УралЗИС-352 — Энциклопедия журнала «За рулем»
Это был последний газогенераторный автомобиль, серийно выпускавшийся в СССР. В 1952 году УралЗИС-352, встал на конвейер Уральского автомобильного завода им. Сталина, сменив на нем ЗИС-21А.
Автомобиль получил новую газогенераторную установку, способную работать на древесине абсолютной влажностью до 40%. Такого результата удалось добиться, применив наддув воздуха в газогенератор. Подача воздуха осуществлялась с помощью центробежного нагнетателя, приводимого ременной передачей от шкива вентилятора охлаждения. Переход на топливо повышенной влажности упростил заготовку, сушку и хранение деревянных чурок.
В отличие от установки предшественника ЗИС-21А, где газ очищался от крупных частиц, проходя через охладитель, на УралЗИС-352 для грубой очистки генераторного газа применили циклон.
Еще одним новшеством стал предпусковой подогреватель двигателя. Топливом для него служил генераторный газ.
УралЗИС-352, фото http://club.foto.ru/
Двигатель УралЗИС-352, так же как и ЗИС-21А, имел повышенную до 7 степень сжатия. Передаточное число главной передачи было увеличено до 7,6:1.
УралЗИС-352
Годы выпуска 1952 – 1956
Грузоподъемность 2500 кг
Полная масса 6310 кг
Мощность двигателя 45 л.с. при 2400 об/мин
Крутящий момент 180 Н*м при 1000-1200 об/мин
Рабочий объем 5,55 л
Количество цилиндров 6
Максимальная скорость 50 км/ч
Количество передач 4
Газогенераторная установка
Газогенераторная установка состояла из газогенератора обращенного процесса газификации 1 с центробежным нагнетателем 3, циклонного очистителя 2 для грубой очистки и фильтра тонкой очистки газа 5, вентилятора розжига 6, предпускового подогревателя 7 и смесителя 8.
Газогенератор
Газогенератор состоял из корпуса 1 и внутреннего бункера 2, к которому была приварена камера газификации 3 с пятью фурмами подачи воздуха. К боковой поверхности камеры газификации была приварена коробка распределения воздуха 4 с обратным клапаном 5. Коробка распределения трубами соединялась с четырьмя фурмами, пятая фурма соединялась непосредственно с коробкой. Конусная вставка 6 устанавливалась в нижней части камеры.
В нижней части корпуса газогенератора находилось два резьбовых люка с крышками 7 – зольниковый и смотровой. Газотборный патрубок 12 расположен в верхней части газогенератора. Поступая в газоотборный патрубок, генераторный газ обогревает своим теплом бункер с топливом.
Пары избыточной влаги, а также часть продуктов сухой перегонки могли удаляться в атмосферу через патрубок 10, находившийся в крышке загрузочного люка.
Центробежный нагнетатель
Крыльчатка центробежного нагнетателя приводилась ременной передачей от шкива вентилятора охлаждения [[поршневой двигатель | двигателя ]. Для натяжения ремня служил ролик, установленный на кронштейне нагнетателя. При частоте вращения коленчатого вала 2400 об/мин частота вращения крыльчатки составляла 6500 об/мин. При работе на древесных чурках абсолютной влажностью до 22 % и без выброса паро-газовой смеси в атмосферу использование центробежного нагнетателя повышало мощность двигателя на 2-3 л.с.
Циклонный очиститель
Очиститель первых лет выпуска представлял собой цилиндрический корпус1 с рабочей камерой 2. Камера состояла из спирального входа, цилиндрической части и конуса 5. К спиральному входу, тангенциально по отношению к корпусу циклона, был приварен входной патрубок 4. Крупные частицы оставались в пылесборнике 6, а очищенный генераторный газ через выходной патрубок поступал в охладитель.
Поздний вариант циклонного очистителя имел сходную конструкцию.
Охладитель
Охладитель газа состоял из четырех труб 1 диаметром 102 мм, которые соединялись между собой фланцами 3 со съемными крышками 2. Благодаря подобной конструкции существенно облегчалась промывка охладителя.
Предпусковой подогреватель
Предпусковой подогреватель состоял из корпуса 1 в виде овального бачка с топочной трубой 2 и горелки 3. На входном конце топочной трубы были сделаны вырезы для розжига. Снаружи была приварена кольцевая чашечка для запального шнура. Через верхнее отверстие бачок заполняли водой и закрывали крышкой 5.
