковой сигнал в этом случае является обязательным условием и при его отсутствии предоставлять преимущество в движении водителям не нужно. Отдельно проблесковый маячок может использоваться для привлечения внимания участников дорожного движения. Например, сотрудники Госавтоинспекции используют отдельно световую сигнализацию при сопровождении организованных групп детей, чтобы акцентировать внимание водителей и обеспечить безопасность юных пассажиров.
КАК ПОСТАВИТЬ НА УЧЕТ «ПРОБЛЕМНЫЙ» АВТОМОБИЛЬ?
Купил в Красноярске машину, стоявшую там на учете. Пригнал домой, пошел в ГИБДД, а там отказываются ставить на учет, так как аннулированы регистрационные действия после служебной проверки. Оказывается, машину привезли из Японии и растаможили по подложным документам. Я заново растаможил автомобиль, получил все необходимые документы на руки, а машину так и отказываются ставить на учет. Что мне делать? И как можно попасть на прием к начальнику ГИБДД, и не только кемеровской, но и областной?
С.А. Кабыш.
Для решения вашей проблемы необходимо детальное изучение всех обстоятельств. Советую вам повторно обратиться в регистрационное отделение и попросить сотрудников разъяснить вам ваши дальнейшие действия.
На вопросы читателей отвечает Сергей БЕЛОВ, майор полиции, заместитель начальника ОГИБДД по городу Кемерово
А на прием по личным вопросам к первым руководителям Госавтоинспекции можно попасть по понедельникам. Он ведется без предварительной записи. Начальник Управления ГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области принимает в здании Госавтоинспекции на улице Баумана, 59, с 15.00 до 18.00, начальник отдела ГИБДД Управления МВД России по городу Кемерово — на проспекте Октябрьском, 16 — с 18.00 до 20.00.
НУЖНА ЛИ СНЕГОХОДУ РЕГИСТРАЦИЯ В ГАИ?
Какие документы нужны для того, чтобы зарегистрировать снегоход? И как это можно сделать?
Tirrak (по электронной почте).
Снегоходы относятся к механическим транспортным средствам, не предназначенным для движения по дорогам общего пользования, соответственно регистрация снегоходов в ГИБДД не требуется. Этот вид транспорта подлежит регистрации в Управлении Гостехнадзора Кемеровской области.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ СНЯТЬ ПРОДАННУЮ МАШИНУ С УЧЕТА?
Продала машину в конце сентября, по договору купли-продажи, по своей неопытности не сделала ни копию договора купли-продажи, ни всех остальных документов. Прошло уже несколько месяцев, а машина так и не поставлена на учет. Какие теперь мои действия?
Алена, Кемерово.
Согласно законодательству, по истечении 30 суток с момента заключения договора купли-продажи автомобиля, прежний владелец вправе обратиться в Госавтоинспекцию с заявлением о прекращении регистрации транспорта. Для решения вашей проблемы вам необходимо обратиться с соответствующим заявлением в регистрационное подразделение ГИБДД по месту жительства.
Ваши вопросы вы можете присылать в редакцию по почте (с пометкой на конверте «Автоправо») или отправлять по электронной почте [email protected], или задать по телефону: (384-2) 72-35-11.
ПДД для спецтехники
Для спецтехники характерны некоторые технические особенности (например, значительные массогабаритные показатели и тихоходность), из-за которых ее перемещение по дорогам России должно регулироваться в отдельном порядке. Однако главная проблема заключается в том, что правила дорожного движения в этой области далеко не всегда отличаются ясностью.
Новая редакция ПДД, вышедшая 1 марта 2009 г., регламентирует лишь перемещение по дорогам спецтехники, чьи габариты не превышают 2,55 м по ширине, 4 м – по высоте и 20 м – по длине. Если же данные параметры превзойдены, то такая спецтехника должна быть обозначена желтым или оранжевым маячком. Благодаря этому другие участники дорожного движения будут своевременно предупреждены о потенциальной опасности. Следует также отметить, что наличие такого маячка никаких преимуществ не дает (ПДД, пп. 3.4 и 23.5).
В тех случаях, когда габариты спецтехники не выходят за установленные пределы, ее водители должны следовать общим правилам, которые хорошо известны и не требуют особых комментариев. При этом необходимо обратить особое внимание на тот раздел ПДД, в котором оговаривается правила перевозки грузов.
Так как же насчет «особых правил» для спецтехники? На практике они сводятся к нескольким положениям. Так водители негабаритного транспорта, к числу которого относится и большинство спецтехники, имеют право не соблюдать требования дорожной разметки, если это необходимо по соображениям безопасности. При движении они также имеют право использовать ту полосу, которую считают наиболее удобной для себя. Кроме того, в особых случаях допускается даже игнорирование дорожных знаков «Направления движения по полосам» (5.15.1 и 5.15.2).
