РазноеСедельные тягачи маз модельный ряд – Тягач МАЗ, купить новый седельный тягач 4 х 2 по дилерской цене, стоимость грузовой техники в Москве

Седельные тягачи маз модельный ряд – Тягач МАЗ, купить новый седельный тягач 4 х 2 по дилерской цене, стоимость грузовой техники в Москве

МАЗ тягач — технические характеристики (грузоподъёмность и габариты автомобиля)

Автомобиль МАЗ – это один из известных грузовых автомобилей, который выпускается много лет на Минском транспортном заводе. По конструкции и по основному назначению, это седельный тягач, который имеет колесную особого плана формулу 6 на 4. МАЗ тягач — это узкоспециализированная техника изначально, которая предназначена для быстрой и комфортной перевозки разных строительного плана грузов, в общем составе сформированного автопоезда. Машина уникальна по своим положительным техническим и эксплуатационным качествам.

Маз тягач

Особенности грузовика

В грузовом автомобиле МАЗ установлена качественная современная электросхема, которая обеспечивает максимально оперативное проведение разной сложности ремонтных работ, связанных именно с электрооборудованием. Опытные водители перед поездкой на далекие расстояния тщательно изучают основную электросхему авто. Если в процессе длительной езды что-то выходит из строя, они получают возможность самостоятельно справиться со всеми проблемами. Основной механизм руля произведен в специальном полуинтегральном виде. Это особое устройство изначально предназначено для современных систем грамотного рулевого управления вместе с установленными гидроцилиндрами. Благодаря этому механизм руля имеет и иное название – рулевой гидроусилитель.

Уникальной является и тормозная система авто МАЗ категории тягач, которая оснащена специальными работающими на барабанах механизмами. Показатели их диаметра равны 120 мм. Есть в приборе также такая важная деталь, как качественный двухконтурной категории пневмопривод и специальный разжим. Установленные тормозные камеры имеют в своем составе пружинные энергетические аккумуляторы, а стояночная система тормозов имеет функциональный пневматический привод. Все это обеспечивает комфортное управление авто.

Достоинства средства передвижения

Грузовики МАЗ довольно часто обозначаются, как суперавто. Подобное название вполне обоснованно, так как автомобиль является максимально усовершенствованным. Элементы и механизмы у авто выполнены в уникальном эксклюзивном исполнении. Машина марки МАЗ полностью оснащена разнообразными современными устройствами. Именно по этой причине авто пользуется большой популярностью и используются в самых разных областях строительной и промышленной сферы.

Современный седельный тягач характеризуется большим количеством неоспоримых преимуществ. Среди самых основных положительных сторон можно отметить:

  • Настоящий трудяга, который готов работать без какого-либо сбоя при полной загруженности;
  • Оптимальная работоспособность и грузоподъемность, длительной поездке грузовик не подводит водителя;
  • Высокие показатели надежности.

Благодаря данным положительным качествам грузовик пользовался спросом во времена Советского Союза и популярен в настоящее время. Средний мост автомобиля представляет собой проходную конструкцию, которая устанавливается для уменьшения общей нагрузки на основной задний мост. Одной из важных деталей является наличие межосевого дифференциала, предназначение которого заключается в эффективном распределении общего крутящего момента между основными мостами. Конструкция устанавливается на задний мост и при этом только на авто, которые характеризуются, как трехосные. Одновременно с этим грамотное бесперебойное вождение и работа обеспечиваются посредством своевременных техосмотров.

МАЗ тягач

Особого внимания заслуживает кабина МАЗа грузовика. Водители ценят ее за высокие показатели комфортабельности и практичности. По внешним характеристикам грузовик достаточно привлекателен. Последние модели оснащены уникальными по форме фарами, конструкцией самой кабины, а также радиатора. Немного изменена в новых моделях форма лобового стекла, если раньше оно было раздвоенным, то сейчас там установлено панорамное. Обеспечивающий противоударный бампер был заменен на более привлекательный агрегатированный, на котором установлены фары. Вся начинка кабины немного усовершенствована, в ней установлены уникальные рычаги и максимально комфортный руль.

