Что нужно знать родителям о детях, переживших гибель близких
- Что дети могут переживать гибель близкого так же, как взрослые.
- Что реакция детей сходна с реакцией взрослых, переживших травму.
- Что реакции посттравматического стресса иные и более многообразные, чем реакции горя.
- Что дети не обязательно должны быть жертвами или свидетелями теракта , чтобы получить травму: достаточно, что они имеют отношение к кому-то (другу, родственнику, ровеснику), пережившему теракт.
- Что такое трагическое событие в семье может травмировать всю семью.
- Что каждый член семьи реагирует на травму по-своему.
- Что сходные реакции у одних будут выражены сильнее, а у других — слабее.
- Что чем дольше дети, пережившие травму, живут без специальной помощи, тем с большей вероятностью пост-травматический синдром может приобрести хронический и чрезвычайно болезненный характер.
- Что травматическую реакцию нельзя предотвратить, но можно свести к минимуму ее негативные последствия для учебной деятельности ребенка, его поведения, личности и эмоционального развития, если как скорее обратиться за помощью.
- Что дети, когда им предоставляется такая возможность, могут и хотят обратиться к деталям травмирующего события.
- Что дети, пережившие гибель близкого, должны находиться под наблюдением в течение нескольких лет, поскольку травматические реакции могут возвращаться и спустя многие годы.
- Специальное вмешательство психолога может помочь ребенку испытать облегчение, освобождение от того ужаса, который он испытывает, а также сохранить чувство контроля над «монстрами», которых пробуждает пережитое.
- Что дети, родители которых обратились за помощью к специалисту по травме, будут вечно благодарны родителям за то, что те с пониманием отнеслись к их потребности поговорить с кем-то, кто понимает, какой ужас они испытывают.
- Что не каждый психиатр, психолог, социальный работник, школьный советник или врач знает, как лучше помочь в этой ситуации.
- Что существуют вопросы, которые следует задать, чтобы выяснить, насколько школьный советник, социальный работник и т.п. может быть полезен ребенку.
- Что существуют совершенно особые способы реагирования на особые реакции ребенка.
- Что ребенок, переживший травму, остро нуждается в родительском тепле терпении, защите, безопасности и базовом доверии.
- Что вам самим тоже нужна поддержка.
Понимают ли дети, что произошло с их близким?
0-2 года — Утрата воспринимается только как временная разлука.
2-6 лет — Магическое мышление; вера в всесильность — возможность предотвратить событие или сделать так, чтобы оно свершилось.
6-12 лет — Конкретное мышление — ребенок все воспринимает буквально. Если ему говорят: «Мы потеряли твоего брата» — ребенок ответит: «Пойдемте его искать». Если говорят: «Папа заснул», ребенок может бояться спать.
12 лет и старше — Реалистическое мышление, понимание окончательности смерти.
Как понять, что ребенку нужна помощь психолога?
- ребенок горько плачет в течение долгого времени
- у ребенка случаются частые и продолжительные приступы гнева
- происходят резкие изменения в поведении ребенка
- заметно снижаются школьные успехи и оценки
- ребенок надолго замыкается в себе
- ребенок теряет интерес к друзьям и к занятиям, которые он прежде любил
- ребенку снятся кошмары и нарушается сон
- ребенок часто жалуется на головные боли и другие недомогания
- ребенок резко худеет
- ребенок становится апатичным, молчаливым и теряет интерес к жизни
- ребенок видит будущее в мрачном свете, или вообще не проявляет интереса к этой теме
Доктор Л.Р. Мошинская, 2002 г., Хайфа
по материалам сайта www.supporter.ru
|
Что нужно знать родителям о детях, переживших гибель близких
|
|