Произведя розжиг газогенератора, водитель, не выключая вентилятор, с помощью заслонки направлял генераторный газ в топочную трубу [предпусковой подогреватель | подогревателя]. Генераторный газ в топочной трубе воспламенялся от горящего в чашечке запального шнура. Языки пламени вместе с воздухом засасывались через вырезы топочной трубы. Качество газовоздушной смеси регулировали, плавно приоткрывая и закрывая воздушную заслонку смесителя. Блок цилиндров прогревался водяным паром, поступающим в рубашку охлаждения через надетый на патрубок 6 резиновый шланг, а картер –подводимыми топочными газами. После пуска двигателя остатки воды, из корпуса подогревателя сливали через краник 4.
УралЗИС-352 – грузовик на дровах
АвтотехникаГрузовикиУралЗИС-352 – грузовик на дровахУралЗИС-352 – серийный грузовой автомобиль с газогенераторной установкой, позволяющей двигателю работать на продуктах горения древесины, абсолютная влажность которой составляла 12-40%. Этот советский грузовик «на дровах», выпускавшийся с 1952 по 1956 год и сменивший на конвейере Уральского автозавода имени Сталина ЗИС-21А, стал последним автомобилем с газовым генератором, массово производящимся в СССР (3000-4000 штук в год).
Использование древесного топлива повышенной влажности существенно упростило заготовку, сушку, а так же хранение деревянных чурок, закладываемых в дровобак (топку) газогенератора. Машина была оснащена новым газогенераторным агрегатом с наддувом воздуха, работающим в паре с центробежным нагнетателем. В свою очередь, функционирование нагнетателя зависело от вентилятора охлаждения, соединенного с первым ременной передачей.
Отличием газогенератора УралЗИС-352 от своего предшественника ЗИС-21А, в котором от крупных частиц древесный газ очищали, пропуская его через охладитель, для предварительной (грубой) очистки газа в УралЗИС использовался циклон. Стóит упомянуть и еще одно новшество 352-ой модели – это предпусковой подогреватель мотора, топливом для которого служил все тот же генераторный газ.
Силовая установка УралЗИС-352 и ДВС ЗИС-21А обладали повышенной степенью сжатия – до 7. Кроме этого, в УралЗИС до 7.67:1 было увеличено передаточное число основной передачи. Специально для лесозаготовительных работ была создана отдельная модификация – 352Л, где бортовую платформу грузовика, для более эффективной транспортировки бревен, заменили на «лесовозные» коники или прицеп-роспуск.
При собственной массе 3.67 т, газогенераторный грузовик УралЗИС-352 мог перевозить до 2.5 т груза. Переориентированный на древесный газ, двигатель НАМИ-Г78 несколько потерял в мощности, которая уменьшилась до 45-48 л.с., соответственно, до 53 км/ч снизился и максимальный показатель скорости. В зависимости от дорожно-климатической обстановки и от влажности древесины, расход твердого топлива на 100 км пути составлял 110-165 кг.
Газогенераторные грузовики СССР / Фото
Сводные технические данные
Модели УралЗИС 352/352Л
Грузоподъемность 2500 кг
Скорость max 53 км/ч
Двигатель НАМИ-Г78
Мощность max 45-48 л.с.
Рабочий объем 5.55 л
Количество цилиндров 6
Степень сжатия 7
Крутящий момент 180 Н.м
Количество передач 4
Передаточное число 7.67:1
Влажность древесины 12-40%
Расход дров 110-165 кг (100 км)
Сухая масса 3670 кг
Полная масса 6310 кг
Производство 1952-1956 гг.
УралЗис-352
- Статья опубликована 04.08.2014 06:18
- Последняя правка произведена 04.08.2014 06:31
Продолжим экскурсию по советским автозаводам. В Миассе набирает обороты дочернее предприятие ЗиС – УралЗиС. Здесь звезд с неба не хватают, продолжают производство ЗиС-5, постепенно их совершенствуя и до неузнаваемости изменяя облик.
Бюджетные грузовики еще долго будут иметь спрос в Сибири, Казахстане и Средней Азии. Об одном из вариантов миасской машины стоит рассказать подробнее.
УралЗис-352, работающий на березовых чурках.
Этому направлению уделялось повышенное внимание еще до войны.
На фотографии экспериментальная модель М1, разработанный и построенная инженерами НАТИ. В багажнике бункер для дров и газогенератор, на переднем крыле расположена топливная аппаратура.