Из этого можно сделать вывод о том, что в каждом конкретном случае передвижение спецтехники по дорогам должно согласовываться в индивидуальном порядке. Важнейшая роль в данном вопросе отводится маршруту следования и связанным с ним ограничениям (например, по высоте тоннелей или грузоподъемности мостов, а также по возможности заезда в центр города).
Из-за того, что строительные катки, асфальтоукладчики и тому подобная спецтехника не способна передвигаться с достаточной скоростью, для ее перевозки обычно используют специальные полуприцепы. Для них характерна пониженная высота грузовой платформы (до 1000 мм), а также наличие лебедки, предназначенной для погрузки и транспортировки неисправной спецтехники. Грузоподъемность данной разновидности полуприцепов колеблется в диапазоне от 5 до 60 тонн, а количество осей может быть больше трех (это зависит от массогабаритных показателей перевозимой спецтехники). Преимущество подобного способа транспортировки заключается в повышенной устойчивости подобных полуприцепов, которая достигается за счет небольшого дорожного просвета и низко расположенного центра тяжести. Также следует отметить, что погрузочно-разгрузочные работы в этом случае проходят намного быстрее. К сожалению, использование полуприцепов с малым клиренсом (30 см) в российских условиях заметно ограничено низким качеством дорог. Поэтому предпочтение отдается полуприцепам, чей клиренс равняется 50-60 см.
В некоторых случаях (например, при перевозке сверхтяжелой спецтехники) правила предусматривают использование комбинационной модульной разновидности полуприцепов. Они представляют собой несколько отдельных тележек, оснащенных дополнительными техническими приспособлениями: специальным поворотным механизмом, электронным управлением и т.п. Самоходная спецтехника при перемещении по российским дорогам должна соблюдать следующие требования: движение на малой скорости, использование специального сигнала для предупреждения о готовящемся маневре и т.д. Обязательным условием является наличие знака «Тихоходное транспортное средство», а также включенного проблескового маячка (оранжевого или желтого цвета). При управлении спецтехникой следует придерживаться правил дорожного движения, исходя из ее технических особенностей, которые содержатся в инструкции по эксплуатации.
ПДД РБ глава 4. Обязанности водителей и иных участников дорожного движения в особых случаях
15. Обязанности водителей и иных участников дорожного движения при проезде транспортных средств оперативного назначения:15.1. водители транспортных средств оперативного назначения, с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом, могут отступать от требований главы 7 (кроме сигналов регулировщика), глав 9–19 (кроме пунктов 49 и 50 в части подачи сигналов) настоящих Правил, а также приложений 2и3к настоящим Правилам при условии обеспечения безопасности дорожного движения.
Этим же правом пользуются водители транспортных средств, сопровождаемых транспортными средствами оперативного назначения с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;
15.2. при приближении транспортных средств оперативного назначения с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители транспортных средств, независимо от направления их движения, должны уступить дорогу и обеспечить беспрепятственный проезд этим и сопровождаемым ими транспортным средствам;
15.3. если на приближающемся транспортном средстве оперативного назначения дополнительно к проблесковому маячку синего цвета включен проблесковый маячок красного цвета, водители попутных, а при отсутствии разделительной полосы и встречных транспортных средств должны остановиться у тротуара или на обочине. Для привлечения внимания участников дорожного движения может подаваться специальный звуковой сигнал. Возобновлять движение разрешается только после проезда замыкающего колонну транспортного средства с включенными проблесковыми маячками синего и(или) зеленого цвета;
15.4. запрещается выполнять обгон и опережение транспортных средств оперативного назначения с включенными проблесковыми маячками синего, красного или зеленого цвета и включенным специальным звуковым сигналом и сопровождаемых ими транспортных средств (колонн), а также двигаться по соседним полосам со скоростью колонны, или занимать место в колонне, или пересекать ее;
15.5. приближаясь к неподвижному транспортному средству оперативного назначения с включенным проблесковым маячком синего и(или) красного цвета, водитель должен остановиться. Продолжить движение можно после разрешения регулировщика;
15.6. водители транспортных средств дорожно-эксплуатационной службы, которые оборудованы проблесковым сигналом (маячком) оранжевого цвета при его включении в ходе выполнения работы на дороге, могут отступать от требований дорожных знаков и дорожной разметки, а также пунктов 69–71,73 и 128 настоящих Правил при условии обеспечения безопасности дорожного движения. Участники дорожного движения не должны препятствовать их работе.
16. Проблесковый маячок оранжевого цвета, установленный на других транспортных средствах, не дает преимущества в движении и служит для привлечения внимания и предупреждения участников дорожного движения об опасности.
17. Водитель, являющийся участником дорожно-транспортного происшествия, обязан:
17.1. немедленно остановиться и остаться на месте дорожно-транспортного происшествия, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, соответствующий установленным требованиям, а если это невозможно, любым иным доступным способом предупредить остальных участников дорожного движения о дорожно-транспортном происшествии. В темное время суток дополнительно или вместо знака аварийной остановки может быть выставлен мигающий красный фонарь в соответствии с требованиями главы 8 настоящих Правил;
17.2. принять меры по оказанию доврачебной медицинской помощи потерпевшему (потерпевшим), вызвать скорую медицинскую помощь, а если это невозможно, доставить потерпевшего (потерпевших) на попутном или своем транспортном средстве в ближайшее медицинское учреждение. Водитель, доставивший потерпевшего (потерпевших) в медицинское учреждение, обязан сообщить там свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства, предъявив водительское удостоверение или другой документ, удостоверяющий личность, и свидетельство о регистрации транспортного средства, и возвратиться к месту дорожно-транспортного происшествия;
17.3. предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к дорожно-транспортному происшествию, в случае необходимости освобождения проезжей части дороги и (или) доставки потерпевшего (потерпевших) на своем транспортном средстве в медицинское учреждение;
17.4. записать фамилии и адреса очевидцев дорожно-транспортного происшествия, сообщить о случившемся в органы внутренних дел (милиции) и ожидать прибытия работников ГАИ;
17.5. принять все возможные меры к сохранению следов дорожно-транспортного происшествия, их ограждению и организации объезда места дорожно-транспортного происшествия.
18. Водителю, являющемуся участником дорожно-транспортного происшествия, запрещается:
18.1. перемещать транспортное средство и предметы, имеющие отношение к дорожно-транспортному происшествию, кроме случаев, указанных в подпункте 17.3 пункта 17 настоящих Правил;
18.2. употреблять алкогольные напитки, наркотические средства, психотропные или токсические вещества до прохождения проверки (освидетельствования) на предмет определения, находится ли водитель в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных или токсических веществ;
18.3. вскрывать тахограф без разрешения работника ГАИ.
19. Очевидцы дорожно-транспортного происшествия обязаны:
19.1. оказать возможную помощь пострадавшим;
19.2. записать фамилии и адреса других очевидцев дорожно-транспортного происшествия;
19.3. сообщить в органы внутренних дел (милиции) о дорожно-транспортном происшествии;
19.4. находиться по возможности на месте дорожно-транспортного происшествия до прибытия работников ГАИ.
20. В случае обнаружения или создания на дороге препятствия для дорожного движения участники дорожного движения обязаны принять меры по устранению этого препятствия, а если это невозможно, обозначить это препятствие в соответствии с настоящими Правилами или иным способом, обеспечивающим безопасность дорожного движения, и сообщить о препятствии в органы внутренних дел (милиции) или владельцу дороги.
Другие главы ПДД Республики Беларусь
Глава 1 ПДД РБ Общие положения Глава 2 ПДД РБ Права участников дорожного движения Глава 3 ПДД РБ Обязанности водителей Глава 5 ПДД РБ Обязанности пешеходов Глава 6 ПДД РБ Обязанности пассажиров Глава 7 ПДД РБ Сигналы дорожных светофоров и регулировщика Глава 8 ПДД РБ Применение аварийной световой сигнализации и знака аварийной остановки Глава 9 ПДД РБ Начало движения, маневрирование Глава 10 ПДД РБ Расположение транспортных средств на проезжей части дороги Глава 11 ПДД РБ Скорость движения Глава 12 ПДД РБ Обгон, встречный разъезд Глава 13 ПДД РБ Остановка и стоянка Глава 14 ПДД РБ Проезд перекрестков Глава 15 ПДД РБ Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств Глава 16 ПДД РБ Железнодорожные переезды Глава 17 ПДД РБ Движение по автомагистрали Глава 18 ПДД РБ Движение в жилых зонах Глава 19 ПДД РБ Приоритет маршрутных транспортных средств Глава 20 ПДД РБ Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами транспортных средств Глава 21 ПДД РБ Буксировка механических транспортных средств Глава 22 ПДД РБ Обучение вождению механического транспортного средства Глава 23 ПДД РБ Перевозка пассажиров Глава 24 ПДД РБ Перевозка грузов Глава 25 ПДД РБ Движение на велосипедах и мопедах Глава 26 ПДД РБ Движение гужевого транспорта и прогон животных Глава 27 ПДД РБ Основные положения по допуску транспортных средств к участию в дорожном движении, их техническое состояние, оборудование Глава 28 ПДД РБ Обязанности должностных и иных лиц автотранспортных и других организаций по обеспечению безопасности дорожного движения