РазноеУамз буран – УАМЗ БУРАН-Stiling2 — Тягачи (BURAN-Stiling2 — UAMZ BURAN-Stiling2 — UAMZ БУРАН-Stiling2 — БУРАН-Stiling2 — Тягач БУРАН-Stiling2 — Тягач УАМЗ БУРАН-Stiling2 — УАМЗ БУРАН-Stiling2) — Технические характеристики УАМЗ БУРАН-Stiling2 — Габаритные размеры УАМЗ БУРАН-Stiling2 — Двигатель УАМЗ БУРАН-Stiling2 — Ходовая часть УАМЗ БУРАН-Stiling2

Уамз буран – УАМЗ БУРАН-Stiling2 — Тягачи (BURAN-Stiling2 — UAMZ BURAN-Stiling2 — UAMZ БУРАН-Stiling2 — БУРАН-Stiling2 — Тягач БУРАН-Stiling2 — Тягач УАМЗ БУРАН-Stiling2 — УАМЗ БУРАН-Stiling2) — Технические характеристики УАМЗ БУРАН-Stiling2 — Габаритные размеры УАМЗ БУРАН-Stiling2 — Двигатель УАМЗ БУРАН-Stiling2 — Ходовая часть УАМЗ БУРАН-Stiling2

Содержание

Малоизвестные российские марки: УАМЗ | Журнал Популярная Механика

Продолжаем серию публикаций про малоизвестные советские и российские автомарки. Все знают УАЗ (Ульяновский автозавод), но почему-то никто не вспоминает о похожем по аббревиатуре производителе — УАМЗ, Уральском автомоторном заводе. А он, кстати, существует и работает по сей день.

Впрочем, с 2004 года он называется АМУР (то есть «Автомобили и моторы Урала»). Вообще же, УАМЗ был основан в 1967 году и изначально занимался выпуском комплектующих для ЗИЛ. В середине 1970-х на УАМЗ перенесли производство ряда моделей ЗИЛа, в частности — автомобиля повышенной проходимости ЗИЛ-157, а позже и классического ЗИЛ-131.

С тех пор утекло много воды. Завод пережил два банкротства (в 2002 и 2010 годах), неоднократно останавливал производство и перепрофилировался, производит запчасти, комплектующие, а также занимался «отвёрточной» сборкой китайских Geely, пытался заключать аналогичные сделки с индийской Tata и французским Renault.

Во всей этой суете существовал и ряд собственных моделей УАМЗ и АМУР. Новое рождения марка получила, когда её приобрела оборонная компания Intrall — в 2014 году был представлен целый модельный ряд броневикоd УАМЗ.

2014. УАМЗ-5313 «Колун» 6×6. Опытный образец универсальной военной внедорожной платформы, предназначен для транспортировки личного состава, буксировки артиллерийских установок и ракетных комплексов, мобильных ремонтных мастерских, госпиталей, радиолокационных станций и так далее. Фото

Забытые советские марки: «Уралец»

2014. УАМЗ-5315 «Колун» 4×4. Опытный образец универсальной военной внедорожной платформы, облегченная версия автомобиля «Колун». Может использоваться для различных нужд МО, МВД, МЧС РФ и сферах народного хозяйства. Фото

2014. УАМЗ-4901 «Торос». Базовый легковой военный внедорожник для транспортировки пехоты (до 10 человек). Фото

2014. УАМЗ-4902 «Торос». Командирская версия с открытым верхом. Например, для парадов. Фото

2014. УАМЗ-4903 «Торос». Санитарная версия броневика. Фото

2001. УАМЗ-Буран (дальнобойный)

А теперь — немножечко «ископаемых». Перед нами УАМЗ-Буран на базе ЗИЛ-130, построенный в единственно экземпляре в 2001 году по аналогу с американскими капотными тягачами. Двигатель — 180-сильный ЗИЛ-0550.40. Вообще же эта машина — совместное детище УАМЗ и дизайнерской мастерской «Буран-Стайлинг». Фото

2001. УАМЗ-Буран. В рамках того же сотрудничества было разработано универсальное шасси на базе ЗИЛ-131. Фото

Фото

2007. АМУР-5312. Ну и, конечно, нельзя забывать о серийных грузовиках, производившихся под брендом АМУР. Это АМУР-5312 на базе ЗИЛ-130 и с кабиной Mitsubishi Fuso. Вообще, собственных разработок у АМУРа не было, только чужие шасси и кабины, так что не будем уделять этому аспекту много внимания. Фото

2007. АМУР-5312. Вот, например: как ни странно, но это ровно та же самая машина, только к кабиной МАЗ. Фото

www.popmech.ru

«буран» с урала — журнал За рулем

ТЕХНИКА

/ НАШЕ ЗНАКОМСТВО

«БУРАН» С УРАЛА

ПОЕЗД ИЗ ЦЕНТРА РОССИИ

ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ

ФОТО / ГЕОРГИЙ САДКОВ

Не пугайтесь, это не штормовое предупреждение и не выдержка из прогноза погоды. Просто к нам в столицу прибыл автопоезд с седельным тягачом «Буран», изготовленным на Уральском автомоторном заводе (УАМЗ) совместно с ООО «Буран Стайлинг Ателье». Чтобы стала ясна важность события, обратимся к родословной. Ведь для автомобиля, как и для человека, важна наследственность, во многом определяющая его здоровье. Напомним, что УАМЗ долгие годы был дочерним предприятием ЗИЛа, где изготовляли узлы и агрегаты для грузовых автомобилей. Затем поэтапно освоили сборку и производство — сначала трехоски ЗИЛ-157, потом ЗИЛ-131 и ЗИЛ-130 (4314).

Подспорьем для выживания УАМЗ в условиях рынка оказалось переданное с ЗИЛа производство дизельного двигателя ЗИЛ-0550, конвертированного из бензиновой восьмерки ЗИЛ-508 (130). С 2001 года ЗАО «УАМЗ» стало самостоятельным предприятием. Сейчас завод продолжает выпускать грузовые и специальные автомобили под «покровительством» холдинга «РусПромАвто».

«Буран», опытный образец магистрального тягача с колесной формулой 4х2, можно рассматривать как первый шаг Уральского автомоторного к расширению гаммы. Построенный на довольно выносливых зиловских узлах и агрегатах, изготовленных УАМЗом, он предназначен для буксировки полуприцепов, имеющих передний вылет до 2040мм. В нашем случае общая масса полуприцепа — 19100кг. Следуя практике зарубежных фирм, на данной базе можно в перспективе варьировать сочетания несущих мостов и силовых агрегатов под конкретные условия эксплуатации и пожелания заказчика. Очевидно, именно с позиций практичности и удешевления производства выбрана капотная компоновка. Она имеет свои недостатки — увеличение длины тягача, а значит, уменьшение полезной длины полуприцепа (поскольку габариты автопоезда лимитированы) и некоторое ухудшение маневренности, но в то же время дает ряд преимуществ. Во-первых, меньше конструкторских проблем при установке двигателей других моделей (больших габаритов). Во-вторых, лучше пассивная безопасность, поскольку при столкновении выше вероятность сохранения жизненного пространства экипажа. В-третьих, для обслуживания и мелкого ремонта силового агрегата нет необходимости откидывать громоздкую магистральную кабину, не забывая закрепить внутри разнообразный скарб. Но перейдем от общих рассуждений к конкретике и попробуем оценить, насколько данный образец соответствует канонам дальнобойного тягача.

Внешний вид — вполне представительный, с удачно подобранной цветовой гаммой — не оставляет сомнений в назначении автомобиля. Развитый передний спойлер с противотуманными фарами, плавные обводы капота и крыльев, удлиненная и высокая кабина, верхняя часть которой образует драгфойлер (обтекатель для полуприцепа), объединенный с боковыми закрылками, межколесные щитки — все это призвано снижать аэродинамическое сопротивление автопоезда.

Кабина изготовлена ООО «Буран Стайлинг Ателье» по техническому заданию специалистов УАМЗ. Ее металлический каркас обшит стеклонаполненным полиэфирным композитом, как и элементы оперения. По утверждению изготовителей, конструкция достаточно технологична в производстве и при эксплуатационном ремонте. Кроме того, сам пластик обладает неплохими шумо- и теплоизоляционными свойствами. Элементы крепления кабины к раме (через торсионную подвеску с амортизаторами) и остальная начинка, включая замки дверей, стеклоподъемники, трехсекционные стеклоочистители, приборы и клавиши переключателей, регулируемую по высоте и наклону рулевую колонку, педальный узел, использованы от модели 4331. Задняя часть кабины, в соответствии с самыми современными тенденциями, представляет жилой блок. Здесь можно выпрямиться в рост, чтобы переодеться. К услугам экипажа спальное место, шкафчики для личных вещей и одежды, телевизор, холодильник, плита для разогрева пищи, умывальник и даже биотуалет.

Силовой агрегат — восьмицилиндровый дизельный двигатель модели ЗИЛ-0550.40 — турбонаддувная модификация мотора 0550 рабочим объемом 6,28л. Его номинальная мощность — 180 л.с. (против 135 л.с. у модели без наддува). Коробка передач — девятиступенчатая. Передняя и задняя подвески — рессорные. Задний мост — с принудительной блокировкой, включаемой клавишей с места водителя. Тормоза — барабанные пневматические.