Технические характеристики

Чтобы составить максимально объективное и детальное объективное мнение о грузовике МАЗ особого седельного плана, тягач, стоит рассмотреть более подробно, изучить его технические характеристики. Оптимальный уровень эксплуатации авто основан на прибор Ярославского моторного завода. Устройство рассчитано на общую мощность в триста и более лошадиных сил, а максимальный показатель крутящего момента составляет 1225 Нм. Основная полная масса грузовика, согласно основным конструкционным основным разработкам, распределяется строго между задней, а также передней осями. На переднюю возлагается примерно 6000 кг, на заднюю – 18000 кг. Среди иных важных технических характеристик седельного авто МАЗ можно отметить:

Полная масса авто 34 000 кг
Максимальная скорость 100 км в час
Угол преодолеваемого подъема 18 градусов
Мощность двигателя 300 л.с.
Крутящий момент 1180 Нм
Объем топливного бака 350 л
Расход топлива 32 л на 100 км

В автомобиле установлен сухой воздушный фильтр, который имеет сменные фильтрующие элементы и специальный индикатор засоренности. Преимущественной является установленная в грузовике тормозная система, которая оснащена барабанными механизмами. Есть стояночный тормоз, который находится на тормозе задних колес, кроме того, есть пневматический привод. Со стояночной тормозной системой установлена запасная и вспомогательный тормоз, то есть замедлитель мотора, который также оснащен пневматическим управлением. Привод тормозных систем – комбинированный, он может быть одно- и двухпроводным. Присутствует также предохранитель, защищающий от образования и замерзания конденсата.

Благодаря техническим преимущественным характеристикам МАЗ типа тягач применяется для дальних по расстоянию перевозок. Авто предназначен для перевозки грузов из одного пункта в другой, также можно осуществлять международные перевозки. Модельный ряд авто постоянно совершенствуется, становятся лучше не только технические характеристики, но также основные комплектующие. Двигатель постоянно становится мощнее и проводится ряд мелких доработок, постоянно повышается грузоподъемность.

Практичность на пользу бизнесу

Автомобиль характеризуется высокими показателями экономичности и рентабельности. Это не пустые слова, но статистические данные, которые были получены определенными замерами. Чтобы понять уровень и степень экономичности авто, проводится три способа замера траты топливного состава:

  1. Получение информации с блока особого управления авто двигателем.
  2. Процесс измерения объема топливного бака, что проходит по всей магистрали топлива.
  3. Третий метод – измерение общего количества и уровня солярки в баке.

В процессе применения данных способов собственники данного авто единодушно сошлись в общем мнении, что большинство моделей тратит примерно 42 литра топлива примерно на 100 литров. Это не точный показатель, общего расхода топлива колеблется в зависимости от особенностей трассы и от степени загрузки шоссе, где перемещается грузовик.

Видеообзор

Седельный тягач МАЗ – комфорт и устройство

Грузовой МАЗ полностью солиден, надежен и характеризуется повышенными показателями работоспособности. Кабина комфортна, так как является немного подрессоренной. Она рассчитана на два основных места – пассажирское и водительское. Чтобы провести технический качественный осмотр, при желании кабину вполне можно просто откинуть при помощи воздействия специального гидравлического цилиндра, оснащенного ручным современным приводом гидронасоса. Основные места прочного крепления оборудованы надежными эластичными ремнями, обеспечивающими безопасности.

МАЗ салон

К автомобилю при необходимости можно присоединить прицеп аналогичной марки. Еще одним показателем комфорта можно отметить наличие возможности регулировки сиденья водителя, подстраивая кресло под физиологические особенности человека, управляющего машиной человека. Особенностью седельных тягачей МАЗ является то, что сиденье при необходимости можно регулировать по высоте, но по общему наклону подушки и встроенной спинки и даже по длине.

Как и все авто, грузовик после долговременной эксплуатации нуждается в обслуживании, так как это сказывается на его общем рабочем состоянии. Необходимо осуществлять ремонт грузовика. При наличии определенных навыков данный процесс можно осуществлять и самостоятельно, но лучше обратиться за грамотной помощью к профессионалам специализированного сервисного центра. Квалифицированные специалисты имеют большой опыт работы, отлично знают свое дело, что позволяет им с минимальными временными тратами приводить в авто в норму и делать его максимально подходящим для последующей эксплуатации.

Подводя итоги

Многих на приобретение данного авто подвигают многочисленные положительные отзывы о грузовике от владельцев. Наибольшего восхищения заслуживает привлекательный внешний вид, небольшие габариты, грузоподъемность, за рулем данного авто очень комфортно и солидно сидеть. Также привлекает оптимальное сочетание ценовой расценки и качества грузовика. Практически все отмечают идеальную управляемость МАЗами, они получают самое настоящее удовольствие от рабочего процесса на данной машине. Стандартные работы можно выполнять с оптимальным уровнем управления и одновременного комфорта.