Автомобили прошли длительный испытательные пробег, который подтвердил перспективность перехода на лесное топливо. До начала сороковых годов было выпущено несколько десятков тысяч газогенераторных машин Зис и Газ. Послевоенный дефицит горючего вынудил вернуться к этой теме.
Конечно твердотопливные грузовики, питаясь подножным кормом, проигрывали в мощности бензиновым машинам, да и подкидывать дровишки в печку приходилось по нескольку раз за смену. Но УралЗиС-352 оказался удачным и очень живучим грузовиком. Еще в конце семидесятых годов его можно было встретить на сибирских и алтайских трактах. А вдоль лесных дорог и поныне встречаются таежные автозаправки, штабеля бревнышек, наколотых в размер топки.
Первые послевоенные десятилетия миасский автозавод к армейской теме отношения практически не имел. Повторный призыв УралЗиса на военную службу состоится в самом конце пятидесятых годов.
Характеристики:
годы выпуска: | 1952-1956 |
грузоподъемность: | 2500 кг |
полная масса: | 6310 кг |
мощность двигателя: | 45 л.с. при 2400 об/мин |
крутящий момент: | 180 н*м при 1000-1200 об/мин |
рабочий объем: | 5,55 л |
количество цилиндров: | 6 |
максимальная скорость: | 50 км/ч |
количество передач: | 4 |
УралЗиС-352 ‘03.1952–56
Грузовик газогенераторного типа. По сравнению с предшественником — автомобилем УралЗиС-21А, имел значительно улучшенную газогенераторную установку, которая могла работать на чурках повышенной влажности, обладала увеличенным сроком службы. В советском автомобилестроении это был последний серийный автомобиль с газогенераторным агрегатом.
Характеристики изображения:
- Разрешение: 640×360 @ 72×72 DPI 23×13cm
- Размер: 136 KB
- Добавил: Дмитрий Лисовский, 25 марта 2018 г.
- Статус изображения: Принято
Все изображения являются чьей-либо собственностью.
Если вы считаете, что пользователи сайта ошиблись, разместив данную картинку в этом разделе, то было бы здорово, если бы вы написали об этом в комментариях и указали на ошибку.
Поделиться своей радостью, обсудить наболевшее и просто поболтать об автомобилях и не только вы можете на нашем форуме.
Другие фото
УралЗиС-352 ‘03.1952–56
Грузовик газогенераторного типа. По сравнению с предшественником — автомобилем УралЗиС-21А, имел значительно улучшенную газогенераторную установку, которая могла работать на чурках повышенной влажности, обладала увеличенным сроком службы. В советском автомобилестроении это был последний серийный автомобиль с газогенераторным агрегатом.
Характеристики изображения:
- Разрешение: 640×480 @ 72×72 DPI 23×17cm
- Размер: 210 KB
- Добавил: Владимир Беляев, 5 февраля 2014 г.
- Статус изображения: Принято
Все изображения являются чьей-либо собственностью.
Если вы считаете, что пользователи сайта ошиблись, разместив данную картинку в этом разделе, то было бы здорово, если бы вы написали об этом в комментариях и указали на ошибку.
Поделиться своей радостью, обсудить наболевшее и просто поболтать об автомобилях и не только вы можете на нашем форуме.
Другие фото
УралЗИС — M143.ru
Главная » УралЗИС
УралЗИСинформация о «УралЗИС» подробнее…
Далее на странице представлена история и общая информация о УралЗИС.
Если у вас есть материалы, которые могут быть интересны посетителям и коллекционерам, просьба отправить их на е-мейл магазина.
Общая информация/история УралЗИС
Информация для коллекционеров и покупателей
Вы можете купить товар «УралЗИС» в Москве и с доставкой по России. В Москве товар «УралЗИС» можно забрать самостоятельно со склада магазина или заказать доставку курьером. Также мы можем отправить выбранную Вами модель Почтой по указанному Вами адресу. Для совершения покупки добавьте нужную позицию в корзину и оформите заказ, или свяжитесь с менеджером магазина по телефону, указанному в шапке сайта. Мы будем рады новому пополнению Ваших коллекций!