Но вот предварительное знакомство закончено, двинемся в путь. Подняться в кабину и спуститься не составляет труда: широкие ступени расположены низко, не то что у бескапотников. К организации рабочего места есть замечания, но они адресованы скорее зиловским конструкторам. Подрулевые переключатели короткие и чрезмерно удалены от рулевого колеса. Пластиковая панель приборов аккуратная и удобная, а вот расположение некоторых клавиш и переключателей хотелось бы изменить с учетом требований эргономики. Неплохо бы обеспечить и более четкую фиксацию водительского сиденья, исключив угловую раскачку.

В движении с самого начала возникает некоторое чувство дисгармонии внушительного вн

www.zr.ru

Малоизвестные российские марки: УАМЗ . Чёрт побери

Все знают УАЗ (Ульяновский автозавод), но почему-то никто не вспоминает о похожем по аббревиатуре производителе — УАМЗ, Уральском автомоторном заводе. А он, кстати, существует и работает по сей день.

Малоизвестные российские марки: УАМЗ


Впрочем, с 2004 года он называется АМУР (то есть «Автомобили и моторы Урала»). Вообще же, УАМЗ был основан в 1967 году и изначально занимался выпуском комплектующих для ЗИЛ. В середине 1970-х на УАМЗ перенесли производство ряда моделей ЗИЛа, в частности — автомобиля повышенной проходимости ЗИЛ-157, а позже и классического ЗИЛ-131. С тех пор утекло много воды. Завод пережил два банкротства (в 2002 и 2010 годах), неоднократно останавливал производство и перепрофилировался, производит запчасти, комплектующие, а также занимался «отвёрточной» сборкой китайских Geely, пытался заключать аналогичные сделки с индийской Tata и французским Renault. Во всей этой суете существовал и ряд собственных моделей УАМЗ и АМУР. Новое рождения марка получила, когда её приобрела оборонная компания Intrall — в 2014 году был представлен целый модельный ряд броневикоd УАМЗ.
УАМЗ-5313 «Колун» 6×6. Опытный образец универсальной военной внедорожной платформы, предназначен для транспортировки личного состава, буксировки артиллерийских установок и ракетных комплексов, мобильных ремонтных мастерских, госпиталей, радиолокационных станций и так далее.

Малоизвестные российские марки: УАМЗ


УАМЗ-5315 «Колун» 4×4. Опытный образец универсальной военной внедорожной платформы, облегченная версия автомобиля «Колун». Может использоваться для различных нужд МО, МВД, МЧС РФ и сферах народного хозяйства.

Малоизвестные российские марки: УАМЗ


УАМЗ-4901 «Торос». Базовый легковой военный внедорожник для транспортировки пехоты (до 10 человек).

Малоизвестные российские марки: УАМЗ

Малоизвестные российские марки: УАМЗ


 УАМЗ-Буран. В рамках того же сотрудничества было разработано универсальное шасси на базе ЗИЛ-131.

Малоизвестные российские марки: УАМЗ

chert-poberi.ru

Российские автозаводы, о которых вы не знали

alfa-bank

Всем знакомы Российские автозаводы АвтоВАЗ, закрывшийся АЗЛК, КамАЗ, ГАЗ… Даже не самый известный недавно обанкротившийся ТагАЗ запомнился своим «спорткаром» Aquila. Тем не менее, в России есть несколько автомобильных предприятий, оставшихся не слишком известными, но продолжающих многие годы работать на благо страны.

Чайка-сервис, Нижний Новгород

Автозавод был основан в 1993 году, занимается производством специальной автотехники для коммунальщиков, дорожников, нефтегазовых и строительных предприятий. Автомобили строятся на базе моделей ГАЗ, Урал, Mitsubishi и других российских и зарубежных производителей. Кроме того, Чайка-сервис выпускает ряд пожарных машин и технику для обслуживания аэропортов.

ГАЗ-3308 «Тайга»

Российские автозаводы

Автомобиль построен на модернизированном удлиненном шасси ГАЗ-3308 «Садко». В отличие от базовой версии, кабина вмещает не 5, а 7 человек. Бытовой отсек включает в себя 4 спальных места, стол для принятия пищи, автономный воздушный отопитель, вентиляционный люк и освещение.

Двухэтажный автовоз на базе ГАЗ-33106

Российские автозаводы

Автомобиль оборудован двумя платформами ломаного типа и сдвижной гидравлической лебедкой. Может перевозить одновременно два автомобиля общей массой до 2,7 тонн. Комплектуется двумя наборами самозатяжных ремней для фиксации перевозимых машин.

Hyundai HD-78 с двухрядной 7-местной кабиной

Российские автозаводы

На базе грузовичка Hyundai построен самосвал с трехсторонней разгрузкой. Комплектующие для самосвальных систем закупаются у итальянских контор DiNatale-Bertelli и OMFB, бортовые профили – Fuhrmann. Кабина – двухрядная, производства Чайка-сервис, имеет семь посадочных мест.

Брянский автомобильный завод (БАЗ)

Завод выпускает колесные шасси и тягачи высокой проходимости грузоподъёмностью от 14 до 40 тонн, предназначенные для гражданских и военных нужд. Основан был в 1958 году, как филиал ЗИЛа. Вскоре туда было перенесено производство армейской техники, и впоследствии создано  специальное закрытое конструкторское бюро (СКБ) и самостоятельное производство.

БАЗ-69099

Российские автозаводы

Специальное колесное шасси, предназначенное под монтаж различного оборудования, грузоподъемность — до 40 тонн. Предназначено для движения по дорогам и пересеченной местности.

БАЗ-64031

Российские автозаводы

Автомобиль-тягач, предназначенный для транспортировки прицепов по дорогам и пересеченной местности. С прицепом БАЗ-9049 образует автопоезд-трубовоз с возможностью транспортировки труб длиной до 18 метров.БАЗ-6403

БАЗ-6403

Российские автозаводы

Седельный тягач высокой проходимости, предназначенный для буксировки полуприцепов по дорогами и пересеченной местности.

АМУР

ЗАО «Автомобили и моторы Урала». Завод был основан в 1967 году, как поставщик комплектующих для ЗИЛ, за годы своего существования выпустил несколько собственных автомобилей и занимался отверточной сборкой китайских автомобилей Geely и Great Wall. До 2004 года носил название «Уральский автомоторный завод» (УАМЗ). В 2010 году предприятие признали банкротом, в 2011 году его деятельность была приостановлена. Руководство находится в поиске инвесторов в надежде вновь запустить завод.

УАМЗ-5313 «Колун»

Российские автозаводы

Бронеавтомобиль многоцелевого назначения, на базе которого может быть создана как машина для транспортировки личного состава, так и грузовой автомобиль.

УАМЗ-4901 «Торос»

Российские автозаводы

Армейский внедорожник, был представлен в трех модификациях — базовая, командирская и санитарная.

УАМЗ «Буран»

Российские автозаводы

Дальнобойный капотный тягач на базе ЗИЛ-130, был построен в единственном экземпляре совместно с компанией «Буран-Стайлинг». Под капотом — восьмицилиндровый дизельный турбомотор объемом 6,28 литра, выдающий 180 лошадиных сил.

Источник: Авторамблер

Реклама от Google

ainteres.ru

УАМЗ БУРАН-Stiling2 — Тягачи (BURAN-Stiling2 — UAMZ BURAN-Stiling2 — UAMZ БУРАН-Stiling2 — БУРАН-Stiling2 — Тягач БУРАН-Stiling2 — Тягач УАМЗ БУРАН-Stiling2 — УАМЗ БУРАН-Stiling2) — Технические характеристики УАМЗ БУРАН-Stiling2 — Габаритные размеры УАМЗ БУРАН-Stiling2 — Двигатель УАМЗ БУРАН-Stiling2 — Ходовая часть УАМЗ БУРАН-Stiling2

Документ энциклопедии Стройтех, Категория: Тягачи

Технические характеристики УАМЗ БУРАН-Stiling2

  • Сравнить «Тягачи» по параметру «Эксплуатационная масса»
    Эксплуатационная масса:5 900,00 кг
  • Сравнить «Тягачи» по параметру «Эксплуатационная мощность»
    Эксплуатационная мощность:132,30 кВт
  • Сравнить «Тягачи» по параметру «Грузоподъемность»
    Грузоподъемность:3 750,00 кг
  • Сравнить «Тягачи» по параметру «Скорость»Скорость:95,00 км/ч

Габаритные размеры УАМЗ БУРАН-Stiling2

  • Сравнить «Тягачи» по параметру «Длина»
    Длина:6 895,00 мм
  • Сравнить «Тягачи» по параметру «Ширина»Ширина:2 500,00 мм
  • Сравнить «Тягачи» по параметру «Высота»Высота:-

Двигатель УАМЗ БУРАН-Stiling2

  • Сравнить «Тягачи» по параметру «Модель двигателя»Модель двигателя:ЗИЛ-0550.40
  • Сравнить «Тягачи» по параметру «Объем двигателя»Объем двигателя:-
  • Сравнить «Тягачи» по параметру «Частота оборотов двигателя»Частота оборотов двигателя:-
  • Сравнить «Тягачи» по параметру «Ход поршня двигателя»Ход поршня двигателя:-

Ходовая часть УАМЗ БУРАН-Stiling2

  • Сравнить «Тягачи» по параметру «Дорожный просвет»Дорожный просвет:-
  • Колеса:-
  • Сравнить «Тягачи» по параметру «Колесная база»Колесная база:-
  • Колесная формула:4×2
  • Сравнить «Тягачи» по параметру «Нагрузка на переднюю ось»Нагрузка на переднюю ось:4 200,00 кг
  • Сравнить «Тягачи» по параметру «Нагрузка на заднюю ось»Нагрузка на заднюю ось:10 000,00 кг

Эксплуатационные характеристики УАМЗ БУРАН-Stiling2

  • Сравнить «Тягачи» по параметру «Нагрузка на седельно-сцепное устройство»Нагрузка на седельно-сцепное устройство:79,43 кН
  • Масса буксируемого прицепа:19 100,00 кг
  • Колея передних колес:1 930,00 мм
  • Колея задних колес:1 650,00 мм
  • Расход топлива на 100км:20,00 л/100км



 

Альтернативные названия
BURAN-Stiling2
|
UAMZ BURAN-Stiling2
|
UAMZ БУРАН-Stiling2
|
БУРАН-Stiling2
|
Тягач БУРАН-Stiling2
|
Тягач УАМЗ БУРАН-Stiling2
|
УАМЗ БУРАН-Stiling2
Поделиться

 


 

Энциклопедия СтройТех является открытой справочно-информационной системой.
Любой посетитель может свободно просматривать, копировать и изменять документы.
Информация предоставляется «как есть» и не может гарантировать правильность приведённых в ней данных.

• Увидели неточность — смело вносите свои правки.
• Не нашли нужного документа — добавление займет пару минут.

Команда Стройтех открыта для всего нового и улучшения старого — форма отправки предложений.

На правах рекламы:

www.stroyteh.ru

УАМЗ БУРАН-Stiling2 — Тягачи (BURAN-Stiling2 — UAMZ BURAN-Stiling2 — UAMZ БУРАН-Stiling2 — БУРАН-Stiling2 — Тягач БУРАН-Stiling2 — Тягач УАМЗ БУРАН-Stiling2 — УАМЗ БУРАН-Stiling2) — Технические характеристики УАМЗ БУРАН-Stiling2 — Габаритные размеры УАМЗ БУРАН-Stiling2 — Двигатель УАМЗ БУРАН-Stiling2 — Ходовая часть УАМЗ БУРАН-Stiling2

Документ энциклопедии Стройтех, Категория: Тягачи

Технические характеристики УАМЗ БУРАН-Stiling2

  • Сравнить «Тягачи» по параметру «Эксплуатационная масса»Эксплуатационная масса:5 900,00 кг
  • Сравнить «Тягачи» по параметру «Эксплуатационная мощность»Эксплуатационная мощность:132,30 кВт
  • Сравнить «Тягачи» по параметру «Грузоподъемность»Грузоподъемность:3 750,00 кг
  • Сравнить «Тягачи» по параметру «Скорость»Скорость:95,00 км/ч

Габаритные размеры УАМЗ БУРАН-Stiling2

  • Сравнить «Тягачи» по параметру «Длина»Длина:6 895,00 мм
  • Сравнить «Тягачи» по параметру «Ширина»Ширина:2 500,00 мм
  • Сравнить «Тягачи» по параметру «Высота»Высота:-

Двигатель УАМЗ БУРАН-Stiling2

  • Сравнить «Тягачи» по параметру «Модель двигателя»Модель двигателя:ЗИЛ-0550.40
  • Сравнить «Тягачи» по параметру «Объем двигателя»Объем двигателя:-
  • Сравнить «Тягачи» по параметру «Частота оборотов двигателя»Частота оборотов двигателя:-
  • Сравнить «Тягачи» по параметру «Ход поршня двигателя»Ход поршня двигателя:-

Ходовая часть УАМЗ БУРАН-Stiling2

  • Сравнить «Тягачи» по параметру «Дорожный просвет»Дорожный просвет:-
  • Колеса:-
  • Сравнить «Тягачи» по параметру «Колесная база»Колесная база:-
  • Колесная формула:4×2
  • Сравнить «Тягачи» по параметру «Нагрузка на переднюю ось»Нагрузка на переднюю ось:4 200,00 кг
  • Сравнить «Тягачи» по параметру «Нагрузка на заднюю ось»Нагрузка на заднюю ось:10 000,00 кг

Эксплуатационные характеристики УАМЗ БУРАН-Stiling2

  • Сравнить «Тягачи» по параметру «Нагрузка на седельно-сцепное устройство»Нагрузка на седельно-сцепное устройство:79,43 кН
  • Масса буксируемого прицепа:19 100,00 кг
  • Колея передних колес:1 930,00 мм
  • Колея задних колес:1 650,00 мм
  • Расход топлива на 100км:20,00 л/100км



 

Альтернативные названия
BURAN-Stiling2
|
UAMZ BURAN-Stiling2
|
UAMZ БУРАН-Stiling2
|
БУРАН-Stiling2
|
Тягач БУРАН-Stiling2
|
Тягач УАМЗ БУРАН-Stiling2
|
УАМЗ БУРАН-Stiling2
Поделиться

 


 

Энциклопедия СтройТех является открытой справочно-информационной системой.
Любой посетитель может свободно просматривать, копировать и изменять документы.
Информация предоставляется «как есть» и не может гарантировать правильность приведённых в ней данных.

• Увидели неточность — смело вносите свои правки.
• Не нашли нужного документа — добавление займет пару минут.

Команда Стройтех открыта для всего нового и улучшения старого — форма отправки предложений.

На правах рекламы:

www.stroyteh.ru

Буран: разбор полёта

«Мир» внутри

«Бу­ран» — мно­гора­зовый кос­ми­чес­кий ко­рабль, спо­соб­ный как дос­тавлять раз­личные гру­зы на ор­би­ту, так и воз­вра­щать их на Зем­лю. Специалисты считают, что ракетоплан гипотетически мог спас­ти «Мир»: в его грузовой отсек спокойно поместился бы любой модуль советской орбитальной станции, за­топ­ленной в 2001 го­ду. В том же отсеке конструкторы предлагали для пилотируемых испытательных полётов разместить спускаемый аппарат «Союза». В случае нештатной ситуации это позволило бы экипажу «эвакуироваться» с орбиты.

Максимальная стартовая масса:Масса полезного груза:Масса возвращаемого груза:Длина:Размах крыльев:Высота (на шасси):Экипаж:105 т30 т20 т36,4 м24 м16,5 м2–10 чел.

«Бу­ран» предполагалось использовать не только для пе­ревоз­ки эки­пажей кос­ми­чес­ких стан­ций или возвращения на Зем­лю от­ра­ботав­ших спут­ни­ков, но и для военных целей. Имен­но с боевым по­тен­циалом ра­кетоп­ла­нов связана спеш­ка, с ко­торой в СССР раз­ра­баты­вали ана­лог аме­рикан­ских Space Shuttle («Космический челнок»).

Сопоставление размеров некоторых пилотируемых космических объектов mks.tass.ru 01020 мСправка

Прог­рамму «Энер­гия — Бу­ран» запустили в 1976 го­ду, че­рез пять лет пос­ле стар­та прог­раммы Space Shuttle. И несмотря на внешнее сходство, система, разработанная советскими инженерами, существенно отличалась от американской.

Путь наверх

«Энергия — Буран» и Space Shuttle были новаторскими космическими системами, значительно отличавшимися от своих предшественников с точки зрения конструкции. Но в основе каждой из них по-прежнему лежал прин­цип ра­боты мно­гос­ту­пен­ча­тых ра­кет, опи­сан­ный Кон­стан­ти­ном Циол­ков­ским ещё в на­чале XX ве­ка. Вывод челноков на орбиту обеспечивали двухступенчатые комплексы. И если Space Shuttle взлетали за счёт твердотопливных ускорителей и собственных маршевых двигателей, работавших на топливе из внешнего бака, то советские разработчики объединили функции этих блоков в «Энер­гии» — двухступенчатой ра­кете-но­сителе. Она позволила «Бурану» отказаться от громоздких маршевых двигателей в пользу бо­лее функциональной сис­те­мы ор­би­таль­но­го ма­нев­ри­рова­ния.

Мощность двигателей «Энергии — Бурана»Первая ступень(4 боковых блока):Вторая ступень(центральный блок):Довывод на орбиту(орбитальный корабль):Максимальнаястартовая масса:2960–3224 тонн-силы (тс)592–760 тс17,6 тс2400 тСправкаМощность двигателей Space ShuttleПервая ступень(2 твердотопливных боковых ускорителя):Вторая ступень(орбитальный корабльс внешним топливным баком):Довывод на орбиту(орбитальный корабль):Максимальнаястартовая масса:2660–3100 тонн-сил (тс)510–640 тс6,1 тс2040 тСправка

В обеих системах довывод на орбиту осуществлялся за счёт маневровых двигателей самого корабля. Это позволяло не засорять околоземное пространство отработавшими ступенями, делая взлёт относительно «экологичным». Отделившиеся блоки либо сгорали в атмосфере, либо возвращались на Землю для ремонта и повторного использования. У Space Shuttle было предусмотрено многоразовое использование первой ступени, похожую схему планировалось реализовать и в комплексе «Энергия — Буран».

При этом преимуществом советской системы было то, что «Энер­гия» не име­ла стро­гой при­вяз­ки к «Бу­ра­ну» и при необ­хо­димос­ти мог­ла вы­вес­ти на ор­би­ту лю­бой дру­гой гру­з мас­сой до 105 тонн.

Предел полезной нагрузки (тонн), выводимой на низкую околоземную орбиту

Суммарная мощность двигателей «Энер­гии» — 170 миллионов лошадиных сил. Этого хватило бы даже для запуска лунных и межпланетных миссий. Но ракета взле­тела лишь дваж­ды: во вре­мя пер­во­го ис­пы­тания 15 мая 1987 го­да и 15 ноября 1988-го — с «Бу­раном».

«Энергия — Буран» на космодроме «Байконур»Старт системы «Энергия — Буран»

Ис­то­ричес­кий по­лёт этого «дуэта» мог сос­тоять­ся на 17 дней раньше, 29 ок­тября. Но тогда ав­то­мати­ка от­ме­нила за­пуск «Энер­гии» за 51 се­кун­ду до стар­та, об­на­ружив не­полад­ку в од­ной из сис­тем. 15 нояб­ря старт ракеты и вы­вод ракетоплана на расчётную ор­би­ту прошли в штат­ном ре­жиме, нес­мотря на сложные погодные условия — сильный ветер и туман.

«Падение» с орбиты

Ор­би­таль­ная часть по­лёта была наибо­лее пред­ска­зуемой для конс­трук­то­ров. К 1988 го­ду бла­года­ря запускам «Союзов» в этой сфе­ре бы­ло накоплено дос­та­точ­но опы­та, и ма­ло кто сом­не­вал­ся, что «Бу­ран» справится с этой задачей. Поэто­му ко­рабль про­был на орбите всего 94 минуты, хо­тя был спо­собен на­ходить­ся в космосе до 30 су­ток.

2 оборота вокруг Земли совершил «Буран»

Всех вол­но­вала по­сад­ка, ко­торая дол­жна бы­ла впер­вые в истории прой­ти полностью в ав­то­мати­чес­ком ре­жиме: пилотов в кабине «Бурана» не было. Успех операции за­висел от дей­ствий бор­то­вого компь­юте­ра и ра­боты на­зем­ных сис­тем на­вига­ции. В этом, кстати, ещё одно принципиальное отличие «Бу­рана» от Space Shuttle: в последнем автоматическая посадка не предусмотрена.

Александр Лавейкин,
лётчик-космонавт, участник программы «Буран»

У американцев основной режим управления кораблём ручной. У нас основной режим — автоматический. По плану пилот просто сидит на подхвате, даже ручку не держит. Почему? Потому что как только он берётся за штурвал, автоматическая система «Бурана» отключается.

По сути, возвращение с орбиты любого космического корабля — это падение. «Буран» начинал снижаться на скорости, почти в 30 раз превышающей скорость звука. Сектором, в котором он сойдёт с орбиты, определялась и точка его приземления: основная — Байконур или одна из запасных — в Крыму или в Приморье. Изменить место посадки после входа в атмосферу было уже невозможно — у «Бурана» (как и у Space Shuttle) отсутствовали авиационные двигатели. После начала снижения ракетоплан взял курс на космодром Байконур.

Этапы приземления «Бурана»250 км200 км150 км100 км50 кмНизкая околоземная орбитаУсловная граница атмосферыЗемля12345Орбитальный полётТочка 1:Разворот корабля двигателями по курсу,тормозной импульс, начало сниженияТочка 2:Выключение двигателей, разворот корабляносом по курсу, подготовка к вхождениюв плотные слои атмосферыТочка 3:Вход в плотные слои атмосферы,интенсивное торможение, нагревобшивки корабляТочка 4:Полёт в режиме планирования,выход на посадочную траекториюТочка 5:Мягкая посадка на ВПП

Пережить воздействие раскалённой плазмы при прохождении плотных слоёв атмосферы кораблю помогала термозащитная плитка со специальным покрытием. Она препятствовала проникновению тепла внутрь корпуса ракетоплана, что поз­во­ляло ему вы­дер­жи­вать нагрев до 1260 °C. Для защиты «Бурана» было изготовлено 37 500 плиток. За время полёта корабля всего шесть из них было потеряно и ещё около ста — повреждено.

Тепловая защита (вид сверху)Белая плитка (крупная):Белая плитка (малая):Иллюминатор:до 370 °Cдо 700 °Cдо 750 °CТепловая защита (вид снизу)Чёрная плитка:Носовой обтекательи передняя кромка крыла:до 1260 °Cдо 1650 °C

Наиболее напряжённым для наблюдателей оказался момент, когда «Буран» при приближении к взлётно-посадочной полосе резко отклонился от заданного курса, повернув не в ту сторону. Действия бортового компьютера были настолько неожиданными, что сотрудники ЦУПа даже предлагали взорвать корабль, считая, что автоматика вышла из строя. По воспоминаниям ведущего разработчика «Бурана» Глеба Лозино-Лозинского, несколько человек уже начали готовить для ТАСС сообщение о том, что полёт закончился неудачей. Но чел­нок сделал плавную петлю и аккуратно приземлился на полосу, опередив расчётное время задания всего на 1 секунду.

205 минут длился полёт корабля

Позже выяснилось, что причиной неожиданной смены курса «Бурана» стала информация о сильном ветре, поступившая на бортовой компьютер с наземных станций. Автоматика корабля учла её и оперативно поменяла траекторию на более безопасную.

Направление ветраВзлётно-посадочнаяполосаПроекция расчётнойтраекторииНаправление ветраТочка расчётногокасания полосыВзлётно-посадочнаяполосаРеальная траектория«Бурана»Проекция реальнойтраекторииТочка остановки(Смещение от осина 5 м влево)Точка реальногокасания (Смещениеот оси на 9,4 м вправо)1620 м4500 м80 м20 км10 км4 км

На протяжении всего финального этапа полёта, в том числе во время незапланированного манёвра корабля, его сопровождал МиГ-25 под управлением лёт­чика-испытателя Ма­гомеда Тол­боева. Уни­каль­ные кад­ры, снятые из кабины этого истребителя, бы­ли пре­дос­тавле­ны нам Те­лес­ту­дией Рос­космо­са.

Съёмка «Бурана» с борта МиГ-25

Александр Лавейкин,
лётчик-космонавт, участник программы «Буран»

Полоса там идеальная. Когда она строилась, солдаты шлифовали её вручную, я своими глазами видел. Когда Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский проверял её качество, то он поставил на капот машины стакан с водой и проехал по полосе. Вода не пролилась. Такое было качество.

Посадка «Бурана»

Посадка прошла гораздо мягче, чем ожидалось, из-за этого тормозные парашюты, которые должны были раскрыться от продавливания стоек шасси при первом же касании полосы, сработали только спустя 9 секунд после приземления, когда челнок уже начал терять скорость. Так «Бу­ран» стал пер­вым в ис­то­рии орбитальным ко­раб­лём, ус­пешно вы­пол­нившим при­зем­ле­ние в ав­то­мати­чес­ком ре­жиме.

Один за всех

Предполагалось, что «Буран» станет альтернативой дорогостоящим одноразовым запускам: ресурс корабля был рассчитан на 100 полётов по маршруту «Земля — Космос — Земля». Столько же полётов могли совершить экземпляры «Буря» и «Байкал», но они так и не были запущены в космос. В 1992 году преимущественно из-за нехватки финансирования про программу орбитальных челноков забыли.

1% своего ресурса отработал «Буран»

«Бурана» больше нет: в 2002 году корабль был погребён под об­ломка­ми обрушившейся крыши мон­тажно-ис­пы­татель­но­го кор­пу­са на Бай­ко­нуре. Всё, что осталось от легендарной советской программы, — это «Буря» и «Байкал», простаивающие в ангарах, и серия габаритных макетов корабля, часть из которых стала музейными экспонатами.

Лётные экземплярыМакеты и тестовые экземплярыСправка

Стартовый комплекс «Энергия — Буран» на Байконуре также не используется. Хотя ещё 30 лет назад многие предполагали, что запуски орбитальных кораблей будут проводиться чуть ли не каждый месяц.

Энергия — Буран на стартовом столе

Сотни технологий, созданных специально для советского ракетоплана, продолжают использоваться в самых разных сферах: от авиации и машиностроения до сельского хозяйства. И несмотря на то, что программы орбитальных челноков ушли в прошлое, история многоразовых космических устройств продолжается. Разработчики по-прежнему активно тестируют возвращаемые блоки и создают новые модели кораблей, рассчитанные теперь уже не только на околоземные, но и на дальние космические полёты.

buran.tass.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *