Малоизвестные российские марки: УАМЗ | Журнал Популярная Механика
Продолжаем серию публикаций про малоизвестные советские и российские автомарки. Все знают УАЗ (Ульяновский автозавод), но почему-то никто не вспоминает о похожем по аббревиатуре производителе — УАМЗ, Уральском автомоторном заводе. А он, кстати, существует и работает по сей день.
Впрочем, с 2004 года он называется АМУР (то есть «Автомобили и моторы Урала»). Вообще же, УАМЗ был основан в 1967 году и изначально занимался выпуском комплектующих для ЗИЛ. В середине 1970-х на УАМЗ перенесли производство ряда моделей ЗИЛа, в частности — автомобиля повышенной проходимости ЗИЛ-157, а позже и классического ЗИЛ-131.
С тех пор утекло много воды. Завод пережил два банкротства (в 2002 и 2010 годах), неоднократно останавливал производство и перепрофилировался, производит запчасти, комплектующие, а также занимался «отвёрточной» сборкой китайских Geely, пытался заключать аналогичные сделки с индийской Tata и французским Renault.
Во всей этой суете существовал и ряд собственных моделей УАМЗ и АМУР. Новое рождения марка получила, когда её приобрела оборонная компания Intrall — в 2014 году был представлен целый модельный ряд броневикоd УАМЗ.
2014. УАМЗ-5313 «Колун» 6×6. Опытный образец универсальной военной внедорожной платформы, предназначен для транспортировки личного состава, буксировки артиллерийских установок и ракетных комплексов, мобильных ремонтных мастерских, госпиталей, радиолокационных станций и так далее.
2014. УАМЗ-5315 «Колун» 4×4. Опытный образец универсальной военной внедорожной платформы, облегченная версия автомобиля «Колун». Может использоваться для различных нужд МО, МВД, МЧС РФ и сферах народного хозяйства.
2014. УАМЗ-4901 «Торос». Базовый легковой военный внедорожник для транспортировки пехоты (до 10 человек).
2014. УАМЗ-4902 «Торос». Командирская версия с открытым верхом. Например, для парадов.
2014. УАМЗ-4903 «Торос». Санитарная версия броневика.
2001. УАМЗ-Буран (дальнобойный)
2001. УАМЗ-Буран. В рамках того же сотрудничества было разработано универсальное шасси на базе ЗИЛ-131.
2007. АМУР-5312. Ну и, конечно, нельзя забывать о серийных грузовиках, производившихся под брендом АМУР. Это АМУР-5312 на базе ЗИЛ-130 и с кабиной Mitsubishi Fuso. Вообще, собственных разработок у АМУРа не было, только чужие шасси и кабины, так что не будем уделять этому аспекту много внимания.
2007. АМУР-5312. Вот, например: как ни странно, но это ровно та же самая машина, только к кабиной МАЗ.
www.popmech.ru
«буран» с урала — журнал За рулем
ТЕХНИКА
/ НАШЕ ЗНАКОМСТВО
«БУРАН» С УРАЛА
ПОЕЗД ИЗ ЦЕНТРА РОССИИ
ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ
ФОТО / ГЕОРГИЙ САДКОВ
Не пугайтесь, это не штормовое предупреждение и не выдержка из прогноза погоды. Просто к нам в столицу прибыл автопоезд с седельным тягачом «Буран», изготовленным на Уральском автомоторном заводе (УАМЗ) совместно с ООО «Буран Стайлинг Ателье». Чтобы стала ясна важность события, обратимся к родословной. Ведь для автомобиля, как и для человека, важна наследственность, во многом определяющая его здоровье. Напомним, что УАМЗ долгие годы был дочерним предприятием ЗИЛа, где изготовляли узлы и агрегаты для грузовых автомобилей. Затем поэтапно освоили сборку и производство — сначала трехоски ЗИЛ-157, потом ЗИЛ-131 и ЗИЛ-130 (4314).
Подспорьем для выживания УАМЗ в условиях рынка оказалось переданное с ЗИЛа производство дизельного двигателя ЗИЛ-0550, конвертированного из бензиновой восьмерки ЗИЛ-508 (130). С 2001 года ЗАО «УАМЗ» стало самостоятельным предприятием. Сейчас завод продолжает выпускать грузовые и специальные автомобили под «покровительством» холдинга «РусПромАвто».
«Буран», опытный образец магистрального тягача с колесной формулой 4х2, можно рассматривать как первый шаг Уральского автомоторного к расширению гаммы. Построенный на довольно выносливых зиловских узлах и агрегатах, изготовленных УАМЗом, он предназначен для буксировки полуприцепов, имеющих передний вылет до 2040мм. В нашем случае общая масса полуприцепа — 19100кг. Следуя практике зарубежных фирм, на данной базе можно в перспективе варьировать сочетания несущих мостов и силовых агрегатов под конкретные условия эксплуатации и пожелания заказчика. Очевидно, именно с позиций практичности и удешевления производства выбрана капотная компоновка. Она имеет свои недостатки — увеличение длины тягача, а значит, уменьшение полезной длины полуприцепа (поскольку габариты автопоезда лимитированы) и некоторое ухудшение маневренности, но в то же время дает ряд преимуществ. Во-первых, меньше конструкторских проблем при установке двигателей других моделей (больших габаритов). Во-вторых, лучше пассивная безопасность, поскольку при столкновении выше вероятность сохранения жизненного пространства экипажа. В-третьих, для обслуживания и мелкого ремонта силового агрегата нет необходимости откидывать громоздкую магистральную кабину, не забывая закрепить внутри разнообразный скарб. Но перейдем от общих рассуждений к конкретике и попробуем оценить, насколько данный образец соответствует канонам дальнобойного тягача.
Внешний вид — вполне представительный, с удачно подобранной цветовой гаммой — не оставляет сомнений в назначении автомобиля. Развитый передний спойлер с противотуманными фарами, плавные обводы капота и крыльев, удлиненная и высокая кабина, верхняя часть которой образует драгфойлер (обтекатель для полуприцепа), объединенный с боковыми закрылками, межколесные щитки — все это призвано снижать аэродинамическое сопротивление автопоезда.
Кабина изготовлена ООО «Буран Стайлинг Ателье» по техническому заданию специалистов УАМЗ. Ее металлический каркас обшит стеклонаполненным полиэфирным композитом, как и элементы оперения. По утверждению изготовителей, конструкция достаточно технологична в производстве и при эксплуатационном ремонте. Кроме того, сам пластик обладает неплохими шумо- и теплоизоляционными свойствами. Элементы крепления кабины к раме (через торсионную подвеску с амортизаторами) и остальная начинка, включая замки дверей, стеклоподъемники, трехсекционные стеклоочистители, приборы и клавиши переключателей, регулируемую по высоте и наклону рулевую колонку, педальный узел, использованы от модели 4331. Задняя часть кабины, в соответствии с самыми современными тенденциями, представляет жилой блок. Здесь можно выпрямиться в рост, чтобы переодеться. К услугам экипажа спальное место, шкафчики для личных вещей и одежды, телевизор, холодильник, плита для разогрева пищи, умывальник и даже биотуалет.
Силовой агрегат — восьмицилиндровый дизельный двигатель модели ЗИЛ-0550.40 — турбонаддувная модификация мотора 0550 рабочим объемом 6,28л. Его номинальная мощность — 180 л.с. (против 135 л.с. у модели без наддува). Коробка передач — девятиступенчатая. Передняя и задняя подвески — рессорные. Задний мост — с принудительной блокировкой, включаемой клавишей с места водителя. Тормоза — барабанные пневматические.
Но вот предварительное знакомство закончено, двинемся в путь. Подняться в кабину и спуститься не составляет труда: широкие ступени расположены низко, не то что у бескапотников. К организации рабочего места есть замечания, но они адресованы скорее зиловским конструкторам. Подрулевые переключатели короткие и чрезмерно удалены от рулевого колеса. Пластиковая панель приборов аккуратная и удобная, а вот расположение некоторых клавиш и переключателей хотелось бы изменить с учетом требований эргономики. Неплохо бы обеспечить и более четкую фиксацию водительского сиденья, исключив угловую раскачку.
В движении с самого начала возникает некоторое чувство дисгармонии внушительного вн
www.zr.ru
Малоизвестные российские марки: УАМЗ . Чёрт побери
Все знают УАЗ (Ульяновский автозавод), но почему-то никто не вспоминает о похожем по аббревиатуре производителе — УАМЗ, Уральском автомоторном заводе. А он, кстати, существует и работает по сей день.
Впрочем, с 2004 года он называется АМУР (то есть «Автомобили и моторы Урала»). Вообще же, УАМЗ был основан в 1967 году и изначально занимался выпуском комплектующих для ЗИЛ. В середине 1970-х на УАМЗ перенесли производство ряда моделей ЗИЛа, в частности — автомобиля повышенной проходимости ЗИЛ-157, а позже и классического ЗИЛ-131. С тех пор утекло много воды. Завод пережил два банкротства (в 2002 и 2010 годах), неоднократно останавливал производство и перепрофилировался, производит запчасти, комплектующие, а также занимался «отвёрточной» сборкой китайских Geely, пытался заключать аналогичные сделки с индийской Tata и французским Renault. Во всей этой суете существовал и ряд собственных моделей УАМЗ и АМУР. Новое рождения марка получила, когда её приобрела оборонная компания Intrall — в 2014 году был представлен целый модельный ряд броневикоd УАМЗ.
УАМЗ-5313 «Колун» 6×6. Опытный образец универсальной военной внедорожной платформы, предназначен для транспортировки личного состава, буксировки артиллерийских установок и ракетных комплексов, мобильных ремонтных мастерских, госпиталей, радиолокационных станций и так далее.
УАМЗ-5315 «Колун» 4×4. Опытный образец универсальной военной внедорожной платформы, облегченная версия автомобиля «Колун». Может использоваться для различных нужд МО, МВД, МЧС РФ и сферах народного хозяйства.
УАМЗ-4901 «Торос». Базовый легковой военный внедорожник для транспортировки пехоты (до 10 человек).
УАМЗ-Буран. В рамках того же сотрудничества было разработано универсальное шасси на базе ЗИЛ-131.
chert-poberi.ru
Российские автозаводы, о которых вы не знали
Всем знакомы Российские автозаводы АвтоВАЗ, закрывшийся АЗЛК, КамАЗ, ГАЗ… Даже не самый известный недавно обанкротившийся ТагАЗ запомнился своим «спорткаром» Aquila. Тем не менее, в России есть несколько автомобильных предприятий, оставшихся не слишком известными, но продолжающих многие годы работать на благо страны.
Чайка-сервис, Нижний Новгород
Автозавод был основан в 1993 году, занимается производством специальной автотехники для коммунальщиков, дорожников, нефтегазовых и строительных предприятий. Автомобили строятся на базе моделей ГАЗ, Урал, Mitsubishi и других российских и зарубежных производителей. Кроме того, Чайка-сервис выпускает ряд пожарных машин и технику для обслуживания аэропортов.
ГАЗ-3308 «Тайга»
Автомобиль построен на модернизированном удлиненном шасси ГАЗ-3308 «Садко». В отличие от базовой версии, кабина вмещает не 5, а 7 человек. Бытовой отсек включает в себя 4 спальных места, стол для принятия пищи, автономный воздушный отопитель, вентиляционный люк и освещение.
Двухэтажный автовоз на базе ГАЗ-33106
Автомобиль оборудован двумя платформами ломаного типа и сдвижной гидравлической лебедкой. Может перевозить одновременно два автомобиля общей массой до 2,7 тонн. Комплектуется двумя наборами самозатяжных ремней для фиксации перевозимых машин.
Hyundai HD-78 с двухрядной 7-местной кабиной
На базе грузовичка Hyundai построен самосвал с трехсторонней разгрузкой. Комплектующие для самосвальных систем закупаются у итальянских контор DiNatale-Bertelli и OMFB, бортовые профили – Fuhrmann. Кабина – двухрядная, производства Чайка-сервис, имеет семь посадочных мест.
Брянский автомобильный завод (БАЗ)
Завод выпускает колесные шасси и тягачи высокой проходимости грузоподъёмностью от 14 до 40 тонн, предназначенные для гражданских и военных нужд. Основан был в 1958 году, как филиал ЗИЛа. Вскоре туда было перенесено производство армейской техники, и впоследствии создано специальное закрытое конструкторское бюро (СКБ) и самостоятельное производство.
БАЗ-69099
Специальное колесное шасси, предназначенное под монтаж различного оборудования, грузоподъемность — до 40 тонн. Предназначено для движения по дорогам и пересеченной местности.
БАЗ-64031
Автомобиль-тягач, предназначенный для транспортировки прицепов по дорогам и пересеченной местности. С прицепом БАЗ-9049 образует автопоезд-трубовоз с возможностью транспортировки труб длиной до 18 метров.БАЗ-6403
БАЗ-6403
Седельный тягач высокой проходимости, предназначенный для буксировки полуприцепов по дорогами и пересеченной местности.
АМУР
ЗАО «Автомобили и моторы Урала». Завод был основан в 1967 году, как поставщик комплектующих для ЗИЛ, за годы своего существования выпустил несколько собственных автомобилей и занимался отверточной сборкой китайских автомобилей Geely и Great Wall. До 2004 года носил название «Уральский автомоторный завод» (УАМЗ). В 2010 году предприятие признали банкротом, в 2011 году его деятельность была приостановлена. Руководство находится в поиске инвесторов в надежде вновь запустить завод.
УАМЗ-5313 «Колун»
Бронеавтомобиль многоцелевого назначения, на базе которого может быть создана как машина для транспортировки личного состава, так и грузовой автомобиль.
УАМЗ-4901 «Торос»
Армейский внедорожник, был представлен в трех модификациях — базовая, командирская и санитарная.
УАМЗ «Буран»
Дальнобойный капотный тягач на базе ЗИЛ-130, был построен в единственном экземпляре совместно с компанией «Буран-Стайлинг». Под капотом — восьмицилиндровый дизельный турбомотор объемом 6,28 литра, выдающий 180 лошадиных сил.
Источник: Авторамблер
Реклама от Google
ainteres.ru
Документ энциклопедии Стройтех, Категория: Тягачи
Технические характеристики УАМЗ БУРАН-Stiling2
Габаритные размеры УАМЗ БУРАН-Stiling2
Двигатель УАМЗ БУРАН-Stiling2
Ходовая часть УАМЗ БУРАН-Stiling2
Эксплуатационные характеристики УАМЗ БУРАН-Stiling2
BURAN-Stiling2|UAMZ BURAN-Stiling2|UAMZ БУРАН-Stiling2|БУРАН-Stiling2|Тягач БУРАН-Stiling2|Тягач УАМЗ БУРАН-Stiling2|УАМЗ БУРАН-Stiling2
Энциклопедия СтройТех является открытой справочно-информационной системой. |
На правах рекламы: |
www.stroyteh.ru
Документ энциклопедии Стройтех, Категория: Тягачи
Технические характеристики УАМЗ БУРАН-Stiling2
Габаритные размеры УАМЗ БУРАН-Stiling2
Двигатель УАМЗ БУРАН-Stiling2
Ходовая часть УАМЗ БУРАН-Stiling2
Эксплуатационные характеристики УАМЗ БУРАН-Stiling2
BURAN-Stiling2|UAMZ BURAN-Stiling2|UAMZ БУРАН-Stiling2|БУРАН-Stiling2|Тягач БУРАН-Stiling2|Тягач УАМЗ БУРАН-Stiling2|УАМЗ БУРАН-Stiling2
Энциклопедия СтройТех является открытой справочно-информационной системой. |
На правах рекламы: |
www.stroyteh.ru
Буран: разбор полёта
«Мир» внутри
«Буран» — многоразовый космический корабль, способный как доставлять различные грузы на орбиту, так и возвращать их на Землю. Специалисты считают, что ракетоплан гипотетически мог спасти «Мир»: в его грузовой отсек спокойно поместился бы любой модуль советской орбитальной станции, затопленной в 2001 году. В том же отсеке конструкторы предлагали для пилотируемых испытательных полётов разместить спускаемый аппарат «Союза». В случае нештатной ситуации это позволило бы экипажу «эвакуироваться» с орбиты.
Максимальная стартовая масса:Масса полезного груза:Масса возвращаемого груза:Длина:Размах крыльев:Высота (на шасси):Экипаж:105 т30 т20 т36,4 м24 м16,5 м2–10 чел.«Буран» предполагалось использовать не только для перевозки экипажей космических станций или возвращения на Землю отработавших спутников, но и для военных целей. Именно с боевым потенциалом ракетопланов связана спешка, с которой в СССР разрабатывали аналог американских Space Shuttle («Космический челнок»).
Сопоставление размеров некоторых пилотируемых космических объектов mks.tass.ru 01020 мСправкаПрограмму «Энергия — Буран» запустили в 1976 году, через пять лет после старта программы Space Shuttle. И несмотря на внешнее сходство, система, разработанная советскими инженерами, существенно отличалась от американской.
Путь наверх
«Энергия — Буран» и Space Shuttle были новаторскими космическими системами, значительно отличавшимися от своих предшественников с точки зрения конструкции. Но в основе каждой из них по-прежнему лежал принцип работы многоступенчатых ракет, описанный Константином Циолковским ещё в начале XX века. Вывод челноков на орбиту обеспечивали двухступенчатые комплексы. И если Space Shuttle взлетали за счёт твердотопливных ускорителей и собственных маршевых двигателей, работавших на топливе из внешнего бака, то советские разработчики объединили функции этих блоков в «Энергии» — двухступенчатой ракете-носителе. Она позволила «Бурану» отказаться от громоздких маршевых двигателей в пользу более функциональной системы орбитального маневрирования.
Мощность двигателей «Энергии — Бурана»Первая ступень(4 боковых блока):Вторая ступень(центральный блок):Довывод на орбиту(орбитальный корабль):Максимальнаястартовая масса:2960–3224 тонн-силы (тс)592–760 тс17,6 тс2400 тСправкаМощность двигателей Space ShuttleПервая ступень(2 твердотопливных боковых ускорителя):Вторая ступень(орбитальный корабльс внешним топливным баком):Довывод на орбиту(орбитальный корабль):Максимальнаястартовая масса:2660–3100 тонн-сил (тс)510–640 тс6,1 тс2040 тСправкаВ обеих системах довывод на орбиту осуществлялся за счёт маневровых двигателей самого корабля. Это позволяло не засорять околоземное пространство отработавшими ступенями, делая взлёт относительно «экологичным». Отделившиеся блоки либо сгорали в атмосфере, либо возвращались на Землю для ремонта и повторного использования. У Space Shuttle было предусмотрено многоразовое использование первой ступени, похожую схему планировалось реализовать и в комплексе «Энергия — Буран».
При этом преимуществом советской системы было то, что «Энергия» не имела строгой привязки к «Бурану» и при необходимости могла вывести на орбиту любой другой груз массой до 105 тонн.
Предел полезной нагрузки (тонн), выводимой на низкую околоземную орбитуСуммарная мощность двигателей «Энергии» — 170 миллионов лошадиных сил. Этого хватило бы даже для запуска лунных и межпланетных миссий. Но ракета взлетела лишь дважды: во время первого испытания 15 мая 1987 года и 15 ноября 1988-го — с «Бураном».
«Энергия — Буран» на космодроме «Байконур»Старт системы «Энергия — Буран»
Исторический полёт этого «дуэта» мог состояться на 17 дней раньше, 29 октября. Но тогда автоматика отменила запуск «Энергии» за 51 секунду до старта, обнаружив неполадку в одной из систем. 15 ноября старт ракеты и вывод ракетоплана на расчётную орбиту прошли в штатном режиме, несмотря на сложные погодные условия — сильный ветер и туман.
«Падение» с орбиты
Орбитальная часть полёта была наиболее предсказуемой для конструкторов. К 1988 году благодаря запускам «Союзов» в этой сфере было накоплено достаточно опыта, и мало кто сомневался, что «Буран» справится с этой задачей. Поэтому корабль пробыл на орбите всего 94 минуты, хотя был способен находиться в космосе до 30 суток.
2 оборота вокруг Земли совершил «Буран»
Всех волновала посадка, которая должна была впервые в истории пройти полностью в автоматическом режиме: пилотов в кабине «Бурана» не было. Успех операции зависел от действий бортового компьютера и работы наземных систем навигации. В этом, кстати, ещё одно принципиальное отличие «Бурана» от Space Shuttle: в последнем автоматическая посадка не предусмотрена.
Александр Лавейкин,
лётчик-космонавт, участник программы «Буран»У американцев основной режим управления кораблём ручной. У нас основной режим — автоматический. По плану пилот просто сидит на подхвате, даже ручку не держит. Почему? Потому что как только он берётся за штурвал, автоматическая система «Бурана» отключается.
По сути, возвращение с орбиты любого космического корабля — это падение. «Буран» начинал снижаться на скорости, почти в 30 раз превышающей скорость звука. Сектором, в котором он сойдёт с орбиты, определялась и точка его приземления: основная — Байконур или одна из запасных — в Крыму или в Приморье. Изменить место посадки после входа в атмосферу было уже невозможно — у «Бурана» (как и у Space Shuttle) отсутствовали авиационные двигатели. После начала снижения ракетоплан взял курс на космодром Байконур.
Этапы приземления «Бурана»250 км200 км150 км100 км50 кмНизкая околоземная орбитаУсловная граница атмосферыЗемля12345Орбитальный полётТочка 1:Разворот корабля двигателями по курсу,тормозной импульс, начало сниженияТочка 2:Выключение двигателей, разворот корабляносом по курсу, подготовка к вхождениюв плотные слои атмосферыТочка 3:Вход в плотные слои атмосферы,интенсивное торможение, нагревобшивки корабляТочка 4:Полёт в режиме планирования,выход на посадочную траекториюТочка 5:Мягкая посадка на ВПППережить воздействие раскалённой плазмы при прохождении плотных слоёв атмосферы кораблю помогала термозащитная плитка со специальным покрытием. Она препятствовала проникновению тепла внутрь корпуса ракетоплана, что позволяло ему выдерживать нагрев до 1260 °C. Для защиты «Бурана» было изготовлено 37 500 плиток. За время полёта корабля всего шесть из них было потеряно и ещё около ста — повреждено.
Тепловая защита (вид сверху)Белая плитка (крупная):Белая плитка (малая):Иллюминатор:до 370 °Cдо 700 °Cдо 750 °CТепловая защита (вид снизу)Чёрная плитка:Носовой обтекательи передняя кромка крыла:до 1260 °Cдо 1650 °C
Наиболее напряжённым для наблюдателей оказался момент, когда «Буран» при приближении к взлётно-посадочной полосе резко отклонился от заданного курса, повернув не в ту сторону. Действия бортового компьютера были настолько неожиданными, что сотрудники ЦУПа даже предлагали взорвать корабль, считая, что автоматика вышла из строя. По воспоминаниям ведущего разработчика «Бурана» Глеба Лозино-Лозинского, несколько человек уже начали готовить для ТАСС сообщение о том, что полёт закончился неудачей. Но челнок сделал плавную петлю и аккуратно приземлился на полосу, опередив расчётное время задания всего на 1 секунду.
205 минут длился полёт корабля
Позже выяснилось, что причиной неожиданной смены курса «Бурана» стала информация о сильном ветре, поступившая на бортовой компьютер с наземных станций. Автоматика корабля учла её и оперативно поменяла траекторию на более безопасную.
Направление ветраВзлётно-посадочнаяполосаПроекция расчётнойтраекторииНаправление ветраТочка расчётногокасания полосыВзлётно-посадочнаяполосаРеальная траектория«Бурана»Проекция реальнойтраекторииТочка остановки(Смещение от осина 5 м влево)Точка реальногокасания (Смещениеот оси на 9,4 м вправо)1620 м4500 м80 м20 км10 км4 кмНа протяжении всего финального этапа полёта, в том числе во время незапланированного манёвра корабля, его сопровождал МиГ-25 под управлением лётчика-испытателя Магомеда Толбоева. Уникальные кадры, снятые из кабины этого истребителя, были предоставлены нам Телестудией Роскосмоса.
Съёмка «Бурана» с борта МиГ-25Посадка «Бурана»Александр Лавейкин,
лётчик-космонавт, участник программы «Буран»Полоса там идеальная. Когда она строилась, солдаты шлифовали её вручную, я своими глазами видел. Когда Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский проверял её качество, то он поставил на капот машины стакан с водой и проехал по полосе. Вода не пролилась. Такое было качество.
Посадка прошла гораздо мягче, чем ожидалось, из-за этого тормозные парашюты, которые должны были раскрыться от продавливания стоек шасси при первом же касании полосы, сработали только спустя 9 секунд после приземления, когда челнок уже начал терять скорость. Так «Буран» стал первым в истории орбитальным кораблём, успешно выполнившим приземление в автоматическом режиме.
Один за всех
Предполагалось, что «Буран» станет альтернативой дорогостоящим одноразовым запускам: ресурс корабля был рассчитан на 100 полётов по маршруту «Земля — Космос — Земля». Столько же полётов могли совершить экземпляры «Буря» и «Байкал», но они так и не были запущены в космос. В 1992 году преимущественно из-за нехватки финансирования про программу орбитальных челноков забыли.
1% своего ресурса отработал «Буран»
«Бурана» больше нет: в 2002 году корабль был погребён под обломками обрушившейся крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре. Всё, что осталось от легендарной советской программы, — это «Буря» и «Байкал», простаивающие в ангарах, и серия габаритных макетов корабля, часть из которых стала музейными экспонатами.
Лётные экземплярыМакеты и тестовые экземплярыСправкаСтартовый комплекс «Энергия — Буран» на Байконуре также не используется. Хотя ещё 30 лет назад многие предполагали, что запуски орбитальных кораблей будут проводиться чуть ли не каждый месяц.
Сотни технологий, созданных специально для советского ракетоплана, продолжают использоваться в самых разных сферах: от авиации и машиностроения до сельского хозяйства. И несмотря на то, что программы орбитальных челноков ушли в прошлое, история многоразовых космических устройств продолжается. Разработчики по-прежнему активно тестируют возвращаемые блоки и создают новые модели кораблей, рассчитанные теперь уже не только на околоземные, но и на дальние космические полёты.
buran.tass.ru