Доставка
- Доставка Почтой РФ — 340р (в пределах РФ, независимо от количества товаров в заказе и габаритов посылки)
- Доставка курьером по Москве в пределах МКАД — 300р (за МКАД по согласованию)
- Самовывоз — бесплатно г.Москва ул.Ротерта д.2 обязательно созвониться с менеджером +7(499)409-59-17
Оплата
- наличными при получении (в пункте самовывоза или курьеру)
- при получении на почте (наложенным платежом +8% к сумме заказа)
- на карту сбербанка (предоплата)
Сроки
- в пункте самовывоза товар можно забрать в день заказа, но только после подтверждения заказа менеджером
- почтой РФ посылки отправляются 2 раза в неделю
- курьер доставляет заказы по вторникам и четвергам, другие дни возможна доставка по согласованию
Оформление заказа
- добавьте товар в корзину и нажмите кнопку «Оформить заказ»
- заполните необходимые поля и нажмите «Отправить»
- запишите или запомните Номер Заказа, он может пригодиться для уточнения информации
- менеджер свяжется с Вами по телефону для уточнения условий оплаты и доставки заказа
Упаковка и обращение с моделями
Каждая коллекционная модель индивидуальна и имеет свою историю. Мы хотим, чтобы модели пополнили Ваши коллекции в первозданном виде, без каких либо повреждений и радовали Вас долгие годы. Поэтому, мы очень ответственно относимся к процессу хранения и упаковки моделей.
Хранение
- модели хранятся в упаковках, предохраняющих от попадания пыли и повреждений
- все модели проверяются при приемке на склад на наличие дефектов и повреждений
- в помещении поддерживается необходимая температура и влажность
Упаковка
- работа с моделями ведется в перчатках выполненных из микрофибры и х/б материала
- упаковка производится при достаточном освещении, чтобы избежать случайных повреждений
- используются необходимые демпфирующие материалы, чтобы обеспечить сохранность модели при транспортировке
- схема упаковки отработана таким образом, чтобы обеспечить максимальную сохранность модели при доставке к Вам
УРАЛЬСКИЙ АВТОЗАВОД ИМЕНИ И. В. СТАЛИНА (УралЗИС). Автомобили Советской Армии 1946-1991
УРАЛЬСКИЙ АВТОЗАВОД ИМЕНИ И. В. СТАЛИНА (УралЗИС)
Днем рождения Уральского автомобильного завода имени И. В. Сталина (УралЗИС) из города Миасс Челябинской области считается 8 июля 1944 года, когда в корпусах еще не достроенного предприятия на эвакуированном из Москвы оборудовании началось изготовление 3-тонных грузовых автомобилей ЗИС-5, собиравшихся также и Московским автозаводом ЗИС. Первоначально в заводской документации эти машины имели обозначение ЗИС-5, но в 1947 – 1948 годах, когда доставленные из Москвы штампы отработали свой срок, на передней облицовке уральских грузовиков появилась выштамповка «Урал-ЗИС», давшая жизнь уральскому семейству трехтонок «УралЗИС-5». При отсутствии на молодом предприятии собственных квалифицированных конструкторских кадров и технологических мощностей устаревшие автомобили ЗИС-5 на долгое время стали его основной продукцией, избавиться от которой оказалось невозможно без помощи более крупных и опытных советских автомобильных заводов и научных институтов.
Пожарная машина ПМЗ-11 с закрытым кузовом и двойной кабиной на базе «УралЗИС-5».
В первый послевоенный период Уральский автозавод самостоятельно мог лишь систематически модернизировать свои первые грузовики ЗИС-5, оснащая их более мощными 6-цилиндровыми двигателями собственной сборки, модернизированными агрегатами, обновленным оперением и новыми облицовками. Так простая и выносливая легендарная трехтонка пережила в Миассе свое второе рождение и выпускалась еще долгие годы после того, как в 1947 году ее выпуск в Москве был прекращен. В первый послевоенный период вся простая и достаточно надежная уральская продукция уже не получила широкого распространения в Вооруженных Силах СССР, но в ограниченных количествах использовалась на тыловых транспортных перевозках в регионах Урала, Сибири и Дальнего Востока. На таком шасси выпускалась упрощенная пожарная машина ПМЗ-11 пенного тушения с двойной 6-местной кабиной и полностью закрытым кузовом, где помещались цистерна на 1420 л воды, емкость для пенообразователя и центробежный насос ПН-25А с подачей 1350 л/мин.
В 1946 году Уральский автозавод начал выпускать 2,5-тонный газогенераторный вариант ЗИС-21А (Урал-ЗИС-21А), который в 1952 году получил облегченный на 90 кг газогенератор и впервые выпускался под официальной маркой «УралЗИС-352». Тем временем первыми новинками на базовом варианте ЗИС-5 в 1949 году стали гидравлический привод тормозов и грузовая платформа с тремя откидывавшимися бортами. В 1950 году появился модернизированный ЗИС-5М (УралЗИС-5М) с рядом деталей от грузовика ЗИС-150. Он отличался усиленной главной передачей, новым глушителем, центробежно-вакуумным автоматом опережения зажигания и расположением бензобака под кузовом. Применение новых карбюратора, головки блока цилиндра, тонкостенных вкладышей коленчатого вала и алюминиевых поршней позволило повысить степень сжатия старенького 5,5-литрового мотора с 4,6 до 5,7, увеличив мощность двигателя сначала до 76 л.с., а к 1955 году – до 85 л.с. Параллельно был введен усиленный задний мост и рулевой механизм от ГАЗ-51, прежнюю 6-вольтововую систему электрооборудования заменила 12-вольтовая, а передние штампованные крылья получили округлые очертания. Все это в комплексе позволило говорить о создании нового автомобиля, который в 1956 году получил индекс «УралЗИС-355». В конце того же года из названия завода исчезло имя вождя, и вся продукция получила новую маркировку «Урал».
Следующий этап долгой модернизации грузовика ЗИС-5 наступил в начале июля 1958 года, когда началось серийное производство внешне совершенно не похожего на своих предшественников 3,5-тонного грузовика «Урал-355М», который еще долго по инерции именовали «УралЗИСом». Изначально он предназначался для транспортного обеспечения колхозов, образованных на целинных землях Казахстана и вывоза богатого урожая. Автомобиль напоминал увеличенный в размерах автомобиль ГАЗ-51, но под скругленными формами капота и кабины скрывались агрегаты от предыдущей модели «УралЗИС-355» с 95-сильным мотором и предпусковым подогревателем. По сравнению с ЗИС-5 машина имела увеличенную колесную базу (3824 мм), передние рычажные гидроамортизаторы, жалюзи радиатора, шины размером 8,25 – 20 и цельнометаллическую кабину с отопителем и обдувом лобового стекла. Обновленные грузовики 355-й серии также входили в состав транспортных подразделений военных частей, дислоцированных в Сибири и на Дальнем Востоке. Для тылового обеспечения служили также смонтированные на них топливные цистерны АЦМ-2,6-355М Еманжелинского механического завода, снабженные собственным центробежным перекачивающим насосом СЦЛ с приводом от коробки отбора мощности автомобиля. В 1960-е годы немногочисленные военные грузовики «Урал-355М» были заменены на ЗИЛ-164.
Опытный полноприводный грузовик «Урал-381» с передним мостом от ГАЗ-63. 1957 год.
В 1957 году в этой гамме появился опытный полноприводный 3-тонный вариант «Урал-381» (4×4) с двигателем мощностью 104 – 114 л.с. Он мог бы стать очередным советским армейским грузовиком, если бы его слишком глубокие исторические корни не сделали машину изначально устаревшей и не укладывавшейся в новые военные требования. Автомобиль разрабатывался с 1956 года в КБ Уральского автозавода. Первые две опытные машины были собраны в начале 1957 года и весной прошли заводские испытания. Первый образец с укороченной бортовой платформой имел передний мост от автомобиля ГАЗ-63 с шариковыми шарнирами равных угловых скоростей «Бендикс-Вейсс» и новую раздаточную коробку. Второй образец со стандартным кузовом снабжался передним ведущим мостом собственной достаточно простой конструкции с дисковыми шарнирами равных угловых скоростей «Тракта» (Tracta). Появившийся позднее третий образец внешне отличался выведенным под передний бампер глушителем. Впоследствии первый экземпляр прошел испытания в НАМИ и в 21 НИИИ на предмет возможности принятия его на вооружение. Помимо опытных образцов для гражданских нужд машин 381-й серии изготовили еще 10 экземпляров.
16 октября 1965 года был собран последний автомобиль «Урал-355М», завершивший 34-летнюю историю легендарного грузовика ЗИС-5, начиная от его предшественника АМО-3. При этом Уральский автозавод превратился в головного изготовителя полноприводных военных и народно-хозяйственных грузовиков нового поколения.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >