ЗУ-1А Зарядно-диагностическое устройство (12, 24, 36, 48В)
Краткие технические характеристики ЗУ-1А:
Питание 220В 50Гц
Для аккумуляторов напряжением 12, 24, 36, 48В
Максимальный зарядный ток 30А
Плавная регулировка зарядного тока от 0 до 30А
Возможно заряжать до 4-х аккумуляторов 6СТ-300 или до двух 12СТ-300
Встроенная нагрузочная вилка
Описание зарядного устройства ЗУ-1А:
Выпуск
этого зарядного устройства был начат в 2002 году. Со временем зарядное
устройство претерпело ряд изменений, позволяющих улучшить его характеристики и
функциональность. Мы добавили встроенную нагрузочную вилку, которая позволила
стать устройству не просто зарядным, но и зарядно-диагностическим. На данный
момент, это зарядно-диагностическое устройство остается востребованным и имеет
хорошую функциональность. Это зарядное устройство имеет плавную регулировку
зарядного тока, что позволяет более точно выставить необходимый зарядный ток
для вашего аккумулятора. В устройство уже встроена нагрузочная вилка для
диагностики аккумуляторов под нагрузкой, что избавит вас от покупки лишних
устройств. Данное зарядное устройство имеет принудительную систему охлаждения,
которая предотвратит его перегрев при высоких нагрузках.
Подробные технические характеристики ЗУ-1А:
Наименование |
Значение |
Единица измерения |
Питающая сеть |
220/50 (A+N+PE) |
В/Гц |
Максимальный потребляемый ток по сети 220В |
8,5 |
А |
Выходное напряжение |
12-24-36-48 |
В |
Максимальный ток заряда |
30 |
А |
Тип регулировки зарядного тока |
Плавная, транзисторная, ШИМ |
|
Тип индикации зарядного тока |
Стрелочная М42300 (или аналог) |
Класс точности 1,5 |
Встроенная нагрузочная вилка |
Есть |
|
Тип индикации напряжения при проверке аккумулятора |
Стрелочная М42300 (или аналог) |
|
Тип нагрузочного резистора |
Нихром |
|
Тип подключения нагрузки |
Электромеханический |
|
Тип устройства |
Настольный авто-трансформаторный |
|
Тип защиты устройства |
Электронный |
|
Возможность установки опций |
Автоотключение, хранение |
|
Максимальная емкость АКБ |
300 |
А/Час |
Максимальное кол-во АКБ |
4 |
шт. |
Возможность пуска двигателя |
Нет |
|
Использование в качестве блока питания (источника питания) |
Нет |
|
Материал корпуса |
Металл |
|
Окраска корпуса |
Порошковая |
|
Тип охлаждения |
Принудительный |
|
Ручка для переноса |
Нет |
шт. |
Длина сетевого провода, не менее |
2 |
м |
Длина выходных проводов, не менее |
2 |
м |
Габариты в упаковке |
В-300 Д-510 Ш-440 |
мм |
Вес брутто, не менее |
32 |
кг |
СХЕМА ЗАРЯДНОГО УСТРОЙСТВА
СХЕМА ЗАРЯДНОГО УСТРОЙСТВА
Представляю известную и проверенную схему зарядного устройства практически для всех типов аккумуляторов. Не смотря на то, что в продаже имеется множество крутых и серьёзных устройств, с зарядкой аккумуляторов токами различной формы и амплитуды, системами контроля и компенсации зарядного процесса, долгие эксперименты с различными схемами зарядных устройств и алгоритмами привели к простому выводу, что всё намного проще. Зарядный ток 10% от ёмкости АКБ подходит для любых видов аккумуляторов — хоть NiCd, хоть Li-Ion, хоть Pb. А чтоб полностью зарядить аккумулятор, ему надо дать время зарядки около 10 — 12 часов. Значит когда нужно зарядить какой — нибудь пальчиковый никель кадмиевый аккумулятор на 2500 мА, нужно выбрать ток 2500/10 = 250 мА и заряжать им в течении десяти часов, проще говоря оставить зарядку на ночь. Просто? Просто. И не надо ничего усложнять.
Схема зарядного устройства:
В этой схеме ЗУ относительная стабильность будет сохранятся и при изменении тока нагрузки или изменении питающего напряжения. Ток заряда определяется сопротивлением резистора R1. Различные значения этого сопротивления соответствуют току заряда от 0.01 до 1,5 A. Расчет зарядного тока – ток равен 1,2В деленное на сопротивление резистора R1 I=U/R или для расчёта резистора: R=U/I. Например для зарядного тока 250 мА (те же пальчиковые аккумуляторы), выбираем резистор R1 = 1,2В/0,25А = 4,8 Ома. А мощность этого резистора равна ток умножить на напряжение: P=UхI; Р=1,2В х 0,25А = 0,3 ватта. Для запаса берём минимум двухкратный запас по мощности.
Детали зарядного устройства. Предохранители F1 и F2 защищают ЗУ от различных проблемных ситуаций. Емкость конденсатора С1 выбирается в пределах 1000 — 2000 мкФ. Выпрямительный диодный мост можно взять готовый, а можно составить из 4-х диодов на ток 1 — 5 А и напряжение от 50 В. Микросхему — стабилизатор LM317 можно заменить на любые аналоги, в том числе и советские, типа КРЕН5, КР142ЕН12 и так далее. Только выбирайте их согласно паспортным данным по заданному току (обычно 1-1,5А).
Но так как цена LM317 (LM117) очень низкая, а параметры заметно лучше, чем у отечественных аналогов, рекомендую использовать именно её. Эта микросхема представляет собой регулируемый стабилизатор напряжения с выходным напряжением в пределах от 1,2 до 36 В при выходном токе 1,5 А. Она снабжена защитой от короткого замыкания, выходной ток не зависит от температуры, максимальная нестабильность выходного напряжения 0,3%, подавление пульсаций — 80 дБ. Если нужно получить больший выходной ток ЗУ, лучше использовать другие микросхемы: LM150 — на ток до 3А; LM138, LM338 — на ток до 5А.
Главное достоинство этой схемы зарядного устройства — оно не боится коротких замыканий; в не зависимости от числа элементов в аккумуляторе и типа – можно заряжать и кислотный герметичный, и литий ионный, и щелочной, и никель кадмиевый. Для удобства и универсальности можно добавить в схему зарядного устройства переключатель тока для каждого вида заряжаемых аккумуляторов. Вообще, за долгие годы радиолюбительства, эту схему лично повторял десятки раз для разных целей — и всегда с успехом.
Естественно, при выборе питающего трансформатора нужно учесть, что максимальное напряжение заряжаемого аккумулятора должно быть меньше, чем напряжение питания зарядки минимум на 3 вольта, иначе и заряд то идти не будет. Микросхему нужно установить на алюминиевый радиатор размерами с пачку сигарет, или если ток больше 1 ампера — соответственно тоже большего размера.
ФОРУМ по зарядным устройствам.
Схемы зарядных устройствСХЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО ЗАРЯДНОГО УСТРОЙСТВА
Применение надёжных зарядных устройств является одним из главных условий стабильной и продолжительной работы автоаккумулятора. Зарядное устройство Кедр заслужило доверие у большого количества пользователей. Простое в эксплуатации и многофункциональное, это недорогое автоматизированное ЗУ пользуется стабильным спросом у бывалых водителей и у новичков-автомобилистов.Характеристики зарядного устройства Кедр-Авто 4А
— Номинальное напряжение питающей сети, В 220
— Частота сети, Гц 50
— Зарядный ток, А (макс.) 4 A
Принципиальная электрическая схема АЗУ
Печатная плата и подключение АЗУ
Если нет возможности купить его, можно без проблем собрать самому. Что я и сделал. Транзисторы применил импортные вс556b (pnp) и bc337-40 (npn) вместо кт315 и кт361. На фото заводская плата зарядного и моя самодельная.
Заводская плата автоматического зарядного
Самодельная сборка платы
Собрал данное устройство, проверил — работает отлично, мне нравится. Это зарядное устройство имеет:
— режим автомат — режим десульфат
— защиту при неправильном подключении и коротком замыкании.
Форум по АЗУ КЕДР-М
Обсудить статью СХЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО ЗАРЯДНОГО УСТРОЙСТВА
На зарядку становись! — журнал За рулем
РЫНОК
Экспертиа
НА ЗАРЯДКУ СТАНОВИСЬ!
Жалобно хрюкнув в последний раз, стартер беспомощно защелкал. Аккумулятору пора на зарядку.
Владимир АРБУЗОВ
ЧУТЬ-ЧУТЬ НА ТЕМУ «БАТАРЕИ»
Казалось бы, генератор добросовестно выдает 14 вольт, батарея заряжается, а толку — чуть. Два-три вялых оборота двигателя, и знакомая дробь втягивающего реле. Почему? Напомним здесь о том, что многим, наверно, известно.
Батарея заряжается лишь до тех пор, пока напряжение на клеммах (то есть ее ЭДС) не сравняется с напряжением генератора. Если батарея новая и ее внутреннее сопротивление невелико, она будет заряжаться полностью — достаточно штатного автомобильного генератора. Такой способ зарядки при постоянном напряжении называют ускоренным. Но после нескольких лет эксплуатации или при длительном хранении в разряженном состоянии на пластинах появляются крупные нерастворимые кристаллы сульфата свинца. Они увеличивают внутреннее сопротивление батареи, не дают электролиту проникать в глубь слоя обмазки пластин. Теперь, чтобы преодолеть это сопротивление и максимально зарядить батарею, требуется большее напряжение, а регулятор напряжения держит свои 14 вольт, и она заряжается с каждым разом все меньше.
Процесс разрушения аккумулятора предотвратить, увы, нельзя, но существенно отодвинуть — в наших силах, достаточно время от времени его заряжать «нормальным» способом, когда ток постоянный. Конец заряда определяют по неизменяющейся плотности электролита. Для этого, как известно, и существуют специальные зарядные и пускозарядные устройства. В продаже их предостаточно, нужно лишь правильно выбрать подходящее для конкретных условий.
Чтобы определить, на что они способны, мы купили восемь самых распространенных и испытали их. Каждому устройству предстояло зарядить три батареи: новую, рабочую, после двухлетней эксплуатации, и едва живую, основательно засульфатированную за шесть лет работы. Чтобы соблюсти равенство условий, все подопытные батареи подвергли нескольким контрольно-тренировочным циклам.
ЗАРЯДНЫЕ…
Начнем с самых маленьких приборчиков. Тамбовские устройства ЗУ-75 и ЗУ-75М — одинаковые, по сути, конструкции с несущественными отличиями. Второй компактнее, сильнее греется и оснащен световым дискретным указателем ЭДС батареи. По нему можно определить, как глубоко она разряжена.
«Сонар» УЗ2.201 сконструирован иначе. Вместо относительно тяжелого трансформатора применен высокочастотный импульсный преобразователь. Устройство получилось легким, компактным, но, как и ЗУ-75М, в работе заметно греется. Собрано небрежно — детали смонтированы кое-как. Наш экземпляр пришлось пропаивать сразу после покупки — иначе функционировать он не хотел.
Автоматический режим работы трех наших устройств сводится к подтверждению закона Ома: ток, снимаемый со вторичной обмотки трансформатора и выпрямленный диодами, зависит от внутреннего сопротивления батареи. По мере того как она заряжается, внутреннее сопротивление растет. Ток заряда, естественно, уменьшается и при достижении 14,8 В зарядка прекращается. Ничего не поделаешь, U=IR!
Эти устройства могут подзарядить свежую батарею, но для «б/у» или засульфатированной слабоваты — мало напряжение.
«Бархат» — лучший, на наш взгляд, прибор среди своих одноклассников. Не боится переполюсовки клемм и короткого замыкания — срабатывает электронная защита. Зарядный ток можно регулировать. Недостаток — газоразрядный индикатор зарядного тока. Светящийся столбик его дрожит, и погрешность измерения составляет около 10%. Стеклянная трубка индикатора при неаккуратном обращении может разбиться. На нее подается высокое напряжение, поэтому прибор боится сырости.
…И ПУСКОЗАРЯДНЫЕ
Они, кроме зарядки батарей, призваны помочь пустить двигатель, обеспечивая стартер необходимым током. С первой задачей справились три устройства — «Саранск», УЗП-С-12 и «Дуга». Нужный ток зарядки (0,1 от номинальной емкости батареи) поддерживали вручную, переключателем, контролируя стрелочным амперметром. Четвертая — «Дубна-автомат» отработала хуже — на полную зарядку старой засульфатированной батареи у нее не хватило напряжения.
«Автоматический» режим тот же, что у других, — закон Ома! Между тем умельцы давно освоили настоящие автоматы, способные поддерживать заданный ток вплоть до полной зарядки очень старых батарей.
Отдельно отметим «Дугу». Прибор выдает до 30 вольт, им можно заряжать одновременно две батареи. Владельцам, к примеру, «бычков» это будет очень кстати. Кроме того, им можно «расшевелить» свежую, но основательно засульфатированную батарею, у которой кристаллы образовались только на поверхности пластин. Есть такой прием — на короткое время (0,5–1 мин) подать на клеммы батареи напряжение в несколько раз больше номинального. Для этого используют режим сварки. Осторожно, напряжение при этом способно достичь 120 вольт!
Зато таким способом можно «взломать» корку кристаллов, включая в работу более глубокие и свежие слои обмазки. Затем зарядить обычным способом. Правда, в дальнейшем эта батарея потребует неусыпного внимания.
А теперь испытаем устройства в режиме пуска двигателя при «севшем» аккумуляторе. Согласно инструкции, разряженную батарею заряжаем 15 минут и пускаем двигатель, помогая стартеру пускозарядным устройством. Не справилась с заданием опять-таки только «Дубна-автомат». Ее автоматический переход в пусковой режим происходит с большим запаздыванием — к этому моменту батарея успевала окончательно «сесть». Лучшим оказался «тяжеловес» «Дуга» — он способен крутить двигатель и вовсе без батареи.
Общие же выводы таковы: если автолюбитель использует гараж только