naperevoz.ru

Седельные тягачи МАЗ

МАЗ-5440С5-8520-000 Евро-54×210,5т1350мм ЯМЗ-53603.10 ZF 9S1310 TO
МАЗ-5440С5-8520-002 Евро-54×210,5т1270мм ЯМЗ-53603.10 ZF 9S1310 TO
МАЗ-5440С5-8520-030 Евро-54×210,5т1250мм ЯМЗ-53603.10 ZF 9S1310 TO
МАЗ-5440С5-8520-031 Евро-54×210,5т1150мм ЯМЗ-53603.10 ZF 9S1310 TO
МАЗ-5440С5-8580-000 Евро-54×210,5т1350мм ЯМЗ-53603.10 9JS135TA
МАЗ-5440С5-8580-002 Евро-54×210,5т1270мм ЯМЗ-53603.10 9JS135TA
МАЗ-5440С5-8580-030 Евро-54×210,5т1250мм ЯМЗ-53603.10 9JS135TA
МАЗ-5440С5-8580-031 Евро-54×210,5т1150мм ЯМЗ-53603.10 9JS135TA
МАЗ-5440Y9-520-030 Евро-54×210,6т1250мм Сummins ISG12 E5 460 ZF 16S2520TO
МАЗ-5440Y9-520-031 Евро-54×210,6т1150мм Сummins ISG12 E5 460 ZF 16S2520TO
МАЗ-5440C9-520-030 Евро-54×210,5т1250мм ЯМЗ-653.10 ZF 16S2520TO
МАЗ-5440C9-520-031 Евро-54×210,5т1150мм ЯМЗ-653.10 ZF 16S2520TO
МАЗ-5440C9-520-032 Евро-54×210,5т1050мм ЯМЗ-653.10 ZF 16S2520 ТО
МАЗ-5440C9-570-030 Евро-54×210,5т1250мм ЯМЗ-653.10 16JS200TA
МАЗ-5440C9-570-031 Евро-54×210,5т1150мм ЯМЗ-653.10 16JS200TA
МАЗ-5440C9-570-032 Евро-54×210,5т1050мм ЯМЗ-653.10 ZF 16S2220TD
МАЗ-544028-520-030 Евро-54×210,5т1250мм WP12.430E50 ZF 16S2520TO
МАЗ-544028-520-031 Евро-54×210,5т1150мм WP12.430E50 ZF 16S2520TO
МАЗ-5440E8-520-030 Евро-54×210,7т1250мм Mercedes OM457LA.V/4 ZF 16S2220TD
МАЗ-5440E8-520-031 Евро-54×210,5т1150мм Mercedes OM457LA.V/4 ZF 16S2220TD

Седельные тягачи МАЗ [126]

www.mazrus.ru

Седельные тягачи МАЗ: Технические характеристики, описание

Седельные тягачи МАЗ с колесной формулой 4х2
Модель Двигатель КПП Высота ССУ Нагрузка на ССУ
 МАЗ 5432А3-322 ЯМЗ 6562.10 (Евро-3) ЯМЗ-2381 1290 8800
 МАЗ 5432А5-323 ЯМЗ 6582.10 (Евро-3) ЯМЗ-2381 1290 8800
 МАЗ 5433А2-320 ЯМЗ-6563.10 (Евро-3) ЯМЗ-2361-02 1400 8500
 МАЗ 5433А2-322 ЯМЗ-6563.10 (Евро-3) ЯМЗ-2361 1400 8500
 МАЗ 544018-1320-031 Daimler Chrysler Om501 LA.III (Евро-3) ZF 16S221 1150 10600
 МАЗ 544018-320-031 Daimler Chrysler Om501 LA.III (Евро-3) ZF-16S221 1150 10600
 МАЗ 544019-1421-030 Daimler Chrysler Om501 LA.IV/4,V6 (Евро-4) ZF 16S221 1250 10700
 МАЗ 544019-1421-031 Daimler Chrysler Om501 LA.IV/4,V6 (Евро-4) ZF 16S221 1150 10500
 МАЗ 544019-421-031 Daimler Chrysler Om501 LA.IV/4,V6 (Евро-4) ZF 16S221 1150 10500
 МАЗ 5440B3-1420-000 ЯМЗ-5361.10 (Евро-4)
ZF 9S1310 ТО 1350 11000
 МАЗ 5440B3-1420-002 ЯМЗ-5361.10 (Евро-4)
ZF 9S1310 ТО
1270 11000
 МАЗ 5440B3-1420-030 ЯМЗ-5361.10 (Евро-4) ZF 9S1310 ТО 1250 11000
 МАЗ 5440B3-1420-031 ЯМЗ-5361.10 (Евро-4)
ZF 9S1310 ТО
1150 11000
 МАЗ 5440B3-1480-000 ЯМЗ-5361.10 (Евро-4)
9JS135A
1350 11000
 МАЗ 5440B3-1480-002 ЯМЗ-5361.10 (Евро-4) 9JS135A 1270 11000
 МАЗ 5440B3-1480-030 ЯМЗ-5361.10 (Евро-4) 9JS135A 1250 11000
 МАЗ 5440B5-8420-030/031 ЯМЗ-536.10 (Евро-4) ZF 9S1310 TO 1250/1150 10500
 МАЗ 5440B5-8480-002 ЯМЗ-536.10 (Евро-4) 9JS135A 1270 10500
 МАЗ 5440B5-8480-030/031 ЯМЗ-536.10 (Евро-4) 9JS135A 1250/1150 10500
 МАЗ 5440B9-1420-030/031 ЯМЗ-651.10 (Евро-4) ZF 16S1820TO 1250/1150 10500
 МАЗ 5440W8-1470-030 Cummins ISLe 400 40 12JS200TA 1250 10550
 МАЗ 5440W8-1470-031 Cummins ISLe 400 40 12JS200TA 1150 10550
 МАЗ 5440А3-320-002 ЯМЗ-6562.10 (Eвро-3) ЯМЗ-2381 1270 10900
 МАЗ 5440А3-370-030 ЯМЗ-6562.10 (Eвро-3) 9JS135А 1250 10900
 МАЗ 5440А5-330-000 ЯМЗ 6582.10 (Евро-3) ЯМЗ-2381 1350 10550
 МАЗ 5440А5-330-030/031 ЯМЗ 6582.10 (Евро-3) ЯМЗ-2381 1250/1150 10550
 МАЗ 5440А5-370-030 ЯМЗ-6582.10 (Евро-3) 9JS135A 1250 10550
 МАЗ 5440А5-370-031 ЯМЗ-6582.10 (Евро-3) 9JS135A 1150 10550
 МАЗ 5440А8-360-030/031 ЯМЗ-6581.10 (Евро-3) ZF-16S1650 1250/1150 10350
 МАЗ 5440А9-1320-030/031 ЯМЗ-650.10 (Евро-3) ZF-16S151 1250/1150 10600
 МАЗ 5440А9-320-030/031 ЯМЗ-650.10 (Евро-3) ZF-16S151 1250/1150 10600
 МАЗ 5440Е9-520-031 Daimler Chrysler Om501 LA.V/4,V6 (Евро-5) ZF-16S151 1150 10500
 МАЗ-5440B3-1480-031 ЯМЗ-5361.10 (Евро-4) 9JS135A 1150 11000
 МАЗ-5440B5-8420-000 ЯМЗ-536.10 (Евро-4) ZF 9S1310TO 1350 10500
 МАЗ-5440B5-8420-002 ЯМЗ-536.10 (Евро-4) ZF 9S1310TO 1270 10500
 МАЗ-5440B5-8480-000 ЯМЗ-536.10 (Евро-4) 9JS135A 1350 10500
 МАЗ-5440B7-1420-030/031 ЯМЗ-6511.10 (Евро-4) ZF 16S1820TO 1250/1150 10500
 МАЗ-5440B7-1470-030/031 ЯМЗ-6511.10 (Евро-4) 16JS200TA 1250/1150 10500

vsyatekhnika.ru

Автомобиль с тысячью лиц: военные профессии тягачей МАЗ

Основу этого семейства составляли серийные варианты МАЗ-537 и МАЗ-537Г, на которые приходилось 80–90% всего производства КЗКТ. Их главной задачей являлась доставка на штатных полуприцепах по дорогам общего пользования и на местности бронетанковой техники, крупногабаритных грузов и специального оборудования. В системе РВСН применялись секретные исполнения тягачей и прицепных средств для транспортировки межконтинентальных баллистических ракет стратегического назначения, установки их на стартовые наземные позиции или в шахтные колодцы, буксировки крупных штабных и радиотехнических комплексов, перевозки спецоборудования и ракетного топлива.

В первую очередь — буксировка

Главной задачей курганских тягачей являлось транспортное обеспечение всех подразделений Советских вооруженных сил, для чего были созданы тяжелые низкорамные полуприцепы-трейлеры со средствами погрузки, крепления и разгрузки перевозимых грузов, а также специальные прицепы и тележки для перемещения ракетных систем.

С машинами МАЗ-537 первого выпуска агрегатировались трехосные 52-тонные низкорамные полуприцепы МАЗ-796 с военным кодом 3-ППТ-52, выпущенные Минским автозаводом небольшой партией для перевозки танков и самоходных артиллерийских орудий.

https://www.kolesa.ru/uploads/2016/09/original-17——-537_html_693d7d37.jpg» alt=»Седельный тягач МАЗ-537Г с трехосным полуприцепом МАЗ-796 (из архива НИИЦ АТ)» /> Седельный тягач МАЗ-537Г с трехосным полуприцепом МАЗ-796 (из архива НИИЦ АТ)

В 1963 году в Минске приступили к серийному выпуску нового двухосного 50-тонного войскового полуприцепа МАЗ-5247Г (2-ППТ-50) с восемью односкатными колесами на балансирной подвеске и задними откидными аппарелями для перегрузки бронетехники массой до 68 т, в том числе танков Т-54. Их барабанные тормоза имели пневматический привод от тягача, а на «гуське» хранились два запасных колеса. Максимальная скорость такого автопоезда на шоссе была ограничена величиной 50 км/ч.

https://www.kolesa.ru/uploads/2016/09/original-17——-537_html_211edb4.jpg» alt=»На параде в Минске танки Т-54 на полуприцепах МАЗ-5247Г (из архива СКБ-1 МАЗ) » /> На параде в Минске танки Т-54 на полуприцепах МАЗ-5247Г (из архива СКБ-1 МАЗ)https://www.kolesa.ru/uploads/2016/09/original-17——-537_html_11b7a106.jpg» alt=»Перевозка танка Т-54 и мостоукладчика МТУ на полуприцепах МАЗ-5247Г (из архива СКБ-1 МАЗ)» /> Перевозка танка Т-54 и мостоукладчика МТУ на полуприцепах МАЗ-5247Г (из архива СКБ-1 МАЗ)

Позднее это производство перевели на Челябинский машиностроительный завод автомобильных и тракторных прицепов (ЧМЗАП), где под маркой ЧМЗАП-5247Г полуприцеп оставался в производстве до 1979 года.

Без существенных изменений он применялся в качестве транспортной машины при перевозке и демонстрации ряда боевых ракет и вооружения различных видов Вооруженных Сил СССР, установленных на специальных ложементах непосредственно на открытой грузовой платформе.

https://www.kolesa.ru/uploads/2016/09/original-17——-537_html_m6e60b43b-1.jpg» /> На Красной площади полуприцеп МАЗ-5247Г с ракетой РТ-15 средней дальности

Так в начале 1970-х на парадах в Москве появился макет 12-метровой баллистической ракеты РТ-15 среднего радиуса действия, входившей в состав подвижного комплекса 15П696 на гусеничном ходу.

В сцепе с машинами МАЗ-537 использовали также двухосные 25-тонные полуприцепы МАЗ-5248 с односкатными колесами, унифицированными с тягачами, которые первоначально были рассчитаны на работу с автомобилями МАЗ-535В. В Военно-морских силах СССР их реконструировали и применяли для транспортировки межконтинентальных баллистических ракет для подводных лодок.

https://www.kolesa.ru/uploads/2016/09/original-17——-537_html_4ef1e509.jpg» alt=»Доработанный полуприцеп МАЗ-5248 для перевозки морской ракеты Р-29 (из архива J. Vollert)» /> Доработанный полуприцеп МАЗ-5248 для перевозки морской ракеты Р-29 (из архива J. Vollert)https://www.kolesa.ru/uploads/2016/09/original-17——-537_html_62fc079f.jpg» alt=»Полуприцеп МАЗ-5248 с ракетой Р-29РМ для подводных лодок (из архива А. Широкорада)» /> Полуприцеп МАЗ-5248 с ракетой Р-29РМ для подводных лодок (из архива А. Широкорада)

В 1970-е годы на них устанавливали двухступенчатые ракеты Р-29 длиной 13 м со стартовой массой более 33 т. В 1980-е упрощенный прицеп служил в ВМФ для перевозки 15-метровой трехступенчатой ракеты Р-29РМ, масса которой в боевой готовности превышала 40 т.

В 1976 году в Челябинске приступили к выпуску трехосного 52-тонного полуприцепа ЧМЗАП-9990 (3-ППТ-52) оригинальной конструкции с 12 односкатными колесами с широкопрофильными шинами, разнесенных попарно в шесть двухколесных тележек на подвеске с резиновыми упругими элементами. Обычно на нем стояли восемь запасных топливных баков общей вместимостью 1 000 литров с электрическим насосом для перекачивания горючего на тягач. Допустимая скорость движения этого автопоезда возросла до 60 км/ч.

https://www.kolesa.ru/uploads/2016/09/original-17——-537_html_m14ae2d8c.jpg» alt=»Тягач МАЗ-537Г с трехосным 52-тонным танковым полуприцепом ЧМЗАП-9990 (фото автора)» /> Тягач МАЗ-537Г с трехосным 52-тонным танковым полуприцепом ЧМЗАП-9990 (фото автора)https://www.kolesa.ru/uploads/2016/09/original-17——-537_html_m1a92b556.jpg» alt=»Транспортировка среднего танка Т-55 на полуприцепе ЧМЗАП-9990 (из архива C. Schulze)» /> Транспортировка среднего танка Т-55 на полуприцепе ЧМЗАП-9990 (из архива C. Schulze)

Появление новых видов ракетного вооружения потребовало срочного создания собственной секретной области по разработке и мелкосерийному изготовлению семейств специальных колесных средств, применявшихся только в РВСН. Они представляли собой особые низкорамные прицепные и полуприцепные двух- и трехосные транспортные тележки, на которых из хранилищ или железнодорожных вагонов на стартовые позиции доставляли различные виды баллистических ракет. Машины регулярно появлялись на парадах на Красной площади, демонстрируя всему миру огромную военную мощь Страны Советов. Балластные тягачи МАЗ-537А вывозили на двухосных прицепных тележках тяжелые баллистические ракеты Р-16, Р-36 и орбитальные ГР-1.

https://www.kolesa.ru/uploads/2016/09/original-17——-537_html_m5b8e741c.jpg» alt=»Тягачи МАЗ-537А с двухосными тележками для баллистических ракет Р-36″ /> Тягачи МАЗ-537А с двухосными тележками для баллистических ракет Р-36

Седельные тягачи МАЗ-537В буксировали специальные восьмиколесные полуприцепы с массивными цилиндрическими пусковыми контейнерами с ракетами комплекса противоракетной обороны А-35 «Алдан», защищавшего Москву и Центральный регион.

https://www.kolesa.ru/uploads/2016/09/original-17——-537_html_3cfa9152.jpg» alt=»Тягач МАЗ-537В буксирует контейнер с ракетой комплекса ПРО А-35. 1967 год» /> Тягач МАЗ-537В буксирует контейнер с ракетой комплекса ПРО А-35. 1967 год

С 1964 года на низкопрофильных трехосных тележках доставляли межконтинентальные ракеты Р-26 с дальностью стрельбы 10,5 тыс. км, весившие 87 т. С появлением в советском военном арсенале еще более крупных и тяжелых ракетных комплексов для их транспортировки и установки на стартовые позиции были разработаны уникальные транспортно-перегрузочные и установочные системы, для буксировки которых также применяли минские тягачи.

https://www.kolesa.ru/uploads/2016/09/original-17——-537_html_7ffa1aae.jpg» alt=»На Красной площади межконтинентальная ракета Р-26 на трехосной тележке. 1965 год» /> На Красной площади межконтинентальная ракета Р-26 на трехосной тележке. 1965 год

Новая профессия — обслуживание ракетных комплексов

Менее распространенным и незаметным со стороны назначением тягачей серии МАЗ-537 являлась буксировка специальных полуприцепов-цистерн для заправки топливом самолетов и ракетных систем. На крупных военных аэродромах применялись автономные двух- и трехосные топливозаправщики ТЗ-30 и ТЗ-60 вместимостью 30 и 60 тыс. л соответственно. Для транспортировки и заправки топливом ракетных комплексов служили специальные теплоизолированные цистерны со средствами раздачи, перемешивания в пути, поддержания постоянной температуры и давления, работавшие с тягачами МАЗ-537Д, оборудованными генераторной станцией.

https://www.kolesa.ru/uploads/2016/09/original-17——-537_html_598a5473.jpg» alt=»Тягач МАЗ-537 с трехосным аэродромным топливозаправщиком ТЗ-60″ /> Тягач МАЗ-537 с трехосным аэродромным топливозаправщиком ТЗ-60

Основными спецзаправщиками РВСН являлись автоцистерны ЗАЦ-1 для доставки ядовитого амила (окислителя ракетного топлива) и ЗАЦ-2 для заправки ракетных систем токсичным гептилом. Полная масса таких автопоездов достигала 77 т, максимально допустимая скорость — 40 км/ч.

https://www.kolesa.ru/uploads/2016/09/original-17——-537_html_5f8dc67b.jpg» alt=»Тягач МАЗ-537Д с полуприцепной цистерной ЗАЦ-1 для заправки ракет амилом» /> Тягач МАЗ-537Д с полуприцепной цистерной ЗАЦ-1 для заправки ракет амиломПолуприцепная автоцистерна ЗАЦ-2 для заправки ракетных систем гептилом (фото Л. Гоголева)https://www.kolesa.ru/uploads/2016/09/original-17——-537_html_457dfc44.jpg» alt=»Блок управления заправщика ЗАЦ-2 в шкафах с левой стороны машины» /> Блок управления заправщика ЗАЦ-2 в шкафах с левой стороны машины

Для расширения возможностей новых зенитных ракетных систем (ЗРС) С-300 были созданы мобильные подъемные антенные вышки серии 40В6 с тягачами МАЗ-537. Их монтировали на специальных длиннобазных полуприцепах с гидравлическими цилиндрами для подъема вышек в вертикальное положение. При помощи автокранов на них устанавливали посты радиосвязи, радиолокации и разведки, позволявшие в условиях лесистой и горной местности обнаруживать маловысотные воздушные цели и обеспечивать наведение на них средств ПВО. Первые варианты вышек 40В6 и 40В6М имели полезную высоту 24–25 м. Новая система 40В6МД с дополнительной съемной секцией обеспечивала подъем оборудования на высоту 39 м.

https://www.kolesa.ru/uploads/2016/09/original-17——-537_html_6fdd8a3d.jpg» alt=»Полуприцепная 25-метровая вышка 40В6М с тягачом МАЗ-537Г в транспортном положении» /> Полуприцепная 25-метровая вышка 40В6М с тягачом МАЗ-537Г в транспортном положенииРазвернутая вышка 40В6М для радиолокатора комплекса С-300 (фото Е. Певзнера)

Секретная миссия — перевозка и установка ракет

До сих пор эта тема остается белым пятном в истории военных автомобилей и ракетной техники, хотя сами по себе полуприцепные транспортные и установочные машины представляли собой достаточно простые незамысловатые конструкции. В эту область седельные тягачи МАЗ-537 пришли уже на третьем этапе ее развития. К тому времени появились наиболее крупные и тяжелые стратегические ракеты с ядерными боезарядами, которые надо было с особой осторожностью довезти до стартовой позиции, поднять в вертикальное положение и поместить в шахтную пусковую установку (ШПУ). Для этой цели были созданы одиночные полуприцепные установщики ракет, находившихся внутри герметических транспортно-пусковых контейнеров (ТПК), а их доставку из укрытий или железнодорожных вагонов на технологическую площадку стартового комплекса обеспечивали многоосные транспортно-перегрузочные агрегаты (ТПА).

https://www.kolesa.ru/uploads/2016/09/original-17——-537_html_29f15062.jpg» alt=»Транспортно-загрузочная машина 15У39 с тягачом МАЗ-537Д. 1968 год» /> Транспортно-загрузочная машина 15У39 с тягачом МАЗ-537Д. 1968 год

Одними из первых ракетных установщиков на шасси 537-й серии в 1968 году были машины 15У39 и 15У40 для доставки и установки в ШПУ ступеней межконтинентальных ракет серии РТ-2. Для их буксировки применялся спецтягач МАЗ-537Д, от которого ток поступал на тяговые электромоторы всех ведущих колес полуприцепа. По договору ОСВ-2 ракеты были уничтожены вместе с системами их обеспечения.

https://www.kolesa.ru/uploads/2016/09/original-17——-537_html_6ce77ff3.jpg» alt=»Машина 15У98 с тягачом МАЗ-537 для установки в ШПУ баллистических ракет» /> Машина 15У98 с тягачом МАЗ-537 для установки в ШПУ баллистических ракет

Классический двухосный полуприцепной установщик ТПК 15У98 (УТПК-1) образца 1975 года с тягачом МАЗ-537 был оборудован сварной стрелой с рельсовыми направляющими, подъемными гидроцилиндрами и полиспастовой системой погрузки межконтинентальных ракет УР-100 и опускания их в ШПУ. Громоздкая машина длиной около 19 м имела полную массу с ракетой — 68 т.

https://www.kolesa.ru/uploads/2016/09/original-17——-537_html_m44c8ad.jpg» alt=»Перегрузка ракетного контейнера с установщика 15У98 в шахтную пусковую установку» /> Перегрузка ракетного контейнера с установщика 15У98 в шахтную пусковую установку

Модернизированный вариант 15У164 с мощной опорной рамой и удлиненной подъемной стрелой был создан для загрузки в ШПУ 34-метровых ракет Р-36М и обитаемых контейнеров командных пунктов ракетных комплексов. Его длина достигала 26,5 м, боевая масса — около 70 т.

https://www.kolesa.ru/uploads/2016/09/original-17——-537_html_4304b644.jpg» alt=»Полуприцепной установщик 15У164 для перегрузки тяжелых ракет Р-36М. 1980 год» /> Полуприцепной установщик 15У164 для перегрузки тяжелых ракет Р-36М. 1980 годСамый крупный стреловой установщик межконтинентальных ракет (фото Л. Гоголева)

Для перевозки ТПК с модернизированными 24-метровыми ракетами УР-100 использовался трехосный длиннобазный ТПА с тягачом МАЗ-537Е. Полуприцеп оборудовали шестью небольшими управляемыми односкатными колесами, задними гидравлическими опорами, низкобортными боковыми решетчатыми рамами и сварным основанием с продольным рельсовым путем для бескрановой перегрузки ракеты. Длина всего агрегата достигала 41 м.

Тягач МАЗ-537Е с транспортно-перегрузочным агрегатом для ракет серии УР-100Трехосный длиннобазный полуприцепной ТПА со всеми управляемыми колесами

Еще более крупным многоосным ракетным установщикам и уникальным транспортно-перегрузочным автопоездам мы посвятим специальную статью.

Простая профессия — ремонт и эвакуация

Ограниченную гамму нехарактерных для 537-й серии машин составили доработанные шасси седельных тягачей МАЗ-537Г с лебедками, на базе которых были созданы эвакуационные тягачи и машины технической помощи, принятые на вооружение Советской армии в конце 1980-х.

https://www.kolesa.ru/uploads/2016/09/original-17——-537_html_4cf58bde.jpg» alt=»Опытный эвакуационный тягач ТК-7 — прототип машины КЭТ-Т. 1985 год (из архива НИИЦ АТ) » /> Опытный эвакуационный тягач ТК-7 — прототип машины КЭТ-Т. 1985 год (из архива НИИЦ АТ)https://www.kolesa.ru/uploads/2016/09/original-17——-537_html_386bf25f.jpg» alt=»Предсерийный вариант тяжелого колесного эвакуационного тягача КЭТ-Т (из архива НИИЦ АТ)» /> Предсерийный вариант тяжелого колесного эвакуационного тягача КЭТ-Т (из архива НИИЦ АТ)

Первый опытный вариант тяжелого колесного эвакуационного тягача под обозначением ТК-7 был разработан в 21 НИИИ в 1984–1986 годах и собран на опытном заводе № 38. Мелкосерийный выпуск доработанной машины с военным индексом КЭТ-Т с 1987-го осуществлял воронежский Центральный авторемонтный завод № 172 (172 ЦАРЗ). Тягач снабжался специальным ремонтным и буксировочным оборудованием для оказания технической помощи в пути тяжелым многоосным автотранспортным средствам и их эвакуации на ремонтные базы на жестком буксире или в полупогруженном положении с использованием 15-тонной лебедки и подъемного приспособления с упорным сошником.

https://www.kolesa.ru/uploads/2016/09/original-17——-537_html_m670814bb.jpg» alt=»Тяжелый эвакуационный тягач на шасси МАЗ-537Г с 15-тонной лебедкой (фото автора)» /> Тяжелый эвакуационный тягач на шасси МАЗ-537Г с 15-тонной лебедкой (фото автора)https://www.kolesa.ru/uploads/2016/09/original-17——-537_html_mf2179db.jpg» alt=»Эвакуатор КЭТ-Т колонны технического обеспечения военных парадов (фото автора)» /> Эвакуатор КЭТ-Т колонны технического обеспечения военных парадов (фото автора)

Мощный передний бампер позволял осуществлять функции толкача при перемещениях поврежденной техники и тяжелых грузов. В его комплектацию входили жесткие буксиры, такелажное оборудование, набор тросов, аппарат для резки металла, домкрат, специальный инструмент и осветительные прожекторы. КЭТ-Т до сих пор состоит в Российской армии. Его можно увидеть в составе машин сопровождения крупных войсковых автоколонн и во время парадов.

Многоцелевая машина технической помощи МТП-А4.1 с коротким бортовым кузовом и застекленным тентом впервые появилась в 1984 году в варианте МТП-4 конструкции 21 НИИИ. До 1987-го бронницкий 38-й завод собрал несколько прототипов, которые после доработок получили обновленный индекс МТП-А4.1 и с 1988 года выпускались небольшими партиями на заводе № 172.

https://www.kolesa.ru/uploads/2016/09/original-17——-537_html_75fd011e.jpg» alt=»Машина технической помощи МТП-А4.1 с лебедкой и коротким кузовом. 1988 год (из архива НИИЦ АТ)» /> Машина технической помощи МТП-А4.1 с лебедкой и коротким кузовом. 1988 год (из архива НИИЦ АТ)

Машина снабжалась штатной лебедкой, буксирным устройством с сошником, ремонтным и такелажным оснащением, комплектом запасных частей, материалами и емкостями с техническими жидкостями. Это оборудование позволяло оказывать помощь военным водителям в устранении мелких неисправностей тяжелых автомобилей и специальных шасси, заправлять их топливом, маслами и спецжидкостями, эвакуировать технику на жесткой тяге или в полупогруженном состоянии. В начале 1990-х годов эту модель сменила модернизированная машина МТП-А4.2 на новом шасси КЗКТ-74281, рассказ о которой впереди.

Автор выражает благодарность за предоставленные материалы Ю. Д. Бабушкину, члену редколлегии каталогов «Оружие России 1996–1997».

www.kolesa.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *